В целях реализации пункта 6.3.3. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение Программы, и ежегодно, не позднее 20 июля и 20 января, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ежегодно, к 1 августа и 1 февраля, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 января 2005 года N 67
Программа
обеспечения безопасности и охраны труда
Республики Казахстан на 2005-2007 годы
Паспорт Программы
Наименование Программа обеспечения безопасности и
охраны труда Республики Казахстан на
2005-2007 годы.
Основание для Пункт 6.3.3. Плана мероприятий по
разработки Программы реализации Программы Правительства
Республики Казахстан на 2003-2006 годы,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2003 года N 903.
Разработчики Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан.
Цель Программы Обеспечение прав работников на
безопасные условия труда.
Основные задачи Нормативное правовое обеспечение
безопасности и охраны труда;
совершенствование системы управления
охраной труда;
обучение работников вопросам безопасности
и охраны труда, информационное обеспечение
в области безопасности и охраны труда;
институциональное развитие системы
государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства о безопасности
и охране труда;
научное обеспечение безопасности и охраны
труда;
международное сотрудничество в области
трудовых отношений.
Необходимые ресурсы и Финансирование Программы будет осуществляться
источники их финансирования за счет собственных средств предприятий,
средств международных и общественных
организаций, и средств республиканского
бюджета в объеме 174838,8 тыс. тенге,
в том числе:
2005 год - 64449,0 тыс.тенге;
2006 год - 79359,7 тыс.тенге;
2007 год - 31030,1 тыс.тенге.
Объем бюджетных средств, необходимый для
реализации Программы в 2006-2007 годах, будет
уточняться при формировании республиканского
бюджета на соответствующий финансовый год.
Ожидаемый результат от Реализация Программы позволит к концу
реализации программы 2007 года:
повысить эффективность проведения единой
государственной политики в области
безопасности и охраны труда;
усилить контроль за соблюдением
законодательства о безопасности и охране
труда;
установить единые требования при разработке
и утверждении нормативных правовых актов по
безопасности и охране труда;
внедрить в организациях республики системы
управления охраной труда рекомендованной МОТ
в соответствии с "Руководством по системам
управления охраной труда" МОТ-СУОТ 2001
ILO-OSH 2001;
снизить уровень производственного травматизма
и профессиональных заболеваний на 2-3
процента;
уменьшить численность работающих в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормативам на 5-6 процентов;
сократить непроизводительные потери рабочего
времени на 4-5 процентов;
уменьшить расходы на лечение, реабилитацию и
возмещение вреда пострадавшим на производстве
на 5-6 процентов.
Сроки реализации 2005-2007 годы.
Введение
Программа обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана на основе пункта 6.3.3. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903.
Программа ориентирована на решение важнейших общегосударственных проблем - улучшение здоровья населения республики, повышение уровня и качества его жизни, совершенствование охраны и безопасности труда и направлена на реализацию статьи 24 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей права каждого гражданина на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со Стратегией развития "Казахстан-2030" одним из долгосрочных
приоритетов является здоровье граждан Казахстана.
Мировой опыт показывает, что важнейший фактор, влияющий на здоровье населения страны, - это шаги государства по предотвращению заболеваний.
По данным Международной Организации Труда (далее - МОТ) ежегодно во всех странах мира регистрируются около 270 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов профессиональных заболеваний, в том числе погибает на производстве свыше два миллиона человек.
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания наносят огромный материальный вред и уносят человеческие жизни.
Деятельность по решению данной проблемы в развивающемся мире и странах с переходной экономикой затруднена недостатком знаний и информации. Инвестиционные решения часто принимаются без учета вопросов безопасности и гигиены труда или защиты окружающей среды.
Казахстан не является исключением общемировых закономерностей возникновения несчастных случаев на производстве и их воздействия на здоровье населения и экономику страны.
Сегодня, в условиях реформирования экономики и подъема производства, серьезную озабоченность вызывает состояние безопасности и охраны труда в организациях республики, где остро проявляются проблемы обеспечения безопасности работников непосредственно в организациях.
