Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 06.04.2011 № 380.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан.
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы (далее - План).
3. Министерству здравоохранения Республики Казахстан обеспечить представление в Правительство Республики Казахстан информации о ходе исполнения Плана два раза в год, к 25 числу месяца, следующего за отчетным полугодием.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 апреля 2006 года N№317
Концепция
реформирования медицинского и фармацевтического
образования Республики Казахстан
Введение
Настоящая Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (далее - Концепция) разработана в соответствии с Посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года " К конкурентоспособному Казахстану , конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации", от 18 февраля 2005 года " Казахстан на пути ускоренной экономической , социальной и политической модернизации", Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438 и Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459.
Разработка настоящей Концепции продиктована необходимостью серьезных преобразований в области медицинского и фармацевтического образования, ставящих целью повышение профессионального уровня специалистов на основе повышения качества подготовки, и, как результат - существенное увеличение качества оказания медицинской помощи и улучшение здоровья граждан Республики Казахстан.
1. Анализ состояния медицинского и фармацевтического образования
§ 1. Состояние системы медицинского образования
в Республике Казахстан
Во всем мире развитие экономики, становление рыночных отношений предполагает изменение политики государства в области образования. При этом система подготовки кадров в лидирующих странах строится не только на сегодняшних потребностях общества, государства и личности, но имеет так называемое опережающее развитие.
Признанная мировым сообществом, как государство с рыночной экономикой, наша республика предпринимает меры по модернизации национальной системы образования с целью приближения ее к потребностям развития экономики. Утвержденная Указом Президента Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования.
В соответствии с Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы предстоит провести серьезную реформу и медицинского образования.
За последние десять лет произошли существенные изменения в количественном и качественном состоянии медицинских кадров в системе здравоохранения. Содержание медицинского образования и его материально-техническая база не учитывали возросших требований к подготовке специалистов и мировые тенденции обучения в организациях медицинского и фармацевтического образования. Отсутствие механизма учета в отечественных образовательных программах международного опыта, признания зарубежными странами казахстанских документов об образовании сдерживали академическую мобильность студентов, преподавателей и специалистов обслуживающего и управленческого труда.
Сегодня в стране существует реальная проблема недостаточного качества подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, что обусловлено рядом причин.
Одной из основных причин является несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, в основу которой взята система общих подходов без учета специфики именно медицинского образования. Следствием этого являются недостаточные требования к приему, обучению и контролю уровня знаний обучающихся непосредственно в организациях медицинского образования.
Другая, но не менее важная причина - слабая, практически не обновлявшаяся материально-техническая база медицинских организаций образования, влияющая на качество подготовки медицинских кадров и конкурентоспособность на международном рынке. Медицинские высшие учебные заведения в течение почти четырех десятилетий практически не имели возможности оснащения учебных и клинических баз современным оборудованием, приобретения современной вычислительной техники, аппаратуры, учебной литературы (печатной и электронной), реактивов, наглядных пособий и других. Все это формирует уже в стенах учебного заведения отставание будущего специалиста от научного и практического прогресса отрасли. Основной причиной слабой материально-технической базы является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение в медицинских вузах и колледжах. Частично эту проблему руководители медицинских организаций образования решают за счет приема студентов на договорную форму обучения, зачастую с низким базовым уровнем знаний.
Еще одной серьезной проблемой является недостаточная практическая подготовка выпускников медицинских вузов и колледжей. Медицинские организации образования не располагают собственными учебно-клиническими центрами для приобретения и отработки практических навыков. Медицинские вузы и колледжи вынуждены арендовать клинические базы в лечебно-профилактических организациях (ЛПО), при этом, не имея возможностей полноправного допуска к пациентам, использования медицинской аппаратуры, оснащения ЛПО и другое.
Остается проблемным обеспечение квалифицированными кадрами первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), особенно в сельских регионах. Это связано, в первую очередь, с отсутствием надежных механизмов распределения и закрепления кадров.
Развитие рыночных отношений во всех сферах и секторах экономической и социальной жизни, в том числе и в здравоохранении, требует подготовки компетентных специалистов-менеджеров, обладающих необходимыми знаниями по вопросам политики управления здравоохранением, повышения эффективности затрат.
Медицинское образование в республике не в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к нему как со стороны практического здравоохранения, так и со стороны потребителей медицинских услуг. Существующая система подготовки медицинских работников слабо адаптирована к новым целям и задачам процесса предоставления медицинских услуг населению и не обеспечивает конкурентоспособность специалистов.
В этой связи необходимо выделить основные направления, в рамках которых следует произвести серьезные изменения, предполагающие создание эффективно действующей системы медицинского и фармацевтического образования, ориентированной на стратегические потребности отрасли здравоохранения.
