О судебной практике по делам о воинских уголовных правонарушениях

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года N 6.

Обновленный

      Сноска. Заголовок с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      Сноска. По всему тексту слова "преступлений", "преступлении", "преступление", "преступлением", "преступлениям", "преступлениями" заменены соответственно словами "уголовных правонарушений", "уголовном правонарушении", "уголовное правонарушение", "уголовным правонарушением", "уголовным правонарушениям", "уголовными правонарушениями" в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      В целях правильного и единообразного применения в судебной практике законодательства при рассмотрении дел о воинских уголовных правонарушениях пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      1. Разъяснить судам, что объектом воинских уголовных правонарушений является установленный порядок прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях.

      2. Субъектами воинских уголовных правонарушений являются только военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими воинских сборов.

      Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за воинские уголовные правонарушения и после окончания службы, если эти деяния совершены им в период прохождения воинской службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      3. Порядок призыва, прохождения воинской службы по контракту и призыву, в том числе, воинских сборов, увольнения с воинской службы и окончания сборов определяется Законами, Указами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами.

      В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V "О правовых актах" при наличии противоречий между нормами законов Республики Казахстан, регулирующих прохождение воинской службы и иные связанные с ними вопросы, действуют нормы закона, принятого позднее.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      4. Начало прохождения воинской службы для военнослужащих срочной службы, военнослужащих по призыву и контракту, граждан, пребывающих в запасе, находящихся на воинских сборах, определяется в соответствии с положениями, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах о воинской службе.

      Временем окончания воинской службы для всех категорий военнослужащих является день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

      При решении вопроса о том, исполнял ли военнослужащий конкретные должностные обязанности воинской службы, следует руководствоваться нормативными правовыми актами о воинской службе.

      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      5. Органу, ведущему уголовный процесс, следует учитывать, что диспозиции ряда статей главы 18 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) являются бланкетными (отсылочными), поэтому в каждом конкретном случае привлечения к ответственности лиц за воинские уголовные правонарушения необходимо устанавливать содержание нарушенных правил, относящихся как к общему порядку прохождения воинской службы, так и к несению службы на боевом дежурстве, в наряде по охране Государственной границы Республики Казахстан, карауле, в суточном наряде, патрулировании, в составе войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и контролерской службе, предусмотренными воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами.

      В соответствии с частью третьей статьи 13 УК при конкуренции общей и специальной норм уголовного закона органу, ведущему уголовный процесс, надлежит выяснять, какая норма является общей, а какая специальной. При квалификации воинских уголовных правонарушений должна быть применена специальная норма.

      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      6. Отграничение воинского уголовного правонарушения от иных уголовных правонарушений должно осуществляться в зависимости от направленности умысла виновного, поэтому насилие одного военнослужащего над другим не всегда квалифицируется по статье 440 УК.

      Под нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности понимается указанное в диспозиции статьи 440 УК насилие, совершенное одним военнослужащим над другим как в связи со службой или при исполнении хотя бы одним из них служебных обязанностей, так и при других обстоятельствах, но сопровождавшееся проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, грубым нарушением внутреннего распорядка в подразделении. Насилие может выражаться как в нанесении побоев и причинении физической боли, так и в совершении издевательства, унижения чести и достоинства, принудительного обмена или изъятия продуктов питания, обмундирования, иных предметов, выданных военнослужащему в качестве вещевого и иного довольствия.

      Применение насилия, возникшего на почве имущественных, брачно-семейных и иных гражданских правоотношений или обязательств, несвязанных с посягательством на воинский правопорядок, должно квалифицироваться по статье УК, предусматривающей ответственность за уголовные правонарушения против личности, чужого имущества и другие уголовные правонарушения, не относящиеся к воинским.

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      7. По признаку неоднократности, предусмотренному частью второй статьи 440 УК, следует квалифицировать совершение двух или более нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, если за ранее совершенное деяние лицо не было освобождено от уголовной ответственности, и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за это деяние.

      По признаку неоднократности подлежат квалификации также деяния, совершенные в отношении одного и того же лица в разное время при отсутствии признаков продолжаемого уголовного правонарушения.

