В целях реализации Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 года "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 декабря 2002 года N 1351
Правила
расследования причин аварий, бедствий и катастроф,
приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок расследования аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
2. Расследование случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет цель выявить причины, наметить меры по устранению их последствий, разработать необходимые мероприятия по их предупреждению и определить материальный ущерб.
3. Порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах в соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах" устанавливается уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами в пределах их компетенции.
2. Расследование случаев чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
4. Случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат расследованию комиссией в порядке, установленном настоящими Правилами.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера глобального и регионального масштабов расследуются комиссией, создаваемой по решению Правительства Республики Казахстан. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера местного и объектового масштабов расследуются комиссией, создаваемой территориальным органом уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав комиссии входят представители уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, министерств, агентств и их территориальных органов, местных исполнительных органов, руководители заинтересованных организаций.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
5. Комиссия имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц, создавать в установленном порядке экспертные подкомиссии из числа специалистов организаций, контрольных и надзорных органов, ученых для решения вопросов, требующих экспертного заключения. Экспертная подкомиссия и ее председатель назначаются распоряжением председателя комиссии по расследованию причин чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной подкомиссии, подписанные всеми членами, должны представляться комиссии в установленные председателем комиссии сроки и прилагаться к материалам расследования.
6. Комиссия в ходе расследования выясняет обстоятельства происшествия, устанавливает его причины, характер допущенных нарушений нормативных правовых актов, состав ответственных лиц и предлагает меры их наказания, намечает мероприятия по ликвидации последствий и предотвращению повторения подобных случаев, определяет размер разрушений и материальный ущерб.
7. Комиссия в течение 10 дней составляет акт расследования причин аварий, бедствий, катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по форме согласно приложению к настоящим Правилам оформляет другие документы и материалы. Акт подписывается всеми членами комиссии.
В случае необходимости, срок расследования может быть продлен по предложению комиссии в установленном порядке органом, назначившим комиссию по расследованию случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зависимости от их масштабов и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.
Если член комиссии не согласен с выводами комиссии, он должен представить в письменном виде свое мотивированное особое мнение для включения его в материал расследования.
8. Материалы расследования должны включать:
1) распорядительный документ о назначении комиссии по расследованию чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
2) акт расследования;
3) протокол осмотра места чрезвычайной ситуации, планы, схемы, эскизы, фотоснимки;
4) распоряжение председателя комиссии о назначении технической и экономической экспертизы;
5) заключение экспертной подкомиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов;
6) докладные записки руководителей военизированных аварийно-спасательных, противофонтанных и противопожарных служб и частей, если эти службы вызывались для ликвидации чрезвычайной ситуации;
7) протоколы опроса и объяснения свидетелей, лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований ГОСТов, норм и правил по технической безопасности;
8) сведения об ущербе, а также другие материалы (справки, выписки), характеризующие обстоятельства и причины чрезвычайной ситуации.
9. Техническое оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) и их рассылка соответствующим органам государственного управления возлагается на территориальные органы уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, местные исполнительные органы и заинтересованные организации.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 18.11.2008 N 1068.
10. В случае выявления противоправных действий или бездействий должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.
11. Комиссия по результатам расследования чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера информирует в установленном порядке соответствующие государственные органы.
12. Центральные и местные исполнительные органы, а также иные государственные органы, заинтересованные организации обеспечивают изучение и анализ обстоятельств, причин чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, принимают меры по реализации предложенных комиссией мероприятий по ее предупреждению.
Приложение
Акт
расследования причин аварий, бедствий, катастроф,
приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
1. Наименование области (города), места происшедшей чрезвычайной
ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС), название
организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности и адрес:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Состав комиссии:
Председатель комиссии:
__________________________________________________________________
(фамилия, инициалы, должность)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Характеристика организации (кратко), объекта, участка,
территории, места ЧС______________________________________________
В этом разделе, наряду с другими сведениями, необходимо
указать: режим работы объекта, оборудования до ЧС (утвержденный,
фактический, проектный), дать заключение о состоянии объекта перед
аварией, соблюдении правил технической эксплуатации; указать, были
ли ранее на данном объекте аналогичные ЧС, разрабатывались ли
мероприятия по их предупреждению (когда, кем и какие, как они
выполнялись).
4. Квалификация обслуживающего персонала (где и когда проходил
обучение и инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в
квалификационной комиссии).
5. Обстоятельства ЧС. (В конце этого раздела указать
характер ЧС).
6. Организационные и технические причины ЧС. (После каждой
причины указать, какие требования законодательных и нормативных
правовых актов не выполнялись или были нарушены).
7. Мероприятия по устранению причин ЧС (изложить меры по
ликвидации последствий ЧС и предупреждению их повторения с
указанием сроков исполнения).
8. Заключения о юридических и физических лицах,
ответственных в допущении ЧС и предложенные меры их наказания.
(Указать, какие требования законодательных и нормативных правовых
актов не выполнены или нарушены ими, дать оценку действиям местных
исполнительных органов, оперативного обслуживающего персонала в
момент ЧС).
9. Итоговая величина убытка от ЧС, всего ____ т.т.
10. Иная информация (при необходимости).
Расследование проведено и составлен акт:
__________________________
(число, месяц, год)
Приложения: материалы расследования на ____ листах.
Председатель комиссии:
Члены комиссии: