В целях реализации Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан (далее - Программа) на 2004-2006 годы.
2. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан два раза в год по итогам полугодия, к 10 января и к 10 июля, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
3. Контроль за исполнением Программы возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мынбаева С.М.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 марта 2004 года N 321
Программа
развития государственной системы обеспечения единства измерений
Республики Казахстан на 2004-2006 годы
Наименование Программа развития государственной
системы обеспечения единства измерений
Республики Казахстан на 2004-2006 годы
Основание для Пункт 2.3 Плана мероприятий по реализации
разработки Программы Программы Правительства Республики
Казахстан на 2003-2006 годы,
утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5
сентября 2003 года N 903
Основной разработчик Министерство индустрии и торговли
Программы Республики Казахстан
Цель Программы Целью программы являются планомерное
создание и совершенствование эталонной
базы единиц величин Республики Казахстан,
направленные на наиболее полное
удовлетворение потребностей отраслей
экономики в обеспечении единства
измерений, развитие основ государственной
системы обеспечения единства измерений
Основные задачи Определение проблем состояния эталонной
Программ базы, основ государственной системы
обеспечения единства измерений;
содержание эталонной базы, эталона
времени и частоты, обеспечение условий
хранения;
применение и проведение
международных сличений государственных
эталонов;
Источник Программа финансируется из средств
финансирования республиканского бюджета на 2004 год -
455,0 млн. тенге, 2005 год - 1 614,8 млн.
тенге, на 2006 год - 1 384,8 млн. тенге
Ожидаемые результаты от Реализация Программы способствует
реализации Программы созданию эталонной базы необходимого
уровня, повышению точности и достоверности
измерений, совершенствованию
измерительной техники, росту экономики и
развитию торговли
Срок реализации 2004-2006 годы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 (пункт 2.3). Программа является продолжающей Программы развития эталонной базы единиц величин Республики Казахстан на 2001-2003 годы, ранее утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 614 "О некоторых вопросах развития эталонной базы единиц величин Республики Казахстан".
Программа сформирована на основе анализа современных и перспективных потребностей науки, техники и промышленности республики в метрологическом обеспечении, в развитии высокоточной измерительной техники.
При ее разработке учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития республики в соответствии со
стратегией
развития Казахстана до 2030 года, необходимость решения вопросов, связанных с интеграцией национальной экономики в мировое экономическое сообщество.
Программа рассчитана на 3 года и включает основные задания по развитию и совершенствованию национальной эталонной базы с целью обеспечения единства и точности измерений в республике и адаптации национальной системы измерений к международным требованиям.
3. Анализ современного состояния проблемы
Технической основой обеспечения единства измерений в республике является национальная эталонная база, уровень развития которой определяет уровень развития экономики в целом.
Высшим звеном эталонной базы страны является комплекс государственных первичных эталонов, который воспроизводит и (или) хранит единицы величин с наивысшей точностью, достижимой в данной области измерений, и передает их размеры подчиненным эталонам и рабочим средствам измерений.
Реализация аналогичных программ на 1999-2003 годы позволила ввести в эксплуатацию новые эталоны, модернизировать ряд эталонов, расширить диапазоны измеряемых величин.
Существующие в настоящее время государственные эталоны, созданные в 70-80 годы и сосредоточенные в южном регионе, морально и технически устарели и их метрологические характеристики не отвечают требованиям, предъявляемым к исходным для страны средствам измерений.
Кроме того, имеет место тенденция снижения научно-технического уровня национальных эталонов по сравнению с эталонами передовых зарубежных стран.
Научно-технический уровень государственных эталонов неизбежно приведет к отрицательным результатам их международных сличений с национальными эталонами зарубежных стран, которые создают юридическую основу признания эквивалентности национальных эталонов и правильности проводимых измерений.
Кроме того, ряд исходных эталонов, принадлежащих метрологическим службам юридических лиц, а также рабочих средств измерений из-за отсутствия соответствующих государственных эталонов вывозятся на поверку за пределы республики (в Россию, Украину). Ежегодно за пределы республики вывозится более 30 наименований различных средств измерений для проведения их поверки, в том числе гигрометры для определения влажности газов, газоанализаторы паров ртути и другие. В связи с отсутствием эталонных материалов имеются затруднения при поверке газоанализаторов, влагомеров зерна, полярографов, хроматографов и других средств измерений, эталонные материалы приобретаются в России.
Такое положение в значительной степени сдерживает выход отечественной продукции на мировой рынок, создает техническую и экономическую зависимость республики от других стран, у которых она вынуждена поверять свои исходные эталоны и рабочие средства измерений.
Особенно это касается интенсивно развивающихся отраслей экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, нефтегазодобывающая промышленность, а также отраслей машиностроения, пищевой промышленности, телекоммуникаций, в которых метрологическое обеспечение находится не на должном уровне.
В связи с этим, приоритетным направлением развития эталонной базы являются создание новых и модернизация существующих эталонов для обеспечения перспективных потребностей отраслей экономики.
