О Меморандуме об инвестиционной политике акционерного общества "Национальный инновационный фонд" на 2004-2005 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2004 года N 615

Действующий

     

Правительство Республики Казахстан постановляет:

     

1. Рекомендовать общему собранию акционеров акционерного общества "Национальный инновационный фонд" утвердить прилагаемый Меморандум об инвестиционной политике акционерного общества "Национальный инновационный фонд" на 2004-2005 годы.

     

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

                                                Приложение к
                                          постановлению Правительства
                                            Республики Казахстан
                                          от 3 июня 2004 года N 615

Меморандум об инвестиционной политике АО
 "Национальный инновационный фонд"
на 2004-2005 годы

1. Общие положения

      1. Настоящий Меморандум определяет основные приоритеты инвестиционной политики АО "Национальный инновационный фонд" (далее - Фонд) на 2004-2005 годы, содержит процедуры по осуществлению инвестиционной деятельности Фонда, включая принятие решения об инвестировании, мониторинг и анализ реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестированных компаний и венчурных фондов, принятие решения о выходе Фонда из инвестированных компаний и венчурных фондов, устанавливает качественные и количественные параметры и ограничения инвестиционной деятельности Фонда.
      2. Инвестиционная политика Фонда, определяемая настоящим Меморандумом, может быть скорректирована с учетом результатов и новых направлений деятельности Фонда, а также изменений законодательства.
      3. Целью деятельности Фонда являются повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.
      4. Задачи Фонда:
      - создание венчурных фондов совместно с отечественными и иностранными инвесторами, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов;
      - финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР), направленных на создание новых технологий, товаров, работ и услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта;
      - финансирование внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний;
      - участие в создании элементов национальной инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров);
      - участие в формировании рынка научно-технической продукции;
      - развитие международного сотрудничества в области "переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий", их коммерциализации и внедрения.
      5. Термины и понятия, используемые в Меморандуме:
      бизнес-инкубатор - структура, размещающая на своих площадях на определенный срок специально отобранные физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации, и оказывающая им консалтинговые, юридические, лизинговые и иные услуги;
      венчурное финансирование - рисковая форма финансирования, направленная на создание и коммерциализацию инноваций;
      венчурный фонд - специализированный финансовый институт, представляющий собой объединение капитала юридических и физических лиц с целью венчурного финансирования;
      выход - завершающая стадия процесса венчурного финансирования, заключающаяся в продаже инвестором принадлежащего ему пакета акций/доли участия;
      инвестиционный портфель - инвестиции Фонда, связанные с основными направлениями деятельности Фонда;
      инновационный центр - структура, оказывающая маркетинговые, консалтинговые и управленческие и иные услуги субъектам инновационной деятельности, осуществляющая разработки, направленные на достижение инноваций и их коммерциализацию, инвестирование НИОКР и инновационных производств;
      мониторинг - процесс сбора и обработки данных, составления отчетов о фактическом состоянии финансируемых Фондом проектов;
      управляющая компания (управляющий) венчурного фонда - юридическое (физическое) лицо, ответственное за управление венчурным фондом;
      управление венчурным фондом - деятельность по выбору и оценке объектов инвестиций, подготовке инвестиционных меморандумов и заключению сделок с инвестируемыми предприятиями, контролю за их деятельностью и обеспечению выхода из них.
      Другие понятия, используемые в настоящем Меморандуме, применяются в том значении, в каком они используются в законодательстве Республики Казахстан.

2. Направления инвестирования

      1. В рассматриваемый период (2004-2005 гг.) деятельность Фонда будет направлена на становление и создание системообразующих элементов инновационного процесса, включая создание инфраструктуры венчурного финансирования, привлечение частного капитала в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств.
      2. Основными направлениями деятельности Фонда являются инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов, в компании, реализующие инновационные проекты, в создание элементов национальной инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров), а также финансирование прикладных НИОКР.
      3. Основной формой инвестирования является неконтрольное участие в уставном капитале путем приобретения акций/доли участия при формировании или увеличении уставного капитала юридических лиц. Наряду с этим Фонд может осуществлять инвестирование в других формах, не запрещенных законодательством Республики Казахстан и настоящим Меморандумом.
 
      4. Инвестиции в создание венчурных фондов. Создание венчурных фондов с участием Фонда будет способствовать привлечению частного капитала в инновационную деятельность, снижению их рисков, формированию механизма эффективного взаимодействия государства и частного предпринимательства в сфере коммерциализации инноваций.
      Венчурные фонды, создаваемые с участием Фонда, вправе осуществлять финансирование инновационных проектов как определенного сектора экономики (специализированные венчурные фонды), так и различных секторов экономики (универсальные венчурные фонды).
      Основные условия инвестирования в венчурные фонды:
      - инновационная направленность деятельности венчурных фондов;
      - нацеленность создаваемого венчурного фонда на инвестирование в казахстанские предприятия;
      - разделение рисков с другими инвесторами и ограничение ответственности;
      - неконтрольное участие (не более 49% уставного капитала венчурного фонда);
      - участие Фонда в принятии венчурным фондом решений по инвестированию, выбору управляющей компании, позволяющее осуществлять мониторинг и контроль за инвестированными Фондом средствами и реализацией инновационного проекта;
      - прозрачность организационно-правовой формы венчурного фонда и наличие профессионального менеджмента;
      - привлечение передового опыта в области венчурного финансирования;
      - определенный временной горизонт участия Фонда в создаваемых венчурных фондах.
 
      5. Инвестиции в компании, реализующие инновационные проекты.
      Фонд осуществляет инвестиции в:
      - новые и существующие компании на начальной стадии коммерциализации инновации (стадия стартового финансирования);
      - компании, которым требуются дополнительные инвестиции для расширения объемов инновационной продукции (работ, услуг), выхода на международные рынки (стадии начального и/или быстрого расширения).
      Основные условия инвестирования данного направления:
      - инвестиционный проект соответствует приоритетам индустриально-инновационной политики Республики Казахстан;
      - проект направлен на создание нового вида наукоемкой продукции (работ, услуг), либо повышение ее технического уровня, внедрение новых и совершенствование применяемых технологий;
      - проект является коммерчески привлекательным (в том числе у инновации существует высокий потенциал роста рыночной ниши);
      - наличие стратегического инвестора;
      - неконтрольное участие (не более 49% уставного капитала компании);
      - участие Фонда в органах управления компанией, реализующей проект;
      - четко обозначенный временной горизонт инвестиций;
      - поэтапное финансирование проекта.

      6. Участие в создании элементов национальной инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, инновационных центров).
      Участие Фонда в создании элементов национальной инновационной системы должно обеспечить комплексность инновационного цикла, ускорение коммерциализации инноваций.
      Указанные специализированные инновационные институты создаются преимущественно на базе научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, высокотехнологичных промышленных предприятий.
      Участие Фонда в создании технопарков и технополисов нацелено на развитие кооперации между научно-исследовательскими организациями и промышленностью, достижение комплексности обязательных структурных составляющих:
      - лабораторной, опытно-конструкторской, производственной базы, обеспечивающей разработку и доведение инновационного продукта до опытно-промышленного образца;
      - бизнес-инкубатора;
      - сервисных предприятий и фирм, предоставляющих компаниям технопарка (технополиса) информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, финансовые и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технопарка или технополиса.

      7. Предоставление грантов на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
      Фондом финансируются прикладные НИОКР в приоритетных направлениях индустриально-инновационного развития.
      НИОКР должны быть направлены на:
      - создание новых видов наукоемкой продукции;
      - повышение технического уровня продукции;
      - разработку новых и совершенствование применяемых технологий.
      Отбор проектов прикладных НИОКР осуществляется путем проведения конкурса и на основе комплексной научно-технической и экономической экспертизы, оценки коммерциализируемости результатов НИОКР.
      Оценка коммерческого потенциала включает оценку уровня конкурентных преимуществ продукта (технологии), возможность их длительного сохранения, наличие потенциального рынка (потребителей).
      Финансирование предоставляется юридическим лицам на условиях, предусматривающих имущественные права Фонда на результаты НИОКР.

3. Источники инвестиций Фонда

      1. Для осуществления инвестиций могут быть использованы следующие источники:
      - уставный капитал Фонда;
      - гранты, предоставляемые международными финансовыми организациями, зарубежными государствами и финансовыми институтами;
      - доходы Фонда.
      2. Основной формой получения доходов Фонда являются доходы при выходе Фонда из финансируемых проектов, представляющие собой разницу между первоначальной стоимостью инвестиций Фонда в инвестируемые компании и венчурные фонды и ее реализуемой стоимостью при выходе.
      3. Другие доходы представляют собой доход от управления временно свободными денежными средствами Фонда, доходы в форме дивидендов, доходы от предоставления консалтинговых услуг, доходы от реализации имущественных прав на результаты НИОКР.

4. Порядок принятия решения об инвестировании

      1. Принципы принятия решений об инвестировании:
      - соответствие проекта индустриально-инновационной стратегии государства, целям и задачам Фонда;
      - комплексность научно-технической и экономической экспертизы проекта;
      - независимость экспертизы проекта;
      - диверсификация инвестиционного портфеля и рисков Фонда;
      - транспарентность.
      2. Решение о финансировании инновационных проектов и проектов НИОКР принимается на основе результатов комплексной научно-технической и экономической экспертизы, порядок проведения которой утверждается Советом директоров Фонда. Такая экспертиза включает обязательную экспертизу независимыми внешними экспертами (экспертными организациями), а также заключение Экспертного совета - независимого внешнего органа Фонда. Экспертиза проектов осуществляется на договорной основе.
      3. Для обеспечения транспарентности процесса рассмотрения проектов и принятия решения об инвестировании формируются Инвестиционный Комитет Фонда и Экспертный совет Фонда.
      4. Принятие решения об участии Фонда в создании и деятельности других организаций путем передачи активов в сумме, превышающих 2,5% от общего размера стоимости активов Фонда, осуществляется Советом Директоров Фонда.

5. Мониторинг инвестиционного портфеля

      1. Фонд осуществляет непрерывный мониторинг управления венчурными фондами и компаниями, в уставном капитале которых участвует Фонд, а также реализации инновационных проектов и проектов НИОКР.
      2. Цель мониторинга и анализа - обеспечение контроля над реализацией проектов, финансируемых Фондом, оценка эффективности управления проектами. В рамках мониторинга и анализа обеспечиваются:
      - получение достоверной информации о реализации конкретного проекта, финансовом состоянии инвестированных компаний и венчурных фондов, текущем состоянии инвестиционного портфеля Фонда в целом;
      - выявление тенденций их изменения и факторов, оказывающих влияние на реализацию проектов, финансовое положение инвестированных компаний и венчурных фондов, инвестиционный портфель Фонда в целом;
      - подготовка предложений по минимизации рисков по конкретным проектам, взаимодействию с инвестированными компаниями и венчурными фондами, диверсификации рисков Фонда.
      3. Для осуществления мониторинга юридические лица, финансирование которых осуществляется Фондом, предоставляют в Фонд отчеты о реализации инновационных проектов, проектов НИОКР, а также финансовую отчетность в порядке, утвержденном Советом Директоров Фонда.

6. Принятие решения о выходе из проинвестированных
компаний и венчурных фондов

      1. Условия и сроки выхода предусматриваются в соответствующих соглашениях о сотрудничестве, заключаемых Фондом и другими участниками проектов.
      2. По мере реализации проектов условия и сроки выхода могут корректироваться по соглашению сторон.
      3. Решение о выходе Фонда принимается Правлением Фонда. В случае, когда первоначальная стоимость инвестиций превышала 2,5% от общего размера стоимости активов Фонда - Советом Директоров Фонда.

7. Управление рисками и диверсификация
инвестиционного портфеля

      1. В целях обеспечения финансовой устойчивости и формирования сбалансированного инвестиционного портфеля Фондом используются следующие основные методы управления рисками: разделение рисков с частным капиталом, диверсификация, лимитирование, участие в управлении инвестируемыми фондами и компаниями, использование внутренней рейтинговой системы.
      2. Разделение рисков с частным капиталом осуществляется путем неконтрольного участия Фонда в финансировании инновационных проектов и проектов создания венчурных фондов и элементов инновационной инфраструктуры.
      3. Диверсификация инвестиционного портфеля Фонда предусматривает:
      - диверсификацию по направлениям инвестирования (создание венчурных фондов, специализированных институтов инновационной системы, участие в уставном капитале компаний, реализующих инновационные проекты, финансирование НИОКР);
      - отраслевую диверсификацию;
      - распределение инвестиций в инновационные проекты по стадиям жизненного цикла проекта/компании и срокам окупаемости проектов.
      4. Фонд устанавливает следующие лимиты:
      1) по направлениям инвестирования:
      - инвестиции в создание венчурных фондов - не более 50% от величины собственного капитала Фонда;
      - инвестиции в создание элементов национальной инновационной системы (технопарков, технополисов и др.) - не более 10%;
      - участие в уставном капитале компаний, реализующих инновационные проекты, - не более 35%;
      - финансирование прикладных НИОКР - не более 5%.
      2) лимиты по инвестициям в один проект:
      - доля участия Фонда в создании венчурных фондов - не более 10 млн. долл. США;
      - доля участия Фонда в проекте создания элемента национальной инновационной инфраструктуры - не более 300 тыс. долл. США;
      - доля участия Фонда в уставном капитале компаний, реализующих инновационные проекты - не более 2 млн. долл. США;
      - сумма гранта на прикладные НИОКР - не более 55 тыс. долл. США.
      Доля участия Фонда в уставном капитале компаний, реализующих инновационные проекты, которые имеют стратегически важное значение для государства, может составлять более 2 млн. долларов США при наличии соответствующего решения общего собрания акционеров Фонда, принятого по рекомендации Правительства Республики Казахстан.
      3) В современных условиях в результате усиливающейся конкуренции в научно-технической сфере, наблюдается сокращение жизненного цикла наукоемких продуктов, что предъявляет требования к ограничению сроков окупаемости инновационных проектов, финансируемых Фондом. Срок выполнения прикладных НИОКР не должен превышать 18 месяцев.

8. Управление временно свободными денежными средствами

      1. В целях управления временно свободными денежными средствами Фонд имеет право размещать свободные ресурсы в ликвидные активы, включая государственные и корпоративные ценные бумаги.
      2. Стратегия управления временно свободными средствами Фонда утверждается Советом Директоров Фонда.

                 9. Ограничения инвестиционной деятельности

       1. Фонд не имеет права:
      1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
      2) предоставлять займы;
      3) предоставлять гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц;
      4) принимать на себя обязательства, условия и порядок принятия которых, а также цели их оуществления противоречат уставу Фонда и законодательству Республики Казахстан.
      2. Фонд не осуществляет инвестиции в производство алкогольной, табачной продукции, игорный бизнес.

10. Взаимодействие с субъектами инновационной деятельности

      1. Фонд нацелен на активное сотрудничество со всеми субъектами инновационной деятельности и обеспечение интеграции всех структурных элементов национальной инновационной системы.
      2. Фонд будет активно использовать мировой опыт и возможности сотрудничества с международными организациями, организациями правительств иностранных государств, зарубежными финансовыми институтами. Это позволит внедрить эффективные механизмы формирования и деятельности венчурных фондов и элементов национальной инновационной системы, привлечь инвесторов и передовой менеджмент в области венчурного финансирования.

11. Взаимодействие с государственными органами
и институтами развития

      1. Правительство Республики Казахстан, являясь акционером Фонда, определяет уполномоченный государственный орган по управлению государственным пакетом акций Фонда (далее - уполномоченный государственный орган).
      2. Уполномоченный государственный орган:
      - осуществляет функции управления государственным пакетом акций;
      - представляет интересы государства по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      - осуществляет координацию и участвует в процессе взаимодействия Фонда с государственными органами по вопросам правового, финансового и иного обеспечения его деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      11.3. Фонд осуществляет взаимодействие с государственными институтами развития на всех этапах инвестиционной деятельности.

12. Отчетность

      1. Порядок ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности Фонда и предоставления финансовой отчетности устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете.
      2. Фонд ежегодно публикует в печатном издании годовую финансовую отчетность в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
      3. Фонд представляет в уполномоченный государственный орган годовую финансовую отчетность после проведения аудита и утверждения ее общим собранием акционеров, не позднее 1 апреля.