О проекте Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении в Республике Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2006 года N 594

Действующий

       Сноска. Проект Закона отозван из Парламента - постановление Правительства РК от 13 марта 2007 года N  188 .

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении в Республике Казахстан".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект

Закон Республики Казахстан
О местном самоуправлении
в Республике Казахстан

      Настоящий Закон определяет правовые, экономические и финансовые основы организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления и гарантии их осуществления в Республике Казахстан.

  Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основы организации местного самоуправления

      1. В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
      2. Под местным самоуправлением понимается система самостоятельной организации деятельности населения административно-территориальной единицы, осуществляемая в границах местного сообщества и решающая вопросы местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами, уставом местного сообщества.
      3. Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно через свободные выборы, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
      Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах аула (села), поселка, района в городе, города, на территории которых компактно проживают группы населения.
      На территории одной административно-территориальной единицы может быть образовано одно местное сообщество, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящего пункта.
      В городах областного, республиканского значения и столицы может быть образовано несколько местных сообществ, осуществляющих свою деятельность самостоятельно.
      4. Основанием для признания гражданина Республики Казахстан членом местного сообщества является его постоянное проживание на территории административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
      He допускается установление каких-либо иных условий вступления граждан Республики Казахстан в члены местного сообщества кроме основания, предусмотренного настоящим пунктом.

       Статья 2. Введение местного самоуправления

      1. Местное самоуправление вводится в отдельных административно-территориальных единицах, указанных в статье 1 настоящего Закона, при наличии согласия более пятидесяти процентов дееспособных граждан,достигших восемнадцатилетнего возраста, соответствующего аула (села), поселка, района в городе, города районного, областного, республиканского значения, столицы.
      2. Согласие о введении местного самоуправления в соответствующей административно-территориальной единице удостоверяется сбором подписей путем заполнения подписных листов.
      Сбор подписей осуществляется инициативной группой граждан, образуемой акимом соответствующего аула (села), поселка, аульного (сельского) округа, района в городе, города районного, областного значения.
      Организация деятельности инициативной группы граждан обеспечивается акимом, указанным в части второй настоящего пункта.
      Каждый подписной лист должен включать в себя графы, содержащие следующие сведения: номер по порядку, фамилия, имя и отчество лица, ставящего подпись; номер и серия документа, удостоверяющего личность; число, месяц и год рождения; адрес постоянного места жительства, личная подпись и дата.
      Каждый гражданин вправе подписать подписной лист только один раз.
      Каждый заполненный подписной лист должен быть подписан лицом, осуществляющим сбор подписей.
      В трехдневный срок по окончании сбора подписей заполненные подписные листы сдаются лицами, осуществляющими сбор подписей, акиму, указанному в части второй настоящего пункта, который в десятидневный срок проверяет достоверность подписей граждан на подписных листах с привлечением органов, осуществляющих документирование и учет населения (паспортных служб).
      Недостоверными признаются подписи:
      1) выполненные одним лицом за двух или более лиц;
      2) при неполных данных согласно подписному листу;
      3) при наличии письменного заявления гражданина Республики
      Казахстан, отзывающего свою подпись;
      4) выполненные за умерших лиц.
Аким аула (села), поселка, аульного (сельского) округа, района в городе, города районного, областного значения может признать подпись недостоверной, если будет установлено, что подпись получена с нарушением требований законов Республики Казахстан.
      После проверки достоверности подписей аким, указанный в части второй настоящего пункта, оформляет соответствующий протокол и направляет его соответственно в акимат района (города областного значения), города республиканского значения, столицы.
      Акимат района (города областного значения) обобщает протоколы, переданные акимами соответствующих административно-территориальных единиц, и направляет их в акимат области. Акимат области, города республиканского значения, столицы при соответствии представленных подписных листов требованиям настоящего Закона, заносит результаты сбора подписей в итоговый протокол. Итоговый протокол о результатах сбора подписей направляется в Центральную избирательную комиссию и в соответствующий территориальный орган юстиции области (города республиканского значения, столицы) в течение одного месяца со дня получения документов от акимов, указанных в части второй настоящего пункта.

       Статья 3. Основные понятия, используемые
                  в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения аула (села), поселка, района в городе, города районного, областного, республиканского значения и столицы, отнесенные к таковым в соответствии с настоящим Законом, не входящие в компетенцию органов местного государственного управления;
      2) имущество местного сообщества - имущество, находящееся во владении, пользовании и распоряжении органов местного самоуправления, служащее источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению социально-экономических интересов местного сообщества;
      3) местное сообщество - совокупность граждан Республики Казахстан (членов местного сообщества), постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление и формируются его органы;
      4) органы местного самоуправления - не входящие в систему государственных органов выборные и иные органы, образуемые в порядке, установленном настоящим Законом и уставом местного сообщества и наделенные полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения;
      5) регламент Кенеса - документ, регулирующий внутренний порядок деятельности Кенеса, а также иные вопросы, установленные настоящим Законом;
      6) финансовый план - документ, регулирующий вопросы формирования и использования средств местного сообщества.

       Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о
                  местном самоуправлении

      1. Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Действие настоящего Закона распространяется на территории столицы и города Алматы в части, не противоречащей законодательству об особом статусе столицы и города Алматы.

       Статья 5. Устав местного сообщества

      1. Устав местного сообщества разрабатывается инициативной группой граждан соответствующей административно-территориальной единицы на основе типового устава и принимается членами местного сообщества непосредственно путем прямого голосования.
      Типовой устав местного сообщества утверждается Правительством Республики Казахстан.
      Устав местного сообщества считается принятым, если за него проголосовало более половины дееспособных членов местного сообщества, достигших восемнадцатилетнего возраста.
      Порядок подготовки и проведения голосования по принятию устава местного сообщества определяется Президентом Республики Казахстан.
      2. В уставе местного сообщества указываются:
      1) его наименование, содержащее указание на административно- территориальную единицу;
      2) границы и состав территории местного сообщества;
      3) вопросы местного значения, относящиеся к его ведению в
соответствии с настоящим Законом;
      4) порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления;
      5) основания и порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и его членов;
      6) порядок формирования, владения, пользования и распоряжения имуществом местного сообщества;
      7) срок и порядок рассмотрения обращений членов местного сообщества;
      8) порядок формирования и использования средств местного сообщества;
      9) порядок организации и проведения собрания местного сообщества;
      10) статус и социальные гарантии членов выборных органов местного самоуправления.
      В уставе местного сообщества могут содержаться и другие положения, относящиеся к деятельности местного сообщества, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
      3. Устав местного сообщества подлежит государственной регистрации в органах юстиции и вступает в силу после его опубликования (обнародования) в периодическом печатном издании, распространяемом на территории соответствующей области (столицы, города республиканского значения).
      Порядок регистрации устава местного сообщества определяется Правительством Республики Казахстан.
      4. Государственная регистрация включает в себя проверку соответствия устава местного сообщества законодательству Республики Казахстан.
      Органы юстиции ведут учет зарегистрированных уставов местных сообществ.

       Статья 6. Права и обязанности членов местного сообщества

      1. Члены местного сообщества имеют право:
      1) на осуществление местного самоуправления непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям;
      2) избирать и быть избранными в выборные органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о выборах;
      3) обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления;
      4) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
      Ограничения прав члена местного сообщества на участие в местном самоуправлении не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, и может быть обжаловано в судебном порядке.
      2. Члены местного сообщества обязаны:
      1) способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране;
      2) уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народов Казахстана и способствовать их развитию;
      3) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан.

