В целях реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Внести в
постановление
Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года N 836 "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 23, ст.288) следующее изменение:
Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденные указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 20 января 2003 года N 55
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 июня 2001 года N 836
Правила определения квоты,
условия и порядок выдачи разрешений работодателям
на привлечение иностранной рабочей силы
в Республику Казахстан
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения", от 13 декабря 1997 года "О миграции населения" и устанавливают порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:
1) иностранная рабочая сила - иностранные граждане и лица без гражданства, нанимаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории республики;
2) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики;
3) работодатель - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
4) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение) - документ установленной формы, выдаваемый центральным исполнительным органом работодателю, определяющий количество иностранной рабочей силы для привлечения в Республику Казахстан в пределах квоты;
5) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
6) уполномоченный орган по вопросам занятости - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне (далее - уполномоченный орган).
3. Действие настоящих Правил не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) работающих первыми руководителями филиалов и представительств иностранных юридических лиц;
2) находящихся в командировке, срок которой не превышает суммарно 45 календарных дней в течение одного календарного года;
3) работающих первыми руководителями и генеральными менеджерами организаций, заключивших с Правительством Республики Казахстан контракты на сумму инвестиций в денежном эквиваленте свыше 50 миллионов долларов США, и первыми руководителями юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных видах деятельности и заключивших контракт с уполномоченным органом по инвестициям;
4) работающих первыми руководителями и генеральными менеджерами банковских, страховых организаций, пенсионных фондов;
5) входящих в состав дипломатических представительств и международных организаций, аккредитованных в Республике Казахстан;
6) являющихся представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Казахстан;
7) работающих в благотворительных и гуманитарных организациях, зарегистрированных в Республике Казахстан;
8) являющихся членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, принадлежащих иностранным организациям;
9) работающих артистами и спортсменами по контрактам с соответствующими центральными исполнительными органами;
10) являющихся индивидуальными предпринимателями;
11) имеющих вид на жительство в Республике Казахстан;
12) имеющих статус беженцев или официально получивших политическое убежище на территории Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок определения квоты
4. Местные исполнительные органы ежегодно в срок до первого октября на основании заявок работодателей представляют в центральный исполнительный орган обоснование привлечения работодателем иностранной рабочей силы на предстоящий год по форме, установленной центральным исполнительным органом.
5. Заинтересованные центральные исполнительные органы вправе вносить предложения по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в центральный исполнительный орган.
6. Центральный исполнительный орган на основании предложений местных исполнительных органов и заинтересованных центральных исполнительных органов ежегодно до первого декабря вносит проект нормативного правового акта об установлении квоты на предстоящий год в Правительство Республики Казахстан с учетом ситуации на рынке труда республики.
7. Правительство Республики Казахстан устанавливает ежегодно квоту на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Глава 3. Условия выдачи разрешений
8. Условиями для выдачи разрешений являются наличие свободных рабочих мест и отсутствие возможности у уполномоченных органов удовлетворить спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка труда.
9. Центральный исполнительный орган при выдаче разрешений может ограничивать численность привлекаемой иностранной рабочей силы по отдельным профессиям и квалификациям при наличии соответствующих предложений на внутреннем рынке труда.
10. Поиск работников на внутреннем рынке труда осуществляется работодателем путем:
1) направления уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;
2) публикации объявления об имеющихся вакансиях с указанием квалификационных требований к должности на государственном и русском языках в периодических изданиях, определяемых центральным исполнительным органом, в сроки не менее чем за один и не более чем за три месяца до подачи заявления в уполномоченный орган.
11. Центральный исполнительный орган может предоставить
работодателю возможность расширить поиск работников на внутреннем рынке труда, в том числе в республиканской базе данных рынка труда через web-сайт центрального исполнительного органа.
12. Поиск на внутреннем рынке труда не осуществляется следующими категориями иностранных граждан:
1) являющихся руководителями структурных подразделений иностранных банковских организаций;
2) являющихся одновременно учредителями и первыми руководителями организаций;
3) занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с положениями Соглашений о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
13. Центральный исполнительный орган при выдаче разрешений возлагает на работодателя исполнение особых условий в соответствии с категориями разрешения:
1) для первой категории - подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских специалистов с высшим и средним специальным образованием;
2) для второй категории - подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских специалистов с высшим и средним специальным образованием для замены иностранных граждан;
3) для третьей категории - подготовка казахстанских специалистов для замены иностранных граждан, создание дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.
Глава 4. Порядок выдачи разрешений
14. Работодатель для получения разрешения обращается в соответствующий уполномоченный орган или в центральный исполнительный орган.
15. Непосредственно в центральный исполнительный орган работодатель обращается в случае привлечения иностранной рабочей силы для работы:
1) в финансовом секторе, по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;
2) в организациях, заключивших с Правительством Республики Казахстан Соглашения о разделе продукции и другие договоры, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций и недропользования.
16. Работодатель для получения разрешения представляет следующие документы:
1) заявление на выдачу разрешений на государственном или русском языках с указанием количества, категории привлекаемой иностранной рабочей силы и наименования профессий и должностей по форме, установленной центральным исполнительным органом;
2) подтверждение проведенной работы по поиску работников на внутреннем рынке труда и доказательства отсутствия требуемых специалистов среди подавших заявки казахстанских граждан:
справку о наличии предложений по вакантным должностям из региональной базы данных граждан уполномоченного органа, в срок не более чем за месяц со дня подачи заявления;
оригинал периодического издания с объявлением об имеющихся вакансиях с указанием основных квалификационных требований к должности;
3) подтверждение соответствия предъявляемым к должности (специальности) квалификационным требованиям по уровню профессиональной подготовки и требования к стажу работы по профилю, а также наличия специфических навыков и умений: знание иностранных языков, использование современных технологий;
4) обоснование количества привлекаемой иностранной рабочей
силы;
5) мотивированный отказ работодателя казахстанским гражданам
на вакантную должность.
17. Уполномоченный орган на основании представленных документов в течение десяти рабочих дней со дня их подачи выносит положительное или отрицательное заключение о целесообразности привлечения требуемого количества иностранной рабочей силы с учетом потребности на рынке труда и направляет данное заключение вместе с представленными документами в центральный исполнительный орган.
18. Отрицательное заключение выдается уполномоченным органом в случаях непринятия мер по поиску специалистов на внутреннем рынке труда и предоставления документов в неполном и ненадлежащем объеме, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
19. Центральный исполнительный орган:
1) на основании заключения уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов от уполномоченного органа принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения;
2) уведомляет уполномоченный орган и работодателя о принятом решении в течение пяти рабочих дней в письменном виде, с указанием причины в случае отказа.
20. Выдача разрешений работодателю производится центральным исполнительным органом.
Форма разрешения и заявления утверждается центральным
исполнительным органом.
21. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
подразделяется на три категории:
1) первая категория - на привлечение руководящего состава
организации;
2) вторая категория - на привлечение специалистов с высшим и средним специальным образованием с подтвержденными в установленном порядке документами;
3) третья категория - на привлечение квалифицированных рабочих.
22. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемая на основе выданного разрешения иностранная рабочая сила не может быть принята на работу к другому работодателю.
23. Работодатель обязан получить разрешение в центральном исполнительном органе в срок не более одного месяца со дня письменного уведомления о выдаче.
Глава 5. Отказ в выдаче разрешения
24. Отказ в выдаче разрешения осуществляется в случаях:
1) непринятия мер по поиску специалистов на внутреннем рынке труда, неполного и ненадлежащего оформления документов, предусмотренных в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил;
2) превышения установленной квоты.
Глава 6. Порядок заверения списков привлекаемой
иностранной рабочей силы
25. Работодатель при наличии разрешения заключает с иностранными работниками индивидуальные трудовые договоры в соответствии с условиями настоящих Правил и в порядке, установленном трудовым законодательством Республики Казахстан.
26. Работодатель формирует списки привлекаемой иностранной рабочей силы на основании разрешений в срок не более одного месяца и представляет их в уполномоченный орган. Работодатель вместе со списком представляет копию заключенного индивидуального трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
27. Списки привлекаемой иностранной рабочей силы составляются работодателем в пяти экземплярах с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и года рождения, гражданства, страны выезда, специальности и образования, наименования профессий и должностей в соответствии с применяемыми в Республике Казахстан Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих и Государственным Классификатором Республики Казахстан 01-99 "Классификатор занятий", утвержденными приказами Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 7 января 1996 года N 171-П/5, от 4 сентября 1997 года N 146-п, от 22 октября 1997 года N 181-п и от 16 июля 1998 года
N 148-п.
