О Концепции развития судебно-экспертной системы Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2005 года N 119. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2011 года № 57.

Утратил силу

     Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 31.01.2011 № 57.

      В целях дальнейшего совершенствования независимой от органов уголовного преследования судебно-экспертной системы в Республике Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития судебно-экспертной системы Республики Казахстан (далее - Концепция).

     2. Министерству юстиции и Министерству здравоохранения Республики Казахстан совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан внести в 3 квартале 2005 года в Правительство Республики Казахстан в установленном порядке План мероприятий по реализации указанной Концепции. <*>
     Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 августа 2005 года N 842 .

     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

     Премьер-Министр
     Республики Казахстан

Одобрена              
постановлением Правительства    
Республики Казахстан        
от 8 февраля 2005 года N 119    

Концепция
развития судебно-экспертной системы
Республики Казахстан

Введение

     Реформирование системы правоохранительных органов Республики Казахстан, включающее изъятие функций производства судебной экспертизы от органов уголовного преследования, позволило приступить к формированию независимой судебно-экспертной системы.
     Необходимость повышения научно-технического уровня процессуального доказывания обусловила принятие ряда мер по укреплению и стабилизации судебно-экспертной деятельности, а также обеспечению ее дальнейшего развития.
     Большую роль в определении направлений развития судебно-экспертной деятельности и их реализации сыграло принятие Закона Республики Казахстан "О судебной экспертизе", обеспечивающего независимость экспертов, организационное и методическое единообразие экспертных исследований, контроль над профессиональной квалификацией и деятельностью лиц, осуществляющих производство судебной экспертизы, стабилизацию и повышение финансового, социального и материально-технического уровня судебно-экспертной деятельности.
     В результате, на сегодняшний день имеются основания для развития системы научного, методического, кадрового и материально-технического обеспечения судебно-экспертной деятельности.
     Выбор направлений дальнейшего развития органов судебной экспертизы и судебно- экспертной деятельности требует критического осмысления ситуации, имеющей место в сфере их организации, а также состояния обеспечения потребностей судов и органов уголовного преследования в судебной экспертизе.
     Настоящая Концепция представляет собой систематизированное изложение целей и приоритетных направлений развития судебно-экспертной системы, основанной на демократических принципах судопроизводства Республики Казахстан.
     Содержание Концепции в полной мере согласуется с положениями Конституции Республики Казахстан, а также Всеобщей декларации прав человека и других международных документов в области гарантии прав человека. В этой связи, ее реализация окажет положительное влияние на процесс демократизации общества и построение правового государства.
     Концепция служит основой для разработки комплексных целевых программ, нормативных правовых актов, методологических подходов к формированию независимой, научной и объективной судебной экспертизы и совершенствованию судебно-экспертной системы Республики Казахстан.

1. Анализ законодательства Республики Казахстан
по вопросам судебно-экспертной деятельности

     Для нормативного правового закрепления и возможности дальнейшей реализации идеи независимости судебной экспертизы от органов уголовного преследования в ноябре 1997 года был принят Закон Республики Казахстан "О судебной экспертизе" (далее - Закон), который определил правовые, организационные и финансовые основы судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан. В дальнейшем, положения Закона, относящиеся к процессуальным аспектам производства судебной экспертизы, были отражены в Уголовно-процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях Республики Казахстан.
     Но, несмотря на значительный объем принятых нормативных правовых актов в области судебной экспертизы, многие положения Закона и других нормативных правовых актов в данной области нуждаются в существенной корректировке, отвечающей современному уровню развития как судебно-экспертной деятельности, так и деятельности судов и правоохранительных органов республики.
     Нормативные правовые акты, относящиеся к деятельности органов судебной экспертизы Министерства юстиции и Министерства здравоохранения, не согласованы. Практически отсутствует нормативная правовая база, определяющая производство судебной экспертизы живых лиц, оснащение и оборудование кабинетов для производства судебных психиатрических и судебных наркологических экспертиз.
     В этой связи требуется проведение анализа нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление судебно-экспертной деятельности и производство судебных экспертиз в Республике Казахстан, с целью устранения имеющихся противоречий и пробелов.
     С учетом специфики судебно-психиатрических и судебно-наркологических экспертиз, особое внимание необходимо уделить нормам, относящимся к судебной экспертизе живых лиц, как гарантирующим соблюдение основных конституционных прав и свобод лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, так и регулирующим роль специальных знаний в реализации принципа состязательности сторон в процессе.

2. Актуальность разработки концепции
развития судебно-экспертной деятельности

     Актуальность разработки концепции вызвана различной ведомственной подчиненностью органов, осуществляющих судебно-экспертную деятельность. В настоящее время судебно-экспертная деятельность в Республике Казахстан осуществляется системой государственных органов судебной экспертизы, включающей:
     Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальные подразделения (филиалы);
     Центр судебной медицины Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения (филиалы);
     специализированные подразделения государственных органов, к функциям которых отнесено производство судебной экспертизы.

Центр судебной экспертизы
Министерства юстиции Республики Казахстан

     Судебно-экспертная система Министерства юстиции Республики Казахстан представлена Государственным учреждением "Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан" (далее - ЦСЭ МЮ РК), основными направлениями которого являются: научно-производственная (экспертная), научно-исследовательская и научно-методическая деятельность.
     Структура ЦСЭ МЮ РК включает: аппарат управления, Центральную (Алматинскую) научно-производственную лабораторию судебной экспертизы; 5 региональных и 11 областных лабораторий. Кроме того, в структуру региональных и областных лабораторий судебной экспертизы входят 39 подразделений, предназначенных для экспертного обеспечения территориальных и линейных подразделений органов внутренних дел, в которых дислоцировано 57 экспертов. Общая штатная численность составляет 609 человек.

Центр судебной медицины
Министерства здравоохранения Республики Казахстан

     Структура Центра судебной медицины Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также его филиалов (далее - ЦСМ МЗ РК) включает: 122 отдела экспертизы трупов, в том числе 29 городских, 39 районных и 34 межрайонных; 5 отделов сложных экспертиз; 3 организационно-методических кабинета; 19 судебно-биологических, 19 химико-токсикологических, 16 медико-криминалистических; 20 судебно-гистологических отделений и 22 отделения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.
     Районная судебно-медицинская служба представлена 30 районными и 48 межрайонными отделениями, которые располагаются в моргах и кабинетах при центральных районных больницах.
     В настоящее время число штатных должностей ЦСМ МЗ РК и его филиалов составляет 1708 единиц, из них судебно-медицинские эксперты и специалисты с немедицинским высшим образованием составляют 506 человек, средний и младший медицинский персонал - 741, прочие - 247.
     Кроме прямых задач по обеспечению судебной экспертизой судов и органов уголовного преследования на ЦСМ МЗ РК возлагаются и иные обязанности, а именно:
     1. Повышение качества лечебной работы посредством:
     изучения причин смертности на основе анализа секционного материала: насильственной (криминальной, суицидальной, бытовой, производственной и др.), детской;
     выявления дефектов оказания медицинской помощи - расхождение клинических и патолого- анатомических диагнозов;
     выявления острозаразных заболеваний;
     участия судебно-медицинских экспертов в клинико-анатомических конференциях лечебных учреждений;
     привлечения лечащих врачей заинтересованных лечебных учреждений к анализу врачебных ошибок.
     2. Профилактика травматизма (бытового, транспортного, спортивного, профессионального).
     3. Профилактика бытовых отравлений.
     Ряд перечисленных направлений не связан непосредственно с судебно-экспертной деятельностью и влечет непроизводительные временные и материальные затраты органов судебной экспертизы.

Судебно-психиатрические и судебно-наркологические
экспертные комиссии Министерства здравоохранения
Республики Казахстан

