Об утверждении Программы развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2004 года N 321

Действующий

      В целях реализации Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением  Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан (далее - Программа) на 2004-2006 годы.

      2. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан два раза в год по итогам полугодия, к 10 января и к 10 июля, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      3. Контроль за исполнением Программы возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мынбаева С.М.

      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 16 марта 2004 года N 321

Программа
развития государственной системы обеспечения единства измерений
Республики Казахстан на 2004-2006 годы

1. Паспорт Программы

Наименование              Программа развития государственной
                          системы обеспечения единства измерений
                          Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Основание для             Пункт 2.3 Плана мероприятий по реализации
разработки Программы      Программы Правительства Республики
                          Казахстан на 2003-2006 годы,
                          утвержденного постановлением                          
                          Правительства Республики Казахстан от 5
                          сентября 2003 года N 903

Основной разработчик      Министерство индустрии и торговли
Программы                 Республики Казахстан

Цель Программы            Целью программы являются планомерное
                          создание и совершенствование эталонной
                          базы единиц величин Республики Казахстан,
                          направленные на наиболее полное
                          удовлетворение потребностей отраслей
                          экономики в обеспечении единства
                          измерений, развитие основ государственной
                          системы обеспечения единства измерений

Основные задачи           Определение проблем состояния эталонной
Программ                  базы, основ государственной системы
                          обеспечения единства измерений;
                          содержание эталонной базы, эталона
                          времени и частоты, обеспечение условий
                          хранения;
                          применение и проведение
                          международных сличений государственных
                          эталонов;

Источник                  Программа финансируется из средств
финансирования            республиканского бюджета на 2004 год -
                          455,0 млн. тенге, 2005 год - 1 614,8 млн.
                          тенге, на 2006 год - 1 384,8 млн. тенге

Ожидаемые результаты от   Реализация Программы способствует
реализации Программы      созданию эталонной базы необходимого
                          уровня, повышению точности и достоверности
                          измерений, совершенствованию
                          измерительной техники, росту экономики и
                          развитию торговли

Срок реализации           2004-2006 годы

2. Введение

      Настоящая Программа разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением  Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 (пункт 2.3). Программа является продолжающей Программы развития эталонной базы единиц величин Республики Казахстан на 2001-2003 годы, ранее утвержденной постановлением  Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 614 "О некоторых вопросах развития эталонной базы единиц величин Республики Казахстан".
      Программа сформирована на основе анализа современных и перспективных потребностей науки, техники и промышленности республики в метрологическом обеспечении, в развитии высокоточной измерительной техники.
      При ее разработке учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития республики в соответствии со стратегией  развития Казахстана до 2030 года, необходимость решения вопросов, связанных с интеграцией национальной экономики в мировое экономическое сообщество.
      Программа рассчитана на 3 года и включает основные задания по развитию и совершенствованию национальной эталонной базы с целью обеспечения единства и точности измерений в республике и адаптации национальной системы измерений к международным требованиям.

3. Анализ современного состояния проблемы

      Технической основой обеспечения единства измерений в республике является национальная эталонная база, уровень развития которой определяет уровень развития экономики в целом.
      Высшим звеном эталонной базы страны является комплекс государственных первичных эталонов, который воспроизводит и (или) хранит единицы величин с наивысшей точностью, достижимой в данной области измерений, и передает их размеры подчиненным эталонам и рабочим средствам измерений.
      Реализация аналогичных программ на 1999-2003 годы позволила ввести в эксплуатацию новые эталоны, модернизировать ряд эталонов, расширить диапазоны измеряемых величин.
      Существующие в настоящее время государственные эталоны, созданные в 70-80 годы и сосредоточенные в южном регионе, морально и технически устарели и их метрологические характеристики не отвечают требованиям, предъявляемым к исходным для страны средствам измерений.
      Кроме того, имеет место тенденция снижения научно-технического уровня национальных эталонов по сравнению с эталонами передовых зарубежных стран.
      Научно-технический уровень государственных эталонов неизбежно приведет к отрицательным результатам их международных сличений с национальными эталонами зарубежных стран, которые создают юридическую основу признания эквивалентности национальных эталонов и правильности проводимых измерений.
      Кроме того, ряд исходных эталонов, принадлежащих метрологическим службам юридических лиц, а также рабочих средств измерений из-за отсутствия соответствующих государственных эталонов вывозятся на поверку за пределы республики (в Россию, Украину). Ежегодно за пределы республики вывозится более 30 наименований различных средств измерений для проведения их поверки, в том числе гигрометры для определения влажности газов, газоанализаторы паров ртути и другие. В связи с отсутствием эталонных материалов имеются затруднения при поверке газоанализаторов, влагомеров зерна, полярографов, хроматографов и других средств измерений, эталонные материалы приобретаются в России.
      Такое положение в значительной степени сдерживает выход отечественной продукции на мировой рынок, создает техническую и экономическую зависимость республики от других стран, у которых она вынуждена поверять свои исходные эталоны и рабочие средства измерений.
      Особенно это касается интенсивно развивающихся отраслей экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, нефтегазодобывающая промышленность, а также отраслей машиностроения, пищевой промышленности, телекоммуникаций, в которых метрологическое обеспечение находится не на должном уровне.
      В связи с этим, приоритетным направлением развития эталонной базы являются создание новых и модернизация существующих эталонов для обеспечения перспективных потребностей отраслей экономики.