Следует определить единые задачи медицинского образования и политики здравоохранения, принципы кадрового планирования, разработать стандарты, соответствующие потребностям общества и приближенные к международным стандартам обучения, обеспечив соответствующее соотношение теории и практики в учебном процессе и ресурсы для непрерывного образования на основе действенной нормативной правовой базы медицинского образования.
Качество работы медицинских кадров основывается на уровне полученной подготовки и уровне профессиональной компетенции при выполнении функций. Для этого следует, прежде всего, четко сформулировать квалификационные требования к специалистам различного профиля, оказывающим медицинскую помощь на различных этапах, определить уровень компетенции.
§ 2. Основные модели медицинского образования в мире
Основными моделями медицинского образования, по которым в настоящее время в мире ведется подготовка специалистов с медицинским образованием, являются англосаксонская и германская.
Медицинское образование в соответствии с англосаксонской моделью, широко представленной в США, Канаде, Англии, состоит из четырех циклов: общего домедицинского высшего образования, общего медицинского, последипломного образования и дальнейшего образования, то есть повышения квалификации.
Задачей общего домедицинского высшего образования является подготовка по естественным наукам. Такая подготовка в англосаксонских странах проходит домедицинской школы. В США и Канаде она осуществляется в рамках бакалавриата с продолжительностью 3-4 года, в Англии на двухгодичных курсах по естественнонаучным дисциплинам. Для поступления в медицинскую школу претенденты должны пройти конкурсный отбор. Кроме конкурса аттестатов, большинство медицинских школ проводит тестирование абитуриентов.
Программы общего медицинского образования в англосаксонских странах существенно различаются. Обучение продолжается в США обычно четыре-пять лет, в Великобритании - пять-шесть. Затем следуют два года или более занятий, в течение которых основной акцент переносится на работу студентов в клинике, а число лекционных часов сокращается.
Обязательным условием допуска к самостоятельной практике является резидентура с продолжительностью в США и Канаде от трех до пяти лет, в Англии - один-шесть лет в зависимости от специализации.
По окончании резидентуры врачи продолжают образование и периодически повышают свою квалификацию.
В целом подготовка квалифицированного врача в этих странах занимает от 11 до 14 лет, а по некоторым направлениям (кардиохирургия, нейрохирургия и другие) - еще больше.
Студенты, которые желают заниматься научно-исследовательской работой, могут обучаться по направлению мастерских программ в течение одного - двух лет. После сдачи экзаменов и получения диплома с присвоением степени мастера наук в соответствующей области они могут продолжить научно-исследовательскую деятельность.
Современная система медицинского образования в Германии считается в мире достаточно эффективной. Она менее стандартизирована по сравнению с англосаксонской моделью.
Обязательным условием поступления на медицинский факультет является прохождение двухлетней программы "Абитур", где изучаются общегуманитарные дисциплины, два иностранных языка.
Продолжительность обучения на медицинском факультете составляет шесть лет, а для получения допуска к самостоятельной практике в Германии необходимо 11 лет, при условии сдачи экзамена для получения лицензии. При этом в течение 4,5-5,5 лет претендент должен отработать в качестве практиканта и ассистента врача.
Обучение на медицинском факультете во Франции продолжается 6 лет.
До настоящего момента в этой стране поступлению на медицинский факультет предшествовало обучение общегуманитарным дисциплинам на подготовительных восьмимесячных циклах. Начиная с этого года, данный этап отменен и выпускники школ получили право участвовать в конкурсе для поступления в медицинскую школу.
Процедура приема на медицинский факультет включает в себя конкурс на основании результатов вступительного письменного экзамена.
После окончания шести лет студенты сдают сертификационный экзамен, который включает в себя теоретические и практические вопросы. Успешная сдача экзамена дает право на получение диплома об окончании медицинского факультета.
Период последипломного образования во Франции называется интернатурой, продолжительность которой зависит от специализации и составляет от двух до шести лет. После окончания интернатуры специалисты получают сертификат, дающий им право на самостоятельную практику.
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на некоторые различия, в целом в построении системы медицинского образования во всем мире прослеживается общая тенденция: в структуре, в продолжительности обучения, условиях приема в медицинские организации образования и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности. Согласно рекомендациям Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), выделяют базовое медицинское образование (преклиника и клиника), последипломное медицинское образование (резидентура или специализация) и непрерывное профессиональное развитие (повышение квалификации врачей). При этом каждая модель строится с учетом национальных особенностей и требований существующей в стране системы здравоохранения.
С учетом проведенного анализа, предлагается структура медицинского образования, которая разработана в соответствии с требованиями Всемирной федерации медицинского образования и на основе международного опыта в этой сфере. За основу ее взята Германская модель подготовки врачей, с усилением клинической направленности медицинского образования.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является внедрение новой системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов с учетом приоритетов и особенностей здравоохранения республики, обеспечивающей конкурентоспособность специалистов.
Реализация этой цели предусматривает решение следующих задач:
1) изменение структуры и содержания программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров;
2) изменение принципов отбора и приема граждан в медицинские организации образования республики;
3) изменение системы оценки качества, уровня профессиональной компетенции и допуска к профессиональной деятельности;
4) внедрение аккредитации организаций образования с привлечением международных экспертов;
5) укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;
6) совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования.
3. Основные направления и механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы медицинского и фармацевтического образования;
внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские организации образования республики;
совершенствование системы финансирования и укрепление материально-технической базы медицинских организаций образования;
совершенствование управления медицинским образованием, внедрение системы менеджмента качества;
создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований;
повышение мотивации у студентов и преподавателей в достижении высоких результатов процесса обучения.
§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы медицинского
и фармацевтического образования
В условиях повышения требований к профессиональной компетенции специалистов здравоохранения возрастает ответственность всех участников образовательного процесса, начиная с органов управления и заканчивая самими обучающимися. В настоящее время к подготовке специалистов-медиков предъявляются общие требования и подходы, не учитывающие специфику медицинского образования. В этой связи необходимо определить роль Министерства здравоохранения, ответственного за кадровое обеспечение здравоохранения республики, в вопросах государственного управления в области медицинского и фармацевтического образования, разработки нормативных правовых актов, затрагивающих специфику медицинского образования (регламентация учебного процесса, составление учебных программ, планов, государственных общеобязательных стандартов, вопросы оценки качества медицинского образования, аттестации, аккредитации, лицензирования организаций медицинского образования и других).
В этом направлении будут:
1) сформирована нормативная правовая база медицинского образования с учетом медицинской специфики - внесены соответствующие изменения в систему подготовки медицинских кадров, осуществления лицензирования, государственной аттестации и с целью приближения к
международным стандартам образования - государственной аккредитации организаций медицинского и фармацевтического образования независимо от форм собственности;
2) законодательно закреплены вопросы управления и координации медицинского и фармацевтического образования;
3) законодательно определены обязательства организаций практического здравоохранения по предоставлению клинических баз медицинским организациям образования.
§ 2. Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в
медицинские организации образования республики
Переход на двенадцатилетнее среднее образование, предусматривающее профилизацию учебных планов и программ выпускника, станет важным фактором реформирования системы медицинского и фармацевтического образования. Профильное обучение в 11-12 классах позволит осуществлять углубленную допрофессиональную подготовку учащихся по естественнонаучному направлению.
Допрофессиональная подготовка будет иметь значение для отбора абитуриентов, выбравших медицину своей будущей профессией. Предполагается введение системы собеседования и представления рекомендаций наряду с результатами единого национального тестирования (ЕНТ), комплексного тестирования абитуриентов. Минимальный порог баллов по результатам тестирования для зачисления в студенты медицинских вузов и колледжей на платной основе постепенно будет приближен к значениям, определенным для приема на бюджетной основе.
Новые принципы отбора и приема в медицинские вузы будут включать:
1) обязательную допрофессиональную подготовку;
2) четкие критерии отбора и зачисления в медицинские вузы;
3) ограничение набора в медицинские организации образования с учетом учебно-методических и материально-технических возможностей вуза, а также результатов аккредитации.
§ 3. Совершенствование системы финансирования и укрепление
материально-технической базы медицинских организаций
образования
Повышение качества подготовки медицинских кадров невозможно в условиях устаревшей и давно не обновлявшейся материально-технической базы организаций образования. С целью ее укрепления на первом этапе будут:
1) проведена инвентаризация материальной базы всех организаций образования;
2) разработаны и утверждены нормативы оснащения организаций образования;
3) разработаны и внедрены правила (методика) расчета стоимости обучения одного обучающегося, в которых предусмотрены расходы на приобретение учебников (печатных и электронных), на работу в Интернете, содержание лабораторных животных, закуп реактивов и биоматериалов, оборудования, производственную практику студентов, на заработную плату преподавателей и других сотрудников, на оплату коммунальных услуг и прочие расходы;
4) созданы учебно-клинические центры при государственных медицинских организациях образования;
5) отработаны механизмы создания собственных клиник.
§ 4. Совершенствование управления медицинским образованием,
внедрение системы менеджмента качества
Развитие рынка образовательных услуг предполагает внедрение новых механизмов управления, в основу которых заложены принципы менеджмента качества, определенные концепцией всеобщего менеджмента качества и международными стандартами ИСО серии 9000:2000.
