Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данных в ходе визита в Восточно-Казахстанскую область 23-24 июня 2005 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития города Семипалатинска Восточно-Казахстанской области на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Центральным исполнительным органам Республики Казахстан и местным исполнительным органам Восточно-Казахстанской области обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и по итогам полугодия, не позднее 20 января и 20 июля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан по итогам полугодия, не позднее 1 февраля и 1 августа, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Есимова А.С.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 августа 2005 года N 874
Программа
развития города Семипалатинска
Восточно-Казахстанской области
на 2006-2008 годы
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния социально-экономического
развития города Семипалатинска Восточно-Казахстанской
области
3.1. Промышленность
3.2. Агропромышленный комплекс
3.3. Малое предпринимательство
3.4. Инженерная инфраструктура
3.4.1. Транспортный комплекс и дорожное хозяйство
3.4.2. Водоснабжение и канализация
3.4.3. Энергоснабжение
3.5. Социальная инфраструктура
3.5.1. Образование
3.5.2. Здравоохранение
3.5.3. Культура и спорт
3.5.4. Жилищное строительство
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Промышленность
5.2. Агропромышленный комплекс
5.3. Малое предпринимательство
5.4. Инженерная инфраструктура
5.4.1. Транспортный комплекс и дорожное хозяйство
5.4.2. Водоснабжение и канализация
5.4.3. Энергоснабжение
5.5. Социальная инфраструктура
5.5.1. Образование
5.5.2. Здравоохранение
5.5.3. Культура и спорт
5.5.4. Жилищное строительство
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
8. План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт Программы
Наименование Программа развития города Семипалатинска
Восточно-Казахстанской области на 2006-2008
годы
Основание Пункт 1 Мероприятий по реализации поручений
для разработки Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева, данных в ходе визита в
Восточно-Казахстанскую область 23-24 июня
2005 года, утвержденных Руководителем
Администрации Президента Республики Казахстан
5 июля 2005 года N 41-8.55;
Пункт 4 протокола
совещания у Премьер-Министра Республики
Казахстан от 17 августа 2005 года
N 11-5/007-304
Разработчики Министерство экономики и бюджетного
планирования, акимат Восточно-Казахстанской
области
Цель программы Обеспечение дальнейшего устойчивого социально-
экономического развития города Семипалатинска
Восточно-Казахстанской области
Задачи программы Создание новых производств по выпуску
конкурентоспособной продукции за счет
внедрения передовой технологии и инновационных
решений в промышленности и аграрном секторе;
расширение существующих производств по выпуску
современных строительных материалов;
развитие производственной, инженерной и
социальной инфраструктуры, малого и среднего
предпринимательства, туризма
Сроки реализации 2006-2008 годы
Необходимые Для реализации Программы будут задействованы
ресурсы и собственные средства предприятий,
источники отечественных инвесторов, банков второго
финансирования уровня, институтов развития и бюджетные
источники финансирования.
Общие затраты из государственного бюджета
на реализацию Программы составят 26346,9 млн.
тенге, в том числе из республиканского
бюджета - 23569,2 млн. тенге, из них
в 2006 году - 6841,1 млн. тенге, в 2007 году -
9576,3 млн. тенге, в 2008 году - 7151,8 млн.
тенге; из местного бюджета - 2777,7 млн.
тенге, из них в 2006 году - 690,6 млн. тенге,
в 2007 году - 889 млн. тенге, в 2008 году -
1198,1 млн. тенге
Ожидаемые Реализация Программы позволит обеспечить:
результаты устойчивое социально-экономическое
от реализации развитие города путем создания основ для
программы дальнейшего наращивания производственного
потенциала, в частности к 2008 году объем
производства товарной продукции увеличится
на 3,5-4,0 млрд. тенге, мяса в 1,4 раза,
молока - на 5,0%, яиц - на 4,2%, шерсти - на
1,2%, будет дополнительно создано не менее
1,0 тыс. новых рабочих мест;
доступность жилья широким слоям населения за
счет развития жилищного строительства;
улучшение качества предоставляемых услуг в
жилищно-коммунальной, транспортной и
социальной сферах
2. Введение
Программа развития города Семипалатинска Восточно- Казахстанской области разработана в соответствии с пунктом 1 Мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, утвержденных Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан 5 июля 2005 года N 41-8.55.
Семипалатинск - город областного значения Восточно- Казахстанской области, крупный экономический, транспортный и культурный центр республики.
В административно-территориальный состав города входят 2 поселка и 16 сельских округов, где сосредоточено 37 сельских населенных пунктов.
Население города составляет 302,7 тыс. человек, в том числе городское - 279,1 тыс. и сельское - 23,6 тыс. человек.
С момента вхождения в 1997 году города Семипалатинска в состав Восточно-Казахстанской области достигнута относительно устойчивая макроэкономическая стабилизация в основных отраслях. Рост промышленного производства составил 1,5 раза, в сельском хозяйстве поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 33%, овец и коз - на 34 %, возросло производство яиц в 1,7 раза, молока - в 1,4 раза, ввод жилья увеличился в 2,5 раза.
В то же время экономика города не обеспечивает существенного роста доходной части бюджета. Низка конкурентоспособность производимой продукции. Требуют дальнейшего развития социальная и инженерная инфраструктуры города.
В отдельных отраслях и сельских округах Семипалатинского региона пока не обеспечен существенный рост экономического потенциала с точки зрения объемов производства, конкурентоспособности производимой продукции, улучшения ситуации в развитии инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
Уровень техники и технологий большинства существующих предприятий не отвечает современным требованиям, где износ основных фондов составляет более 50 %. Производство ведется по устаревшим технологиям с высоким уровнем энергопотребления.
Реализация Программы обеспечит достижение качественных изменений в структуре экономики города, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческих, производственных и природных ресурсов. Улучшится доступ населения к объектам социальной инфраструктуры.
3. Анализ современного состояния социально- экономического развития города Семипалатинска Восточно- Казахстанской области
3.1. Промышленность
В 2004 году предприятиями промышленности города произведено товарной продукции на сумму 27,6 млрд. тенге, что составляет 12,4% от объема товарной продукции по области, индекс физического объема промышленной продукции составил 108,8% (по области - 104,9%), в том числе в горнодобывающей промышленности - 110,0% (96,6%), обрабатывающей - 108,6% (107,8%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 108,7% (102,8%).
В первом полугодии текущего года объем производства промышленной продукции составил 13,7 млрд. тенге, что к аналогичному периоду прошлого года составляет 101,4%.
В структуре объема товарной продукции промышленности города в настоящее время 69,6% составляет продукция предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе 23,7% - производство неметаллических минеральных продуктов, 10,5% - переработка сельскохозяйственных продуктов.
Для удовлетворения потребностей населения региона в пищевой продукции организовано производство переработки молока (ТОО "Кайсар ЛТД"), вновь запущены производства по выпуску консервов и колбасных изделий, фарша и пельменей (ТОО "Семипалатинский мясокомбинат"), возобновлено производство обоев (АО "Каполиграф").
Введен в действие завод по производству сухих строительных смесей (ТОО "Семмикс").
Модернизировано оборудование ТОО "Семипалатинский комбикормовый завод", введена в эксплуатацию мельница ржаного помола в АО "Восточно-Казахстанский мукомольно-комбикормовый комбинат".
Продукция двенадцати предприятий стала победителем конкурса "Лучшие товары Восточного Казахстана 2004" в различных номинациях, а продукция двух предприятий - на республиканском конкурсе.
Вместе с тем, темпы роста объемов промышленного производства сохраняют неустойчивый характер, имеются нерешенные проблемы в обеспечении сырьем и сбыте производимой продукции.
Сохраняется проблема моральной и физической изношенности основных фондов, которая приводит к низкой производительности и конкурентоспособности производимой продукции. В настоящее время степень износа основных средств в отраслях экономической деятельности составляет от 34% до 57%.
3.2. Агропромышленный комплекс
В аграрном секторе экономики в 2004 году было зарегистрировано 545 крестьянских хозяйств, 3 производственных кооператива, 4 товарищества с ограниченной ответственностью, 2 акционерных общества, 5156 личных подсобных хозяйств населения, имеющих скот и птицу.
Объем валовой продукции в 2004 году составил 3,9 млрд. тенге, в том числе животноводство - 2,1 млрд.тенге или 53,8%, растениеводство - 1,8 млрд.тенге или 46,2%, рост к 2003 году - 15,9%. В животноводстве увеличено производство по сравнению с 2003 годом мяса на 4%, молока - на 15,3%, яиц - на 13%, увеличено поголовье крупного рогатого скота на 10,3%, поголовье овец и коз - на 11%, лошадей - на 6,7%.
Проводится работа по сохранению генофонда и разведению высокопродуктивных племенных животных. В настоящее время статус племенного хозяйства имеют ТОО "Кайнар", занимающееся разведением племенных лошадей породы Казахская, типа "Джабе" и ТОО "Агрофирма Приречное", имеющее более 1,5 тыс. голов крупного рогатого скота Казахской белоголовой породы.
Птицеводство в регионе является одной из наиболее развитых отраслей животноводства. В ТОО "Прииртышская бройлерная птицефабрика" завершена реконструкция по внедрению венгерской технологии выращивания птицы, производительностью 2,0 тыс.тонн бройлерного мяса в год. С 2005 года данное предприятие возобновило производственную деятельность.
Согласно агропродовольственной программе Восточно- Казахстанской на 2003-2005 годы в Семипалатинском регионе в 2004 году в растениеводстве произведено около 4 тыс. тонн зерновых культур или 68,4% к объему, намеченному программой, 19 тыс. тонн овощей (107,3%), 49 тыс. тонн картофеля (101,0%), 0,3 тыс. тонн подсолнечника (в 1,5 раза), 1,6 тыс. тонн бахчевых (102,0%).
При кредитовании аграрного сектора ежегодно выделяется от 40 до 55% от общего объема необходимых средств. Всего, начиная с 1998 года по 2004 год, выделено 1,2 млрд. тенге. В 2004 году для развития аграрного сектора города выделено из средств республиканского бюджета 47,9 млн. тенге или 2,9% от объема, выделенного для области, из средств областного бюджета - 30,2 млн.тенге или 7% от общего объема по области.
С отставанием развивается инфраструктура сельской экономики. Отмечается слабая материально-техническая база большинства крестьянских хозяйств. Преобладает мелкотоварное производство, что сдерживает увеличение объемов, снижение издержек производства, повышение уровня применяемых аграрных технологий.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности города ощущают постоянный недостаток в продукции аграрного сектора.
3.3. Малое предпринимательство
Численность зарегистрированных предприятий на начало 2005 года составляла 2,6 тыс., из них действующих - 1,7 тыс. или 64,5%. По сравнению с 2003 годом количество действующих предприятий малого бизнеса возросло на 4,5%.
В 2004 году предприятиями малого предпринимательства произведено товарной продукции на сумму 1400,4 млн. тенге с увеличением к соответствующему периоду прошлого года на 39,5%.
Доход от реализации продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, в 2004 году увеличился к уровню 2003 года на 17,2%.
Удельный вес налогов от субъектов малого предпринимательства в общей сумме платежей в бюджет города за первое полугодие 2005 года составил 21,7%.
Вместе с тем необходимо отметить, что работа по дальнейшему развитию малого предпринимательства требует активизации и реализации дополнительных мер, в том числе и по максимальному использованию предусмотренных в налоговом законодательстве специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также инвестиционных преференций, предоставляемых юридическим лицам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики.
3.4. Инженерная инфраструктура
3.4.1. Транспортный комплекс и дорожное хозяйство
Транспортный комплекс города Семипалатинска представлен всеми видами транспортного сообщения: автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.
В городе Семипалатинске функционируют отделение перевозок АО "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы", предприятие речного транспорта - АО "Верхнее - Иртышское речное пароходство, авиакомпания АО "Семейавиа", 26 специализированных автотранспортных предприятий.
В 2004 году было перевезено 1813,98 тыс. тонны грузов и 53184,2 тыс. пассажиров, по сравнению с 2003 годом объем перевезенных грузов увеличился на 19,2%, пассажиров - на 52,3%.
По итогам 5 месяцев текущего года всеми видами транспорта перевезено 619,5 тыс. тонн грузов и 22,6 млн. пассажиров. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года по перевозке грузов рост составил 43,7 %, по перевозке пассажиров снижение составило 0,7%.
Воздушным транспортом в 2004 году было перевезено 9,3 тонны грузов и 11,3 тыс. пассажиров, по сравнению с 2003 годом объем перевезенных грузов сократился на 18,9%, пассажиров - на 6,5%. По итогам 5 месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло увеличение перевозок грузов на 2,4% и пассажиров на 14%.
Вместе с тем, городской аэропорт требует оснащения необходимым парком транспортных средств и специальной наземной техникой облуживания.
С началом строительства Шульбинского шлюза и с убыточностью перевозок речным транспортом, работа речного пароходства с 1988 года была остановлена.
В 2004 году завершено строительство Шульбинского шлюза, который предусмотрен для обеспечения сквозного судоходства по реке Иртыш, для чего требуется улучшение условий судоходства - ежегодная очистка русла реки, приобретение самоходных и несамоходных речных судов, строительство и реконструкция речных пристаней и вокзалов.
Протяженность автомобильных дорог местного и городского значения составляет 1031,1 км, из них:
- с асфальтовым покрытием - 249,5 км;
- с чернощебеночным покрытием - 142 км;
- с гравийно-щебеночным покрытием - 143,1 км;
- без покрытия - 496,5 км.
В 2003 году на реконструкцию, капитальный, текущий ремонт и содержание дорог местного значения из местного бюджета выделено 237,2 млн. тенге, в 2004 году - 227,8 млн. тенге, в текущем году - 128,5 млн. тенге.
Вместе с тем, состояние дорог местного значения и городских улиц по-прежнему остается крайне не удовлетворительным, так как ежегодно выделяемые средства из местного бюджета не в состоянии решить годами накопившиеся объемы ремонтно-восстановительных работ.
3.4.2. Водоснабжение и канализация
Обеспечение жилого фонда города водопроводом и канализацией осуществляет ГКП "Семейводоканал", имеющий протяженность водопроводных сетей 338 км. В настоящее время деятельность данного предприятия крайне затруднена в связи с наличием аварийной ситуации на нижнем канализационном дюкере (около 3,0 км), проложенном по дну реки Иртыш. Существующие очистные сооружения требуют капитальных затрат на их ремонт. В аварийном состоянии находится аварийно- сбросной коллектор, построенный в шестидесятых годах прошлого века.
Система водоснабжения города требует реконструкции из-за высокой степени износа сетей и низкой пропускной способности.
Немаловажной проблемой для города является вопрос утилизации твердых бытовых отходов, так как существующий полигон исчерпал свои мощности и не соответствует санитарно-экологическим требованиям.
3.4.3. Энергоснабжение
Теплоэнергетический комплекс города Семипалатинска является одним из основных, самых сложных и социально-важных объектов инженерной инфраструктуры города, расположенного в суровых климатических условиях.
Эксплуатация на протяжении ряда лет тепловых источников и сетей всевозможными организациями различных форм собственности без вложения инвестиций на проведение ремонтных работ, привела практически к полному износу технологического оборудования и сетей, которые в эксплуатации 30 и более лет. Теплоэнергоцентраль-1 и котельные физически изношены и требуют реконструкции, более 60% котельного оборудования полностью выработало расчетный ресурс, 90% тепловых сетей от теплоэнергоцентрали-1 и котельных отработали срок службы. Системы теплопотребления в жилых и общественных зданиях, как правило, не имеют индивидуальных тепловых пунктов и устройств автоматического регулирования. Распределение тепла и теплоносителя осуществляется в основном от центрального теплового пункта с открытой или закрытой системой горячего водоснабжения и четырехтрубными разводящими теплосетями. Отопительные системы зданий не приспособлены для эффективной организации учета и регулирования теплопотребления, то есть организация учета и контроля требует совершенствования.
Состояние технологического оборудования и магистральных тепловых сетей теплоснабжения города по изношенности дошли до критического состояния, что привело в настоящее время к дефициту тепловой энергии.
3.5. Социальная инфраструктура
3.5.1. Образование
В городе функционирует 84 общеобразовательные школы, в том числе областной мужской лицей "Жас Улан", 13 детских дошкольных организаций, 5 коррекционных учреждений, 2 санаторные школы для детей, больных туберкулезом, 2 вечерние школы. Из общего количества школ 28 (33,3%) расположены в сельской местности, малокомплектных школ 30 единиц. В прилегающих селах с небольшим количеством детей организован подвоз учеников к школам.
В городе охват 5-6-летних детей предшкольной подготовкой составляет 64,43% при среднеобластном - 68,8%. Имеется дополнительная потребность более 2000 мест в детских дошкольных организациях.
Наполняемость в школах города высокая - 93,1% при среднеобластном показателе - 69,6%. Высокая наполняемость и положительные тенденции в демографических показателях обусловливают необходимость строительства школ в городе и сельской местности.
Для решения проблемы дефицита ученических мест дополнительно требуется строительство школы в пос. Холодный Ключ и типовой школы в левобережной части города с обучением на казахском языке, где в настоящее время школа N 5 перегружена в 2,2 раза. В ряде школ, построенных в шестидесятые годы прошлого века, отсутствуют спортивные залы и мастерские.
В организациях образования проводится капитальный ремонт, полностью компьютеризированы все школы, к сети Интернет подключено 100% школ. В настоящее время продолжается работа по дооснащению, обновлению компьютерной техники.
Региональной программой по капитальному ремонту и укреплению материально-технической базы организаций образования в 2005-2007 годах предусмотрено направить на капитальный ремонт 98,2 млн. тенге, укрепление материально-технической базы - 51,0 млн. тенге, информатизацию - 9,7 млн. тенге, приобретение и доставку учебников - 191,3 млн. тенге.
Сеть профессионального образования представлена 8 профессиональными школами или 20% от общего количества профессиональных школ области, 26 колледжами или 61,9% от всей численности по области, 5 вузами (в области 11 ВУЗов), из которых 3 являются государственными, это - медицинская академия, университет имени Шакарима, педагогический институт.
3.5.2. Здравоохранение
За последние годы проводилась работа по сохранению и развитию существующей сети с учетом реальной потребности населения в медицинской помощи и фактического финансирования.
Сеть города представлена 54 самостоятельными амбулаторно- поликлиническими организациями (доля в областной сети составляет 18%), 17 больницами на 1,83 тыс. коек (17%), 32 семейными врачебными амбулаториями, 16 фельдшерскими пунктами. Медицинскую помощь оказывают 1,3 тыс.врачей и 2,1 тыс. средних медицинских работников.
В соответствии с концепцией развития здравоохранения области в Семипалатинске функционирует областной клинико-диагностический центр, который оснащен современным диагностическим оборудованием и наравне с областным диагностическим центром города Усть- Каменогорска обеспечивает потребность населения в квалифицированной медицинской помощи.
За последние несколько лет организациям здравоохранения города Семипалатинска по гранту правительства Японии поставлено современное медицинское оборудование для улучшения медицинского обслуживания населения, пострадавшего от ядерных испытаний, на общую сумму 4,43 млн.долларов США для 5 медицинских организаций.
Проведенные реформы в здравоохранении привели к переориентации оказании медицинских услуг: взят курс на увеличение эффективности работы коечного фонда и профилактические методы лечения, концентрацию специализированной помощи в наиболее эффективных лечебных организациях с внедрением новых технологий и закупом современного оборудования, подготовку и переподготовку медицинских кадров.
Обеспеченность врачами в 2004 году по городу составила 42,4 на 10 тыс. населения, среднеобластной показатель - 37,3, среднереспубликанский - 36,3. Обеспеченность средними медицинскими работниками - 66,3 на 10 тыс. населения при среднеобластном показателе 78,4 и среднереспубликанском - 77,6. Обеспеченность койками по городу составляет 61,2 на 10 тыс. населения, среднеобластной показатель - 76, среднереспубликанский - 77,4.
Региональная программа по капитальному ремонту и материально-техническому оснащению организаций здравоохранения на 2005-2007 годы предусматривает проведение капитального ремонта 26 организаций здравоохранения на сумму 374,3 млн.тенге, обновление оборудования - на 135,9 млн,тенге.
3.5.3. Культура и спорт
Сеть организаций культуры представлена 31 объектом, на территории города функционирует 13 библиотек, 8 клубных учреждений, 4 музея, 1 заповедник, 1 театр, 3 концертных организации.
Город Семипалатинск является признанным культурным центром и связан с именами Абая, Шакарима, М.Ауэзова. Большой вклад в культурную жизнь области вносит музей изобразительного искусства имени семьи Невзоровых с бесценной коллекцией подлинных картин русских живописцев, областной литературный музей Ф.М.Достоевского. Огромная просветительская работа проводится Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным музеем-заповедником Абая, заслуженной популярностью пользуется театр "Жаналык".
Количество спортивных сооружений составляет 327 или 12% от областного показателя. К услугам занимающихся физкультурой и спортсменов имеется 4 стадиона, 17 плавательных бассейнов и 105 спортивных залов. Действуют 3 детские спортивно-юношеские школы. Однако существующий городской стадион требует капитального ремонта, отсутствует спортивный зал в городской детской спортивной школе.
В городе Семипалатинске работает 11 туристских фирм, которые в основном занимаются организацией отдыха за рубежом.
3.5.4. Жилищное строительство
До 2005 года в городе Семипалатинске строительство жилья осуществлялось в основном физическими лицами, в общем объеме введенного жилья по области доля города составляла 20-26%.
В городе Семипалатинске на очереди на улучшение жилищных условий стоит 2,7 тыс. человек, из них социально-незащищенные слои населения составляют 1,1 тыс. человек, работники бюджетных организаций - 754 чел. Из общей численности зарегистрированных очередность на муниципальное жилье составляет 2,4 тыс. человек, имеющих возможность взять ипотечный кредит - 207 чел. В планируемом периоде предусматривается осуществить ускоренное развитие жилищного строительства, которое обеспечит доступное и комфортное жилье.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение дальнейшего устойчивого социально-экономического развития города Семипалатинска.
Для достижения поставленной цели Программой предусмотрено решение следующих задач:
создание новых производств по выпуску конкурентоспособной продукции за счет внедрения передовой технологии и инновационных решений в промышленности и аграрном секторе;
расширение существующих производств по выпуску современных строительных материалов;
развитие малого и среднего предпринимательства, туризма;
развитие производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Достижение поставленной цели и решение задач будут осуществляться по шести основным направлениям. Это - развитие промышленности, агропромышленного комплекса, малого предпринимательства, инженерной и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, оздоровление экологической ситуации.
