Во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам:
1) принять необходимые меры по выполнению Программы;
2) информировать Министерство образования и науки Республики Казахстан о ходе выполнения Программы ежегодно к 25 декабря.
3. Министерству образования и науки Республики Казахстан ежегодно к 20 января представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о выполнении Программы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 февраля 2003 года N 128
Программа "Ауыл мектебi"
на 2003-2005 годы
Наименование: Программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы
Основание для Пункт 5.2.7. Плана мероприятий по
разработки: реализации Программы Правительства
Республики Казахстан на 2002-2004 годы,
утвержденного
постановлением
Правительства
Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года
N 470.
Основной разработчик: Министерство образования и науки Республики
Казахстан
Цель: Улучшение работы сельских организаций
образования, повышение эффективности
управления сельскими и малокомплектными
школами, обеспечение устойчивого развития,
укрепление учебно-материальной базы и
кадрового потенциала сельских организаций
образования.
Основная задача: Обеспечение стабильного функционирования и
развития системы образования на селе,
повышение качества знаний сельских
школьников, социальная защита работников
образования, учащихся и воспитанников
сельских организаций образования.
Срок реализации 2003-2005 годы
Источники За счет средств республиканского и местного
финансирования: бюджетов, иных, не запрещенных
законодательством, источников. Объем
расходов бюджета на реализацию Программы
составляет 34049,082 млн.тенге, в том числе
из республиканского бюджета - 12123,18
млн.тенге, из местного бюджета - 21925,902
млн.тенге
Ожидаемые результаты: В результате реализации мер,
предусмотренных Программой, будут
усовершенствованы нормативная правовая база, социальные, экономические и
образовательные гарантии функционирования и
устойчивого развития организаций
образования в сельской местности, что
создаст предпосылки для закрепления
молодежи на селе и улучшения инфраструктуры
сельской местности.
Программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы разработана на основании пункта 5.2.7. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470.
Формирование новых экономических отношений на селе, происходящая в общественном сознании переоценка таких ценностей как земля, труд, собственность, национальное самосознание не может не сказаться на роли, миссии и перспективах развития сельской школы.
Состояние уровня работы сельской школы существенно влияет на обеспечение аграрного сектора страны трудовыми ресурсами. Являясь нередко единственным образовательным и культурным центром в сельской местности, базой допрофессиональной подготовки учащихся, школа становится фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития села.
Модернизация системы образования на селе в новых социально-экономических условиях требует создания комплексного нормативно-правового, научно-методического, организационно-управленческого, финансово-материального обеспечения развития сельской школы как особого социокультурного явления общественной жизни и органической части единой системы образования.
Нынешнее состояние материально-технической, нормативной и учебно-методической базы организаций образования нуждается в определении новых подходов, применении конкретных действенных мер и государственной поддержке.
Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость разработки данной Программы.
3. Анализ современного состояния образования
в сельской местности
В 2001-2002 учебном году в сельской местности функционируют 276 дошкольных организаций, 6225 дневных общеобразовательных школ, 202 внешкольные организации. В них воспитывается и обучается около 1,6 млн. детей, что составляет почти половину от общего числа учащихся и воспитанников.
Согласно Целевой программе подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов (УМК), утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 1996 года N 1173, в организациях образования поэтапно внедряются отечественные учебники нового поколения. С 2002/2003 учебного года по ним обучаются учащиеся 1-6-х классов с казахским, русским, уйгурским языками обучения, 1-4-х классов с узбекским языком обучения.
С 1997 года компьютерными классами различной модификации оснащены все общеобразовательные школы, в том числе 4229 малокомплектных школ (МКШ) страны. Параллельно с компьютеризацией осуществляется процесс поэтапного подключения школ к сети Интернет. В рамках межведомственной программы "Интернет - школам" подключено 1124 школы, из которых 289 - сельские.
При Республиканском научно-практическом центре "Дарын" работает заочная школа по основам наук, в которой 34% слушателей - дети из отдаленных сельских школ. В областных центрах созданы 22 специализированные школы-интерната для одаренных детей из сельской местности. Принятые за последние годы меры позволили несколько стабилизировать работу сельских школ, улучшить качество знаний учащихся.
Однако, существует множество проблем, требующих незамедлительного принятия мер со стороны государства.
Остаточный принцип финансирования дошкольных организаций исключает возможность не только расширения сети, но и ставит под угрозу сохранение существующих организаций. Происходит рост фактического неравенства в получении дошкольного образования, когда условия обучения и воспитания зависят от материальных возможностей родителей оплатить образование своих детей. В результате вне дошкольных организаций и качественных программ предшколы остаются в первую очередь дети из семей с наиболее низкими доходами, нарушается принцип получения непрерывного образования.
На 1 мая 2002 года в 43 сельских районах республики полностью закрыты детские сады, и свернута дошкольная ступень образования.
Из-за резкого сокращения всех типов внешкольных организаций (дома школьников, музыкальные, художественные, спортивные школы, дворовые клубы) дополнительным образованием охвачено только 3,4% учащихся, проживающих на селе, то есть на селе практически не реализуется программа дополнительного образования.
Материальная база сельских школ остается крайне слабой: в республике 51,2% сельских школ расположены в приспособленных помещениях; требуют капитального ремонта здания 1105 школ; в аварийном состоянии находятся здания 128 сельских школ. В 33,4% основных и средних школ отсутствуют кабинеты физики, в 38,2% - химии, в 46,6% - биологии. Каждая третья сельская школа не имеет спортивных залов, каждая четвертая - учебных мастерских.
Сложившаяся практика недостаточного финансирования сферы образования на селе не позволяет в полной мере реализовать функцию государства по обеспечению гражданам получения среднего общего образования в пределах государственного стандарта и проводить системную работу по укреплению и развитию учебно-методической и материально-технической базы школ.
На протяжении ряда лет финансирование организаций образования не предусматривало достаточных средств на ремонт зданий и обновление мебели организаций образования. В 2001 году на капитальный ремонт выделено в 2 раза меньше от необходимой суммы, а на текущий ремонт - только 26% от потребности. До 80% школьного оборудования требуют обновления.
Острой проблемой в системе образования становится создание условий для работы МКШ. Отсутствует системно проработанная стратегия, учитывающая как реальную ситуацию, так и возможные пути ее развития.
Анализ результатов комплексного тестирования абитуриентов из сельских школ в 2001 году и олимпиад, научных соревнований школьников свидетельствует о том, что уровень знаний учащихся сельских школ ниже, чем у городских выпускников. Одной из причин такого положения дел является слабо развитая сеть инновационных организаций образования в сельской местности. Только в 20,7% сельских школ углубленно изучаются общеобразовательные предметы. Из общего числа гимназий и лицеев только 10% находятся на селе.
В 2001-2002 учебном году более 30 тысяч сельских школьников подвозятся к школам, 6 тысяч проживают на квартирах, около 8 тысяч детей добираются до школы самостоятельно. Эта категория учащихся часто пропускает занятия из-за погодных условий. Детям ежедневно приходится проезжать немалое расстояние до школ и обратно, что отрицательно сказывается на их здоровье, уровне успеваемости, небезопасно для жизни.
Серьезное влияние на эффективность подвоза детей оказывают суровые климатические условия, особенно в северных и центральных регионах, паводки, а также отсутствие специального транспорта и горюче-смазочных материалов.
Вызывает тревогу ситуация с детьми беженцев, число которых с каждым годом становится все больше.
Во всех регионах существует необходимость в дополнительном открытии интернатных учреждений, имеющаяся сеть которых не удовлетворяет потребность нуждающихся в них детей. 56% пришкольных интернатов находятся в приспособленных помещениях, 62% из них не имеют собственных столовых, 61% - водопровода, 69% - канализации, 46% - баню или душ, 39% - прачечную.
По состоянию на 1 мая 2002 года отсутствуют школы в 492 населенных пунктах республики, в которых проживают около 14 тысяч детей школьного возраста.
В республике средним образованием в специальных коррекционных организациях охвачено 27,5% детей с ограниченными возможностями в развитии. В то же время 26 тысяч детей этой категории нуждаются в определении в специальные коррекционные организации. Дети с недостатками органов зрения, слуха, речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, проживающие на селе и по состоянию здоровья не имеющие возможности обучаться в обыкновенной школе, практически не имеют доступа к образованию.
Серьезные проблемы имеются в организации питания учащихся, лишь в 36% сельских школ организовано горячее питание.
Потребность в педагогических кадрах сельских школ составляет более 2,7 тысяч человек, ощущается недостаток в преподавателях казахского языка и литературы в школах с русским языком обучения, математики, информатики, иностранного языка, трудового обучения,
музыки и воспитателях предшкольных классов. Около 3 тысяч сельских учителей имеют только среднее общее образование. Остается высокой текучесть педагогических кадров сельских организаций образования.
Из-за отсутствия в местном бюджете достаточных средств на повышение квалификации педагогических кадров, большинство учителей сельских школ проходят курсовую переподготовку за свой счет. Более половины районных отделов образования не имеют методическую службу.
Отрицательно сказывается на качестве подготовленности учителя к урокам отсутствие школьных библиотек, необходимой методической литературы. Более одной тысячи сельских школ (19%) не имеют библиотек. Фонды школьных библиотек нуждаются в обновлении и пополнении литературой для внеклассного чтения, учебно-познавательной и другой литературой. Предельно сокращен тираж педагогических средств массовой информации.
Существующая материально-техническая база сельских школ и большое число совмещенных классов в малокомплектных школах не позволяют большинству школ организовать учебно-воспитательный процесс на должном уровне в соответствии с интересами детей и подростков.
Основная цель Программы:
Улучшение работы сельских организаций образования, повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами, обеспечение их устойчивого развития, укрепление учебно-материальной базы и кадрового потенциала сельских организаций образования.
Задачи Программы:
нормативное правовое обеспечение функционирования и развития организаций образования в сельской местности;
укрепление материально-технической базы сельских организаций образования;
модернизация деятельности сельских школ как открытого социального института и полифункциональной организации образования, развитие сети сельских общеобразовательных школ, детских садов, комплексов "школа - детский сад", мини-центров дошкольного воспитания в общеобразовательных школах;
разработка и внедрение финансово-экономических механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие организаций образования на селе, совершенствование оплаты труда педагогов;
разработка системы мер по социальной защите работников образования, учащихся и воспитанников сельских организаций образования;
совершенствование научного, учебно-методического обеспечения сельских школ с учетом их особенностей, внедрение специальных методик и технологий в учебно-воспитательный процесс малокомплектных школ;
повышение качества обучения и воспитания в сельских школах и дошкольных организациях, развитие творчества учащихся и воспитанников;
обеспечение стабильности педагогических кадров в сельской местности; повышение уровня подготовки и переподготовки педагогических кадров для сельских, в т.ч. малокомплектных школ;
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в развитии;
создание научно-методической базы социальной защиты детства, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных и других интересов детей, нуждающихся в опеке.
5. Основные направления и механизмы
реализации программы
5.1. Основные направления развития системы образования на селе
5.1.1. Совершенствование нормативной правовой базы
Необходимо совершенствование действующего законодательства для обеспечения правовой основы повышения социального статуса учителей и других педагогических работников в новых социально-экономических условиях.
Требуется разработка новой модели сельской школы с учетом особенностей организации учебно-воспитательного процесса.
Необходимо нормативное правовое обеспечение интегративных моделей организаций образования села, совершенствование действующих нормативных правовых актов по вопросам образования, разработке научно-методических материалов по управлению сельской школой, по развитию личности сельского школьника.
Должно быть пересмотрено штатное расписание районных (городских) методических кабинетов, а также типовой перечень учебного оборудования и техники для сельских школ.
Необходимо совершенствовать нормативную базу по выявлению и работе с одаренными детьми для поддержки одаренных и талантливых детей, проживающих в сельской местности.
Требуется разработка нормативов, учебно-методическое обеспечение специальных коррекционных организаций для оказания социальной, реабилитационной, педагогической, психологической помощи детям и их семьям, так как создание условий для решения проблем детей с ограниченными возможностями в развитии является основой специального образования на селе.
Необходимо рассматривать защиту прав детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии, как один из главных приоритетов подготовки их к полноценной жизни в обществе. Требуется разработка специальных нормативных правовых актов по установлению минимальных социальных стандартов по социально-правовому обслуживанию детей.
Необходимо предоставить местным исполнительным органам более широкие полномочия в вопросах обеспечения содержания воспитанников в организациях образования.
5.1.2. Сохранение, развитие сети и укрепление материально-технической базы организаций образования
В целях обеспечения доступности образования в сельской местности необходимо выполнение гарантированного государственного норматива сети организаций образования, установленного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 февраля 2000 года N 300 "О гарантированном государственном нормативе сети организаций образования".
Для учащихся населенных пунктов, в которых отсутствуют общеобразовательные школы и интернатные организации соответствующего типа, должен быть обеспечен ежедневный бесплатный подвоз детей к школе и обратно.
Местные исполнительные органы должны обеспечивать подвоз детей специальным транспортом, его содержание и обновление. В отдаленных селах, из которых затруднен подвоз учащихся, наличие начальной школы обязательно.
Увеличение удельного веса МКШ в общем количестве общеобразовательных школ за последние годы требует принятия мер по улучшению их работы и обеспечения функционирования различных типов общеобразовательных организаций на селе.
На основной и старшей ступени общеобразовательной школы нельзя допускать совмещения классов.
Для совершенствования функционирования сельских МКШ, оптимизации в них учебно-воспитательного процесса следует широко использовать потенциал базовых опорных школ.
Необходимо, исходя из экономической целесообразности, интересов учащихся и их родителей, в рамках гарантированного государственного норматива сети организаций образования расширять и укреплять сеть государственных пришкольных интернатов, открывать в областных и районных центрах государственные школы-интернаты общего типа для детей из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных школ соответствующего типа.
Требует дальнейшего расширения сеть школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями в развитии из сельской местности, санаторных школ и пансионатов. Необходимо в общеобразовательных школах открывать специальные классы для обучения указанной категории детей, создавать классы компенсирующего обучения, шире предоставлять возможность обучения на дому.
В целях реализации программ дополнительного образования сельских детей следует более эффективно использовать базу действующих общеобразовательных школ.
В каждом районном центре должны функционировать центры или дома детского творчества, детско-юношеские спортивные, детские музыкальные школы и другие типы внешкольных организаций образования. Укрепление учебно-материальной базы организаций дополнительного образования позволит качественно реализовать новые образовательно-воспитательные программы, такие, как клубная деятельность, спорт, туризм и другие.
Необходимо предусматривать создание кабинетов и приобретение учебного и лабораторного оборудования по физике, химии, биологии, инструментов и станков для мастерских, материала для проведения уроков трудового обучения, спортивного инвентаря, столового оборудования, обмундирования воспитанников интернатных учреждений. Следует обеспечить ежегодное обновление не менее 10% инвентаря и учебного оборудования в организациях образования. В каждом сельском районе нужно принять конкретные меры, способствующие укреплению учебно-материальной базы дошкольного воспитания: капитальное строительство и ремонт, замена мебели, учебно-игрового оборудования, бесплатное обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями предшкольной подготовки и т.п.
Осуществить реконструкцию и капитальный ремонт в первую очередь зданий, находящихся в аварийном состоянии.
Немаловажное значение для сохранения здоровья учащихся, воспитанников, создания нормальных условий для учебного процесса имеет качество питьевой воды и топлива, используемого организациями образования.
Необходимо обеспечить школы обучающими компьютерными программами по всем предметам, предоставить им выход в глобальные компьютерные сети, активно внедрять дистанционную форму обучения. Основным элементом инфраструктуры школы должны стать центры ресурсов знаний: библиотека и компьютерный класс.
Требуют серьезного внимания сервисное обслуживание и вопросы обновления парка компьютерной техники школ.
Для организации трудовой подготовки учащихся старших классов необходимо развивать учебно-производственную деятельность сельских школ, закрепить за ними земельные угодья, создавать ученические производственные структуры.
Материальная база специальных организаций образования должна соответствовать современным условиям воспитания, необходимо предусмотреть обновление специального оборудования и техники для коррекции основного дефекта детей.
5.1.3. Обеспечение доступности программ дошкольного
воспитания и обучения
Для увеличения охвата детей дошкольным воспитанием нужно расширять сеть учебно-воспитательных комплексов "Школа - детский сад", реализующих одновременно программы дошкольного и общего образования. Необходимо разрабатывать и внедрять государственные
стандарты дошкольного воспитания и обучения и соответствующие им базовые дошкольные общеобразовательные программы, обеспечивающие преемственность с программами начальной школы.
Необходимо обеспечить на основе новых научных исследований разработку и внедрение в практику деятельности дошкольных организаций новых образовательных технологий, предусматривающих формирование у ребенка коммуникативных навыков, соответствующих целям дошкольного воспитания. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
Основой политики в области дошкольного воспитания и методологической базой в деле изучения проблем дошкольного воспитания должны стать Дакарские рамки действий по глобальной программе "Образование для всех", которые были подписаны Казахстаном на Всемирном форуме по образованию в апреле 2000 года в городе Дакар (Сенегал). Программа "Образование для всех" направлена на предоставление всем гражданам одинаковых возможностей в получении базового образования, приоритетное расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми дошкольного возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых детей.
5.1.4. Повышение качества обучения и воспитания
Одним из главных приоритетов дальнейшего реформирования системы образования в республике является необходимость создания модели современной сельской школы, обеспечивающей доступность и качество образовательных услуг. Требует внимания проблема выравнивания стартовых возможностей выпускников городских и сельских школ в получении начального, среднего и высшего профессионального образования.
Управление качеством образования на селе должно быть ориентировано на осуществление развивающего обучения и усвоения учащимися жизненных навыков, что предполагает предоставление возможности учащимся выбора образовательных услуг, внедрение
инновационных методов и организационных форм обучения с учетом специфики сельской местности.
В сельских и малокомплектных школах актуализируется применение современных технологий обучения, гарантирующих усвоение учебного материала каждым учеником на уровне требований государственного стандарта и создающих условия для их самостоятельной познавательной деятельности. Следует обратить особое внимание на применение здоровье сберегающих технологий обучения. Необходимость использования уровневой и профильной
дифференциации и индивидуализации обучения в условиях малой наполняемости школы, совмещенных классов-комплектов и разновозрастного ученического коллектива требует дальнейшего научно обоснованного исследования принципов и подходов обновления содержания образования, особенно его вариативной части, разработки на их основе вариантов учебных планов для сельских и малокомплектных школ.
Необходимо проведение непрерывного мониторинга качества обучения и воспитания школьников и введение тестирования общеобразовательной подготовки учащихся школ по завершению каждой ступени обучения, создание инструментария оценки качества образовательных услуг (система разноуровневых, тематических и итоговых тестов и др.).
Возможности повышения качества образовательных услуг связаны с внедрением новых форм организации учебно-воспитательного процесса, характеризующегося полифункциональностью и интегративно-образовательной функцией.
Необходимо предусмотреть развитие новых перспективных типов школ, например, "школа - сад", "школа - библиотека - культурный центр", "школа - агробиолаборатория", "школа - сельскохозяйственный комплекс", "школа - производственное объединение" и других, на
базе которых возможно осуществление программы дополнительного образования учащихся. В этой связи следует создать экспериментальные площадки в разных регионах республики для
апробации новых моделей сельской школы, адекватной социально-экономическим условиям конкретного социума, историко-культурным традициям региона на основе интеграции школы с
сельскохозяйственным производством.
Принцип единства обучения и воспитания предполагает наряду с совершенствованием содержания образования разработку соответствующих методических основ построения систем
воспитательной работы в организациях образования села.
Организация досуга и отдыха детей и подростков в сельской местности, развитие детского движения, предупреждение и профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних требует расширения сети дополнительного
образования на селе.
Необходима разработка методических рекомендаций в помощь сельским педагогам по вопросам воспитания, обобщение и распространение передового педагогического опыта, активное его внедрение в практику сельских школ.
Необходимо обеспечить общеобразовательные школы и внешкольные организации соответствующими кадрами, восстановить ранее сокращенные должности педагогов-организаторов, педагогов-психологов, методистов.
Система дополнительного образования на селе остро нуждается в образовательных программах по правовому, санитарному просвещению, центрах социально-психологической помощи подросткам и молодежи, призванных оказывать психологическую и педагогическую поддержку учащейся молодежи, оказавшейся в критической ситуации.
Требуются экстренные меры по пресечению и предотвращению распространения и профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Необходимо активизировать совместную работу с общественными объединениями, национальными культурными центрами в вопросах воспитания гражданского самосознания, интернационализма, казахстанского патриотизма.
Социально-реабилитационная работа с детьми оралманов и вынужденных переселенцев нуждается в принятии системных решений на основе применения технологий психолого-педагогической помощи.
В целях внедрения здорового образа жизни необходимо обобщить и распространить опыт лучших сельских школ по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Осуществление деятельности специальных организаций образования в сельской местности предполагает внедрение новых технологий обучения, формирование единой системы мониторинга в
раннем выявлении детей с ограниченными возможностями в развитии, создание условий психологической, медицинской и коррекционно-педагогической помощи для личностного развития и полноценной жизни детей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
5.1.5. Подготовка и переподготовка педагогических кадров
В условиях свертывания социокультурной сферы села, снижения престижа педагогического труда, низкого уровня заработной платы особо актуальным становится повышение социальной и культурной роли сельской школы и сельского учителя.
Подготовка сельского учителя, особенно учителя малокомплектной школы, предусматривает разработку многоуровневых учебных планов и профессионально-образовательных программ. Необходимо размещение государственного образовательного заказа по педагогическим специальностям для подготовки учителей малокомплектных школ по интегрированным специальностям.
Для обеспечения эффективности действия существующей социальной льготы для сельской молодежи - 30% квоты для поступления выпускников сельских организаций образования в высшие и средние профессиональные учебные заведения республики по специальностям, определяющим социально-экономическое развитие села, необходимо принять дополнительные меры. За счет местных бюджетов обеспечивать жильем молодых специалистов, окончивших высшие и средние профессиональные учебные заведения и прибывших для работы на селе. Эти меры будут способствовать закреплению молодых специалистов на селе, улучшению качественного состава педагогических работников сельских организаций образования.
Обеспечение доступности профессионального образования для выпускников сельских школ предполагает дальнейшее совершенствование профессиональной ориентации сельской молодежи на профессии, востребованные в условиях многоукладной экономики села.
В вузах требуется усиление кафедр педагогики, частных методик, их полноценное научно-методическое обеспечение, увеличение часов изучения педагогики, психологии, совершенствование учебных планов и программ в части прохождения студентами педагогической практики в организациях образования. Необходима разработка и переиздание учебных пособий по педагогическим специальностям.
Система переподготовки и повышения квалификации учителей сельских школ должна учитывать включение в практику новых достижений педагогической науки и передового отечественного и зарубежного опыта по организации обучения в сельской и малокомплектной школе, дифференцированно подходить к организации курсов для разных категорий педагогов с учетом специфики работы в малокомплектных школах.
Назрела необходимость непрерывного повышения квалификации работников образования без отрыва от производства посредством внедрения модели дистанционного обучения педагогических кадров села.
Необходимо также возобновление работы районных методических кабинетов для оказания практической помощи учителям сельских школ, создание банков научно-методических и дидактических данных по передовому педагогическому опыту, развитию системы образования на
селе.
5.1.6. Финансовое обеспечение организаций
образования на селе
За последние годы особенно обострилась проблема зависимости финансового состояния сельских организаций образования от наполняемости бюджетов соответствующих местных исполнительных органов, что приводит к неравенству возможностей и условий работы сельских организаций образования различных регионов.
Значительная разница в расходах на образование в разрезе областей сложилась не только в связи с объективными причинами (различные климатические условия, отмена региональных коэффициентов к заработной плате), но также из-за отсутствия ряда утвержденных норм и нормативов, определяющих расходы на образование.
Осуществление системного и поэтапного обновления материально-технической базы организаций образования в сельской местности возможно при многоканальном финансировании, которое предполагает наряду с использованием бюджетных средств привлечение возможностей частного капитала: спонсоров и местных хозяйствующих субъектов.
Назрела необходимость утверждения норм и нормативов, обязательных для соблюдения местными исполнительными органами, при расчетах расходов на образование и для учета Республиканской бюджетной комиссией при определении областям размеров субвенций и изъятий на очередной финансовый год.
Необходимо увеличить долю капитальных расходов в финансировании образования на селе до 30% в течение, как минимум, 3 лет, чтобы провести современное переоснащение организаций образования и обеспечить действительно равные права на получение качественного образования учащимися сельских школ.
Государственный заказ по оснащению школ будет способствовать развитию собственной индустрии образования.
5.2. Механизмы реализации Программы
Для выполнения Программы на республиканском уровне разработан план мероприятий по ее реализации, на местном уровне будут приняты меры по развитию сельских школ до 2005 года.
Системный контроль и оперативное управление процессом реализации Программы "Ауыл мектебi" осуществляет Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Мероприятия программы будут реализовываться за счет государства, а также путем организации пилотных проектов с привлечением к их финансированию донорских организаций.
За счет средств республиканского бюджета будет осуществлено строительство новых сельских школ в перспективных населенных пунктах. Предполагаемые затраты на 2003-2005 годы составят 11107,2 млн. тенге: в 2003 году - 3868,8 млн. тенге, 2004 году - 3714,0 млн. тенге, 2005 году - 3524,4 млн. тенге.
За счет средств местного бюджета планируется ряд мер по укреплению материально-технической базы учебных заведений.
Будет проведен ремонт общеобразовательных и специальных коррекционных школ, требующих капитального ремонта.
С учетом потребности сельских школ в обновлении пришедших в негодность ученических парт и классных досок предусматривается их приобретение и ежегодное обновление.
Предусматривается приобретение оборудования для специальных коррекционных учреждений. Оснащение данных организаций образования современным специальным оборудованием позволит повысить качество обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.
Укрепление учебно-материальной базы и создание необходимых предметных кабинетов обеспечат выполнение государственного стандарта среднего общего образования в полном объеме, повышение качества обучения, уровня знаний сельских учащихся.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Расчеты потребности в средствах республиканского и местных бюджетов по плану мероприятий Программы составлены, исходя из уровня цен 2002 года, в соответствии с проектом индикативного плана.
Объем расходов бюджета на реализацию Программы составляет 34049,082 млн.тенге, в том числе из республиканского бюджета - 12123,18 млн.тенге, из местного бюджета - 21925,902 млн.тенге:
на 2003 год - всего 11712,520 млн.тенге, в том числе из республиканского бюджета - 4207,460 млн.тенге, из местного бюджета - 7505,060 млн.тенге;
на 2004 год - всего 11279,186 млн.тенге, в том числе из республиканского бюджета - 4052,660 млн.тенге, из местного бюджета - 7226,526 млн.тенге;
на 2005 год - всего 11057,376 млн.тенге, в том числе из республиканского бюджета - 3863,060 млн.тенге, из местного бюджета - 7194,316 млн.тенге.
7. Ожидаемые результаты от реализации программы
В результате принятых мер будут:
осуществлены поэтапное укрепление материально-технической базы организаций образования на селе, сохранение и развитие сети организаций образования; осуществлено строительство 63 сельских школ, в том числе строительство новых зданий взамен 22 аварийных школ: в 2003 году - 24 школы, в 2004 году - 21, в 2005 году - 18. Это в более полной мере обеспечит доступность образовательных услуг для сельского населения, получение гарантированного среднего образования;
усовершенствована нормативная правовая база по обеспечению социальной защиты педагогов, обучающихся и воспитанников;
созданы условия для эффективного осуществления процесса обучения учащихся сельских и малокомплектных школ, что обеспечит конкурентоспособность выпускников сельских школ, а также сблизит уровень обученности учащихся городских и сельских школ;
улучшено кадровое обеспечение учителей сельских школ, в том числе и малокомплектных, дошкольных организаций, что будет способствовать повышению качества образования, социальной и культурной роли школы, статуса сельского учителя;
внедрены адаптированные технологии обучения и воспитания учащихся сельских школ, обеспечивающие переход от единообразия к дифференциации и интеграции образования и воспитания, подготовку выпускников школ, готовых к участию в подъеме сельского хозяйства, социального обустройства села;
созданы система показателей качества и эффективности образования, объективные процедуры и технологии оценки, обеспечивающие получение достоверных и сопоставимых данных, то есть будет создана эффективная система мониторинга качества образования;
обеспечены функционирование и развитие новых моделей и типов сельских организаций образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями в развитии;
созданы условия для развития системы дошкольного воспитания на селе, внедрения государственных стандартов дошкольного воспитания, обязательного осуществления предшкольной подготовки.
План мероприятий по реализации программы
"Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы
1. Совершенствование нормативной правовой базы
____________________________________________________________________
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст- !Срок ! Предполагаемые
п/п! !завершения!венные !испол- ! расходы (млн.тенге)
! ! !за испол-!нения !---------------------
! ! !нение !(реали-!2003г.!2004г.*!2005г*
! ! !(реали- !зации) ! ! !
! ! !зацию) ! !
--------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8
--------------------------------------------------------------------
1 Разработать Приказ МОН Июнь
модель мало- 2003 г.
комплектной
школы.
Организовать Решения Акимы Август 34,5 33 33,3
эксперимен- акимов областей 2003 г.
тальные
площадки по
ее внедрению,
апробации
специальных
организацион-
ных форм обу-
чения, новых
информационных
технологий
2 Разработать Приказ МОН II - - -
варианты квартал
учебных планов 2003 г.
для сельских
и малоком-
плектных школ
на основе
базисного
учебного плана
3 Совершенство- Приказ МОН, Декабрь - - -
вать государ- МИТ 2003г.
ственные
стандарты по
педагогическим
специальностям
2. Сохранение, развитие сети и укрепление материально-технической
базы сельских организаций образования
4 Обеспечить Проект МОН IV 3868,8
строительство постанов- квартал 3714,0
новых сельских ления 2003 г. 3524,4
школ Правитель- 869,9
ства 832,14
Республики 859,3
Казахстан
5 Провести Решения Акимы I 567,434
реконструкцию акимов областей квартал 524,03
школ, находя- 2003- 505
щихся в аварий- 2005 гг.
ном состоянии
6 Оснастить Решения Акимы всех I 48,83 34,23 31,53
коррекционные акимов уровней квартал
организации 2003-
образования 2005 гг.
необходимым
специальным
оборудованием
7 Создать Решения Акимы I 134,8 123,7 100,9
кабинеты акимов областей квартал
химии, биоло- 2003-
гии в средних 2005 гг.
общеобразова-
тельных школах,
где они отсут-
ствуют, обес-
печить необхо-
димым учебным
оборудованием
8 Создать каби- Решения Акимы I 794,38 794,38
неты физики в акимов областей квартал 789,28
основных и сред- 2003-
них общеобразо- 2005 гг.
вательных школах,
где они отсут-
ствуют, обес-
печить необхо-
димым учебным
оборудованием
9 Обеспечить Регион- Акимы Январь 690,43 636,63
приобретение альные областей 2003 г. 613,53
и ежегодное программы,
обновление решения
ученических акимов
парт и классных
досок в обще-
образователь-
ных организа-
циях
10 Осуществить Решения Акимы I 106,06 68,96
капитальный акимов областей квартал 68,96
ремонт специ- ежегодно
альных кор-
рекционных
организаций
образования
11 Осуществлять Решения Акимы Январь 1240,99 1157,09
своевременный акимов областей ежегодно 1173,15
капитальный
ремонт сельских
организаций
образования
12 Обеспечить Приказ МОН Декабрь
пополнение ежегодно
библиотечных
фондов органи- Решения Акимы Январь 468,26 468,26
заций образо- акимов областей ежегодно 467,06
вания учебно-
познавательной,
художественной
и другой лите-
ратурой
13 Проводить Решения Акимы ежегодно 2,8 2,8 2,8
областные акимов областей
открытые теле-
визионные
благотвори-
тельные акции
"Ауыл мектебi"
14 Осуществлять Решения Акимы Январь 115,79 115,38
подвоз уча- акимов, областей ежегодно 114,68
щихся к школе информация
из отдаленных Правитель-
сел на специ- ству
альном авто- Республики
транспорте Казахстан
3. Повышение качества обучения и воспитания
15 Осуществить Приказ МОН I квартал 1,8 1,8 1,8
выполнение 2003-
научно-иссле- 2005 гг.
довательских
работ по ос-
новным направ-
лениям разви-
тия сельских
школ, способ-
ствующих дос-
тижению опре-
деленных про-
граммой
"Ауыл мектебi"
ожидаемых
результатов
16 Обеспечить Решения Акимы I квартал 282,26 282,26
стабильное акимов областей 2003- 282,26
функциониро- 2005 гг.