Важной составляющей систем международной аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов станет сертификация систем менеджмента качества (СМК) вузов с получением сертификата СМК, выданного признанными международными агентствами. Для внедрения СМК вуз должен обеспечить: качество содержания образования, качество подготовки абитуриентов и студентов, положительную мотивацию сотрудников и студентов, качество методического и материально-технического обеспечения, компетентность профессорско-преподавательского состава и других сотрудников, качество технологий обучения, качество технологий оценки, качество процессов руководства вузом.
Для реализации этих задач будут:
1) пересмотрены структуры управления и координации учебно-методического процесса медицинских организаций образования;
2) обучены кадры для внедрения системы менеджмента качества;
3) проведены работы по внедрению менеджмента качества и получения сертификата менеджмента качества.
§ 5. Создание новой системы подготовки, оценки качества и
уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических
кадров с учетом международных требований
§ 5.1. Изменение структуры подготовки медицинских и
фармацевтических кадров
Сноска. Параграф 5.1. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 08.07.2009 № 1038 .
Техническое и профессиональное образование будет предусмотрено по некоторым медицинским специальностям для лиц, имеющих основное общее образование (10 классов).
Основным направлением технического и профессионального образования станет создание условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. С введением технического и профессионального образования отрасль получит квалифицированные медицинские кадры технического и обслуживающего труда.
В образовательных программах технического и профессионального образования будут предусмотрены общегуманитарные, общепрофессиональные, специальные дисциплины по приобретению и закреплению профессиональных навыков, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности. Продолжительность обучения будет зависеть от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации.
В области медицинской и фармацевтической подготовки получение технического и профессионального образования будет возможно:
1) в рамках первой ступени с продолжительностью обучения 2 года - овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям технического и обслуживающего труда, не требующим углубленной теоретической и профессиональной подготовки. Данная ступень может быть реализована в медицинских колледжах по специальности "сестринское дело" с присвоением квалификации "медицинская сестра по уходу за больными";
2) в рамках второй ступени с продолжительностью обучения 3 года - предусматривающее овладение более сложными (смежными) специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда в системе здравоохранения республики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью. Содержание программ данной ступени будет гармонизировано с программами следующих ступеней образования. Оно может осуществляться в медицинских колледжах по специальностям "стоматология ортопедическая", "медицинская оптика", "монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники" и другим.
Реализация программ среднего профессионального образования будет поднята на новый уровень - послесреднее медицинское и фармацевтическое образование. Целью данного уровня станет удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах среднего звена управленческого и обслуживающего труда в области медицины и фармации. Послесреднее медицинское и фармацевтическое образование будет охватывать профессиональные образовательные программы подготовки квалифицированных кадров среднего звена.
Продолжительность обучения на базе среднего общего образования по медицинским и фармацевтическим специальностям составит 3 года, а на базе технического и профессионального образования: после первой ступени - 3 года, после второй ступени - 2 года.
Получение послесреднего образования предполагается осуществлять в рамках следующих специальностей:
"лечебное дело" с присвоением квалификации "фельдшер" или "акушер" в зависимости от специализации и наличия учебно-производственной базы;
"сестринское дело" с присвоением квалификации "медицинская сестра общей практики" или "специализированная медицинская сестра" в зависимости от специализации и наличия учебно-производственной базы;
"гигиена и эпидемиология" с присвоением квалификации "гигиенист-эпидемиолог";
"лабораторная диагностика" с присвоением квалификации "медицинский лаборант";
"стоматология" с присвоением квалификации "помощник врача-стоматолога";
"фармация" с присвоением квалификации "фармацевта". С внедрением кредитной технологии (системы) обучения станет возможным за счет выбора часов в рамках одной специальности получение разных квалификаций.
Высшее и послевузовское медицинское и фармацевтическое образование будет представлено базовым медицинским образованием (БМО) продолжительностью 5+2 года, бакалавриатом сроком 4-5 лет в зависимости от специальности, резидентурой, магистратурой и докторантурой (PhD).
Будет введена кредитная система обучения вместо традиционной. Кредитная технология обучения обеспечит непрерывность изучения дисциплин, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ. Конкретное содержание образования будет устанавливаться типовыми учебными программами дисциплин.
Подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием будет предусмотрена:
1) в рамках БМО:
"общая медицина" - с присвоением квалификации "врач" (5+2), в котором последние 2 года - интернатура;
"стоматология" с присвоением квалификации врач - стоматолог (5+1), последний год - интернатура;
2) в рамках бакалавриатов:
"сестринское дело" с присвоением академической степени бакалавр сестринского дела (4 года);
"фармация" с присвоением академической степени бакалавр фармации (5 лет);
"общественное здравоохранение" с присвоением академической степени бакалавр общественного здравоохранения (5 лет);
"медико-профилактическое дело" с присвоением академической степени бакалавр медико-профилактического дела (5 лет).