5.1. Промышленность
В целях дальнейшей диверсификации промышленного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции предусматривается:
создание производства деталей и узлов для сельскохозяйственных машин и автомобилей "КАМАЗ";
внедрение производства стеновых блоков;
организация производства архитектурного листового узорчатого стекла;
развитие производства Семипалатинского кожевенно-мехового комбината;
начало строительства новой технологической линии по производству цемента сухим способом;
расширение ассортимента производимой упаковочной продукции;
техническое перевооружение швейного производства;
расширение производства кабельно-проводниковой продукции;
создание производства технического и авиационного войлока;
развитие лакокрасочного производства;
производство блоков из газобетона и вулканических туфов;
организация производства кирпича керамического с полимерным покрытием;
организация производства пенобетонных блоков.
5.2. Агропромышленный комплекс
В целях достижения доходности сельских населенных пунктов и для обеспечения должного уровня жизнеобеспечения сельских жителей, развития производств по переработке сельскохозяйственной продукции предусматривается:
организация заготовительных пунктов по приему молока, шерсти и кисломолочной продукции в селах города;
оказание содействия по обновлению сельскохозяйственной техники хозяйствующих субъектов на лизинговой основе;
освоение и развитие мощностей консервного и колбасного производств;
восстановление производства овощей в закрытом грунте и их переработка;
завершение реконструкции мельничного производства в мукомольно-комбикормовом комбинате;
завершение реконструкции и загрузка мощностей по производству мяса птицы;
строительство, ввод в эксплуатацию и освоение мощностей кондитерской фабрики;
пуск линии по переработке овощей и картофельной продукции, образование кластера по переработке сельскохозяйственной продукции.
5.3. Малое предпринимательство
Для развития малого предпринимательства будет продолжено осуществление финансово-кредитной и инвестиционной поддержки за счет использования кредитных ресурсов банков второго уровня, АО "Фонда развития малого предпринимательства", а также предусматривается:
реконструкция завода масел для производства высококачественных продуктов нефтехимии;
производство носков, деталей одежды трикотажной, перчаток и варежек.
Предусматриваются меры по дальнейшему развитию туризма в соответствии с требованиями международных стандартов, созданию сети сопутствующего сервиса: гостиниц, мотелей, предприятий быстрого питания, бытовых услуг и других объектов.
5.4. Инженерная инфраструктура
5.4.1. Транспорт и дорожное хозяйство
Для решения транспортных проблем города предусматривается:
за счет средств республиканского бюджета:
проведение дноуглубительных работ по реке Иртыш на участке водного пути поселок Майск - город Семипалатинск - поселок Шульбинск;
обновление и пополнение парка речного транспорта (приобретение обстановочного теплохода);
приобретение карчекрана для производства очистки поверхности водного пути;
за счет средств местного бюджета:
строительство и реконструкция речных пристаней и вокзала;
капитальный ремонт, реконструкция и устройство дорог, скверов и площадей города;
благоустройство набережной реки Иртыш в черте города; реконструкция автомобильной дороги Семипалатинск - Кайнар;
по лизингу:
приобретение специальной наземной техники и оборудования для аэропорта.
5.4.2. Водообеспечение и канализация
Для улучшения состояния систем водообеспечения и канализации предусматривается:
за счет средств республиканского бюджета:
завершение строительства сооружения биологической очистки сточных вод в городе Семипалатинске;
реконструкция канализационного дюкера через реку Иртыш в городе Семипалатинске;
за счет средств местного бюджета:
реконструкция водопроводных сетей в поселке Коммунальник; сел Букенчи, Озерки, Ново-Баженовка, Знаменка, Кайнар, Булак, Талдыкорган, Муздыбай, Клементьевка и Жаркын;
гидрогеологические изыскания по водозаборам с утверждением запасов воды.
5.4.3. Энергоснабжение
В целях улучшения теплоснабжения города Семипалатинска за счет средств республиканского бюджета предусматривается модернизация существующих мощностей котельных и теплоэнергоцентрали, сохраняющихся в схеме центрального теплоснабжения, реконструкция и замена тепловых сетей.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2005 года N№ 860 на разработку и экспертизу технико-экономического обоснования проекта теплоснабжения города Семипалатинска из республиканского бюджета выделено 120 млн. тенге. После утверждения технико-экономического обоснования Правительство Республики Казахстан обеспечивает выделение средств из республиканского бюджета на начало строительства ТЭЦ-3 в 2007 и 2008 годах по 5 млрд. тенге ежегодно.
5.5. Социальная инфраструктура
5.5.1. Образование
Для развития сети учреждений образования и обеспечения доступности качественного образования предусматривается:
за счет средств республиканского бюджета:
строительство школы с казахским языком обучения на 960 мест в поселке Восточный;
строительство школы на 400 мест в поселке Холодный ключ города Семипалатинска;
строительство средней школы на 1176 мест в левобережной части города Семипалатинска;
за счет средств местного бюджета:
строительство пристроек - спортзалов к двум школам;
строительство пристроек к школам N 5 и N 34;
строительство котельных к школам в поселке Пригородный и селах Приречное, Ново-Баженово, Прииртышское, Чекоман, Акбулак.
5.5.2. Здравоохранение
Для улучшения качества и доступности медицинских услуг населению за счет средств республиканского бюджета предусматривается:
завершение строительства радиологического центра онкологического диспансера;
строительство детской противотуберкулезной больницы на 80 коек;
строительство станции скорой медицинской помощи.
Кроме того, в рамках реализации региональной программы развития здравоохранения города Семипалатинска в 2006-2008 годах на материально-техническое оснащение, капитальный ремонт и обеспечение лекарственными средствами учреждений здравоохранения и другие мероприятия из республиканского бюджета будет выделено 1364,8 млрд. тенге, из местного бюджета 788,2 млрд. тенге.
5.5.3. Культура и спорт
С целью развития организаций культуры и спорта будет использован потенциал имеющейся сети, восстановлены ранее законсервированные объекты, а также за счет средств местного бюджета предусматривается реконструкция дома музея семьи Невзоровых.
В перспективе будут проработаны вопросы строительства казахского драматического театра и ледового дворца.
5.5.4. Жилищное строительство
Расширение производства строительных материалов создаст условия для ускорения жилищного строительства по городу Семипалатинску, что обеспечит доступность жилья широким слоям населения.
За счет средств республиканского бюджета в рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы в городе Семипалатинске предусматривается ввести в эксплуатацию:
6771 кв. метров жилья государственного жилищного фонда, в том числе в 2006 году - 4151 кв. метров, в 2007 году - 2620 кв. метров;
29918 кв. метров ипотечного жилья, возводимого за счет бюджетного кредитования, в том числе в 2006 году - 20618 кв. метров, в 2007 году - 9300 кв. метров.
За счет средств местного бюджета будет осуществлено строительство необходимых инженерных коммуникаций к объектам нового жилищного строительства.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Для реализации Программы будут задействованы собственные средства предприятий, отечественных инвесторов, банков второго уровня, институтов развития и бюджетные источники финансирования.
Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 26346,9 млн. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета - 23569,2 млн. тенге, из них в 2006 году - 6841,1 млн. тенге, в 2007 году - 9576,3 млн. тенге, в 2008 году - 7151,8 млн. тенге; из местного бюджета - 2777,7 млн. тенге, из них в 2006 году - 690,6 млн. тенге, в 2007 году - 889 млн. тенге, в 2008 году - 1198,1 млн. тенге.
Объемы финансирования из бюджетных источников будут уточняться при утверждении бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Реализация Программы способствует обеспечению устойчивого роста экономики города на основе диверсификации, модернизации отраслей промышленности и создания условий для производства конкурентных видов продукции. Выпуск товарной продукции к 2008 году возрастет на 3,5-4 млрд. тенге, дополнительно будет создано не менее 1 тыс. новых рабочих мест.
За счет внедрения прогрессивных технологий улучшится обеспечение отечественными строительными материалами, что повлияет на снижение себестоимости строительной продукции, снизит стоимость жилья и обеспечит его доступность широким слоям населения.
В аграрном секторе будет достигнут рост объемов производства животноводческой продукции: мяса в 1,4 раза, молока - на 5,0%, яиц - на 4,2%, шерсти - на 1,2%.
Расширится налогооблагаемая база, что повлечет за собой увеличение поступления налогов в государственный бюджет.
За счет модернизации существующих мощностей котельных и теплоэнергоцентрали, реконструкции и замены тепловых сетей улучшится теплоснабжение города, ввода в эксплуатацию сооружения биологической очистки сточных вод, реконструкции канализационного дюкера, а также водопроводных сетей сельских населенных пунктов - работа системы водообеспечения и канализации.
Обеспечение судоходства на реке Иртыш, реконструкция автодорожной сети решат основные транспортные проблемы города.
Строительство новых и реконструкция действующих объектов социальной сферы позволят обеспечить население города и сельских населенных пунктов более качественными услугами образования и здравоохранения.
8. План
мероприятий по реализации Программы
развития города Семипалатинска
Восточно-Казахстанской области
на 2006-2008 годы
№N |
Мероприятие |
Форма |
Ответст- |
Срок |
Пред- |
Источ- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
8.1. Развитие реального сектора |
|||||||
8.1.1. Промышленность |
|||||||
8.1. |
Создать произ- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Со- |
Сред- |
|
8.1. |
Внедрить в |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Организовать |
Инфор- |
МИТ, аким |
2 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Содействовать |
Инфор- |
МИТ, аким |
1 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Начать строи- |
Инфор- |
МИТ, аким |
3 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Восстановить |
Инфор- |
МИТ, аким |
3 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Расширить ас- |
Инфор- |
МИТ, аким |
2 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Технически пе- |
Инфор- |
МИТ, аким |
1 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Расширить про- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Создать произ- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Развить лако- |
Инфор- |
МИТ, аким |
1 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Наладить про- |
Инфор- |
МИТ, аким |
3 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Внедрить новые |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Организовать |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Организовать |
Инфор- |
МИТ, аким |
3 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Построить за- |
Инфор- |
МИТ, аким |
2 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1.2. Агропромышленный комплекс |
|||||||
8.1. |
Организовать |
Инфор- |
МСХ, аким |
2 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Оказать содей- |
Инфор- |
МСХ, аким |
4 |
Сог- |
Кре- |
|
8.1. |
Освоить и раз- |
Инфор- |
МСХ, аким |
3 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Завершить ре- |
Инфор- |
МСХ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Завершить ре- |
Инфор- |
МСХ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Построить и |
Инфор- |
МСХ, аким |
4 квар- |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Запустить ли- |
Инфор- |
МСХ, аким |
1 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1.3. Малое предпринимательство |
|||||||
8.1. |
Реконструиро- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Организовать |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Предусмотреть |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
Сред- |
|
8.1. |
Оказать содей- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
Сог- |
||
8.2. Инженерная инфраструктура и социальная сфера |
|||||||
8.2.1. Транспорт и дорожное хозяйство |
|||||||
8.2. |
Провести дно- |
Инфор- |
МТК, аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Обновить и по- |
Инфор- |
МТК, аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Приобрести |
Инфор- |
МТК, аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Строительство |
Инфор- |
МТК, аким |
1 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
Аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Произвести ка- |
Инфор- |
Аким |
4 |
2006 |
Мест- |
|
8.2. |
Благоустроить |
Инфор- |
Аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
Аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2.2. Водоснабжение и канализация |
|||||||
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
МООС, |
4 |
2007 |
Рес- |
|
8.2. |
Завершить |
Инфор- |
МООС, |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2006 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Реконструиро- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Провести гид- |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2.3. Энергоснабжение |
|||||||
8.2. |
Выделить из |
Поста- |
МЭМР,аким |
Август 2005 года |
2005 |
Рес- |
|
8.2. |
Модернизирова- |
Инфор- |
МЭМР,аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Предусмотреть |
Поста- |
МЭМР, |
4 |
2007 |
Рес- |
|
8.2.4 Образование |
|||||||
8.2. |
Построить |
Инфор- |
МОН, |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Начать строи- |
Инфор- |
МОН,аким |
4 |
2007 |
Рес- |
|
8.2. |
Начать строи- |
Инфор- |
МОН, аким |
4 |
2008 |
Рес- |
|
8.2 |
Пристроить ак- |
Инфор- |
аким |
4 квартал 2008 года |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Пристроить |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Пристроить |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Построить |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2 |
Построить |
Инфор- |
аким |
4 |
2007 |
Мест- |
|
8.2. |
Построить |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Построить дет- |
Инфор- |
аким |
4 |
2006 |
Местныйбюджет |
|
8.2.5. Здравоохранение |
|||||||
8.2. |
Построить ра- |
Информа- |
МЗ, аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Начать строи- |
Инфор- |
МЗ, аким |
4 |
2008 |
Рес- |
|
8.2. |
Начать строи- |
Инфор- |
МЗ, аким |
4 |
2008 |
Рес- |
|
8.2. |
Реализовать |
Инфор- |
МЗ, аким |
4 |
2006 2006 |
Рес- Мест- |
|
8.2.6. Культура и спорт |
|||||||
8.2. |
Разработать |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Разработать |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2. |
Начать рекон- |
Инфор- |
аким |
4 |
2008 |
Мест- |
|
8.2.7. Жилищное строительство |
|||||||
8.2. |
Построить ипо- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
2006 год - 960,0 2007 год - 452,0 |
Рес- |
|
8.2. |
Построить ком- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
2006 |
Рес- |
|
8.2. |
Построить ин- |
Инфор- |
МИТ, аким |
4 |
2006 |
Мест- |
МЗ - Министерство здравоохранения
МОН - Министерство образования и науки
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций
МООС - Министерство охраны окружающей среды
МСХ - Министерство сельского хозяйства
МИТ - Министерство индустрии и торговли