О Правилах проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2002 года N 918

Обновленный

       Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 16 июня 2006 года N  557 .

      В соответствии с  Законом  Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет: 

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций.
       Сноска. В пункт 1 внесены изменения постановлением Правительства РК от 16 июня 2006 года N  557 .

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению. 

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания. 

       Премьер-Министр 
      Республики Казахстан

Утверждены          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан     
от 19 августа 2002 года N 918

       Сноска. В заголовок Правил внесены изменения постановлением Правительства РК от 16 июня 2006 года N  557 .

Правила
проведения экспертизы предпроектной
(технико-экономических обоснований) и проектной
(проектно-сметной) документации на строительство независимо
от источников финансирования, а также утверждения проектов,
строящихся за счет государственных инвестиций

   1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения экспертизы предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство независимо от источников финансирования, а также утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций на строительство объектов и комплексов в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", иными нормативными правовыми актами. 
      Правила устанавливают порядок организации и осуществления экспертизы предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство (реконструкцию, реставрацию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, прокладки коммуникаций, инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения (далее - проект). 
      Понятия, используемые в Правилах, приведены в приложении к настоящим Правилам.
       Сноска. В пункт 1 внесены изменения постановлением Правительства РК от 16 июня 2006 года N  557 .

      2. Правила являются обязательными для всех субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Казахстан. 

      3. Экспертиза проектов осуществляется аттестованными физическими лицами (экспертами) и аккредитованными юридическими лицами (экспертными центрами), имеющими лицензию на право осуществления соответствующих видов экспертных работ, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы. 
      Аттестация экспертов и аккредитация экспертных центров осуществляется Комитетом по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (далее - Комитет по делам строительства).  <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства
РК от 2 декабря 2004 г.  N 1250  .       

      4. Государственная экспертиза осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан. 
      Уполномоченное юридическое лицо (далее - государственная экспертиза) в установленном порядке включается в перечень организаций, подведомственных Комитету по делам строительства. 

      5. Экспертиза проектов проводится до утверждения проектов. 

      6. Экспертиза проектов осуществляется на основании договоров с отнесением затрат на стоимость рассматриваемого проекта. 
      Цены и тарифы на экспертные работы, производимые в счет выполнения заказа государства, устанавливаются Госэкспертизой по согласованию с уполномоченным органом - Комитетом по делам строительства, а также уполномоченным государственным органом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. 

  2. Общий порядок проведения экспертизы

      7. Экспертиза проектов направлена на обеспечение проектными решениями устойчивого функционирования объектов после ввода их в эксплуатацию и включает экспертную оценку на: 
      1) соответствие проекта заданию на проектирование, иным исходным материалам (данным), техническим условиям и требованиям, а также утвержденным градостроительным (планировочным) решениям и функциональному назначению данного участка (площадки, трассы) строительства; 
      2) соблюдение обязательных требований по взрывной и пожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, инженерных, ресурсосберегающих, экологических и санитарных требований, установленных государственными и межгосударственными нормативами; 
      3) обоснованность принятых объемно-планировочных и конструктивных решений, применяемых материалов и инженерного оборудования, надежность и прочность строительных конструкций; 
      4) обоснованность и целесообразность объемов строительства, предусмотренных проектной (проектно-сметной) документацией; 
      5) обоснованность и достоверность показателей, в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства. 

      8. При проведении экспертизы также устанавливается наличие или отсутствие у разработчика проекта лицензии на соответствующие виды проектных (проектно-изыскательских) работ, а также необходимых согласований проекта с государственными органами противопожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической служб и иными надзорными службами, установленных законодательством. 

      9. Проект представляется на экспертизу заказчиком (инвестором) либо по его поручению генеральным проектировщиком в объеме, предусмотренном государственными нормативами. 

      10. Комплектность представленных материалов проекта, соответствие их состава требованиям, установленным государственными нормативами, проверяется в пятидневный срок со дня их поступления на экспертизу. 
      При установлении некомплектности проекта либо ее несоответствия требованиям по составу заказчик (инвестор) либо уполномоченный им генеральный проектировщик уведомляется о необходимости представления недостающих материалов. 

      11. Продолжительность проведения экспертизы проектов устанавливается договором, но не должна превышать 45 календарных дней. 
      При проведении экспертизы проектов на строительство технически особо сложных объектов (комплексов) либо комплексной градостроительной документации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан, продолжительность может быть продлена до 60 дней. 
      Продолжительность проведения экспертизы проектов на строительство технически несложных объектов для осуществления предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса не должна превышать 15 дней. 

      12. Проекты, в которые вносятся изменения (дополнения), оказывающие влияние на утвержденные основные технико-экономические показатели, подлежат повторной экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов. 

      13. Проектная (проектно-сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после ее разработки и проведения экспертизы не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке. 

      14. Предпроектная или проектная (проектно-сметная) документация на строительство, подлежащая экспертизе, но не прошедшая ее в установленном порядке, считается незавершенной и не подлежит дальнейшей реализации. 

      15. Утверждение проектов, выдача разрешений на начало их реализации (разрешений на производство строительно-монтажных работ) без положительного заключения экспертизы, проведенной в соответствии с настоящими Правилами, не допускаются. 

  3. Государственная экспертиза проектов

      16. К исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований и расчетов, проектной (проектно-сметной) документации для строительства объектов (комплексов): 
      1) возводимых за счет государственных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг; 
      2) в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, независимо от источников финансирования строительства. 
      Государственной экспертизе также подлежит конкурсная (тендерная) документация на проведение государственных закупок подрядных работ (услуг) по крупным и сложным объектам строительства или объектам с продолжительностью строительства свыше шести месяцев. 

      17. По объектам и комплексам, которые предусматриваются проектировать и строить поэтапно, государственная экспертиза проектов может осуществляться по соответствующим этапам (экспертное сопровождение). 
      Порядок осуществления экспертного сопровождения устанавливается государственными нормативами, утверждаемыми Комитетом по делам строительства. 

      18. Государственная экспертиза для осуществления возложенных функций наделяется правом: 
      1) по результатам проведенной экспертизы рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать на доработку проекты; 
      2) отзывать ранее выданные положительные заключения при невыполнении заказчиком, оговоренных в выводах условий (требований); 
      3) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от заказчиков рассматриваемого проекта в лице государственных органов и юридических лиц, а также отдельных специалистов-разработчиков проекта материалы и информацию, необходимую для качественного проведения экспертизы; 
      4) запрашивать и получать сведения о наличии у разработчиков проектов соответствующей лицензии; 
      5) создавать в установленном порядке экспертные комиссии (рабочие группы) либо привлекать специалистов для комплексного рассмотрения проектов и составления сводного заключения. При этом наличие лицензии у экспертов из числа специалистов государственных органов, научных, изыскательских, проектных и иных организаций, а также зарубежных специалистов, привлекаемых для проведения государственной экспертизы проектов, не обязательно. 

      19. Руководители государственных органов и организаций обеспечивают в качестве привлеченных экспертов участие своих специалистов в проведении комплексной государственной экспертизы проектов по вопросам, входящим в их компетенцию. 

      20. По результатам рассмотрения проекта и с учетом выводов заключений по разделам проекта, подготовленных привлеченными экспертами, государственная экспертиза составляет сводное экспертное заключение, содержащее выводы: 
      1) с рекомендацией к утверждению проекта и его основных технико-экономических показателей;
      2) о возврате проекта на доработку;
      3) об отклонении проекта с указанием причин такого вывода государственной экспертизы.

      21. Положительное заключение по предпроектной документации служит основанием для:
      1) ее утверждения в установленном порядке и принятия инвестором решения по инвестированию объекта строительства;
      2) разработки проектной (проектно-сметной) документации.

      22. Положительное заключение по проектной (проектно-сметной) документации служит основанием для:
      1) ее утверждения в установленном порядке;
      2) открытия финансирования строительства;
      3) выдачи разрешения на начало реализации проекта (разрешения на производство строительно-монтажных работ).

      23. Положительное заключение по конкурсной (тендерной) документации на проведение государственных закупок подрядных работ (услуг) служит основанием для:
      1) утверждения конкурсной (тендерной) документации;
      2) оценки конкурсных заявок поставщиков подрядных услуг. 

      24. Государственная экспертиза и эксперты в своей деятельности по анализу, оценке эффективности инвестиций и качеству проектов независимы от субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Представительные и исполнительные органы власти и уполномоченный государственный орган не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность экспертизы.

3-1. Общий порядок утверждения проектов,
строящихся за счет государственных инвестиций

       Сноска. Правила дополнены разделом 3-1 постановлением Правительства РК от 16 июня 2006 года N  557 .

      24-1. После получения положительного заключения государственной экспертизы, предпроектная и проектная (проектно-сметная) документация на строительство объектов и комплексов, финансируемых в соответствии с Бюджетным  кодексом  Республики Казахстан, полностью или частично за счет государственных инвестиций, сметной стоимостью:
      1) до 500000 (пятьсот тысяч) месячных расчетных показателей в текущих ценах - подлежит утверждению государственными органами-администраторами программ, либо в порядке, ими устанавливаемом;
      2) от 500000 (пятьсот тысяч) месячных расчетных показателей и выше в текущих ценах - подлежит утверждению уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

      24-2. Утверждение предпроектной документации осуществляется на основании представленных администратором программы (заказчиком):
      1) материалов предпроектной документации;
      2) заключения государственной экспертизы.

      24-3. Утверждение проектов проводится на основании представленных администратором программы (заказчиком):
      1) пояснительной записки к проекту;
      2) проектно-сметной документации;
      3) заключения государственной экспертизы.      

  4. Заключительные положения

      25. Заказчик (инвестор) либо, по его поручению, доверенное лицо вправе выбирать экспертов (экспертные центры) для проведения негосударственной экспертизы проектов, кроме экспертных работ, относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы. 

      26. Физические и юридические лица, являющиеся разработчиками проекта (отдельных его частей или разделов), не могут проводить экспертизу данной проектной (проектно-сметной) документации в качестве экспертов (экспертных центров), а также привлекаться государственной экспертизой для участия в экспертной оценке данного проекта. 

      27. Государственная экспертиза, а также экспертные центры и эксперты обязаны соблюдать конфиденциальность и обеспечивать коммерческую тайну по рассматриваемым проектам. 

      28. За достоверность оценки проектных решений и технико-экономических показателей, рекомендуемых к утверждению либо отклонению от утверждения, государственная экспертиза, а также эксперты и экспертные центры несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. 

      29. Экспертная деятельность, осуществляемая государственной экспертизой, а также экспертами или экспертными центрами, не снимает ответственности за качество проектной и последующей строительной продукции с заказчика (собственника), разработчиков проектов, согласующих инстанций, подрядчиков (генподрядчиков), осуществляющих строительно-монтажные работы, производителей строительных материалов (изделий, конструкций) и оборудования, применяемых в строительстве данных объектов. 

 

Приложение          
к Правилам проведения экспертизы
по отдельным видам предпроектной
документации, а также проектной 
(проектно-сметной) документации 

Понятия, 
используемые в Правилах проведения экспертизы
по отдельным видам предпроектной документации,
а также проектной (проектно-сметной) документации

      1. Конкурсная (тендерная) документация - документация, составленная в соответствии с заданием заказчика и включающая порядок и условия (ограничения) проведения конкурса (тендера) на подрядные работы, а также основные технико-экономические показатели объекта строительства. 
      2. Расчетная стоимость строительства - стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая по укрупненным сметным нормативам при разработке предпроектной документации на строительство. 
      3. Сметная стоимость строительства - стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая в соответствии со сметными нормативами при разработке проектной документации на строительство. 
      4. Потенциально опасные объекты строительства - объекты, которые вследствие их заданного функционального назначения, технологических процессов и эксплуатационных характеристик заведомо содержат потенциальную угрозу возникновения техногенных или экологических бедствий, аварий с нанесением ущерба здоровью и жизни населения, нарушением устойчивого функционирования иных объектов.  <*>
      Сноска. Пункт 4 - в редакции постановления Правительства
РК от 2 декабря 2004 г.  N 1250  .       
      5. Технически сложные объекты (комплексы) - здания и сооружения I и II уровней ответственности, для которых экспертная оценка проектов строительства отнесена в установленном законодательством порядке к исключительной компетенции государственной экспертизы.
      К технически сложным не относятся следующие здания и сооружения жилищно-гражданского назначения II уровня ответственности (включая наружные инженерные сети):
      1) жилые дома (здания) и общежития высотой:
      до 5 наземных этажей включительно - для районов с обычными геологическими условиями, а также без гибких нижних этажей для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      до 3 этажей (в том числе гибкий первый этаж) включительно - для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      2) гостиничные комплексы (мотели, туристические базы) с количеством номеров не более 50 и общей вместимостью не более 100 проживающих высотой:
      до 5 наземных этажей включительно - для районов с обычными геологическими условиями, а также без гибких нижних этажей для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      до 3 этажей (в том числе гибкий первый этаж) включительно - для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      3) общественные здания и сооружения:
      детские дошкольные учреждения с количеством мест до 60 детей включительно;
      общеобразовательные школы и иные учреждения среднего образования с количеством мест до 250 учащихся включительно;
      отдельно стоящие спальные корпуса школ-интернатов, детских лагерей отдыха высотой до двух этажей включительно и вместимостью не более 100 детей;
      больницы на 60 коек включительно, поликлиники на 100 посещений в смену включительно;
      культовые здания и сооружения с одновременным пребыванием не более 250 человек в момент наиболее массового исполнения обрядов;
      многофункциональные общественные, а также отдельно стоящие административные, служебно-управленческие и культурно-просветительские здания (с одновременным нахождением не более 300 человек) высотой до 5 этажей включительно - для районов с обычными геологическими условиями;
      то же высотой до 3 этажей включительно - для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      спортивно-зрелищные здания и крытые сооружения с залами вместимостью не более 300 зрительских мест - для районов с обычными геологическими условиями;
      то же с залами вместимостью не более 100 зрительских мест - для районов с повышенной сейсмической активностью (7 и более баллов) или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при строительстве;
      отдельно стоящие одно- и двухэтажные здания и крытые сооружения банно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных или досугово-развлекательных комплексов с одновременным пребыванием посетителей и обслуживающего персонала численностью не более 100 человек;
      отдельно стоящие одно- и двухэтажные здания с производственными процессами для бытового обслуживания населения субъектами малого предпринимательства;
      отдельно стоящие одно- и двухэтажные здания предприятий общественного питания вместимостью не более 100 посадочных мест;
      отдельно стоящие одно- и двухэтажные здания предприятий торговли с торговой площадью не более 500 квадратных метров;
      крытые рынки с количеством торговых мест не более 300 единиц;
      4) гражданские объекты транспортной инфраструктуры для строительства в районах с обычными геологическими условиями, в том числе:
      железнодорожные вокзалы пропускной способностью до 100 пассажиров в сутки включительно;
      автостанции с залами ожидания до 75 человек включительно;
      аэровокзалы и терминалы аэропортов, предназначенных для обслуживания авиапассажиров, пропускной способностью до 75 пассажиров в час включительно;
      морские и речные вокзалы (за исключением плавучих пристаней и дебаркадеров) с залами ожидания до 75 человек включительно;
      5) отдельно стоящие пункты автосервиса с одновременным обслуживанием не более 10 единиц транспортных средств;
      6) отдельно стоящие одноэтажные (надземные или подземные) гаражи-стоянки, вместимостью не более 25 автомобилей;
      7) иные здания и сооружения гражданского назначения с помещениями складов (хранилищ), не требующих специальных проектных решений и мероприятий при строительстве и эксплуатации, обеспечивающих пожаро-взрывобезопасность, особых условий по поддержанию определенного уровня аэрации, влажности, температурного режима, ограничению вибрации и иных специальных требований.  <*>
      Сноска. Пункт 5 - в редакции постановления Правительства
РК от 2 декабря 2004 г.  N 1250  .       
      6. Подрядные работы (услуги) - работы (услуги) по проведению инженерных изысканий для строительства; анализу и научным исследованиям, опытам и экспериментам, нормотворчеству, проектированию, экспертизе документации на строительство; строительству (расширению, модернизации, техническому перевооружению, реконструкции, реставрации) зданий и сооружений; монтажу технологического и инженерного оборудования и устройств, пуско-наладочным работам; ведению технического, авторского и государственного надзора, ввода построенного объекта (комплекса) в эксплуатацию; осуществлению капитального ремонта, консервации строек и постутилизации объектов строительства, выработавших свой ресурс. 

 

Приложение к        
постановлению Правительства 
Республики Казахстан     
от 19 августа 2002 года N 918

Перечень
утративших силу некоторых решений
Правительства Республики Казахстан

      1.  Постановление  Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 июля 1994 года N 830 "Об утверждении порядка проведения экспертизы архитектурно-градостроительной документации" (САПП Республики Казахстан, 1994 г., N 30, ст. 346). 
      2.  Постановление  Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1996 года N 514 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 июля 1994 года N 830" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 17, ст. 146). 
      3. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам архитектурно-градостроительного контроля, утвержденный  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 1998 года N 353 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан по вопросам архитектурно-градостроительного контроля" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 12, ст. 95). 
      4. Пункт 6 изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденный  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 9 июля 1998 года N 651 "О реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года N 3928" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 22, ст. 190). 
      5. В  постановлении  Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2000 года N 632 "Отдельные вопросы республиканского государственного предприятия "Государственная вневедомственная экспертиза проектов" Комитета по делам строительства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 20, ст. 227):
      подпункт 1) пункта 3 исключить.