1. Анализ современного состояния безопасности и охраны труда
Социально-экономические преобразования, проводимые в Казахстане, высветили многие проблемы безопасности и охраны труда, ухудшение условий труда, высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2003 году в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и науки во вредных и опасных условиях труда работало 1286,8 тыс. человек.
В неблагоприятных условиях труда, не отвечающих установленным допустимым нормам в этих видах деятельности, работало 247,9 тыс. человек, или каждый пятый (19,3 %) от общего числа занятых. Из них в условиях повышенного уровня шума и вибрации работал - каждый третий (35,8 %); под воздействием повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны - каждый второй (48,7 %); неблагоприятного температурного режима - каждый пятый
(19,8 %).
В 2003 году 33,8 тыс. работников выполняли тяжелую физическую работу, испытывая перегрузки, которые приводят к серьезным патологическим изменениям в организме человека, среди них 7,9 процентов - женщины. На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, работал каждый десятый (10,1 %).
Важным вопросом государственной гендерной политики является сокращение численности женщин, работающих в опасных и вредных условиях труда. Среди женщин, каждая десятая (62,2 тыс. человек) работала в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, из них 40 процентов (24,9 тыс. человек) трудилось в запыленной и загазованной среде.
О неблагополучном положении дел в области условий и охраны труда свидетельствуют данные о численности работников в организациях этих сфер экономики, пользующихся льготами и компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда. В 2003 году льготы и компенсации предоставлялись лишь 461,6 тыс. человек.
На мероприятия охраны труда и выплаты льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в 2003 году было затрачено 12538,8 млн. тенге, что на 11,4 процентов больше, чем в предыдущем году.
Динамика производственного травматизма показывает, что за последние три года на производстве ежегодно допускается свыше трех тысяч несчастных случаев, на достаточно высоком уровне сохраняется количество пострадавших со смертельным исходом. В 2001 году на производстве погибло 307 человек, в 2002 году - 355 человек, в 2003 году - 315 человек.
Численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в 2001 году составила 1251 тыс. человек, в 2002 году - 1281 тыс. чел., в 2003 году - 1286,8 тыс.человек.
Количество пострадавших по профессиональному заболеванию (впервые выявленные) в 2001 году составило 378 человек, в 2002 году - 431 человек, в 2003 году - 392 человека.
Причины травматизма в различных отраслях имеют свои особенности, но общими для всех являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения трудовой и производственной дисциплины, недостаточное обучение безопасным приемам работ, нарушения требований техники безопасности.
В немалой степени росту производственного травматизма в организациях отраслей экономики способствует несовершенство законодательной и нормативной базы в области безопасности и охраны труда, ее отставание от темпов экономических реформ. В республике до настоящего времени продолжают действовать нормативные правовые акты по охране труда, разработанные в период семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века, нормы которых во многом не отвечают требованиям рыночной экономики.
Одной из главных причин неблагополучного положения дел в области безопасности и охраны труда является отсутствие научных исследований в сфере безопасности и охраны труда. Предпринимаемые как со стороны министерств, так и со стороны работодателей экономические, правовые и организационно-технические мероприятия по охране труда не подкрепляются научным обоснованием.
Во многих организациях республики отсутствуют службы безопасности и охраны труда, а в тех организациях, где созданы эти службы, они укомплектованы слабыми или недостаточно квалифицированными кадрами.
В результате, на рабочих местах недостаточно качественно проводится обучение работников безопасным приемам работ и инструктажи по технике безопасности.
Допускаются случаи, когда к управлению сложными производственными процессами ставятся люди, не имеющие достаточного опыта работы и не овладевшие технологией производства. Несвоевременно и некачественно осуществляются планово-предупредительные и капитальные ремонты станков, механизмов, машин, оборудования, производственных объектов и сооружений.
На условия и охрану труда в настоящее время определяющее влияние оказывают экономическое положение организаций, состояние материально-технической базы производства, уровень используемых технологий, развитость научно-технических и экономико-правовых институтов по защите работающих.
