Об утверждении Правил поставки, транспортировки и реализации природного газа, Правил поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года N 568

Обновленный

     Правительство Республики Казахстан постановляет:

     1. Утвердить прилагаемые Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа, Правила поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами.

     2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года N 1822 "Об утверждении нормативных правовых актов в области электроэнергетики" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 54, ст. 598) следующие изменения:
     в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных указанным постановлением:
     1) слова "газоснабжение", "газоснабжением", "газоснабжению", "газа", "газ", "газо-" исключить;
     2) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
     "3-1. Вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг по газоснабжению, регулируются отдельными нормативными правовыми актами";
     3) в пункте 5 подпункт 5) исключить.

     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
     Республики Казахстан

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 11 июня 2003 года N 568

Правила
поставки, транспортировки и реализации природного газа

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Сфера действия настоящих Правил

     1. Настоящие Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа (далее - Правила) устанавливают порядок поставки, транспортировки и реализации природного газа, предназначенного для промышленных, коммунально-бытовых и других целей, а также регламентируют взаимоотношения между поставщиками, транспортировщиками и потребителями природного газа в Республике Казахстан.

     2. Вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг по газоснабжению, регулируются настоящими Правилами.

     3. Установленный Правилами порядок поставки, транспортировки и реализации природного газа является обязательным для исполнения всеми участниками отношений вне зависимости от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Глава 2. Термины и определения

     4. В Правилах применяются следующие термины и определения:
      абонент - физическое или юридическое лицо, покупающее газ для собственного бытового потребления;
      броня газопотребления - минимальный объем потребления газа, необходимый для бесперебойной и безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива, работы технологического оборудования потребителей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан не могут быть прекращены или уменьшены ниже этого предела;
      природный газ или газ - природный, нефтяной (попутный) и сухой газы, добываемые и приобретаемые на территории Республики Казахстан, а также приобретаемые вне территории Республики Казахстан;
      газопроводы-отводы - газопровод, обеспечивающий транспортировку газа от магистрального газопровода до газораспределительной станции;
      газораспределительная станция - сооружение, монтируемое на газопроводе-отводе магистрального газопровода, обеспечивающее понижение давления;
      газораспределительная организация - организация, занятая развитием и эксплуатацией газораспределительных сетей, сооружений на них, имеющихся в собственности или на иных законных основаниях, оказывающая услуги по транспортировке газа по этим сетям на основании имеющейся лицензии на данный вид деятельности;
      газораспределительные сети - городские, межпоселковые, поселковые, сельские, уличные, дворовые газопроводы, обеспечивающие подачу газа от пункта приема (передачи) газа до потребителя;
      газотранспортная организация - организация, имеющая в собственности или на иных законных основаниях магистральные газопроводы и газопроводы-отводы, сооружения на них, оказывающая услуги по транспортировке газа по этим газопроводам на основании имеющейся лицензии на данный вид деятельности;
      газотранспортная система - система газопроводов, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, сооружения на них, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях;
      газохранилище - подземные сооружения в комплексе с наземным оборудованием, являющиеся частью магистрального газопровода, в которых поддерживается технологический запас газа для обеспечения поставок в период сезонного неравномерного потребления газа;
      единая газовая сеть - газопроводы, соединяющие поставщиков и потребителей газа, включающие магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети и газопроводы от кранов на вводе у потребителя до оборудования, использующего природный газ;
      диспетчерский график - почасовой график поставки газа в соответствии с поданной заявкой поставщика транспортировщику;
      магистральный газопровод - трубопровод, обеспечивающий транспортировку газа от газового месторождения, газохранилища, газонефтеперерабатывающей организации до пункта приема (передачи) газа;
      перерасход газа - отбор потребителем газа в объеме, превышающем суточную норму поставки (потребления) газа;
      поставщик - юридическое или физическое лицо, обладающее ресурсами газа и обеспечивающее поставку газа потребителям;
      потребитель - юридическое или физическое лицо, заключившее договор на приобретение газа для собственного потребления;
      приборы учета газа - средства измерений, имеющие нормированные технические характеристики и предназначенные для измерения количества газа в единицах объема и/или энергосодержания;
      пункт приема (передачи) газа - пункт поставки газа, как правило, оснащенный прибором учета газа, определяемый в договорах между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и потребителем;
      расчетный период - период, за который определяется объем поставленного газа, производятся взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и потребителем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре;
      среднесуточная норма поставки (потребления) газа - объем газа, определяемый путем деления месячного объема газа на количество календарных дней соответствующего месяца, установленного договором;
      суточная норма поставки (потребления) газа - суточный объем газа, установленный диспетчерским графиком по соглашению сторон;
      транспортировщик - организация, обеспечивающая эксплуатацию магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, газохранилищ, газораспределительных сетей и сооружений на них, осуществляющая транспортировку газа (газотранспортные и газораспределительные организации), имеющая соответствующую лицензию;
      транспортировка газа - прием, перемещение и передача газа по газотранспортной системе;
      технологический запас газа в газопроводе - необходимый минимальный объем газа в магистральном газопроводе, в газопроводе-отводе, в газораспределительных сетях для обеспечения рабочего режима транспортировки газа;
      технологический запас газа в газохранилище - минимальный запас газа в газохранилище, необходимый для поставок в период пикового потребления газа во время отопительного периода, а также на случай возникновения аварийных ситуаций на газопроводах;
      уполномоченный орган - государственный орган, в компетенцию которого входит реализация государственной политики в сфере энергетики, включая нефтегазовую промышленность;                   
    антимонопольный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий. <*>
     Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 августа 2005 года N 870 .

Раздел 2. Порядок поставки и транспортировки газа

Глава 3. Порядок поставки газа

     5. Поставка газа осуществляется на основании договора на поставку газа, заключенного между поставщиком и потребителем в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Предложение о заключении договора на поставку газа направляется, как правило, поставщиком потребителю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.
     6. Абоненты имеют право делегировать в установленном законодательством порядке свои полномочия по заключению договора кооперативу собственников квартир или иному физическому или юридическому лицу, осуществляющему управление объектом кондоминиума. При этом делегирование полномочий по заключению договора, как правило, оформляется заявкой абонента (абонентов), направляемой в адрес поставщика, либо протоколом общего собрания участников кондоминиума.

     7. Возможность газификации потребителей определяется газораспределительной организацией с учетом пропускной способности магистрального газопровода и газораспределительных сетей населенных пунктов.

     8. Условиями заключения договора на поставку газа являются наличие правовых, технических (технологических) и организационных условий для надлежащих поставок газа, в том числе:
     со стороны потребителя - наличие разрешительных документов по эксплуатации газового оборудования, документов, подтверждающих исправность газопотребляющих установок, оборудования;
     со стороны поставщика - наличие подтверждающего документа о соответствующем объеме газа (ресурсная справка, нотариально заверенная копия договора закупки газа).

     9. При отсутствии условий, установленных в пункте 7 Правил, стороны вправе не заключать договор либо приостановить его действие до возникновения таких условий.

     10. В договорах с потребителями, для которых в качестве резервных установлены другие виды топлива, в обязательном порядке предусматриваются обязательства потребителя по сокращению расхода газа в осенне-зимний период до уровня брони газопотребления.

     11. Обеспечение потребителей газом производится при надлежащем техническом состоянии газораспределительных сетей, соблюдении потребителями мер безопасности при эксплуатации объектов единой газовой сети, приборов и оборудования.
     При нарушении потребителями условий безопасной эксплуатации поставщик, транспортировщик вправе в одностороннем порядке приостанавливать подачу газа потребителям до устранения нарушений.

     12. Поставщик обязан поставлять, а потребитель (за исключением абонентов) обязан получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости, по согласованию сторон и транспортировщика - по диспетчерскому графику.

     13. Превышение среднесуточной нормы поставки (потребления) газа, вызванное температурными колебаниями в осенне-зимний период, может быть покрыто за счет технологического запаса газа из газохранилищ, а также из других источников поставщика по согласованию с владельцем газа (если поставщик не является владельцем) и транспортировщиком. В этом случае сверхнормативный отбор газа не может превышать 5% среднесуточной нормы поставки (потребления) газа.

     14. При превышении среднесуточной нормы поставки (потребления) газа более, чем на 5%, транспортировщику по согласованию с поставщиком предоставляется право проводить принудительное ограничение поставки газа до среднесуточной нормы поставки (потребления) газа по истечении трех часов с момента предупреждения об этом потребителя.

     15. Неравномерность поставки (потребления) газа по месяцам допускается только при его поставках на коммунально-бытовые нужды для населения.
     Неравномерность поставки газа для котельных и тепловых электростанций, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций, допускается в пределах норм, обусловленных требованиями настоящих Правил и договора, заключенного между поставщиком и потребителем.

     16. При перерасходе газа без согласования с поставщиком потребитель дополнительно оплачивает стоимость объема газа, полученного (отобранного) им сверх установленного договором объема, и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:
     с 15 апреля по 15 октября - 1,2;
     с 15 октября по 15 апреля - 1,5.
     Данное правило не распространяется на объемы газа, израсходованные абонентами.

     17. Предусмотренное договорами поставки и транспортировки давление газа поддерживается при условии отбора его потребителем в пределах суточной нормы поставки газа.

     18. В случае ограничений поставок газа, вызванных аварийными ситуациями и другими обстоятельствами непреодолимой силы, местные исполнительные органы, по представлению поставщика и по согласованию с государственным органом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждают графики ограничений поставок газа потребителям, вплоть до установления очередности отключения потребителей от газораспределительных сетей. Утвержденные графики доводятся газораспределительными организациями до потребителей через диспетчерские службы.

     19. При недоотборе газа потребитель вправе требовать впоследствии увеличения поставок газа в пределах суточной нормы.

     20. В случае импорта газа в Казахстан поставщик после заключения договора на транспортировку производит своевременное и надлежащее таможенное оформление импортируемого газа.

Глава 4. Порядок транспортировки газа

     21. Транспортировка газа производится на основании договора на транспортировку. Предложение о заключении договора на транспортировку газа направляется, как правило, транспортировщиком поставщику, предварительно подавшему заявку на транспортировку газа.

     22. Условия договора на транспортировку газа должны соответствовать типовому договору, утвержденному Правительством Республики Казахстан.
     Условия типового договора могут быть дополнены по соглашению сторон.

     23. Основанием к заключению договора на транспортировку газа является документальное подтверждение поставщиком наличия соответствующего объема газа (ресурсная справка, нотариально заверенная копия договора закупки газа и другие необходимые документы), договора на поставку газа.

     24. Условия транспортировки газа регулируются Правилами, иными нормативными правовыми актами, а также условиями договоров на транспортировку газа.

Глава 5. Порядок транзита газа через территорию
Республики Казахстан

     25. Использование газотранспортной системы, в том числе газохранилищ, поставщиками, осуществляющими экспорт газа в третьи страны, и поставщиками (потребителями), осуществляющими транзит газа через территорию Республики Казахстан, а также рассмотрение заявки на транзит газа осуществляются в соответствии с Правилами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, а также договорами на транзит газа между газотранспортной организацией и поставщиками (потребителями).

     26. Для рассмотрения заявки на транзит газа в третьи страны поставщик дополнительно к документам, указанным в пункте 19 Правил, представляет письменное согласие на транспортировку заявляемого объема газа владельцев газопроводов в странах, по территории которых осуществляется транспортировка газа.

Глава 6. Условия и порядок доступа
к газотранспортной системе

     27. Транспортировщик обязан обеспечить свободный доступ поставщика к газотранспортной системе в любое время и подписать договор на транспортировку газа при условии:
     1) наличия свободных мощностей на транспортировку заявляемого объема газа в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа в течение всего периода его поставки;
     2) соответствия качества поставляемого газа стандартам и нормативам, принятым в Республике Казахстан, если иное не установлено международными соглашениями Республики Казахстан.

     28. Для получения доступа к газотранспортной системе поставщик предоставляет заявку, которая должна содержать следующие основные сведения: реквизиты поставщика, источник, объемы и сроки поставок газа, а также документы, указанные в пункте 7 Правил.

     29. При ограниченных объемах транспортировки газа решение по заявкам на транспортировку газа принимается транспортировщиком в зависимости от приоритетности потребителей и условий оплаты.

     30. При несогласии поставщика с принятым решением транспортировщика о частичном удовлетворении заявки или с отказом от заключения договора поставщик вправе обратиться в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в десятидневный срок, при необходимости с привлечением независимых экспертных организаций и транспортировщика, рассматривает представленные материалы и принимает решение, обязательное для исполнения транспортировщиком и поставщиком. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке.

     31. Транспортировщик обязан:
     1) представлять по запросу уполномоченного органа информацию о наличии свободных мощностей в газотранспортной системе и программу использования мощностей газотранспортной системы в определенные периоды на определенных участках;
     2) информировать потребителей о планируемых ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств транспортировщика.

     32. Все расходы, связанные с подключением вновь сооруженных газопроводов к газотранспортной системе, производятся за счет инициатора подобного подключения, если иное не определено соглашением с транспортировщиком.

Глава 7. Порядок учета газа

     33. Поставка, транспортировка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

     34. В соответствии с действующим стандартом за единицу измерения объема газа принимается один кубический метр газа при температуре 20 градусов по Цельсию и давлении 760 мм ртутного столба.

     35. Учет объема транспортируемого газа по магистральным газопроводам производится, как правило, на газораспределительной станции по приборам учета газа газотранспортной организации, а при их отсутствии или неисправности - по приборам учета газа газораспределительной организации, установленным, как правило, на пунктах приема (передачи) газа или расчетным путем.
     Учет объема транспортируемого газа по распределительным газопроводам газораспределительной организацией производится по приборам учета, установленным, как правило, на пунктах приема (передачи) газа или расчетным путем.
     Учет объема транспортируемого газа оформляется актом, подписанным представителями сторон. Форма акта и периодичность его составления оговариваются в договоре на транспортировку газа.

     36. Учет объема газа, используемого абонентами, производится:
     по индивидуальным приборам учета;
     по коллективным приборам учета:
     в многоквартирных домах, установленных в подъездах либо общедомовых;
     для индивидуальных домов, установленных на шкафах регуляторных или газорегуляторных пунктах;
     по нормам потребления, утвержденным соответствующим государственным органом, - при отсутствии индивидуальных или коллективных приборов учета.

     37. Учет объема газа, используемого потребителями на производственно-хозяйственные нужды, производится:
     по приборам учета, установленным на пунктах приема (передачи) газа;
     по мощности газопотребляющего оборудования - при отсутствии приборов учета.

     38. Транспортировщик ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт на объем переданного (принятого) газа, в котором отражаются ежесуточные объемы протранспортированного газа, и направляет его другой стороне договора на транспортировку газа. Другая сторона в течение трех дней подписывает акт либо, в случае несогласия с определением объема переданного газа, направляет свой протокол разногласий транспортировщику, который рассматривается в течение пяти календарных дней с момента получения.

     39. При наличии разногласий в части объема переданного (принятого) газа они подлежат разрешению в соответствии с условиями договора либо в суде.

     40. До принятия решения судом объем переданного (принятого) газа устанавливается в соответствии с показаниями приборов учета газа газотранспортной организации.

     41. Учет объема переданного (принятого) газа ведется в соответствии с инструкциями по эксплуатации приборов учета газа.

     42. Применение и поверка приборов учета газа производятся в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

     43. Установка приборов учета газа производится специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

     44. Финансирование приобретения и установки приборов учета газа производится за счет собственных или заемных средств транспортировщика. Потребитель возмещает транспортировщику расходы за приобретенный и установленный прибор учета через тариф на транспортировку газа.

     45. Потребитель вправе самостоятельно приобретать прибор учета, при этом возмещение расходов по его установке производится по договору между потребителем и организацией, установившей прибор учета, либо через тариф на транспортировку газа.

     46. Ответственность за техническое состояние и поверку приборов учета газа на газопроводах несут владельцы (арендаторы) газопроводов, а в иных случаях - потребители, у которых установлены приборы учета газа.
     Каждая из сторон договора обязана обеспечить уполномоченному представителю другой стороны возможность проверки приборов учета газа, наличия действующих свидетельств об их государственной поверке.

     47. Приборы учета газа у абонента могут устанавливаться в подъездах, на лестничных клетках, в коридорах, отдельных квартирах, индивидуальных домах.
     Абонент обязан обеспечить свободный доступ к приборам учета газа.

     48. Абонент несет ответственность за сохранность и целостность прибора учета, установленного в его квартире или индивидуальном доме.
     При установке приборов учета газа в подъездах, на лестничных клетках и в коридорах многоквартирных домов ответственность за их сохранность и целостность несут владельцы (арендаторы) жилых квартир и домов или кооперативы собственников квартир.

     49. В случае хищения или поломки неустановленными лицами приборов учета газа абонентов (собственников или владельцев квартир), смонтированных в подъездах, на лестничных клетках и в коридорах, собственники (владельцы) квартир обязаны в месячный срок их восстановить, если иное не предусмотрено соглашением сторон. До момента восстановления прибора учета абонент вправе потребовать подключения его к газовой сети.

     50. Вопросы, связанные с организацией учета газа и не урегулированные Правилами, регулируются в порядке, определяемом уполномоченным органом, согласованным с антимонопольным органом.

Глава 8. Расчеты за поставку газа и его транспортировку

     51. Поставка, отбор и транспортировка газа осуществляются на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.

     52. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     53. Порядок расчетов и сроки платежей за поставляемый газ определяются соответствующими договорами.

     54. Формирование тарифов на транспортировку газа по газопроводам и хранение газа в газохранилище, предназначенного для потребления на территории Республики Казахстан, а также порядок их применения осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

     55. Тарифы на услуги по транзиту газа через территорию Республики Казахстан, экспорту казахстанского газа и хранению газа, предназначенного для потребления вне территории Республики Казахстан, устанавливаются на договорной основе сторонами договоров на транзит, экспорт или хранение газа.

Раздел 3. Порядок реализации газа

Глава 9. Классификация потребителей газа

     56. Потребители по приоритетности обеспечения газом делятся на следующие категории:
     1) население, пользующееся газом в бытовых целях;
     2) объекты коммунально-бытового назначения;
     3) потребители, использующие газ в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса;
     4) электростанции и промышленные предприятия, газоснабжение которых в весенне-зимний период должно регулироваться путем частичного или полного перевода их на резервные виды топлива в установленном законодательством порядке;
     5) остальные потребители.

Раздел 4. Права и обязанности сторон по поставке,
транспортировке и реализации газа

Глава 10. Права и обязанности сторон по договору

     57. Стороны несут ответственность за выполнение договорных обязательств в соответствии с Правилами и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

     58. Транспортировщик имеет право приостановить, ограничить или прекратить транспортировку газа в случае:
     1) нарушения поставщиком требований по качеству газа;
     2) непоставки газа до пункта приема (передачи) газа;
     3) снижения поставщиком объемов поставляемого газа до пункта приема (передачи) газа;
     4) снижения давления газа на пункте приема (передачи) газа;
     5) превышения среднесуточной нормы потребления газа потребителем более, чем на 5% в соответствии с главой 3 Правил;
     6) невыполнения поставщиком и/или потребителем условия договора об оплате услуг транспортировщика и/или штрафных санкций, предусмотренных договором на транспортировку;
     7) наличия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе возникновения таких обстоятельств, как механические повреждения газотранспортной системы или оборудования, аварий и аварийных ситуаций на газотранспортной системе.

     59. Транспортировщик обязан:
     1) обеспечить равномерную и бесперебойную транспортировку газа согласно условиям договора на транспортировку;
     2) в целях проверки правильности учета газа обеспечить доступ к приборам учета газа в строгом соответствии с требованиями норм технической безопасности;
     3) в соответствии с условиями договора на транспортировку газа информировать поставщика, потребителя о возможных изменениях режима газоснабжения.

     60. Поставщик имеет право:
     1) своевременно и в полном объеме получать оплату за газ;
     2) осуществлять контроль потребления и своевременность оплаты за газ;
     3) в одностороннем порядке приостановить поставку газа при нарушении потребителями:
     порядка оплаты за газ;
     требований по безопасной эксплуатации газового оборудования и эксплуатации приборов учета;
     режима газопотребления.

     61. Поставщик обязан:
     1) обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями; при наличии разногласий по качеству поставляемого газа поставщик, транспортировщик и потребитель решают подобные разногласия в соответствии с договорными условиями.
     В случае невозможности урегулирования споров и разногласий по качеству газа они рассматриваются в суде в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
     2) информировать потребителя о тарифах на газ, условиях оплаты, режиме газоснабжения;
     3) вести учет и контроль качества и количества поставляемого газа в установленные договором сроки, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества поставляемого газа потребителю;
     4) не позднее, чем за 10 дней информировать потребителей об изменении качества газа и размера платы за него;
     5) своевременно оплачивать услуги по транспортировке газа;
     6) представлять транспортировщику по его требованию следующую информацию: количество потребителей, объем потребления, виды приборов учета газа и показания приборов учета газа, установленных у потребителей, перечень и виды газопотребляющего оборудования, установленного у потребителей;
     7) контролировать объем потребляемого газа;
     8) проводить учет потерь газа, возникающих от границы эксплуатационной ответственности газораспределительной организации до каждого абонента, в том числе отслеживание и предотвращение несанкционированного отбора газа;
     9) заключить с потребителем договор на поставку газа;
     10) предъявлять ежемесячно потребителю счет на оплату поставляемого газа в соответствии с главой 8 Правил.

     62. Потребитель имеет право:
     1) на получение и использование газа установленного качества и в количестве, оговоренном в договорах поставки газа и его транспортировки;
     2) в установленном законодательством порядке и в соответствии с условиями договоров получать информацию о тарифах на газ и услуги по его транспортировке;
     3) не производить оплату за газ и услуги по его транспортировке за время перерывов, не установленных договорами на поставку газа и его транспортировку;
     4) расторгнуть договоры с поставщиком, транспортировщиком газа в одностороннем порядке, при условии уведомления об этом транспортировщика, поставщика и полной оплаты за газ и услуги по его транспортировке.

     63. Потребитель обязан:
     1) соблюдать требования техники безопасности при пользовании газом;
     2) обеспечить доступ представителей транспортировщика, поставщика или специализированных организаций к газовым установкам, оборудованию, приборам учета для устранения аварий, проведения ремонтных работ, осмотра приборов учета и контроля;
     3) использовать газ в соответствии с условиями договора;
     4) заключить с поставщиком договор газоснабжения.

     64. Потребителю запрещается:
     1) переоборудовать внутридомовые, внутриквартирные газопроводы, газовое оборудование без согласования с транспортировщиком, поставщиком;
     2) вносить изменения в существующие схемы (системы) учета газа.

     65. Транспортировщик и потребитель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах газоснабжения, ведущих к нарушению режима поставки либо приема газа.

     66. Транспортировщик представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления потребителями.

     67. Поставщику запрещается:
     1) отказывать или ограничивать потребителя в получении газа по причинам невыполнения требований другими потребителями, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства;
     2) требовать от потребителя ежемесячной оплаты за поставляемый газ без представления счета.

Глава 11. Ответственность за нарушение Правил

     68. Поставщик, транспортировщик и потребитель несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с законодательством Республики Казахстан и договорами.

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 11 июня 2003 года N 568

Правила
поставки, перевозки и пользования сжиженными
углеводородными газами

1. Общие положения

     1. Настоящие Правила поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами (далее - Правила) определяют деятельность организаций различных форм собственности с целью проведения единой технической политики в области использования сжиженных углеводородных газов (далее - СУВГ) в Республике Казахстан.

     2. Правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, производящих, транспортирующих, распределяющих и потребляющих СУВГ, а также занятых проектными, строительно-монтажными, эксплуатационными и пуско-наладочными работами систем снабжения СУВГ.

     3. Вопросы, связанные с газоснабжением жилых помещений, регулируются настоящими Правилами.

     4. Вновь строящиеся, проектируемые и реконструируемые установки, газонаполнительные станции, газонаполнительные пункты должны быть выполнены в соответствии с требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденными Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору Республики Казахстан 15 апреля 1993 года (далее - Правила безопасности в газовом хозяйстве), настоящих Правил и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

     5. Инженерно-технические работники и обслуживающий персонал, занимающийся проектированием, строительством, эксплуатацией, пуском и наладкой систем газоснабжения и газоиспользующих установок, работники и персонал газотранспортных организаций, а также преподаватели курсов и учебных комбинатов по подготовке кадров для газовых хозяйств подлежат аттестации на знание Правил, Правил безопасности в газовом хозяйстве и других нормативных правовых и нормативно-технических документов по безопасной эксплуатации оборудования, объектов и перед допуском к работе должны сдать экзамен комиссии на предприятии в соответствии с требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве.

     6. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц, занятых проектированием, строительством, эксплуатацией объектов газового хозяйства, а также транспортировкой СУВГ по газопроводам, в железнодорожных цистернах и автогазовозах, газоснабжением потребителей, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О лицензировании" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности.

2. Термины и определения

     7. В Правилах применяются следующие термины и определения:
      абонент - физическое лицо, покупающее газ для собственных нужд без права перепродажи;
      газобаллонная установка - сооружение, состоящее из бытового газового баллона, системы газопроводов, индивидуального регулятора давления, обеспечивающее газом одну или группу квартир, а также использующееся в промышленных целях;
      газоиспользующие установки - котлы, производственные печи и другие устройства, использующие газ в качестве топлива;
      газонаполнительная станция - предприятие газового хозяйства, осуществляющее прием, хранение, налив газа в бытовые баллоны, автогазовозы, отпуск газа потребителям, все виды ремонтов газовых баллонов и предохранительно-запорной арматуры, внутренний осмотр и гидравлическое испытание сосудов, работающих под давлением, уничтожение и утилизацию баллонов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации;
      газонаполнительный пункт - объект газового хозяйства, осуществляющий прием, хранение, налив газа в бытовые баллоны, автогазовозы; отпуск газа потребителям;
      газосетевая организация - предприятие газового хозяйства, являющееся специализированной организацией, имеющее лицензию на эксплуатацию и техническое обслуживание объектов газоснабжения, промышленную базу, включающую в себя газонаполнительную станцию или газонаполнительный пункт, аварийно-диспетчерскую службу, центральную диспетчерскую службу, бригаду внутридомового газового обслуживания, лабораторию, производственно-технический отдел, формирование гражданской обороны, отдел техники безопасности и охраны труда;
      групповая резервуарная установка - сооружение, являющееся объектом газового хозяйства, состоящее из группы емкостей, предназначенных для обеспечения хранения СУВГ, имеющее предохранительно-запорную и регулирующую арматуру, обеспечивающую подачу газа в жилой массив в заданном режиме, систему газопроводов, обеспечивающих транспортировку СУВГ от емкостей до внутридомового газопровода;
      перевозчик - юридические или физические лица, имеющие в собственности, аренде или ином законном праве газопроводы, и/или специализированный железнодорожный, водный (речной или морской) и/или автомобильный парк, получившие соответствующие разрешительные документы для осуществления перевозок СУВГ;
      поставщик - газонефтеперерабатывающие заводы или иные организации, осуществляющие производство и/или оптовую поставку СУВГ;
      потребитель - юридические и физические лица, заключившие договор на приобретение СУВГ для собственного потребления или в целях последующей реализации, имеющие разрешение на право использования сжиженного газа в соответствии с требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве;
      сжиженные углеводородные газы или СУВГ - смесь углеводородов, вырабатываемая на газонефтеперерабатывающих заводах, соответствующая государственным стандартам, в нормальных условиях находящаяся в газообразном, а при небольших избыточных давлениях - в жидком состоянии;
      система газоснабжения - газопроводы от групповой резервуарной установки до крана на вводе потребителей, сооружения на газопроводах и средства защиты от электрохимической коррозии, газорегуляторные пункты, газовое оборудование зданий промышленных и сельскохозяйственных предприятий, котельных, предприятий бытового обслуживания, общественных зданий и жилых домов;
      уполномоченный орган - государственный орган, в компетенцию которого входит реализация государственной политики в сфере энергетики, включая нефтегазовую промышленность. <*>
     Сноска. В пункт 7 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 августа 2005 года N 870 .

3. Перевозка СУВГ

     8. Перевозчик осуществляет перевозку СУВГ от поставщиков до газосетевых организаций на основании договоров, заключенных с заказчиком перевозок, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     9. При перевозке СУВГ из-за пределов Республики Казахстан перевозчик должен предъявить органам таможенного контроля лицензию на право занятия деятельностью, связанной с СУВГ, и другие документы в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

     10. Поставщик (потребитель) вправе подать заявку и заключить договор на перевозку СУВГ до газонаполнительной станции или газонаполнительного пункта. Для этого заявителю необходимо представить ресурсную справку на право владения СУВГ и договор с газонаполнительной станцией или газонаполнительным пунктом на ответственное хранение заявленного объема газа (последний не представляется в случае, если потребителем является газосетевая организация).

     11. Перевозчик не позднее десяти календарных дней после поступления заявки на транспортировку СУВГ направляет проект договора для подписания заявителю или дает мотивированный отказ.

4. Порядок заключения договоров
с потребителями на подачу СУВГ

     12. Договоры на подачу СУВГ между газосетевой организацией и потребителями СУВГ заключаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     13. Потребители СУВГ (кроме абонентов) до заключения договора с газосетевой организацией обязаны получить разрешение территориальных органов по чрезвычайным ситуациям на право использования СУВГ.

     14. Газоснабжение потребителей (абонентов) - собственников (арендаторов) квартир (помещений) в жилых многоэтажных домах осуществляется через групповые резервуарные установки на основании условий договора на поставку газа между собственником (арендатором) квартиры и газосетевой организацией или на основании условий договора, заключенного между органом управления объектом кондоминиума и газосетевой организацией.

     15. Газоснабжение владельцев индивидуального жилья, имеющих групповую резервуарную установку и использующих СУВГ для отопления жилых помещений, приготовления горячей воды, осуществляется на основании условий договора между владельцем, имеющим групповую резервуарную установку, и газосетевой организацией.

     16. Продажа газа в баллонах гражданам осуществляется без заключения договора, по заявке.
     Газосетевая организация обязана выдавать гарантийный талон качества на каждый продаваемый баллон абоненту.

     17. Газосетевая организация и/или потребитель обязаны поставить на учет абонентов, покупающих газ в баллонах, присвоить абонентский номер, обеспечить аварийное и плановое обслуживание газобаллонных установок.

     18. Потребитель должен приобретать баллон с СУВГ у газосетевой организации, которая несет ответственность за техническое состояние баллона. Потребитель несет ответственность за соблюдение Правил техники безопасности в газовом хозяйстве при эксплуатации собственной газобаллонной установки.
     В том случае, когда абонент приобрел газ у сомнительного источника, без гарантийного талона, самостоятельно подключил баллон к регулятору давления, ответственность за безопасную эксплуатацию баллона и его техническое состояние на весь период использования несет абонент.

5. Порядок учета расхода СУВГ

     19. Отпуск СУВГ с газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов осуществляется весовым методом.

     20. Количество СУВГ, заливаемого в баллоны, должно соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору Республики Казахстан 21 апреля 1994 года (далее - Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением).

     21. При отпуске СУВГ с газонаполнительных станций и газонаполнительных пунктов в автоцистернах количество налитого СУВГ определяется на автомобильных весах.
     Взвешивание автогазовозов производится до их наполнения и после; разница определяет количество налитого газа в килограммах.

     22. По требованию потребителя поставщик обязан провести контрольное взвешивание автогазовоза; по результатам контрольного взвешивания составляется соответствующий акт.
     В случае соответствия веса, указанного поставщиком, результатам контрольного взвешивания, затраты на его проведение оплачиваются потребителем; при выявлении факта недостачи СУВГ по результатам проведенного контрольного взвешивания, все затраты оплачивает поставщик. При этом поставщик обязан возместить потребителю недостающий объем газа или компенсировать стоимость недостающего объема в денежном выражении.

     23. При газоснабжении жилых многоэтажных домов от групповой резервуарной установки учет количества газа, использованного каждой отдельной квартирой, определяется с помощью прибора учета газа, при его отсутствии - по норме потребления, утвержденной соответствующим государственным органом.

6. Требования к оформлению документов,
необходимых для проектирования систем газоснабжения

     24. Основанием для проектирования вновь строящихся и реконструируемых объектов газоснабжения является задание на проектирование и технические условия, представляемые физическим или юридическим лицом (заказчиком).

     25. Газосетевая организация, выдавая технические условия на развитие объектов систем газоснабжения, указывает:
     техническое обоснование увеличения количества емкостей групповой резервуарной установки;
     технические требования к групповой резервуарной установке, газопроводам и сооружениям на них;
     необходимые меры по защите подземных сооружений от коррозии;
     дополнительные требования в соответствии с законодательством.

     26. Выполнение технических условий является обязательным для проектной организации; отступление от них допускается только с разрешения организации, выдавшей эти технические условия.

     27. При проектировании газонаполнительного пункта необходимо предусмотреть заключение заказчиком договора на выполнение аварийных заявок и на ремонт бытовых газовых баллонов.

     28. Проект на строительство объекта газоснабжения подлежит обязательной регистрации, государственной экологической экспертизе и согласованию с территориальными органами государственной санитарно-эпидемической службы и по чрезвычайным ситуациям.

7. Строительство и пуск в эксплуатацию
систем газоснабжения

     29. Объекты систем газоснабжения подлежат обязательной регистрации в территориальных органах по чрезвычайным ситуациям.

     30. Строительно-монтажная организация должна уведомить территориальный орган по чрезвычайным ситуациям о начале строительства не менее, чем за пять дней до начала работ.

     31. По окончании строительства для определения технической готовности к эксплуатации объекта газоснабжения создается рабочая комиссия в соответствии с требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве.
     Рабочей комиссии выдается разрешение на проведение пусконаладочных работ. Рабочая комиссия проводит контрольное испытание технологического оборудования и инженерных систем, по результатам которого оформляется заключение о готовности.

     32. Приемка в эксплуатацию объекта газоснабжения осуществляется государственной комиссией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

     33. Приемка в эксплуатацию объектов газоснабжения индивидуальных жилых домов, объектов кондоминиума осуществляется приемочной комиссией газосетевой организации.

     34. Первичный пуск газа производится работниками газосетевой организации по наряду на проведение газоопасных работ в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве.

8. Эксплуатация систем газоснабжения

     35. Эксплуатация систем газоснабжения осуществляется газосетевой организацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     36. Прекращение подачи газа в групповую резервуарную установку промышленных, коммунально-бытовых объектов, жилых многоэтажных и индивидуальных жилых домов производится в следующих случаях:
     невыполнение потребителем договорных обязательств;
     техническая неисправность системы газоснабжения;
     проведение плановых ремонтов, внутренних осмотров и гидравлических испытаний емкостей, врезки вновь смонтированных газопроводов в существующие;
     эксплуатация емкостей свыше установленного срока;
     запреты, наложенные территориальными органами по чрезвычайным ситуациям на использование СУВГ.

     37. Прекращение подачи газа в отдельные квартиры, подъезды, отключение газовых стояков или отдельных квартир жилых многоэтажных домов производятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан по письменному заявлению собственника жилья или руководителя объекта кондоминиума, если иное не установлено договором или не вытекает из существа обязательства.

     38. Потребители газа обязаны выполнять требования техники безопасности в газовом хозяйстве.

9. Ответственность за нарушение Правил

     39. Поставщики и потребители СУВГ несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с законодательством Республики Казахстан.