Выпускники по специальностям "общая медицина" и "стоматология", не прошедшие интернатуру, не будут допускаться к клинической практике. По базовым клиническим специальностям "общей медицины" интернатура будет двухгодичная и, по специальности "стоматология" - одногодичная. По окончании интернатуры будет предусмотрена государственная аттестация по клинической специальности с выдачей соответствующего документа.
По окончании БМО (5+2) по специальности "общая медицина" выпускникам будет присвоена квалификация "врач". Выпускники могут приступить к самостоятельной практической деятельности после получения сертификата и лицензии по некоторым специальностям (врач общей практики (ВОП), гигиенист-эпидемиолог, стоматолог), или же продолжить обучение в резидентуре для получения специализации (2-4 года). Право на самостоятельную практическую деятельность по специальностям резидентуры специалисты получат после сдачи экзамена на сертификат и лицензирования.
Послевузовское образование явится высшим уровнем системы непрерывного образования и будет включать резидентуру, магистратуру и докторантуру (PhD). Целью данного уровня станет создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических медицинских, сестринских и фармацевтических кадров новой формации, способных решать вопросы совершенствования здравоохранения, экономики, науки и разработки новых технологий в области медицины и фармации.
В магистратуре по медицинским и фармацевтическим специальностям смогут продолжить обучение специалисты, имеющие академическую степень бакалавра. В рамках магистратуры предполагается подготовка по двум направлениям:
1) профильная углубленная подготовка;
2) научно-педагогическая подготовка.
Образовательные программы магистратуры будут предполагать научно-методологическую направленность обучения и углубленную специализированную подготовку в соответствующей области. Предполагается существенное расширение специальностей для профильной и научно-педагогической подготовки в магистратуре.
Выпускникам магистратуры будет присваиваться академическая степень "магистр" сестринского дела, фармации, общественного здравоохранения по профилю специальности. Магистры будут иметь право продолжить обучение в докторантуре.
Докторантура явится завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области медицины, фармации. В докторантуру (PhD) будет трансформирована ныне существующая аспирантура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура по медицинским и фармацевтическим специальностям.
Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, будет присваиваться академическая степень доктора философии (PhD) по различным направлениям медицины, фармации. Срок обучения по докторским программам составит не менее 3 лет.
Система послевузовского образования по медицинским и фармацевтическим специальностям будет соответствовать потребностям рыночной экономики, процессам глобализации, общепризнанным международным требованиям, повысит интерес молодежи к получению академической степени, решит проблему обновления научно-педагогических кадров в области медицины и фармации.
Непрерывное профессиональное развитие (НПР) обозначает период образования, начинающийся после завершения додипломной и последипломной подготовки и продолжающийся в течение всей профессиональной жизни каждого медицинского работника. Система НПР формирует специалистов, адаптирует их к изменяющимся условиям труда, доучивает, связывает две составные части обучения - теорию и практику, учит осознанно относиться к приобретенным знаниям, умению использовать их в меняющихся производственных условиях и через это совершенствует практическое здравоохранение. НПР рассматривается в качестве профессионального обязательства и является также предпосылкой повышения качества медицинской помощи.
Учитывая вышеуказанное, а также опыт некоторых стран, необходимо четко определить виды непрерывного профессионального развития медицинских работников. Предполагается проведение мероприятий по типу самоподготовки и обучения на практике. Кроме того, сохранится система предоставления услуг по периодическому повышению квалификации и переподготовке кадров в институтах повышения квалификации при медицинских академиях, ведущих научных центрах, а также в организациях дополнительного профессионального (медицинского и фармацевтического) образования.
Повышение квалификации и переподготовка кадров являются основной формой дополнительного профессионального образования, цель которого состоит в углублении профессиональных знаний и навыков, приобретение новых профессий и специальностей в области медицины и фармации в соответствии с требованиями рынка труда. В отличие от подготовки, в системе дополнительного медицинского и фармацевтического образования будет предусмотрена возможность оперативной коррекции стандартов, внедрения новых типовых учебных программ по актуальным вопросам, возникшим в соответствии с требованиями практического здравоохранения.
