В соответствии с
подпунктом 6) пункта 1
статьи 13
Закона Республик Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за соблюдением местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13»апреля 2006 года N 276
Правила
осуществления контроля за соблюдением местными
исполнительными органами областей (города республиканского
значения, столицы) законодательства Республики Казахстан
о естественных монополиях
1. Настоящие Правила осуществления контроля за соблюдением местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" (далее - Закон).
2. Настоящие Правила определяют порядок проведения центральным государственным органом , осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий (далее - центральный уполномоченный орган), контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), осуществляющими свою деятельность в пределах компетенции, установленной Законом (далее - местный исполнительный орган).
3. Центральный уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях местными исполнительными органами посредством:
1) плановых проверок местных исполнительных органов по месту их нахождения;
2) внеплановых проверок местных исполнительных органов;
3) выборочной экспертизы решений и актов местных исполнительных органов.
4. Плановые проверки местных исполнительных органов проводятся центральным уполномоченным органом не чаще одного раза в год.
5. Основанием для проведения плановой проверки местных исполнительных органов является план работы центрального уполномоченного органа, ежегодно утверждаемый руководителем центрального уполномоченного органа, либо лицом, исполняющим его обязанности. План должен содержать перечень местных исполнительных органов, в отношении которых предполагается осуществление проверок и срок проведения проверок.
6. Виды внеплановых проверок местных исполнительных органов:
1) по местонахождению местного исполнительного органа;
2)
без выезда на местонахождение местного исполнительного органа.
7. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) заявления физических и (или) юридических лиц;
2) информация государственных органов;
3) обращения правоохранительных органов;
4) обращения общественных организаций;
5) сообщения средств массовой информации;
6) информация, полученная из отчетов местных исполнительных органов.
8. Не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил, центральный уполномоченный орган:
1) принимает решение о проведении проверки;
2) дает письменное заключение об отсутствии оснований для проведения проверки в случаях, предусмотренных в подпунктах 1) - 4) пункта 7 настоящих Правил;
3) при необходимости запрашивает соответствующую информацию у местного исполнительного органа, а также их должностных лиц с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
9. Плановая и внеплановая проверки местных исполнительных органов по месту их нахождения проводятся по решению центрального уполномоченного органа.
10. Решение центрального уполномоченного органа должно содержать:
1) наименование и местонахождение местного исполнительного органа;
2)
фамилию и инициалы должностного лица, осуществляющего проверку;
3) вид проверки;
4) вопрос проверки;
5)
срок проведения проверки;
6) основания назначения проверки;
7) проверяемый период в случае, если требуется изучение документов местного исполнительного органа за определенный временной период;
8) программу проверки с указанием основных задач и целей, проведения проверки местного исполнительного органа, перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки.
11. Решение центрального уполномоченного органа подписывается руководителем либо лицом, исполняющим его обязанности, и заверяется печатью центрального уполномоченного органа.
12. При проведении плановой или внеплановой проверки местного исполнительного органа по месту его нахождения должностное лицо центрального уполномоченного органа предъявляет руководителю местного исполнительного органа либо лицу, исполняющему его обязанности, решение центрального уполномоченного органа и служебное удостоверение.
13. При предъявлении решения центрального уполномоченного органа и служебного удостоверения местные исполнительные органы должны допустить должностное лицо центрального уполномоченного органа на территорию или помещение, принадлежащие им, и обеспечить возможность запроса и получения от должностных лиц, руководителей и других работников проверяемых местных исполнительных органов необходимой для проведения проверки информации, документов и объяснений в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки.
14. Срок проведения плановой и внеплановой проверки местного исполнительного органа по месту его нахождения устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач, но не должен превышать более 30 календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств, срок проведения плановой и внеплановой проверки местного исполнительного органа по месту его нахождения может быть продлен решением центрального уполномоченного органа на 30 календарных дней.
Продление срока проведения плановой и внеплановой проверок местных исполнительных органов по месту их нахождения производится первым руководителем центрального уполномоченного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
15. Плановая и внеплановая проверки местных исполнительных органов по месту их нахождения завершаются составлением справки об итогах проверки местного исполнительного органа (далее - Справка об итогах проверки).
Справка об итогах проверки подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку местного исполнительного органа, и руководителем проверяемого местного исполнительного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
16. Руководитель проверяемого местного исполнительного органа либо лицо, исполняющее его обязанности, может изложить в письменном виде особое мнение, которое прилагается к Справке об итогах проверки.
17. В случае отказа руководителя проверяемого местного исполнительного органа либо лица, исполняющего его обязанности, от подписания Справки об итогах проверки должностным лицом центрального уполномоченного органа, осуществляющим проверку местного
исполнительного органа, в Справку об итогах проверки вносится соответствующая запись.
18. Второй экземпляр Справки об итогах проверки после окончания проверки местного исполнительного органа вручается под роспись руководителю местного исполнительного органа или лицу, исполняющему его обязанности, а в случае их отсутствия либо отказа в принятии Справки об итогах проверки нарочно - сдается в канцелярию проверяемого местного исполнительного органа под роспись с указанием фамилии и должности работника местного исполнительного органа, принявшего справку.
При отсутствии возможности вручения либо сдачи Справки об итогах проверки в канцелярию, Справка об итогах проверки направляется местному исполнительному органу заказным письмом с почтовым подтверждением о ее вручении.
19. Результаты плановой и внеплановой проверки по местонахождению местного исполнительного органа могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
20. Внеплановая проверка без выезда на местонахождение местного исполнительного органа проводится центральным уполномоченным органом при необходимости с запросом соответствующей информации.
21. При направлении запроса центральный уполномоченный орган устанавливает срок представления местным исполнительным органом запрашиваемой информации, но не менее пяти рабочих дней.
22. Местный исполнительный орган представляет запрошенную центральным уполномоченным органом информацию в установленный срок.
23. Центральный уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 дней, рассматривает имеющиеся материалы.
24. По результатам рассмотрения Справки об итогах проверки либо внеплановой проверки без выезда на местонахождение местного исполнительного органа центральный уполномоченный орган:
1) составляет заключение об отсутствии фактов нарушений;
2) выносит предписание местному исполнительному органу об устранении выявленных нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе о восстановлении первоначального положения;
3) рекомендует соответствующему государственному органу привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
4) передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела;
5) передает материалы в иные государственные органы для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
25. Центральный уполномоченный орган может привлечь специалистов заинтересованных государственных органов для принятия участия в проведении проверок местных исполнительных органов.
26 . Центральный уполномоченный орган может принимать участие в проверках, проводимых совместно с другими государственными органами.
27. Центральный уполномоченный орган может проводить выборочную экспертизу решений и актов местных исполнительных органов на соответствие законодательству Республики Казахстан о естественных монополиях и методологическим основам формирования тарифа.
28. Выборочной экспертизе подлежат решения местных исполнительных органов об утверждении тарифов (цен, ставок сборов) и их предельных уровней; инвестиционных тарифов (цен, ставок сборов); тарифных смет; временных понижающих коэффициентов; временных компенсирующих тарифов; о согласовании учетных политик, а также акты реагирования местных исполнительных органов на нарушения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.
29. Выборочная экспертиза проводится в целях определения соответствия решений и актов местных исполнительных органов законодательству Республики Казахстан о естественных монополиях и/или недискриминационным методикам расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий.
30. Центральный уполномоченный орган, при необходимости, запрашивает информацию для осуществления выборочной экспертизы решений и актов местных исполнительных органов.
31. При направлении запроса центральный уполномоченный орган устанавливает срок представления местным исполнительным органом запрашиваемой информации, но не менее пяти рабочих дней.
32. Местный исполнительный орган представляет запрашиваемую центральным уполномоченным органом информацию в установленный срок.
33. В случае обнаружения несоответствия недискриминационным методикам расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий в принятых решениях и актах местных исполнительных органов, центральный уполномоченный орган направляет в местный исполнительный орган мотивированное заключение о принятии соответствующих мер.
34. В случае обнаружения несоответствия решений и актов местных исполнительных органов законодательству Республики Казахстан о естественных монополиях центральный уполномоченный орган:
1) выносит предписание местному исполнительному органу об устранении выявленных нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе о восстановлении первоначального положения;
2) рекомендует соответствующему местному исполнительному органу отменить принятые решения и акты местного исполнительного органа;
3) передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о
возбуждении уголовного дела.
5. Внесение предписания местному исполнительному органу об
устранении выявленных нарушений законодательства
о естественных монополиях
35. Предписание об устранении нарушений законодательства о естественных монополиях вносится местному исполнительному органу, допустившему нарушения законодательства о естественных монополиях.
36.
Предписание оформляется на фирменном бланке центрального уполномоченного органа и должно содержать:
1) наименование местного исполнительного органа, в отношении которого составляется предписание;
2) описание установленного факта (фактов) нарушения законодательства о естественных монополиях, а также нормы права, которые были нарушены местным исполнительным органом;
3) действия, которые должен совершить местный исполнительный орган для устранения нарушения законодательства о естественных монополиях (или от совершения которого (которых) он должен воздержаться);
4) срок исполнения предписания;
5) срок представления информации об исполнении предписания;
6) подпись лица, уполномоченного подписывать предписание;
7) печать центрального уполномоченного органа.
37. Предписания центрального уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе о восстановлении первоначального положения, исполняются местными исполнительными местными исполнительными органами, их руководителями в срок, предусмотренном предписаниями, но не позднее тридцати дней со дня их получения.
38. В случае неисполнения местными исполнительными органами предписаний центрального уполномоченного органа, центральный уполномоченный oрган обращается в суд с иском.
39. Предписания центрального уполномоченного органа могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
40. Местный исполнительный орган может обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания центрального уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе о восстановлении первоначального положения.
41. Обжалование предписания центрального уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений законодательства о естественных монополиях, в том числе о восстановлении первоначального положения, приостанавливает их действие.