В целях сохранения и рационального использования водных ресурсов, обеспечения сбалансированного развития водного сектора экономики Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития водного сектора экономики и водохозяйственной политики Республики Казахстан до 2010 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 января 2001 года N 71
Концепция
развития водного сектора экономики и водохозяйственной
политики Республики Казахстан до 2010 года
Общая часть
Основные термины и определения, применяемые в Концепции, означают:
Водный фонд - все воды на территории Республики Казахстан, который включает:
воды рек, озер, болот, прудов, водохранилищ, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водоводов;
подземные воды;
ледники;
воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственных границ Республики Казахстан.
Водоемы - естественное или искусственное скопление текучих и стоячих вод (озера, реки и пруды, водохранилища и т.п.).
Водоводы (каналы) - гидротехнические сооружения для подвода и отвода воды в заданном направлении.
Дрена - искусственно созданное открытое или закрытое русло для понижения и отвода подземных вод в коллекторы, а также осушения земель.
Коллектор - искусственно созданное открытое или закрытое русло для принятия отводимых дреной подземных вод с последующим отводом в водоемы и специальные организованные места сброса сточных вод.
Водопользователи - субъекты, использующие в установленном порядке воду для своих потребностей (нужд).
Гидромелиорация - комплекс мероприятий, направленных на регулирование водного режима почв путем орошения, обводнения и осушения.
Гидромелиоративная система - комплекс технологически взаимосвязанных гидротехнических сооружений, устройств и оборудования на орошаемых, обводняемых, осушаемых землях.
Дренажная система (дренаж) - комплекс технологически взаимосвязанных гидротехнических сооружений (дрены, коллекторы и т.п.) для регулирования уровня грунтовых вод, сбора и отвода излишней воды в места специального организованного сброса.
Дренажные воды - воды, собираемые дренажными системами.
Источник водопользования - море, река, озеро, водохранилище или пруд, питающие их притоки, магистральные каналы и водоводы, а также подземные водоносные горизонты, воды которых непосредственно используются для удовлетворения нужд водопользователей.
Коммунальные водоводы (каналы) - водоводы (каналы), находящиеся в коммунальной собственности и предназначенные для доставки и распределения воды между водопользователями.
Лиманное орошение - однократная весенняя влагозарядка почв, осуществляемая путем затопления при помощи системы дамб, перемычек и других гидротехнических сооружений.
Лимит водопотребления - объем воды, изымаемый из источника водопользования в определенные периоды времени и ежегодно устанавливаемый уполномоченным государственным органом для водопотребителей, имеющих разрешение на спецводопользование.
Магистральные водоводы (каналы) - водоводы (каналы), осуществляющие забор воды из водоемов.
Мелиоративная сеть - совокупность или комплекс каналов, коллекторов, дрен и технологически связанных с ними гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для мелиорации сельскохозяйственных угодий (орошение, обводнение, регулирование почвенно-грунтовых вод).
Межгосударственные водоводы (каналы) - водоводы (каналы) расположенные на территории нескольких государств и предназначенные для распределения водных ресурсов между государствами.
Орошаемые земли - земли, искусственно увлажняемые при помощи оросительной системы с применением или без применения специальной поливной техники.
Оросительная система - система гидротехнических и иных ирригационных сооружений для орошения земель.
Общее водопользование - водопользование, осуществляемое для удовлетворения питьевых и иных нужд населения без закрепления водных ресурсов за отдельными гражданами и без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод.
Поливная вода - вода, изъятая из источника водопользования, для целей орошения.
Республиканские водоводы (каналы) - магистральные водоводы (каналы), находящиеся в республиканской собственности, предназначенные для доставки воды в коммунальные водоводы (каналы) и/или имеющие стратегически важное для республики значение.
1. Введение
Послание Президента Республики Казахстан от 10 октября 1997 года K972030_ "Казахстан-2030": процветание, безопасность и улучшение благосостояния всего населения страны, определило долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года.
Вследствие недостаточного финансирования в последние годы и ряда других причин, связанных с реформированием экономики страны, водное хозяйство республики пришло в катастрофическое состояние. Ежегодные потери продукции только в орошаемом земледелии оцениваются в 60,0 млрд. тенге, а с учетом других отраслей экономики социальные последствия от ухудшения водообеспечения еще более пагубные. Вся водохозяйственная инфраструктура находится в опасном и крайне неудовлетворительном техническом состоянии.
Сложившаяся ситуация в водном секторе экономики требует кардинального совершенствования водохозяйственной политики государства.
В настоящее время система управления водным хозяйством страны, созданная в условиях централизованной экономики, в определенной степени сохраняет старые экономические отношения, основанные на административно-командных принципах. В результате с трудом идет процесс ее адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования. По этой причине система остается трудно управляемой, у водопользователей нет кровной заинтересованности в рациональном использовании воды, ухудшается техническое состояние водохозяйственной и гидромелиоративной систем, выходят из хозяйственного оборота огромные площади орошаемых земель.
Все вышеизложенное требует пересмотра сложившейся структуры управления водным хозяйством, четкого определения и разграничения функций субъектов водного хозяйства, статуса водохозяйственных и гидромелиоративных объектов, разработки нового механизма экономических отношений и прозрачных систем финансовых потоков, позволяющих эффективно управлять отраслью и обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов.
2. Цель Концепции
Настоящая "Концепция" разработана в развитие Указа Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2000 года N 344 U000344_ "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года".
Основной целью Концепции является определение основных путей решения проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов страны для здоровья и благополучия граждан республики (Стратегия-2030), обеспечения баланса потребности социально-экономического развития и возможности воспроизводства водных ресурсов на уровне требований нормативного качества вод - "устойчивое водопользование". Концепция будет служить основой для совершенствования законодательной базы, разработки конкретных программ и мероприятий по развитию водного сектора экономики и водохозяйственной политики государства.
В ней изложены положения, отражающие совокупность современных взглядов на достижение и поддержание экономически оптимального и безопасного уровня водопользования, оценены тенденции его развития, определены приоритетные направления и обозначены цели и задачи до 2010
года.
Изложенные концептуальные положения должны стать ориентиром при
принятии решений по вопросам, связанным с использованием и охраной водных
ресурсов и объектов на них, в том числе при разработке нормативных
правовых актов, водохозяйственных программ, схем комплексного
использования и охраны водных объектов, инвестиционных проектов и других
документов.
3. Анализ ситуации
1. Роль водного фактора
Значительный земельный фонд для сельскохозяйственного производства и возможности их дальнейшего освоения в южных и западных областях Республики сдерживаются ограниченностью запасов водных ресурсов. В отдельных регионах страны освоение природных богатств и соответствующее развитие производительных сил также сдерживается дефицитом водных ресурсов. В центральных, западных и частично южных регионах страны остро стоит вопрос обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Дальнейшее социально-экономическое развитие, решение водных и экологических проблем будет определяться уровнем государственной политики в сфере водного хозяйства и правильностью выбора путей управления водными ресурсами и водопользованием в стране.
Водный фактор в Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, является определяющим, где очевидны нарастающий дефицит воды, угроза истощения водных ресурсов вследствие роста населения и развития экономики. Проблемы межгосударственного вододеления в трансграничных бассейнах рек Иртыш, Урал, Или, Сырдарья, Шу, Талас обостряются в периоды естественного маловодья, а перспектива их разрешения далека от завершения.
2. Водные ресурсы
Ресурсы поверхностных вод Казахстана в средний по водности год составляют 100.5 км3, из которых только 56.5 км3 формируется на территории республики, остальной объем поступает из Центральноазиатских государств, Российской Федерации и Китая.
По объему речного стока Казахстан относится к числу наименее водообеспеченных стран планеты. Распределение водных ресурсов по территории крайне неравномерно и обуславливает нестабильность и неравномерность водообеспеченности регионов и отраслей экономики. Объем необходимого водопотребления составляет 54.5 км3, а располагаемый объем возможный к хозяйственному использованию в средний по водности год не превышает 46.0 км3.
В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 км3, а располагаемый, соответственно, до 26 км3.
Запасы утвержденных пресных подземных вод составляют 15.1 км3, уровень их использования составляет 11.3% или 1.7 км3.
Объем возвратных вод составляет - около 4.0 км3, возвращаемый в водоисточники - не превышает 2.0 км3, остальной сток рассеивается или теряется. Возвратные воды являются основным источником загрязнения природных вод и окружающей среды, утилизация и очистка их не получила пока решения.
3. Качество вод
Качественное состояние практически всех водных объектов республики неудовлетворительное, наиболее загрязнены реки Урал, Иртыш, Нура и Сырдарья. Загрязнение происходит за счет сбросов промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод. Подземные воды также загрязняются, ухудшение их качества отмечается на многих месторождениях.
4. Водохозяйственная ситуация
Некогда единая система водного хозяйства страны, в результате произошедших реформ и приватизации, была раздроблена. Адекватного реформирования системы управления не произошло. Все это привело к неясности функциональных обязанностей не только субъектов водного хозяйства, но и статуса многих водохозяйственных объектов. Как известно, часть из этих объектов была приватизирована и разделена на имущественные паи в составе имущества бывших колхозов и совхозов. В результате разделения крупных хозяйств на более мелкие, в том числе на крестьянские и фермерские хозяйства, без последующего их объединения на новых принципах бывшие внутрихозяйственные каналы остались неуправляемыми, а зачастую бесхозными. В итоге они не ремонтируются и приходят в негодность.
Огромные сверхнормативные потери воды и отсутствие системы, позволяющей рационально использовать поливную воду, приводит к повышению доли затрат на орошение в структуре себестоимости продукции, что в конечном счете снижает ее конкурентоспособность.
Нет четкой законодательной базы создания объединения водопользователей. Часть ныне действующих объединений водопользователей были созданы в виде ассоциаций водопользователей, а часть - в виде потребительских кооперативов водопользователей. Поэтому основная масса водопользователей остаются разрозненными, соответственно отсутствует координация их деятельности по содержанию всей системы водопользования.
При приватизации отдельные части единого технологического комплекса водохозяйственных объектов и сооружений иногда переходят в руки лиц, не имеющих отношения к орошаемым землям, они становятся монополистами, загоняющими водопользователей, находящихся на подвешенной к оросительной системе площади, в долговую зависимость.
5. Сильные стороны
До 1993 года была создана отрасль водного хозяйства, оснащенная соответствующей инфраструктурой, при этом орошаемый фонд составлял 2,3 млн. га, сельскохозяйственное водоснабжение было представлено 54-мя групповыми водопроводами, функционировало более 200 водохранилищ полезной емкостью 48,0 км3, действовало около 340 гидроузлов и сооружений на водоисточниках, работали предприятия, обслуживающие водохозяйственную систему, специализированные промышленные предприятия, ремонтно-технические службы, предприятия по автоматике и метрологии, проектные, научные и учебные заведения.
В последние годы были:
разработаны основы природоохранного законодательства;
подписан ряд международных соглашений и конвенций по вопросам
использования и охраны водных ресурсов;
создана система управления водоохранной деятельностью;
составлены государственные кадастры источников загрязнения вод и
карты их размещения;
развивается система платежей за услуги по подаче воды, за право
пользования водными ресурсами и загрязнение водной среды.
6. Слабые стороны
Дефицит водных ресурсов и их загрязненность;
прогрессирующая потеря ранее созданной системы водного хозяйства, катастрофическое ухудшение технического состояния плотин, гидроузлов и прочих сооружений;
многие сооружения и водохозяйственные объекты остались без собственника и поддержки на их содержание;
обострение проблем обеспечения населения питьевой водой, качество питьевой воды не отвечает стандартам;
урожайность орошаемых культур упала в 1,5-2,0 раза, произошел возврат к примитивным способам полива;
несмотря на спад производства и снижение объемов использования пресной воды, проблема расточительного водопользования не теряет своей остроты. Объем водоотведения составляет более 25%, потери при транспортировке доходят до 30% от объема забора;
в местах активной хозяйственной деятельности водные объекты загрязнены отходами потребления и производства, в результате качество поверхностных вод не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;
расширяются очаги загрязнения подземных вод;
несовершенство нормативной правовой базы;
отсутствие достаточного финансирования водохозяйственных мероприятий;
износ основных фондов водохозяйственных предприятий;
слабая оснащенность бассейновых водохозяйственных управлений и республиканских государственных водохозяйственных предприятий оргтехникой, транспортом, современными средствами связи и оборудованием;
отсутствие общегосударственной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан и других основополагающих документов (концепций, индикативных планов, программ), определяющих водную политику государства;
неспособность водопользователей в настоящее время осуществлять в полной мере плату за использование водных ресурсов и за услуги предприятий по подаче воды;
неэкономное использование воды потребителями;
институциональные (организационно-управленческие) проблемы;
недостаточное внимание системному планированию развития водного сектора экономики;
несоответствие многоплановых, сложных, ответственных задач и проблем водного сектора экономики с функциями уполномоченного органа в области управления водными ресурсами, которое в настоящее время наделено невысокими полномочиями для осуществления единой водохозяйственной политики и ограничено в штатной численности.
