Об утверждении Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2003 года N 103

Обновленный

      В целях повышения эффективности использования валютных средств, расширения инвестиционных возможностей и совершенствования нормативно-правовой базы валютного регулирования и контроля в условиях либерализации валютного режима в Республике Казахстан Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы (далее - Программа).
      2. Руководителям центральных исполнительных органов обеспечить реализацию мероприятий, определенных Программой, и представлять Национальному Банку Республики Казахстан ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации Программы.
      3. Национальному Банку Республики Казахстан (по согласованию) представлять Правительству Республики Казахстан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, сводную информацию о выполнении мероприятий Программы.
      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Павлова А.С.
      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Программа либерализации
валютного режима в Республике Казахстан
на 2003-2004 годы

1. Паспорт Программы

1.  Наименование                 Программа либерализации валютного
                                 режима в Республике Казахстан на
                                 2003-2004 годы.
2. Основной разработчик          Национальный Банк Республики
                                 Казахстан
3. Основание для разработки      Пункт 4.1.7. Плана мероприятий по
                                 реализации Программы Правительства
                                 Республики Казахстан на 2002-2004
                                 годы, утвержденного постановлением
                                 Правительства Республики Казахстан
                                 от 24 апреля 2002 года N 470,
                                 решение Совета по экономической
                                 политике N 20-50/005-416 от 15 мая
                                 2002 года.
4. Цель Программы                Повышение эффективности
                                 использования валютных средств за
                                 счет расширения инвестиционных
                                 возможностей резидентов Казахстана.
5. Основные задачи               1. Создание условий для
                                 диверсификации инвестиционного
                                 портфеля путем смягчения режима
                                 валютного регулирования
                                 инвестиций в ценные бумаги
                                 нерезидентов инвестиционного
                                 качества;
                                 2. Стимулирование прямых
                                 инвестиций резидентов за рубеж,
                                 расширяющих производственный
                                 потенциал республики, создающих
                                 условия для проникновения на новые
                                 перспективные рынки и дающих
                                 необходимый уровень контроля над
                                 объектом инвестирования;
                                 3. Повышение эффективности
                                 валютного регулирования и
                                 экспортно-импортного валютного
                                 контроля за наиболее значимыми
                                 валютными операциями, наряду с
                                 устранением чрезмерных
                                 административных преград при
                                 осуществлении внешнеэкономических
                                 операций;
                                 4. Дальнейшее совершенствование
                                 статистического учета валютных
                                 операций и снижение рисков,
                                 связанных с более свободным
                                 движением капитала.
6.  Источники финансирования     не требуются
7.  Ожидаемый конечный           Создание качественных
    результат от реализации      экономических предпосылок для
    программы                    перехода на следующий этап
                                 либерализации валютного режима.
8.  Сроки реализации             2003-2004 годы

2. Введение

      Решением Совета по экономической политике N 20-50/005-416 от 15 мая 2002 года были одобрены в целом основные принципы и подходы к либерализации валютного режима в Республике Казахстан, которые разрабатывались с привлечением всех заинтересованных государственных органов, в тесном взаимодействии с представителями банковского сектора, чтобы максимально учесть интересы всех секторов экономики. Основные направления и этапы либерализации валютного режима также обсуждались с экспертами Международного валютного фонда.
      Либерализацию валютного режима в Республике Казахстан предполагается осуществлять поэтапно с учетом особенностей развития казахстанской экономики, а также внутренних и внешних факторов, определяющих устойчивость экономического роста и экономическую политику Правительства Республики Казахстан. Настоящая Программа разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы и определяет основные цели, задачи и направления либерализации режима валютного регулирования и контроля в Республике Казахстан на первом этапе либерализации с учетом сформировавшихся экономических предпосылок и ближайших перспектив экономического развития республики.
      Реализация положений Программы позволит повысить эффективность валютного контроля за счет систематизации административных процедур, что создаст предпосылки для постепенного перехода от ограничительного характера системы валютного регулирования в Казахстане к рыночным методам и формам мониторинга валютных операций, имеющих потенциально дестабилизирующий характер.

3. Анализ современного состояния проблемы

3.1. Формы валютного регулирования

      Ограничения на использование иностранной валюты и на трансграничное движение капитала присутствовали, либо в настоящее время сохраняются, во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Не являлись исключением и наиболее развитые ныне страны Европейского Союза, Япония и США, которые на определенном этапе своего развития (60-70-е годы) прибегали к тем или иным формам контроля над потоками капитала.
      В зависимости от причин сохранения ограничений валютного режима различаются и их формы. Подходы к режиму валютного регулирования непосредственно зависят от того, вызвано ли введение ограничений временной необходимостью в ответ на резкий отток капитала, как это имело место в странах Юго-Восточной Азии в 90-е годы. В этом случае, используются наиболее жесткие административные ограничения, вплоть до полного запрета на проведение операций, связанных с оттоком капитала, с целью сдерживания спекуляций против национальных валют, стабилизации валютного рынка и снижения давления на международные резервы.
      В странах, которые испытывали большой приток краткосрочного капитала, с целью снижения его давления на обменный курс национальной валюты, вводились ограничения в виде полного, либо частичного зачисления поступающих средств на специальные валютные счета с изъятием определенного процента от суммы в случае, если инвестиции пробыли в стране менее 1 года. Основная задача валютного режима в данном случае заключается в изменении структуры притока капитала в пользу долгосрочных инвестиций, делая их более привлекательными.
      В других странах, основная проблема сводилась к достижению макроэкономической стабильности за счет снижения темпов девальвации национальной валюты и сокращения инфляции, через ограничение операций, связанных с оттоком капитала путем выдачи Центральным Банком разрешения на проведение операции, в зависимости от характера и потенциального эффекта для экономики. В этом случае, валютные ограничения сохраняются на протяжении длительного периода времени, видоизменяясь по мере совершенствования валютного рынка и рынка капитала, и являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Данная система валютного регулирования, базирующаяся на требовании получения разрешения (лицензии) на проведение тех или иных операций, характерна для большинства стран СНГ и Восточной Европы, в том числе и для Казахстана.

