Об утверждении Правил разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2002 года N 647

Обновленный

       Сноска. В заголовке и тексте слова "индикативных" и "индикативного" заменены словами "среднесрочных" и "среднесрочного" - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .
 
      В целях обеспечения гармонизации процессов среднесрочного и бюджетного планирования, организации взаимодействия центральных, местных исполнительных и иных государственных органов по формированию среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан постановляет: 

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - Правила). 
      2. Акимам областей, городов республиканского значения, столицы обеспечить разработку среднесрочных планов социально-экономического развития областей, городов республиканского значения, столицы на предстоящий и последующие периоды в соответствии с Правилами.  <*>
      Сноска. Пункт 2 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .
      3. Национальным компаниям обеспечить: 
      1) внесение до 15 июня текущего года на утверждение в Правительство Республики Казахстан Планов развития на 2002 год; 
      2) приведение в соответствие с Правилами ранее утвержденных Планов развития на 2002 год. 

      4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2000 года N 432  P000432_  "Об утверждении Правил разработки индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 год, N 17, ст. 170). 

      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания. 

      Премьер-Министр
  Республики Казахстан    

                                            Утверждены 
                                   постановлением Правительства
                                      Республики Казахстан 
                                    от 14 июня 2002 года N 647

                                 Правила 
                 разработки среднесрочных планов 
                социально-экономического развития 
                      Республики Казахстан  <*>

     Сноска. В тексте слово "торговли" заменено словами "и бюджетного планирования" - постановлением Правительства РК от 26 ноября 2003 г.  N 1184 ;
      в заголовке и тексте слова "индикативных", "индикативные", "индикативный", "индикативного", "индикативное" и "индикативным" заменены словами "среднесрочных", "среднесрочные", "среднесрочный", "среднесрочного", "среднесрочное" и "среднесрочным";
      слова "городов Астаны и Алматы" заменены словами "городов республиканского значения, столицы" - от 1 июля 2004 года  N 723  ;

      в тексте:
      после слов "национальных компаний", "национальной компании", "национальные компании" и "национальным компаниям" дополнены словами "(институтов развития)", "(института развития)", "(институты развития)" и "(институтам развития)";
      после слов "планом развития", "планов развития" и "планы развития" дополнены словами "(планом финансово-хозяйственной деятельности)", "(планов финансово-хозяйственной деятельности)" и "(планы финансово-хозяйственной деятельности)"   -   от 15 ноября 2004 г.  N 1201  .

      В   тексте:
      слова "(институтов развития)", "(института развития)", "(институты развития)", "(институтам развития)", "планом финансово-хозяйственной деятельности", "планов финансово-
хозяйственной деятельности" и "планы финансово-хозяйственной деятельности" исключены - от 20 июля 2005 г.  N 748  . 

Раздел 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют понятия и методологические основы разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, областей, городов республиканского значения, столицы (далее - среднесрочные планы), планов развития  национальных компаний, за исключением национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг (далее - национальные компании) механизм взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов, национальных компаний по их формированию. 
      Среднесрочный план социально-экономического развития - документ, утверждаемый Правительством Республики Казахстан или маслихатом, определяющий основные показатели и направления социально-экономического развития республики или региона на трехлетний период и меры по их реализации.  <*>
      Сноска. Пункт 1 с дополнениями - постановлениями Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723  ; от 15 ноября 2004 г.  N 1201  ; от 20 июля 2005 г.  N 748 ; от 17 августа 2006 года N  780 .
      2. Среднесрочный план представляет собой документ, который: 
      обосновывает темпы развития экономики страны на ближайшие три года в зависимости от внешних и внутренних факторов и носит индикативный характер; 
      определяет действия центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов по созданию благоприятных условий для развития частного и государственного секторов экономики и роста благосостояния народа Казахстана на планируемый период в соответствии со стратегическими планами развития Республики Казахстан, посланиями Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, Программой Правительства Республики Казахстан; 
      содержит показатели (индикаторы) и перечень государственных регуляторов социально-экономического развития.  <*>
      Сноска. Пункт 2 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .
      3. В качестве целевых параметров среднесрочного плана используются показатели (индикаторы) социально-экономического развития, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики. 
      Конкретный перечень показателей (индикаторов) социально- экономического развития определяется уполномоченным органом - Министерством экономики и бюджетного планированияРеспублики Казахстан (далее - Министерство) по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан. 
      4. Основными инструментами, регулирующими воздействие на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов для достижения намеченных целей, является система правовой регламентации и экономических рычагов. 
      Перечень и направленность действия экономических регулирующих рычагов, конкретные количественные значения определяются в процессе  среднесрочного планирования. 
      5. Среднесрочное планирование - процесс разработки комплекса мер Правительства и акиматов областей, городов республиканского значения, столицы, направленных на достижение целей, определенных в стратегических планах Республики Казахстан, послании Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, Программе Правительства Республики Казахстан в планируемом периоде. 
      6. Среднесрочное планирование: 
      1) базируется на экономическом анализе и прогнозе развития мировой и отечественной экономики, внешних, внутренних товарных и финансовых рынков; 
      2) определяет условия для динамичного развития экономики страны и ее регионов; 
      3) обеспечивает комплексный подход при решении социально- экономических проблем развития Республики Казахстан в планируемом периоде; 
      4) способствует развитию межрегиональной интеграции и повышению доходов населения; 
      5) способствует обеспечению высокого уровня саморегуляции экономики на основе действия рыночных механизмов.  <*>
      Сноска. Пункт 6 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .            
 
              Раздел 2. Система среднесрочного планирования 

      7. В зависимости от значимости решаемых задач среднесрочные планы разрабатываются на республиканском и региональном уровнях. 
      Среднесрочный план, разрабатываемый на республиканском уровне, включающий меры государственного регулирования в отраслях и сферах экономики называется среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - Республиканский среднесрочный план). 
      Республиканский среднесрочный план разрабатывается Министерством с участием центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов Республики Казахстан. 
      Среднесрочный план, разрабатываемый на региональном уровне, включающий комплекс экономических и социальных мер, направленных на эффективное развитие областей, городов республиканского значения, столицы называется среднесрочным планом социально-экономического развития областей, городов республиканского значения, столицы (далее - Среднесрочный план области). 
      Разработчиками среднесрочных планов областей являются местные уполномоченные органы по экономическому планированию (далее - местные уполномоченные органы). 
      Центральные и местные исполнительные органы, а также иные государственные органы Республики Казахстан разрабатывают государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы, которые являются главными инструментами и составной частью Республиканского среднесрочного плана и среднесрочных планов областей. Основные мероприятия государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, которые намечается осуществить в плановом периоде, излагаются в соответствующих разделах Республиканского среднесрочного плана и среднесрочных планов областей. 
      Среднесрочный план развития, включающий в себя весь комплекс экономических и инвестиционных мер, направленных на эффективное развитие национальной компании называется Планом развития национальной компании.
      Разработчиками планов развития национальных компаний являются государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций национальных компаний и национальные компании.  <*>
      Сноска. Пункт 7 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .

      8. Среднесрочные планы разрабатываются ежегодно сроком на три года на скользящей основе, предполагающей продление планируемого периода на один год. 
      9. Республиканский среднесрочный план, Среднесрочные планы областей и Планы развития национальных компаний реализуются центральными и местными исполнительными, а также иными государственными органами в пределах своей компетенции.  <*>
      Сноска. Пункт 9 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .
      10.  (Пункт исключен - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 ).

                 Раздел 3. Структура среднесрочных планов  

      11. Республиканский среднесрочный план состоит из следующих разделов:
      1) Основные направления социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - основные направления);
      2) государственные регуляторы социально-экономического развития - динамика тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; минимальные размеры заработной платы, пенсий, государственных пособий, прожиточный минимум, изменение таможенных тарифов на импорт товаров и услуг; квоты на импорт рабочей силы; стандарты на производство продукции (работ, услуг);
      3) прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан;
      4) перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ;
      5) перечень приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в разрезе действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ;
      6) основные направления и прогноз основных показателей развития национальных компаний, в том числе национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг.  <*>
      Сноска. Пункт 11 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 ; от 17 августа 2006 года N  780 .
      12. Среднесрочный план области состоит из следующих разделов:
      1) основные направления социально-экономического развития области (города);
      2) прогноз важнейших показателей социально-экономического развития области (города);
      3) перечень действующих и разрабатываемых региональных программ;
      4) перечень приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), в разрезе действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ. <*>
      Сноска. Пункт 12 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .    
      13. Структура, формы и перечень показателей среднесрочного плана утверждаются приказом Министерства. 

            Раздел 4. Порядок разработки и утверждения 
                       среднесрочных планов  <*>
      Сноска. Раздел 4 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года  N 723 .

