О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года N 836

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2004 года N 322

Действующий

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года
N 836 "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 23, ст. 288) следующие изменения:
      1) в подпункте 1) пункта 1 слова "квоты и" заменить словами "квоты, условия и порядок";
      2) Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2004 года и подлежит опубликованию.
 
        Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Приложение                     
к постановлению Правительства            
Республики Казахстан                
от 17 марта 2004 года N 322             

Утверждены                     
постановлением Правительства            
Республики Казахстан                
от 19 июня 2001 года N 836             

Правила определения квоты, условия и порядок выдачи
разрешений работодателям на привлечение иностранной
рабочей силы в Республику Казахстан

Глава 1.
Общие положения

      1. Настоящие Правила (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" и устанавливают порядок определения и распределения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.
      2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:
      1) иностранная рабочая сила - иностранные граждане и лица без гражданства, нанимаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории республики;
      2) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики;
      3) работодатель - юридическое или физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      4) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение) - документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом работодателю, определяющий количество иностранной рабочей силы для привлечения в Республику Казахстан в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом;
      5) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
      6) уполномоченный орган - местные исполнительные органы областей, городов Астаны и Алматы.
      3. Действие настоящих Правил не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства:
      1) работающих первыми руководителями иностранных юридических лиц, их филиалов или представительств;
      2) находящихся в командировке, срок которой не превышает суммарно 45 календарных дней в течение одного календарного года;
      3) работающих первыми руководителями организаций, заключивших с Правительством Республики Казахстан контракты на сумму инвестиций в денежном эквиваленте свыше 50 миллионов долларов США, и первыми руководителями юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных видах деятельности и заключивших контракт с уполномоченным органом по инвестициям;
      4) работающих первыми руководителями банковских, страховых (перестраховочных) организаций;
      5) работающих первыми руководителями исполнительных органов акционерных обществ Республики Казахстан, в которых не менее 50 % акций принадлежит государству;
      6) являющихся сотрудниками дипломатических представительств и международных организаций, работниками консульских учреждений, аккредитованных в Республике Казахстан;
      7) прибывающих с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи;
      8) являющихся представителями иностранных средств массовой информации, аккредитованных в Республике Казахстан;
      9) являющихся членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, принадлежащих иностранным организациям;
      10) работающих артистами и спортсменами;
      11) являющихся индивидуальными предпринимателями;
      12) постоянно проживающих в Республике Казахстан;
      13) получивших статус беженца или политическое убежище на территории Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок определения квоты

      4. Уполномоченные органы ежегодно в срок до первого октября на основании заявок работодателей представляют в центральный исполнительный орган обоснование привлечения работодателем иностранной рабочей силы на предстоящий год по форме, установленной центральным исполнительным органом.
      5. Заинтересованные центральные исполнительные органы могут вносить предложения по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в центральный исполнительный орган.
      6. Центральный исполнительный орган на основании предложений уполномоченных органов и заинтересованных центральных исполнительных органов ежегодно до первого декабря вносит проект нормативного правового акта об установлении квоты на предстоящий год в Правительство Республики Казахстан.

Глава 3. Распределение квоты

      7. Центральный исполнительный орган в течение пятнадцати дней после принятия Правительством Республики Казахстан решения об установлении квоты распределяет ее между областями, городами Астана и Алматы в процентном отношении к экономически активному населению республики с учетом ситуации на рынке труда и потребностей экономики соответствующей области, городов Астана и Алматы в рабочей силе для развития производства и реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, а также внедрения прогрессивных зарубежных технологий.
      8. Центральный исполнительный орган может осуществлять перераспределение утвержденной квоты между областями, городами Астана и Алматы в пределах квоты, установленной Правительством Республики Казахстан.

Глава 4. Условия выдачи разрешений

      9. Уполномоченный орган выдает разрешение при наличии свободных рабочих мест и отсутствии возможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка труда в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом.
      10. Уполномоченный орган при выдаче разрешений может ограничивать численность привлекаемой иностранной рабочей силы при наличии соответствующих предложений на внутреннем рынке труда.
      11. Поиск на внутреннем рынке труда не осуществляется при привлечении иностранной рабочей силы из числа:
      1) руководителей структурных подразделений иностранных банковских, страховых организаций;
      2) занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
      12. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается на следующие категории работников:
      1) первая категория - на привлечение руководящего состава организации;
      2) вторая категория - на привлечение специалистов с высшим и средним профессиональным образованием с подтвержденными в установленном порядке документами;
      3) третья категория - на привлечение квалифицированных рабочих;
      4) четвертая категория - на привлечение рабочих, занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
      13. Уполномоченный орган при выдаче разрешений возлагает на работодателя по согласованию с ним исполнение любого из следующих особых условий:
      1) подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских работников;
      2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских работников для дальнейшей замены иностранной рабочей силы;
      3) сохранение существующих рабочих мест;
      4) создание дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.