Крайне медленными темпами осуществляется техническое перевооружение производств, в том числе на объектах базовых отраслей промышленности.
В условиях неприемлемо высокого износа основных производственных фондов (степень износа основных фондов на начало 2003 года в горнодобывающей промышленности составляла 25,4 %, химической - 38,4 %, металлургической - 39,5 %), а также ограниченных инвестиционных возможностей по реконструкции, техническому перевооружению организаций в республике возникла негативная тенденция увеличения опасности производственных отходов для окружающей среды и населения.
Поэтому исключительно актуальным является поиск технических решений, обеспечивающих контроль и снижение промышленных рисков. Одним из наиболее перспективных и экономически обоснованных подходов к решению данной проблемы является совершенствование, а, по сути - создание системы управления охраной труда, которая обеспечивала бы рациональное использование ограниченных материальных и финансовых ресурсов для достижения безопасности труда, а также экономически стимулировала разработку и внедрение безопасных технологий.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение прав работников на безопасные условия труда.
Программа представляет собой комплекс производственных, научно-исследовательских, социальных, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда и снижение производственного риска, реализация которых возможна только при наличии соответствующих материальных и финансовых ресурсов, квалифицированных исполнителей.
Основными задачами Программы являются:
нормативное правовое обеспечение безопасности и охраны труда;
совершенствование системы управления охраной труда;
обучение работников вопросам безопасности и охраны труда;
информационное обеспечение в области безопасности и охраны труда;
институциональное развитие системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда;
научное обеспечение безопасности и охраны труда;
международное сотрудничество в области трудовых отношений.
3. Основные направления и механизм реализации Программы
Основные направления предусматривают обеспечение благоприятных условий труда на производстве, предупреждение и профилактику производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда за счет подготовки и реализации правовых, организационно-технических и социально-экономических мер.
В связи с подготовкой республики к вступлению во ВТО необходимо привести в соответствие с международными требованиями действующие в республике нормативные правовые акты, сформировать систему законодательства в области стандартизации в вопросах безопасности и охраны труда.
Среди многообразия опыта наибольшую эффективность во многих странах с рыночной экономикой обеспечивают:
внедрение в организациях республики системы менеджмента в сфере промышленной безопасности и охраны труда - международный стандарт OHSAS - 18001 и системы управления охраной труда рекомендованной МОТ в соответствии с "Руководством по системам управления охраной труда" МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001;
проведение аттестации производственных объектов по состоянию условий труда.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим основным направлениям:
3.1. Нормативное правовое обеспечение безопасности и охраны труда;
3.2. Совершенствование системы управления охраной труда;
3.3. Обучение работников вопросам безопасности и охраны труда. Информационное обеспечение в области безопасности и охраны труда;
3.4. Институциональное развитие системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда;
3.5. Научное обеспечение безопасности и охраны труда;
3.6. Международное сотрудничество в области трудовых отношений.
3.1. Нормативное правовое обеспечение безопасности и охраны труда
Для совершенствования нормативных правовых актов предусматривается внесение изменений в нормативные правовые акты по безопасности и охране труда, утвержденных министерствами и ведомствами бывшего СССР, многие которые утратили свое правовое значение, не соответствуют современным требованиям.
В течение 2005-2007 годов запланированы мероприятия по проведению научно- исследовательских работ по разработке нормативных правовых актов по безопасности и охране труда в соответствии с требованиями международных стандартов.
Будет проводиться работа по систематизации разрабатываемых стандартов в области безопасности и охраны труда в части их совместимости со стандартами систем качества промышленной безопасности и охраны труда стран Содружества.
Продолжится разработка санитарных норм и правил по организации технологических процессов и производственному оборудованию, адаптированных к требованиям международных стандартов качества и экологического менеджмента.
3.2. Совершенствование системы управления охраной труда
Предусматривается наметить меры по организации работы по управлению охраной труда, производству технических средств охраны труда, включая разработку и развитие производства высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной защиты.
Совершенствование системы управления предусматривает выполнение организационных, научных, технологических и опытно-конструкторских разработок, позволяющих получить практические результаты.
