В целях реализации
Программы
Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165, Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам (по согласованию) обеспечить выполнение Программы, ежегодно не позднее 30 июня и 30 декабря представлять информацию о ходе ее реализации в Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан ежегодно до 10 января и 10 июля представлять Правительству Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 декабря 2004 года N 1355
ПРОГРАММА
профилактики правонарушений и борьбы
с преступностью в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы
Астана, 2004 год
Наименование
Программа профилактики правонарушений
Программы
и борьбы с преступностью в Республике
Казахстан на 2005-2007 годы
Основание для
Программа
Правительства Республики
разработки
Казахстан на 2003-2006 годы,
утвержденная Указом Президента
Республики Казахстан от 15 августа
2003 года N 1165,
План
мероприятий по реализации
Программы Правительства Республики
Казахстан на 2003-2006 годы
(п. 10.3), утвержденный постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2003 года N 903,
Распоряжение
Премьер-Министра
Республики Казахстан от 11 мая 2004
года N 135-р "О создании рабочей
группы по разработке Программы
профилактики правонарушений и
борьбы с преступностью в Республике
Казахстан на 2005-2006 годы"
Разработчики
Министерство внутренних дел,
и исполнители
Генеральная прокуратура,
Комитет национальной безопасности,
Министерство юстиции,
Министерство здравоохранения,
Министерство культуры, информации и
спорта, Министерство образования
и науки, Министерство транспорта
и коммуникаций, Министерство труда
и социальной защиты населения,
Агентство по борьбе с экономической и
коррупционной преступностью
(финансовая полиция), Агентство по
информатизации и связи, Комитет
таможенного контроля Министерства
финансов, акимы областей, городов
Астаны и Алматы
Цель
Формирование полномасштабной и
эффективной системы профилактики
правонарушений;
усиление борьбы с преступностью
Задачи
Обеспечение эффективной защиты прав,
свобод и законных интересов граждан;
соблюдение законности при разрешении
заявлений и сообщений о преступлениях
и правонарушениях;
обеспечение надлежащего состояния
общественной безопасности;
совершенствование профилактической
деятельности;
осуществление целенаправленной
социально-правовой профилактики
правонарушений;
эффективная организация работы и
повышение роли участковых инспекторов
полиции, как связующего звена
между органами внутренних дел и
населением;
повышение заинтересованности граждан
в борьбе с преступностью;
обеспечение надежной системы
противодействия организованной
преступности, наркобизнесу,
терроризму, религиозному экстремизму и
незаконной миграции;
надлежащее информационное и
материально-техническое обеспечение
борьбы с преступностью;
совершенствование кадровой работы
правоохранительных органов;
расширение международного
сотрудничества в борьбе с
преступностью.
Сроки реализации 2005-2007 годы
Источники и объемы
Средства республиканского и местных
финансирования
бюджетов.
Предполагаемые объемы финансирования -
всего 8 186 851 тыс. тенге, из них:
из средств республиканского бюджета -
6 517 051 тыс. тенге, в том числе:
2005 г. - 1 925 600 тыс. тенге,
2006 г. - 2 258 419 тыс. тенге,
2007 г. - 2 333 032 тыс. тенге;
из средств местных бюджетов -
1 669 800 тыс. тенге, в том числе:
2005 г. - 643 429 тыс. тенге,
2006 г. - 737 983 тыс. тенге,
2007 г. - 288 388 тыс. тенге.
Предусматриваемые суммы на 2006-2007
годы будут уточняться при
формировании республиканского бюджета
на соответствующий год.
Ожидаемый результат
К концу 2007 года:
от реализации Программы
будет создана целостная система
профилактики правонарушений на новой
социально-экономической основе;
усилится борьба с преступностью,
наметится снижение тяжких и особо
тяжких преступлений
(зарегистрированное количество
которых не превысит ежегодного
порогового уровня - 70 преступлений
на 10 тысяч населения), а также
преступлений, совершенных на улицах
и несовершеннолетними (соответственно
с 12 и 21 в 2005 году до 10 и 19 на
10 тысяч населения в 2007 году);
построены центры оперативного
управления силами и средствами
полиции во всех областных центрах
республики;
повысится уровень доверия населения к
правоохранительной системе и
государству в целом.
Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18 апреля 2007 года N 307 .
Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2007 годы разработана в соответствии с
Программой
Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165, пунктом 10.3.
Плана
мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903,
пунктом 2
распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 11 мая 2004 года N 135-р "О создании рабочей группы по разработке Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2006 годы", с соблюдением принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим республиканским программам профилактики правонарушений и борьбы с преступностью.
Первоочередные задачи и приоритеты, намеченные Программой на трехлетний период, вытекают из поручений Главы государства, данных им 10 сентября 2003 года на совещании по вопросам правопорядка и соблюдения законности.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ
Анализ статистических данных об общем количестве зарегистрированных преступлений и уровне преступности на 10 тысяч населения за 1993-2003 годы свидетельствует об их снижении.
В последние годы удалось преодолеть тенденцию роста преступности, в том числе тяжких и особо тяжких ее видов. Сократилось количество убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей и разбойных нападений. Снизился уровень групповой, рецидивной преступности, а также преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем, в текущем году количество зарегистрированных общеуголовных преступлений возросло на 28%. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в настоящее время Министерством внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой проводится жесткая линия по 100-процентной регистрации и учету преступлений и искоренению многолетней практики укрытия преступлений.
В целом криминогенная ситуация в стране остается стабильной, позитивное влияние на ее состояние оказывают благоприятно складывающаяся экономическая и общественно-политическая обстановка.
Однако преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, сдерживает социально-экономические преобразования в стране, подрывает ее международный авторитет.
Несмотря на принимаемые меры, еще не на должном уровне обеспечивается неотвратимость наказания. Ежегодно в стране остаются нераскрытыми многочисленные преступления, значительная часть преступников находится в розыске, оставаясь безнаказанными за содеянные преступления.
Требуют наступательности принимаемые меры по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом. Работа в этом направлении зачастую носит разобщенный и бессистемный характер.
Все больше обостряется проблема незаконного оборота наркотиков. Малоэффективными остаются усилия полиции по пресечению фактов сбыта "тяжелых" наркотиков и наркопреступлений, совершаемых в составе организованных преступных групп, а также перекрытию на территории республики каналов международного наркотрафика.
Одной из наиболее серьезных социальных проблем, приобретающей угрожающие масштабы для нации и безопасности государства продолжает оставаться рост потребления алкоголя, пьянство и наркомания, особенно в молодежной среде. Эту проблему усугубляет беспрепятственная и повсеместная продажа крепких спиртных напитков в розницу и на разлив.
Особую тревогу вызывает распространение немедицинского потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи. Почти 2/3 потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. Нередко первым местом первого и последующего потребления наркотических средств или психотропных веществ оказываются стены общеобразовательных школ, колледжей и других учебных заведений.
Криминальную напряженность усиливает незаконная миграция, способствующая проникновению в страну оружия, наркотиков, преступников и экстремистов. Однако усилия правоохранительных органов и взаимодействие с другими государственными органами по перекрытию каналов нелегальной миграции остаются недостаточными.
В настоящее время в стране еще не сложилась стройная система социальной профилактики преступности, а те элементы, которые должны стать ее составной частью, работают разрозненно и малоэффективно. Особенно ослаблена система общей и индивидуальной профилактики правонарушений. Сегодня на профилактических учетах полиции состоят около 509 тысяч человек, в том числе свыше 62 тысяч ранее судимых, 245 тысяч алкоголиков, 52 тысячи семейных дебоширов, 35 тысяч наркоманов. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершается каждое второе убийство, каждое третье разбойное нападение, отмечается тенденция роста правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Многие из этих преступлений можно было бы предотвратить путем повышения эффективности и совершенствования форм и методов профилактической работы.