Основным принципом дополнительного медицинского и фармацевтического образования будет непрерывность совершенствования профессиональной подготовки в течение всей деятельности. В этом направлении предполагается:
1) разработка различных по содержанию и срокам обучения образовательных и профессиональных программ, основанных на международных стандартах улучшения качества НПР;
2) создание условий для доступности дополнительного профессионального образования не только внутри страны, но и за ее пределами, в том числе с применением дистанционного образования;
3) совершенствование содержания и методического обеспечения системы непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников;
4) удовлетворение потребности личности в непрерывном получении знаний о новейших достижениях в области медицины и фармации, передовом отечественном и зарубежном опыте;
5) изучение, обобщение и распространение передового научно-педагогического опыта;
6) создание дополнительных условий и возможностей для повышения профессионального уровня специалистов, получивших медицинское образование до реализации настоящей Концепции.
Для реализации поставленных задач будет обеспечен переход к новым технологиям обучения, ориентированным на углубление и развитие профессиональной компетентности.
§ 5.2. Изменение содержания образования, внедрение новых
образовательных технологий
Изменение содержания образовательных программ медицинского и фармацевтического образования предполагает ориентир на международные стандарты, разработанные ВФМО, которые направлены на существенное улучшение качества. Разработка отечественных стандартов медицинского и фармацевтического образования будет осуществляться с учетом универсальности научной основы медицины, базирующейся на доказательствах, с отражением особенностей социально-экономических условий, состояния здоровья, характера заболеваемости населения Казахстана, его различных регионов, а также форм оказания медицинской помощи. Ядро медицинской учебной программы будет состоять из основополагающей теории и практики медицины, особенно базовых биомедицинских, поведенческих и социальных наук, общих клинических навыков, навыков принятия клинических решений, коммуникационных способностей и медицинской этики.
Содержание образования будет соответствовать государственным стандартам медицинского и фармацевтического образования, в которых будут заложены основные компетенции выпускника. Планируется широкое внедрение современных технологий в образовательный процесс. Предполагается введение ранней клинической подготовки студентов, внедрение модульного, междисциплинарного подхода в освоении дисциплин, принципов доказательной медицины, углубленное изучение иностранных языков и активное использование в образовательном процессе зарубежных печатных и электронных учебников как по базовым фундаментальным, так и по клиническим дисциплинам. Внедрение практики так называемых стандартизированных пациентов создаст одинаковые условия и для отработки клинических навыков у обучающихся и их оценки. Планируется создание во всех медицинских организациях образования имитационных классов, оснащение их современной аппаратурой, фантомами и муляжами для освоения и закрепления практических манипуляций. В качестве новых технологий оценки знаний обучающихся предполагается внедрение института независимых экзаменаторов. Предполагается также строительство центров клинической подготовки, которые одновременно будут служить и для отработки и для экзамена по приему практических навыков.
Для реализации названных мероприятий будут:
1) направлены в зарубежные медицинские университеты лучшие преподаватели - методисты для освоения и внедрения на местах новых образовательных технологий;
2) разработаны и внедрены новые Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) с учетом международного опыта;
3) внедрены экзамены для оценки качества подготовки выпускников медицинских вузов независимыми экзаменаторами.
§ 5.3. Сертификация и лицензирование специалистов
Планируется введение процедуры сертификации, определяющей допуск специалистов к самостоятельной клинической деятельности, после интернатуры - по некоторым клиническим специальностям, после резидентуры - по узким специальностям. Сертификация предполагает сдачу экзамена по избранной специальности. Для подготовки к его внедрению будет:
1) с привлечением зарубежных специалистов проведена экспертиза реализуемых образовательных программ и обучение отечественных специалистов технологиям разработки тестовых заданий по теоретической и клинической медицине;
2) сформирован банк тестовых заданий по основным клиническим специальностям;
3) создана организация независимых экзаменаторов для внедрения системы оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения.
Внедрение данной системы позволит создать единые требования к оценке готовности лиц для осуществления самостоятельной медицинской (клинической) деятельности.
С целью создания равных условий при оценке уровня знаний и практической подготовки специалистов, получивших медицинское и фармацевтическое образование по действующим стандартам, будут предусмотрены специальные сертификационные курсы повышения квалификации и переподготовки.
Сертификат специалиста будет давать право на получение лицензии на медицинскую деятельность. Процедуру ресертификации со сдачей экзамена планируется проводить каждые 5 лет.
Предполагается внедрение процедуры лицензирования деятельности всех специалистов, независимо от места работы.
§ 5.4. Внедрение аккредитации медицинских организаций
образования с привлечением независимых экспертов
Аккредитация медицинских организаций образования - это признание государством их статуса по типу и виду с установлением перечня образовательных программ, по которым они имеют право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца. Во всем мире под аккредитацией понимается подтверждение со стороны независимых профессиональных организаций способности вуза предоставлять качественные образовательные услуги. В нашей стране имеет место только государственная аккредитация.
С целью гармонизации системы аккредитации с международными процедурами оценки качества образования, обеспечивающей признаваемость дипломов медицинских вузов Казахстана, на первом этапе при поддержке международных организаций будет начата работа по созданию Центра по аккредитации медицинских вузов из центрально-азиатского региона. Внедрение новых стандартов подготовки медицинских кадров, основанных на международных стандартах улучшения качества медицинского образования, разработанных ВФМО для осуществления аккредитации медицинских вузов, даст возможность ускорить этот процесс.
Предполагается:
1) внедрение аккредитации на основе соответствия требованиям международных стандартов улучшения качества медицинского образования, разработанных всемирной федерацией медицинского образования;
2) проведение подготовительных работ по созданию центра международной аккредитации для стран центрально-азиатского региона.
§ 6. Повышение мотивации у обучающихся и преподавателей
в достижении высоких результатов процесса обучения
Переход на качественно новую ступень развития нашего общества повышает требования к знаниям, квалификации и творческой активности всех, кто причастен к воспитанию молодого поколения. Государством принимаются меры по стимулированию преподавательской деятельности, по поддержке новаторов, активно зарекомендовавших себя не только в педагогической, но и в научной работе. С этой целью:
1) вузом и средним учебным заведением будут учреждаться собственные гранты из внебюджетных средств для поддержки лучших преподавателей и молодых ученых;
2) будут выделяться гранты для направления на повышение квалификации в ведущие университеты мира лучших педагогов для освоения новых образовательных технологий;
3) на повышение квалификации за рубеж будут направляться лучшие преподаватели-клиницисты для освоения современных диагностических и лечебных технологий и внедрение их в учебный процесс;
4) будет разработана система дифференцированной оплаты труда
профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей в зависимости от качества оказываемых образовательных услуг.
Получение качественного образования станет целью каждого обучающегося в медицинской организации образования. Государство обеспечит все необходимые условия для достижения данной цели, но и сам студент должен четко осознавать свою роль в получении образования. Он должен быть заинтересован в овладении необходимыми знаниями, умениями и отношениями. Правом студента будет выбор преподавателя, возможность участвовать в разработке образовательных программ, давать оценку качеству организации учебного процесса и качеству работы преподавателя. Студент будет иметь право участвовать в конкурсе на лучшего студента вуза, города, страны. Отлично и хорошо успевающие студенты будут получать именные стипендии, главной из которых является стипендия Президента Республики Казахстан. Студенты также должны знать, что за предоставление качественных медицинских услуг в будущем они будут иметь возможность получать соответствующую заработную плату. В настоящее время среднемесячная заработная плата врача является одной из самых низких в стране. С целью стимулирования работы медицинского персонала будет разработана и введена дифференцированная система оплаты труда работников организаций здравоохранения.
4. Этапы реализации основных положений Концепции
Основные положения данной Концепции будут реализованы в два этапа.
На первом этапе (2006-2008 гг.) будут предусмотрены следующие мероприятия:
разработка соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы в области медицинского образования;
внесение изменений и дополнений в Классификаторы специальностей бакалавриата и магистратуры, начального и среднего профессионального образования;
разработка и внедрение новых государственных общеобязательных стандартов медицинского и фармацевтического образования, предусматривающих адекватное совершенствование методологических основ и квалификационных требований с учетом международного опыта;
повышение требований к приему и обучению в медицинских организациях образования;
отделение процесса обучения от процедуры оценки качества образования;
улучшение материально-технической базы медицинских организаций образования, повышение стоимости обучения;
введение технического профессионального и послесреднего медицинского и фармацевтического образования;
переход на модель подготовки медицинских и фармацевтических кадров с высшим специальным образованием (базовое медицинское образование - интернатура - резидентура), с высшим профессиональным образованием (бакалавриат - магистратура - докторантура);
проведение мониторинга для изучения потребностей отрасли здравоохранения в специалистах с техническим профессиональным, послесредним, высшим медицинским, сестринским и фармацевтическим образованием;
разработка собственных и адаптация передовых зарубежных образовательных методик в сфере медицинского и фармацевтического образования, внедрение кредитной технологии обучения;
внедрение системы менеджмента качества (СМК) в организациях образования и подготовка к сертификации СМК;
подготовка менеджеров здравоохранения и образования, обучение
профессорско-преподавательского состава (ППС) новым образовательным технологиям, повышение квалификации преподавателей внутри страны и за рубежом;
повышение требований к ППС медицинских организаций;
стимулирование труда ППС путем введения дифференцированной оплаты труда;
создание учебных центров по освоению и контролю клинических навыков;
реорганизация государственных медицинских академий в университеты с целью повышения статуса и престижа казахстанского медицинского образования, приближения к международным стандартам подготовки медицинских и фармацевтических кадров.