В этих целях необходимо:
провести внутриотраслевые мероприятия, способствующие внедрению в производственных организациях республики системы управления охраной труда в соответствии с требованиями международных стандартов;
создать службы безопасности и охраны труда в производственных организациях;
проводить мониторинг по безопасности и охране труда и производственному травматизму;
дополнить web-сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разделом по вопросам безопасности и охраны труда;
обеспечить проведение в организациях аттестации производственных объектов по условиям труда и подготовить информацию по ее результатам.
Результаты аттестации рабочих мест позволят работодателям разработать мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, по улучшению технологии, внедрению новой техники, применению средств индивидуальной и коллективной защиты, по охране, безопасности и организации труда, с дальнейшей их реализацией.
3.3. Обучение работников вопросам безопасности и охраны труда.
Информационное обеспечение в области безопасности и охраны труда
Реализация основных направлений по обеспечению безопасности и охраны труда требует повышения квалификации специалистов системы управления охраной труда.
В разделе намечается:
организовать курсы повышения квалификации для работодателей и работников, руководителей и специалистов в области безопасности, охраны и гигиены труда;
осуществлять разработку справочной литературы, плакатов, брошюр, видеофильмов и рекламных роликов по вопросам безопасности и охраны труда;
проводить конкурсы среди организаций на лучшую организацию работ по охране труда, промышленной санитарии, безопасности производства, пожарной безопасности;
разработать нормативный правовой акт по проведению обучения государственных инспекторов труда Министерства труда и социальной защиты населения;
разработать компьютерные и мультимедийные программы по обучению и проверке знаний по профессиям и видам работ в области безопасности и охраны труда.
3.4. Институциональное развитие системы государственного надзора
и контроля за соблюдением законодательства
о безопасности и охране труда
В рамках институционального развития системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда предполагается:
обеспечить связи организаций работодателей и работников с международными организациями по вопросам сотрудничества в области безопасности и охраны труда;
обеспечить компьютерной техникой государственных инспекторов труда территориальных подразделений министерства;
обеспечить государственных инспекторов труда контрольно-измерительными приборами и фиксирующим оборудованием;
содействовать осуществлению общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и охраны труда.
На региональном уровне предстоит улучшить государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защиту трудовых прав работников.
3.5. Научное обеспечение безопасности и охраны труда
По данному направлению планируется разработать мероприятия по восстановлению и развитию научного обеспечения безопасности и охраны труда, интеграции науки с производством, совершенствования нормативных документов по безопасности и охране труда.
С этой целью необходимо:
проводить на базе созданного республиканского государственного казенного предприятия "Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" научные исследования условий, охраны и безопасности труда;
оснастить республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" компьютерами, оргтехникой и контрольно-измерительными приборами для проведения и прикладных научных исследований по проблемам безопасности и охраны труда;
совершенствовать работу Информационного центра по безопасности и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
3.6. Международное сотрудничество в области трудовых отношений
Международное сотрудничество в области трудовых отношений предполагает:
взаимодействие с МОТ, Международной ассоциацией инспекций труда, с другими государствами по совершенствованию государственной политики в области безопасности и охраны труда;
участие в разработке и реализации проектов международных организаций по вопросам безопасности и охраны труда;
участие в разработке проектов межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений в области безопасности и охраны труда;
подготовка докладов по ратифицированным конвенциям МОТ.
4. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансирование Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, средств международных и общественных организаций и средств республиканского бюджета в объеме 174838,8 тыс. тенге, в том числе:
2005 год - 64449,0 тыс. тенге;
2006 год - 79359,7 тыс. тенге;
2007 год - 31030,1 тыс.тенге.
Объем бюджетных средств, необходимый для реализации Программы в 2006-2007 годах, будет уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается значительное снижение воздействия вредных и опасных производственных факторов на производстве. Создание безопасных условий труда будет осуществляться за счет реконструкции и технического перевооружения производства, повышения заинтересованности и ответственности работодателей и содействия ускоренному переходу казахстанских организаций на международные стандарты.
