В соответствии с подпунктом 2) статьи 157 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: см.K080095
1. Утвердить прилагаемые Правила привлечения, использования, мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов .
2. Признать утратившим силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 886 "Об утверждении Правил привлечения и использования грантов" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 26, ст. 286);
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2002 года N 1272 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 886" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 43, ст. 432).
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 июля 2005 года N 740
Правила
привлечения, использования, мониторинга
и оценки эффективности использования несвязанных грантов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила привлечения, использования, мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и определяют порядок привлечения, использования, мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов , предоставляемых государственным организациям Республики Казахстан. см.K080095
Правила не распространяются на процедуры привлечения и распределения гуманитарной , благотворительной , военной, продовольственной помощи. <*>
Сноска. В пункт 1 внесены изменения постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
2. Целями настоящих Правил являются:
1) обеспечение прозрачного и эффективного процесса привлечения и использования несвязанных грантов ;
2) упорядочение процесса представления отчетов и информации о ходе и результатах использования несвязанных грантов; V053887
3) упорядочение и систематизация процесса мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) бенефициар - государственная организация Республики Казахстан, непосредственно получающая и использующая несвязанные гранты в порядке, предусмотренном настоящими Правилами;
2) государственная организация Республики Казахстан - государственное учреждение согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан;
3) исполнительное агентство - центральный государственный орган или акимат области (города республиканского значения, столицы);
4) натуральный вклад - вклад (за исключением денег) бенефициара и/или исполнительного агентства в рамках реализации определенного проекта, предоставляемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание бенефициара и/или исполнительного агентства, не предусматривающий дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант или софинансирование проекта из государственного бюджета;
5) отраслевой государственный орган - центральный государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию государственной политики в определенной сфере деятельности в рамках компетенции, установленной законами Республики Казахстан ;
6) проект - совокупность мероприятий, направленных на достижение определенных целей, имеющих завершенный характер, и реализуемых за счет средств несвязанных грантов в течение ограниченного периода времени;
6-1) региональный проект - проект, предусматривающий участие в его реализации более одного государства;
7) соглашение о несвязанном гранте - соглашение между исполнительным агентством и донором, заключенное в письменной форме, предусматривающее предоставление государственным организациям Республики Казахстан безвозмездной финансовой или технической помощи;
8) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган по экономическому планированию, осуществляющий координацию процессов привлечения, использования, мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов. <*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
4. Несвязанные гранты по видам предоставления помощи подразделяются на:
1) поставку товаров - передача на безвозмездной основе в государственную собственность материально-технических ценностей, приобретенных на средства донора, осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) выполнение работ и оказание услуг - проведение исследований, предоставление консультационной и другой помощи посредством направления в государственные организации экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров), а также другие виды работ и услуг, за исключением помощи в виде поставки товаров и обучения служащих государственных организаций;
3) обучение служащих государственных организаций - проведение и/или организация курсов, семинаров, тренингов и других видов обучения и повышения квалификации служащих государственных организаций.
5. В ходе использования несвязанных грантов допускается предоставление бенефициаром и/или исполнительным агентством натурального вклада, предусмотренного в соответствующем соглашении о несвязанном гранте, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Обращение государственных организаций к донорам по вопросам привлечения несвязанных грантов осуществляется только по согласованию с уполномоченным органом.
2. Порядок привлечения несвязанных грантов
7. Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 мая соответствующего финансового года, направляет исполнительным агентствам информацию о предложениях доноров о предоставлении несвязанных грантов на предстоящий финансовый год для учета при формировании исполнительными агентствами заявок.
8. Исполнительные агентства, не позднее 1 августа соответствующего финансового года, представляют в уполномоченный орган заявки для формирования перечня приоритетных проектов в целях привлечения несвязанных грантов в предстоящем финансовом году. Заявки исполнительных агентств, представленные после указанного срока, уполномоченным органом не рассматриваются.
Заявки исполнительных агентств формируются с учетом предложений подведомственных им государственных учреждений.
Заявки аппаратов маслихатов всех уровней отражаются в заявках соответствующих акиматов областей (города республиканского значения, столицы).
9. Формирование исполнительными агентствами заявок осуществляется на основании действующих государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, а также концепций, утвержденных Президентом или Правительством Республики Казахстан. <*>
Сноска. В пункт 9 внесены изменения постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
10. Заявка исполнительного агентства должна включать в себя:
1) перечень предлагаемых проектов и суммы расходов по ним;
2) пояснительную записку (обоснование) к каждому проекту в отдельности, с указанием цели проекта, основных мероприятий и сроков их реализации, ожидаемых результатов;
3) расчеты расходов по каждому проекту;
4) информацию о полученных и использованных несвязанных грантах по состоянию на 1 января текущего финансового года;
5) другую необходимую информацию.
11. Отбор проектов, включенных в заявку на привлечение несвязанных грантов, осуществляется уполномоченным органом с учетом:
1) полноты и качества представленных документов;
2) соответствия цели проектов государственным, отраслевым (секторальным) и региональным программам, а также концепциям, утвержденным Президентом или Правительством Республики Казахстан;
3) соответствия цели проекта политике предоставления донорами несвязанных грантов для государственных организаций Республики Казахстан. <*>
Сноска. В пункт 11 внесены изменения постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
12. В ходе рассмотрения заявок исполнительных агентств уполномоченный орган при необходимости:
проводит консультации с потенциальными донорами;
взаимодействует с заинтересованными государственными органами и организациями;
проводит другие мероприятия, не противоречащие действующему законодательству Республики Казахстан, в целях формирования оптимального перечня проектов на предстоящий финансовый год.
13. По результатам рассмотрения заявок исполнительных агентств уполномоченный орган, не позднее 1 декабря соответствующего года, утверждает перечень приоритетных проектов на предстоящий финансовый год.
14. Утвержденный перечень приоритетных проектов служит основой для проведения уполномоченным органом мероприятий по привлечению несвязанных грантов.
15. Уполномоченный орган, в течение 10 дней после утверждения перечня приоритетных проектов на предстоящий финансовый год, направляет донорам заявку о привлечении несвязанных грантов.
16. В случае одобрения донором заявки на привлечение несвязанных грантов уполномоченный орган информирует соответствующее исполнительное агентство о необходимости проведения мероприятий по подготовке, согласованию и подписанию соглашения о несвязанном гранте в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .
Соглашение о несвязанном гранте заключается исполнительным агентством отдельно по каждому проекту, предусматривающему поставку материально-технических ценностей и/или привлечение экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров).
Привлечение несвязанных грантов в виде обучения служащих государственных организаций осуществляется на основании соответствующего соглашения, заключаемого между уполномоченным органом и донором, в случае наличия такого требования в условиях предоставления донором несвязанных грантов.
Условия предоставления донорами несвязанных грантов в виде обучения служащих государственных организаций могут предусматривать необходимость подписания соответствующих соглашений о несвязанных грантах.
17. Соглашения о несвязанных грантах, предусматривающие поставку материально-технических ценностей, должны содержать основные технические и иные характеристики поставляемых материально-технических ценностей, а также график (сроки) их поставки.
18. В соглашениях о несвязанных грантах, предусматривающих привлечение экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров), в обязательном порядке должны содержаться нормы:
1) об основных этапах (мероприятиях), сроках их реализации, а также сумме проекта;
2) об обязательствах сторон, в том числе об обязательстве донора предоставлять исполнительному агентству сведения о суммах, фактически использованных в ходе реализации проекта;
3) о форме натурального вклада бенефициара и/или исполнительного агентства.
19. В соглашениях о несвязанных грантах, предоставленных в виде обучения служащих государственных организаций, должны быть предусмотрены основные направления курсов (семинаров, тренингов) обучения или повышения квалификации, сроки их проведения, а также ориентировочное количество служащих государственных организаций, приглашаемых в качестве слушателей курсов (семинаров, тренингов).
20. В случае, когда исполнительным агентством выступает акимат области (города республиканского значения, столицы), соглашение о несвязанном гранте подписывается соответствующим отраслевым государственным органом или уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
20-1. В случае предоставления донором несвязанного гранта для реализации регионального проекта, на основании положительного заключения соответствующего отраслевого государственного органа по согласованию с уполномоченным органом реализация регионального проекта осуществляется без включения его в перечень приоритетных проектов. <*>
Сноска. Постановление дополнено пунктом 20-1 - постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
20-2. Мероприятия по подготовке, согласованию и подписанию соответствующего соглашения о реализации регионального проекта за счет несвязанного гранта осуществляются по согласованию со странами, принимающими участие в реализации регионального проекта с учетом процедур донора. <*> P090376
Сноска. Постановление дополнено пунктом 20-2 - постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
3. Порядок использования несвязанных грантов
21. Реализация проектов, предусматривающих поставку материально-технических ценностей, осуществляется в соответствии с условиями соглашения о несвязанном гранте и действующим законодательством Республики Казахстан .
22. В случае поставки товаров в рамках реализации проекта, материально-технические ценности принимаются на баланс бенефициара в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .
Передача материально-технических ценностей с баланса бенефициара на баланс другой государственной организации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
При этом исполнительное агентство в течение 15 рабочих дней предоставляет уполномоченному органу копии соответствующих документов, на основании которых осуществляется передача материально-технических ценностей, в том числе копию акта приема-передачи.
23. Реализация проекта, в том числе по поставке материально-технических ценностей, предусматривающего привлечение экспертов и консультантов (специалистов), осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым бенефициаром по согласованию с исполнительным агентством.
Техническое задание к проекту разрабатывается в соответствии с условиями соглашения о несвязанном гранте и по согласованию с донором.
23-1. Техническое задание к региональному проекту разрабатывается в соответствии с условиями соответствующего соглашения о реализации регионального проекта за счет несвязанного гранта, заключенного государствами, принимающими участие в реализации регионального проекта. <*> P090376
Сноска. Постановление дополнено пунктом 23-1 - постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .
24. В техническом задании в обязательном порядке должны быть предусмотрены:
1) этапы и конкретные мероприятия проекта, включая форму завершения и сроки их реализации;
2) ожидаемые результаты от реализации мероприятий на каждом этапе проекта;
3) количественный и качественный состав экспертов и консультантов (специалистов), включая местных, привлекаемых для реализации проекта, с указанием функциональных обязанностей и периода их участия в проекте.
25. Техническое задание к проекту утверждается первым руководителем бенефициара либо лицом, в установленном порядке замещающим его, а также уполномоченным представителем донора в срок, не позднее трех месяцев со дня вступления в силу соглашения о несвязанном гранте.
В недельный срок со дня утверждения технического задания к проекту исполнительное агентство обеспечивает предоставление уполномоченному органу его копии, заверенной первым руководителем исполнительного агентства или его заместителем.
26. В процессе реализации проекта допускается внесение изменений и дополнений в утвержденное техническое задание. При этом изменения и дополнения в техническое задание не должны противоречить условиям соглашения о несвязанном гранте.
27. В случае внесения изменений и дополнений в техническое задание, исполнительное агентство обеспечивает предоставление в недельный срок в уполномоченный орган подробной информации с обоснованием внесенных изменений и дополнений.
28. В процессе реализации проекта исполнительное агентство обеспечивает:
1) своевременное исполнение принятых обязательств, предусмотренных соглашением о несвязанном гранте, а также мероприятий, предусмотренных в техническом задании;
2) своевременное информирование заинтересованных государственных органов Республики Казахстан, а также уполномоченного органа о невыполнении донором или его уполномоченными лицами обязательств, предусмотренных соглашением о несвязанном гранте, а также мероприятий, предусмотренных в техническом задании;
3) целевое и эффективное использование несвязанных грантов;
4) своевременное осуществление таможенного оформления при импорте материально-технических ценностей, предоставленных за счет донора;
5) своевременное принятие на баланс бенефициара материально-технических ценностей, предоставленных за счет донора.
4. Мониторинг и оценка эффективности
использования несвязанных грантов
29. Мониторинг и оценка эффективности использования несвязанных грантов, предусматривающих поставку материально-технических ценностей, а также привлечение экспертов и консультантов (специалистов), включают:
1) сбор, обработку и предоставление исполнительными агентствами в уполномоченный орган информации о ходе реализации проектов, а также текущей оценки эффективности проектов;
2) составление и предоставление уполномоченным органом в Правительство Республики Казахстан сводной информации об использовании несвязанных грантов государственными организациями Республики Казахстан.
30. Исполнительные агентства ежеквартально, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным, предоставляют в уполномоченный орган информацию, которая должна содержать:
1) сведения о текущем состоянии реализации мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам;
2) сведения о промежуточных результатах, достигнутых в ходе реализации мероприятий, предусмотренных в технических заданиях к проектам;
3) сведения о причинах невыполнения либо некачественного выполнения мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам;
4) предложения, направленные на повышение эффективности реализации мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам;
5) другую необходимую информацию.
31. Мониторинг использования несвязанных грантов, предоставленных в виде обучения служащих государственных организаций, осуществляется уполномоченным органом на основании информации, предоставляемой исполнительными агентствами по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом.
32. В целях осуществления мониторинга и оценки эффективности использования несвязанных грантов уполномоченный орган при необходимости:
запрашивает у исполнительных агентств и/или бенефициаров дополнительную информацию с указанием срока ее представления;
направляет уполномоченных лиц по месту реализации проекта для подтверждения представляемой исполнительными агентствами информации;
принимает иные меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан .
33. Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 10 февраля соответствующего финансового года вносит в Правительство Республики Казахстан информацию об использовании несвязанных грантов государственными организациями Республики Казахстан.
34. Подготовка уполномоченным органом информации об использовании несвязанных грантов государственными организациями осуществляется на основании сведений исполнительных агентств о ходе реализации и текущей оценки эффективности проектов, а также информации, полученной уполномоченным органом из других официальных источников.
При этом итоговая оценка эффективности использования несвязанных грантов осуществляется уполномоченным органом посредством сопоставления фактических и ожидаемых результатов проекта, оценки мер, принятых бенефициаром и исполнительным агентством в ходе реализации проекта, а также с учетом других факторов, повлиявших на эффективность проекта.
35. Результаты итоговой оценки эффективности использования несвязанных грантов могут быть использованы уполномоченным органом при рассмотрении последующих заявок исполнительных агентств на привлечение несвязанных грантов, а также при определении в дальнейшем потенциального донора.
36. Мониторинг и оценка эффективности использования несвязанного гранта для реализации регионального проекта осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей главой для реализации проекта. <*>
Сноска. Постановление дополнено пунктом 36 - постановлением Правительства РК от 19 июля 2006 года N 682 .