вание методи-
ческих каби-
нетов при
районных
отделах обра-
зования
17 Обеспечить Решения Акимы Апрель 135 135 135
организацию акимов областей 2003-
отдыха, оздо- 2005 гг.
ровления и
занятости
детей и под- Информация МОН Октябрь
ростков на Правитель- 2003-
селе ству РК 2005 гг.
18 Открыть кон- Решения Акимы I квартал 53 50,94 50,94
сультационные акимов, областей, 2003 г.
пункты при приказ МЗ
лечебно-оздо-
ровительных
учреждениях
для осущест-
вления консуль-
таций подрост-
ков и молодежи
19 Проводить Отчет МОН, МВД, Январь, 51,42 51,42 51,42
совместно с Прави- акимы июль
правоохрани- тельству областей 2003-
тельными ор- Республики 2005 гг.
ганами и руко- Казахстан
водителями
сельских орга-
низаций обра-
зования работу
по вопросам
профилактики
правонарушений
несовершен-
нолетних и
детской без-
надзорности
20 Создать новые Приказ, МКИОС, I квартал 2,1 2,1 2,1
радио- и теле- решения акимы ежегодно
передачи по акимов областей
детской, моло-
дежной тематике
21 Проводить Совмест- МКИОС, I квартал 1,9 1,9 1,9
конкурсы на ный МОН, ежегодно
лучшие музы- приказ, акимы
кальные произ- решения областей
ведения, кино- акимов
фильмы, песни
для детей,
детскую худо-
жественную
литературу
22 Обеспечить Публикации МКИОС, Постоянно 7,15 7,15 7,15
освещение в СМИ акимы
средствами областей
массовой ин-
формации воп-
росов по
свободе веро-
исповедания,
а также про-
паганде
борьбы с
религиозным
экстремизмом
23 Открыть в Решения Акимы Январь 65 60,2 59,2
сельских обще- акимов областей ежегодно
образовательных
школах кабинеты
профориентации,
восстановить
межшкольные
учебно-произ-
водственные
комбинаты
24 Расширить Решения Акимы Август 220,4 220,4 220,4
сеть сельских акимов областей ежегодно
школ с про-
фильным и
углубленным
изучением
предметов
25 Обеспечить Решения Акимы Январь 85 84,9 84,8
в сельских акимов областей ежегодно
школах условия
для осуществ-
ления профиль-
ного трудового
обучения и до-
профессиональ-
ной подготовки
26 Обеспечить Решения Акимы Январь 700,786 712,786
функциониро- акимов областей ежегодно 712,786
вание в каждом
сельском районе
внешкольных
организаций
дополнительного
образования
4. Подготовка и переподготовка педагогических кадров
27 Организовать Приказ МОН II 332,9 332,9
на базе госу- квартал 332,9
дарственных ежегодно
вузов подго-
товку педаго-
гических кад-
ров для сель-
ских и мало-
комплектных
школ.
Внести в Клас- Приказ МОН II
сификатор нап- квартал
равлений под- 2003 г.
готовки и спе-
циальностей
высшего про-
фессионального
образования
интегрирован-
ные специаль-
ности
28 Обеспечить Приказ МОН Январь 3,96 3,96 3,96
переподготовку 2003-
и повышение 2005 гг.
квалификации
учителей Решения Акимы 92,47 92,47 92,47
сельских школ акимов областей
по внедрению
учебников
нового
поколения
29 Разработать Решения Акимы Январь 734,4 734,4 734,4
комплекс мер, акимов областей 2003-
обеспечивающих 2005 гг.
социальную
защиту сельских
учителей и Информация Декабрь
закрепление Правитель- 2003-
молодых специа- ству 2005 гг.
листов в сель- Республики
ских школах, Казахстан
обеспечение их
жильем
--------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
____________________
N ! Источник !
п/п! финансирования !
--------------------!
1 ! 9 !
--------------------!
1 Местный
бюджет
2 Средств не
требуется
3 Средств не
требуется
4 Республиканский
бюджет
Местный бюджет
5 Местный бюджет
6 Местный бюджет
7 Местный бюджет
8 Местный бюджет
9 Местный бюджет
10 Местный бюджет
11 Местный бюджет
12 Местный бюджет
13 Местный бюджет
14 Местный бюджет
15 Республиканский
бюджет
16 Местный бюджет
17 Местный бюджет
18 Местный бюджет
19 Местный бюджет
20 Местный бюджет
21 Местный бюджет
22 Местный бюджет
23 Местный бюджет
24 Местный бюджет
25 Местный бюджет
26 Местный бюджет
27 Республиканский
бюджет
28 Республиканский
бюджет
Местный бюджет
29 Местный бюджет
--------------------------------------------------------------------
* Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета на 2004, 2005 годы, будут определяться (уточняться) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год.
* Ежегодные объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств местных бюджетов, будут определяться местными представительными органами.