Тревожны состояния преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной и пенитенциарной преступности. Однако вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних (ими ежегодно совершается около половины всех зарегистрированных в стране общеуголовных преступлений), а также социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в регионах местными органами практически не решаются.
Сложной продолжает оставаться криминогенная обстановка в местах лишения свободы, где соблюдению законности не уделяется должного внимания. Нарушения прав осужденных, в том числе факты их избиения сотрудниками уголовно-исполнительной системы, получили широкое распространение. Не выработана система противодействия лидерам уголовно-преступной среды, которые зачастую формируют специфичную субкультуру и традиции, стремятся подчинить своему влиянию деятельность администрации исправительных учреждений. По этим причинам, в знак протеста, возросло число случаев членовредительства и злостного неповиновения осужденных.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции в 2003 году было зарегистрировано более 400 преступлений, из которых 8% составляли тяжкие и особо тяжкие виды преступлений. Половина зарегистрированных в пенитенциарной системе преступлений (55,2%) приходится на долю осужденных колоний-поселений, которые совершают повторные преступления, находясь на контрагентских работах, краткосрочных отпусках и на стационарном лечении в больницах, расположенных вне колоний-поселений, где не обеспечивается в полном объеме надзор и контроль за такими осужденными.
Напряженной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах, требующая дальнейшего совершенствования механизма охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Низка степень защищенности общества и от дорожно-транспортных происшествий.
Продолжают иметь место нарушения законности и прав граждан, произвола со стороны сотрудников полиции, допускаются укрытия преступлений от учета, которые подрывают имидж правоохранительной системы и в целом расшатывают доверие граждан к государству.
Несмотря на принимаемые меры, ситуация с обеспечением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе кардинально не изменилась. Используемые в органах уголовного преследования средства и методы работы нередко сопровождаются нарушениями конституционных прав граждан. Так, в 2003 году за неподтверждением подозрения освобождено из изоляторов временного содержания 58 незаконно задержанных лиц.
Наряду с этим распространены факты незаконного доставления граждан и содержания их без какого-либо процессуального оформления в служебных кабинетах органов уголовного преследования. Число таких нарушений возросло в 2003 году до 341.
Не способны выправить ситуацию и действующие критерии оценки деятельности правоохранительных органов, которые основаны на ведомственных подходах и не позволяют объективно оценивать их деятельность. Между тем, согласно международному опыту, главными критериями оценки должны стать степень защищенности граждан от преступлений, восстановление справедливости и нарушенных прав, законность в деятельности самих правоохранительных органов, уровень доверия к ним населения.
С учетом складывающейся криминогенной ситуации, правоохранительным органам республики следует продолжить борьбу со всеми проявлениями преступности и нарушениями законов, уделяя особое внимание профилактике и борьбе с организованной и наркопреступностью, этническим и религиозным экстремизмом, незаконной миграцией, коррупцией, торговлей людьми, особенно женщинами и детьми, компьютерной преступностью, терроризмом, незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и устройств с их применением.
Цель Программы:
формирование полномасштабной и эффективной системы профилактики правонарушений, усиление борьбы с преступностью.
Задачи Программы:
обеспечение эффективной защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
соблюдение законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях;
обеспечение надлежащего состояния общественной безопасности;
совершенствование профилактической деятельности;
осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики правонарушений;
эффективная организация работы и повышение роли участковых инспекторов полиции, как связующего звена между органами внутренних дел и населением;
повышение заинтересованности граждан в борьбе с преступностью и укреплении правопорядка;
обеспечение надежной системы противодействия организованной преступности, наркобизнесу, терроризму, религиозному экстремизму и незаконной миграции;
надлежащее информационное и материально-техническое обеспечение борьбы с преступностью;
совершенствование кадровой работы правоохранительных органов;
расширение международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
5.1. Защита прав, свобод и законных интересов граждан.
Укрепление законности в деятельности
правоохранительных органов
Зачастую под нарушениями конституционных прав граждан понимаются лишь физическое насилие, применение недозволенных методов следствия со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Однако любое посягательство на жизнь, здоровье, имущество гражданина - это также нарушение конституционных прав. По любому факту преступления должен прилагаться максимум усилий для его раскрытия и восстановления нарушенных прав граждан.
Тем самым, имеющиеся в деятельности органов уголовного преследования факты укрытия от учета преступлений, а, следовательно, непринятие мер по их раскрытию и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности свидетельствуют о нарушении конституционных прав граждан на защиту от преступных посягательств, что является недопустимым в деятельности правоохранительных органов.
Переходящая из года в год система укрытия преступлений, характерная для оперативных и следственных подразделений, не только нарушает права граждан на защиту со стороны государства, но и способствует возникновению негативного отношения к правоохранительным органам.
Наведение порядка в регистрации преступлений должно стать одной из главных составляющих реформирования системы МВД. Продолжить проведение открытой и принципиальной политики, направленной на укрепление законности в деятельности органов внутренних дел, и, прежде всего, искоренение фактов укрытия преступлений, нарушений установленного порядка рассмотрения заявлений и обращений граждан.
Существующая оценка работы правоохранительных органов осуществляется по промежуточным, а не конечным результатам работы, что является основной причиной нарушений прав граждан, связанной с укрытием преступлений от учета, фальсификацией доказательств, незаведением розыскных дел, отказом от возобновления уголовных дел по мотивам ухудшения процента раскрываемости.
Пересмотр критериев оценки деятельности правоохранительных органов должен оказать положительное влияние на обеспечение конституционных прав и свобод граждан.
Реальное обеспечение прав личности должно быть положено в основу критерия оценки демократизма, гуманизма в сфере деятельности правоохранительных органов. Обеспечивать на практике законодательно закрепленный приоритет процессуальных гарантий от необоснованного привлечения к ответственности и осуждения и не допускать каких-либо отступлений от соблюдения норм закона.
Защита прав граждан, являющаяся одной из обязанностей государства и определенная в качестве приоритетной задачи для правоохранительных органов, судов, органов местного управления, требует реализации комплекса взаимосвязанных мер.
5.2.1. Социально-правовая профилактика
В условиях развития рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни становятся как никогда актуальными проблемы предупреждения преступности. В современных условиях одного применения мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, явно недостаточно для борьбы с преступностью и недопустимо рассматривать проблемы правопорядка исключительно в полицейской плоскости. Поэтому в деятельности правоохранительных и других государственных органов, а также общественных формирований правоохранительной направленности, профилактика правонарушений призвана стать приоритетным направлением.
Необходимо возродить в разумных пределах прежнюю, ранее эффективно действовавшую систему общей профилактики правонарушений, оправдавшие себя в прошлом добровольные дружины, Советы по профилактике правонарушений на предприятиях и в учебных заведениях, по месту жительства, отряды содействия полиции и т.д.
Одной из причин современной общеуголовной преступности является отсутствие достойной занятости и бесцельное проведение свободного времени лицами, что влечет к организации отдельных субкультурных групп и объединений лиц, не имеющих определенных занятий, и подвергнутых криминальным настроениям. Одной из основных задач в этой сфере является обеспечение местными исполнительными органами занятости населения, особенно молодежи, привлечение их к общественным работам, проведение профессиональной подготовки и обучения.
Необходимо обучать молодежь основам компьютерной грамотности, ремесленному делу, предоставлять условия для освоения знаний на практике (цеха, лаборатории, оборудованные учебные кабинеты).
Для решения многих криминогенных проблем в стране назрела необходимость в воссоздании целостной системы профилактики преступности на новой социально-экономической основе, имеющей серьезную материальную поддержку.
В существенном материально-техническом укреплении нуждаются такие профилактические структуры, как, службы участковых инспекторов полиции и по делам несовершеннолетних, специальные учреждения для принудительного лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании, центры социальной адаптации лиц без определенного места жительства и другие.
Требуют дальнейшего развития системы технического наблюдения и связи, в том числе центры оперативного управления силами и средствами полиции, активное использование при патрулировании транспортных средств повышенной маневренности и служебных животных.
В профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и общественных местах, следует задействовать потенциальные возможности общественных формирований правоохранительной направленности.
Необходимо обеспечить правовую и социальную защиту граждан, участвующих в охране общественного порядка, принимать дополнительные меры к повышению их активности, используя новые формы участия общественности в поддержании правопорядка, в частности, внедрение института общественных охранников подъездов (консьержей) в крупных городах республики.
5.2.2. Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних и молодежи
Требуют особого внимания вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, поскольку перспектива развития динамики криминогенной обстановки в стране завтра напрямую зависит от того, насколько эффективны принимаемые сегодня воспитательно-правовые меры с подростками и молодежью.
Осуществление комплекса мер по восстановлению и развитию сети молодежных формирований правоохранительной направленности в высших и средних учебных заведениях является наиболее перспективным направлением, что будет способствовать оказанию содействия правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений среди учащихся.
В условиях обострения проблем социального сиротства, детского бродяжничества и безнадзорности и не эффективного решения вопросов обеспечения занятости несовершеннолетних актуальной становится задача расширения в стране сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации, поддержки детских приютов, патронатных семей, взявших сирот на воспитание, и иных форм их обустройства.
Изучение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, свидетельствует о том, что две трети из них приходится на подростков с девиантным поведением (всего их в стране насчитывается более 16 тысяч) и отсутствие таких учреждений в ряде регионов республики приводит к тому что, не получив своевременной помощи со стороны государства, безнадзорные дети пополняют ряды правонарушителей.
Усугубляют эти проблемы и нехватка мест в детских домах, слабое решение вопроса адаптации в обществе выпускников школ-интернатов, вернувшихся из мест лишения свободы и оставшихся без попечения родителей.
Расширение сети Домов юношества будет способствовать адаптации указанной категории несовершеннолетних и даст возможность бытового и трудового устройства, а также получения профессии.
Нуждается в дальнейшем укреплении кадрами и служба участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних.
Характерной особенностью последних лет, стало увеличение числа преступлений, совершаемых учащимися на территории учебных заведений. Одним из путей решения данной проблемы является дальнейшее распространение опыта ведения в общеобразовательных учебных заведениях участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, закрепленных за школами.
Для обеспечения защиты прав несовершеннолетних, предупреждения преступности в этой возрастной группе, обеспечения их участия в законной, социально-полезной деятельности, необходимы усилия не только правоохранительных органов, но и всего общества в целом.
5.2.3. Сокращение потребления алкоголя,
профилактика пьянства, наркомании и
повторной преступности
Принимаемые государственными органами меры по профилактике пьянства, наркомании недостаточны, имеющиеся СЛПУ и другие учреждения по осуществлению принудительного лечения лиц данной категории малочисленны.
Так в 2003 году судами вынесены решения о принудительных мерах медицинского характера в отношении 11362 человек, а лечебные учреждения рассчитаны только на 2770 койко-мест. Учитывая, что срок принудительного лечения составляет от 6 месяцев до 2 лет, значительная их часть не охватывается медико-социальными мерами.
В настоящее время все еще низка доля участия общественности и государственных органов в пропаганде здорового образа жизни, практически не проводится системная работа в этом направлении.
В этой связи необходимо повысить ответственность местных исполнительных органов за состояние работы по предупреждению пьянства, алкоголизма и наркомании и принять ряд организационно-практических мер по их предупреждению.
Местным исполнительным органам также необходимо продолжить принятие мер по трудоустройству и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства, трудовому и бытовому устройству граждан, утративших социальные связи, уделив особое внимание несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и иным подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Приоритетными направлениями в профилактической деятельности органов внутренних дел и, прежде всего, службы участковых инспекторов полиции, должно стать предупреждение преступности методами общей и индивидуальной профилактики в сочетании с административно-правовыми мерами воздействия, выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и преступлений, коррекция их асоциального поведения.
Необходимо организовать профессиональную подготовку и обучение новым профессиям лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также рассмотреть возможность занятия производственной и иной трудовой деятельностью названными лицами в местах лишения свободы.
5.2.4. Профилактика правонарушений в сфере
дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из острых социальных проблем. Происходит рост количества транспортных средств, увеличивается интенсивность движения на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в стране погибает более 2 тысяч людей и более 16 тысяч получают травмы и увечья, государству и обществу наносится огромный материальный ущерб.
Улучшение эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, увеличение в потоке транспортных средств современных автомобилей с высокими динамическими характеристиками требуют принятия адекватных, качественно новых подходов к осуществлению надзора за дорожным движением, контролю за техническим состоянием транспортных средств и автомобильных дорог, улучшению качества подготовки водителей транспортных средств.
Не позволяет эффективно осуществлять контроль за техническим состоянием транспортных средств и необеспеченность дорожной полиции современными средствами технического диагностирования.
Требует совершенствования действующая на протяжении последних 30 лет система приема экзаменов у кандидатов в водители на получение водительского удостоверения, негативно сказывающаяся на состоянии аварийности. Более 17% дорожно-транспортных происшествий совершается водителями со стажем до трех лет.
Одной из серьезных проблем является обеспечение безопасности пассажирских перевозок. Большое количество пассажирских маршрутов обслуживаются автобусами частных предпринимателей, но ими не соблюдаются режимы труда и отдыха, не проводятся предрейсовый медицинский осмотр и проверка технического состояния автотранспорта.
Высоким остается уровень аварийности и на железнодорожных переездах.
Не соответствует требованиям стандартов и подлежит замене значительная часть технических средств регулирования дорожным движением, которая эксплуатируется за предельными их сроками, морально и физически устарела.
Необходимо внедрить государственную систему учета показателей аварийности и разработать методику подсчета потерь от дорожно-транспортных происшествий.
5.3.1. Повышение эффективности расследования
преступлений и розыска преступников
Качественная трансформация преступности требует совершенствования деятельности следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов, улучшения качества их взаимодействия, адекватного реагирования на противоправные проявления, повышения профессионализма сотрудников.
Требует дальнейшей оптимизации институт расследования уголовных дел, дальнейшая дифференциация процессуальной формы досудебного производства в зависимости от категории преступления и тяжести предполагаемого наказания.
Получит дальнейшее развитие расширение ускоренного производства за счет ряда несложных в расследовании составов преступлений и упрощение уголовного процесса с одновременным обеспечением его объективности и гарантии защиты прав граждан. Актуально введение в уголовно-процессуальное законодательство специальной статьи, предусматривающей упрощенный порядок расследования и рассмотрения судами очевидных преступлений, когда лицо, его совершившее, признает свою вину в полном объеме. Эти меры согласуются с
Концепцией
правовой политики и задачами, поставленными Главой государства 10 сентября 2003 года на совещании руководителей правоохранительных органов республики.
Целесообразно предусмотреть дальнейшее развитие экспертных учреждений Республики Казахстан. Необходима дальнейшая реализация возможности применения альтернативных аресту мер пресечения, проработка подробной регламентации самой процедуры их исполнения.
В целях повышения эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию краж, угонов автотранспорта следует изучить и внедрить опыт МВД России по использованию австралийской технологии "DataDoT" в поиске и идентификации похищенного автомототранспорта с измененной маркировкой узлов и агрегатов, что позволит своевременно выявлять подделки документов и перебитие узловых агрегатов похищенных автомашин при их регистрации в РЭО УДП ГУВД-УВД и при прохождении технического осмотра.
5.3.2. Борьба с организованной преступностью
На современную криминальную ситуацию в республике организованная преступность не оказывает определяющего влияния. Вместе с тем, выявляемые на практике организованные формы уголовной и экономической преступности свидетельствуют о необходимости принятия правоохранительными органами активных комплексных и целенаправленных мер по предупреждению и пресечению противоправной деятельности бандитских формирований и преступных сообществ.
