В целях реализации Закона Республики Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления образовательного мониторинга.
2. Министерству образования и науки Республики Казахстан ежегодно, до 1 апреля, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию по итогам проведения образовательного мониторинга.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 5 марта 2005 года N 213
Правила
осуществления образовательного мониторинга
1. Основные понятия
1. В настоящих Правилах осуществления образовательного мониторинга (далее - Правила) используются следующие основные понятия:
1) образовательный мониторинг - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования;
2) национальный доклад о состоянии образования в Республике Казахстан - аналитический отчет (документ), характеризующий на основании отобранных индикаторов и показателей состояние и развитие системы образования республики по итогам каждого учебного года.
2. Общие положения
2. Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании".
3. Правила определяют порядок организации деятельности центрального исполнительного органа в области образования, местных органов управления образованием, организаций образования в части осуществления ими образовательного мониторинга, периодичность предоставления сведений, необходимых для осуществления образовательного мониторинга, содержание ежегодного итогового документа по текущим результатам проведенного образовательного мониторинга.
4. Данные образовательного мониторинга включают данные государственной статистики и образуют единую информационную систему образования, охватывающую все организации образования и органы управления образованием всех уровней, и предназначены для полного удовлетворения информационных потребностей различных категорий пользователей.
Данные государственной статистики, которые используются в рамках образовательного мониторинга, собираются, обрабатываются и распространяются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике".
5. Целью образовательного мониторинга является создание условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования Республики Казахстан, о качественных и количественных изменениях в ней, проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования и выработка предложений по совершенствованию механизма управления отраслью.
6. Основными задачами образовательного мониторинга являются:
1) выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней;
2) изучение и систематизация информации о состоянии и развитии системы образования, выявление отрицательных и положительных тенденций в ее развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению опыта в области управления;
3) обеспечение ежегодного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования;
4) информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработка проектов управленческих решений;
5) анализ практики применения законодательства в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области образования и принятие мер по повышению эффективности его применения;
6) анализ результатов международных сравнительных исследований качества образования.
7. Основным субъектом образовательного мониторинга является центральный исполнительный орган в области образования.
Субъекты образовательного мониторинга образуют иерархическую систему:
1) организации образования;
2) районные, городов областного значения органы управления образованием;
3) областные, города республиканского значения и столицы органы управления образованием;
4) центральный исполнительный орган в области образования.
8. Объектом образовательного мониторинга выступает система образования, на которую направлены конкретные мониторинговые процедуры.
9. Предметом образовательного мониторинга является состояние и динамика изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования.
10. Отраслевую координацию организационно-методического и программно-технического обеспечения всех процедур образовательного мониторинга осуществляет центральный исполнительный орган в области образования.
11. На местном уровне функции образовательного мониторинга возлагаются на местные органы управления образованием.
3. Структура и виды образовательного мониторинга
12. В структуру образовательного мониторинга входит комплекс показателей и инструментарий мониторинговой деятельности, являющийся совокупностью индикаторов статистической отчетности:
государственная статистическая отчетность;
результаты процедур лицензирования, государственной аттестации и аккредитации организаций образования;
результаты проверок деятельности органов управления образованием, организаций образования органами, осуществляющими государственный контроль за реализацией государственной политики в области образования;
результаты государственной итоговой аттестации обучающихся;
результаты единого национального тестирования обучающихся старшей ступени средних общеобразовательных учебных заведений;
результаты комплексного тестирования абитуриентов;
результаты промежуточного государственного контроля студентов вторых (третьих) курсов, учащихся начальной и основной ступеней среднего общего образования;
данные о повышении квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
данные экспертизы инновационной деятельности;
отчеты обследований, осуществляемых по запросам государственных органов;
результаты международных сопоставительных исследований;
результаты оценки профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда;
результаты мониторинговых обследований;
результаты социологических исследований.
13. Вся собираемая информация должна характеризовать:
сеть организаций образования;
условия (финансовые, материально-технические, организационные, программно- методические, кадровые);
общие сведения: контингент обучающихся и воспитанников, данные об их здоровье, результаты учебных достижений;
опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность;
социально-педагогическую и психологическую поддержку;
общественную оценку деятельности организаций образования, органов управления образованием и системы образования в целом.
14. Образовательный мониторинг осуществляется в виде систематического наблюдения за деятельностью организаций образования путем сбора, системного учета, обработки и анализа, а также хранения, обновления, накопления и распространения информации о системе образования.
15. Перечень показателей и индикаторов образовательного мониторинга, формы и форматы представления данных, способы их передачи, процедуры обобщения определяются Центральным исполнительным органом в области образования.
16. Сбор первичной информации о деятельности организаций образования, формирование отчетности и ее интеграция, анализ и передача ее субъектами образовательного мониторинга в центральный исполнительный орган образовательного мониторинга за текущий год завершается 5 января следующего за отчетным календарного года.
17. Предоставление данных образовательного мониторинга субъектами образовательного мониторинга осуществляется бесплатно с соблюдением иерархии и является обязательным требованием.
18. Периодичность подведения итогов образовательного мониторинга устанавливается 1 раз в год до 1 апреля.
19. Результаты ежегодного образовательного мониторинга оформляются в итоговый документ - Национальный доклад о состоянии системы образования республики, который должен содержать констатацию фактов, выводы, прогноз развития и, при необходимости, предложения.
К итоговому документу могут прилагаться статистические данные, построенные диаграммы зависимостей и закономерностей.
В зависимости от установленных на каждый год реальных требований к учебным достижениям обучающихся содержание Национального доклада может изменяться.