3.1 Машиностроение, приборостроение, металлургия и
другие производственные отрасли
В рамках стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 для отдельных видов машиностроения и приборостроения организация и выпуск такой продукции как станки для металлообработки, волочильные станы, нефтегазодобывающее оборудование и прочие, являются приоритетными в связи с целесообразностью их дальнейшего развития. При осуществлении таких производств используется значительное количество средств измерений геометрических величин: измерения наружных и внутренних размеров, параметров сложных рабочих поверхностей, отклонений от прямолинейности и плоскостности. В настоящее время концевые меры длины 2 разряда, используемые для настройки и калибровки приборов измерения длины, вывозятся на поверку за пределы республики.
В связи с развитием микропроцессорной техники и технологии отсутствуют точные измерения сверхмалых длин, цифро-аналоговых сигналов, требующие повышения точности измерений электрических величин.
Отсутствуют условия для калибровки приборов, используемых в республике для контроля параметров микросхем, транзисторов, диодов, контроля высокочастотных узлов в радиолокационных и навигационных системах, высокочастотной радиосвязи, аппаратуры контроля электромагнитного излучения для экологического мониторинга.
В металлургии и других перерабатывающих отраслях широко применяются системы, в том числе пирометры, определяющие температуру на расстоянии. В республике метрологическая база в области пирометрии ограничена несколькими (порядка 10) эталонными пирометрами и температурными лампами 2 разряда, которые обслуживают парк рабочих приборов, составляющий около 1000 экземпляров. Периодическая поверка этих эталонов производится в России.
В соответствии с решением III Генеральной конференции мер и весов в Международной системе физических величин единица времени определена: секунда - 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя уровнями основного состояния атома Цезия-133.
Для независимого воспроизведения единицы времени в полном соответствии с ее определением необходимо иметь в составе эталона времени цезиевый стандарт.
3.2 Топливно-энергетический комплекс
Экономия энергетических и других природных ресурсов - одна из важнейших задач, стоящих перед отраслями экономики республики. В настоящее время в топливно-энергетическом комплексе используется значительное количество низкоточных средств измерений контроля: счетчиков электрической энергии, расходомеров, кондуктометров, теплосчетчиков, применение которых ежегодно приносит значительные убытки. Так, например, уменьшение погрешности измерения производимой в республике электроэнергии с 2 % в настоящее время до 0,5 % при использовании электросчетчиков электронной системы позволит сэкономить электроэнергию в денежном выражении, эквивалентную 1,5 млрд. тенге.
Экономические потери происходят при производстве, распределении, потреблении и внешней торговле электрической энергией, в том числе и в результате недостаточной точности учета и отсутствия контроля качества электроэнергии.
Как показывает анализ, погрешность учета на крупных межсистемных и межгосударственных линиях электропередач составляет 1,0-1,5 %, у крупных производителей и потребителей энергии 1,5-4,0 %, в жилищно-коммунальной сфере - 3 %. Отсутствие должного контроля качества электроэнергии дополнительно приводит к увеличению потерь в энергетических сетях, снижению коэффициента полезного действия электрических машин и аппаратов, нарушению работы компьютеров и вычислительной техники. Такое положение дел становится возможным из-за отсутствия необходимых эталонов и эталонного оборудования для поверки средств измерений электрических величин: мер индуктивности 1 разряда, катушек взаимной индуктивности, используемых для поверки рабочих мер индуктивности, мостов и измерителей индуктивности, установок для поверки трансформаторов тока (класс точности 0,005).
Режим эксплуатации водоподготовительных установок должен обеспечивать работу электростанций и предприятий тепловых сетей без повреждений и снижений экономичности, вызванных коррозией внутренних поверхностей водоподготовительного, теплоэнергетического и сетевого оборудования. Контроль воды проводится кондуктометрами, измеряющими удельную электрическую проводимость "питательной" воды котлов, а также солемерами.
В республике не обеспечены поверкой солемеры, используемые в энергетике и авиации для контроля качества технологической воды (теплоэлектроцентраль, авиаотряды).
Отсутствует государственный эталон для воспроизведения, хранения и передачи размера единицы удельной электрической проводимости жидкостей.
3.3 Нефтегазодобывающая промышленность
Исходя из текущего состояния развития нефтегазовой отрасли, его потенциала и экономической целесообразности, приоритетными направлениями развития являются проведение разведочных работ в казахстанском секторе Каспийского моря, реконструкция и расширение нефте- и газоперерабатывающих мощностей, развитие нефтегазового машиностроения, развитие нефтехимической отрасли, расширение экспортных мощностей. Учитывая, что Казахстан является континентальной страной, и запасы углеводородного сырья находятся вдали от основных мировых рынков, решение вопроса транспортировки нефти и газа для республики имеет приоритетное значение.
При оценке качества нефти и нефтепродуктов одним из параметров, подлежащих контролю, являются плотность и вязкость. Измерения плотности и вязкости нефти и нефтепродуктов проводятся на узлах коммерческого учета при контроле и регулировании технологических процессов производства и транспортирования жидкой продукции.
Высокоточные измерения плотности и вязкости жидких и полужидких сред проводятся при сертификации продукции в нефтехимии, химии, фармацевтике, производстве строительных материалов.
Для воспроизведения, хранения и передачи размера единиц плотности и кинематической вязкости жидкости отсутствуют государственные первичные эталоны единицы плотности жидкости и кинематической вязкости жидкости.
Для автоматизации процессов контроля и управления при транспортировке нефти и газа в республику ввозятся различные типы измерительно-вычислительных контролеров, преобразователей давления и температуры, которые по своим метрологическим характеристикам приближены к эталонам.
Отсутствие государственного вторичного эталона избыточного давления не позволяет обеспечить потребность республики в поверке средств измерений избыточного давления.
Активное освоение запасов нефти и газа ставит проблему, связанную с экологией.
Несмотря на то, что крупные компании, разрабатывающие месторождения нефти и газа, активно занимаются вопросами охраны окружающей среды, экологическая ситуация в республике остается по-прежнему серьезной и должна находиться под постоянным контролем.
Другими источниками загрязнения окружающей среды являются выбросы побочных продуктов атомной и химической промышленности, металлургического производства, автотранспорта.
Основными средствами, передающими размер единицы концентрации газовых компонентов, являются чистые газы и газовые смеси. В настоящее время в республике не освоено производство аттестованных поверочных газовых смесей.
К измерительным аналитическим задачам в области контроля за состоянием атмосферы относится определение кислотности в окружающей среде, влажности атмосферного воздуха в производственных и складских помещениях сельскохозяйственного производства, для чего нужны приборы оценки относительной влажности и эталон шкалы рН.
В области контроля за загрязнением окружающей среды применяются также приборы для определения органических загрязнителей, относящихся к веществам 1 и 2 класса опасности (токсиканты) - рефрактометры для оценки показателя преломления, эталоны для передачи размера единиц которым отсутствуют.
3.5 Государственные учетные операции
В соответствии с
Законом
Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений" от 7 июня 2000 года N 53-II (далее - Закон) средства измерений, используемые при осуществлении государственных учетных операций, подлежат обязательной поверке. Основными средствами измерений при учете материальных ценностей являются меры массы (весы и гири).
С внедрением с 1 января 2003 года ГОСТа 7328-2001 "Гири. Общие технические условия", устанавливающего требования к гирям и наборам из них, гармонизированные с международными требованиями, появилась необходимость в поверке гирь класса точности E1, E2, которые не обеспечены метрологическим обслуживанием в республике из-за отсутствия эталонных средств измерений.
При контроле параметров и управлении технологическими процессами при производстве сельскохозяйственной продукции, к которой в первую очередь относятся зерно и корма, влажность играет определяющую роль, от нее зависят состояние, сохранность зерна, достоверность учета при покупке и продаже.
При экспресс определении, а также при контроле влажности на элеваторах, хлебоприемных пунктах, используются влагомеры, которые в настоящее время метрологически не обеспечены из-за отсутствия установки высшей точности для воспроизведения единицы влажности зерна и зернопродуктов.
Влажность определяется в лабораторных условиях с помощью сушильных шкафов в течение длительного времени.
Подъем и развитие сельского хозяйства, в том числе зернового в Республике Казахстан, требуют привлечения современных средств измерений по определению влажности зерна и зернопродуктов, использования экспресс методов, повышения точности уровня измерений, создания условий для поверки приборов влажности и решения проблемы метрологического обеспечения.
3.7 Техническое обслуживание и сопровождение
государственных эталонов
Согласно Закону (статья 10) создание и содержание государственных эталонов осуществляются за счет государства.
По состоянию на 1999 год в республике было 19 государственных эталонов, которые находятся в ведении Госстандарта.
На средства республиканского бюджета с 1999 года было приобретено:
в 1999-2000 годах - 10 единиц эталонов и эталонного оборудования;
в 2001 году - 13 единиц эталонов и эталонного оборудования;
в 2002 году - 3 единицы эталонов и эталонного оборудования;
в 2003 году - 13 единиц эталонов и эталонного оборудования.
На начало 2004 года количество эталонов и эталонного оборудования составит 58 единиц.
В рамках данной Программы планируется закупить 21 единицу эталонов.
Целью Программы являются планомерное создание и совершенствование эталонной базы единиц величин Республики Казахстан, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей отраслей экономики в обеспечении единства измерений, развитие основ государственной системы обеспечения единства измерений.
Задачами Программы являются:
определение проблем состояния эталонной базы, основ государственной системы обеспечения единства измерений;
содержание эталонной базы, эталона времени и частоты, обеспечение условий хранения;
применение и проведение международных сличений государственных эталонов.