Решение задач по противодействию организованной преступности обусловили необходимость создания в системе органов внутренних дел специализированных региональных и межрегиональных подразделений по борьбе с особо опасными преступлениями.
Необходимо на этом приоритетном направлении укреплять сотрудничество правоохранительных органов, которое должно быть построено на принципиально качественной основе и обеспечивать взаимосвязанную борьбу с организованной преступностью и коррупцией, терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и незаконным оборотом оружия, трафиком людей и нелегальной миграцией.
Большую обеспокоенность международного сообщества вызывает распространение такого криминального бизнеса, как торговля людьми. По данным Международной организации по миграции (MOM) около 77% фактов незаконного вывоза людей из стран СНГ за границу связаны с торговлей женщинами в целях их сексуальной эксплуатации, 23% - трудовой эксплуатации. Только в 2003 году казахстанскими дипломатическими представительствами оказана помощь в возвращении на родину 24 граждан Казахстана, ставших жертвами торговли. В этой связи правоохранительными органами реализуется утвержденный
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2004 года N 219 специальный План мероприятий по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений по торговле людьми на 2004-2005 годы. В соответствии с
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2003 года N 983 в стране действует Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми.
В целях организации работы по выявлению, предупреждению и пресечению фактов торговли людьми необходимо разработать механизм контроля за перемещением казахстанских граждан за пределы республики через туристические фирмы, а также при посредничестве модельных, брачных агентств и агентств по трудоустройству.
Требует принятия комплекса мер работа по усилению борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий. Указанные меры будут направлены на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации и правонарушениями, связанными с использованием ЭВМ и их систем, незаконным оборотом радиоэлектронных и других специальных технических средств, распространением порнографии, вредоносных хакерских программ и контрафактной продукции.
5.4. Информационное и материально-техническое
обеспечение борьбы с преступностью
Пути улучшения работы правоохранительных органов традиционными методами администрирования уже практически исчерпали себя. Необходимо применение качественно новых методов управления, основанных на внедрении современных информационных технологий и специальной техники.
Информационно-телекоммуникационный комплекс МВД находится в стадии развития и совершенствования. Недостаточная отдача от его функционирования связана с рядом объективных факторов: низкой оснащенностью подразделений компьютерной техникой и средствами связи, слабым развитием ведомственной системы передачи данных, слабым использованием сотрудниками накопленных массивов криминальной информации.
Необходимо дальнейшее продолжение работ по совершенствованию информационного комплекса правоохранительных органов, совершенствование информационного банка данных и внедрение инструментов анализа и прогнозирования криминальной ситуации и биометрической идентификации человека. Это позволит обеспечить совместную работу всех сотрудников органов уголовного преследования и умножить потенциал каждого из них за счет улучшения его информированности и оперативности реагирования на изменение оперативной обстановки.
Продолжение строительства центров оперативного управления силами и средствами полиции в областных центрах, дальнейшее подключение к системе Центров оперативного управления дежурных частей горрайлинорганов внутренних дел позволят обеспечить создание эффективного механизма оперативного реагирования на изменения криминальной обстановки, совершенные тяжкие преступления, массовые беспорядки, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации, личную безопасность граждан, полноту регистрации заявлений и сообщений граждан в органы внутренних дел.
Развитие и объединение интегрированных банков данных, разрозненных автоматизированных банков данных и информационных поисковых систем в единую информационно-аналитическую систему правоохранительных органов, ее интеграция с аналогичной системой Генеральной прокуратуры и других государственных органов позволят добиться единого и непротиворечивого межведомственного подхода к сбору и использованию криминальной и оперативной информации, обеспечить "прозрачность" и жесткий контроль за соблюдением учетно-регистрационной дисциплины, качественное улучшение информационного обеспечения сотрудников правоохранительных органов.
Необходимо продолжить работу в регионах по соответствующему материально-техническому оснащению базовых горрайлинорганов внутренних дел. Образование этих базовых органов внутренних дел приведет к созданию условий для реализации на практике всех полезных начинаний МВД по совершенствованию деятельности полиции и ее связи с общественностью, позволит апробировать на местах качественно новые формы и методы работы полиции.
5.5. Совершенствование кадровой работы
правоохранительных органов
Допускаемые сотрудниками низовых подразделений правоохранительных органов факты непрофессионализма и пренебрежительного отношения к нормам закона приводят к утрате у населения веры в возможность утверждения режима законности, принципов неприкосновенности личности, защиты ее чести и достоинства.
Причина нарушений законности в известной степени связана со слабым кадровым составом низовых звеньев правоохранительных органов, недостаточной квалификацией и отсутствием профессионализма у их работников. Немалая часть работников на районном уровне не имеет высшего юридического образования, хотя в стране в целом ощущается переизбыток юридических кадров.
Кадровая политика правоохранительных органов требует пересмотра системы подбора, подготовки и переподготовки кадров, осуществления комплекса мер по обеспечению социальных и правовых гарантий, формированию и укреплению стабильного профессионального кадрового ядра.
Реализация дальнейшего совершенствования системы подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров должна предусматривать:
комплектование правоохранительных органов квалифицированными и компетентными кадрами, воспитание у них уважения к конституционным правам граждан, их чести и достоинству, благожелательного отношения к гражданам;
формирование резерва кадров руководящего звена и продвижение по службе из числа наиболее подготовленных работников, способных преодолевать сложившиеся в работе стереотипы и штампы, обладающих навыками руководства, умением организовать и направлять работу коллектива.
Будет осуществлена децентрализация структуры МВД, с четким определением компетенции и полномочий каждого в отдельности уровня МВД-ГУВД-РОВД. Основным звеном системы органов внутренних дел должны стать горрайлинорганы, куда будут направляться основные людские и материальные ресурсы.
5.6. Международное сотрудничество в
борьбе с преступностью
Развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в сфере борьбы с преступностью будет направлено на укрепление практического взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств, которое должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами.
Правоохранительные органы республики будут принимать меры по упрочению имеющихся и расширению партнерских отношений с соответствующими структурами иностранных государств, оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам, вопросам уголовного преследования и выдачи преступников, осуществлению совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также специальных операций.
Необходимо продолжить работу по созданию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в области борьбы с преступностью, регламентирующей наиболее прогрессивные формы взаимодействия между правоохранительными органами иностранных государств.
Пристального внимания требует установление профессиональных связей с правоохранительными органами России, государств Европы и Азии.
Необходимо активизировать участие правоохранительных органов Казахстана в проектах и программах Организации Объединенных наций в правоохранительной сфере.
Конкретные шаги должны быть направлены на укрепление взаимоотношений с правоохранительными органами государств, образующих региональные организации. Будет продолжен диалог с правоохранительными органами в формате государств-участников СНГ, Организации Центрально-Азиатского сотрудничества. Особую значимость приобретает практическое взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества, деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС.
Приоритетным должно стать приграничное сотрудничество с правоохранительными органами сопредельных государств.
Следует способствовать шагам, направленным на обеспечение участия государства в международных Конвенциях в сфере борьбы с преступностью.
6. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Мероприятия по реализации данной Программы, требующие финансирования, будут осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах.
Предполагаемые расходы на реализацию мероприятий Программы составят 8 186 851 тыс. тенге, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 6 517 051 тыс. тенге (2005 год - 1 925 600 тыс. тенге, 2006 год - 2 258 419 тыс. тенге, 2007 год - 2 333 032 тыс. тенге), местных бюджетов - 1 669 800 тыс. тенге (2005 год - 643 429 тыс. тенге, 2006 год - 737 983 тыс. тенге, 2007 год - 288 388 тыс. тенге).
Предусматриваемые суммы на 2006-2007 годы будут уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий год.
Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18 апреля 2007 года N
307
.
7. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы к концу 2007 года:
будет создана целостная система профилактики правонарушений на новой социально-экономической основе;
усилится борьба с преступностью, наметится снижение тяжких и особо тяжких преступлений (зарегистрированное количество которых не превысит ежегодного порогового уровня - 70 преступлений на 10 тысяч населения), а также преступлений, совершенных на улицах и несовершеннолетними (соответственно с 12 и 21 в 2005 году до 10 и 19 на 10 тысяч населения в 2007 году);
построены центры оперативного управления силами и средствами полиции во всех областных центрах республики;
повысится уровень доверия населения к правоохранительной системе и государству в целом.
Проект
8. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2005-2007 ГОДЫ
Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18 апреля 2007 года N 307 .
__________________________________________________________________________
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст- !Срок ис-!Предпо- !Ис-
п/п! !завершения !венный !полнения!лагае- !точ-
! ! !за ис- ! !мые !ники
! ! !полнение ! !расходы !финан-
! ! ! ! !(млн. !сиро-
! ! ! ! !тенге) !вания
---------------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
---------------------------------------------------------------------------
Защита прав, свобод и законных интересов граждан.
Укрепление законности в деятельности правоохранительных органов
1 Обеспечить соблюдение Информация МВД, ГП 10 Не тре-
конституционных Правитель- (по января, буется
прав и свобод ству согла- 10 июля
граждан в уголовном Республики сованию), еже-
процессе посредством Казахстан АБЭКП, годно
надлежащего ведомствен- КНБ (по
ного контроля и про- согласо-
курорского надзора. ванию)
Регулярно проводить
проверки состояния этой
работы на местах
2 Продолжить проведение Информация МВД, ГП 10 Не тре-
открытой и принципиаль- Правитель- (по января, буется
ной политики по иско- ству согла- 10 июля
ренению фактов укрытия Республики сованию), еже-
преступлений, нарушений Казахстан АБЭКП, годно
установленного порядка КНБ (по
рассмотрения заявлений согласо-
и обращений граждан ванию)
3 Внести изменения и Ведомствен- ГП (по 2 Не тре-
дополнения в норматив- ные приказы согласо- квартал буется
ные правовые акты, ванию), 2005
направленные на укреп- МВД, года
ление учетно-регистра- АБЭКП,
ционной дисциплины в КТК МФ
правоохранительных
органах
4 Принять меры по Ведомствен- МВД 1 Не тре-
совершенствованию ный приказ квартал буется
уголовно-правовых 2005
критериев оценки работы года
органов внутренних дел
5 Разработать и включить Ведомствен- МВД 3 Не тре-
специальный курс "Права ный приказ квартал буется
человека" в программы 2005
учебных заведений года
системы МВД
Профилактика правонарушений, укрепление правопорядка
Социально-правовая профилактика
6 Обеспечить разработку Решения Акимы 1 В преде-
и внесение на утверж- акимов областей, квартал лах и за
дение Маслихатов областей, гг. 2005 счет
областей, городов гг. Астаны Астаны года средств,
Астаны и Алматы регио- и Алматы и Алматы преду-
нальных программ смотрен-
профилактики право- ных в
нарушений и борьбы местных
с преступностью на бюджетах
2005-2007 годы
7 Принять дополнительные Решения Акимы Еже- В преде-
меры по обеспечению акимов областей, годно лах
трудовой занятости областей, гг. средств,
населения, привлечению гг. Астаны Астаны преду-
безработных, особенно и Алматы и Алматы смотрен-
молодых к оплачиваемым ных в
общественным работам, местных
проведению их профес- бюджетах
сиональной подготовки
и обучения
8 Проводить обучение Решения Акимы Еже- В преде-
молодежи компьютерной акимов областей, годно лах
грамотности, профес- областей, гг. средств,
сиональным навыкам и гг. Астаны Астаны преду-
ремеслам, предоставлять и Алматы и Алматы смотрен-
условия для освоения ных в
знаний на практике местных
(в цехах, лабораториях, бюджетах
оборудованных кабинетах
и т.п.)
9 Обеспечить выделение Решения Акимы Еже- МБ
и эффективное использо- акимов областей, годно
вание денежных средств, областей, гг.
предназначенных для гг. Астаны Астаны
поощрения граждан, и Алматы и Алматы,
участвующих в охране в том
общественного порядка числе:
Акмолин- 2005г.-1,5
ской,
2006г.-2,5
Актюбин-
2005г.-0,25
ской,
Алматин- 2005г.-0,8
ской, 2006г.-0,6
2007г.-0,8
Атырау- 2005г.-
ской, 0,814
2006г.-
0,859
2007г.-0,9
Восточно- 2005г.-2,7
Казахстан- 2006г.-1,5
ской,
2007г.-1,5
Жамбылской, 2005г.-0,52
2006г.-0,8
Западно- 2005г.-0,5
Казахстан- 2006г.-0,5
ской,
2007г.-0,5
Караган- 2005г.-1,0
динской,
2006г.-2,0
Кызыл- 2005г.-
ординской, 1,535
2006г.-1,6
2007г.-1,7
Мангистау- 2005г.-0,8
ской, 2006г.-0,8
2007г.-0,8
Павлодар-
2005г.-1,4
ской,
Северо- 2005г.-1,1
Казахстан-
2006г.-1,2
ской,
Южно-
2007г.-2,6
Казахстан-
ской
областей,
г. Астаны, 2005г.-
3,885
2006г.-
4,099
2007г.-
4,295
МВД -
10 Продолжить работу Решения Акимы Еже- МБ
по повышению эффек- акимов областей, годно
тивности деятельности областей, гг.
участковых пунктов гг. Астаны и
(отделений) полиции Астаны Алматы,
и укреплению службы и Алматы в том
участковых инспекторов числе:
полиции путем поэтап- Актюбин-
а)2005г.-
ного обеспечения их ской,
17,65
потребности: Алматин- а)2005г.-
а) служебным ской 58,72
автотранспортом; 2006г.-
б) служебными 63,52
квартирами;
2007г.-
в) служебной мебелью;
57,52
г) компьютерной Западно- а)2005г.-
техникой Казахстан- 18,2
ской, 2006г.-
65,0
б)2006г.-
12,0
г)2005г.-
3,0
2006г.-5,5
Караган- а)2005г.-
динской, 13,0
г)2005г.-
13,35
Костанай- а)2005г.-
ской, 43,2
в)2005г.-
12,4
г)2005г.-
23,2
Мангистау- а)2005г.-
ской, 23,29
2006г.-
26,87
2007г.-
38,358
г)2005г.-
10,0
2006г.-
6,3
2007г.-4,5
Северо- а)2005г.-
Казахстан- 62,3
ской, 2006г.-
62,3
б)2005г.-
18,2
2006г.-
18,2
г)2005г.-
5,5
2006г.-5,5
Южно- а)2007г.-
Казахстан- 5,0
ской в)2007г.-
областей, 3,0
г)2007г.-3,0
г. Астаны, а)2006г.-1,9
в)2005г.-
0,556
2006г. -
0,587
2007г. -
0,015
г)2006г.-2,5
2007г.-2,62
МВД -
11 Предусматривать и Решения Акимы Еже- МБ
обеспечивать целевое акимов областей, годно
выделение финансовых областей, гг.
средств из местных гг. Астаны и
бюджетов областей, Астаны Алматы,
гг. Астаны и Алматы и Алматы в том
на ремонт зданий и числе:
помещений участковых Акмолин-
2005г.-8,6
пунктов полиции ской
Актюбин-
2005г.-10,0
ской,
Алматин- 2005г.-4,8
ской,
2007г.-6,0
Атырау- 2005г.-1,6
ской, 2006г.-
1,688
2007г.-
1,769
Восточно- 2005г.-
Казах- 12,0
станской, 2006г.-
13,0
2007г.-13,0
Жамбылской,
2005г.-10,0
Западно-
2005г.-8,0
Казахстан-
ской,
Караган-
2005г.-
динской,
11,89
Мангистау- 2006г.-7,0
ской
2007г.-7,2
Павлодар-
2005г.-9,0
ской,
Северо-
2005г.-2,8
Казахстан-
ской,
Южно-
2007г.-1,0
Казахстан-
ской
областей,
г. Астаны, 2005г.-3,5
2006г.-
3,693
2007г.-
3,87
МВД -
12 Продолжить работу по Решения Акимы В те- МБ
поэтапному доведению акимов областей чение
штатной численности областей, гг.Астаны 2005-
участковых инспекторов гг. и Алматы, 2007
полиции и их помощни- Астаны в том годов
ков до существующих и Алматы числе:
норм положенности Актюбин-
ской,
УИП:
2005г.