       Статья 7. Собрание местного сообщества

      1. Собрание местного сообщества является формой решения членами местного сообщества вопросов местного значения путем прямого волеизъявления. Предметом обсуждения на собрании местного сообщества являются:
      1) рассмотрение вопроса и принятие решения о роспуске Кенеса;
      2) обсуждение решений по наиболее важным вопросам местного
значения;
      3) рассмотрение отчета руководителя Кенеса о проделанной работе;
      4) иные вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления и не находящиеся в ведении государственных органов.
      2. Собрание местного сообщества проводится:
      1) по инициативе не менее одной десятой дееспособных членов местного сообщества, достигших восемнадцатилетнего возраста;
      2) по решению Кенеса.
      3. Собрание местного сообщества проводится не позднее 30 календарных дней со дня внесения предложения (решения) об этом.
      4. Дата и место проведения собрания местного сообщества, вопросы, выносимые на его рассмотрение, а также принятые по ним решения подлежат опубликованию в средствах массовой информации местного сообщества.
      5. Собрание местного сообщества правомочно, если на нем присутствует не менее одной трети дееспособных членов местного сообщества, достигших восемнадцатилетнего возраста. Решения собрания местного сообщества принимаются большинством в две трети голосов присутствующих на нем членов местного сообщества, оформляются протоколом собрания местного сообщества.
      6. Если на собрании местного сообщества присутствует менее одной трети дееспособных членов местного сообщества, достигших восемнадцатилетнего возраста, собрание признается несостоявшимся и не позднее десяти дней проводится повторное собрание.
      Дата и место проведения повторного собрания местного сообщества подлежат опубликованию в средствах массовой информации местного сообщества.
      Повторное собрание признается состоявшимся, если на нем присутствует не менее половины от необходимого количества членов местного сообщества, указанного в пункте 5 настоящей статьи.
      От члена местного сообщества может выступать доверенное лицо. Допускается представительство интересов нескольких членов местного сообщества одним доверенным лицом.
      7. Во время проведения собрания местного сообщества члены местного сообщества могут поднимать проблемы и вносить предложения по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления.
      8. Предложения, которые вносятся по результатам собрания местного сообщества, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
      9. Решения, принятые на собрании местного сообщества, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления и обязательны к исполнению органами местного самоуправления и/или членами местного сообщества.
      10. Решение, принятое на собрании местного сообщества может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, иными уполномоченными органами государственной власти.
      11. Финансирование подготовки и проведения собрания местного сообщества осуществляется за счет средств местного сообщества.

  Глава 2. Органы местного самоуправления

       Статья 8. Органы местного самоуправления

      1. Органом местного самоуправления является Кенес, состоящий из его членов, избираемых местным сообществом.
      2. Кенес из числа его членов или членов местного сообщества избирает Тор-ага - лицо, осуществляющее организацию исполнения решений, принятых Кенесом и собранием местного сообщества, и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом местного сообщества.
      3. Органы местного самоуправления при осуществлении своей деятельности обязаны:
      1) не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внутренней и внешней политике, в том числе финансовой и инвестиционной;
      2) не допускать принятия решений, препятствующих формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами, формированию и развитию единого культурного и информационного пространства Республики Казахстан;
      3) соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности Республики Казахстан;
      4) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности;
      5) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов членов местного сообщества;
      6) рассматривать и давать ответ по существу обращения членов местного сообщества в срок и в порядке, установленные уставом местного сообщества;
      7) придерживаться принципов гласности и открытости, учета общественного мнения при осуществлении своей деятельности, обеспечивать возможность свободного доступа членов местного сообщества на заседания органов местного самоуправления;
      8) обеспечивать участие членов местного сообщества в решении вопросов местного значения;
      9) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан.
      4. Выборы членов органов местного самоуправления регламентируются законодательством Республики Казахстан о выборах.

       Статья 9. Образование Кенесов

      1. Члены Кенеса избираются членами местного сообщества на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Кенеса составляет четыре года.
      При количестве членов местного сообщества от двухсот до тысячи человек Кенес образуется в составе семи человек, свыше тысячи человек - в составе до пятнадцати человек.
      Число членов Кенеса устанавливается областными (города республиканского значения, столицы) избирательными комиссиями один раз в четыре года перед очередными выборами на основании сведений, предоставляемых местными исполнительными органами.
      2. Членом Кенеса может быть член местного сообщества, достигший возраста двадцати лет, не являющийся государственным служащим.
      Член Кенеса не может быть депутатом маслихата или Парламента Республики Казахстан.
      Членом Кенеса не может быть лицо, признанное судом недееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.
      3. Полномочия члена Кенеса начинаются с момента его регистрации соответствующей избирательной комиссией.
      4. Полномочия Кенеса начинаются с момента открытия первого заседания Кенеса и заканчиваются с началом работы первого заседания Кенеса нового созыва.
      Первое заседание Кенеса созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее 30 дней со дня опубликования итогов выборов.
      5. Кенес возглавляет руководитель, избираемый из числа его членов тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов Кенеса.
      Кандидатура на должность руководителя Кенеса выдвигается членами Кенеса.
      Руководитель Кенеса может быть освобожден от должности, а также вправе подать заявление об освобождении от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа членов Кенеса.
      Руководитель Кенеса:
      1) созывает заседания и председательствует на них;
      2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Кенеса;
      3) обеспечивает соблюдение регламента в деятельности Кенеса; 
      4) подписывает акты, принимаемые Кенесом;
      5) не реже одного раза в полугодие представляет членам местного сообщества отчет о проделанной работе;
      6) представляет интересы местного сообщества в отношениях с
физическими и юридическими лицами, а также в государственных органах Республики Казахстан;
      7) выполняет другие обязанности, возлагаемые на него уставом местного сообщества и регламентом Кенеса.
      6. В случае реорганизации (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы члены Кенеса сохраняют свои полномочия. Они являются членами Кенесов соответствующих реорганизованных административно-территориальных единиц, население которых наиболее увеличилось в результате реорганизации, до дня проведения первого заседания Кенеса нового созыва.

