В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2002 года N 931 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
2. (Пункт утратил силу - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2003 года N 314).
3. Образовать Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан и Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.
4. Признать утратившими силу:
1) пункт 1
постановления
Правительства Республики Казахстан от 11 января 2000 года N 48 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 2, ст. 20);
2) пункт 2
постановления
Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2002 года N 674 "Вопросы Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., N 19, ст. 204).
5. Министерству финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке внести предложения о приведении ранее принятых решений Правительства Республики Казахстан в соответствие с настоящим постановлением.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 3 сентября 2002 года N 962
Положение
о Министерстве финансов Республики Казахстан
(Минфин)
1. Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.
Министерство имеет ведомства: Комитет казначейства, Налоговый комитет, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет финансового контроля, Комитет по работе с несостоятельными должниками.
2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в органах Казначейства Министерства и в банках.
Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
Министерство имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
7. Полное наименование Министерства - государственное учреждение "Министерство финансов Республики Казахстан".
9. Финансирование деятельности Министерства осуществляется только из республиканского бюджета.
Министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Министерства.
Если Министерству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход республиканского бюджета.
10. Основными задачами Министерства являются:
1) обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслуживания исполнения местных бюджетов;
2) обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, перечисление в Национальный фонд Республики Казахстан части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора;
3) методологическое руководство по исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту;
4) в пределах своей компетенции, контроль за эффективным и целевым использованием средств республиканского и местных бюджетов;
5) повышение эффективности управления государственной собственностью;
6) участие в разработке и реализации государственной налоговой политики;
7) государственный контроль за проведением процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
8) государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта;
8-1) государственное регулирование производства и оборота табачных изделий;
8-2) государственное регулирование производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов в пределах своей компетенции;
9) обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопасности Республики Казахстан;
10) осуществление международного сотрудничества в пределах компетенции Министерства;
11) иные задачи, возложенные на него законодательством.
<*>
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 30 сентября 2003 г. N 1004 (порядок вступления в силу см. статью 2).
11. Министерство в соответствии с законодательством осуществляет:
1) участие в разработке проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, государственных и иных программ, стратегических планов Республики Казахстан и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, основных макроэкономических показателей;
2) участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;
3) участие, в пределах своей компетенции, в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной собственностью;
4) анализ практики применения законодательства в области государственных финансов, фискальной политики и государственной собственности, разработку предложений по его совершенствованию;
5) обеспечение рационального правительственного и гарантированного государством заимствования, а также управление государственным долгом;
6) совершенствование системы мониторинга использования государственной собственности;
7) перечисление в Национальный фонд Республики Казахстан части поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора в порядке, установленном законодательством;
8) в пределах своей компетенции разработку и подготовку проектов (или принятие) нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и аудита, финансового контроля и управления государственным имуществом;
9) в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в вопросах международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения;
10) налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также проведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;
11) разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета государственных учреждений, а также, в пределах своей компетенции, отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов;
12) ведение счетов местных бюджетов, счетов государственных учреждений и осуществление переводных операций по счетам;
13) утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;
14) финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование, в пределах сумм, предусмотренных в республиканском бюджете;
15) составление годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета, с включением информации о деятельности по формированию и исполнению Национального фонда Республики Казахстан, месячной, квартальной и годовой информации о ходе исполнения государственного бюджета, а также составление статистических отчетов по государственным финансам;
16) контроль за правильностью составления и утверждения плана финансирования бюджетной программы (подпрограммы) государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за целевым использованием средств республиканского бюджета, средств правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием и иного имущества, находящегося в государственной собственности;
17) контроль и анализ исполнения республиканского бюджета, а также исполнения местных бюджетов;
18) выполнение функций уполномоченного органа в сфере бухгалтерского учета и аудита, в том числе в сфере лицензирования аудиторской деятельности в пределах своей компетенции;
19) ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие счета Комитета казначейства в Национальном Банке Республики Казахстан, организация проверок по соблюдению законодательства;
20) проведение финансовой экспертизы условий негосударственных займов, привлекаемых под государственные гарантии, и займов местных исполнительных органов;
21) определение финансовых условий правительственных займов, согласование привлечения займов местными исполнительными органами;
22) в соответствии с предоставляемыми Правительством Республики Казахстан полномочиями проведение переговоров, подписание договоров правительственных займов, выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по негосударственным займам резидентов Республики Казахстан;
23) получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям негосударственных займов резидентов Республики Казахстан;
24) кредитование инвестиционных проектов, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете, и в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан;
25) участие в подготовке документов, необходимых для ратификации соглашений о правительственных внешних займах;
26) подготовку проектов внутренних кредитных соглашений о возврате конечными заемщиками и банками второго уровня средств правительственных займов и доли софинансирования Правительством Республики Казахстан в республиканский бюджет;
27) организацию и проведение совместно с уполномоченными банками-агентами работы с конечными заемщиками по взысканию отвлеченных из республиканского бюджета средств;
28) контроль за соблюдением законодательства, предусматривающего поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов;
29) совершенствование форм и методов сбора государственной отчетности по государственным доходам;
30) отбор на конкурсной основе, по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, банков второго уровня для обслуживания правительственных займов, негосударственных займов, имеющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием, первичных дилеров, лид-менеджеров и других партнеров по выпуску государственных ценных бумаг;
31) государственный контроль за оборотом и производством алкогольной продукции и этилового спирта;
31-1) государственное регулирование производства и оборота табачных изделий;
31-2) функции уполномоченного органа в сфере государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов;
32) в установленном законодательством порядке лицензирование деятельности, связанной с организацией и проведением лотерей в Республике Казахстан и иных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;
33) организация работы по принудительному взиманию задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
34) исполнение в пределах своей компетенции международных обязательств Республики Казахстан по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями;
35) государственный контроль за проведением процедур банкротства (за исключением банков и страховых (перестраховочных) организаций), а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;
36) иные функции, возложенные на него законодательством.
<*>
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 30 сентября 2003 г.
N 1004
(порядок вступления в силу см. статью 2); от 24 июня 2004 года
N 695
.
12. Министерство для реализации основных задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
1) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для осуществления функций, возложенных на Министерство;
2) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми государственными органами, иными организациями и физическими лицами;
3) отменять или приостанавливать приказы, иные акты комитетов и государственных организаций, находящихся в ведении Министерства;
4) владеть, пользоваться, а также в случаях, установленных законодательными актами и Правительством, распоряжаться государственной долей в акционерных обществах и другим имуществом, находящимися в республиканской собственности;
5) осуществлять функции органа государственного управления республиканскими государственными предприятиями, находящимися в ведении Министерства;
6) осуществлять сотрудничество с международными организациями по вопросам своей компетенции;
7) осуществлять управление текущими остатками единого казначейского счета и на корреспондентских счетах Комитета казначейства путем их эффективного размещения в установленном Правительством порядке;
8) отзывать бюджетные средства и приостанавливать финансирование в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством;
9) получать от местных исполнительных органов сводные данные об утвержденном бюджете области, городов Астаны и Алматы и ежемесячные отчеты об их исполнении, а также от государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, - ежемесячные отчеты об исполнении смет расходов;
10) осуществлять управление, учет и организацию хранения драгоценных металлов и драгоценных камней;
11) осуществлять отдельные виды банковских операций в национальной и иностранной валюте;
12) иные права, возложенные на него законодательством.
13. Министерство имеет на праве оперативного управления обособленное имущество.
Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Министерства.
15. Министерство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, если иное не установлено законодательным актом.
16. Министерство и его ведомства, включая их территориальные подразделения, образуют единую систему Министерства финансов Республики Казахстан.
17. Министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан. Министр имеет четырех заместителей (вице-Министров), в том числе одного первого. Назначение заместителей Министра финансов на должности и освобождение от должностей осуществляется Правительством Республики Казахстан по представлению Министра. <*>
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 7 февраля 2003 г. N 144 .
18. Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
19. В этих целях Министр:
1) определяет обязанности и полномочия своих заместителей и руководителей структурных подразделений Министерства;
2) в соответствии с законодательством и номенклатурой должностей работников органов системы Министерства финансов Республики Казахстан, утверждаемой Министром финансов Республики Казахстан, назначает на должности и освобождает от должностей работников Министерства финансов Республики Казахстан, включая руководителей территориальных органов его ведомств, за исключением налоговых органов;
3) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Министерства;
4) подписывает приказы Министра;
5) в пределах своей компетенции утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
6) утверждает структуру и штатную численность Министерства в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан;
7) представляет Министерство во всех государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
<*>
Сноска. Пункт 19 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2004 года
N 695
.
20. Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами Министра или лица, исполняющего его обязанности.
21. Министерство имеет Коллегию, которая является консультативно-совещательным органом при Министре. Численный и персональный состав Коллегии утверждается Министром из числа руководителей структурных подразделений Министерства.
22. Иные вопросы организации деятельности Министерства, права и обязанности должностных лиц, компетенция и правомочия подразделений, обеспечивающих его деятельность, устанавливаются регламентом работы Министерства, положениями о комитетах, департаментах и структурных подразделениях, обеспечивающих деятельность Министерства, утверждаемыми в установленном порядке.