О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан N 3 от 28 апреля 2000 года "О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве"

Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года N 14. Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан, 2002 г., № 7. Утратило силу нормативным постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 2 октября 2015 года № 5

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу нормативным постановлением Верховного суда РК от 02.10.2015 № 5 (вводится в действие со дня официального опубликования).

      В связи с возникшими в судебной практике вопросами и необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством о банкротстве постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан P00003s_ N 3 от 28 апреля 2000 года, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет:
      внести в постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 года P00003s_ "О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве" следующие изменения и дополнения:
      1. В заголовке слова "Постановление Пленума" заменить словами "Нормативное постановление".
      2. В преамбуле слово "Пленум" заменить словами "пленарное заседание".
      3. В пункте 1 слова "(Общая часть)" исключить; после слов "Закона Республики Казахстан "О банкротстве" дополнить словами "(далее - Закон)".
      4. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
      "Согласно статье 2 Закона особенности применения процедур банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов в зависимости от их правового статуса и направления деятельности могут быть установлены законодательством Республики Казахстан.
      Особенности принудительной реорганизации и ликвидации банков и страховых (перестраховочных) организаций установлены банковским законодательством и законодательством о страховании и страховой (перестраховочной) деятельности.
      Основания принудительной судебной ликвидации хлебоприемных предприятий, особенности реализации конкурсной массы и очередности удовлетворения требований кредиторов предусмотрены в Законе Республики Казахстан Z010143_ "О зерне".
      Законодательными актами установлены отдельные особенности процедур банкротства и в отношении пенсионных фондов, сельскохозяйственных организаций.
      Применение процедур банкротства с учетом правового положения субъекта хозяйственной деятельности - индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств - регулируется статьей 21 K941000_ Гражданского кодекса Республики Казахстан и статьями 38-45 Закона Республики Казахстан Z970135_ "Об индивидуальном предпринимательстве".
      Кроме того, Правительство Республики Казахстан в целях защиты интересов граждан и государства вправе устанавливать особые условия и порядок реализации конкурсной массы при банкротстве организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающими доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, либо имеющих важное стратегическое значение для экономики республики и способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, а также организаций, признанных банкротами по инициативе государства.
      Судам следует иметь в виду, что и иные законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность, могут предусматривать особенности проведения отдельных процедур ликвидации хозяйствующих субъектов в связи с их несостоятельностью (банкротством) либо принудительной ликвидации по другим основаниям. Указанные акты подлежат применению в части, не противоречащей Закону.".
      5. В пункте 3:
      в абзаце первом слова "О банкротстве" исключить;
      абзац второй исключить;
      абзац третий изложить в следующей редакции:
      "Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан, Положение о котором утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2001 года N 1508 P011508_ , является уполномоченным государственным органом в области контроля за проведением процедур банкротства. Комитет в соответствии с подпунктом 6) пункта 14 этого Положения вправе обращаться в суд с заявлениями в интересах конкурсного производства, участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом споров между участниками конкурсного производства, но не обладает правом на подачу в суд заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом). Такими же правами и полномочиями наделены и уполномоченные органы, определяемые акиматом области (города республиканского значения, столицы).".
      6. В пункте 4:
      в абзаце первом после слов "указанных" дополнить словами "в абзаце первом пункта третьего настоящего постановления";
      в абзаце третьем слова "приеме заявления с отсылкой на п.4 ст.3 Закона "О банкротстве", п. 1-1) ст. 153 ГПК РК" заменить словами "принятии заявления на основании пункта 4 статьи 3 Закона и подпункта 1) пункта 1 статьи 153 K990411_ ГПК".
      7. В пункте 5:
      абзац второй исключить;
      абзац третий изложить в следующей редакции: "Если при принятии заявления должника о признании его банкротом суд установит, что оно подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, либо не приложены документы, подтверждающие полномочия этого лица, и документы, предусмотренные статьями 18, 19 Закона, то суд возвращает такое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона. В случаях, когда обращение должника в суд является обязательным по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 17 Закона, суд обязан принять заявление в свое производство, а недостающие документы истребовать от заявителя в порядке подготовки дела к судебному разбирательству".
      8. В пункте 6 первое предложение дополнить словами "а также налоговых органов по налогам и обязательным платежам в бюджет"; второе предложение исключить.
      9. В пункте 7 абзац второй исключить.
      10. В пункте 10 в абзаце четвертом слова "Департаменту судебных

 

исполнителей" заменить словами "соответствующему органу исполнительного

производства".

     11. В пункте 12:

     абзац первый дополнить словами "и рассматриваются судом, принявшим

решение о признании должника банкротом";

     в абзаце втором слова "Назначенный судом" исключить.

     12. В пункте 13 абзац седьмой изложить в следующей редакции:

     "Под несостоятельностью сельскохозяйственных организаций понимается

неспособность должника в течение очередного цикла сезонности удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения которых

наступил не ранее предшествующего года, за счет принадлежащего ему

имущества".

     13. В пункте 16 абзац шестой после слов "При согласии комитета

кредиторов" дополнить словами "и соответствующего уполномоченного органа".

     14. Пункты 17, 18 исключить.

     15. В пункте 19:

     абзац второй дополнить словами "конкурсному управляющему";

     абзац третий исключить.

     16. Пункт 20 исключить.

     17. В пункте 21:

     в абзаце первом слово "кредиторами" заменить словами "комитетом

кредиторов";

     абзац второй и третий изложить в следующей редакции:


 
       "Конкурсный управляющий отстраняется от управления делами и имуществом должника по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 статьи 9 Закона в том же порядке, в каком произведено его назначение. Споры между участниками конкурсного производства по вопросам назначения и отстранения конкурсного управляющего рассматриваются судом в рамках конкурсного производства на основании подпункта 5) статьи 67 Закона судом, принявшим решение о банкротстве.
      Отстранение от управления делами и имуществом должника не может быть оспорено конкурсным управляющим в суде в порядке, установленном трудовым законодательством. Окончание установленного срока конкурсного производства прекращает все права и полномочия конкурсного управляющего, если срок конкурсного производства не продлен".
      18. В пункте 22:
      в абзаце первом второе и третье предложение изложить в следующей редакции: "Неисполнение конкурсным управляющим обязательств по соглашению с комитетом кредиторов является безусловным основанием для отстранения его от управления делами и имуществом должника, а также для привлечения к имущественной, административной или уголовной ответственности";
      в абзаце втором слова "суд по мотивированному ходатайству комитета кредиторов с приложением конкретных сроков выполнения мероприятий по ликвидации вправе продлить сроки конкурсного производства" заменить словами "сроки конкурсного производства могут быть продлены".
      19. В пункте 23:
      в абзаце первом слово "баланса" заменить словами "отчета о деятельности конкурсного управляющего и ликвидационного баланса, а также отчета об использовании имущества";
      в абзаце третьем слова "ликвидационного баланса" заменить словами "перечисленных в абзаце первом настоящего пункта документов".
      20. В пункте 24 абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
      "В соответствии с подпунктом 9) статьи 10-1 Закона утверждение состава комитета кредиторов при конкурсном производстве отнесено к компетенции уполномоченного государственного органа. Порядок и сроки формирования комитета кредиторов предусмотрены статьями 11, 70 Закона.
      Кредиторы соответствующей очереди реестра требований кредиторов включаются в состав комитета кредиторов в конкурсном производстве только при наличии фактической задолженности перед ними по этой очереди. В утвержденный уполномоченным государственным органом состав комитета кредиторов после формирования реестров требований кредиторов могут быть введены новые члены комитета кредиторов с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 11 Закона".
      Абзац третий исключить.
      21. В пункте 25:
      в абзаце первом после слова "реестр" дополнить словом "требований"; слова "в суд" заменить словами "уполномоченному органу";
      в абзаце втором слова "суд должен" заменить словом "необходимо";
      в абзаце третьем слова "суд обязан" заменить словом "необходимо";
      в абзаце пятом слово "судом" исключить; после слова "реестра" дополнить словом "требований".
      22. Пункт 26 изложить в следующей редакции:
      "Требования залоговых кредиторов подлежат включению в реестры требований кредиторов третьей очереди при наличии в конкурсной массе залогового имущества, надлежаще оформленного и зарегистрированного залогового обязательства и только в части, обеспеченной залогом. Требования залоговых кредиторов, основанные на ненадлежаще оформленном залоговом обязательстве, а также в части, не обеспеченной залогом, учитываются в пятой очереди".
      23. Пункт 27 изложить в следующей редакции:
      "Особенности формирования реестров требований кредиторов второй очереди установлены пунктом 3 статьи 75 и статьей 78 Закона.
      При расчете размеров по видам выплат следует обратить внимание на предусмотренный порядок исчисления суммы задолженности перед работниками, подлежащей учету и удовлетворению во вторую очередь реестра требований кредиторов и порядок исчисления и выплаты суммы задолженности, подлежащей учету и удовлетворению в пятую очередь реестра требований кредиторов.
      24. В пункте 28 после слов "погашения задолженности" дополнить словами "и причитающегося вознаграждения".
      25. В пункте 29 в абзаце первом слова "Судам следует иметь в виду, что" исключить.
      26. В пункте 30 в абзаце втором слова "Судам следует иметь в виду, что" исключить; слова "за изъятиями, установленными п. 3 ст. 39, п. 3 ст. 44 Указа "О земле" заменить словами "в случаях, предусмотренных земельным законодательством".
      27. В пункте 31 второе предложение изложить в следующей редакции: "В соответствии со статьями 13, 84 Закона комитет кредиторов утверждает невозможный к взысканию объем дебиторской задолженности, а также согласованный с уполномоченным органом план реализации конкурсной массы"; в четвертом предложении слова "заключать договоры на его оценку и реализацию" исключить.
      28. В пункте 32:
      абзац третий исключить;
      абзац четвертый изложить в следующей редакции:
      "Нецелевое использование, а также перерасход лимита средств на административные расходы, установленного соглашением комитета кредиторов с конкурсным управляющим, является основанием не только для отстранения конкурсного управляющего от управления имуществом и делами должника, но и для привлечения его к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан".
      29. В пункте 33:
      абзац первый исключить;
      в абзаце третьем слова "уполномоченным государственным органам" заменить словами "соответствующим прокурорам".
      30. В тексте нормативного постановления сокращения "ст.", "ст.ст", "п.", "пп" заменить соответственно словами "статьей", "статье", "Статьями", "пункту", "пунктом", "подпунктом".
      31. Дополнить пунктами 34-38 следующего содержания:
      "34. Разъяснить, что порядок применения Закона определен статьей 106 Закона и его нормы применяются к делам, производство по которым возбуждено судом.
      Вынесенные судами до введения в действие Закона Республики Казахстан от 11 июля 2001 г. N 239-II Z010239_ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства" судебные акты о назначении конкурсных управляющих, утверждении составов комитетов кредиторов и реестров требований кредиторов, установлении или продлении сроков конкурсного производства, сохраняют юридическую силу, если они не противоречат Закону.
      Аналогично сохраняют свою силу и судебные акты по замене и отзыву конкурсных управляющих и продлению сроков конкурсного производства, постановленные судами в период со времени введения в действие Закона и до образования и начала деятельности предусмотренных Законом уполномоченных органов.
      35. Пунктом 2-1 статьи 9 Закона установлено, что реабилитационным, конкурсным управляющим назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель, имеющее лицензию, выдаваемую уполномоченным органом, на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства.
      В связи с этим вопросы об освобождении ранее назначенных судами конкурсными управляющими юридических лиц следует решать досрочно, до истечения срока их полномочий в порядке, установленном подпунктом 3) пункта 5 статьи 9 Закона, по заявлениям уполномоченных органов или участников конкурсного производства.
      Физические лица - индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников и назначенные судами до внесения изменений в Закон, сохраняют свои полномочия на установленный судом срок.
      При отсутствии у реабилитационного и конкурсного управляющего, назначенного судом, соответствующей лицензии, суд может досрочно отстранить его от обязанностей по управлению имуществом и делами должника по заявлению уполномоченного органа, согласованному с комитетом кредиторов, если это отстранение не противоречит пункту 1-1 статьи 9 Закона.
      Кроме того, досрочное отстранение назначенного судом реабилитационного и конкурсного управляющих может быть также произведено судом по основаниям, установленным пунктом 5 статьи 9 Закона.
      Дальнейшее назначение реабилитационного и конкурсного управляющего отнесено к компетенции уполномоченного государственного органа.
      36. Утверждение состава комитета кредиторов при конкурсном производстве статьей 10-1 Закона отнесено к компетенции уполномоченного государственного органа.
      В состав комитета кредиторов согласно пункту 2 статьи 11 Закона входят представители кредиторов по оплате труда, кредиторы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также конкурсные кредиторы и кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, имеющие наибольшие суммы требований к должнику.
      Изменения в ранее утвержденный судом состав комитета кредиторов могут быть внесены уполномоченным органом путем дополнительного введения в него представителей второй, третьей и четвертой очередей реестра требований кредиторов, при условии, что требования этих очередей еще не удовлетворены в конкурсном производстве и общее число членов комитета кредиторов не превысит семи человек. Изменения состава комитета кредиторов должны производиться по ходатайству кредиторов соответствующей очереди, имеющих наибольшие суммы требований к должнику, с учетом требований пунктов 2 и 3 статьи 11 Закона.
      37. Статьями 75-81 Закона установлены очередность распределения конкурсной массы должника и правила расчетов с кредиторами.
      При этом следует учесть, что расчеты по оплате труда и выплате компенсации лицам, работавшим по трудовому договору, в том числе задолженностей по уплате удержанных из заработной платы алиментов и обязательных пенсионных взносов, а также вознаграждений по авторским договорам производятся во вторую очередь.
      Исходя из содержания пункта 2 статьи 106 Закона, удовлетворение требований кредиторов должно производиться по новым правилам очередности, если на момент внесения изменений в Закон требования кредиторов этих очередей не были удовлетворены.
      Однако при изменении очередности удовлетворения требований кредиторов размеры требований кредиторов по оплате труда, включенные до 13.08.2001 года в реестры требований кредиторов третьей очереди, изменению не подлежат.
      38. Статьей 10-1 Закона к компетенции уполномоченного органа отнесено решение вопросов, связанных с правами и обязанностями участников конкурсного производства.
      Любой из участников конкурсного производства, круг которых определен статьей 66 Закона, при несогласии с решением конкурсного управляющего или уполномоченного органа вправе обжаловать это решение в суд, принявший решение о банкротстве и разрешающий согласно подпункту 5) статьи 67 Закона споры между участниками конкурсного производства.
      Кроме того, согласно пункту 3 статьи 72 Закона споры между кредиторами и конкурсным управляющим по вопросам включения требований в реестры требований кредиторов могут быть рассмотрены по выбору кредитора как судом, так и уполномоченным органом. Если кредитор обратился за разрешением спора в уполномоченный орган, то при несогласии с решением

 

уполномоченного органа он может оспорить его в суде в порядке,

установленном статьей 67 Закона и главой 27 


K990411_
 

  ГПК".

     32. Согласно статье 4 


K951000_
 

  Конституции Республики Казахстан

настоящее нормативное постановление включается в состав действующего

права, является общеобязательным и вступает в силу со дня его официального

опубликования.

    Председатель Верховного Суда

    Республики Казахстан  

    Секретарь пленарного заседания,

    судья Верховного Суда

    Республики Казахстан    

(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Склярова И.В.)