      По пункту 1) части третьей статьи 440 УК подлежит квалификации деяние, совершенное в отношении двух и более лиц, как одновременно, так и в разное время, если эти действия были продолжаемыми, охватывались единым умыслом, но не были осуществлены одновременно по различным причинам. При этом суды должны исследовать направленность умысла виновного, конкретные обстоятельств совершенного уголовного правонарушения и его мотивы, длительность разрыва во времени между совершенными действиями в отношении разных потерпевших и т.п.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда РК от 21.04.2011 № 1 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      8. При квалификации воинского уголовного правонарушения по признаку совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или преступной группой необходимо учитывать положение статьи 31 УК.

      По указанным квалифицирующим признакам подлежит квалификации деяние в тех случаях, когда в уголовном правонарушении участвуют два и более военнослужащих, соподчиненность которых друг к другу значения не имеет, а также когда вместе с ними в совершении уголовного правонарушения принимали участие лица, не являющиеся военнослужащими, действия которых надлежит квалифицировать как соучастие в совершении воинского уголовного правонарушения в качестве организаторов, подстрекателей, пособников.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      9. В случае, когда к неуставным действиям начальника в отношении равного ему по служебному положению военнослужащего присоединяется лицо, находящееся в подчинении, как у виновного, так и у потерпевшего, то действия начальника следует квалифицировать по статье 440 УК, а действия подчиненного по соответствующей части статьи 439 УК как насильственные действия в отношении начальника, независимо от того, кто из них был инициатором совершения уголовного правонарушения и начал его совершение.

      Если начальник совершает неуставные действия в отношении подчиненного и к нему присоединяется равный по служебному положению с потерпевшим военнослужащий, действия присоединившегося подчиненного квалифицируются как соучастие в должностном уголовном правонарушении.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      10. Под оружием применительно к составам уголовных правонарушений, предусмотренных пунктом 2) части второй статьи 438 УК, пунктом 2) части второй статьи 439 УК и пунктом 3) части третьей статьи 440 УК, следует понимать указанные в Законе Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 339 "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели: огнестрельное, холодное, газовое, электрическое, пневматическое и метательное оружие. К ним могут быть отнесены боевое ручное стрелковое и холодное оружие (автомат, пулемет, пистолет, карабин, винтовка, штык, кортик) и иное огнестрельное или холодное оружие, в том числе, и кустарного изготовления (обрез, финский нож, кастет, стилет и т.п.).

      Использование всякого рода предметов хозяйственного или иного назначения (перочинный и кухонный ножи, топор, палка и т.д.) не дает оснований для квалификации уголовного правонарушения по признаку совершения его с применением оружия.

      Согласно подпункту 1) статьи 2 Закона Республики Казахстан от 16 января 2013 года № 70-V "О Государственной границе Республики Казахстан" под специальными средствами применительно к составам преступлений, предусмотренным пунктом 2) части второй статьи 438, пунктом 3) части третьей статьи 440 УК и пунктом 1) части второй статьи 451 УК, следует понимать средства, предназначенные для физического, травматического, химического, электрического, психологического, отвлекающего или иного воздействия, принятые на вооружение в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также средства и устройства как находящиеся в обороте, так и запрещенные к обороту в Республике Казахстан.

      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      11. К деяниям, повлекшим смерть человека, указанным в части третьей статьи 438, части третьей статьи 439, части четвертой статьи 440 УК, относятся умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, доведение лица до самоубийства. Понятие тяжких последствий дано в пункте 4) статьи 3 УК.

      Такие последствия охватываются диспозицией данных статей УК и дополнительной квалификации по другим составам уголовных правонарушений не требуется.

      Если действия виновного при совершении этих воинских уголовных правонарушений были сопряжены с убийством, то они подлежат дополнительной квалификации и по статье 99 УК.

      По этому же правилу должно квалифицироваться злоупотребление властью (часть вторая статьи 450 УК), превышение власти (часть вторая статьи 451 УК) начальником или должностным лицом, повлекшее тяжкие последствия для жизни и здоровья потерпевшего.

      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      12. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 440 УК), злоупотребление властью (статья 451 УК), превышение (статья 450 УК) или бездействие власти (статья 452 УК), совершенные начальником или должностным лицом, сопровождавшиеся изъятием у потерпевшего его личных предметов и вещей, квалифицируются по совокупности уголовных правонарушений, предусматривающих ответственность за воинское уголовное правонарушение и уголовное правонарушение против собственности.

      Если насилие или угроза его применения сопровождались изъятием предметов или обмундирования, выданных военнослужащему на период прохождения службы, то такие действия, при отсутствии умысла на хищение, охватываются диспозицией статьи уголовного закона, предусматривающей ответственность за воинское уголовное правонарушение.

      Сноска. Пункт 12 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      13. Исключен нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      14. Обязательным признаком субъективной стороны состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 441 УК, является умысел виновного на временное оставление части или места службы или нахождение вне их пределов и наличие желания вернуться в часть или к месту службы для дальнейшего ее прохождения.

      Началом самовольного оставления части является момент оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы, а равно неприбытие его в установленный срок к месту службы, окончанием - время явки самого военнослужащего в военные органы управления или воинскую часть либо время его задержания.

      Временное появление в расположении части лица, уклоняющегося от несения обязанностей воинской службы, по каким-либо личным и иным мотивам, не связанным с исполнением обязанностей по несению службы, не прерывает период самовольного отсутствия.

      Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      15. Дезертирство необходимо отличать от самовольного оставления части или места службы, имея в виду, что при дезертирстве целью виновного является уклонение от воинской службы вообще, тогда как самовольное оставление части совершается с целью уклониться от воинской службы на время.

      Дезертирство признается оконченным с момента, когда субъект фактически уклонился от воинской службы: оставил расположение воинской части или место службы, либо не явился в часть в установленный срок. Мотивы и продолжительность уклонения от службы при дезертирстве не влияют на квалификацию уголовного правонарушения.

      Как длящееся уголовное правонарушение, дезертирство считается прекращенным с момента добровольной явки военнослужащего к месту службы, явки с повинной, его задержания.

      Добровольное возвращение к месту службы или явка с повинной, кроме случаев, указанных в примечании к статье 442 УК, не исключает оконченного состава дезертирства к уголовной ответственности, но могут быть учтены при назначении наказания.

      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      16. Под оружием, вверенным по службе, применительно к части второй статьи 441 и части второй статьи 442 УК следует понимать табельное стрелковое и иное оружие, принятое на вооружение в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, которым военнослужащий обладает правомерно, в силу возложенных на него обязанностей по воинской службе.

      Самовольное оставление части или места службы, дезертирство, совершенное военнослужащим с оружием, вверенным по службе (штык-ножом от огнестрельного оружия, другими специальными армейскими и флотскими ножами), также подлежит квалификации по части второй статьи 441 УК либо по части второй статьи 442 УК.

      При совершении самовольного оставления части, дезертирства с оружием, не вверенным виновному по службе, указанный выше квалифицирующий признак деяния отсутствует. В таких случаях действия лица, в зависимости от обстоятельств завладения им оружием, следует квалифицировать по соответствующей части статьи 441, статьи 442 УК и статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за хищение либо иное незаконное приобретение, хранение или ношение огнестрельного оружия или ношение холодного оружия.

      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      17. Вопрос об освобождении от уголовной ответственности на основании положений, закрепленных в примечаниях к статьям 441 и 442 УК, решается судом в каждом случае индивидуально, в зависимости от всех обстоятельств дела и личности виновного.

      Освобождение от наказания вследствие стечения тяжелых обстоятельств производится судом в порядке части первой статьи 76 УК, перечень тяжелых обстоятельств не является исчерпывающим.

      Другими тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны такие жизненные ситуации, которые не являются абсолютным препятствием для прохождения воинской службы, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе: неуставные действия со стороны сослуживцев, неправомерные действия командиров и начальников, иные действия (бездействие), создававшие реальную угрозу для жизни или здоровья военнослужащего, посягавшие на его честь и достоинство или иные права.

      Наличие обстоятельств, расцениваемых в соответствии со статьями 34 и 37 УК как крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, исключает привлечение лица к уголовной ответственности за самовольное оставление части или дезертирство.

      Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного Суда РК от 21.04.2011 № 1 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      18. Ответственность по статье 443 УК наступает независимо от способа членовредительства, тяжести причиненного своему здоровью вреда, а также используемого способа обмана.

      Уклонение или отказ от несения воинской службы дополнительной квалификации по статьям 441 и 442 УК не требует, кроме случаев реальной совокупности уголовных правонарушений.

      Уклонение от несения воинской службы с изготовлением самим военнослужащим заведомо подложного документа квалифицируется по совокупности статей 443 и 385 УК.

      Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      19. Если виновным совершены воинские уголовные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена разными частями одной статьи особенной части уголовного закона, то деяние квалифицируется с соблюдением требований части второй статьи 13 УК по той части статьи Уголовного Кодекса, которая предусматривает более строгое наказание.

      Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      20. Нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования военнослужащими, входящими в суточный наряд (кроме караула и вахты), состав патруля или войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, повлекшее причинение потерпевшим легкого вреда здоровью, квалифицируется по части первой статьи 447 или части первой статьи 449 УК.

      Такие же действия, повлекшие причинение вреда здоровью средней тяжести, следует квалифицировать по части второй указанных статей. При этом дополнительная квалификация содеянного по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за уголовное правонарушение против личности, не требуется.

      Если при указанных обстоятельствах виновный умышленно причиняет тяжкий вред здоровью или смерть другим военнослужащим, то содеянное дополнительно квалифицируется или по статье 99, статьям 438, 439, 440 или статьями 450, 451 УК.

      Умышленное причинение указанными субъектами тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшим, не являющимся военнослужащими, должно дополнительно квалифицироваться по статье 99 или статье 106 УК.

      Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      20-1. Разъяснить судам, что при рассмотрении дел об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьей 448 УК, судам следует учитывать, что субъектом нарушения правил несения контролерской службы является военнослужащий, находящийся в составе войскового наряда и осуществляющий контрольные функции, под которыми понимаются возложенные на него должностными инструкциями или приказами обязанности по постоянному контролю за вверенным участком (объектом) в учреждении уголовно-исполнительной системы с целью обеспечения выполнения осужденными требований Правил внутреннего распорядка учреждения.

      Сноска. Нормативное постановление дополнено пунктом 20-1 в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      21. Субъектами воинских должностных уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 450, 451, 452 и 453 УК, являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 21 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      22. К должностным лицам, являющимся субъектами воинских уголовных правонарушений, относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

      Перечни воинских должностных лиц содержатся в уставах внутренней службы, гарнизонной и караульной служб, в Дисциплинарном уставе и в других нормативных правовых актах.

      23. Для установления факта нарушения должностным лицом своих полномочий суду необходимо исследовать нормативные акты, регулирующие права и обязанности этих должностных лиц в условиях прохождения воинской службы (уставы, наставления, инструкции, приказы и иные нормативные правовые документы).

      Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      24. Под злоупотреблением властью или служебным положением, указанным в статье 450 УК, следует понимать противоправное деяние, которое совершается начальником или воинским должностным лицом с использованием им своего служебного положения и вопреки интересам воинской службы.

      Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      25. Под превышением власти или служебных полномочий, указанным в статье 451 УК понимается совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или служебные полномочия, предоставленные ему законами, уставами и приказами.

      Бездействие власти – умышленное неисполнение начальником или воинским должностным лицом своих обязанностей по службе.

      Общественно опасное действие (бездействие), совершенное должностным лицом вне связи с его служебным положением и исполнением возложенных обязанностей, не может признаваться воинским должностным уголовным правонарушением.

      Если ответственность за отдельные виды должностных уголовных правонарушений предусмотрена специальными нормами (например, получение взятки, хищение с использованием служебного положения и т.п.), то совершение военнослужащим - должностным лицом таких действий квалифицируется по соответствующей статье уголовного закона без совокупности статьями 450, 451 и 452 УК.

      Сноска. Пункт 25 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      26. Под халатным отношением к службе, ответственность за которое предусмотрена статьей 453 УК, следует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение начальником или иным воинским должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Уголовная ответственность за такие деяния наступает лишь в случае причинения существенного вреда или наступления тяжких последствий.

      Сноска. Пункт 26 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      27. Определение и понятие существенного вреда и тяжких последствий, указанных в статьях 450, 451, 452, 453 УК, даны в пунктах 4) и 14) статьи 3 УК.