2005г.-
(15ед.)
7,73
Пом.УИП:
2005 г.
2005г.-6,5
(13 ед.)
Алматин-
ской,
Пом.УИП:
2006 г. 2006г.-
(55 ед.) 17,5
2007 г.
2007г.-
(220 ед.)
72,0
Жамбыл-
ской,
Пом. УИП:
2005 г. 2005г.-
(30 ед.) 9,54
2006 г.
2006г.-
(30 ед.)
9,54
Караган-
динской,
Пом.УИП:
2005г. 2005г.-
(19 ед.) 6,042
2006г.
2006г.-
(14 ед.)
4,452
Мангистау-
ской,
Пом.УИП:
2005 г. 2005г.-
(10 ед.) 3,464
2006 г.
2006г.-
(10 ед.)
3,646
Северо-
Казахстан-
ской,
УИП:
2006г.
(21 ед.) 2006г.-
Пом.УИП: 11,9
2006г.
2006г.-
(231 ед.)
131,3
Южно-
Казахстан-
ской
УИП:
2007г. 2007г.-
(11 ед.) 5,5
Пом.УИП:
2007 г.
2007г.-
(95 ед.)
25,0
областей,
МВД -
13 Принять меры к Решение Аким В тече- 2005г.- МБ
поэтапному доведению акима Алматин- ние 18,0
штатной численности Алмати- ской 2005- 2006г.-
строевых подразделе- нской области, 2007 18,0
ний патрульной полиции области годов
2007г.-
до существующих норм
23,0
положенности в МВД -
Алматинской области
14 Решить вопрос об Решение Аким 2006 МБ
увеличении штатной акима г.Астаны, год 2006г.-
численности сотрудников г. Астаны 74,342
подразделений конной МВД -
полиции и выделении
средств на их финанси-
рование за счет мест-
ного бюджета в городе
Астане
15 Определить источники Решения Акимы В те- В пределах МБ,
финансирования и акимов областей, чение средств, сре-
изыскать средства на областей, гг. 2005- предусмот- дс-
внедрение института гг. Астаны 2007 ренных в тва
общественных охран- Астаны и Алматы годов местных КСК
ников подъездов много- и Алматы бюджетах
этажных жилых домов на оплачи-
(консьержей), при- ваемые
способленных для их обществен-
нормального функцио- ные работы,
нирования средства КСК
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних и молодежи
16 Принять меры по Решения Акимы В те- В пределах
созданию реабилита- акимов областей, чение средств,
ционных организаций областей, гг. 2005- преду-
образования с привле- гг. Астаны 2007 смотренных
чением работников Астаны и Алматы годов в местных
ювенальной юстиции, и Алматы бюджетах
для адаптации и реаби-
литации несовершенно-
летних с девиантным
поведением, вышедших
из специальных школ-
интернатов
17 Расширить сеть Решения Акимы В те- В пределах
социально-педагоги- акимов областей, чение средств,
ческих служб для областей, гг. 2005- преду-
работы с детьми, гг. Астаны 2007 смотренных
склонными к право- Астаны и Алматы, годов в местных
нарушениям и Алматы МОН бюджетах
18 Продолжить работу по Решения Акимы В те- В пределах
расширению сети спе- акимов областей, чение средств,
циальных организаций областей, гг. 2005- преду-
образования для детей гг. Астаны 2007 смотренных
с девиантным поведением Астаны и Алматы, годов в местных
и Алматы МОН, МВД бюджетах
19 Продолжить работу по Отчет Акимы 10 В пределах
организации досуга Правитель- областей, января, средств,
детей и подростков ству гг. 10 преду-
в период школьных Республики Астаны и июля смотренных
каникул, принятию мер Казахстан Алматы, еже- в местных
по созданию спортивных МОН, МВД годно бюджетах
и оздоровительных
лагерей
20 Провести круглый стол, Информация МКИС, 10 2005г.- РБ
посвященный профилак- Правитель- МВД, июля 0,723
тике правонарушений ству МОН 2005
среди молодежи Республики года
Казахстан
21 Разработать Правила Совместный МОН, 2 Не тре-
о детских приютах и приказ МВД, квартал буется
порядке помещения в МЗ 2005
них безнадзорных детей года
и подростков, а также
несовершеннолетних,
оставшихся без попе-
чения родителей или
лиц, их заменяющих
22 Внести предложение Предложе- МВД, 1 Не
об открытии в г. Астане ние акиму МОН квартал тре-
школы-интерната для г. Астаны 2005 буется
детей из малообеспечен- года
ных семей, и оставшихся
без родителей
23 Внести предложения Предложе- МВД, В тече- Не тре-
об открытии Домов ния акимам МОН ние буется
юношества в Акмолин- соответст- 2005-
ской, Алматинской, вующих 2006
Мангистауской областях областей, годов
и городе Астане г. Астаны
24 Внести предложения Предложе- МВД Еже- Не тре-
о дальнейшем введении ния акимам годно буется
в регионах со сложной областей,
криминогенной обстанов- гг. Астаны
кой должностей участко- и Алматы
вых инспекторов полиции
по делам несовершенно-
летних, закрепленных
за учебными заведениями
25 Разработать Положение Совместный МВД, 2 Не тре-
об организации деятель- приказ МОН квартал буется
ности участковых 2005
инспекторов полиции по года
делам несовершенно-
летних, закрепленных
за учебными заведениями
("школьных" инспекторов)
26 Предусматривать при Решения Акимы Ежегодно Не тре-
проектировании новых акимов областей, буется
жилых многоэтажных областей, гг.