     На основании статьи 40 Закона Республики Казахстан от 4 июня 2003 года "О системе здравоохранения" (далее - Закон) судебно-психиатрические и судебно-наркологические экспертизы проводятся в медицинских организациях государственного сектора здравоохранения.
     В соответствии со статьей 35 Закона судебно-психиатрическая и судебно- наркологическая экспертиза являются составной частью обеспечения охраны здоровья граждан, а порядок ее организации и проведения устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.
     Судебно-психиатрические экспертные комиссии функционируют во всех областных центрах Республики Казахстан, а также в городах Астане, Алматы, Аркалыке, Балхаше, Жетикаре, Жезказгане, Зыряновске, Риддере, Степногорске, Семипалатинске, Сатпаеве, Талдыкоргане, Экибастузе. Всего в республике функционируют 25 комиссий, осуществляющих производство амбулаторной и стационарной судебно-психиатрической экспертизы нестражного контингента. Стационарная экспертиза лиц, взятых под стражу, осуществляется в единственном в республике охраняемом отделении на 40 коек Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Министерства здравоохранения, в городе Алматы.
     В настоящее время в судебно-психиатрических экспертных комиссиях работают 177 специалистов, в том числе 146 врача психиатра и 31 психолог.
     В Республиканском научно-практическом центре психиатрии, психотерапии и наркологии (далее - РНПЦППН) создан научный отдел социальной и судебной психиатрии. В его функции входят: определение основных направлений научных, практических изысканий в республике, оказание консультативно-методической помощи, а также планирование вопросов взаимодействия и сотрудничества по судебной психиатрии.
     Специальные медицинские комиссии для проведения судебно-наркологических экспертиз функционируют при всех областных, городских наркологических организациях. В указанных комиссиях работают 89 штатных врачей-наркологов.
     Анализ состояния кадрового обеспечения с учетом перспективных направлений показал, что укомплектование лабораторий и служб ЦСЭ МЮ РК осуществлено не более чем на 70 %, а в некоторых службах - на 50 % от существующей потребности. Экспертное обеспечение не в полной мере соответствует потребностям территориальных и линейных отделов органов внутренних дел. В настоящее время реальная потребность в увеличении штатной численности составляет 150 единиц.
     Процесс оптимизации в 1998 году учреждений здравоохранения коснулся и судебно- медицинской службы республики: сокращено штатных единиц на 16-18%. Вместе с тем, объем экспертных исследований в среднем возрос в 3,5 раза, что привело к превышению экспертной нагрузки и увеличению сроков производства экспертиз. Указанное обстоятельство вызывает обоснованные нарекания со стороны судов и правоохранительных органов.
     В этой связи имеется реальная потребность в увеличении штатной численности ЦСМ МЗ РК не менее чем на 880 единиц.
     Кроме того, крайне необходимо открыть четыре областных стационарных судебно- психиатрических экспертных отделения, восемь межрегиональных амбулаторных судебно- психиатрических экспертных комиссий, а также кабинетов для диагностических подразделений судебно-психиатрических экспертных комиссий. Вместе с тем, необходимо создание кафедры психиатрии и наркологии с курсом судебной психиатрии и наркологии при РНПЦППН, на что потребуется введение 411 штатных единиц.
     Проблема кадрового обеспечения органов судебной экспертизы вызвана чрезвычайно низким уровнем заработной платы, не соответствующим объему выполняемой экспертами работы, возлагаемой на них ответственности, а также самому статусу судебного эксперта Республики Казахстан. Так, за последние два года произошел существенный отток квалифицированных кадров ЦСЭ МЮ РК, имеющих ученые степени и большой опыт экспертной работы. Отмечается тенденция к текучести кадров оперативного состава: с 2002 года ежегодно увольняется до 15 % от общего численного состава сотрудников.
     Различная ведомственная подчиненность органов судебной экспертизы приводит к различиям в правовых и организационных подходах при производстве судебной экспертизы.
     Кроме того, организация судебно-экспертной деятельности, имеющая научно-практический характер, обладает соответствующей спецификой. В этой связи руководство судебно-экспертной деятельностью со стороны уполномоченных государственных органов требует научной квалифицированности.
     Вместе с тем, в сфере деятельности органов судебной экспертизы по обеспечению судопроизводства имеется ряд пробелов научно-методического и организационного характера. Требуется освоение и внедрение новых видов и методик судебной экспертизы с целью как наиболее полного удовлетворения сегодняшних потребностей судопроизводства, так и своевременной подготовки к решению задач, прогнозируемых с учетом ближайших перспектив его развития.
     Таким образом, имеется необходимость в формировании Межведомственного научно- методического совета судебной экспертизы по рассмотрению программ и отчетов научно- исследовательской деятельности, программ подготовки и повышения квалификации экспертов, а также по даче рекомендаций по апробации и внедрению результатов научно-исследовательской работы в экспертную практику.
     Органам судебной экспертизы Министерства юстиции и Министерства здравоохранения в соответствии с профилями их работ, необходимо подготовить учебные и методические пособия по вопросам организации назначения судебной экспертизы правоохранительными органами и судами, а уполномоченным государственным органам обеспечить их издание.
     Для повышения уровня информированности судов, органов уголовного преследования и адвокатуры по вопросам организации и научно-методического обеспечения органов судебной экспертизы необходимо:
     сформировать Государственный реестр методик судебной экспертизы;
     создать официальные сайты органов судебной экспертизы Министерства юстиции и Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также сайт "Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан".
     В целях четкой дифференциации процессуальных функций эксперта и специалиста следует усовершенствовать процессуальный статус специалиста в уголовном, гражданском и административном процессах, в том числе разрешить проблему процессуального оформления результатов его участия в судопроизводстве. Кроме того, необходимо уточнить направления деятельности оперативно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел и их соотношение с функциями ЦСЭ МЮ РК.
     Вместе с тем, ввиду значительного возрастания роли судебной экспертизы в гражданском процессе необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение роли судебной экспертизы в гражданском судопроизводстве.