5.1 Машиностроение, приборостроение, металлургия и
другие производственные отрасли
Основными направлениями являются: для метрологического обеспечения концевых мер длины - дооснащение эталонной базы государственным эталоном длины с диапазоном воспроизведения и передачи размера единицы длины от 100 до 1000 мм; для организации калибровки приборов контроля параметров микросхем, транзисторов, высокочастотных узлов, аппаратуры электромагнитного излучения - создание эталона электрического напряжения от 0,1 до 10 В в диапазоне частот от 30 до 3000 МГц; в целях организации поверки пирометров:
приобретение эталонного монохроматического пирометра 1-го разряда в диапазоне от 800 до 1500
о
С,
создание государственного первичного эталона температуры от 0 до 2500
о
С.
Для независимого воспроизведения государственного эталона единицы времени и частоты в полном соответствии с определением единицы необходимо дооснащение эталона времени цезиевым стандартом, приемником-синхронизатором, компаратором частоты.
Механизмом реализации являются:
модернизация государственного эталона длины с целью расширения диапазона воспроизведения и передачи размера единицы длины от 100 мм до 1000 мм;
создание государственного первичного эталона электрического напряжения от 0,1 до 1 В в диапазоне от 30 до 3000 МГц;
создание государственного первичного эталона единицы температуры в диапазоне от 0 до 2500
о
С;
приобретение цезиевого стандарта времени и частоты, приемника-синхронизатора, компаратора частоты.
5.2 Топливно-энергетический комплекс
Переход страны на мировые цены по энергетическим ресурсам, рациональное потребление их в производстве, внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий требуют дальнейшего совершенствования измерительной техники и повышения точности и достоверности измерений.
Механизмом реализации являются:
создание государственного первичного эталона удельной электрической проводимости жидкостей;
приобретение эталонного солемера 1 разряда; государственного вторичного эталона единицы индуктивности в диапазоне от 1x10
-6
до 1 Гн;
создание первичного эталона электрического сопротивления с номинальным значением 1 Ом;
создание первичного эталона электрической емкости с номинальным значением 0,2 пФ;
создание государственного эталона силы постоянного электрического тока в диапазоне от 1х10
-3
до 1 А;
создание государственного эталона силы переменного электрического тока в диапазоне от 1x01
-3
до 20 А.
5.3 Нефтегазодобывающая промышленность
Основными направлениями развития метрологического обеспечения нефтегазодобывающей промышленности являются оценка качества нефти и нефтепродуктов и обеспечение поверкой контролеров измерительно-вычислительной техники, высокоточных преобразователей давления и температуры, используемых при транспортировке нефти и газа.
Механизмом реализации являются:
создание государственного первичного эталона единицы плотности жидкости в диапазоне измерений от 650 до 2000 кг/м
3
;
создание государственного первичного эталона избыточного давления в диапазоне от 0,05 до 10 МПа;
создание государственного первичного эталона единицы кинематической вязкости жидкости в диапазоне от 4,0х10
-7
до 1,0x10
-1
м
2
/с.
Основным блоком системы экологического мониторинга на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях является подсистема измерений, обеспечивающая оперативный контроль состояния и динамики природных антропогенных экосистем. Эффективность мониторинга определяется достоверностью получаемой экологической информации, которая базируется на комплексах эталонов единиц величин и стандартных образцах.
Механизмом реализации являются:
приобретение рабочих эталонов единиц молярной доли и массовой концентрации компонентов в газовых средах 0 и 1 разрядов;
создание государственного первичного эталона единицы показателя преломления с диапазоном измерений 1,47-1,94;
создание государственного первичного эталона шкалы рН с диапазоном измерений 3,547-10,317;
приобретение гигрометров 1 разряда в диапазоне от 5 до 100 %.
5.5 Государственные учетные операции
С внедрением с 1 января 2003 года ГОСТа 7328-2001 "Гири. Общие технические условия", устанавливающего требования к гирям и наборам из них, гармонизированного с международными требованиями, и необходимостью обеспечения учета материальных ценностей с требуемой точностью, появилась необходимость в дооснащении эталонной базы.
Механизмом реализации являются:
дооснащение эталонной базы эталонным комплексом единицы массы, государственным вторичным эталоном и рабочими эталонами.
Повышение метрологического уровня и метрологического обеспечения средств измерений влажности зерна и зернопродуктов.
Механизмом реализации является приобретение установки высшей точности для воспроизведения влажности зерна и зернопродуктов в диапазоне от 5 до 45 %.
5.7 Техническое обслуживание и сопровождение
государственных эталонов
Механизм реализации включает нижеследующие мероприятия:
проведение сличений (поверка) с межгосударственными и международными, а также национальными эталонами единиц величин зарубежных стран;
обеспечение условий хранения и эксплуатации приобретаемого оборудования;
приобретение расходных материалов и вспомогательных средств измерений для модернизации государственных эталонов;
проведение ремонта государственных эталонов;
содержание персонала для обслуживания государственных эталонов;
обучение персонала, обслуживающего государственные эталоны.
5.8 Строительство Эталонного центра в городе Астане
Основной целью строительства является обеспечение условий хранения и содержания государственных эталонов, воспроизводящих единицы величин в республике, от которых размеры передаются всем применяемым средствам измерений.
Приобретаемые эталоны и эталонное оборудование требуют помещения для их установки. Помещения должны обеспечивать условия хранения, применения для проведения научных исследований, международных сличений и передачи единиц от государственных эталонов рабочим эталонам.
Было принято решение о строительстве Эталонного центра в городе Астане (протокол заседания Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 N 12), и акимом городе Астаны отведен земельный участок площадью 0,693 га в свободной экономической зоне "Астана - новый город" (решение от 12 марта 2002 года N 3-1.414-П). Помещения, предназначенные для размещения эталонов и эталонного оборудования, должны обеспечивать жесткие требования, предъявляемые к условиям хранения эталонов: поддержание соответствующей температуры, влажности, помехозащищенности (вибро, электро и так далее) и сейсмостойкости.
Механизмом реализации является организация строительства здания эталонного центра.
Проектом предусматривается строительство двух основных корпусов - лабораторного и административного. В лабораторном корпусе эталонного центра планируется разместить 21 эталон по 17-ти видам измерений и испытательный центр для проведения испытаний средств измерений.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансирование Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие эталонной базы единиц величин Республики Казахстан.
Необходимые объемы финансирования на 2004 год составляют 455,0 млн. тенге, на 2005 год - 1 614,8 млн. тенге, на 2006 год - 1 384,8 млн. тенге.
Ежегодные объемы должны уточняться в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете по соответствующей бюджетной программе на соответствующий год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Эталонная база должна гарантировать безопасность государства (метрологическую независимость и самодостаточность), правильно оценивать точность выполняемых измерений с целью осуществления достоверной оценки качества и количества сырья, ресурсов, материалов, продукции.
Реализация Программы позволит:
приобрести 15 единиц первичных эталонов, 3 единицы вторичных и 3 единицы рабочих эталонов, соответствующих уровню точности международных эталонов и национальных эталонов наиболее технически развитых стран;
создать национальный научно-метрологический институт (Эталонный центр) в городе Астане, соответствующий международным требованиям;
провести не менее 30 сличений (поверки) с межгосударственными и международными эталонами единиц величин зарубежных стран, участвовать в международном сотрудничестве служб времени, обучить 20 специалистов на звание ученый хранитель государственных эталонов.
8. План мероприятий по реализации Программы развития
государственной системы обеспечения единства измерений
Республики Казахстан на 2004-2006 года
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответ-!Срок !Предпо-!Источ-
п/! !заверше-!ствен-!испол-!лагае- !ник
п ! !ния !ные !нения !мые !финан-
! ! !испол-! !расходы!сирова-
! ! !нители! !(млн. !ния
! ! ! ! !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1 Приобрести или модернизи- Информа- МИТ 20 де- 2004 г. Респуб-
ровать следующее оборудо- ция Пра- кабря - 185 ликан-
вание: витель- 2004 ский
1. Модернизировать госу- ству года бюджет
дарственный эталон длины Респуб-
с целью расширения диа- лики
пазона воспроизведения и Казах-
передачи размера единицы стан
длины от 100 мм до
1000 мм, для чего приоб-
рести:
1) интерференционную
установку для поверки
плоскопараллельных кон-
цевых мер длины в длинах
волн в диапазоне от
100 мм до 1000 мм с
использованием излучения
частотно-стабилизирован-
ных лазеров. Абсолютная
погрешность должна быть
U
c
=(30
2
+(160L)
2
)
1/2
nm,
L-в метрах, уровень
доверия 95 % при К=2;
2) плоскопараллельные
концевые меры длины 1
разряда в диапазоне
длины от 100 до 1000 мм;
3) пластины плоские
стеклянные для интер-
ференционных измерений,
нижние, диаметр 60 мм,
класс 1;
4) термометры с погреш-
ностью 0,001 К для кон-
троля температуры
плоскопараллельных кон-
цевых мер длины при
измерении;
5) компаратор для срав-
нения плоскопараллельных
концевых мер длины 1 и 2
разрядов с абсолютной
погрешностью не хуже
0,02 мкм.
2. Приобрести эталонный
монохроматический пи-
рометр в диапазоне от
800 до 1500
о
С 1 разряда
с доверительной погреш-
ностью от 2 до 6
о
С при
вероятности 0,95:
вспомогательное
оборудование для
калибровки пирометра.
3. Для создания государ-
ственного первичного
эталона избыточного дав-
ления в диапазоне от 0,05
до 10 МПа со средним
квадратическим отклоне-
нием результата измере-
ний 3х10
-6
, при не исклю-
ченной систематической
погрешности 2х10
-5
,
приобрести:
1) грузопоршневые мано-
метры с диапазоном изме-
рений от 0,05 до 0,5 МПа
в количестве 3 штук;
2) грузопоршневые мано-
метры с диапазоном изме-
рений от 0,3 до 3 МПа в
количестве 3 штук;
3) грузопоршневые мано-
метры с диапазоном изме-
рений от 1 до 10 МПа в
количестве 3 штук;
4) набор гирь класса
точности 2,0 с номиналь-
ными значениями от
0,000005 до 0,5 кг;
5) набор специальных гирь
с номинальными значениями
от 0,5 до 5 кг, опреде-
ленными с относительной
погрешностью не более 10
-7
;
6) аппаратуру для созда-
ния и поддержания гидро-
статического давления и
передачи размера единицы;
7) эталонные весы с диа-
пазоном измерений от 0,1
до 10 кг класс точности 1;
8) вспомогательное обору-
дование.
4. Для создания государ-
ственного эталонного
комплекса единицы массы
(вторичный и рабочие
эталоны) приобрести обо-
рудование, состоящее из:
1) набора гирь для пере-
дачи размера единицы
массы гирям 0 разряда -
1х(от 1 мг до 1 кг);
2) компараторов для
сличений гири 1 кг с ги-
рями 0-разряда и класса
Е1(по МОЗМ) - UMX5
(до 5 г), АХ106Н(до 100 г),
АХ1006(до 1 кг).
3) оборудования для опре-
деления объема и плот-
ности гирь VC1005;
4) климатической станции
Klimet A30;
5) температурного дат-
чика;
6) набора дисков АХ 1006.
2 Приобрести и модернизи- Информа- МИТ 20 де- 2005 г. Респуб-
ровать следующее обору- ция Пра- кабря -194,25 ликан-
дование: витель- 2005 ский
5. Для создания государ- ству года бюджет
ственного первичного Респуб-
эталона удельной элек- лики
трической проводимости Казах-
(УЭП) жидкостей с диа- стан
пазоном измерений См/м
от 0,001 до 50, со
средним квадратическим
отклонением не более
5х10
-5
и не исключенной
систематической погреш-
ностью 0,15 %, приоб-
рести:
1) комплекты кондукто-
метрических ячеек;
2) системы измерений
электрического сопро-
тивления, системы термо-
статирования и измерений
температуры;
3) системы приготовления
эталонных растворов;
4) системы автоматизи-
рованной обработки
результатов измерений;
5) системы измерения УЭП
жидкостей;
6) реперные растворы для
проведения сличений эта-
лонных установок и меж-
дународных сличений от
1х10
-8
до 2х10
2
См/м,
S
0
</=5х10
-5
,
0
0
= 2х10
4
:5х10
-4
;
7) вспомогательное обо-
рудование.
6. Приобрести эталонный
солемер 1-го разряда диа-
пазоном измерения отно-
сительной удельной элек-
трической проводимости R
от 0,07 до 1,5 с относи-
тельной погрешностью
0,15 % и вспомогательное
оборудование к нему.
7. Для создания государст-
венного эталона единицы
индуктивности в диапазоне
1х10
-6
: 1 Гн, со сред-
ним квадратическим откло-
нением результата измере-
ний от 1х10
-5
до 30х10
-5
стабильностью не менее
1х10
-5
, приобрести:
1) катушки индуктивности;
2) вспомогательное обору-
дование.
8. Для создания рабочих
эталонов 0 и 1 разряда
единиц молярной доли и
массовой концентрации
компонентов в газовых
средах приобрести:
1) комплекты аналитичес-
ких и газосмесительных
установок для задач
группы А и Б с диапазоном
1х10
-3
- 99%,
S=2х10
-5
- 6х10
-2
%;
2) газоаналитические и
газосмесительные установ-
ки, генераторы газовых
смесей и генераторы чис-
тых газов, предназначен-
ные для определения кон-
центрации газов в диапа-
зоне 1,0х10
-7
- 1,5х 10
-5
%
с относительной
погрешностью S
0
=40 %;
А, Б, В в диапазоне
1,0х10
-6
- 99,99% с от-
носительной погрешностью
S
о
=7,00-0,01 %; А, В в
диапазоне 1,0х10
-2
-1,2х
х10
3
мг/м
3
с относительной
погрешностью S
о
=7-2 %;
3) вспомогательное обо-
рудование.
9. Приобрести гигрометр
относительной влажности
1-го разряда в диапазоне
измерений от 5 до 100 %,
при температуре от минус
60 до плюс 60
о
С, абсо-
лютная погрешность от
0,2 до 0,5 %:
вспомогательное оборудо-
вание.
10. Приобрести установку
высшей точности для вос-
произведения единицы
влажности зерна и зерно-
продуктов в диапазоне от
5 до 45 % со средним
квадратическим отклоне-
нием результата измере-
ний 0,02 %;
вспомогательное оборудо-
вание.
11. Дооснастить эталон
времени и частоты, для
чего приобрести:
1) цезиевый стандарт
времени и частоты
2) вспомогательное обо-
рудование.
3 Приобрести и Информа- МИТ 20 де- 2006 г. Респуб-
модернизировать следующее ция Пра- кабря - ликан-
оборудование: витель- 2006 202,991 ский
12. Для создания государ- ству года бюджет
ственного первичного Респуб-
эталона электрического лики
напряжения 0,1 - 1 В, в Казах-
диапазоне частот от 30 стан
до 3000 МГц.
Случайная погрешность
5х10
-5
- 5х10
-3
, систе-
матическая погрешность
1х10
-4
- 2х10
-2
.
1) терморезисторный ком-
паратор с комплектом
эталонных терморезистор-
ных электрических преоб-
разователей;
2) меру постоянного нап-
ряжения, хранящую размер
вольта;
3) систему постоянного
напряжения, включающую
компаратор постоянного
напряжения, цифровые
вольтметры и ПЭВМ;
4) источники переменного
напряжения на диапазон
частот от 30 до 3000 МГц
5) вспомогательное обо-
рудование.
13. Для создания государ-
ственного первичного
эталона единицы темпера-
туры (Кельвин) в диапа-
зоне от 0 до 2500
о
С со
средним квадратическим
отклонением результата
измерений не более
0,00005-1,4
о
С, система-
тическая погрешность не
более 0,00005-0,3
о
С,
приобрести:
1) аппаратуру для реали-
зации температурной
тройной точки воды,
включающую две ампулы
тройной точки воды и
термостат;
2) аппаратуру для вос-
произведения температур
точки плавления галлия,
точек затвердевания
индия, олова, цинка,
алюминия, серебра и зо-
лота, включающую капсулы
с заплавленными металла-
ми и термостаты;
3) три платиновых термо-
метра для использования
в диапазоне от 0 до
419,527
о
С;
4) три платиновых термо-
метра для использования
в диапазоне от 419,527
до 10064,18
о
С;
5) аппаратуру для изме-
рения электрического
сопротивления, включаю-
щую мост-компаратор
постоянного тока;
6) установку для воспро-
изведения температур
точек затвердевания
серебра, золота и меди,
используемую для построе-
ния шкалы оптическими
методами;
7) группу из трех темпе-
ратурных ламп, аттесто-
ванных при температурах
затвердевания серебра,
золота и меди;
8) фотоэлектрическую
аппаратуру, используемую
для построения темпера-
турной шкалы оптическими
методами, включающую
спектрокомпаратор и
средства измерений элек-
трического сопротивления
и напряжения;
9) вспомогательное обо-
рудование.
14. Для создания государ-
ственного первичного
эталона шкалы рН с диа-
пазоном измерений
3,547-10,317, со средним
квадратическим отклоне-
нием при температурах:
0,001 при 25
о
С, 0,002 в
интервале 0-60
о
С, 0,003
в интервале 60-95
о
С, не
исключенная системати-
ческая погрешность при
температурах 25
о
С -
0,002, 0-60
о
С - 0,003,
60-95
о
С - 0,005.
1) измерительную уста-
новку, включающую комп-
лект электрохимических
ячеек без переноса с
водородными и хлорсереб-
ряными электродами;
2) реперный буферный
раствор (раствор гидро-
фталата калия с моляль-
ностью 0,05 моль/кг);
3) набор эталонных
буферных растворов,
предназначенных для
международных сличений;
4) вспомогательное обо-
рудование.
15. Для создания госу-
дарственного первичного
эталона электрического
сопротивления номиналь-
ным значением 1 Ом со
средним квадратическим
отклонением результата
измерений 3х10
-8
, при
10 независимых наблюде-
ниях, систематическая
погрешность не более
3х10
-7
, приобрести:
1) группу из 10 мангани-
новых мер электрического
сопротивления с номи-
нальным значением 1 Ом;
2) мостовую измеритель-
ную установку;
3) мостовую измеритель-
ную установку;
4) набор переходных мер
электрического сопротив-
ления для передачи раз-
мера единицы вторичным
эталонам в диапазоне
1х10
-3
- 1х10
9
Ом;
5) вспомогательное обо-
рудование.
16. Для создания государ-
ственного первичного
эталона единицы электри-
ческой емкости с номи-
нальным значением 0,2 пФ
со средним квадратическим
отклонением результата
измерений 2х10
-7
, систе-
матическая погрешность
5х10
-7
, приобрести:
1) расчетный конденсатор;
2) интерферометр;
3) емкостной трансформа-
торный мост;
4) вспомогательное обо-
рудование.
17. Для создания государ-
ственного первичного эта-
лона единицы силы пос-
тоянного электрического
тока, среднее квадрати-
ческое отклонение резуль-
тата измерений 5х10
-8
при
номинальных значениях сил
тока 1х10
-3
А и
10х10
-3
- 2х10
-4
в диапа-
зоне от 1х10
-16
до
1х10
-9
А при 10 независи-
мых наблюдениях, не ис-
ключенные систематические
погрешности которых не
должны превышать 2х10
-7
при номинальных значениях
силы постоянного электри-
ческого тока 1х10
-3
А и
25х10
-3
- 5х10
-4
в диапа-
зоне от 1х10
-16
до
1х10
-9
А, приобрести:
1) группу термостатиро-
ванных мер электродви-
жущей силы;
2) меру постоянного нап-
ряжения на основе эффекта
Джозевсона;
3) криогенную меру соп-
ротивления в виде набора
равнономинальных резис-
торов, коммутируемых
сверхпроводящим переклю-
чателем;
4) эталонную меру элек-
трического сопротивления;
5) сверхпроводящий ком-
паратор постоянного тока;
6) меру линейно-изменяю-
щегося напряжения, в сос-
таве которой имеется
набор эталонных конден-
саторов;
7) средства измерений
постоянного напряжения и
интервалов времени;
8) компаратор тока;
9) вспомогательное обо-
рудование
18. Для создания госу-
дарственного первичного
эталона единицы силы
переменного электричес-
кого тока со средним
квадратическим отклоне-
нием результата измере-
ний 1х10
-6
-5х10
-6
в
диапазоне 1х10
-3
- 20 А и
систематической погреш-
ностью 1х10
-5
- 3х10
-4
,
приобрести:
1) термоэлектрический
компаратор с комплектом
эталонных термоэлектри-
ческих преобразователей
тока;
2) компараторы постоян-
ного напряжения, цифро-
вые вольтметры и персо-
нальный компьютер;
3) меру постоянного
тока, хранящую размер
вольта;
4) меры электрического
сопротивления постоян-
ного тока, хранящие
размер Ома;
5) систему измерения
постоянного напряжения,
включая источники силы
постоянного тока до 20 А
и силы переменного тока
на диапазон частот
20
-1
х10
6
Гц;
6) вспомогательное обо-
рудование.
19. Для создания государ-
ственного первичного
эталона единицы кинема-
тической вязкости жид-
костей в диапазоне от
4,0х10
-7
до 1,0х10
-1
м
2
/с
со средним квадратичес-
ким отклонением резуль-
тата измерений 1х10
-4
,
приобрести:
1) набор стеклянных
капиллярных вискозимет-
ров с висячим уровнем;
2) аппаратуру для под-
держания и измерения
температуры жидкости в
эталонных вискозиметрах;
3) аппаратуру для изме-
рения времени истечения
жидкости в эталонных
вискозиметрах;
4) вспомогательное обо-
рудование.
20. Для создания госу-
дарственного первичного
эталона единицы плотнос-
ти жидкости в диапазоне
измерений от 650 до 2000
кг/м
3
со случайной пог-
решностью 1,2х10
-6
, сис-
тематической погрешнос-
тью 3х10
-6
, приобрести:
1) набор переменного
состава стеклянных поп-
лавков с номинальными
объемами 30, 50, 100 и
250 см
3
;
2) установку для гидро-
статического взвешивания;
аппаратуру для измерения
плотности воздуха:
3) психрометр, барометр;
4) вспомогательное обо-
рудование.
21. Для создания государ-
ственного первичного
эталона единицы показа-
теля преломления с диа-
пазоном измерений
1,47-1,94, значения длин
волн излучений мкм 0,467;
0,480; 0,508; 0,633,
случайной погрешностью
1х10
-6
, систематической
погрешностью 2х10
-6
,
приобрести:
1) интерференционную ус-
тановку для воспроизве-
дения и хранения единицы
показателя преломления и
передачи ее размера;
2) набор мер показателя
преломления для контроля
стабильности эталона;
3) гониометр-рефракто-
метр 1 разряда в диапа-
зоне измерений от 1,2 до
2,0, допускаемая абсо-
лютная погрешность
5х10
-6
.
4) вспомогательное обо-
рудование.
4 Техническое обслуживание Информа- МИТ 20 де- 2004 г. Респуб-
и сопровождение государ- ция Пра- кабря, - 70 ликан-
ственных эталонов и витель- еже- 2005 г. ский
Государственной службы ству годно - 73,5 бюджет
времени и частоты Респуб- 2006 г.
(ГСВЧ). лики - 76,808
22. Проведение сличений Казах-
(поверки) с межгосудар- стан
ственными и международ-
ными, а также националь-
ными эталонами единиц
величин зарубежных стран.
23. Обеспечение условий
хранения и эксплуатации
приобретаемого оборудо-
вания.
24. Приобретение расход-
ных материалов и вспомо-
гательных средств изме-
рений для модернизации
эталонов.
25. Проведение ремонта
эталонов.
26. Техническое обслужи-
вание эталонов.
27. Содержание штата
сотрудников ГСВЧ.
28. Обучение персонала с
целью постоянного повы-
шения квалификации.
29. Сервисное обслужива-
ние оборудования (путем
привлечения и заключения
договоров с производи-
телем Государственного
эталона времени и час-
тоты).
30. Участие в международ-
ном сотрудничестве служб
времени.
31. Распространение сиг-
налов времени по телеви-
дению и радиостанциям.
32. Постоянное развитие
эталонного комплекса
(дооснащение, модерниза-
ция).
5 Строительство Эталонного Информа- МИТ Еже- 2004 г. Респуб-
центра в городе Астане. ция Пра- мест- квар- - 200 ликан-
витель- ные тально 2005 г. ский
ству испол- - 1347 бюджет
Респуб- ни- 2006 г.
лики тель- - 1105
Казах- ные
стан органы
-------------------------------------------------------------------