  Подраздел 1. Порядок разработки и утверждения
Республиканского среднесрочного плана

            
 
      14. Разработка Республиканского среднесрочного плана осуществляется в два этапа.
      На первом этапе разрабатывается проект Республиканского среднесрочного плана, который является основой формирования проекта среднесрочной фискальной политики, проектов республиканского и местных бюджетов на предстоящий финансовый год.
      Формирование проекта Республиканского среднесрочного плана на первом этапе осуществляется в следующем порядке:
      1) Министерство до 10 января года, предшествующего планируемому, направляет центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам, а также национальным компаниям формы, перечень показателей и структуру разделов Республиканского среднесрочного плана;
      2) Министерство с участием центральных исполнительных и иных государственных органов до 1 февраля года, предшествующего планируемому, разрабатывает и вносит на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии (далее - бюджетная комиссия) прогнозы макроэкономических показателей развития экономики Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период (далее - Прогноз важнейших показателей).
      Одобренный бюджетной комиссией Прогноз важнейших показателей Республиканского среднесрочного плана Министерство в трехдневный срок направляет центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам, а также национальным компаниям;
      3) центральные и местные исполнительные органы, а также иные государственные органы в соответствии со структурой разделов и формами показателей Республиканского среднесрочного плана не позднее 20 февраля года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство предложения к соответствующим разделам и показателям Республиканского среднесрочного плана и по перечню действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) программ и приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в их разрезе в порядке приоритетности;
      4) Министерство до 10 марта года, предшествующего планируемому, на основании материалов, полученных от центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов формирует проект Республиканского среднесрочного плана на планируемый период и вносит в бюджетную комиссию. В случае возникновения расхождений с предложениями центральных исполнительных и иных государственных органов, прилагается протокол разногласий;
      5) в апреле года, предшествующего планируемому, Министерство проводит доработку разделов Республиканского среднесрочного плана с участием центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов, согласно графику, утвержденному приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
      6) центральные исполнительные и иные государственные органы проводят поэтапное согласование и уточнение с местными исполнительными органами соответствующих разделов и показателей Республиканского среднесрочного плана, и доработанный вариант разделов и показателей представляют Министерству не позднее 20 апреля года, предшествующего планируемому;
      7) до 1 мая года, предшествующего планируемому, Министерство формирует проект Республиканского среднесрочного плана и направляет его на согласование в заинтересованные центральные исполнительные и иные государственные органы;
      8) до 15 мая года, предшествующего планируемому, основные направления социально-экономического развития Республики Казахстан, прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан и государственные регуляторы социально-экономического развития на среднесрочный период вносятся в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан для утверждения.
      На втором этапе происходит формирование перечней действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ, приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в разрезе действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ, основных направлений и прогноза основных показателей развития национальных компаний, в том числе национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг и уточнение прогнозных оценок развития экономики страны, корректировка разделов Республиканского среднесрочного плана.
      Формирование проекта Республиканского среднесрочного плана на втором этапе осуществляется в следующем порядке:
      1) в июне года, предшествующего планируемому, Министерство проводит доработку разделов Республиканского среднесрочного плана с участием центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов;
      2) центральные исполнительные и иные государственные органы проводят поэтапное согласование и уточнение с местными исполнительными органами соответствующих разделов и показателей Республиканского среднесрочного плана, и доработанный вариант разделов и показателей представляют Министерству не позднее 10 июля года, предшествующего планируемому;
      3) до 1 августа года, предшествующего планируемому, Министерство формирует проект Республиканского среднесрочного плана и направляет его на согласование в заинтересованные центральные исполнительные и иные государственные органы;
      4) Республиканский среднесрочный план вносится на рассмотрение Правительству до 15 августа года, предшествующего планируемому, одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан не позднее 1 сентября года.  <*>
      Сноска. В пункт 14 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 г.  N 748 ; от 17 августа 2006 года N  780 .

  Подраздел 2. Порядок разработки и утверждения 
Среднесрочных планов областей

      15. Разработка Среднесрочных планов областей осуществляется в два этапа.
      На первом этапе местные уполномоченные органы:
      на основе полученных материалов и предложений районных и городских отделов по экономическому планированию, разрабатывают укрупненные параметры Среднесрочных планов областей, в разрезе видов экономической деятельности и до 20 февраля года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство для включения в проект Республиканского среднесрочного плана, представляемого в бюджетную комиссию;
      до 10 марта года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы направляют на рассмотрение соответствующей местной бюджетной комиссии проекты среднесрочных планов областей;
      до 1 мая года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы осуществляют согласование проектов Среднесрочных планов областей с Министерством и другими заинтересованными центральными исполнительными и иными государственными органами согласно графику, утвержденному приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
      до 15 июня года, предшествующего планируемому, основные направления социально-экономического развития области (города) и прогноз важнейших показателей социально-экономического развития области (города) на среднесрочный период, вносятся на утверждение в местный исполнительный орган.
      На втором этапе происходит формирование перечней действующих и разрабатываемых региональных программ, приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) и уточнение прогнозных оценок развития региона, корректировка разделов Среднесрочного плана области:
      1) в июле года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы осуществляют доработку Среднесрочных планов областей и вносят их на рассмотрение акиматов областей, городов республиканского значения, столицы;
      2) до 15 октября года акиматы областей, городов республиканского значения, столицы представляют на утверждение в соответствующие маслихаты Среднесрочные планы областей, согласованные с заинтересованными центральными исполнительными и иными государственными органами, одновременно с проектами соответствующих местных бюджетов на предстоящий финансовый год. 

  Раздел 5. Структура, порядок разработки и утверждения 
Планов развития национальных компаний 

      16. Национальные компании разрабатывают Планы своего развития ежегодно сроком на три года на скользящей основе (далее - Планы национальных компаний).  <*>
      Сноска. В пункт 16 внесены изменения - постановлением Правительства РК   от 15 ноября 2004 г.  N 1201  ; от 20 июля 2005 г.  N 748  . 
      17. Планы национальных компаний содержат следующие разделы: 
      1) доклад о состоянии и перспективах развития национальной компании; 
      2) инвестиционная программа национальной компании; 
      3) прогноз важнейших показателей развития.  <*>
      Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК   от 15 ноября 2004 г.  N 1201  .
      18. Структура разделов, формы и перечень показателей Планов национальных компаний утверждаются приказом Министерства. 
      19. Разработка и утверждение Планов национальных компаний осуществляется в следующем порядке: 
      1) в январе года, предшествующего планируемому, на основе утвержденных Министерством форм, перечня показателей и структуры Плана национальной компании государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций национальных компаний обеспечивают организацию разработки проекта Плана национальной компании; 
      2) после рассмотрения в отраслевом государственном органе проект Плана национальной компании представляется в Министерство не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому; 
      3)  (исключен - от 17 августа 2006 года N  780 )
      4) в августе года, предшествующего планируемому, проекты Планов национальных компаний согласовываются в установленном законодательством порядке с заинтересованными государственными органами, в том числе с Министерством финансов Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (для организаций, являющихся субъектами естественных монополий и занимающих доминирующее положение на рынке Казахстана); 
      5) в четвертом квартале года, предшествующего планируемому, государственные органы, осуществляющие владение и пользование государственными пакетами акций национальных компаний, обеспечивают внесение для утверждения (рекомендации к утверждению в установленном законодательством Республики Казахстан порядке) в Правительство Республики Казахстан проектов Планов национальных компаний.  <*>
      Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 26 ноября 2003 г.  N 1184 ; от 1 июля 2004 года  N 723  ; от 15 ноября 2004 г.  N 1201 ; от 17 августа 2006 года N  780 .

  Раздел 6. Методологическое и информационное обеспечение 
разработки среднесрочных планов 

      20. Методологическое руководство и координация работы центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов при разработке среднесрочных планов осуществляется Министерством. 
      21. Министерство разрабатывает и утверждает своими решениями методические рекомендации по формированию соответствующих разделов среднесрочного плана, включая определение прогнозных показателей динамики развития цен и производства товаров и услуг. 
      22. Среднесрочное планирование основывается на данных Агентства Республики Казахстан по статистике, мониторингов, осуществляемых государственными органами, отчетов международных финансовых институтов и другой официальной информации. 
      23. Министерство вправе получать от центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов информационно-статистические материалы, необходимые для разработки среднесрочных планов и анализа хода их реализации в установленные настоящими Правилами сроки. 
      24. Министерство и местные уполномоченные органы вправе в пределах своей компетенции получать необходимую информацию для разработки среднесрочных планов от организаций независимо от форм собственности. 
      В случае, если запрашиваемая информация по мнению организации является коммерческой тайной и не подлежит разглашению, Министерство уведомляется об этом. 
      После подтверждения сведений о наличии коммерческой тайны использование и представление информации осуществляется под грифом "для служебного пользования", при этом Министерство и местные уполномоченные органы несут ответственность за соблюдение установленного режима ее использования в соответствии с действующим законодательством. 

               Раздел 7. Гармонизация среднесрочного и бюджетного 
                               планирования 

      25. Республиканский среднесрочный план и среднесрочные планы областей являются основой при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год. 
      26. На основе прогноза важнейших макроэкономических показателей среднесрочного плана разрабатываются прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий трехлетний период. 
      27. Республиканский среднесрочный план и среднесрочные планы областей определяют перечень действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, а также перечень приоритетных инвестиционных проектов для включения в республиканский и местные бюджеты. 

              Раздел 8. Контроль за реализацией среднесрочных планов 

      28. Министерство осуществляет контроль за реализацией среднесрочных планов. 
      29. Министерство ежеквартально информирует Правительство о состоянии социально-экономического развития страны и исполнении Плана мероприятий по реализации Программы Правительства и вносит в установленном порядке предложения по корректировке отдельных мероприятий. 
      30. Правительство информирует Президента Республики Казахстан о состоянии развития экономики и социальной сферы и принимаемых мерах по решению важнейших проблем.