Реализация Программы позволит к концу 2007 года: создать с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов принципиально новую законодательную, нормативную и правовую базу в области безопасности и охраны труда;
обеспечить расширение объема научных исследований в области безопасности и охраны труда и внедрение их достижений в производство;
улучшить обеспечение работающих спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовать строительство новых и расширение действующих санитарно-бытовых помещений для работников, ускорить оснащение организаций новыми техническими средствами, приборами безопасности и контроля, соответствующими международным стандартам;
совершенствовать контрольно-надзорные функции государственных инспекторов труда, укрепить материально-техническую базу территориальных подразделений государственной инспекции труда;
усилить контроль за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда;
внедрить в производственных организациях республики системы управления охраной труда рекомендованной МОТ в соответствии с "Руководством по системам управления охраной труда" МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001;
снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний на 2- 3%;
уменьшить численность работающих в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов на 5-6 %;
сократить непроизводительные потери рабочего времени на 4-5 %;
уменьшить расходы на лечение, реабилитацию и возмещение вреда пострадавшим на производстве на 5-6 %.
6. План мероприятий по реализации Программы
N |
Мероприятие |
Форма |
Ответст- |
Срок |
Предпо- |
Ис- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Нормативное правовое обеспечение безопасности и охраны труда |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1.1 |
Проводить |
Приказы |
МТСЗН, |
4 |
2005г. - |
Рес- |
1.2 |
Проводить |
Приказы |
МТСЗН, |
4 |
2006г. - |
Рес- |
1.3 |
Унифицировать |
Информация |
МИТ, |
4 |
Не |
|
2. Совершенствование системы управления |
||||||
2.1 |
Проводить |
Информация |
МТСЗН, |
4 |
Сред- |
|
2.2 |
Обеспечить |
Информация |
МТСЗН, |
4 |
Сред- |
|
2.3 |
Проводить |
Информация |
МТСЗН |
4 |
Не тре- |
|
2.4 |
Дополнить |
Информация |
МТСЗН |
2 |
2006г. - |
Рес- |
3. Обучение работников вопросам безопасности и охраны труда. |
||||||
3.1 |
Организовать |
Информация |
МОН, |
Ноябрь, |
Сред- |
|
3.2 |
Осуществлять |
Информация |
МТСЗН |
Сентябрь |
2006г.- |
Рес- |
3.3 |
Проводить |
Проведе- |
МТСЗН, |
4 |
Сред- |
|
3.4 |
Разработать |
Приказ |
МТСЗН |
Ноябрь |
Не тре- |
|
3.5 |
Разработать |
Информация |
МТСЗН, |
4 |
Сред- |
|
4. Институциональное развитие системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда |
||||||
4.1 |
Обеспечить связи органи- |
Проведение |
МТСЗН |
4 |
Не тре- |
|
4.2 |
Обеспечить |
Информация |
МТСЗН |
4 |
41387,7 |
Рес- |
4.3 |
Обеспечить |
Информация |
МТСЗН |
4 |
21024,0 |
Рес- |
5. Научное обеспечение безопасности и охраны труда | ||||||
5.1 |
Оснастить РГП |
Информация |
МТСЗН |
4 |
33225,0 |
Рес- |
5.2 |
Обеспечить |
Информация |
МТСЗН |
2 |
5138,0 |
Рес- |
6. Международное сотрудничество в области трудовых отношений | ||||||
6.1 |
Участвовать в |
Программы |
МТСЗН |
По мере |
Не тре- |
|
6.2 |
Участвовать в |
Проекты |
МТСЗН |
По мере |
Не тре- |
Примечание:
1. Всего потребуется дополнительных средств из республиканского бюджета - 174838,8
тыс. тенге, в том числе: 2005 г. - 64449,0 тыс. тенге; 2006 г. - 79359,7 тыс. тенге;
2007 г. - 31030,1 тыс. тенге.
2. Расшифровка буквенных аббревиатур:
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан;
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;
МЭМР - Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан;
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МКИС - Министерство культуры, информации и спорта Республики Казахстан;
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан