О Правилах разработки и реализации отраслевых (секторальных) и региональных программ в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2004 года N 231. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года N 218

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 18.03.2010 N 218.

      Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и реализации отраслевых (секторальных) и региональных программ в Республике Казахстан (далее - Правила).

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2000 года N 789 "О Правилах разработки программ в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 24, ст. 275).

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 26 февраля 2004 года N 231

Правила разработки и реализации отраслевых (секторальных)
и региональных программ в Республике Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в целях обеспечения единого подхода к разработке и реализации отраслевых (секторальных) и региональных программ (далее - программы) в Республике Казахстан и определяют понятия, организационно-методологические основы, общие принципы формирования проектов программ, порядок их разработки, согласования и утверждения, а также осуществления контроля за их реализацией.
      2. Настоящие Правила не распространяются на государственные программы, порядок разработки и реализации которых определяется Президентом Республики Казахстан.
      3. Программы определяют комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, социальных, экологических, финансовых и технических мер, направленных на решение важных экономических, социальных и других задач, основываются на четком определении цели и содержат систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели, с учетом долгосрочных стратегических приоритетов экономического развития, определенных Стратегией развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
      4. Программы разрабатываются центральными, местными исполнительными органами Республики Казахстан и консультативно- совещательными органами при Правительстве Республики Казахстан для решения важных проблем экономической, социальной и других сфер жизни в соответствии со стратегическими и индикативными планами.
      Программы разрабатываются только в том случае, если решение изложенных в них проблем невозможно осуществить в рамках компетенции соответствующего государственного органа-разработчика.
      5. Программы подразделяются:
      1) по срокам реализации на: краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 3 лет) и долгосрочные (до 10 лет) с обязательным выделением среднесрочных трехлетних этапов.
      План мероприятий по реализации долгосрочных программ разрабатывается на соответствующие среднесрочные этапы;
      2) по проблемам на: социальные, экономические, научно-технические, экологические и другие.
      6. Общий объем расходов, предусматриваемых в программах на реализацию программных мероприятий, определяется в рамках прогнозных показателей республиканского и местных бюджетов на трехлетний период.
      7. Уполномоченным органом по программам является Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, в компетенцию которого входят:
      осуществление методологического руководства деятельностью государственных органов по разработке программ;
      осуществление формирования и дальнейшее ведение перечня действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ в Республике Казахстан;
      осуществление общего контроля за ходом реализации программ;
      проведение оценки эффективности (результативности) реализации программ.

2. Отраслевая (секторальная) программа

      8. Отраслевая (секторальная) программа определяет комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных задач отраслевого (секторального) значения.
      9. Отраслевая (секторальная) программа разрабатывается соответствующими центральными исполнительными органами совместно с национальным холдингом, национальными компаниями, за исключением национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг, и государственными организациями, функционирующими в соответствующих отраслях (секторах) экономики, и утверждается Правительством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 12 октября 2006 года N 982 .
      10. Перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ в Республике Казахстан утверждается в составе индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан.

3. Региональная программа

      11. Региональная программа определяет комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение задач социально-экономического развития региона (территории).
      12. Региональная программа разрабатывается акиматами областей, городов Астаны и Алматы, районов (городов областного значения).
      В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Казахстан региональные программы утверждаются местными представительными органами.
      13. Перечень действующих и разрабатываемых региональных программ согласовывается с уполномоченным органом по программам и утверждается в составе индикативных планов социально-экономического развития областей и городов Астаны и Алматы.

4. Основные требования к программам

      14. Программы должны обладать следующими основными свойствами:
      1) четкостью определения конкретных целей программы, путей и механизма их реализации;
      2) адресностью программных мероприятий и заданий, четким определением сроков и последовательности их реализации, строгой ориентацией деятельности исполнителей на достижение программных целей;
      3) достижением согласованности с другими программами;
      4) сбалансированностью финансовых, трудовых и технических ресурсов и источников их обеспечения.
      15. Не допускается утверждение программ:
      1) регламентирующих объем расходов, выраженных в процентном соотношении с основными макроэкономическими показателями;
      2) без положительного заключения соответствующих бюджетных комиссий по объему финансирования программных мероприятий в разрезе источников и сроков финансирования, в случае их финансирования из государственного бюджета;
      3) дублирующих цели и задачи действующих программ, а также мероприятий по реализации этих программ;
      4) приводящих к снижению доходов и (или) увеличению расходов республиканского и местных бюджетов после их принятия на соответствующий финансовый год;
      5) не отвечающих требованиям, установленным в пунктах 4 и 14 настоящих Правил.
      16. Программы, реализация которых требует финансирования за счет средств государственного бюджета в течение нескольких лет, должны содержать сведения о предполагаемых объемах финансирования по мероприятиям, срокам их реализации и источникам финансирования в соответствии с прогнозными показателями государственного бюджета на трехлетний период.

5. Структура программы

      17. Структура программы содержит следующие разделы:
      1) паспорт (основные параметры программы);
      2) введение;
      3) анализ современного состояния проблемы;
      4) цель и задачи программы;
      5) основные направления и механизм реализации программы;
      6) необходимые ресурсы и источники их финансирования;
      7) ожидаемый результат от реализации программы;
      8) план мероприятий по реализации программы.
      18. В паспорте описываются основные параметры программы, включающие в себя: наименование, основание для разработки, указание государственного органа, ответственного за разработку программы, цель и задачи, сроки реализации (этапы), объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты.
      19. Во введении указываются основания для разработки программы, предыстория ее разработки.
      20. Анализ современного состояния проблемы должен отражать количественные и качественные характеристики, сильные и слабые стороны, имеющиеся проблемы, основные показатели в динамике за несколько предыдущих лет, а также содержать обзор позитивного зарубежного опыта по решению данной проблемы, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан.
      В случае необходимости при разработке программ могут быть проведены маркетинговые исследования, результаты которых отражаются в разделе "Анализ современного состояния проблемы".
      21. Цель и задачи программы должны быть четкими, конкретными, контролируемыми и проверяемыми.
      Цель программы формируется, исходя из стратегических и индикативных планов социально-экономического развития страны.
      Задачи определяют пути достижения поставленной цели наиболее эффективными методами.
      22. В основных направлениях и механизмах реализации программы указываются основные направления работы по решению имеющихся проблем и перечни инструментов, а также механизмы достижения поставленных цели и задач.
      По проектам программ, реализация которых может создать угрозу экологической безопасности, проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
      23. Источниками финансирования программы могут быть средства республиканского и местных бюджетов, государственные займы, негосударственные займы, привлекаемые под государственную гарантию, прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, собственные средства организаций и другие, не запрещенные законодательством Республики Казахстан источники.
      В случае осуществления государственной поддержки программы из государственного бюджета, должны быть указаны конкретные объемы финансирования по годам, мероприятиям и источникам финансирования в соответствии с прогнозными показателями республиканского и местных бюджетов на трехлетний период.
      24. Ожидаемый результат от реализации программы выражается:
      в материальных и нематериальных изменениях, которые могут быть достигнуты в результате реализации программы в целом и поэтапно;
      в индикаторах (прогнозных показателях), характеризующих качественные и количественные параметры, на достижение которых направлена программа.
      Индикаторы должны быть контролируемыми и проверяемыми, определяться по годам реализации программы.
      25. Для достижения поставленных целей программы должен быть разработан План мероприятий по ее реализации. План мероприятий является составной частью программы и представляет собой комплекс организационных, экономических, научно-технических и других действий, согласованных с основными направлениями реализации программы, увязанных по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам (месяц или квартал и год) осуществления, и разрабатывается по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

6. Порядок разработки и утверждения программы

      26. Выделяются следующие этапы разработки и утверждения программы:
      1) организационный;
      2) разработка проекта программы;
      3) согласование и утверждение программы.
      27. Организационный этап разработки проекта программы включает в себя:
      1) направление предложений не позднее 5 декабря года, предшествующего году формирования проекта индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, в уполномоченный орган для включения проекта программы в перечень (для отраслевых (секторальных) программ);
      2) определение государственного органа, ответственного за разработку программы.
      При необходимости решением Правительства Республики Казахстан или Премьер-Министра Республики Казахстан образуется комиссия (рабочая группа) по разработке программы, сформированная из представителей заинтересованных государственных органов и иных организаций;
      3) утверждение руководителем государственного органа, ответственного за разработку программы, документов (координационного плана разработки программы, цели и задач программы, ее концептуальных подходов, структуры основных разделов программы) с последующим направлением их заинтересованным государственным органам и организациям-соисполнителям.
      28. Этап разработки проекта программы предусматривает:
      1) представление заинтересованными государственными органами и организациями-соисполнителями программы государственному органу, ответственному за разработку программы, на основании его запросов, предложений по концептуальному подходу к разрабатываемой программе, в том числе к ее разделам, цели, задачам и Плану мероприятий по ее реализации;
      2) разработку государственным органом, ответственным за разработку программы, на основании предложений заинтересованных государственных органов и организаций-соисполнителей проекта программы.
      29. Этап согласования программы включает в себя:
      1) направление государственным органом, ответственным за разработку программы, проекта программы всем заинтересованным центральным и местным государственным органам на согласование;
      2) направление проекта программы в соответствующие бюджетные комиссии на согласование по объему финансирования программных мероприятий в разрезе источников и сроков финансирования.
      В случае, если проект программы требует финансирования из республиканского и местных бюджетов, он вносится в соответствующие бюджетные комиссии в период рассмотрения бюджетных заявок администраторов бюджетных программ с представлением информации по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
      Предусмотренные в проекте программы мероприятия, по которым предполагается финансирование из республиканского и местных бюджетов, должны быть увязаны с бюджетными программами, предлагаемыми в бюджетной заявке соответствующих администраторов программ.
      30. Этап утверждения программы включает в себя:
      1) представление в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан или местный представительный орган согласованного проекта решения об утверждении программы;
      2) утверждение программы Правительством Республики Казахстан или местным представительным органом.
      31. В целях гармонизации процесса разработки программ с бюджетным процессом устанавливаются следующие сроки разработки, согласования и утверждения проектов программ:
      в I квартале - разработка;
      во II-III кварталах - согласование и внесение на рассмотрение соответствующим бюджетным комиссиям в составе бюджетных заявок администраторов бюджетных программ с представлением обоснованных финансовых расчетов при формировании соответствующих бюджетов на предстоящий финансовый год;
      в IV квартале - внесение на утверждение.

7. Порядок реализации, осуществления мониторинга и
оценки эффективности реализации программы

      32. Выделяются следующие этапы реализации программы:
      1) реализация программы;
      2) проведение постоянного мониторинга;
      3) осуществление оценки эффективности реализации программы;
      4) принятие решения о завершении (продолжении) программы.
      33. Процесс реализации программы состоит из:
      1) доведения до соответствующих центральных и местных исполнительных органов решений Правительства Республики Казахстан или местного представительного органа об утверждении программ;
      2) реализации программы государственным органом, ответственным за ее реализацию, совместно с организациями-соисполнителями программы;
      3) внесения, при необходимости, по предложениям центральных и местных исполнительных органов, участвующих в реализации программы по согласованию с соответствующими бюджетными комиссиями, корректировок в программу, не чаще, чем два раза в год.
      34. Процесс осуществления мониторинга за реализацией программы состоит из:
      1) проведения государственным органом, ответственным за реализацию программы, постоянного мониторинга за ходом реализации программы;
      2) представления организациями-соисполнителями отчетов по исполнению закрепленных за ними разделов программы и пунктов плана мероприятий государственному органу, ответственному за реализацию программы, в установленные сроки;
      3) периодического представления государственным органом, ответственным за реализацию программы, отчетов по реализации программы в Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган или местный представительный орган, и при необходимости - подготовки предложений по внесению изменений в нее.
      35. Оценка эффективности реализации программы проводится государственным органом, ответственным за реализацию программы, (внутренняя оценка) и уполномоченным органом (внешняя оценка).
      Процесс проведения оценки состоит из анализа:
      1) хода реализации программы и плана мероприятий;
      2) эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
      3) степени достижения запланированных задач и индикаторов;
      4) влияния реализации программы на социально-экономическое развитие страны.
      Уполномоченный орган анализирует отчеты о ходе реализации программы, представляемые государственным органом, ответственным за реализацию программы, и дает при необходимости заключение в Правительство Республики Казахстан о целесообразности дальнейшей реализации программы.
      Уполномоченный орган имеет право привлекать на договорной основе научно-исследовательские и другие организации для осуществления внешней оценки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      36. Этап принятия решения о завершении (продолжении) программы включает в себя:
      1) подготовку государственным органом, ответственным за реализацию программы, совместно с соисполнителями окончательного отчета о реализации программы, в котором должны отражаться:
      результаты, достигнутые в ходе реализации программы;
      степень достижения запланированных задач и индикаторов программы;
      мультипликативный эффект от реализации программы на социально-экономическую ситуацию в стране;
      2) представление государственным органом, ответственным за реализацию программы, в Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган или местный представительный орган окончательного отчета о результатах реализации программы с предложением о ее завершении или необходимости продолжения ее реализации, или разработки новой программы;
      3) рассмотрение Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом или местным представительным органом окончательного отчета о реализации программы;
      4) принятие решения о завершении программы и снятии ее с контроля или о продолжении ее реализации либо разработке новой программы.

Приложение 1        
к Правилам разработки и   
реализации отраслевых    
(секторальных) и региональных
программ в Республике Казахстан

         Форма Плана мероприятий по реализации Программы

-------------------------------------------------------------------
N  !    Мероприятие   !  Форма   !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п!                  !завершения!венные  !полнения!лагае- !ники
   !                  !          !за ис-  !        !мые    !финан-
   !                  !          !полнение!        !расходы!сирова-
   !                  !          !        !        !(млн.  !ния
   !                  !          !        !        !тенге) !
-------------------------------------------------------------------
1 !         2        !     3    !    4   !    5   !   6   !   7
-------------------------------------------------------------------

Приложение 2        
к Правилам разработки и   
реализации отраслевых    
(секторальных) и региональных
программ в Республике Казахстан

             Форма представления в бюджетную комиссию
                  информации о проекте программы

Наименование отраслевой (секторальной)
и региональной программы_________________________________________

Разработчик (ответственный исполнитель)__________________________

-------------------------------------------------------------------
N  !Меро-  !Ответствен-!   Предполагаемые программой расходы
п/п!приятие!ный за ис- !-------------------------------------------
   !       !полнение   ! всего !       в том числе по годам
   !       !(реализа-  !       !-----------------------------------
   !       !цию)       !       !   год*  !  год  !  год  !  год
-------------------------------------------------------------------
1 !   2   !     3     !   4   !    5    !   6   !   7   !    8
-------------------------------------------------------------------
Республиканский бюджет

Местный бюджет
-------------------------------------------------------------------

      (Продолжение таблицы)

---------------------------------------------------
Действующие бюджетные ! Предполагаемые расходы   !
       программы       !   по бюджетной заявке    !
--------------------------------------------------!
Код, наименование!год* !всего!в том числе по годам!
бюджетной прог-  !     !     !--------------------!
раммы            !     !     ! год  ! год  ! год  !
--------------------------------------------------!
         9       ! 10  !  11 !  12  !  13  !  14  !
--------------------------------------------------

      Примечание: * - в данных графах указывается информация за предыдущий год реализации программы.