Глава 5. Порядок выдачи разрешений

      14. Работодатель для получения разрешения представляет в уполномоченный орган следующие документы:
      1) заявление на выдачу разрешений на государственном или русском языках с указанием количества, категории привлекаемой иностранной рабочей силы по отдельным профессиям и квалификациям;
      2) квалификационные требования, установленные для каждой должности в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (КС), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утверждаемых центральным исполнительным органом;
      3) обоснование необходимости знания иностранного языка и международных стандартов, опыта работы за рубежом;
      4) справку о наличии предложений по вакантным должностям из региональной базы данных уполномоченного органа, в срок не более чем за месяц со дня подачи заявления;
      5) оригиналы республиканских и местных периодических изданий с объявлениями об имеющихся вакансиях с указанием квалификационных требований к должности на государственном и русском языках, опубликованных не менее чем за один и не более чем за три месяца до подачи заявления в уполномоченный орган;
      6) результаты поиска по республиканской базе данных рынка труда через web-сайт центрального исполнительного органа;
      7) информацию о выполнении особых условий ранее выданных разрешений (при их наличии);
      8) мотивированный отказ работодателя казахстанским гражданам на вакантную должность;
      9) обоснование количества привлекаемой иностранной рабочей силы.
      15. Уполномоченный орган:
      1) рассмотрев документы, представленные работодателем в течение десяти рабочих дней с даты их представления, принимает решение о выдаче (невыдаче) разрешения по рекомендациям Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее - Комиссия).
      Положение о Комиссии разрабатывается и утверждается уполномоченным органом по согласованию с центральным исполнительным органом. В состав Комиссии включаются представители территориальных органов центрального исполнительного органа, Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Агентства по миграции и демографии Республики Казахстан;
      2) уведомляет работодателя и центральный исполнительный орган о принятом решении в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
      16. Форма разрешения утверждается центральным исполнительным органом.
      Работодателю следует получить разрешение в уполномоченном органе в течение одного месяца со дня письменного уведомления о выдаче разрешения.
      Разрешение действует с момента заверения уполномоченным органом списков ввозимой иностранной рабочей силы.
      17. Выданное уполномоченным органом разрешение действует только на территории соответствующей области, городов Астаны или Алматы и не подлежит передаче другим работодателям.
      18. В случае необходимости использования иностранной рабочей силы работодателями в нескольких областях и (или) городах Астане и (или) Алматы уполномоченный орган по местонахождению работодателя по согласованию с центральным исполнительным органом может выдавать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой
деятельности в двух и более областях, а также городах Астане и (или) Алматы.
      19. Разрешение не выдается в следующих случаях:
      1) неполного и ненадлежащего оформления документов, предусмотренных настоящими Правилами;
      2) невыполнения особых условий ранее выданных разрешений;
      3) превышения распределенной квоты.
      20. При несогласии с решением уполномоченного органа работодатель может обратиться в центральный исполнительный орган на предмет обоснованности принятого решения.
      Центральный исполнительный орган рассматривает обращение работодателя, изучает необходимые материалы, запрашиваемые у уполномоченного органа, и по результатам направляет заключение для рассмотрения в соответствующий уполномоченный орган, о чем уведомляет
работодателя.

Глава 6.
Порядок заверения списков привлекаемой
      иностранной рабочей силы

      21. Работодатель при наличии разрешения заключает с иностранными работниками трудовые договоры в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
      22. Не позднее трех месяцев со дня получения разрешения работодатель формирует списки привлекаемой иностранной рабочей силы и представляет их в уполномоченный орган.
      23. Списки привлекаемой иностранной рабочей силы составляются работодателем в пяти экземплярах с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и года рождения, гражданства, страны постоянного проживания, страны выезда, специальности и образования, наименования профессий и должностей в соответствии с применяемыми в Республике Казахстан Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих и Государственным Классификатором Республики Казахстан 01-99 "Классификатор занятий", утверждаемых центральным исполнительным органом.
      24. К списку привлекаемой иностранной рабочей силы прилагаются:
      1) нотариально заверенные переводы документов об образовании;
      2) медицинские справки исследования на ВИЧ;
      3) документы, подтверждающие трудовую деятельность работника, заверенные работодателем;
      4) копия заключенного трудового договора;
      5) документы, гарантирующие выезд иностранной рабочей силы за пределы Республики Казахстан по истечении срока разрешений.
      25. Уполномоченный орган после рассмотрения документов на соответствие установленным настоящими Правилами требованиям в течение пяти рабочих дней со дня их подачи заверяет списки, представленные работодателем.
      26. В случае расторжения трудового договора с иностранным работником до окончания срока действия разрешения, работодатель может привлекать иностранную рабочую силу по той же категории и квалификации, на основе измененного списка привлекаемой иностранной рабочей силы, заверенного уполномоченным органом.
      27. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня заверения списков представляет их в территориальные органы центрального исполнительного органа, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
      28. Заверение списков не осуществляется в случаях:
      1) неполного и ненадлежащего представления документов в соответствии с пунктами 22-24 настоящих Правил;
      2) несоответствия привлекаемой иностранной рабочей силы требуемой категории и квалификации;
      3) по основаниям, предусмотренным статьей 22 Закона Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года "О миграции населения".
      29. Визовая поддержка для привлекаемой иностранной рабочей силы осуществляется при наличии у работодателя разрешения с приложением списков, заверенных уполномоченным органом.
      30. Работодатель обеспечивает выезд иностранной рабочей силы за пределы Республики Казахстан по истечении срока разрешения.

Глава 7. Продление срока разрешений

      31. Продление срока разрешений осуществляется по заявлению работодателя уполномоченным органом в пределах распределенной квоты для соответствующей области, городов Астаны и Алматы.
      Продление срока разрешений осуществляется для первой категории - двукратно, для второй категории - однократно. Для третьей и четвертой категории продление срока разрешения не осуществляется.
      32. Для продления срока разрешений работодатель направляет в уполномоченный орган за 20 дней до окончания срока действия разрешений следующие документы:
      1) заявление;
      2) оригинал разрешения;
      3) заверенные уполномоченным органом списки иностранной рабочей силы;
      4) списки иностранной рабочей силы для продления сроков разрешения;
      5) информацию о выполнении особых условий ранее выданного разрешения;
      6) обоснование продления срока разрешений.
      33. Уполномоченный орган на основании представленных документов в течение десяти рабочих дней со дня подачи документов принимает решение о продлении срока разрешения и уведомляет работодателя и центральный исполнительный орган о принятом решении в течение пяти рабочих дней в письменном виде с указанием причины в случае отказа.
      34. Продление срока разрешения не осуществляется в случаях:
      1) неполного и ненадлежащего оформления документов, предусмотренного настоящими Правилами;
      2) невыполнения особых условий ранее выданных разрешений;
      3) превышения распределенной квоты.

Глава 8. Приостановление и отзыв разрешения

      35. Уполномоченный орган вправе приостановить действие разрешения на срок до трех месяцев или отозвать разрешение с обязательным указанием причины.
      36. Приостановление разрешения производится в случаях:
      1) невыполнения работодателем особых условий выдачи разрешений, предусмотренных настоящими Правилами;
      2) привлечения иностранной рабочей силы, превышающей количество, предусмотренное разрешением;
      3) привлечения иностранных рабочих и специалистов, не указанных в списках привлекаемой рабочей силы.
      37. Действие приостановленного разрешения возобновляется по решению уполномоченного органа после устранения выявленных нарушений, о чем сообщается работодателю в письменном виде в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении.
      38. Отзыв разрешения уполномоченным органом производится в случае неустранения причин, по которым уполномоченный орган приостановил действие разрешения, а также непредставления в течение трех месяцев списков привлекаемой иностранной рабочей силы или установленной отчетности.

Глава 9. Отчетность

      39. Работодатель после получения разрешения ежемесячно представляет в уполномоченный орган информацию о привлечении иностранной рабочей силы и выполнении особых условий в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
      40. Уполномоченный орган ежемесячно представляет в центральный исполнительный орган отчет по привлечению иностранной рабочей силы, выполнению работодателем особых условий разрешений по форме, устанавливаемой центральным исполнительным органом.

Глава 10. Контроль за выполнением настоящих Правил
и условий разрешений

      41. Контроль за выполнением условий настоящих Правил осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными органами, уполномоченным органом, в пределах их компетенции.
      42. Центральный исполнительный орган контролирует соблюдение распределенной квоты по регионам.
      43. Уполномоченный орган и территориальный орган центрального исполнительного органа контролируют выполнение работодателем особых условий выдачи разрешений и исполнение законодательства о занятости.

Глава 11. Ответственность

      44. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.