       Статья 10. Полномочия Кенеса

      1. К полномочиям Кенеса относятся:
      1) избрание руководителя Кенеса и освобождение его от должности;
      2) утверждение регламента Кенеса;
      3) утверждение плана работы Кенеса;
      4) утверждение финансового плана местного сообщества, а также
внесение изменений и дополнений в финансовый план местного сообщества, осуществление контроля за его исполнением;
      5) избрание Тор-ага и освобождение его от должности;
      6) утверждение отчета Тор-ага об исполнении финансового плана
местного сообщества;
      7) представление местному сообществу утвержденного отчета об
исполнении финансового плана местного сообщества;
      8) заслушивание отчета Тор-ага о проделанной работе;
      9) утверждение лимита штатной численности аппарата Тор-ага и системы оплаты труда его работников;
      10) утверждение ставок и размеров сборов, определенных местным
сообществом, в порядке добровольного самообложения;
      11) принятие правил по вопросам, отнесенным к предмету ведения
местного сообщества, предусмотренным его уставом;
      12) внесение предложений в местные исполнительные органы об
объявлении природных и других объектов, имеющих экологическую,
историческую, культурную или научную ценность, памятниками истории или культуры, охраняемыми законом;
      13) учреждение и присвоение местных почетных званий членам местного сообщества;
      14) делегирование члена Кенеса в состав участковой комиссии по оказанию содействия уполномоченным органам в деятельности по назначению адресной социальной помощи, пособий на детей до восемнадцати лет и иной социальной помощи;
      15) делегирование члена Кенеса в состав комиссий по предоставлению земельных участков, создаваемых местными исполнительными органами;
      16) осуществление иных полномочий, установленных уставом местного сообщества, не противоречащих законодательным актам Республики Казахстан.
      2. Передача полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, иным органам местного самоуправления не допускается.

       Статья 11. Организация деятельности Кенеса

      1. Заседания Кенеса проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания Кенеса могут проводиться по инициативе руководителя Кенеса, не менее одной трети его членов или Тор-ага. Заседание Кенеса правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.
      Решения Кенеса принимаются большинством голосов присутствующих на его заседании членов, оформляются в виде постановлений и подписываются руководителем Кенеса.
      В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов членов Кенеса поровну, голос руководителя является решающим, который во всех случаях подает свой голос последним.
      2. Постановления Кенеса обязательны для исполнения Тор-ага.

       Статья 12. Полномочия Тор-ага

      К полномочиям Тор-ага относятся:
      1) организация исполнения принятых Кенесом и собранием местного сообщества решений;
      2) представление Кенесу отчета об исполнении финансового плана местного сообщества не реже одного раза в полугодие;
      3) создание аппарата Тор-ага, назначение и освобождение от должностей его работников;
      4) определение компетенции работников аппарата Тор-ага;
      5) осуществление иных полномочий, установленных уставом местного сообщества, не противоречащих законодательным актам Республики Казахстан.

       Статья 13. Организация деятельности Тор-ага

      1. Информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Тор-ага осуществляется аппаратом Тор-ага.
      2. Аппарат Тор-ага создается в форме учреждения, деятельность которого финансируется за счет средств местного сообщества.
      3. Аппарат Тор-ага возглавляет Тор-ага.
      Тор-ага организует и руководит работой аппарата Тор-ага, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на аппарат Тор-ага задач и осуществление им своих функций.