3.2. Действующий режим валютного регулирования
в Республике Казахстан

      Законом Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года "О валютном регулировании" установлено, что валютные операции, связанные с движением капитала (перечень которых был определен данным законом), и предусматривающие переход (перемещение) валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов, подлежат лицензированию Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).
      В настоящее время в Казахстане операции по притоку капитала и репатриации доходов, полученных от иностранных инвестиций, осуществляются в упрощенном порядке, тогда как для проведения операций, связанных с оттоком валютных ценностей, необходимо наличие лицензии Национального Банка.
      Лицензированию подлежат следующие виды валютных операций:
      1) осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту;
      2) открытие резидентами счетов (включая счета в валюте Республики Казахстан) в иностранных банках и иных финансовых институтах, имеющих соответствующее право по законодательству государства, в которых они зарегистрированы;
      3) инвестиции резидентов за границу (за исключением брокерско-дилерской деятельности банков);
      4) переводы резидентов в пользу нерезидентов в оплату имущественных прав на недвижимость;
      5) переводы резидентов в пользу нерезидентов для осуществления расчетов по импортным сделкам, предусматривающим авансовый платеж за товары, работы и услуги на срок более 120 дней, а также превышение срока получения валютной выручки в оплату экспорта товаров (работ, услуг) резидентами более 120 дней с даты экспорта товаров (работ, услуг);
      6) предоставление резидентами нерезидентам кредитов на срок более 120 дней;
      7) зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц.

3.3. Экономические аспекты либерализации

      Необходимость в валютных ограничениях в Казахстане на движение капитала была продиктована наличием значительного дефицита внутренних источников предложения иностранной валюты и слабым доверием к национальной валюте, поэтому любой отток валютных средств из страны считался угрозой устойчивости валютного курса и развитию экономики в целом.
      Введение режима свободного плавающего валютного курса в апреле 1999 года создало значительный положительный импульс развитию реального сектора экономики, который благодаря снижению темпов инфляции, относительной стабильности валютного рынка, роста сбережений населения в банковской системе и притока иностранных прямых инвестиций не исчерпан и по сей день. При этом период снижения мировых цен на экспортируемые Казахстаном товары во второй половине 2001 года, показал, что в экономике за прошедшие 3 года сформировался определенный потенциал для безболезненного сглаживания неблагоприятных внешних факторов за счет внутренних ресурсов и устойчивого притока капитала в республику.
      Несмотря на дефицит текущего счета платежного баланса в размере 5,6%, сложившегося главным образом в результате ухудшения внешних условий торговли на 5,3%, чистый приток капитала в 2001 году сохранился на стабильно высоком уровне (таблица). Кроме того, тенденция сокращения оттока по краткосрочным операциям и "бегства капитала", позволяет говорить о том, что в настоящее время присутствуют более благоприятные экономические предпосылки для осуществления инвестиций в Казахстане, нежели за пределами республики.

Таблица 

              Показатели устойчивости внешнего сектора
____________________________________________________________________
                                 1997   1998   1999   2000   2001
--------------------------------------------------------------------
1. Индикаторы внешних шоков
   Внешние условия торговли
   (% к пред, году) 1                 2.8   -16.0   8.2   20.2   -5.3

   Мировые цены экспорта           -3.0   -22.6   5.5   25.4  -10.2
   Мировые цены импорта            -5.6    -7.9  -2.5    4.3   -5.1
   РЭОК (дек.в % кдек) 2              8.9    16.2 -26.4    2.8   -1.6
   в т.ч. по отношению к России       1    68.6   -30   -8.5   -6.7

2. Индикаторы платежного баланса
   и внешнего долга
   Текущий счет (% к ВВП)          -3.6   -5.6   -1.4    3.7   -5.6
   ИПИ, за минусом текущий счет
   (% к ВВП)                          2      0      7     11      7
   Торговый баланс (% к ВВП)       -1.2   -3.6    2.0   13.4    5.3
   Экспорт (% к ВВП)                 31     27     36     51     40
   Экспорт нефти
   (% к общему экспорту)             24     28     34     46     47
   Импорт (% к ВВП)                 -32    -30    -34    -38    -35
   Инвестиционный 3 импорт/
   Прочий импорт                   0.26   0.31   0.43   0.44   0.49
   Краткосрочный капитал +
   Ошибки и пропуски               -3.7   -3.6   -5.6   -5.3   -0.7
   (% к ВВП)
   Валовый внешний долг,
   на конец периода (% к ВВП) 4      35.0   45.2   72.7   69.6   67.5
   в т. ч. государственный и
   гарантированный государством    14.9   18.2   24.4   21.6   17.0
   Краткосрочный внешний долг
   в валовом внешнем долге (%)     30.0   23.0   15.0    7.8    8.5
--------------------------------------------------------------------
      1 Внешние условия торговли рассчитаны, как соотношение мировых цен экспорта и импорта, по основной номенклатуре (экспорт - 80%, импорт - 66%), с учетом фиксированных весов.
      2 Реальный эффективный обменный курс рассчитан по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров ("+" - удорожание,
"-" - удешевление тенге).
      3 Включает машины и оборудование, приборы и аппараты, средства наземного транспорта.
      4 Данные несопоставимы в силу расширения статистического охвата по частному внешнему долгу, негарантированному государством, с 2000 года.

      Структура притока капитала ориентирована на наращивание производственного потенциала и наименее зависима от изменений ожиданий портфельных инвесторов, чувствительных к внутренней и внешней конъюнктуре. В частности, в структуре притока капитала доминируют прямые инвестиции, финансирующие, прежде всего, импорт инвестиционных товаров и товаров промежуточного промышленного потребления.
      Дальнейшее освоение нефтяных месторождений создает дополнительные источники притока капитала по текущему счету платежного баланса, что может повлиять на снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, так как увеличение экспортных поступлений, сопровождаемое дальнейшим освоением прямых инвестиций, будет оказывать непосредственное давление на реальное удорожание обменного курса тенге.
      В этих условиях, Национальный Банк вынужден будет, либо допустить повышение курса национальной валюты, либо осуществлять постоянные интервенции на валютном рынке и стерилизовать рост внешних активов банковской системы, что будет сопровождаться постоянным ростом расходов Национального Банка, приведет к снижению внутренних процентных ставок и возможности неконтролируемого роста инфляции.