      При причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью при совершении воинскими должностными лицами уголовных правонарушений, предусмотренных частью первой статей 450, 451, 452 УК, дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против личности не требуется.

      Сноска. Пункт 27 в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      28. Исключен нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      29. Начальник караула может нести ответственность по статьям 450, 451 УК в тех случаях, когда совершенное им деяние, хотя и выходит за пределы обязанностей по несению специальной службы или непосредственно не относится к ней, явилось нарушением его общих должностных обязанностей командира-начальника (например, насильственные действия начальника караула по отношению к лицу, входящему в состав караула, не повлекшие каких-либо последствий для охраняемого объекта или иных вредных последствий).

      Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      30. Действия начальника караула, как должностного лица по отношению к составу караула, выразившиеся в нарушении правил специальной службы, хотя и связанные со злоупотреблением своим положением начальника караула, должны квалифицироваться по статьям, предусматривающим ответственность за нарушение порядка несения такой службы при наступлении последствий, указанных в статьях 444, 445, 446, 447, 448 и 449 УК.

      Сноска. Пункт 30 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      31. При решении вопроса о привлечении к ответственности за умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение, утрату военного имущества по статьям 459, 460, 461 УК следует учитывать, что понятие военного имущества и военной техники даны в Законе Республики Казахстан от 7 января 2005 года № 29 "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан". Непосредственным объектом этих преступных посягательств является установленный порядок распоряжения и использования военного имущества, составляющего материальную основу боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

      Если указанные действия совершены в отношении находящихся в распоряжении воинских подразделений объектов двойного назначения (транспортные средства, радиостанции, телефонные аппараты, компьютеры и т.п.), не относящихся к военному имуществу или предметам военной техники, то ответственность наступает за умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение чужого имущества по статьям 202 или 204 УК.

      Сноска. Пункт 31 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      31-1. При отнесении транспортных средств к боевым, специальным либо транспортным машинам судам следует исходить из диспозиции статей 463 и 466 УК и Инструкции по эксплуатации автомобильной техники Вооруженных Сил Республики Казахстан.

      Сноска. Нормативное постановление дополнено пунктом 31-1 в соответствии с нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      32. Деяния, предусмотренные статьями 450, 451, 452 и 453 УК, признаются коррупционными уголовными правонарушениями, если они выразились в использовании воинским должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения имущественных благ и преимуществ для себя или других лиц или организаций.

      Сноска. Пункт 32 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      33. Точное исполнение приказа начальника (командира), обязательного для исполнения, освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по этому приказу, и за их последствия при условии, что подчиненный не осознавал неправомерность исполняемого приказа.

      Совершение подчиненным во исполнение заведомо незаконного приказа уголовного правонарушения влечет его уголовную ответственность совместно с начальником (командиром), отдавшим незаконный приказ.

      Неисполнение подчиненным заведомо незаконного приказа начальника (командира) исключает уголовную ответственность подчиненного.

      От умышленного совершения уголовного правонарушения во исполнение заведомо незаконного приказа начальника (командира) следует отличать случаи совершения уголовного правонарушения подчиненным в соучастии с начальником (командиром), когда между ними не возникают отношения подчиненности, и они вступают в предварительный сговор для совместного осуществления преступного намерения. Ответственность начальника (командира) и подчиненного в подобных случаях наступает по общим правилам видов соучастия, предусмотренных статьей 28 УК.

      Сноска. Пункт 33 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      34. При применении статьи 68 УК по воинским уголовным правонарушениям судам следует руководствоваться разъяснениями нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан N 4 от 21 июня 2001 года (с изменениями и дополнениями, внесенными нормативным постановлением N 6 от 11 июля 2003 года) "О судебной практике по применению статьи 68 Уголовного кодекса Республики Казахстан".

      Сноска. Пункт 34 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).
      35. Исключен нормативным постановлением Верховного Суда РК от 20.04.2018 № 8 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      36. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, а также является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.

     
      Председатель
Верховного Суда
Республики Казахстан
Судья Верховного Суда
Республики Казахстан,
секретарь пленарного заседания