       Статья 14. Полномочия аппарата Тор-ага

      1. К полномочиям аппарата Тор-ага относятся:
      1) формирование финансового плана местного сообщества;
      2) управление имуществом местного сообщества;
      3) привлечение средств благотворительных фондов и спонсоров на решение социальных проблем местного сообщества;
      4) учреждение средств массовой информации местного сообщества, назначение и освобождение их руководителей;
      5) ведение учета членов местного сообщества;
      6) организация проведения собрания местного сообщества;
      7) организация работы по благоустройству и озеленению населенных пунктов;
      8) организация работы по освещению улиц в населенных пунктах;
      9) организация работы по обеспечению санитарной очистки населенных пунктов;
      10) определение мест выпаса животных на землях населенного пункта;
      11) организация погребения безродных и общественных работ по содержанию в надлежащем состоянии мест захоронения;
      12) организация обеспечения общественного контроля в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      13) организация работ по профилактическим прививкам скота против особо опасных болезней;
      14) организация бесплатного подвоза учащихся до школы и обратно в аульной (сельской) местности;
      15) в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи организация доставки больных до ближайшей организации здравоохранения, оказывающей врачебную помощь, а также медицинских работников, обслуживающих больных на дому до места проживания больных;
      16) выявление лиц с низким уровнем дохода для участия в программах микрокредитования;
      17) выявление малообеспеченных лиц и внесение предложений по обеспечению занятости, оказанию адресной социальной помощи, организации обслуживания одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан на дому в уполномоченные органы в соответствующих сферах;
      18) выявление граждан нуждающихся в определении в дома-интернаты и внесение предложений об их устройстве в эти учреждения уполномоченным органам в области социальной защиты населения;
      19) составление социальной карты;
      20) оказание бесплатных услуг гражданам и безработным в профессиональной ориентации;
      21) организация работ по строительству, реконструкции, содержанию и ремонту автомобильных дорог населенного пункта;
      22) организация отлова и уничтожения бродячих собак и кошек;
      23) поддержание и материально-техническое обеспечение дошкольных организаций, учреждений культуры;
      24) содержание мест хранения и захоронения отходов потребления и производства;
      25) изучение и внесение предложений соответствующему акиму и иным государственным органам, по всем вопросам, касающимся жизнеобеспечения членов местного сообщества и не входящим в свою компетенцию;
      26) осуществление иных полномочий, установленных уставом местного сообщества, не противоречащих законодательным актам Республики Казахстан.
      2. Аппарат Тор-ага вправе:
      1) управлять объектом кондоминиума в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) участвовать в обеспечении общественного порядка;
      3) участвовать в решении вопросов повышения медицинской осведомленности населения по профилактике и предупреждению социально-значимых заболеваний, здоровому образу жизни, предупреждению травматизма;
      4) содействовать в обеспечении работников здравоохранения, проживающих в сельской местности, жильем;
      5) содействовать в обеспечении населения безопасной питьевой водой;
      6) содействовать физкультурно-спортивным организациям в выделении необходимых помещений, мест для занятий в парках культуры и отдыха, предоставлении спортивных сооружений;
      7) участвовать в проведении сельскохозяйственной переписи;
      8) участвовать в организации проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, обучения граждан требованиям безопасности дорожного движения;
      9) оказывать населению следующие услуги на возмездной основе:
      пастьба скота частного сектора;
      забой скота, заготовка и переработка сельхозпродукции, искусственное осеменение животных;
      ветеринарное обслуживание и участие в проведении идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии;
      иные услуги, востребованные членами местного сообщества, установленные уставом местного сообщества, не противоречащие законодательным актам Республики Казахстан.

       Статья 15. Основания прекращения полномочий органов
                   местного самоуправления и их членов

      1. Полномочия органа местного самоуправления прекращаются в случаях:
      1) нарушения установленного законодательством порядка его формирования;
      2) истечения срока полномочий;
      3) принятия Кенесом решения о самороспуске;
      4) отсутствия кворума три раза подряд на заседаниях Кенеса;
      5) роспуска Кенеса по инициативе местного сообщества.
      2. Местное сообщество принимает решение о роспуске Кенеса в случаях:
      1) принятия решений, не соответствующих законным интересам местного сообщества;
      2) оставления без рассмотрения и/или непринятия решения по предложениям, внесенным по результатам собрания местного сообщества.
      3. Полномочия члена органа местного самоуправления прекращаются в случаях:
      1) поступления на государственную службу;
      2) выхода из гражданства Республики Казахстан или его утраты;
      3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
      4) смерти;
      5) выезда на постоянное место жительства за пределы границ местного сообщества, призыва на военную службу;
      6) признания лица в установленном законодательством Республики Казахстан порядке ограниченно дееспособным или недееспособным либо безвестно отсутствующим или объявленным умершим;
      7) в связи с подачей заявления члена органа местного самоуправления о выходе из его состава.
      Решение о прекращении полномочий члена органа местного самоуправления принимается Кенесом большинством голосов от общего числа его членов.