3.4. Эффективность валютного контроля

      При построении системы валютного контроля необходимо также учитывать соотношение результатов осуществления контроля и затрат на его реализацию. С течением времени, по мере развития финансового рынка, усложнения схем проведения валютных операций появляются дополнительные возможности для обхода установленных административных барьеров, что требует все больших финансовых затрат на осуществление валютного контроля, снижая при этом его эффективность. К примеру, за прошедшие полтора года было выдано только 11 лицензий на открытие физическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках за рубежом, что объективно не отражает количества проводимых операций. Кроме того, по мере совершенствования финансового надзора, повышения требований к капитализации и управлению рисками в финансовых институтах, совершенствования налогового администрирования, постепенно отпадает необходимость в дублировании надзорных функций со стороны валютного контроля. Ограничивая весь спектр валютных операций, снижается и потенциальные доходы экономики от вложения в иностранные активы, поэтому подход Национального Банка должен заключаться в максимально возможной либерализации режима в отношении наиболее привлекательных валютных операций и повышении эффективности валютного контроля за наиболее рискованными и масштабными операциями.
      По такому пути шли многие страны Восточной Европы, которые либо уже полностью либерализовали валютный режим (Венгрия, Чехия), либо предполагают осуществить эти меры в ближайшее время (Польша). При этом, либерализация оттока капитала сначала касалась прямых инвестиций за рубеж, долгосрочных портфельных инвестиций и кредитов, инвестиций в ценные бумаги развитых стран (стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития) и только затем операций с краткосрочными финансовыми инструментами и достижение полной внутренней конвертируемости национальной валюты.

4. Цель и задачи Программы

      Исходя из долгосрочных приоритетов стратегии развития Казахстана, определяющих необходимость (1) стимулирования активности частного сектора и национального капитала, чтобы соответствовать новым условиям развития мировой экономики; (2) подготовки стратегии финансовых инвестиций за рубеж, а также (3) исходя из долгосрочной цели либерализации валютного режима в Республике Казахстан - стимулирование устойчивого экономического роста, основная цель Программы заключается в повышении эффективности использования валютных средств за счет расширения инвестиционных возможностей резидентов Казахстана.
      Для достижения этой цели в рамках первого этапа либерализации предполагается реализация следующих задач:
      1) создание условий для диверсификации инвестиционного портфеля путем смягчения режима валютного регулирования инвестиций в ценные бумаги нерезидентов инвестиционного качества;
      2) стимулирование прямых инвестиций резидентов за рубеж, расширяющих производственный потенциал республики, создающих условия для проникновения на новые перспективные рынки и дающих необходимый уровень контроля над объектом инвестирования;
      3) повышение эффективности валютного регулирования и экспортно-импортного валютного контроля за наиболее значимыми валютными операциями, наряду с устранением чрезмерных административных преград при осуществлении внешнеэкономических операций;
      4) дальнейшее совершенствование статистического учета валютных операций и снижение рисков, связанных с более свободным движением капитала.

      5. Основные направления и механизм
реализации Программы

5.1. Принципы построения Системы валютного
регулирования и контроля

      Для целей валютного регулирования и контроля все операции между резидентами и нерезидентами будут разделены на следующие категории:
      1) категория "а": операция требует получения разрешения - лицензии Национального Банка;
      2) категория "б": операция требует регистрации - участник сделки должен проинформировать (в течение определенного времени с момента подписания контракта или перехода сделки в соответствующую категорию операций, связанных с движением капитала, подлежащих регистрации) Национальный Банк о совершаемой операции, на основании чего выдается подтверждение - свидетельство регистрации;
      3) категория "в": операция требует последующего уведомления - профессиональные участники рынка ценных бумаг, уполномоченные банки, либо непосредственно участник сделки, уведомляют Национальный Банк (в течение определенного периода с момента проведения) о характере совершенной сделки после ее проведения;
      4) категория "г": операция не требует получения лицензии, свидетельства регистрации или уведомления Национального Банка.
      Текущие операции между резидентами и нерезидентами, определенные в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года "О валютном регулировании", осуществляются без ограничений.
      Операции, связанные с движением капитала будут отнесены к различным категориям в зависимости от экономического характера, рисков и масштабов операций. При этом срок перехода валютной операции из текущих в разряд операций, связанных с движением капитала, будет увеличен со 120 до 180 дней, что более точно отражает условия осуществления расчетов по внешнеэкономическим операциям в соответствии с мировой практикой.
      Режим валютного регулирования будет иметь разрешительный характер только в отношении операций категории "а". Лицензия будет выдаваться на основании предоставленных заявителем документов и обоснования. Необходимо расширить перечень требований к резиденту и конкретной операции, позволяющих оценить целесообразность ее проведения, не соответствие которым должно являться основанием для отказа в выдаче лицензии. В настоящее время система лицензирования не отвечает всем требованиям, предъявляемым международной практикой к режиму валютного регулирования. Действующий порядок не предусматривает право регулирующего органа отказывать в выдаче лицензии по причине экономической нецелесообразности проведения операции. В этих условиях ограничения носят исключительно процедурный характер, формально не привязаны к реальным экономическим предпосылкам осуществления операции и финансовым
возможностям резидента покрывать соответствующие валютным операциям риски. По мере либерализации валютного режима, валютные риски и риски "регулятивного арбитража" будут возрастать, поэтому Национальный Банк, как орган валютного контроля, должен иметь достаточные полномочия отказывать заявителю, которым представлены необходимые документы и соблюдены все процедуры, в том случае если операция, и/или заявитель не соответствует установленным экономическим требованиям.
      Регистрация (категория "б") не будет иметь разрешительный характер, т.е. Национальный Банк не сможет отказать заявителю в проведении сделки по причинам ее экономической нецелесообразности, и будет служит целям полного и достоверного учета внешнеэкономических операций, а также контроля за соблюдением требований валютного законодательства.
      Последующее уведомление (категория "в") будет носить информативный характер, не будет требовать предоставления подтверждающих документов и будет являться только источником информации об операции и ее участниках.
      Либерализация операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов базируется на принципе последовательности, т.е. предпочтительные капитальные операции на первом этапе будут последовательно переводиться из разряда тех, что подлежат
лицензированию (категория "а"), в разряд операций, требующих регистрации (категория "б"), уведомления (категория "в").
      Будет совершенствоваться порядок регистрации и лицензирования валютных операций с целью максимального упрощения административных процедур.
      Кроме того, валютным законодательством может быть установлена минимальная сумма операции, связанной с использованием валютных ценностей, подлежащая лицензированию. Данный подход позволит осуществлять контроль за наиболее масштабными операциями, не ограничивая при этом менее значительные по суммам операции, более свойственные предприятиям малого и среднего бизнеса.
      Либерализация валютного режима будет также сопровождаться усилением ответственности резидентов за нарушение установленных валютным законодательством требований.