На втором этапе (2009-2010 гг.):
разработка и внедрение системы повышения квалификации и переподготовки для специалистов, получивших медицинское образование по действующим стандартам;
проведение независимой экспертизы состояния медицинского образования в стране зарубежными специалистами;
создание организации независимых экзаменаторов и внедрение системы оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения;
внедрение процедуры международной (центрально-азиатской) аккредитации медицинских вузов;
расширение выбора обучения по магистерским программам;
интеграция медицинских и фармацевтических вузов с научными центрами, научно-исследовательскими институтами и организациями практического здравоохранения путем создания научно-учебно-производственных объединений;
обновление существующей материально-технической базы, унифицированное программное и информационное обеспечение учебного процесса, развитие и внедрение методов дистанционного обучения.
5. Ожидаемые результаты
В результате реализации Концепции будет:
1) создана новая система подготовки медицинских и фармацевтических кадров, основанная на международном опыте и обеспечивающая потребности отрасли в высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда;
2) внедрена научно-обоснованная методика определения долгосрочной потребности отрасли здравоохранения в кадрах;
3) существенно улучшена и обновлена материально-техническая база медицинских организаций образования, с учетом постоянно развивающегося клинического аспекта медицины;
4) внедрена система менеджмента качества в организациях медицинского и фармацевтического образования;
5) внедрена аккредитация медицинских организаций образования с привлечением международных экспертов;
6) создана организация независимых экзаменаторов и внедрена система оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения;
7) сформирован рынок услуг в сфере медицинского и фармацевтического образования с сопутствующей конкуренцией между образовательными организациями различных видов и форм собственности и расширением возможности выбора образовательных программ и форм обучения.
6. Заключение
Реализация настоящей Концепции будет способствовать динамичному развитию системы медицинского и фармацевтического образования, разработке перспективных образовательных методик, а также повышению престижа казахстанского образования. Коренные преобразования в образовательном процессе, позволят поднять качество подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, приблизив уровень обучения к международным стандартам. При этом станет возможным поступательное развитие самой отрасли на основе повышения объема и качества оказываемых медицинских и фармацевтических услуг населению.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 апреля 2006 года N 317
План мероприятий по реализации Концепции
реформирования медицинского и фармацевтического
образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы
Сноска. План с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 08.07.2009 № 1038 .
N п/п |
Мероприятия |
Форма завер- |
Ответс- |
Срок испол- |
Предпола- |
Источник финанси- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Разработка |
Проект |
МОН |
1 |
Расходы не |
|
2 |
Внесение |
Приказы |
МОН |
2 |
Расходы не |
|
3 |
Разработка |
Приказ |
МЗ (со- |
3 ква- |
Расходы не |
|
4 |
Разработка |
Приказ |
МЗ |
1 ква- |
Расходы не |
|
5 |
Внесение |
Приказы |
МОН |
май |
Расходы не |
|
6 |
Внесение |
Приказ |
МЗ |
май |
Расходы не |
|
7 |
Разработка |
Приказ |
МЗ |
май |
Расходы не |
|
8 |
Разработка Правил расчета |
Приказ |
МЗ |
1 ква- |
Расходы не |
|
9 |
Разработка и |
Совмес- |
МЗ (со- |
2 ква- |
В пределах |
|
10 |
Разработка и |
Совмес- |
МЗ (со- |
4 ква- |
В пределах |
|
11 |
Разработка и |
Совмес- |
МЗ (со- |
2 ква- |
В пределах |
|
12 |
Разработка |
Приказ |
МЗ (со- |
4 ква- |
Расходы не |
|
13 |
Внесение |
Проект |
МОН |
3 ква- |
Расходы не |
|
14 |
Внедрение |
Приказ |
МЗ |
2009- |
Расходы не |
|
15 |
Обучение |
Приказ |
МЗ |
2006- |
В пределах |
|
16 |
Создание и |
Инфор- |
МЗ |
25 |
В пределах |
|
17 |
Оснащение |
Приказ |
МЗ |
2006- |
В пределах |
|
18 |
Оснащение |
Приказ |
МЗ |
2008- |
В пределах |
|
19 |
Реорганизация |
Проект |
МЗ |
4 ква- |
За счет |
ПРИМЕЧАНИЕ:
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения;
ВФМО - Всемирная федерация медицинского образования;
ЕНТ - Единое национальное тестирование;
ПМСП - первичная медико-санитарная помощь;
ГОСО - Государственные общеобязательные стандарты образования;
БМО - Базовое медицинское образование;
НПР - непрерывное профессиональное развитие;
СМК - система менеджмента качества;
ППС - профессорско-преподавательский состав.