  Глава 3. Взаимоотношения государственных органов
с органами местного самоуправления

       Статья 16. Взаимоотношения государственных органов
                   с органами местного самоуправления

      1. Государственные органы создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, включая методическое и информационное обеспечение органов местного самоуправления.
      2. Государство гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий, установленных настоящим Законом и уставом местного сообщества, и предусматривает в соответствии с законодательными актами передачу функций органам местного самоуправления с соответствующим финансовым обеспечением.
      3. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 17. Компетенция акимата области (города
                   республиканского значения, столицы)

      Акимат области (города республиканского значения, столицы):
      1) осуществляет мероприятия по созданию организационных условий для становления и развития органов местного самоуправления;
      2) взаимодействует с органами местного самоуправления через акимов районов (городов областного значения, района в городе республиканского значения, района в столице);
      3) разъясняет членам местного сообщества их права и обязанности;
      4) проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории области (города республиканского значения, столицы) органов местного самоуправления;
      5) вносит предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области местного самоуправления.

  Глава 4. Финансовое обеспечение деятельности
органов местного самоуправления. Отчет об исполнении
финансового плана местного сообщества

       Статья 18. Финансовое обеспечение деятельности органов
                   местного самоуправления

      1. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления составляют:
      1) средства, переданные из государственного бюджета;
      2) средства, поступившие в результате уплаты добровольных сборов членами местного сообщества;
      3) доходы, полученные от оказания услуг на возмездной основе;
      4) имущество местного сообщества;
      5) иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
      2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательными актами вправе передавать объекты собственности местного сообщества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки.

       Статья 19. Контрольный орган

      1. Контрольный орган - орган, осуществляющий контроль за целевым и эффективным использованием средств местного сообщества:
      1) средств, переданных из государственного бюджета;
      2) средств, поступивших в результате уплаты добровольных сборов членами местного сообщества;
      3) доходов, полученных от оказания услуг на возмездной основе;
      4) доходов, поступивших в результате использования имущества местного сообщества в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      2. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местного сообщества проводится посредством ревизий. Ревизии проводятся не реже одного раза в полугодие.
      3. Число членов контрольного органа определяется Кенесом. Руководитель контрольного органа избирается Кенесом из числа его членов на срок полномочий Кенеса. Иные члены контрольного органа привлекаются на договорной основе руководителем контрольного органа за счет средств местного сообщества на период проведения ревизии из числа специалистов, обладающих знаниями в соответствующих областях.
      4. Полномочия и порядок работы контрольного органа определяются регламентом Кенеса.
      5. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом, подлежат опубликованию (обнародованию).
      6. В случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений по вопросам использования средств местного сообщества, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан контрольный орган передает материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

       Статья 20. Отчет об исполнении финансового плана
                   местного сообщества

       1. Тор-ага не реже одного раза в полугодие представляет отчет об исполнении финансового плана местного сообщества с приложениями Кенесу и контрольному органу.
      2. К отчету об исполнении финансового плана местного сообщества прилагаются:
      1) пояснительная записка;
      2) аналитический отчет об исполнении по финансовому плану местного сообщества, включая оценку его эффективности.

       Статья 21. Рассмотрение и утверждение отчета
                   об исполнении финансового плана местного
                   сообщества

      1. Кенес рассматривает отчет Тор-ага об исполнении финансового плана местного сообщества в течение пятнадцати дней после получения отчета контрольного органа об исполнении финансового плана местного сообщества.
      2. При рассмотрении отчета Кенес заслушивает:
      1) доклад Тор-ага об исполнении финансового плана местного сообщества;
      2) доклад руководителя контрольного органа, с заключением по отчету об исполнении финансового плана местного сообщества.
      3. После рассмотрения отчет об исполнении финансового плана местного сообщества утверждается Кенесом.
      4. При утверждении отчета об исполнении финансового плана местного сообщества за отчетный период Кенес вправе вынести решение о необходимости принятия соответствующих мер по результатам исполнения финансового плана местного сообщества.

  Глава 5. Заключительные и переходные положения

      Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства
                    Республики Казахстан о местном самоуправлении

       Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о местном самоуправлении, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

       Статья 23. Порядок введения в действие настоящего Закона

       Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2007 года, за исключением подпунктов 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17), 18), 19), 20), 21), 22), 23), 24) пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, которые вводятся в действие по мере создания органов местного самоуправления на соответствующих административно-территориальных единицах.

       Президент
      Республики Казахстан