28. К списку привлекаемой иностранной рабочей силы прилагаются:
1) нотариально заверенная копия разрешения;
2) нотариально заверенные переводы документов об образовании;
3) медицинские справки исследования на ВИЧ международного образца;
4) документы, подтверждающие трудовую деятельность работника,
заверенные работодателем.
29. Уполномоченный орган после рассмотрения документов на соответствие установленным настоящими Правилами требованиям в течение пяти рабочих дней со дня их подачи заверяет списки, представленные работодателем при наличии документов, гарантирующих выезд иностранной рабочей силы за пределы Республики Казахстан по истечении срока разрешения.
30. В случае расторжения индивидуального трудового договора с иностранным работником до окончания срока действия разрешения, уполномоченный орган заверяет представленный работодателем измененный список привлекаемой иностранной рабочей силы по тем же категориям и квалификациям к действующему разрешению.
31. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня заверения представляет заверенные им списки в центральный исполнительный орган, территориальные органы Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
32. Отказ в заверении списков осуществляется в случаях:
1) неполного и ненадлежащего предоставления документов в соответствии с пунктами 26, 27 и 28 настоящих Правил;
2) несоответствия привлекаемой иностранной рабочей силы требуемой категории и квалификации.
33. Визовая поддержка для привлекаемой иностранной рабочей силы осуществляется при наличии у работодателя разрешения (к разрешению прилагаются списки, заверенные уполномоченным органом).
34. Работодатель обеспечивает выезд иностранной рабочей силы за пределы Республики Казахстан по истечении срока разрешения.
Глава 7. Продление срока разрешений
35. Продление срока разрешений работодателю осуществляется
центральным исполнительным органом в случаях истечения срока
действия разрешений в пределах установленной Правительством Республики Казахстан квоты.
Продление срока разрешений осуществляется для первой категории - двукратно, для второй категории - однократно.
36. Для продления разрешений работодатель направляет в уполномоченный орган следующие документы:
1) заявление;
2) оригинал разрешения;
3) заверенные уполномоченным органом списки иностранной рабочей силы;
4) списки иностранной рабочей силы для продления сроков разрешения;
5) выполнение особых условий ранее выданного разрешения;
6) обоснование продления срока разрешений.
37. Уполномоченный орган на основании представленных документов в течение десяти рабочих дней со дня подачи документов выносит заключение о целесообразности продления срока разрешения с учетом потребности на рынке труда и направляет данное заключение вместе с представленными документами в центральный исполнительный орган.
38. Центральный исполнительный орган на основании заключения уполномоченного органа в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов принимает решение о продлении срока разрешения и уведомляет уполномоченный орган и работодателя о принятом решении в течение пяти рабочих дней в письменном виде, с указанием причины в случае отказа.
39. Работодатель получает разрешение у центрального исполнительного органа, которое выдается в соответствии с квотой, установленной Правительством Республики Казахстан.
40. Заверение списка по продленному разрешению осуществляется в соответствии с условиями настоящих Правил.
Глава 8. Приостановление и отзыв разрешения
41. Центральный исполнительный орган вправе приостановить действие разрешения на срок до трех месяцев или отозвать разрешение с обязательным указанием причины.
42. Приостановление разрешения может производиться в связи с нарушением или невыполнением работодателем особых условий выдачи разрешений, предусмотренных настоящими Правилами.
43. Действие приостановленного разрешения возобновляется по решению центрального исполнительного органа после устранения выявленных нарушений, о чем сообщается работодателю в письменном виде в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении.
44. Отзыв разрешения центральным исполнительным органом производится в случае неустранения причин, по которым центральный исполнительный орган приостановил действие разрешения.
Глава 9. Отчетность и контроль за выполнением
настоящих Правил и условий разрешений
45. Работодатель ежеквартально после получения разрешения представляет в уполномоченный орган информацию о привлечении иностранной рабочей силы и о выполнении особых условий в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
46. Уполномоченный орган представляет центральному исполнительному органу отчет по привлечению иностранной рабочей силы, выполнению работодателем особых условий разрешений. Форма и сроки отчета устанавливаются центральным исполнительным органом.
47. Контроль за выполнением условий настоящих Правил осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными органами на местах.
48. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.