7. Возможности
Увеличение располагаемых водных ресурсов за счет регулирования речного стока гидротехническими сооружениями (каналами, водохранилищами) и использования подземных вод;
в регионах с острым дефицитом пресных вод возможна эксплуатация огромных запасов глубоко залегающих солоноватых и соленых подземных вод с применением опреснительных установок малой и средней мощности;
внедрение водосберегающих технологий;
совершенствование экономического механизма платного водопользования;
привлечение, наряду с внутренними источниками, займов и грантов международных финансовых организаций для решения вопросов рационального использования и охраны водных ресурсов;
использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;
использование имеющегося хозяйственного потенциала, кадров, проектных и научных проработок.
8. Угрозы
Возникновение аварий и катастроф, в том числе с многочисленными человеческими жертвами, в результате разрушения плотин и размыва водохранилищ, состояние которых ухудшено в результате недостаточного финансирования необходимых эксплуатационных мероприятий в последние годы; при этом огромные массивы поливных земель на долгие годы останутся без поливной воды с огромным социально-экономическим ущербом для населения;
истощение ресурсов подземных и поверхностных вод;
загрязнение окружающей среды в результате самоизлива подземных вод из самоизливающихся скважин;
обострение проблемы водообеспечения, в особенности в южных и западных регионах страны;
возможность возникновения межгосударственных разногласий в Центральноазиатском регионе из-за несовпадения позиций государств по вопросам распределения водных ресурсов и отсутствия механизмов их решения, а также из-за стремления сопредельных государств использовать свое географическое положение для максимального извлечения экономических и политических выгод.
9. Мировые тенденции
В плане национальной безопасности государств, в большинстве стран мира, особенно с дефицитом водных ресурсов, отношение к воде кардинально меняется и усиливается роль водного фактора. Тревоги глобального характера, прозвучавшие на Всемирном водном форуме (Гаага, март 2000 года) "о необходимости изменения коренным образом ситуации с управлением водными ресурсами, иначе в ближайшем будущем мир столкнется с жестоким водным кризисом", актуальна и для Казахстана.
Итогом международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году, стало принятие Повестки Дня на 21 век, в которой закреплен принцип устойчивого развития и признание необходимости и возможности осуществления последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной
окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений. Казахстан также приступил к
разработке Национальной Повестки Дня на 21 век.
В области управления водным сектором необходимо принять ориентиром
лучшую международную практику, которая имеет ряд общих характеристик:
четкая структура регулирования правительством водных отношений;
профессиональное управление;
отсутствие политического вмешательства;
четкое планирование и финансирование;
ориентация на потребителя;
доступность кредитов для финансирования водохозяйственных мероприятий;
конкурентоспособный частный сектор;
централизованная помощь государства (в США, Германии, Франции и Китае
основным вкладчиком капиталов в строительство водохозяйственных объектов
национального и межрегионального уровня является государство).
4. Государственная водохозяйственная политика и стратегия
10. Долгосрочная цель, приоритеты и принципы
Водохозяйственная политика должна обеспечить достижение долгосрочной цели, объявленной государством в "Стратегии-2030", сохранение и рациональное использование водных ресурсов для здоровья и благополучия граждан республики.
Основные приоритеты для достижения цели:
удовлетворение требований по дальнейшему развитию различных отраслей экономики, отдельных регионов и комплексов;
рациональное и бережное использование и охрана водных ресурсов;
сохранение межгосударственных, межобластных и межрайонных водохозяйственных объектов в собственности государства;
сохранение государственной монополии на оказание услуг по доставке воды для орошения от водного источника до сельхозводопользователя;
обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества;
обеспечение водными ресурсами в достаточном количестве и надлежащего качества.
Для решения поставленных задач водохозяйственная политика должна основываться на следующем:
водный бассейн необходимо рассматривать как единый объект, управление водными ресурсами и охрану поверхностных вод строить по бассейновому принципу;
системы водоснабжения должны основываться на использовании современных технологий водоподготовки, комплексном использовании водных ресурсов, обеспечивать сокращение потерь воды при транспортировке к потребителю;
экономической основой водообеспечения должна быть государственная собственность на водные ресурсы;
основой устойчивого развития водного сектора должно стать участие водопотребителей (населения) в возмещении затрат на эксплуатацию и содержание водохозяйственных объектов;
обязательная платность специального водопользования;
приоритетность питьевого водоснабжения и экологических попусков перед
производственным и сельскохозяйственным водопотреблением;
приоритетность направления внешних займов на реконструкцию и
восстановление водохозяйственных систем;
установление лимитов на водопотребление исходя из принципов
экологической составляющей стока;
обеспечение неразрывности водохозяйственных объектов и подвешенных к
нему орошаемых земель;
водохозяйственные и гидромелиоративные объекты находятся в
собственности или в управлении государственных организаций, либо у
объединений водопользователей (ОВП) (кроме случаев временного управления
на период выполнения долговых обязательств с ограничением срока
управления).
11. Ближайшая цель и приоритеты
Приоритетные направления водной политики возможные к реализации на
рекомендуемую перспективу:
совершенствование системы управления водными ресурсами и
водопользованием;
усиление экологических аспектов в действующем законодательстве.
Основные задачи:
рационально и комплексно использовать водные ресурсы;
разграничить функции управления водными ресурсами, от функции хозяйственного использования, что обеспечивает от имени государства надлежащее управление и контроль, и достигается соблюдение общегосударственного интереса в водном секторе;
совершенствовать качество питьевого водоснабжения, в том числе за счет интенсификации использования месторождений подземных вод;
сформировать систему государственного технического надзора за
безопасностью водохозяйственных сооружений, особенно крупных гидроузлов;
разработать и создать правовую базу и экономический механизм
водопользования, соответствующий рыночным условиям;
развить систему мониторинга водных объектов и повысить эффективность
государственного контроля по использованию водных объектов;
проводить региональную водохозяйственную политику, основанную на
учете состояния водных объектов и особенностей их использования
водопользователями.
5. Основные задачи по реализации национальной
водной политики и стратегии
12. В области рационального использования водных ресурсов и
водообеспечения
1. Разработка и реализация:
республиканской Программы рационального использования и охраны водных
ресурсов в разрезе бассейнов крупных рек;
региональных программ местных исполнительных органов, направленных на решение водообеспечения отраслей экономики, населения и природных комплексов как за счет увеличения располагаемой доли водных ресурсов путем внутрибассейнового и межрегионального перераспределения, так и за счет рационального использования имеющихся поверхностных и подземных вод;
республиканской целевой Программы по водосбережению и региональных программ, включающих в себя: ограничение темпов и объемов развития водоемких производств в остродефицитных по воде регионах; повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования; осуществление мер по снижению удельного водопотребления на единицу продукции в промышленности и сельском хозяйстве; снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования; оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;
экономического механизма по рациональному использованию и охране как поверхностных так и подземных вод, путем оптимизации и дифференциации действующих ставок платы за пользование водными ресурсами.
2. Создание условий по совершенствованию ценообразования за услуги по подаче воды водопользователям с поэтапным переводом затрат по содержанию и ремонту водохозяйственных объектов на самоокупаемость за счет средств водопользователей.
3. Совершенствование действующих нормативных правовых актов в области рационального использования и охраны водных ресурсов.
4. Создание единой информационной системы мониторинга за водопользованием по комплексной оценке и анализу состояния использования водных ресурсов для принятия своевременных управленческих решений.
5. Формирование общественного мнения о необходимости бережного использования и охраны водных ресурсов; содействие средствам массовой информации в объективном освещении и распространении знаний в области осуществляемых мер по решению водных проблем.
13. В области сохранения и поддержания здоровой экологической
обстановки
1. Восстановить и сохранить водные экосистемы в основных речных бассейнах путем создания и обустройства водоохранных зон на всех используемых водоисточниках (реках, озерах, водохранилищах и др.).
2. Размещение новых и реконструкцию старых производств осуществлять с учетом их экологически допустимой антропогенной нагрузки на водный бассейн.
3. Формировать экономические условия рационального водопользования.
4. Исключить сброс в водные источники неочищенных сточных вод путем внедрения новых технологий при строительстве и реконструкции сооружений по очистке сточных вод и использование очищенных стоков в повторном и оборотном водоснабжении, обеспечив этим снижение загрязнения рек и водоемов до уровня санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных требований.
5. Разработать показатели использования вод и сбросов с жестким нормированием и последующим переходом от нормирования сбросов к их исключению. Строительство новых предприятий осуществлять с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
6. Разработать Схемы комплексного использования водных ресурсов речных бассейнов и на их основе обосновать объемы природоохранных и комплексных попусков в бассейнах рек.
7. Составить классификацию поверхностных водоемов по назначению использования в хозяйственном комплексе, определить меры государственного контроля и перечень документов, регламентирующих их использование.
8. Разработать программы по управлению уровневым и солевым режимом внутренних и окраинных водоемов (Балхаш, Арал, Каспий).
14. В области обеспечения населения качественной питьевой водой
Соблюдая приоритетность кризисных районов с депрессивной экономикой, а также районов с водой, не соответствующей нормативам государственного стандарта "Вода питьевая", с целью постепенного выравнивания уровня водообеспечения отдельных регионов до среднереспубликанского
на ближайшую перспективу:
1) поддерживать в надлежащем техническом состоянии действующие системы водоснабжения с целью недопущения ухудшения здоровья населения;
2) пересмотреть схему подачи воды по групповым водопроводам с отключением отдельных веток (сегментов) и заменой их локальными (для отдельных населенных пунктов) или небольшими групповыми системами (для близрасположенных населенных пунктов) при наличии местных источников водоснабжения;
3) поддерживать в надлежащем техническом состоянии действующие системы водоснабжения, сегментация которых невозможна или нецелесообразна;
на средне- и долгосрочную перспективу:
4) построить новые локальные системы централизованного водоснабжения крупных поселков при наличии гарантированных источников водоснабжения;
5) построить групповые системы централизованного водоснабжения в густонаселенных регионах, необеспеченных источниками водоснабжения;
6) построить новые и восстановить существующие сооружения водоподготовки и водоочистки для обеспечения кондиционной водой население городов и сельских поселков;
7) обеспечить широкое использование подземных вод;
8) сформировать рынок услуг по водообеспечению населения с широким
привлечением его в финансирование строительства объектов водоснабжения и
возмещение затрат на их эксплуатацию;
9) приступить к созданию высокотехнологических производственных
мощностей по выпуску оборудования и устройств для водоснабжения;
10) повысить информированность и просвещенность населения по
проблемам рационального использования питьевой воды, сформировать
экологическую культуру населения;
11) проводить научно-исследовательские и проектно-изыскательские
работы в области питьевого водоснабжения;
12) разработать и реализовать Государственную программу "Питьевые
воды" на период до 2010 года.
15. В области государственного управления водным сектором
экономики
Осуществить реформирование (децентрализацию, реструктуризацию) и совершенствование структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством с разграничением функций управления от хозяйственных функций в два этапа.
На первом этапе:
1) передать водоводы (каналы), находящиеся в республиканской собственности, за исключением отнесенных к республиканским водоводам (каналам), в коммунальную собственность;
2) преобразовать в коммунальные государственные предприятия республиканские государственные предприятия по водному хозяйству или их подразделения, не имеющие на балансе межгосударственные и межобластные водохозяйственные сооружения и устройства;
3) реформировать нормативную правовую базу для осуществления водохозяйственной политики;
4) способствовать созданию Объединений (ассоциаций) водопользователей (ОВП, АВП) в различных отраслях экономики (сельском хозяйстве, промышленности, коммунальном водоснабжении и т.п.);
5) способствовать постепенной передаче коммунальных водохозяйственных объектов непосредственно самим водопользователям или их объединениям по мере расширения их возможностей по эксплуатации объектов;
6) разработать экономический механизм водопользования с учетом создания объединений водопользователей и их услуг по доставке воды.
На втором этапе:
7) провести реорганизацию структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством, создав на базе республиканских государственных предприятий по эксплуатации водохозяйственных объектов, находящихся в ведении уполномоченного органа по водным ресурсам (за исключением предприятий, имеющих стратегически важное для республики значение), единое республиканское государственное предприятие, подведомственное уполномоченному органу по водным ресурсам, с дочерними предприятиями в областях;
8) создать объединения водопользователей (ОВП) с целью:
обслуживания и технической эксплуатации водохозяйственных объектов, как находящихся в собственности ОВП, так и переданных им в доверительное управление;
оказания организационно-технической помощи по доставке воды водопользователям;
9) в установленном порядке внести необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство для осуществления реорганизации структуры управления водными ресурсами и водным хозяйством в соответствии с предлагаемой схемой. Уточнить перечень водохозяйственных объектов, не подлежащих приватизации, остальные приватизировать в соответствии с действующим законодательством;
10) организовать создание сети и системы информационных услуг и маркетинга.
16. В области международного сотрудничества в совместном
использовании трансграничных водных источников
1. Обеспечить защиту интересов Казахстана при разработке соглашений и договоров по совместному использованию трансграничных водотоков.
2. Перейти от заключения межгосударственных договоров на вегетационный период к заключению многолетних соглашений.
3. Необходимо искать комплексное решение проблемы использования трансграничных вод с учетом потребностей соседних государств в природных ресурсах, имеющихся в Казахстане, и транзитном потенциале страны.
4. Принять активное участие в деятельности межгосударственных органов по регулированию и управлению трансграничных вод.
5. В отношениях с Китайской Народной Республикой необходимо:
ратифицировать подписанное в сентябре 2001 года двухстороннее
Соглашение в сфере совместного использования и охраны трансграничных
водных ресурсов;
создать систему совместного мониторинга как количественных, так и
качественных показателей вод;
улучшить мониторинг водных ресурсов и обмен информацией о состоянии
трансграничных водных объектов;
составить совместные схемы комплексного использования и охраны
трансграничных рек;
предпринять шаги по заключению трехстороннего (Казахстан, Китай,
Россия) соглашения по совместному использованию и охране трансграничных
водных ресурсов.
6. В отношениях с Российской Федерацией:
особое внимание уделить гидрохимическому составу поступающих из
России и перетекающих туда водных ресурсов;
привлечь дополнительный объем стока из бассейна р. Волги в Западный
Казахстан;
произвести реконструкцию водовода Астрахань-Мангышлак.
7. В отношениях с Центральноазиатскими республиками необходимо:
активизировать работу по присоединению Центральноазиатских республик
к
Хельсинкской Конвенции по охране и использованию трансграничных
водотоков и международных озер;
поддерживать деятельность Международного Фонда спасения Арала;
повысить статус межгосударственной координационной водохозяйственной
комиссии и его исполнительных органов;
заключить Соглашение об обмене информацией и формировании бассейновых
и региональных баз данных комплексного использования и охраны
трансграничных водных ресурсов.
8. В отношениях с Кыргызской Республикой:
создать постоянно действующую комиссию по установлению режима работы
и определения объемов необходимых затрат на эксплуатацию водохозяйственных
объектов.
17. В области нормативных правовых основ управления,
использования и охраны водных ресурсов
Необходимо переработать Водный кодекс Республики Казахстан и рассмотреть необходимость внесения изменений в действующее законодательство в соответствии с современными правовыми, экономическими, а также экологическими отношениями в стране, нормами международных договоров в области использования и охраны водных ресурсов.
18. В области научно-исследовательской, проектной и
образовательной сфер
1. Изучение и оценка ресурсов поверхностных и подземных вод, разработка научного и технико-экономического обоснования возможности территориального перераспределения водных ресурсов, расширения использования подземных вод и других альтернативных путей повышения водообеспеченности страны.
2. Создание условий по поддержке предпринимательства и негосударственных структур для развития сети научно-исследовательских, проектных и образовательных центров в сфере водного хозяйства.
3. Организация подготовки и переподготовки кадров инженеров и специалистов по управлению водными ресурсами и водного хозяйства сотрудников государственных учреждений в высших и средних учебных заведениях республики за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год, а также за счет средств хозяйствующих субъектов и привлечения грантов
международных организаций и стран доноров.
4. Создание в регионах сети консультационных учебных и информационных
центров по обучению водопользователей и внедрению передовых технологий
использования и охраны вод с учетом мирового опыта - за счет средств
хозяйствующих субъектов и привлечения грантов международных организаций и
стран доноров.
6. Финансовое обеспечение
Основные источники финансирования водохозяйственной отрасли:
республиканский бюджет,
местный бюджет,
гранты международных организаций и стран доноров,
негосударственные источники.
Для совершенствования системы финансирования водного сектора
экономики требуется решение следующих проблем:
строительство, реконструкция и эксплуатация водохозяйственных объектов межгосударственного и республиканского значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета;
водохозяйственные объекты коммунальной собственности могут финансироваться за счет соответствующих местных бюджетов.
(Специалисты: Склярова И.В.,
Умбетова А.М.)