5.2. Операции с ценными бумагами нерезидентов

      По действующему законодательству инвестиции резидентов в ценные бумаги нерезидентов классифицируются как валютные операции, связанные с движением капитала и предусматривающие перемещение валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов, и лицензируются Национальным Банком.
      Порядок осуществления инвестиций резидентами за границу будет либерализован в отношении следующих операций:
      1. Портфельные инвестиции резидентов в ценные бумаги инвестиционного качества, выпущенные нерезидентами (далее - ценные бумаги инвестиционного качества).
      К категории ценных бумаг инвестиционного качества будут отнесены наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги со следующими характеристиками:
      акции иностранных эмитентов, имеющих кредитную рейтинговую оценку не ниже "А" (по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch") или "А2" (по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service");
      облигации и иные долговые ценные бумаги иностранных эмитентов, имеющие рейтинговую оценку не ниже "А" (по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch") или "А2" (по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service").
      Инвестирование в ценные бумаги инвестиционного качества будет осуществляться без получения лицензии.
      Под кредитным рейтингом понимается долгосрочный рейтинг. Краткосрочный рейтинг может быть принят только при отсутствии долгосрочного рейтинга.
      При наличии более одного рейтинга для отнесения ценной бумаги к категории ценных бумаг инвестиционного качества необходимо, чтобы имеющиеся рейтинги от каждого из установленных рейтинговых агентств ("Standard & Poor's", "Fitch", "Moody's") удовлетворяли минимальным установленным требованиям. Допускается отклонение одного из рейтингов от минимального установленного рейтинга не более чем на половину пункта. В случае с государственными ценными бумагами иностранных государств, под кредитным рейтингом понимается долгосрочный суверенный рейтинг страны в иностранной валюте.
      Достаточно высокие требования к кредитному рейтингу устанавливаются с целью оградить казахстанских инвесторов от рискованных инвестиций. Допуск ценных бумаг инвестиционного качества к обращению на территории Республики Казахстан планируется осуществить без прохождения соответствующей процедуры допуска.
      Режим инвестирования в ценные бумаги инвестиционного качества без получения лицензии будет распространяться на всех резидентов Республики Казахстан, осуществляющих эти операции через казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг.
      Первичный контроль за соблюдением критериев инвестиционного качества при переводе средств в оплату покупки ценных бумаг будут осуществлять банки второго уровня. Контроль за соблюдением инвесторами требований к надежности ценных бумаг инвестиционного качества будет осуществляться исключительно через ЗАО "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее - Центральный Депозитарий). Банки второго уровня, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не смогут осуществлять операции с ценными бумагами нерезидентов напрямую через свои корреспондентские отношения с нерезидентами, минуя Центральный Депозитарий.
      Информация об операциях и контрпартнерах сделки с ценными бумагами инвестиционного качества будет предоставляться в Национальный Банк в течение установленного времени с момента ее проведения посредником - профессиональным участником рынка ценных бумаг (категория "в").
      Инвестирование резидентами в ценные бумаги нерезидентов, не отвечающие вышеперечисленным требованиям к рейтингу, либо в ценные бумаги инвестиционного качества, минуя казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг, будет подлежать лицензированию в Национальном Банке. Обращение ценных бумаг неинвестиционного качества, выпущенных нерезидентами, на территории Республики Казахстан, потребует прохождения процедуры допуска Национальным Банком.
      В соответствии с принципом постепенной либерализации Национальным Банком будет рассмотрена возможность изменения требований к рейтингу ценных бумаг инвестиционного качества, включения других видов ценных бумаг в дополнение к вышеуказанным, и применения других способов регулирования.
      2. Последующее приобретение ценных бумаг нерезидентов у резидентов на внутреннем рынке.
      В отношении инвестиций резидентов в ценные бумаги нерезидентов неинвестиционного качества, либо в ценные бумаги инвестиционного качества, минуя казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг, порядок лицензирования будет распространяться только на первичное приобретение резидентами ценных бумаг нерезидентов, когда фактически происходит отток валютных ценностей из Казахстана. Информация необходимая для отражения фактического владения резидентами ценных бумаг нерезидентов при их обращении на вторичном рынке внутри республики будет направляться в Национальный Банк в порядке уведомления.
      3. Инвестиции резидентов в ценные бумаги нерезидентов через покупку казахстанских депозитарных расписок (далее - КДР), выпущенных на данные ценные бумаги.
      В настоящее время активизируется работа по расширению перечня финансовых инструментов, доступных для инвестирования и обращения на внутреннем рынке. В этой связи Национальный Банк проводит работу по формированию процедур и порядка выпуска, размещения и обращения КДР на ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами.
      Учитывая, что, приобретая КДР, резиденту фактически переходит право собственности на ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, данные операции должны попадать под требования валютного регулирования в части осуществления инвестиций за границу, в том числе в ценные бумаги нерезидентов. При этом устанавливаются достаточно высокие требования к качеству ценных бумаг, являющихся базовым активом КДР, эмитента КДР и раскрытию информации, что делает распространение валютного регулирования на данные операции нецелесообразным.
      Исходя из этого, с целью создания достаточных условий для обращения данных производных ценных бумаг на внутреннем рынке и исключения дублирования контроля со стороны финансового надзора, инвестиции резидентов в ценные бумаги нерезидентов посредством приобретения КДР не будут подлежать лицензированию. Информация, позволяющая классифицировать фактическое владение ценными бумагами нерезидента, являющимися базовым активом, резидентами - держателями КДР и позволяющая отслеживать операции с ними, будет получаться от депозитарной организации, эмитента КДР и профессиональных участников рынка ценных бумаг в порядке уведомления (категория "в").
      Чтобы исключить возможность обхода установленных ограничений валютного регулирования, при обмене резидентом КДР на базовый актив, будет действовать порядок валютного регулирования в отношении приобретения ценных бумаг - базового актива.
      Вопросы, требующие решения:
      В настоящее время, действующее валютное законодательство ориентировано исключительно на регулирование операций, связанных с непосредственным приобретением ценных бумаг, которые могут выступать в качестве базовых активов, поэтому не полностью отражает сущность и характер проведения операций с производными финансовыми инструментами. Учитывая, что в ближайшей перспективе можно ожидать, что операции с производными финансовыми инструментами будут получать все большее распространение, необходимо разработать подходы и привести порядок валютного регулирования в соответствие с механизмом и особенностями функционирования рынка производных финансовых инструментов.