3. Совершенствование системы подбора,
профессиональной подготовки и повышения квалификации
экспертных кадров

     Одной из гарантий правильности заключения эксперта является формирование системы подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертных кадров.
     Следует констатировать, что система подбора экспертных кадров в республике не сформирована.
     Вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов в соответствии с Законом Республики Казахстан "О судебной экспертизе" должны разрешаться в органах судебной экспертизы Министерства юстиции и Министерства здравоохранения.
     В настоящее время учебно-методическая деятельность ЦСЭ МЮ РК осуществляется по двум направлениям:
     1) первоначальная подготовка экспертов, повышение их квалификации;
     2) повышение квалификации судей и сотрудников правоохранительных органов по вопросам использования специальных знаний в судопроизводстве.
     Приказом Министра юстиции созданы 4 квалификационные комиссии по приему экзаменов, осуществляющие свою деятельность в городах Астане, Алматы, Усть-Каменогорске и Актюбинске.
     Согласно установленному порядку стажеры проходят первоначальную подготовку в течение 6-12 месяцев. Квалификационные сессии проходят дважды в год. По окончании курса подготовки комиссия изучает представленные материалы, принимает экзамены у стажера и заслушивает мнение руководителя первоначальной подготовки и руководителя структурного подразделения. По результатам обсуждения комиссия оценивает уровень подготовки стажера и принимает решение.
     Фактическим основанием для присвоения квалификации судебного эксперта является освоение необходимого объема специальных научных знаний, предусмотренных Программой первоначальной подготовки, что подтверждается сдачей зачетов и экзаменов по ряду дисциплин:
криминалистика, основы правовых знаний, основы судебной экспертизы, основы информатики и экзамена по экспертной специальности.
     Кроме того, в целях оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации судебных экспертов согласно Положению , утвержденному приказом Министра юстиции РК N 181 от 16 марта 1998 года, проводится аттестация судебных экспертов Аттестационной комиссией Министерства юстиции Республики Казахстан, работающей на постоянной основе.
     Подготовка судебно-медицинских экспертов проводится на кафедре судебной медицины медицинских ВУЗов республики в одногодичной интернатуре либо в двухгодичной клинической ординатуре на тех же кафедрах с последующей сдачей квалифицированного экзамена и присвоения квалификации врача - судебно-медицинского эксперта. Не менее 1 раза в 5 лет судебно-медицинский эксперт обязан пройти курс повышения квалификации на кафедре судебной медицины Алматинского института усовершенствования врачей.
     Для подготовки научных кадров в области судебной медицины в системе Министерства здравоохранения Республики Казахстан предусмотрена аспирантура и докторантура по судебной медицине с последующей защитой научной работы в Диссертационном совете при Казахской государственной медицинской академии (г. Астана).
     Подготовка судебно-психиатрических и судебно-наркологических экспертов имеет несколько этапов: окончание медицинского ВУЗа, подготовка на профильных кафедрах в течение года в интернатуре или двух лет - в клинической ординатуре. Кроме того, необходимы: стаж работы по психиатрии или наркологии не менее пяти лет с последующим прохождением тематического усовершенствования по судебной психиатрии или судебной наркологии, сдача квалификационного экзамена с получением квалификационного свидетельства на право производства судебной экспертизы определенного вида и аттестация.
     Таким образом, в республике не имеется единообразной системы подготовки и повышения квалификации экспертных кадров. В отличие от органов судебной экспертизы Министерства здравоохранения, орган судебной экспертизы Министерства юстиции не располагает возможностями подготовки и повышения квалификации экспертных кадров на базе специализированных высших учебных заведений.
     В республике не имеется специализированного диссертационного Совета по специальности "судебная экспертиза", сформированного с учетом требований, которым должен соответствовать такого рода орган (наличие представителей естественно-технических наук, формирование стандартных требований к защите диссертаций, содержащих методики экспертных исследований и т.п.), что не позволяет производить должную оценку качества соответствующих диссертационных работ.
     В этой связи Министерству юстиции совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование научного и учебного обеспечения судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан, в том числе:
     образовать на базе ЦСЭ МЮ РК Научно-исследовательский институт с приданием ему функций проведения научных исследований, производства особо сложных судебных экспертиз, подготовки и повышения квалификации сотрудников органов судебной экспертизы;
     усовершенствовать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов для органа судебной экспертизы Министерства юстиции;
     совместно с Высшей аттестационной комиссией Республики Казахстан разработать требования к диссертационным работам по исследованию научно-методических проблем судебной экспертизы.

4. Цель, задачи и приоритетные направления развития
судебно-экспертной системы Республики Казахстан

     Целью государственной политики в области развития судебно-экспертной системы Республики Казахстан является дальнейшее совершенствование деятельности единой и независимой судебно-экспертной системы.
     Совершенствование судебно-экспертной деятельности, а также развитие судебно- экспертной системы требует проведения ряда мероприятий, являющихся общими для всех государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность, а именно:
     проверки соответствующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
     приведения правоустанавливающих документов органов судебной экспертизы в соответствие с современными требованиями.
     В целях последующего проведения организационных преобразований предполагается:
     все региональные, межрегиональные судебно-психиатрические и судебно-наркологические экспертные комиссии перевести в территориальные подразделения (филиалы) Государственного учреждения "Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии", с внесением соответствующих изменений в законодательные и нормативные правовые акты Республики Казахстан;
     создание системы стандартов в зависимости от видов судебной экспертизы: стандарта мониторинга ситуации в сфере судебной экспертизы, квалификационного стандарта специалистов, образовательного стандарта, организационного стандарта (стандарта технологий, оснащения и т.д.).
     С целью материально-технического обеспечения органов судебной экспертизы Министерству юстиции и Министерству здравоохранения Республики Казахстан внести предложения в Правительство Республики Казахстан по вопросу финансирования.
     В этой связи приоритетными направлениями развития судебно-экспертной системы можно определить следующие:
     1) развитие институциональных и организационных основ судебно-экспертной деятельности;
     2) совершенствование системы подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертных кадров;
     3) укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы;
     4) развитие международного сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности.
     В целях организации эффективной работы в данном направлении, необходимы разработка и принятие Плана мероприятий по реализации концепции развития судебно-экспертной системы Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
      Сноска. В раздел 4 внесены изменения постановлением Правительства РК от 31 октября 2006 года N 1031 .     

           5. Развитие международного сотрудничества в области
                   судебно-экспертной деятельности
    
     Закон Республики Казахстан "О судебной экспертизе" предусматривает различные формы международного сотрудничества в области судебно-экспертной деятельности, в том числе проведение совместных научных исследований, обмен научной и методической информацией, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
     Следует констатировать, что международное сотрудничество в соответствии с Соглашениями между Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерствами юстиции Республики Армения , Грузии, Республики Беларусь , Украины, Российской Федерации, практически ограничивается публикацией научных исследований сотрудников ЦСЭ МЮ РК в сборниках научных трудов судебно-экспертных учреждений.
     В этой связи предполагается координация научной работы по проблемам судебной экспертизы, совместной разработки методов и методик экспертных исследований, обмена данными в области информационно-справочной деятельности, подготовки и повышения квалификации экспертных и научных кадров с органами судебной экспертизы Содружества независимых государств.
     Наряду с этим необходимо также расширение международной деятельности в области судебной экспертизы со странами дальнего зарубежья.

6. Совершенствование материально-технической базы
судебно-экспертной деятельности