массивов в городах и гг. Астаны Астаны
крупных населенных и Алматы и Алматы
пунктах на первых их
этажах помещения для
подростковых клубов
Сокращение потребления алкоголя, профилактика пьянства,
наркомании и повторной преступности
27 Активизировать Информация МКИС, 10 Не тре-
деятельность по форми- Правитель- МВД, января, буется
рованию в общественном ству МОН, МЗ, 10
сознании социального Республики акимы июля
антинаркотического Казахстан областей, еже-
иммунитета и усилить гг. годно
информированность Астаны
граждан о мерах, прини- и Алматы
маемых государствен-
ными органами по
борьбе с наркоманией
и алкоголизмом, через
СМИ, в т.ч. с привле-
чением известных
общественных деятелей,
артистов, ученых и
других специалистов
28 Принять меры к увели- Решения Акимы В те- МБ
чению мощности дейст- акимов областей, чение
вующих специализирован- областей, гг. 2005-
ных лечебно-профилак- гг.Астаны Астаны 2006
тических учреждений и Алматы и Алматы, годов
для принудительного в том
лечения лиц, страдающих числе:
алкоголизмом, наркома- аким
нией и токсикоманией, Мангис- 2005г.-
путем создания условий тауской 9,0
для охвата лечением области 2006г.-
значительной части 9,0
нуждающихся в этом
лечении граждан
29 Продолжить работу по Решения Акимы Еже- В преде-
трудоустройству и акимов областей, годно лах
реабилитации лиц, областей, гг. средств,
освобожденных из мест гг. Астаны преду-
лишения свободы, Астаны и Алматы смотренных
социальной адаптации и Алматы в местных
лиц, не имеющих бюджетах
определенного места
жительства, трудовому
и бытовому устройству
граждан, утративших
социальные связи
30 Принять меры по Решения Акимы Еже- В пределах
организации профес- акимов областей, годно средств,
сиональной подготовки областей, гг.Астаны преду-
и обучению новым про- гг.Астаны и Алматы, смотренных
фессиям лиц, освобож- и Алматы МТСЗ в местных
денных из мест лишения бюджетах
свободы
Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения
31 Осуществлять совмест- Совместный МВД, 1 Не тре-
ные мероприятия под- приказ МТК квартал буется
разделений дорожной 2005
полиции МВД и органов года
транспортного контроля
Минтранскома, направлен-
ные на обеспечение
безопасности движения
на автодорогах и рас-
следование дорожно-
транспортных происшествий
32 Внести предложения Предложения МТК, 10 Не тре-
по дополнительному Правитель- МВД января буется
строительству путе- ству 2006
проводов на железно- Республики года
дорожных переездах, Казахстан
автомобильных переездах
одного уровня на дорогах
республиканского
значения
33 Определить порядок Совместный МВД, 4 Не тре-
взаимодействия подраз- приказ МЧС квартал буется
делений дорожной 2005
полиции МВД с органами года
МЧС по вопросам их
своевременного инфор-
мирования о произо-
шедших дорожно-транс-
портных происшествиях
с целью своевременного
спасения пострадавших
и ликвидации послед-
ствий от чрезвычайных
ситуаций
34 Определить единый Совместный МВД, 4 Не тре-
порядок государственной приказ МТК, квартал буется
системы учета показате- МЗ, 2005
лей аварийности, МЧС года
дорожно-транспортного
травматизма, оценки
ущерба от дорожно-
транспортных проис-
шествий
35 Внести предложения Предложения МВД 1 Не тре-
об изыскании в местных акимам квартал буется
бюджетах средств по областей, 2005
опыту г. Астаны на г. Алматы года
обеспечение пунктов
технического контроля
дорожной полиции
современными средствами
технического диагности-
рования
36 Принять меры по: Решения Акимы В те- МБ
1) поэтапной замене акимов областей, чение
устаревших, не соответ- областей, гг. 2005-
ствующих стандартам гг. Астаны 2006
технических средств Астаны и Алматы, годов
организации дорожного и Алматы в том
движения: числе:
а) светофоров, Актюбин-
1а)2005г.-
ской,
10,5
б) дорожных знаков; Алматин- 1а)2005г.-
ской, 49,68
2) поэтапному внедрению 2006г.-
автоматизированных 49,68
систем управления 1б)2005г.-
дорожным движением 13,087
(АСУДД) 2006г.-
13,087
2)2005г.-
2,07
2006г.-2,07
Жамбыл- 1а)2005г.-
ской, 19,872
1б)2005г.-
1,5
2)2005г.-
6,21
Западно- 1а)2006г.-
Казах- 17,6
станской, 1б)2006г.-
6,0
2)2006г.-
12,4
Мангис- 1а)2005г.-
тауской 15,184
2006г.-
31,184
1б)2005г.-
0,55
2)2005г.-
4,14
2006г.-
4,14
Северо- 1а)2005г.-
Казахстан- 16,6
ской
1б)2005г.-
областей,
5,4
МВД -
37 Разработать стандарт Ведомст- МВД 2 Не тре-
государственных услуг венный квартал буется
по регистрации транс- приказ 2005
портных средств в года
регистрационно-экзаме-
национных подразделе-
ниях дорожной полиции
по принципу обслужива-
ния "из одного окна"
38 Внести предложения Предложе- МВД 1 Не тре-
о выделении средств ния акимам квартал буется
из местных бюджетов областей, 2005
по опыту г. Астаны гг. года
для оснащения регистра- Астаны и
ционно-экзаменационных Алматы
подразделений дорожной
полиции компьютерной
техникой с единым прог-
раммным обеспечением
39 Изыскать средства в Решения Акимы В те- МБ
местных бюджетах на акимов областей, чение
приобретение специаль- областей, гг. 2005-
ных автомобилей-эва- гг. Астаны 2006
куаторов для подраз- Астаны и и Алматы, годов
делений дорожной Алматы в том
полиции числе:
Актюбин-
ской,
2005г.
2,66
(1 ед.)
Атырау-
ской,
2005 г. 2,66
(1 ед.)
2006 г. 2,806
(1 ед.)
2007 г.
2,941
(1 ед.)
Жамбыл-
ской,
2005 г.
(2 ед.) 5,32
2006 г.
(1 ед.)
2,66
Западно-
Казах-
станской,
2005г.
(1 ед.) 2,66
2006г.
(1 ед.)
2,66
Мангис-
тауской
2005г.
(1 ед.) 2,0
2006г.
(1 ед.)
2,0
областей,
МВД -
Меры по противодействию преступности
Повышение эффективности расследования преступлений
и розыска преступников
40 Выработать механизм Совместный МВД, МЮ, 2 Не тре-
применения мер пресе- приказ ГП (по квартал буется
чения, альтернативных согласо- 2005
аресту с детальной ванию), года
регламентацией их КНБ (по
процедур согла-
сованию),
АБЭКП
41 Внести предложения Предложе- МЮ, МЗ, 10 Не тре-
по дальнейшему совер- ния Прави- МВД, ГП июля буется
шенствованию судебно- тельству (по сог- 2006
экспертной деятель- Республики ласова- года
ности Казахстан нию),
КНБ (по
согласо-
ванию),
АБЭКП,
КТК МФ
42 Изучить и внести Предложе- МВД, 10 Не тре-
предложения о возмож- ния Прави- АИС января буется
ности внедрения опыта тельству 2006
МВД России по исполь- Республики года
зованию австралийской Казахстан
технологии "DataDoT"
в поиске и идентифи-
кации похищенного
автомототранспорта с
измененной маркировкой
узлов и агрегатов
Борьба с организованной преступностью
43 Согласовывать опера- Информация АБЭКП, 10 Не тре-
тивно-розыскные меро- Правитель- МВД, января, буется
приятия и специальные ству КНБ 10
операции по выявлению Республики (по июля
фактов экономической Казахстан согла- еже-
контрабанды, хищений сова- годно
сырьевых ресурсов, нию),
выявлению и пресечению КТК МФ
деятельности организо-
ванных преступных групп,
имеющих коррумпированные
связи в органах власти
и управления
44 Практиковать создание Совместный МВД, 3 Не тре-
на местах совместных приказ АБЭКП квартал буется
специальных рабочих 2005
групп, деятельность года
которых направить на
пресечение попыток
осуществления контроля
над объектами малого и
среднего бизнеса со
стороны криминальных
структур; выявление и
разработку организован-
ных преступных групп,
занимающихся "отмыва-
нием" финансовых
средств, добытых
преступным путем
45 Определить порядок Совместный МВД, КНБ 2 Не тре-
и условия проведения приказ (по сог- квартал буется
исследований и экспер- ласова- 2006
тиз электронных вычис- нию), года
лительных машин, АБЭКП,
операционных систем, КТК МФ
используемых при
совершении преступле-
ний в сфере компьютер-
ных технологий
46 Проводить совместные Информация МВД, КНБ 10 Не тре-
оперативно-профилакти- Правитель- (по сог- июля буется
ческие мероприятия и ству ласова- 2006
специальные операции Республики нию), года
по предупреждению, Казахстан МЮ,
выявлению, пресечению и АБЭКП,
раскрытию преступлений КТК МФ,
в сфере высоких техно- АИС
логий и незаконного
использования объектов
интеллектуальной
собственности
47 Проводить совместные Информация ГП (по 10 Не тре-
проверки на предмет Правитель- согла- января, буется
законности рекламных ству сова- 10
объявлений (информации) Республики нию), июля
организаций и частных Казахстан МВД, КНБ ежегодно
лиц о трудоустройстве (по сог-
девушек и женщин за ласо-
рубежом ванию),
АБЭКП
Информационное и материально-техническое
обеспечение борьбы с преступностью
48 Проработать вопрос о Предложения АИС, 10 Не тре-
возможности обеспечения Правитель- МТК, июля буется
автомобильных дорог ству МВД 2005
республиканского зна- Республики года
чения системами аварий- Казахстан
ной связи "SOS"
49 Продолжить работу по Отчет АБЭКП 10 2005г.- РБ
созданию единой авто- Правитель- января 80,647
матизированной инфор- ству 2006
мационно-телеком- Республики года
муникационной системы Казахстан
Агентства по борьбе
с экономической и
коррупционной преступ-
ностью (финансовой
полиции)
50 Продолжить создание Информация МВД, 10
центров оператив- Правитель- заинтере- января
ного управления ству сованные 10 июля
силами и средст- Республики акимы еже-
вами полиции Казахстан областей годно
(ЦОУ) в областных
центрах
республики:
Шымкент 2005г.- РБ
500,000
Павлодар 2005г.- РБ
500,000
2005г.- МБ
1,5
Актобе 2006г.- РБ
469,811
Атырау 2006г.- РБ
469,810
Кызылорда 2006г.- РБ
469,810
Кокшетау 2006г.- РБ
469,810
Актау 2007г.- РБ
475,448
Петропавловск 2007г.- РБ
475,448
Тараз 2007г.- РБ
475,448
Уральск 2007г.- РБ
475,448
Создание 2005г.- РБ
Ситуационного 500,000
центра МВД
Расширение функ- 2006г.- РБ
циональности 121,640
Ситуационного
центра МВД
Расширение Центра 2007г.- РБ
оперативного 144,310
управления города
Костанай
51 Продолжить создание Информация МВД 10 2005г.-
информационных систем Правитель- января 114,63 РБ
органов внутренних ству 2006
дел Республики Республики года
Казахстан Казахстан
52 Внести предложения Предложения МВД 10 Не тре-
о внедрении биометри- Правитель- июля буется
ческих систем распо- ству 2005
знавания человека по Республики года
фотографическому Казахстан
изображению
53 Осуществить Информация МВД 10 требуются РБ
строительство Правитель- января (объемы
комплекса зданий ству 10 июля финанси-
центрального Республики еже- рования
госпиталя с Казахстан годно будут
поликлиникой МВД опреде-
в городе Астане лены при
формиро-
вании или
уточнении
республи-
канского
бюджета
на соот-
ветст-
вующий
год)
54 Осуществить строи- Отчет МВД 10 2005г.- РБ
тельство питомника Правитель- января 12,3
служебно-розыскных ству 2006
собак Центрального Республики года
УВДТ в г. Астане Казахстан
55 Осуществить строитель- Отчет МВД 10 2005г.- РБ
ство спортивно-трени- Правитель- января 200,0
ровочного комплекса ству 2006
для подразделения Республики года
специального назначения Казахстан
"Сункар" МВД в г. Алматы
56 Завершение строи- Отчет МВД 10 2005г.- РБ
тельства жилых Правитель- января 17,3
домов и пристройки ству 10 июля 2006г.- РБ
к учебному корпусу Республики еже- 257,538
объектов Караган- Казахстан годно 2007г.- РБ
динского юридичес- 286,930
кого института МВД
57 Внести предложения Предложения МВД 1 Не тре-
о поэтапном доведении акимам об- квартал буется
материально-технической ластей, 2005
базы горрайорганов гг. года
внутренних дел до Астаны и
уровня базовых органов Алматы
Совершенствование кадровой работы правоохранительных органов
58 Принять меры по Информация МВД 10 Не тре-
совершенствованию Правитель- января, буется
системы подбора, ству 10
расстановки, Республики июля
подготовки и пере- Казахстан ежегодно
подготовки кадров
органов внутренних
дел
59 Внести предложения Предложения МВД,ГП 2 Не тре-
об открытии специ- Правитель- (по сог- квартал буется
ализированного дома ству ласова- 2005
престарелых для Республики нию), года
пенсионеров право- Казахстан КНБ (по
охранительных и согла-
специальных органов, сованию),
утративших родственные АБЭКП,
связи и не имеющих КТК МФ
возможности вести
самостоятельный образ
жизни
60 Предоставить в целях Проект МЮ 3 Не тре-
сохранения профес- норматив- квартал буется
сиональных кадров ного 2005
возможность дальней- правового года
шего прохождения службы акта
в пенитенциарной сис-
теме высококвалифициро-
ванным сотрудникам,
достигшим предельного
возраста пребывания
на службе в органах
юстиции
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
61 Рассмотреть вопрос Предложения АБЭКП, 10 Не тре-
о целесообразности Правитель- ГП (по января буется
присоединения ству согласо- 2005
Республики Казахстан Республики ванию), года
к Конвенции об уголов- Казахстан КНБ (по
ной ответственности согласо-
за коррупцию (Страсбург, ванию),
27 января 1999 г.), МИД
Международной
конвенции
по борьбе с подделкой
денежных знаков (Женева,
20 апреля 1929 г.)
62 Наладить тесное взаимо- Информация МВД, КНБ, 10 Не тре-
действие с правоохрани- Правитель- (по сог- января, буется
тельными органами и ству ласова- 10
спецслужбами зарубежных Республики нию), июля
стран по проведению Казахстан АБЭКП, ежегодно
совместных операций, КТК МФ
направленных на выявле-
ние и пресечение дея-
тельности транснацио-
нальных преступных
сообществ
63 Обеспечить на регуляр- Информация МВД, КНБ, 10 Не тре-
ной основе, прежде Правитель- (по сог- января, буется
всего, в приграничных ству ласова- 10
регионах, проведение Республики нию), ГП июля
оперативно-профилакти- Казахстан, (по сог- ежегодно
ческих мероприятий и специальные ласова-
специальных операций планы нию),
по предупреждению и АБЭКП,
пресечению: КТК МФ
- организованной
преступности;
- терроризма и иных
проявлений экстремизма;
- нелегальной миграции;
- трафика людьми;
- незаконного оборота
наркотиков и оружия
64 Инициировать принятие Проект МВД, КНБ 2 Не тре-
государствами-участни- Положения (по сог- квартал буется
ками СНГ Положения ласова- 2005
о единой системе учета нию), года
граждан других госу- ГП (по
дарств и лиц без граж- согласо-
данства, въезжающих на ванию),
территорию стран СНГ МЮ, КТК МФ
Республиканский бюджет Местные бюджеты
2005 год 2006 год 2007 год 2005 год 2006 год 2007 год
1 925,6 2 258, 419* 2 333,032* 643,429** 737,983** 288,388**
6 517,051*
1 669,8**
8 186,851
_________________________________________________________________________
Примечание:
* Суммы расходов по республиканскому бюджету на 2006 и 2007 годы являются предварительными и будут определяться бюджетной комиссией по формированию республиканского бюджета на 2006 и 2007 годы в соответствии с Бюджетным
кодексом
Республики Казахстан.
** Расходы на мероприятия, финансируемые из местных бюджетов, рекомендуются акимам областей, городов Астаны и Алматы изыскать при формировании и уточнении местных бюджетов на 2005-2007 годы.
Расшифровка аббревиатур:
ГП - Генеральная прокуратура
КНБ - Комитет национальной безопасности
МВД - Министерство внутренних дел
МЗ - Министерство здравоохранения
МИД - Министерство иностранных дел
МКИС- Министерство культуры, информации и спорта
МОН - Министерство образования и науки
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций
МТСЗ - Министерство труда и социальной защиты населения
МФ - Министерство финансов
KTК МФ - Комитет таможенного контроля Министерства финансов
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям
МЮ - Министерство юстиции
АБЭКП - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной
преступностью (финансовая полиция)
АИС - Агентство по информатизации и связи
РБ - республиканский бюджет
МБ - местные бюджеты