3.1 Машиностроение, приборостроение, металлургия и
другие производственные отрасли

      В рамках стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 для отдельных видов машиностроения и приборостроения организация и выпуск такой продукции как станки для металлообработки, волочильные станы, нефтегазодобывающее оборудование и прочие, являются приоритетными в связи с целесообразностью их дальнейшего развития. При осуществлении таких производств используется значительное количество средств измерений геометрических величин: измерения наружных и внутренних размеров, параметров сложных рабочих поверхностей, отклонений от прямолинейности и плоскостности. В настоящее время концевые меры длины 2 разряда, используемые для настройки и калибровки приборов измерения длины, вывозятся на поверку за пределы республики.
      В связи с развитием микропроцессорной техники и технологии отсутствуют точные измерения сверхмалых длин, цифро-аналоговых сигналов, требующие повышения точности измерений электрических величин.
      Отсутствуют условия для калибровки приборов, используемых в республике для контроля параметров микросхем, транзисторов, диодов, контроля высокочастотных узлов в радиолокационных и навигационных системах, высокочастотной радиосвязи, аппаратуры контроля электромагнитного излучения для экологического мониторинга.
      В металлургии и других перерабатывающих отраслях широко применяются системы, в том числе пирометры, определяющие температуру на расстоянии. В республике метрологическая база в области пирометрии ограничена несколькими (порядка 10) эталонными пирометрами и температурными лампами 2 разряда, которые обслуживают парк рабочих приборов, составляющий около 1000 экземпляров. Периодическая поверка этих эталонов производится в России.
      В соответствии с решением III Генеральной конференции мер и весов в Международной системе физических величин единица времени определена: секунда - 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя уровнями основного состояния атома Цезия-133.
      Для независимого воспроизведения единицы времени в полном соответствии с ее определением необходимо иметь в составе эталона времени цезиевый стандарт.

3.2 Топливно-энергетический комплекс

      Экономия энергетических и других природных ресурсов - одна из важнейших задач, стоящих перед отраслями экономики республики. В настоящее время в топливно-энергетическом комплексе используется значительное количество низкоточных средств измерений контроля: счетчиков электрической энергии, расходомеров, кондуктометров, теплосчетчиков, применение которых ежегодно приносит значительные убытки. Так, например, уменьшение погрешности измерения производимой в республике электроэнергии с 2 % в настоящее время до 0,5 % при использовании электросчетчиков электронной системы позволит сэкономить электроэнергию в денежном выражении, эквивалентную 1,5 млрд. тенге.
      Экономические потери происходят при производстве, распределении, потреблении и внешней торговле электрической энергией, в том числе и в результате недостаточной точности учета и отсутствия контроля качества электроэнергии.
      Как показывает анализ, погрешность учета на крупных межсистемных и межгосударственных линиях электропередач составляет 1,0-1,5 %, у крупных производителей и потребителей энергии 1,5-4,0 %, в жилищно-коммунальной сфере - 3 %. Отсутствие должного контроля качества электроэнергии дополнительно приводит к увеличению потерь в энергетических сетях, снижению коэффициента полезного действия электрических машин и аппаратов, нарушению работы компьютеров и вычислительной техники. Такое положение дел становится возможным из-за отсутствия необходимых эталонов и эталонного оборудования для поверки средств измерений электрических величин: мер индуктивности 1 разряда, катушек взаимной индуктивности, используемых для поверки рабочих мер индуктивности, мостов и измерителей индуктивности, установок для поверки трансформаторов тока (класс точности 0,005).
      Режим эксплуатации водоподготовительных установок должен обеспечивать работу электростанций и предприятий тепловых сетей без повреждений и снижений экономичности, вызванных коррозией внутренних поверхностей водоподготовительного, теплоэнергетического и сетевого оборудования. Контроль воды проводится кондуктометрами, измеряющими удельную электрическую проводимость "питательной" воды котлов, а также солемерами.
      В республике не обеспечены поверкой солемеры, используемые в энергетике и авиации для контроля качества технологической воды (теплоэлектроцентраль, авиаотряды).
      Отсутствует государственный эталон для воспроизведения, хранения и передачи размера единицы удельной электрической проводимости жидкостей.

3.3 Нефтегазодобывающая промышленность

      Исходя из текущего состояния развития нефтегазовой отрасли, его потенциала и экономической целесообразности, приоритетными направлениями развития являются проведение разведочных работ в казахстанском секторе Каспийского моря, реконструкция и расширение нефте- и газоперерабатывающих мощностей, развитие нефтегазового машиностроения, развитие нефтехимической отрасли, расширение экспортных мощностей. Учитывая, что Казахстан является континентальной страной, и запасы углеводородного сырья находятся вдали от основных мировых рынков, решение вопроса транспортировки нефти и газа для республики имеет приоритетное значение.
      При оценке качества нефти и нефтепродуктов одним из параметров, подлежащих контролю, являются плотность и вязкость. Измерения плотности и вязкости нефти и нефтепродуктов проводятся на узлах коммерческого учета при контроле и регулировании технологических процессов производства и транспортирования жидкой продукции.
      Высокоточные измерения плотности и вязкости жидких и полужидких сред проводятся при сертификации продукции в нефтехимии, химии, фармацевтике, производстве строительных материалов.
      Для воспроизведения, хранения и передачи размера единиц плотности и кинематической вязкости жидкости отсутствуют государственные первичные эталоны единицы плотности жидкости и кинематической вязкости жидкости.
      Для автоматизации процессов контроля и управления при транспортировке нефти и газа в республику ввозятся различные типы измерительно-вычислительных контролеров, преобразователей давления и температуры, которые по своим метрологическим характеристикам приближены к эталонам.
      Отсутствие государственного вторичного эталона избыточного давления не позволяет обеспечить потребность республики в поверке средств измерений избыточного давления.

3.4 Контроль окружающей среды

      Активное освоение запасов нефти и газа ставит проблему, связанную с экологией.
      Несмотря на то, что крупные компании, разрабатывающие месторождения нефти и газа, активно занимаются вопросами охраны окружающей среды, экологическая ситуация в республике остается по-прежнему серьезной и должна находиться под постоянным контролем.
      Другими источниками загрязнения окружающей среды являются выбросы побочных продуктов атомной и химической промышленности, металлургического производства, автотранспорта.
      Основными средствами, передающими размер единицы концентрации газовых компонентов, являются чистые газы и газовые смеси. В настоящее время в республике не освоено производство аттестованных поверочных газовых смесей.
      К измерительным аналитическим задачам в области контроля за состоянием атмосферы относится определение кислотности в окружающей среде, влажности атмосферного воздуха в производственных и складских помещениях сельскохозяйственного производства, для чего нужны приборы оценки относительной влажности и эталон шкалы рН.
      В области контроля за загрязнением окружающей среды применяются также приборы для определения органических загрязнителей, относящихся к веществам 1 и 2 класса опасности (токсиканты) - рефрактометры для оценки показателя преломления, эталоны для передачи размера единиц которым отсутствуют.

3.5 Государственные учетные операции

      В соответствии с Законом  Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений" от 7 июня 2000 года N 53-II (далее - Закон) средства измерений, используемые при осуществлении государственных учетных операций, подлежат обязательной поверке. Основными средствами измерений при учете материальных ценностей являются меры массы (весы и гири).
      С внедрением с 1 января 2003 года ГОСТа 7328-2001 "Гири. Общие технические условия", устанавливающего требования к гирям и наборам из них, гармонизированные с международными требованиями, появилась необходимость в поверке гирь класса точности E1, E2, которые не обеспечены метрологическим обслуживанием в республике из-за отсутствия эталонных средств измерений.

3.6 Сельское хозяйство

      При контроле параметров и управлении технологическими процессами при производстве сельскохозяйственной продукции, к которой в первую очередь относятся зерно и корма, влажность играет определяющую роль, от нее зависят состояние, сохранность зерна, достоверность учета при покупке и продаже.
      При экспресс определении, а также при контроле влажности на элеваторах, хлебоприемных пунктах, используются влагомеры, которые в настоящее время метрологически не обеспечены из-за отсутствия установки высшей точности для воспроизведения единицы влажности зерна и зернопродуктов.
      Влажность определяется в лабораторных условиях с помощью сушильных шкафов в течение длительного времени.
      Подъем и развитие сельского хозяйства, в том числе зернового в Республике Казахстан, требуют привлечения современных средств измерений по определению влажности зерна и зернопродуктов, использования экспресс методов, повышения точности уровня измерений, создания условий для поверки приборов влажности и решения проблемы метрологического обеспечения.

3.7 Техническое обслуживание и сопровождение
государственных эталонов

      Согласно Закону (статья 10) создание и содержание государственных эталонов осуществляются за счет государства.
      По состоянию на 1999 год в республике было 19 государственных эталонов, которые находятся в ведении Госстандарта.
      На средства республиканского бюджета с 1999 года было приобретено:
      в 1999-2000 годах - 10 единиц эталонов и эталонного оборудования;
      в 2001 году - 13 единиц эталонов и эталонного оборудования;
      в 2002 году - 3 единицы эталонов и эталонного оборудования;
      в 2003 году - 13 единиц эталонов и эталонного оборудования.
      На начало 2004 года количество эталонов и эталонного оборудования составит 58 единиц.
      В рамках данной Программы планируется закупить 21 единицу эталонов.

4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы являются планомерное создание и совершенствование эталонной базы единиц величин Республики Казахстан, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей отраслей экономики в обеспечении единства измерений, развитие основ государственной системы обеспечения единства измерений.
      Задачами Программы являются:
      определение проблем состояния эталонной базы, основ государственной системы обеспечения единства измерений;
      содержание эталонной базы, эталона времени и частоты, обеспечение условий хранения;
      применение и проведение международных сличений государственных эталонов.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

5.1 Машиностроение, приборостроение, металлургия и
другие производственные отрасли

      Основными направлениями являются: для метрологического обеспечения концевых мер длины - дооснащение эталонной базы государственным эталоном длины с диапазоном воспроизведения и передачи размера единицы длины от 100 до 1000 мм; для организации калибровки приборов контроля параметров микросхем, транзисторов, высокочастотных узлов, аппаратуры электромагнитного излучения - создание эталона электрического напряжения от 0,1 до 10 В в диапазоне частот от 30 до 3000 МГц; в целях организации поверки пирометров:
      приобретение эталонного монохроматического пирометра 1-го разряда в диапазоне от 800 до 1500 о С,
      создание государственного первичного эталона температуры от 0 до 2500 о С.
      Для независимого воспроизведения государственного эталона единицы времени и частоты в полном соответствии с определением единицы необходимо дооснащение эталона времени цезиевым стандартом, приемником-синхронизатором, компаратором частоты.
      Механизмом реализации являются:
      модернизация государственного эталона длины с целью расширения диапазона воспроизведения и передачи размера единицы длины от 100 мм до 1000 мм;
      создание государственного первичного эталона электрического напряжения от 0,1 до 1 В в диапазоне от 30 до 3000 МГц;
      создание государственного первичного эталона единицы температуры в диапазоне от 0 до 2500 о С;
      приобретение цезиевого стандарта времени и частоты, приемника-синхронизатора, компаратора частоты.

5.2 Топливно-энергетический комплекс

      Переход страны на мировые цены по энергетическим ресурсам, рациональное потребление их в производстве, внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий требуют дальнейшего совершенствования измерительной техники и повышения точности и достоверности измерений.
      Механизмом реализации являются:
      создание государственного первичного эталона удельной электрической проводимости жидкостей;
      приобретение эталонного солемера 1 разряда; государственного вторичного эталона единицы индуктивности в диапазоне от 1x10 -6  до 1 Гн;
      создание первичного эталона электрического сопротивления с номинальным значением 1 Ом;
      создание первичного эталона электрической емкости с номинальным значением 0,2 пФ;
      создание государственного эталона силы постоянного электрического тока в диапазоне от 1х10 -3  до 1 А;
      создание государственного эталона силы переменного электрического тока в диапазоне от 1x01 -3  до 20 А.

5.3 Нефтегазодобывающая промышленность

      Основными направлениями развития метрологического обеспечения нефтегазодобывающей промышленности являются оценка качества нефти и нефтепродуктов и обеспечение поверкой контролеров измерительно-вычислительной техники, высокоточных преобразователей давления и температуры, используемых при транспортировке нефти и газа.
      Механизмом реализации являются:
      создание государственного первичного эталона единицы плотности жидкости в диапазоне измерений от 650 до 2000 кг/м 3 ;
      создание государственного первичного эталона избыточного давления в диапазоне от 0,05 до 10 МПа;
      создание государственного первичного эталона единицы кинематической вязкости жидкости в диапазоне от 4,0х10 -7  до 1,0x10 -1  м 2 /с.

5.4 Контроль окружающей среды

      Основным блоком системы экологического мониторинга на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях является подсистема измерений, обеспечивающая оперативный контроль состояния и динамики природных антропогенных экосистем. Эффективность мониторинга определяется достоверностью получаемой экологической информации, которая базируется на комплексах эталонов единиц величин и стандартных образцах.
      Механизмом реализации являются:
      приобретение рабочих эталонов единиц молярной доли и массовой концентрации компонентов в газовых средах 0 и 1 разрядов;
      создание государственного первичного эталона единицы показателя преломления с диапазоном измерений 1,47-1,94;
      создание государственного первичного эталона шкалы рН с диапазоном измерений 3,547-10,317;
      приобретение гигрометров 1 разряда в диапазоне от 5 до 100 %.

5.5 Государственные учетные операции

      С внедрением с 1 января 2003 года ГОСТа 7328-2001 "Гири. Общие технические условия", устанавливающего требования к гирям и наборам из них, гармонизированного с международными требованиями, и необходимостью обеспечения учета материальных ценностей с требуемой точностью, появилась необходимость в дооснащении эталонной базы.
      Механизмом реализации являются:
      дооснащение эталонной базы эталонным комплексом единицы массы, государственным вторичным эталоном и рабочими эталонами.

5.6 Сельское хозяйство

      Повышение метрологического уровня и метрологического обеспечения средств измерений влажности зерна и зернопродуктов.
      Механизмом реализации является приобретение установки высшей точности для воспроизведения влажности зерна и зернопродуктов в диапазоне от 5 до 45 %.

5.7 Техническое обслуживание и сопровождение
государственных эталонов

      Механизм реализации включает нижеследующие мероприятия:
      проведение сличений (поверка) с межгосударственными и международными, а также национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;
      обеспечение условий хранения и эксплуатации приобретаемого оборудования;
      приобретение расходных материалов и вспомогательных средств измерений для модернизации государственных эталонов;
      проведение ремонта государственных эталонов;
      содержание персонала для обслуживания государственных эталонов;
      обучение персонала, обслуживающего государственные эталоны.

5.8 Строительство Эталонного центра в городе Астане

      Основной целью строительства является обеспечение условий хранения и содержания государственных эталонов, воспроизводящих единицы величин в республике, от которых размеры передаются всем применяемым средствам измерений.
      Приобретаемые эталоны и эталонное оборудование требуют помещения для их установки. Помещения должны обеспечивать условия хранения, применения для проведения научных исследований, международных сличений и передачи единиц от государственных эталонов рабочим эталонам.
      Было принято решение о строительстве Эталонного центра в городе Астане (протокол заседания Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 N 12), и акимом городе Астаны отведен земельный участок площадью 0,693 га в свободной экономической зоне "Астана - новый город" (решение от 12 марта 2002 года N 3-1.414-П). Помещения, предназначенные для размещения эталонов и эталонного оборудования, должны обеспечивать жесткие требования, предъявляемые к условиям хранения эталонов: поддержание соответствующей температуры, влажности, помехозащищенности (вибро, электро и так далее) и сейсмостойкости.
      Механизмом реализации является организация строительства здания эталонного центра.
      Проектом предусматривается строительство двух основных корпусов - лабораторного и административного. В лабораторном корпусе эталонного центра планируется разместить 21 эталон по 17-ти видам измерений и испытательный центр для проведения испытаний средств измерений.

6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Финансирование Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие эталонной базы единиц величин Республики Казахстан.
      Необходимые объемы финансирования на 2004 год составляют 455,0 млн. тенге, на 2005 год - 1 614,8 млн. тенге, на 2006 год - 1 384,8 млн. тенге.
      Ежегодные объемы должны уточняться в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете по соответствующей бюджетной программе на соответствующий год.

7. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Эталонная база должна гарантировать безопасность государства (метрологическую независимость и самодостаточность), правильно оценивать точность выполняемых измерений с целью осуществления достоверной оценки качества и количества сырья, ресурсов, материалов, продукции.
      Реализация Программы позволит:
      приобрести 15 единиц первичных эталонов, 3 единицы вторичных и 3 единицы рабочих эталонов, соответствующих уровню точности международных эталонов и национальных эталонов наиболее технически развитых стран;
      создать национальный научно-метрологический институт (Эталонный центр) в городе Астане, соответствующий международным требованиям;
      провести не менее 30 сличений (поверки) с межгосударственными и международными эталонами единиц величин зарубежных стран, участвовать в международном сотрудничестве служб времени, обучить 20 специалистов на звание ученый хранитель государственных эталонов.

        8. План мероприятий по реализации Программы развития
       государственной системы обеспечения единства измерений
              Республики Казахстан на 2004-2006 года

-------------------------------------------------------------------
N !       Мероприятие       ! Форма  !Ответ-!Срок  !Предпо-!Источ-
п/!                         !заверше-!ствен-!испол-!лагае- !ник
п !                         !ния     !ные   !нения !мые    !финан-
  !                         !        !испол-!      !расходы!сирова-
  !                         !        !нители!      !(млн.  !ния
  !                         !        !      !      !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 !             2           !    3   !  4   !   5  !   6   !   7
-------------------------------------------------------------------
1  Приобрести или модернизи- Информа- МИТ    20 де- 2004 г. Респуб-
   ровать следующее оборудо- ция Пра-        кабря  - 185   ликан-
   вание:                    витель-         2004           ский
   1. Модернизировать госу-  ству            года           бюджет
    дарственный эталон длины Респуб-
    с целью расширения диа-  лики
    пазона воспроизведения и Казах-
    передачи размера единицы стан
    длины от 100 мм до
    1000 мм, для чего приоб-
    рести:
    1) интерференционную
    установку для поверки
    плоскопараллельных кон-
    цевых мер длины в длинах
    волн в диапазоне от
    100 мм до 1000 мм с
    использованием излучения
    частотно-стабилизирован-
    ных лазеров. Абсолютная
    погрешность должна быть
    U c =(30 2 +(160L) 2 ) 1/2 nm,
    L-в метрах, уровень
    доверия 95 % при К=2;
    2) плоскопараллельные
    концевые меры длины 1
    разряда в диапазоне
    длины от 100 до 1000 мм;
    3) пластины плоские
    стеклянные для интер-
    ференционных измерений,
    нижние, диаметр 60 мм,
    класс 1;
    4) термометры с погреш-
    ностью 0,001 К для кон-
    троля температуры
    плоскопараллельных кон-
    цевых мер длины при
    измерении;
    5) компаратор для срав-
    нения плоскопараллельных
    концевых мер длины 1 и 2
    разрядов с абсолютной
    погрешностью не хуже
    0,02 мкм.
   2. Приобрести эталонный
    монохроматический пи-
    рометр в диапазоне от
    800 до 1500 о С 1 разряда
    с доверительной погреш-
    ностью от 2 до 6 о С при
    вероятности 0,95:
    вспомогательное
    оборудование для
    калибровки пирометра.
   3. Для создания государ-
    ственного первичного
    эталона избыточного дав-
    ления в диапазоне от 0,05
    до 10 МПа со средним
    квадратическим отклоне-
    нием результата измере-
    ний 3х10 -6 , при не исклю-
    ченной систематической
    погрешности 2х10 -5 ,
    приобрести:
    1) грузопоршневые мано-
    метры с диапазоном изме-
    рений от 0,05 до 0,5 МПа
    в количестве 3 штук;
    2) грузопоршневые мано-
    метры с диапазоном изме-
    рений от 0,3 до 3 МПа в
    количестве 3 штук;
    3) грузопоршневые мано-
    метры с диапазоном изме-
    рений от 1 до 10 МПа в
    количестве 3 штук;
    4) набор гирь класса
    точности 2,0 с номиналь-
    ными значениями от
    0,000005 до 0,5 кг;
    5) набор специальных гирь
    с номинальными значениями
    от 0,5 до 5 кг, опреде-
    ленными с относительной
    погрешностью не более 10 -7 ;
    6) аппаратуру для созда-
    ния и поддержания гидро-
    статического давления и
    передачи размера единицы;
    7) эталонные весы с диа-
    пазоном измерений от 0,1
    до 10 кг класс точности 1;
    8) вспомогательное обору-
    дование.
   4. Для создания государ-
    ственного эталонного
    комплекса единицы массы
    (вторичный и рабочие
    эталоны) приобрести обо-
    рудование, состоящее из:
    1) набора гирь для пере-
    дачи размера единицы
    массы гирям 0 разряда -
    1х(от 1 мг до 1 кг);
    2) компараторов для
    сличений гири 1 кг с ги-
    рями 0-разряда и класса
    Е1(по МОЗМ) - UMX5
    (до 5 г), АХ106Н(до 100 г),
    АХ1006(до 1 кг).
    3) оборудования для опре-
    деления объема и плот-
    ности гирь VC1005;
    4) климатической станции
    Klimet A30;
    5) температурного дат-
    чика;
    6) набора дисков АХ 1006.

2   Приобрести и модернизи-  Информа- МИТ    20 де- 2005 г. Респуб-
    ровать следующее обору-  ция Пра-        кабря  -194,25 ликан-
    дование:                 витель-         2005           ский
    5. Для создания государ- ству            года           бюджет
     ственного первичного    Респуб-
     эталона удельной элек-  лики
     трической проводимости  Казах-
     (УЭП) жидкостей с диа-  стан
     пазоном измерений См/м
     от 0,001 до 50, со
     средним квадратическим
     отклонением не более
     5х10 -5  и не исключенной
     систематической погреш-
     ностью 0,15 %, приоб-
     рести:
     1) комплекты кондукто-
     метрических ячеек;
     2) системы измерений
     электрического сопро-
     тивления, системы термо-
     статирования и измерений
     температуры;
     3) системы приготовления
     эталонных растворов;
     4) системы автоматизи-
     рованной обработки
     результатов измерений;
     5) системы измерения УЭП
     жидкостей;
     6) реперные растворы для
     проведения сличений эта-
     лонных установок и меж-
     дународных сличений от
     1х10 -8  до 2х10 2  См/м,
     S 0 </=5х10 -5 ,
     0 0 = 2х10 4 :5х10 -4 ;
     7) вспомогательное обо-
     рудование.
   6. Приобрести эталонный
    солемер 1-го разряда диа-
    пазоном измерения отно-
    сительной удельной элек-
    трической проводимости R
    от 0,07 до 1,5 с относи-
    тельной погрешностью
    0,15 % и вспомогательное
    оборудование к нему.
   7. Для создания государст-
    венного эталона единицы
    индуктивности в диапазоне
    1х10 -6 : 1 Гн, со сред-
    ним квадратическим откло-
    нением результата измере-
    ний от 1х10 -5  до 30х10 -5
    стабильностью не менее
    1х10 -5 , приобрести:
    1) катушки индуктивности;
    2) вспомогательное обору-
    дование.
   8. Для создания рабочих
    эталонов 0 и 1 разряда
    единиц молярной доли и
    массовой концентрации
    компонентов в газовых
    средах приобрести:
    1) комплекты аналитичес-
    ких и газосмесительных
    установок для задач
    группы А и Б с диапазоном
    1х10 -3  - 99%,
    S=2х10 -5  - 6х10 -2 %;
    2) газоаналитические и
    газосмесительные установ-
    ки, генераторы газовых
    смесей и генераторы чис-
    тых газов, предназначен-
    ные для определения кон-
    центрации газов в диапа-
    зоне 1,0х10 -7  - 1,5х 10 -5 %
    с относительной
    погрешностью S 0 =40 %;
    А, Б, В в диапазоне
    1,0х10 -6  - 99,99% с от-
    носительной погрешностью
    S о =7,00-0,01 %; А, В в
    диапазоне 1,0х10 -2 -1,2х
    х10 3 мг/м 3  с относительной
    погрешностью S о =7-2 %;
    3) вспомогательное обо-
    рудование.
   9. Приобрести гигрометр
    относительной влажности
    1-го разряда в диапазоне
    измерений от 5 до 100 %,
    при температуре от минус
    60 до плюс 60 о С, абсо-
    лютная погрешность от
    0,2 до 0,5 %:
    вспомогательное оборудо-
    вание.
   10. Приобрести установку
    высшей точности для вос-
    произведения единицы
    влажности зерна и зерно-
    продуктов в диапазоне от
    5 до 45 % со средним
    квадратическим отклоне-
    нием результата измере-
    ний 0,02 %;
    вспомогательное оборудо-
    вание.
   11. Дооснастить эталон
    времени и частоты, для
    чего приобрести:
    1) цезиевый стандарт
    времени и частоты
    2) вспомогательное обо-
    рудование.
3   Приобрести и              Информа- МИТ    20 де- 2006 г. Респуб-
    модернизировать следующее ция Пра-        кабря  -       ликан-
    оборудование:             витель-         2006   202,991 ский
    12. Для создания государ- ству            года           бюджет
    ственного первичного      Респуб-
    эталона электрического    лики
    напряжения 0,1 - 1 В, в   Казах-
    диапазоне частот от 30    стан
    до 3000 МГц.
    Случайная погрешность
    5х10 -5  - 5х10 -3 , систе-
    матическая погрешность
    1х10 -4  - 2х10 -2 .
    1) терморезисторный ком-
    паратор с комплектом
    эталонных терморезистор-
    ных электрических преоб-
    разователей;
    2) меру постоянного нап-
    ряжения, хранящую размер
    вольта;
    3) систему постоянного
    напряжения, включающую
    компаратор постоянного
    напряжения, цифровые
    вольтметры и ПЭВМ; 
    4) источники переменного
    напряжения на диапазон  
    частот от 30 до 3000 МГц
    5) вспомогательное обо- 
    рудование.             
   13. Для создания государ-
    ственного первичного   
    эталона единицы темпера-
    туры (Кельвин) в диапа-
    зоне от 0 до 2500 о С со
    средним квадратическим
    отклонением результата
    измерений не более
    0,00005-1,4 о С, система-
    тическая погрешность не
    более 0,00005-0,3 о С,
    приобрести:
    1) аппаратуру для реали-
    зации температурной
    тройной точки воды,
    включающую две ампулы
    тройной точки воды и
    термостат;
    2) аппаратуру для вос-
    произведения температур
    точки плавления галлия,
    точек затвердевания
    индия, олова, цинка,
    алюминия, серебра и зо-
    лота, включающую капсулы
    с заплавленными металла-
    ми и термостаты;
    3) три платиновых термо-
    метра для использования
    в диапазоне от 0 до
    419,527 о С;
    4) три платиновых термо-
    метра для использования
    в диапазоне от 419,527
    до 10064,18 о С;
    5) аппаратуру для изме-
    рения электрического
    сопротивления, включаю-
    щую мост-компаратор
    постоянного тока;
    6) установку для воспро-
    изведения температур
    точек затвердевания
    серебра, золота и меди,
    используемую для построе-
    ния шкалы оптическими
    методами;
    7) группу из трех темпе-
    ратурных ламп, аттесто-
    ванных при температурах
    затвердевания серебра,
    золота и меди;
    8) фотоэлектрическую
    аппаратуру, используемую
    для построения темпера-
    турной шкалы оптическими
    методами, включающую
    спектрокомпаратор и
    средства измерений элек-
    трического сопротивления
    и напряжения;
    9) вспомогательное обо-
    рудование.
   14. Для создания государ-
    ственного первичного
    эталона шкалы рН с диа-
    пазоном измерений
    3,547-10,317, со средним
    квадратическим отклоне-
    нием при температурах:
    0,001 при 25 о С, 0,002 в
    интервале 0-60 о С, 0,003
    в интервале 60-95 о С, не
    исключенная системати-
    ческая погрешность при
    температурах 25 о С -
    0,002, 0-60 о С - 0,003,
    60-95 о С - 0,005.
    1) измерительную уста-
    новку, включающую комп-
    лект электрохимических
    ячеек без переноса с
    водородными и хлорсереб-
    ряными электродами;
    2) реперный буферный
    раствор (раствор гидро-
    фталата калия с моляль-
    ностью 0,05 моль/кг);
    3) набор эталонных
    буферных растворов,
    предназначенных для
    международных сличений;
    4) вспомогательное обо-
    рудование.
   15. Для создания госу-
    дарственного первичного
    эталона электрического
    сопротивления номиналь-
    ным значением 1 Ом со
    средним квадратическим
    отклонением результата
    измерений 3х10 -8 , при
    10 независимых наблюде-
    ниях, систематическая
    погрешность не более
    3х10 -7 , приобрести:
    1) группу из 10 мангани-
    новых мер электрического
    сопротивления с номи-
    нальным значением 1 Ом;
    2) мостовую измеритель-
    ную установку;
    3) мостовую измеритель-
    ную установку;
    4) набор переходных мер
    электрического сопротив-
    ления для передачи раз-
    мера единицы вторичным
    эталонам в диапазоне
    1х10 -3 - 1х10 9  Ом;
    5) вспомогательное обо-
    рудование.
    16. Для создания государ-
    ственного первичного
    эталона единицы электри-
    ческой емкости с номи-
    нальным значением 0,2 пФ
    со средним квадратическим
    отклонением результата
    измерений 2х10 -7 , систе-
    матическая погрешность
    5х10 -7 , приобрести:
    1) расчетный конденсатор;
    2) интерферометр;
    3) емкостной трансформа-
    торный мост;
    4) вспомогательное обо-
    рудование.
   17. Для создания государ-
    ственного первичного эта-
    лона единицы силы пос-
    тоянного электрического
    тока, среднее квадрати-
    ческое отклонение резуль-
    тата измерений 5х10 -8  при
    номинальных значениях сил
    тока 1х10 -3  А и
    10х10 -3  - 2х10 -4  в диапа-
    зоне от 1х10 -16  до
    1х10 -9  А при 10 независи-
    мых наблюдениях, не ис-
    ключенные систематические
    погрешности которых не
    должны превышать 2х10 -7
    при номинальных значениях
    силы постоянного электри-
    ческого тока 1х10 -3  А и
    25х10 -3 - 5х10 -4  в диапа-
    зоне от 1х10 -16  до
    1х10 -9  А, приобрести:
    1) группу термостатиро-
    ванных мер электродви-
    жущей силы;
    2) меру постоянного нап-
    ряжения на основе эффекта
    Джозевсона;
    3) криогенную меру соп-
    ротивления в виде набора
    равнономинальных резис-
    торов, коммутируемых
    сверхпроводящим переклю-
    чателем;
    4) эталонную меру элек-
    трического сопротивления;
    5) сверхпроводящий ком-
    паратор постоянного тока;
    6) меру линейно-изменяю-
    щегося напряжения, в сос-
    таве которой имеется
    набор эталонных конден-
    саторов;
    7) средства измерений
    постоянного напряжения и
    интервалов времени;
    8) компаратор тока;
    9) вспомогательное обо-
    рудование
    18. Для создания госу-
    дарственного первичного
    эталона единицы силы
    переменного электричес-
    кого тока со средним
    квадратическим отклоне-
    нием результата измере-
    ний 1х10 -6 -5х10 -6  в
    диапазоне 1х10 -3 - 20 А и
    систематической погреш-
    ностью 1х10 -5 - 3х10 -4 ,
    приобрести:
    1) термоэлектрический
    компаратор с комплектом
    эталонных термоэлектри-
    ческих преобразователей
    тока;
    2) компараторы постоян-
    ного напряжения, цифро-
    вые вольтметры и персо-
    нальный компьютер;
    3) меру постоянного
    тока, хранящую размер
    вольта;
    4) меры электрического
    сопротивления постоян-
    ного тока, хранящие
    размер Ома;
    5) систему измерения
    постоянного напряжения,
    включая источники силы
    постоянного тока до 20 А
    и силы переменного тока
    на диапазон частот
    20 -1 х10 6  Гц;
    6) вспомогательное обо-
    рудование.
   19. Для создания государ-
    ственного первичного
    эталона единицы кинема-
    тической вязкости жид-
    костей в диапазоне от
    4,0х10 -7  до 1,0х10 -1  м 2
    со средним квадратичес-
    ким отклонением резуль-
    тата измерений 1х10 -4 ,
    приобрести:
    1) набор стеклянных
    капиллярных вискозимет-
    ров с висячим уровнем;
    2) аппаратуру для под-
    держания и измерения
    температуры жидкости в
    эталонных вискозиметрах;
    3) аппаратуру для изме-
    рения времени истечения
    жидкости в эталонных
    вискозиметрах;
    4) вспомогательное обо-
    рудование.
   20. Для создания госу-
    дарственного первичного
    эталона единицы плотнос-
    ти жидкости в диапазоне
    измерений от 650 до 2000
    кг/м 3  со случайной пог-
    решностью 1,2х10 -6 , сис-
    тематической погрешнос-
    тью 3х10 -6 , приобрести:
    1) набор переменного
    состава стеклянных поп-
    лавков с номинальными
    объемами 30, 50, 100 и
    250 см 3 ;
    2) установку для гидро-
    статического взвешивания;
    аппаратуру для измерения
    плотности воздуха:
    3) психрометр, барометр;
    4) вспомогательное обо-
    рудование.
   21. Для создания государ-
    ственного первичного
    эталона единицы показа-
    теля преломления с диа-
    пазоном измерений
    1,47-1,94, значения длин
    волн излучений мкм 0,467;
    0,480; 0,508; 0,633,
    случайной погрешностью
    1х10 -6 , систематической
    погрешностью 2х10 -6 ,
    приобрести:
    1) интерференционную ус-
    тановку для воспроизве-
    дения и хранения единицы
    показателя преломления и
    передачи ее размера;
    2) набор мер показателя
    преломления для контроля
    стабильности эталона;
    3) гониометр-рефракто-
    метр 1 разряда в диапа-
    зоне измерений от 1,2 до
    2,0, допускаемая абсо-
    лютная погрешность
    5х10 -6 .
    4) вспомогательное обо-
    рудование.

4   Техническое обслуживание Информа- МИТ    20 де- 2004 г. Респуб-
    и сопровождение государ- ция Пра-        кабря, - 70    ликан-
    ственных эталонов и      витель-         еже-   2005 г. ский
    Государственной службы   ству            годно  - 73,5  бюджет
    времени и частоты        Респуб-                2006 г.
    (ГСВЧ).                  лики                   - 76,808
   22. Проведение сличений   Казах-
    (поверки) с межгосудар-  стан
    ственными и международ-
    ными, а также националь-
    ными эталонами единиц
    величин зарубежных стран.
   23. Обеспечение условий
    хранения и эксплуатации
    приобретаемого оборудо-
    вания.
   24. Приобретение расход-
    ных материалов и вспомо-
    гательных средств изме-
    рений для модернизации
    эталонов.
   25. Проведение ремонта
    эталонов.
   26. Техническое обслужи-
    вание эталонов.
   27. Содержание штата
    сотрудников ГСВЧ.
   28. Обучение персонала с
    целью постоянного повы-
    шения квалификации.
   29. Сервисное обслужива-
    ние оборудования (путем
    привлечения и заключения
    договоров с производи-
    телем Государственного
    эталона времени и час-
    тоты).
   30. Участие в международ-
    ном сотрудничестве служб
    времени.
   31. Распространение сиг-
    налов времени по телеви-
    дению и радиостанциям.
   32. Постоянное развитие
    эталонного комплекса
    (дооснащение, модерниза-
    ция).

5   Строительство Эталонного Информа- МИТ    Еже-   2004 г. Респуб-
    центра в городе Астане.  ция Пра- мест-  квар-  - 200   ликан-
                             витель-  ные    тально 2005 г. ский
                             ству     испол-        - 1347  бюджет
                             Респуб-  ни-           2006 г.
                             лики     тель-         - 1105
                             Казах-   ные
                             стан     органы
-------------------------------------------------------------------