     Для повышения эффективности судебной экспертизы необходимо материально-техническое обеспечение органов судебной экспертизы: укомплектование лабораторий качественной инструментальной базой, соответствующей уровню требований современного состояния экспертной практики.
     Так, расследование многих видов преступлений предполагает проведение судебной видеофонографической экспертизы. В настоящее время лишь 4 из 17 лабораторий ЦСЭ МЮ РК обеспечены специализированным устройством для проведения данного вида экспертизы.
     Для дальнейшего повышения эффективности всех направлений деятельности криминалистических экспертиз, сокращения сроков и повышения качества проводимых исследований необходимо приобретение оборудования с целью внедрения современных экспертных технологий для производства отдельных видов экспертиз, в том числе современных программных комплексов.
     Технические возможности Центральной (Алматинской) научно-производственной лаборатории судебной экспертизы в проведении молекулярно-генетической экспертизы (исследование ДНК), назначаемой правоохранительными органами и судами, не позволяют удовлетворять потребности в данном виде исследований. В этой связи необходимо приобретение специального оборудования по исследованию ДНК для пяти региональных лабораторий, расположенных в крупных городах республики.
     Не разрешена в полном объеме проблема обеспечения лабораторий помещениями. В настоящее время только 14 лабораторий судебной экспертизы размещены в зданиях и помещениях, находящихся на балансе Центра. Кызылординская, Северо-Казахстанская и Акмолинская областные лаборатории арендуют помещения, что не позволяет проводить необходимые работы по их специальному оборудованию. Некоторые лаборатории расположены в помещениях, площадь которых не соответствует строительным, санитарно-техническим      нормативам, предъявляемым к научно-производственным лабораториям (норма площади, уровень инсоляции, звукоизоляции, вентиляции и т.д.).
     Отсутствуют специально оборудованные помещения для проведения экспериментальных исследований холодного, огнестрельного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
     Аналогично состояние обеспеченности  помещениями и ЦСМ МЗ РК. Материально-
техническое и санитарно-гигиеническое состояние зданий, помещений и площадей Центрального аппарата и более половины его филиалов на местах не соответствует нормативным требованиям.
     Так, Центральный аппарат располагается в арендованном помещении площадью 550 м 2 , а его судебно-медицинская лаборатория в списанном здании общей площадью 354,3 м 2 , что не позволяет разместить не только современную аппаратуру, но и экспертов. В этой связи необходимо строительство типового здания для Центрального аппарата и судебно-медицинской лаборатории Центра судебной медицины.
     Алматинский филиал ЦСМ МЗ РК располагается в трех одноэтажных зданиях 1935 года постройки. Имеющихся производственных площадей недостаточно, помещения требуют капитального ремонта.
     Начатый в 2001 году ремонт из-за отсутствия финансирования до настоящего времени не завершен. Акмолинский филиал в городе Астане также находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует статусу территориального подразделения. Мангистауский филиал не имеет своего помещения. Кызылординский филиал размещен в приспособленном здании бывшего инфекционного отделения областной больницы. Жамбылский филиал размещен при Центре психического здоровья. Атырауский филиал арендует помещение отделения патологической анатомии при областной больнице. Актюбинский филиал располагается при областной больнице в восьми километрах от города, а администрация - в трех кабинетах при ГУВД Актюбинской области. В этой связи имеется необходимость строительства зданий для региональных филиалов Центра судебной медицины. В остальных филиалах: Северо-Казахстанском, Павлодарском, Кокшетауском, Восточно-Казахстанском, Карагандинском, Жезказганском, Западно-Казахстанском, Семипалатинском и Костанайском требуется проведение капитального ремонта.
     Кроме того, 39 районных и 34 межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы располагаются в моргах и кабинетах при центральных районных больницах, то есть также не имеют собственных помещений.

Выводы

     Таким образом, современное состояние системы органов судебной экспертизы и судебно- экспертной деятельности в Республике Казахстан характеризуются рядом проблем правового, институционального, организационного, кадрового и материально-технического характера, для решения которых необходимо принятие конкретных мер.
     На настоящем этапе наиболее значимыми для судебно-экспертной системы страны проблемами, подлежащими незамедлительному разрешению, являются:
     1) недостаточное нормативно-правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности, несогласованность нормативно-правовой базы судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции и Министерства здравоохранения;
     2) отсутствие организационного и методического единообразия в судебно-экспертной деятельности, связанное с различной ведомственной подчиненностью органов судебной экспертизы;
     3) неполное укомплектование органов судебной экспертизы квалифицированными кадрами;
     4) отсутствие системы подбора экспертных кадров, несовершенство системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов;
     5) недостаточный уровень научного и методического обеспечения, как сотрудников органов судебной экспертизы, так и правоохранительных органов, а также судей;
     6) отсутствие отлаженной системы международного сотрудничества с зарубежными органами судебной экспертизы;
     7) несоответствие материально-технического обеспечения органов судебной экспертизы задачам судопроизводства.
     Разрешение изложенных проблем позволит вывести судебно-экспертную деятельность Республики на уровень, соответствующий современному развитию общества в целом.