5.3. Осуществление резидентами прямых
инвестиций за границу

      Прямые инвестиции - вложения денег, ценных бумаг, вещей, имущественных прав, включая права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, и иного имущества в оплату акций (вкладов участников) юридического лица, в результате которых лицу, осуществляющему такие вложения, будет принадлежать 10 и более процентов голосующих акций (10 и более процентов голосов от общего количества голосов участников) данного юридического лица.
      По действующему законодательству инвестиции резидентов за границу, в том числе прямые инвестиции, классифицируются как валютные операции, связанные с движением капитала и предусматривающие перемещение валютных ценностей от резидентов в пользу нерезидентов, и лицензируются Национальным Банком.
      С точки зрения увеличения экономического потенциала республики прямые инвестиции резидентов могут считаться экономически оправданными, если они содействуют более эффективному распределению финансовых ресурсов, расширению производственной базы, проникновению на новые рынки и снижению транзакционных издержек.
      Дополнительно, инвестор должен обладать правами (долей в уставном капитале), достаточными, чтобы оказывать существенное влияние на принятие решений в отношении производственной деятельности объекта инвестирования и использования прибыли, а инвестиционный и валютный режим в стране - местонахождении объекта инвестирования не должен препятствовать возврату вложенных средств и репатриации полученной прибыли.
      Вышеперечисленные факторы определяют базовые принципы, на которых будет строиться процесс либерализации инвестиций резидентов в иностранные активы следующего характера:
      создание предприятия, приобретение акций действующих предприятий, в результате чего резиденту будет принадлежать 50% и более голосующих акций (50 и более процентов голосов от общего количества голосов участников) данного юридического лица - нерезидента, то есть дочерней организации;
      увеличение уставного капитала дочерней организации нерезидента - объекта инвестирования;
      вышеуказанные операции осуществляются в страну - местонахождение объекта инвестирования, входящую в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), либо с которой заключено и ратифицировано Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций (предусматривает отсутствие ограничений на немедленную репатриацию в свободно конвертируемой валюте дивидендов, доли прибыли, вознаграждений, средств от ликвидации/ продажи доли участия резидента).
      Данные операции резидентов будут попадать под режим регистрации операций (категория "б"), связанных с движением капитала.
      Операции прямого инвестирования резидентов за рубеж, не удовлетворяющие данным требованиям, будут осуществляться только при наличии лицензии Национального Банка (категория "а").

5.4. Операции кредитования

5.4.1. Кредитование внешнеторговых операций

      В Казахстане (по действующему режиму) лицензированию в Национальном Банке подлежат переводы для осуществления расчетов по экспортно-импортным сделкам, предусматривающим отсрочку платежа по экспорту либо авансовый платеж за импорт товаров, работ и услуг на срок более 120 дней, то есть операции, связанные с движением капитала.
      За период с января 2001 года по 1 полугодие 2002 года включительно общее количество выданных лицензий по операциям, связанным с отсрочкой платежа по экспорту, составило 718. Срок исполнения обязательств по экспортно-импортным сделкам зачастую превышает 180 дней и не может быть объяснен исключительно временными трудностями контпартнера. По ряду товаров удлинение сроков поступления экспортной выручки связано с прохождением процедуры сертификации качества продукции и последующей продажи конечному потребителю. Кроме того, меры по стимулированию производства товаров с более высокой добавленной стоимостью, в том числе должны включать сокращение, и/или упрощение косвенных нетарифных (административных) барьеров при экспорте, которым, в том числе, является порядок лицензирования валютных операций.
      Исходя из этого, на первом этапе в отношении регулирования расчетов по экспортно-импортным операциям необходимо решить следующие задачи:
      повышение эффективности контроля над возвратом валютной выручки от экспорта и обоснованности платежей по импорту и качества информации в рамках экспортно-импортного валютного контроля;
      устранение чрезмерных преград при осуществлении экспортных операций.
      Для реализации этих задач на первом этапе предполагается осуществление следующих мероприятий:
      1. Оценить наиболее оптимальный минимальный порог дебиторской задолженности на срок 180 дней и свыше по экспортно-импортным операциям, подлежащей лицензированию в Национальном Банке (действующий порог составляет 5000 долларов США).
      Увеличение минимального порога лицензирования будет сопровождаться введением двухуровневой системы контроля над экспортно-импортными операциями.
      Первый уровень предусматривает лицензирование кредитования резидентами нерезидентов по экспортно-импортным операциям на срок более 180 дней в рамках одного контракта в соответствии с действующими процедурами.
      Второй уровень предполагает отслеживание в рамках экспортно-импортного валютного контроля суммарной накопленной дебиторской задолженности на срок более 180 дней по операциям, не превышающим установленный минимальный порог лицензирования по всем заключенным резидентом экспортно-импортным контрактам, что позволит выявлять тех участников внешнеторговых операций, у которых задолженность по каждому отдельному контракту не превышает нижнего порога лицензируемых операций.
      Информация о резидентах, у которых систематически, на конец каждого квартала в течение года, накапливается дебиторская задолженность по экспортно-импортным операциям, будет формироваться Национальным Банком на основании информации, представляемой уполномоченными банками, и доводиться до соответствующего уполномоченного органа с целью выяснения причин образующейся задолженности, а также будет принята к сведению при рассмотрении заявления, в случае последующего обращения резидента в Национальный Банк за лицензией.
      2. Определить перечень товаров с указанием кодов в соответствии с классификацией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), при экспорте которых более длительные условия расчетов могут быть связаны с отраслевой спецификой хозяйственной деятельности и торговли, т.е. могут
считаться экономически оправданными, в целях стимулирования нетрадиционного экспорта и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. (Прим. РЦПИ. См. V011445,)
      При наличии достаточных, обоснованных экономической целесообразностью, причин Правительство Республики Казахстан по согласованию с Национальным Банком может распространить на них особый режим валютного регулирования, предусматривающий требование получения резидентом лицензии, только в случае, если срок между датой экспорта товаров и получением экспортной выручки превышает 365 дней.
      3. Рассмотреть возможность упрощения порядка валютного регулирования по экспортно-импортным операциям, исполнение обязательств по которым со стороны нерезидента завершено.
      В соответствии с действующим порядком, кредитование экспортно-импортных сделок подлежит лицензированию, если операция перешла из разряда текущих в операцию, связанную с движением капитала, независимо от того поступила ли фактически валютная выручка по экспорту, либо товар по импорту в полном объеме к моменту подачи заявления на получение лицензии. Учитывая, что нерезидент исполнил свои обязательства в полном объеме, лицензирование сводится к выполнению административных формальностей и сопровождается дополнительными издержками для участника внешнеэкономической деятельности. С этой точки зрения, Национальному Банку совместно с Агентством таможенного контроля необходимо рассмотреть вопрос о возможности введения упрощенного порядка валютного регулирования данных операций, чтобы с одной стороны сократить количество административных процедур, а с другой - не снизить эффективность валютного контроля и обеспечить соблюдение резидентом требований валютного законодательства.
      Вопросы, требующие решения:
      1) необходимо доработать процедуру лицензирования в части условий выдачи лицензии, ответственности за систематическое образование задолженности, упрощения порядка по завершенным экспортно-импортным сделкам и взаимодействия Национального Банка с налоговыми и другими контролирующими органами;
      2) необходимо определить минимальный порог дебиторской задолженности по лицензируемым экспортно-импортным сделкам;
      3) внести изменения в процедуры валютного контроля по экспорту отдельных товаров, при котором возникновение дебиторской задолженности на срок до 365 дней не будет подлежать лицензированию;
      4) потребуется внесение изменений в систему и разрабатываемое программное обеспечение экспортно-импортного валютного контроля;
      5) в рамках работ по реализации последующего контроля за суммарной дебиторской задолженностью по всем внешнеторговым контрактам резидента (второй уровень контроля) необходимо оценить наиболее оптимальный стоимостной порог паспортизации экспортно-импортных сделок в рамках экспортно-импортного валютного контроля;
      6) необходимо разработать механизмы страхования экспортных кредитов и рассмотреть возможность упрощения порядка валютного регулирования по внешнеторговым операциям, риск невозврата средств по которым обеспечен страховым полисом.

5.4.2. Предоставление кредитов нерезидентам
банками второго уровня

      Лицензирование операций, связанных с предоставлением кредитов нерезидентам банками-резидентами второго уровня, будет отменено. Учитывая, что данный вид операций регулируется мерами пруденциального регулирования и надзора, в рамках которого банки второго уровня обязаны выполнять установленные нормативы, классифицировать активы по степени риска, и раскрывать основную информацию об участниках и условиях совершения операции, необходимости в распространении на них разрешительного режима валютного регулирования, которым является лицензирование, нет.
      При этом, предоставление кредитов нерезидентам банками второго уровня будет попадать под требование уведомления (категория "в") в Национальном Банке.
      Режим большей экономической свободы будет сопровождаться усилением требований к раскрытию существенной, значимой и достоверной информации по международным операциям, проводимым финансовыми организациями, и достаточности капитала, оцениваемой на основе внутренних систем управления рисками.
      Вопросы, требующие решения:
      Система пруденциального регулирования и надзора должна содержать элемент контроля и ограничения максимального риска на одного заемщика-нерезидента (так как данный риск при оттоке капитала гораздо более высок в сравнении с операциями на внутреннем рынке), а также повышенные требования к достаточности собственного капитала банков, с учетом странового риска.

5.4.3. Открытие резидентами счетов в иностранных банках

      Другим шагом на пути либерализации валютного режима является смягчение требований в отношении открытия счетов за границей в иностранных банках и иных финансовых институтах, имеющих право осуществлять банковские операции по законодательству государств,
в которых они зарегистрированы (далее - иностранные банки).
      1. Лицензированию не будет подлежать открытие физическими лицами-резидентами счетов за границей в иностранном банке:
      если иностранный банк имеет долгосрочный кредитный рейтинг не ниже "А" (по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch") или "А2" (по классификации рейтингового агентства "Mood's Investors Service") и зарегистрирован и расположен в государстве, которое является членом ОЭСР;
      резидентами, временно находящимися за пределами Республики Казахстан с целью работы, учебы, лечения или отдыха.
      При наличии более одного кредитного рейтинга необходимо, чтобы кредитные рейтинги от каждого из установленных рейтинговых агентств ("Standard & Poor's", "Fitch", "Moody's") удовлетворяли минимальным установленным требованиям. Допускается отклонение одного из рейтингов от минимального установленного рейтинга не более чем на половину пункта.
      Открытие счетов за рубежом будет осуществляться физическим лицом-резидентом через счета, открытые в уполномоченных банках, либо посредством перевода, без открытия счета, в порядке регистрации (категория "б").
      При этом по счетам открытым физическими лицами в иностранных банках за рубежом не будут проводиться операции, которые подлежат лицензированию в порядке, определенном валютным законодательством.
      2. В настоящее время открытие корреспондентских и металлических счетов банками осуществляется без лицензии с соблюдением требований органа банковского надзора. Совершенствование пруденциального регулирования, повышение требований к устойчивости банка и достаточности капитализации в зависимости от рискованности инвестиционного портфеля и активов банка с внедрением внутренних систем управления рисками создает необходимый уровень эффективности контроля, поэтому открытие счетов банками второго уровня в иностранных банках осуществляется без лицензии. На проведение данных операций будет распространяться режим уведомления (категория "в").
      Вопросы, требующие решения:
      С точки зрения минимизации затрат, связанных, к примеру, с образованием дочерней организации, с содержанием представительства за рубежом, предполагающими наличие счета за рубежом, распространение упрощенного порядка на открытие и ведение счетов юридических лиц в зарубежных банках для этих целей может быть экономически оправдано. Исходя из этого, по мере совершенствования порядка контроля проведения валютных операций в рамках первого этапа и анализа экономических результатов мер по либерализации необходимо оценить экономическую целесообразность либерализации открытия юридическими лицами счетов за рубежом и проведения отдельных операций по ним.
      Дополнительно необходимо предусмотреть возможность проведения операций по банковским счетам, открытым в банках нерезидентах, с использованием платежных карточек, выпущенных банками Республики Казахстан.
      В рамках пруденциального регулирования необходимо повысить требования к прозрачности (раскрытию информации) тех банков - нерезидентов-корреспондентов банков Республики Казахстан, не имеющих долгосрочного рейтинга или долгосрочный рейтинг которых менее требуемого уровня. Также, необходимо повышение требований к капитализации банков Республики Казахстан при открытии ими коррсчетов в банках-нерезидентах.

5.5. Информационный аспект либерализации валютного режима

      Принципы либерализации валютного режима в Республике Казахстан определяют, что последовательная отмена существующих административных мер контроля за потоками капитала должна сопровождаться, во-первых, совершенствованием статистической базы составления, анализа и прогноза платежного баланса и, во-вторых, усилением полномочий Национального Банка по сбору информации о внешнеэкономических операциях и определению требований к ней.
      В процессе либерализации ряда предпочтительных операций предполагается, что участник операции, получая большую экономическую свободу при осуществлении внешнеэкономических сделок, примет на себя обязательство и ответственность по предоставлению всей необходимой информации, с целью статистического учета операций, проверки обоснованности операций и соответствия резидента требованиям валютного регулирования.
      Информационная база о внешнеэкономических операциях должна удовлетворять требованиям:
      1) детализации информации по целям, субъектам, видам и срочности операций;
      2) ведения пооперационного учета операций клиентов банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
      3) выделения базовых операций от операций с производными к   ним финансовыми инструментами;
      4) возможности четкой классификации и сопоставления операции  с информацией из других источников;
      5) актуализации и пополнения реестра предприятий,  осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
      Для реализации этих задач, необходимо выполнить следующие мероприятия:
      1) провести детальный анализ существующих форм отчетности на предмет полноты их охвата, максимально возможного исключения дублирования предоставляемой информации и удовлетворения требованиям к информационной базе;
      2) совершенствовать формы и порядок предоставления информации резидентами в рамках процедур лицензирования/регистрации/ уведомления.
      В процессе совершенствования системы сбора статистической информации можно будет последовательно переходить от требования предварительной регистрации к обязательству последующего уведомления и предоставления отчетности в отношении ряда операций, связанных с движением капитала.
      Уже на первоначальном этапе будет отменена регистрация в отношении покупки нерезидентами негосударственных ценных бумаг резидентов, осуществляемая через резидентские брокерские компании. Информация о владельцах, эмитентах и характере данных операций будет предоставляться профессиональными участниками рынка ценных бумаг (категория "в") в соответствии с установленными формами отчетности. В отношении покупки нерезидентами негосударственных ценных бумаг резидентов, без привлечения резидентских брокерских компаний будет распространяться действующий режим регистрации операции в Национальном Банке.

5.6. Правовой аспект либерализации валютного режима

      Изменение подходов валютного регулирования в соответствии с мерами по либерализации валютного режима, предусмотренными настоящей Программой, потребует внесения изменений в Законы Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О лицензировании" , от 24 декабря 1996 года "О валютном регулировании" , от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" , а также  Правила лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей, Правила регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, Инструкцию об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, утвержденные Правлением Национального Банка.
      Необходимость упорядочивания режимов валютного регулирования и создания должной правовой базы, отвечающей требованиям данного этапа развития валютных отношений и последовательной либерализации, требует разработки нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", систематизирующего основные нормы и правила и единого нормативного правового акта, регулирующего порядок и процедуры, валютного регулирования всех категорий валютных операций, связанных с движением капитала - режимы лицензирования, регистрации, уведомления, что обеспечит единообразное их понимание и применение.
      Вопросы, требующие решения:
      1) необходимо расширить требования к предоставляемому экономическому обоснованию и информации, рассматриваемой при выдаче заявителю лицензии на проведение валютных операций;
      2) либерализация валютного режима должна сопровождаться усилением ответственности за несоблюдение установленного режима проведения операций, предоставления сведений и отчетности. Кроме того, должен быть решен вопрос об увеличении срока давности привлечения к ответственности нарушителей, в связи с возможным объективным запаздыванием в обнаружении нарушений, особенно при проведении операций, подлежащих лицензированию по счетам физических лиц, открытых в банках стран ОЭСР, неуведомление Национального Банка о проведении валютных операций и другие. Для реализации этих задач необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5.7. Снижение рисков, связанных с потоками
иностранного капитала

      В настоящее время в Казахстане практически нет ограничений на приток иностранного капитала и репатриацию доходов, связанных с иностранными инвестициями, по широкому ряду различных видов операций вне зависимости от срока.
      В то же время, массированный приток капитала в страну несет в себе определенные риски для проведения независимой экономической политики, которые выражены в следующем:
      риск внезапного оттока мобильного краткосрочного капитала, имеющего зачастую спекулятивный характер, в случае даже незначительного ухудшения макроэкономических показателей республики, изменения ожиданий инвесторов, либо пересмотра ими своего портфеля рискованных бумаг в случае ухудшения экономической ситуации в странах со сходным уровнем риска;
      рост внешней задолженности до критического уровня и увеличение зависимости экономики от иностранных кредиторов создает риск неплатежеспособности в долгосрочной перспективе, особенно, если экономика существенно уязвима влиянию внешних шоков.
      Снижение рисков особенно актуально в условиях либерализации валютного режима и повышении мобильности капитала. Смягчение ограничений в отношении оттока капитала, наряду с расширением экономической свободы, также сопровождается определенными рисками для резидентов. Поэтому наличие эффективной системы отслеживания и управления рисками, в частности: суверенным страновым риском; страновыми рисками контрпартнеров; рыночными (валютными рисками, рисками изменения процентных ставок, риском операций с производными финансовыми инструментами), является необходимым условием дальнейшей либерализации валютного режима в Республике Казахстан.
      Последовательность и временные рамки мероприятий по либерализации валютного режима будут согласованы с:
      1) реализацией мер по внедрению в финансовых институтах внутренних систем управления рисками;
      2) усилением процедур пруденциального регулирования и надзора за банками на консолидированной основе;
      3) развитием внутреннего финансового рынка;
      4) разработкой механизма контроля и сдерживания спекуляций со стороны нефинансовых организаций - крупных участников внутреннего валютного рынка (с возможной последующей отменой ограничений на операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке);
      5) введением международных принципов отслеживания и контроля сомнительных сделок в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем;
      6) внешними факторами, определяющими устойчивость экономического роста и платежного баланса страны.
      Исходя из принципа исключительности, сохраняется законодательно закрепленное право по использованию мер валютного и административного регулирования в отношении резидентов и нерезидентов, осуществляющих внешнеэкономические операции, и отдельных операций при наличии объективных предпосылок и/или угроз краткосрочной, либо долгосрочной экономической безопасности страны.

6. Ожидаемый результат от реализации Программы

      Операции, которые способствуют большей эффективности использования валютных средств, проводятся устойчивыми в финансовом плане предприятиями и финансовыми институтами, транспарентны и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке, попадают в категорию операций, в отношении которых будут смягчены требования валютного регулирования в рамках первого этапа либерализации, определенного данной Программой.
      Отмена лицензирования в отношении покупки ценных бумаг нерезидентов и их свободный допуск на внутренний рынок существенно снизят административные издержки инвестирования в ценные бумаги нерезидентов. Возможность вложения средств в ценные бумаги, отличающиеся высокой ликвидностью и низким уровнем риска, при меньших затратах для резидентов позволит более эффективно диверсифицировать риски инвесторов с целью достижения оптимальной доходности. Кроме того, упрощение порядка валютного регулирования инвестиций за границу через КДР создаст необходимые условия для развития внутреннего рынка, интеграции финансовых рынков стран СНГ, и более широкого использования инструментов, выраженных в национальной валюте.
      Снижение административных издержек, связанных с получением лицензии на осуществление прямых инвестиций, для тех резидентов, для которых наличие дочерней организации за границей оправдано экономической целесообразностью, т.е. снижает операционные затраты, расширяет производственные мощности, будет способствовать проникновению на новые рынки и более эффективному распределению ресурсов. В настоящее время Казахстан заключил Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций с более чем 30-ю странами и с учетом стран ОЭСР их доля превышает 80% товарооборота республики. Таким образом, требования по стране - принадлежности объекта инвестирования не будут ограничивать возможности резидентов по осуществлению прямых инвестиций в наиболее перспективные и целесообразные с точки зрения внешнеторговых взаимоотношений страны, предоставляя при этом казахстанским инвесторам необходимый уровень защиты вложенных средств.
      В отношении регулирования расчетов по экспортно-импортным сделкам:
      1) повышение нижнего порога лицензирования позволит осуществлять контроль над действительно значимыми, с точки зрения оттока капитала, суммами дебиторской задолженности по экспортно-импортным операциям, в то же время не ограничивая те финансовые потоки, которые могут быть вызваны экономически оправданными условиями хозяйственной деятельности предприятий;
      2) в целом повысится эффективность осуществления валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций;
      3) будут созданы условия для контроля над суммарной задолженностью резидента по всем внешнеторговым контрактам в том случае, если резидент дробит один контракт на несколько более мелких по сумме с целью ухода от требования лицензирования;
      4) в целом, процедуры валютного регулирования станут более транспарентными и понятными для предприятий и организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность;
      5) будут созданы более благоприятные условия отдельным отраслям для осуществления финансовых расчетов при экспорте в тех случаях, когда задолженность экономически оправдана существующими условиями хозяйственной деятельности и отраслевой спецификой, а также в целях снижения административных затрат при экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью.
      С постепенной отменой отдельных ограничений, систематизацией и упрощением системы валютного контроля необходимость в проведении валютных операций в обход требований валютного законодательства будет снижаться, что приведет к большей прозрачности и легальности валютных операций. Более того, сокращение мер административного контроля за валютными операциями и расширение экономической свободы деятельности традиционно рассматривается иностранными инвесторами как факторы, улучшающие инвестиционный климат страны, что в долгосрочной перспективе способно увеличить приток иностранного капитала в Казахстан, причем не только в сырьевой сектор экономики.
      Повышение эффективности внутренних систем управления рисками в финансовых институтах; развитие рынка ценных бумаг и инструментов хеджирования рыночных рисков; усиление финансового надзора и взаимодействия государственных органов; совершенствование системы сбора и учета операций, которая будет давать объективную, своевременную и качественную информацию о трансграничных потоках капитала и соотношении спроса и предложения на внутреннем валютном рынке создаст качественные экономические предпосылки для перехода на следующий этап либерализации валютного режима.

              7. План мероприятий по реализации Программы <*>
      Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 сентября 2003 года N 911 .
____________________________________________________________________
N !    Мероприятие      !  Форма      !Ответственные! Срок       
п/п!                     ! завершения  !за исполнение! исполнения 
--------------------------------------------------------------------
1 !         2           !      3      !       4     !     5
--------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование процедур валютного регулирования и контроля
--------------------------------------------------------------------
1.1. Внести изменения в    Проект        НБК (по       В течение
     нормативные правовые  нормативного  согласованию) 2-х кварталов
     акты, регулирующие    правового     АТК           со дня веде-
     порядок и процедуры   акта                        ния в дейст-
     регулирования валют-                              вие закона
     ных операций                                      Республики
                                                       Казахстан
                                                       "О внесении
                                                       изменений и
                                                       дополнений
                                                       в некоторые
                                                       законода-
                                                       тельные акты
                                                       Республики
                                                       Казахстан по
                                                       вопросам
                                                       банковской
                                                       деятельнос-
                                                       ти, валютного
                                                       регулирова-
                                                       ния и валют-
                                                       ного
                                                       контроля"
1.2. Внести предложения    Информация    НБК (по       3 квартал
     по расширению         Правительству согласованию) 2003 года
     перечня требований                  МЭиБП, МЮ,
     к представляемой                    МФ, МИТ
     резидентом в рамках
     процедур валютного
     регулирования и
     контроля информации,
     рассматриваемой на
     предмет целесо-
     образности прове-
     дения валютной
     операции
1.3. Внести предложения    Информация    НБК (по       3 квартал
     по установлению       Правительству согласованию) 2003 года
     нового минимального                 МЭиБП, АТК,
     порога дебиторской                  МИТ
     задолженности по
     лицензируемым
     экспортно-импортным
     операциям
1.4. Разработать проект    Проект Закона НБК (по       2 квартал
     Закона Республики                   согласованию) 2004 года
     Казахстан "О валютном
     регулировании и
     валютном контроле"
1.5. Разработать проект    Проект        НБК (по       В течение
     единого нормативного  нормативного  согласованию) 2-х кварталов
     правового акта,       правового                   со дня введе-
     регулирующего         акта                        ния в дейст-
     порядок и процедуры                               вие нового
     валютного регулиро-                               закона
     вания и контроля                                  Республика
                                                       Казахстан
                                                       "О валютном
                                                       регулировании
                                                       и валютном
                                                       контроле"
--------------------------------------------------------------------
           2. Снижение рисков, связанных с потоками капитала
--------------------------------------------------------------------
2.1. Разработать меха-     Предложения в НБК (по       1 квартал
     низм контроля за      Правительство согласованию) 2004 года
     осуществлением
     валютных операций
     на внутреннем
     валютном рынке
     нефинансовыми
     организациями -
     крупными участниками
     валютного рынка
2.2. Отслеживать внешние   Информация    НБК (по       Постоянно
     страновые риски и     Правительству согласованию)
     вносить предложения
     по снижению уяз-
     вимости экономики
     Казахстана внешним
     шокам
2.3. Разработать проект    Проект        АФП, НБК (по  3 квартал
     Закона Республики     Закона        согласованию) 2004 года
     Казахстан
     "О противодействии
     легализации
     (отмыванию) доходов,
     полученных незакон-
     ным путем"
2.4. Совершенствование     Информация    НБК (по       Постоянно
     консолидированного    Правительству согласованию)
     надзора и систем
     управления рисками в
     финансовых институтах
 

  --------------------------------------------------------------------
               3. Совершенствование информационной базы
--------------------------------------------------------------------

3.1. Совершенствование     Формы         НБК (по       1 квартал
     форм отчетности по    отчетности    согласованию) 2004 года
     валютным операциям
3.2. Внесение изменений    Программное   НБК (по       4 квартал
     в программное         обеспечение   согласованию),2004 года
     обеспечение по        НБК по        АТК
     экспортно-импортному  валютному
     валютному контролю    контролю
--------------------------------------------------------------------