О Программе реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2001 года N 1758

Обновленный

      В целях компенсации утраченных функций, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности и содействия наиболее полной интеграции инвалидов в общество Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы (далее - Программа).
      2. Центральным и местным исполнительным органам:
      1) принять необходимые меры по выполнению Программы;
      2) о ходе выполнения Программы информировать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, начиная с 2002 года, два раза в год - 20 января и 20 июля каждого года.
      3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ежегодно к 25 февраля представлять информацию о выполнении Программы в Правительство Республики Казахстан.
      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

     Премьер-Министр
     Республики Казахстан

                                      Утверждена
                                      постановлением Правительства 
                                      Республики Казахстан
                                      от 29 декабря 2001 года N 1758

Программа реабилитации инвалидов
на 2002-2005 годы <*>

    

     Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15  января 2003 г. N 20 ; от 26 декабря 2003 г. N 1325  .

    

1. Паспорт

Программы реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы

-------------------------------------------------------------------------

Наименование        Программа реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы

Программы

-------------------------------------------------------------------------

Основание для        P000367_   План мероприятий по реализации Программы

разработки          действий Правительства Республики Казахстан на

Программы           2000-2002 годы, утвержденный постановлением

                    Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000    

                    года N 367 (пункт 4.1.3.3.)

Инициатор           Министерство труда и социальной защиты населения

Программы           Республики Казахстан

Цель и задачи       Основной целью и задачами Программы являются

Программы           создание системы реабилитации инвалидов,

                    предоставление возможностей для всесторонней

                    интеграции их в общество, создание условий для

                    обеспечения независимого образа жизни, снижение

                    уровня инвалидности

Основные            Министерство труда и социальной защиты населения,

исполнители         Министерство образования и науки, Министерство

                    культуры, информации и общественного согласия,

                    Министерство здравоохранения Республики Казахстан,

                    Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту

                    Республики Казахстан, акимы областей, городов Астаны,

                    Алматы

    

Основные            Программой предусматривается осуществление

мероприятия         организационных мероприятий по медицинской, социальной,

Программы           профессиональной реабилитации инвалидов, развитию сети

                    реабилитационных учреждений и укреплению их

                    материально-технической базы, оказанию инвалидам

                    протезно-ортопедической помощи и обеспечению их

                    техническими средствами реабилитации, предоставлению

                    беспрепятственного доступа к объектам социальной

                    инфраструктуры, подготовки и повышению квалификации

                    работников, занимающихся вопросами реабилитации

                    инвалидов в системе социальной защиты населения,

                    здравоохранения, образования

Сроки реализации    Программа реабилитации инвалидов рассчитана

Программы           на 2002-2005 годы

Источники и объемы  Финансирование Программы осуществляется за счет средств

финансирования      республиканского и местных бюджетов, других

                    источников, не запрещенных законодательством

                    Республики Казахстан.

                       Для финансирования Программы на весь период

                    реализации с 2002 по 2005 годы потребуется

                    5,26 млрд. тенге, в том числе из республиканского

                    бюджета 2,8 млрд. тенге, из местного бюджета

                    2,46 млрд. тенге

    

Ожидаемые           Реализация Программы позволит увеличить объем

результаты          реабилитационных мероприятий, обеспечить инвалидов

реализации          техническими средствами реабилитации с учетом их

Программы           индивидуальных потребностей, поможет восстановить

                    способности инвалидов в бытовой, общественной,

                    профессиональной деятельности, реализовать в полной

                    мере конституционные права и ускорит их интеграцию в

                    общество

---------------------------------------------------------------------------

2. Введение


      Социальная поддержка и защита инвалидов, обеспечение им равных возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод гарантированы K951000_  Конституцией Республики Казахстан, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
      Одним из элементов социальной защиты инвалидов является реабилитация, представляющая комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к самообслуживанию, различным видам профессиональной деятельности, а также позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни и обеспечивающих им реализацию прав и потенциальных возможностей.
      Программа реабилитации инвалидов (далее - Программа) разработана в соответствии с P000367_  Планом мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 и составлена с учетом социально-экономического положения страны.

3. Анализ состояния инвалидности в Казахстане

     Всего в республике проживает 386,2 тыс. инвалидов всех категорий, в том числе женщин инвалидов 211 тыс., детей-инвалидов до 16 лет 49,8 тыс., инвалидов с детства 58,8 тыс. и других инвалидов. Данные цифры позволяют сделать вывод, что дальнейший рост инвалидности может привести к социально опасному снижению прироста здорового населения, падению количества и качества трудовых ресурсов республики.

    

           Динамика первичной инвалидности за 1998-2000 годы

     

-------------------------------------------------------------------------

                Показатель              |1998 год | 1999 год | 2000 год |

-------------------------------------------------------------------------

Впервые признано инвалидами среди

взрослого населения,                       55145      49683      46133

в том числе женщин                         22504      20515      18892

Из числа впервые признанных инвалидами:

проживает в городской местности,           32073      28499      26138

в том числе в трудоспособном возрасте      24473      22504      21416

Проживает в сельской местности,            23072      21184      19995

в том числе в трудоспособном возрасте      20212      19059      18215

Из числа впервые признанных инвалидами

работающие составили                       14752      10930       8979

    

     Ниже приведены сведения о численности впервые признанных инвалидами по группам инвалидности:

------------------------------------------------------------------

| Группа инвалидности            |1998 год | 1999 год | 2000 год |

------------------------------------------------------------------

| I  группа                         5952       4909       4801   |

| II группа                        33058      27452      25302   |

| III группа                       16135      17322      16030   |

------------------------------------------------------------------

     Основные причины инвалидности:

------------------------------------------------------------------

|    Причина инвалидности        |1998 год | 1999 год | 2000 год |

------------------------------------------------------------------

| от общего заболевания            46417       41560     38188   |

| от трудового увечья                656         516       479   |

| от профзаболевания                 163         111       111   |

| Инвалидность с детства            6424        6518      5524   |

------------------------------------------------------------------

 
      В структуре первичной инвалидности на первом месте инвалидность от болезней органов кровообращения - 18,6 процентов; на втором - от злокачественных новообразований - 14,1 процента; на третьем - психические расстройства - 12,1 процента; и на четвертом месте травмы всех локализаций - 11,9 процентов.
      На развитие инвалидности среди трудоспособного населения влияют социальные и экономические факторы, безработица, высокая стоимость медицинских услуг.
      За последние два года на 16 процентов возросла инвалидность среди детей. В республике проживает 49,8 тыс. детей-инвалидов до 16 лет и 58,8 тыс. инвалидов с детства. Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие: биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний у родителей, патология перинатального периода; медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления заболевания до установления инвалидности и начала реабилитации; социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей.
      На фоне роста инвалидности острее проявляются социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. С первых дней жизни больного ребенка семья обречена на полную зависимость от него и его трудностей. Чтобы изменить положение и помочь детям-инвалидам и их семьям необходимо объединить усилия по сотрудничеству органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, информации.
      Детям-инвалидам требуются специальные условия обучения и воспитания. В республике 8 школ для детей с нарушениями зрения, в которых обучается 1240 детей-инвалидов по зрению и 19 школ для детей с нарушениями слуха с охватом 2706 детей. Эти учебные заведения нуждаются в специальном оснащении аудиторий беспроводными учебными классами. Впервые в 2001 году Министерством труда и социальной защиты населения было приобретено 18 комплектов беспроводных учебных классов для 9 школ, в которых обучаются дети с нарушением слуха, что явно недостаточно для детей с нарушением слуха, обучающихся в спецшколах-интернатах.
      При отсутствии возможности обучаться в общеобразовательных школах дети-инвалиды, по заключению психолого-медико-педагогической консультации, воспитание и обучение могут получать на дому. В настоящее время обучается на дому 2270 детей-инвалидов. Для возмещения расходов на обучение им выплачивается ежемесячное пособие, средний размер которого составляет 3711 тенге.
      Инвалиды I и II групп, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения, с учетом состояния их здоровья не всегда имеют возможность устроиться на работу по месту жительства их семьи.
      Многие предприятия, традиционно использующие труд инвалидов, закрылись или свернули производство. Новые рабочие места для инвалидов не создаются. Администрации предприятий под различными предлогами высвобождают работающих инвалидов, так как на рынке труда в избытке имеются предложения со стороны трудоспособных граждан.
      Вакансии для инвалидов предоставляются крайне редко. Отсутствует систематизированный учет рабочих мест, которые могли бы быть использованы для трудоустройства инвалидов. В связи с этим необходимо создание банка рабочих мест для инвалидов в виде организации их учета (наличия, движения, сохранения, создания новых), включая сведения о принципах организации, источниках инвестирования.
      В наихудшем положении оказались специализированные предприятия общественных объединений инвалидов из-за прекращения государственных закупок их продукции. В условиях насыщенности рынка сбыта товарами народного потребления эти предприятия оказались неконкурентоспособными.
      Меры социальной поддержки инвалидов осуществляются в соответствии с Законами Республики Казахстан от 21 июня 1991 года Z911900_  "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан", от 16 июня 1997 года Z970126_  "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан", от 5 апреля 1999 года Z990365_  "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан", другими законодательными актами.
      Социальная помощь инвалидам предоставляется в виде пособий, обеспечения протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами.
      Все инвалиды Республики Казахстан получают государственные пособия по инвалидности. Инвалидам от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, с детства пособия выплачиваются в следующих размерах:
      инвалидам I группы - 6 месячных расчетных показателей, II группы - 4 месячных расчетных показателя, III группы и детям-инвалидам до 16 лет - 3 месячных расчетных показателя, что на 1 января 2001 года соответственно составляло 4650 тенге, 3100 тенге, 2325 тенге.
      Инвалидам из числа военнослужащих срочной службы, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, лицам, инвалидность которых наступила при ликвидации последствий аварий на ядерных объектах гражданского или военного назначения, либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах, инвалидам вследствие чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе вследствие радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов и испытаний и/или их последствий при условии установления причинно-следственной связи выплачивается:
      инвалидам I группы - 8 месячных расчетных показателей, II группы - 6 месячных расчетных показателей, III группы - 5 месячных расчетных показателей, что на 1 января 2001 года соответственно составляло 6200 тенге, 4650 тенге, 3875 тенге.
      Инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей выплачивается:
      инвалидам I группы - 15 месячных расчетных показателей, II группы - 10 месячных расчетных показателей и III группы - 7 месячных расчетных показателей, что на 1 января 2001 года соответственно составляло 11625 тенге, 7750 тенге, 5425 тенге.
      С 1 апреля 1999 года, независимо от иных видов пособий, инвалидам I, II, III групп от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, детям-инвалидам до 16 лет, лицам, приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны, для оплаты расходов на коммунальные услуги, топливо, содержание жилища выплачивается специальное государственное пособие.
      Размер специального государственного пособия инвалидам I и II групп указанных категорий составляет 1,4 месячного расчетного показателя или 1085 тенге, инвалидам III группы - 0,6 месячного расчетного показателя или 465 тенге, детям-инвалидам до 16 лет - 0,9 месячного расчетного показателя или 697 тенге.
      Лицам, приравненным по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны, выплачивается специальное государственное пособие в размере 5,7 месячного расчетного показателя или 4389 тенге.
      Местные представительные и исполнительные органы за счет средств соответствующих бюджетов в пределах своей компетенции устанавливают:
      доплаты к государственным социальным пособиям в соответствии с ростом индекса потребительских цен;
      дополнительные надбавки на уход к государственным пособиям одиноким инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи;
      льготы по санаторно-курортному лечению.
      Местные представительные и исполнительные органы принимают и другие решения, направленные на удовлетворение специфических потребностей инвалидов и повышение их жизненного уровня за счет средств своих бюджетов.
      В республике функционируют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 15604 места, из них 25 домов-интернатов для психоневрологических больных на 7042 места и 17 для детей-инвалидов на 2721 место. Для социальной поддержки одиноких престарелых и инвалидов действуют 309 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают 31632 одиноких престарелых граждан, в том числе 8471 инвалида.
      В оказании протезно-ортопедической помощи нуждаются более 28 тысяч граждан, в обеспечении сурдотехникой - более 60 тысяч инвалидов по слуху и более 19 тысяч инвалидов по зрению нуждаются в тифлосредствах.
      В 2000 году протезирование верхних и нижних конечностей получили 12017 инвалидов, обеспечены протезно-ортопедической обувью 5797 человек, слуховыми аппаратами - 3180 инвалидов по слуху, тифлосредствами - 5100 инвалидов по зрению.
      Анализ практики обеспечения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями указывает не только на низкое качество изделий, но и на ряд организационных проблем. В Казахстане нет ни одного научно-исследовательского института, где бы проводились исследования проблем протезирования и протезостроения. Оценка качества протезирования производится только на основе клинических данных и зависит по существу от двух факторов: адекватных ощущений инвалида и грамотных действий протезиста.
      В целях наиболее полного обеспечения потребностей населения в лечебных, лечебно-профилактических и специальных протезно-ортопедических средствах, отвечающих современным требованиям, оптимизации структуры управления республиканских государственных протезно-ортопедических предприятий, проведения исследовательских и проектно-конструкторских работ в протезировании и протезостроении, внедрения новых конструкций и разработок, импортозамещающих технологий по производству комплектующих узлов и деталей к протезам верхних и нижних конечностей предусматривается реорганизация действующих протезно-ортопедических предприятий.
      В 2000 году по решению местных исполнительных органов спецавтотранспортом были обеспечены 459 инвалидов Великой Отечественной войны, 910 инвалидов получили кресла-коляски.
      Не в полном объеме выполняется статья 36 Закона Республики Казахстан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан" в части предоставления инвалиду технического или иного средства.
      Технические средства реабилитации представляют собой специализированные средства для коррекции или компенсации утраченной функции, в том числе приспособления для самообслуживания (приема пищи - ремешки с насадкой для фиксации столовых приборов, рукоятки для кранов, газо- и электроплит, специальные кухонные приборы, приспособления для слепых); для выполнения санитарно-гигиенических процедур (ремешки с насадкой зубных щеток, мыла, мочалок, щеток, расчесок, электробритв, приспособления для выдавливания зубной пасты, открывания водопроводных кранов, душа, надевания и снятия одежды, чулок, носков, обуви); средства для активного и пассивного передвижения (автомобили с ручным управлением, комнатные, прогулочные кресла-коляски, малогабаритные коляски для инвалидов с ампутацией обоих бедер, костыли, трости); средства коррекции слуха и коммуникационной поддержки инвалидов (машинки для письма по Брайлю, лупы для чтения, специализированные магнитофоны для "говорящей книги", домофоны, будильник с вибратором, специальный диктофон, телефонные аппараты с бегущей строкой или с усилением звука).
      Не работает статья 8 Закона Республики Казахстан от 21 июня 1991 года Z911900_  "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан", предусматривающая обеспечение инвалидам доступа к жилым зданиям и иным объектам социальной инфраструктуры. В первую очередь это относится к пандусам при входах в здания и переходам через проезжую часть улиц.
      В целом большинство статей Закона Республики Казахстан от 21 июня 1991 года "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан" выполняются не в полном объеме, многие статьи носят декларативный характер, не определены санкции за неисполнение условий статей Закона.
      В нормативном порядке следует решить проблему по обеспечению инвалидов реальными гарантиями по организации отдыха и занятий спортом, определить порядок и условия подготовки кадров для работы в названном направлении с инвалидами.
      Одним из важных направлений в плане социальной реабилитации инвалидов является разработка и утверждение программ по привлечению непосредственно самих инвалидов и членов их семей к решению своих собственных проблем, в которых следует предусматривать базовую подготовку для восстановления и компенсации утраченных функций, консультации по уходу, самообслуживанию.
      В проекте плана мероприятий Программы предусмотрено принятие нового Закона Республики Казахстан "О социальной защищенности инвалидов".

4. Цели и задачи Программы

      Основной целью Программы является создание системы реабилитации инвалидов, предоставление возможностей для всесторонней интеграции их в общество, обеспечение условий для независимого образа жизни, снижение уровня инвалидности.
      Задачами Программы являются:
      создание условий, обеспечивающих снижение инвалидности;
      обеспечение разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включающих предоставление им гарантированного перечня реабилитационных и других технических средств и услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
      обеспечение практических мероприятий по развитию комплексной реабилитации инвалидов, развитию сети и укреплению материально-технической базы реабилитационных учреждений;
      расширение перечня и объема мероприятий и услуг для инвалидов в системе здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, физкультуры и спорта;
      совершенствование форм и методов работы организаций системы образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физкультуры и спорта по вопросам реабилитации инвалидов;
      осуществление мероприятий, включающих профессиональную подготовку инвалидов с целью предоставления им возможности использовать свой творческий потенциал, заниматься хореографией, музыкой, литературой, театром, живописью, ваянием и другими видами искусства;
      обеспечение дополнительных гарантий в сфере занятости инвалидов путем осуществления специальных социально-экономических мер в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      обеспечение проведения мероприятий по предоставлению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
      обеспечение предоставления технических средств реабилитации, а также услуг по сурдопереводу с учетом потребностей инвалидов;
      обеспечение переподготовки специалистов по вопросам медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
      совершенствование правового и методического обеспечения системы реабилитации.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Основными направлениями Программы являются:
      1. Создание законодательной базы, регулирующей вопросы социальной защиты инвалидов, предоставление им возможностей для всесторонней интеграции в общество, обеспечение условий для независимого образа жизни.
      2. Повышение эффективности раннего выявления нарушений в развитии организма:
      раннее выявление детей группы "риска" в родовспомогательных и амбулаторно-поликлинических организациях и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
      организация исследований по изучению причин возникновения и роста инвалидности в целях ее профилактики.
      3. Создание системы комплексной реабилитации инвалидов:
      совершенствование медицинской, социальной, профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и координация всех направлений реабилитации;
      организация санаторно-курортного оздоровления инвалидов;
      совершенствование системы обеспечения инвалидов техническими средствами, реабилитационными приспособлениями, облегчающими их жизнь;
      развитие сети реабилитационных учреждений и укрепление их материально-технической базы;
      сохранение и расширение сети специальных коррекционных организаций образования для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
      расширение сети психолого-медико-педагогических консультаций за счет, их создания в городе Астане, городах республиканского значения с численностью не менее 60 тысяч детского населения;
      организация сурдоперевода информационных программ на государственном телевизионном канале;
      профессиональная подготовка инвалидов, обеспечение занятости через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса, ежегодного определения социальных мер по защите инвалидов;
      обеспечение доступа инвалидов к социальной инфраструктуре.
      4. Привлечение инвалидов к активному образу жизни:
      обеспечение участия инвалидов в спортивных соревнованиях, фестивалях, художественной самодеятельности, конкурсах рисунков и других видов творчества.
      5. Повышение квалификации работников учреждений, занимающихся вопросами реабилитации инвалидов в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования.
      6. Организация научно-практических конференций и семинаров по проблемам реабилитации инвалидов.

6. Финансовое обеспечение реализации Программы

      Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Для финансирования Программы с 2002 по 2005 годы потребуется 5,26 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета 2,8 млрд. тенге, из местного бюджета 2,46 млрд. тенге.
      Из республиканского бюджета предусмотрены средства на протезирование, обеспечение инвалидов сурдо-, тифлотехникой, другие мероприятия в рамках государственного заказа. В среднем ежегодные расходы республиканского бюджета составят 700 млн. тенге, в том числе в 2002 году - 355,0 млн. тенге, 2003 году - 512,2 млн. тенге, 2004 году - 984,4 млн. тенге, 2005 году - 944,7 млн. тенге.
      Затраты местного бюджета в 2002 году составят 250,5 млн. тенге, 2003 году - 898,0 млн. тенге, 2004 году - 937,4 млн. тенге, 2005 году - 379,0 млн. тенге.

      Мероприятия, предусмотренные за счет средств местного бюджета, согласованы с акимами областей, городов Астаны, Алматы.
      Объем средств республиканского и местного бюджета, необходимый для реализации мероприятий Программы будет уточняться при разработке и формировании государственного бюджета на соответствующий финансовый год.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы

     Реализация Программы в Республике Казахстан позволит увеличить объем реабилитационных мероприятий, обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации с учетом их индивидуальных потребностей, восстановить способности инвалидов в бытовой, общественной, профессиональной деятельности, реализовать в полной мере конституционные права и ускорит их интеграцию в общество.

8. План мероприятий по реализации Программы
реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы <*>

      Сноска. План мероприятий - в редакции постановления Правительства РК от 26 декабря 2003 г. N 1325  .

-------------------------------------------------------------------
N  !    Мероприятие    !Форма    !Ответст- !Срок  !Предпола-!Источ-
п/п!                   !заверше- !венный за!испол-!гаемые   !ник
   !                   !ния      !исполне- !нения !расходы  !фин-
   !                   !         !ние (реа-!(реа- !(тыс.    !нанси-
   !                   !         !лизацию) !лиза- !тенге)   !рова-
   !                   !         !         !ции)  !         !ния
-------------------------------------------------------------------
 1 !         2         !     3   !     4   !  5   !    6    !  7
-------------------------------------------------------------------
                  Социальная реабилитация
     
1   Разработать проект  Проект    МТСЗН     IV     Затрат не   -
    Закона Республики   Закона              квар-  требует
    Казахстан "О        Республи-           тал
    социальной защите   ки Казах-           2003
    инвалидов в         стан                г.
    Республике
    Казахстан"

2   Создать Советы по   Постанов- Акимы     III    Затрат не   -
    делам инвалидов     ление     областей, квар-  требует
    при местных         акимата   городов   тал
    исполнительных                Астаны,   2003
    органах                       Алматы    г.

3   Осуществить         Приказ    МТСЗН     I      Затрат не   -
    оптимизацию         МТСЗН               квар-  требует
    структуры                               тал
    управления                              2002
    протезно-                               г.
    ортопедических
    предприятий путем
    их слияния с
    медицинскими
    стационарами и
    создания
    протезно-
    ортопедических
    центров

4   Совершенствовать    Приказ    МТСЗН     II     Затрат не   -
    действующий         МТСЗН               квар-  требует
    порядок                                 тал
    предоставления                          2002
    населению                               г.
    Республики
    Казахстан
    протезно-
    ортопедической
    помощи,
    предусмотрев
    обеспечение
    протезами,
    изготовляемыми
    по современным
    технологиям

5   Принять             Информа-  МТСЗН     2003-  2003 г.   Мест-
    дополнительные      ция в     (протез-  2005   - 1100,0  ный
    меры по             МТСЗН     но-орто-  гг.    2004 г.   бюджет
    укреплению          ежегодно  педичес-         - 112,0
    действующих в       к 20      кие
    областях протезных  января    центры),
    мастерских                    акимы
                                  областей,
                                  городов
                                  Астаны,
                                  Алматы

6   Осуществлять        Информа-  МТСЗН     2002-  2002 г.-  Рес-
    протезирование и    ция в     (протез-  2005   143232,0  публи-
    ортезирование,      МТСЗН     но-орто-  гг.    2003 г.-  кан-
    обеспечение         ежегодно  педичес-         297491,0  ский
    ортопедической      к 20      кие              2004 г.-  бюджет
    обувью,             января    центры)          436260,9
    ортопедическими                                2005 г.-
    аппаратами,                                    458073,9
    корсетами и другими
    протезно-
    ортопедическими
    изделиями (ПОИ),
    ремонт ПОИ, услуги,
    связанные с
    протезированием и
    ортезированием по
    современным
    технологиям

7   Обеспечить          Информа-  Акимы     IY     2002 г.-  Мест-
    инвалидов:          ция в     областей, квар-  60105,0   ный
    техническими        МТСЗН     городов   тал    2003 г.-  бюджет
    средствами,         ежегодно  Астаны,   2002   58794,0
    креслами-колясками  к 20      Алматы    г.,    2004 г.-
    различных           января              2003   68544,5
    модификаций                             г.,    2005 г.-
                                            2004   31264,4
                                            г.,
                                            2005
                                            г.

8   Обеспечить          Информа-  МТСЗН     IY     2002 г.-  Рес-
    инвалидов по слуху  ция в     (Респуб-  квар-  91941,0   публи-
    сурдотехникой       МТСЗН     ликан-    тал    2003 г.-  кан-
                        ежегодно  ский      2002   92588,0   ский
                        к 20      центр     г.,    2004 г.-  бюджет
                        января    коррек-   2003   235672,0
                                  ции       г.,    2005 г.-
                                  слуха)    2004   247455,6
                                            г.,
                                            2005
                                            г.

9   Обеспечить          Подго-    МТСЗН     IY     2002 г.-  Рес-
    инвалидов по зрению товка               квар-  65046,0   публи-
    тифлотехникой и     сведений            тал    2003 г.-  кан-
    средствами          ежегодно            2002   65046,0   ский
    коммуникационной    к 20                г.,    2004 г.-  бюджет
    поддержки           января              2003   36000,0
                                            г.,    2005 г.-
                                            2004   37800,0
                                            г.,
                                            2005
                                            г.

10  Обеспечить          Инфор-    Акимы     2004   2004 г.-  Рес-
    сурдотехникой       мация     областей, г.     73600,0   публи-
    детей-инвалидов,    в МТСЗН   городов                    канский
    обучающихся в       к 20      Астаны,                    бюджет
    специализирован-    июля и    Алматы
    ных организациях    20        МОН
    образования         января

11  Обеспечить          Инфор-    Акимы     2004   2004 г.   Рес-
    тифлотехникой       мация в   областей, г.     38565,0   публи-
    детей-инвалидов,    МТСЗН     городов                    канский
    обучающихся в       к 20      Астаны,                    бюджет
    специализирован-    июля и    Алматы
    ных организациях    20        МОН
    образования         января

12  Организовать на     Информа-  МТСЗН     2002-            Кре-
    предприятиях        ция в     (протез-  2005             дитные
    республики          МТСЗН     но-орто-  гг.              ресур-
    внедрение импорто-  ежегодно  педичес-                   сы Эк-
    замещающих          к 20      кие                        сим-
    технологий по       января,   центры),                   банка
    производству        начиная   МИТ
    комплектующих узлов с 2003 г.
    и деталей к
    протезам верхних и
    нижних конечностей,
    отвечающих
    современным
    требованиям

13  Создать доступ      Информа-  Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    инвалидам к жилым,  ция в     областей, 2005   900,0     ный
    общественным и      МТСЗН     городов   гг.    2003 г.-  бюджет
    производственным    ежегодно  Астаны,          69284,0
    зданиям, объектам   к 20 июля Алматы,          2004 г.-
    социальной          и 20      руководи-        1701,0
    инфраструктуры,     января    тели             2005 г.-
    обеспечив                     предприя-        1018,0
    сооружение                    тий, ор-
    подъездных путей,             ганиза-
    пандусов,                     ций, не-
    устройств для                 зависимо
    инвалидных колясок            от форм
                                  собствен-
                                  ности

14  Обеспечить          Информа-  Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    изготовление и      ция в     областей, 2005   1673,2    ный
    установку           МТСЗН     городов   гг.    2003 г.-  бюджет
    специальных         ежегодно  Астаны,          71555,0
    светофоров с        к 20 июля Алматы           2004 г.-
    синхронными         и 20                       11567,4
    звуковыми           января                     2005 г.-
    сигналами, дорожных                            751,0
    знаков и указателей
    в местах
    расположения
    учреждений,
    ориентированных на
    обслуживание
    инвалидов, а также
    в наиболее людных
    местах, где могут
    находиться инвалиды

15  Построить в каждом  Информа-  Акимы     2002-  2003 г.-  Мест-
    областном центре    ция в     областей, 2005   6137,0    ный
    пешеходные          МТСЗН     городов   гг.    2004 г.-  бюджет
    переходы,           ежегодно  Астаны,          1073,0
    обустроенные        к 20 июля Алматы           2005 г.-
    звуковыми           и 20                       752,0
    устройствами        января

16  Внести изменения в  Приказ    МИТ       III    Затрат не  -
    действующие         Комитета  (Комитет  квар-  требует
    строительные нормы  по делам  по делам  тал
    и правила (СНиП),   строи-    строи-    2002
    разработать и       тельства  тельства) г.
    утвердить новые
    СНиП, технические
    условия (ТУ) и
    другие нормативно-
    технические
    документы,
    предусматривающие
    доступность для
    инвалидов
    транспорта и
    соответствующей
    транспортной
    инфраструктуры,
    зданий, сооружений,
    бытовых приборов и
    техники, рабочих
    мест на
    предприятиях

17  При размещении      Информа-  Акимы     2002-  За счет   -
    государственных     ция в     областей, 2005   средств
    заказов на          МТСЗН     городов   гг.    субъектов
    разработку          ежегодно  Астаны,          предпри-
    проектов, а также   к 20 июля Алматы           ниматель-
    строительство       и 20                       ской
    зданий, сооружений, января                     деятель-
    дорог, объектов                                ности
    транспорта, связи,
    предоставлении
    транспортных и иных
    видов услуг одним
    из требований в
    конкурсной
    документации
    устанавливать
    необходимость
    обеспечения
    беспрепятственного
    доступа инвалидов
    к социальной
    инфраструктуре

18  Внести изменения в  Проект    МТК       III    Затрат не   -
    нормативные         постанов-           квар-  требует
    документы по        ления               тал
    лицензированию      Прави-              2002
    субъектов           тельства            г.
    предпринимательской Республи-
    деятельности на     ки Казах-
    транспорте и связи, стан
    дополнив
    квалификационные
    требования к
    заявителям на
    осуществление
    лицензируемой
    деятельности на
    транспорте и связи
    положениями,
    устанавливающими
    обязательность
    наличия имущества,
    приспособлений,
    предусматривающих
    беспрепятственный
    доступ инвалидов
    к услугам,
    оказываемым
    лицензиатами

19  Организовать на     Выход в   Мин-      2003   2003 г.-  Рес-
    государственном     эфир      информ    г.     1725,0    публи-
    телевизионном       информа-                             кан-
    канале              ционных                              ский
    сурдоперевод        программ                             бюджет
    информационных      с сурдо-
    программ            переводом

20  На базе             Отчет о   МТСЗН     2002-  2002 г.-  Рес-
    Республиканского    выполне-            2005   49790,0   публи-
    пансионата          нии гос-            гг.    2003 г.-  кан-
    "Ардагер"           заказа                     51590,0   ский
    обеспечить          ежегодно                   2004 г.-  бюджет
    санаторно-          к 20                       70862,0
    курортное лечение   января                     2005 г.-
    и реабилитацию                                 74405,1
    инвалидов и
    ветеранов.
    Обеспечить
    санаторно-
    курортное лечение
    и реабилитацию
    инвалидов и
    ветеранов в
    Щучинско-Боровской
    курортной зоне

21  В рамках            Проведе-  МТСЗН     IV     2004г.-   Рес-
    государственного    ние кон-            квар-  75846,0   публи-
    заказа разработка   курса               тал              кан-
    и внедрение                             2002             ский
    централизованного                       г.               бюджет
    банка данных лиц,                       2004
    имеющих инвалидность                    г.
    (ЦБДИ)
 
22  Развивать           Информа-  МИД,      2002-  Затрат не   -
    сотрудничество с    ция в     МТСЗН,    2005   требует
    Организацией        МТСЗН     МЗ,       гг.
    Объединенных Наций, ежегодно  МОН
    Международной       к 20
    организацией труда, января
    Всемирной
    организацией
    здравоохранения,
    ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ,
    неправительствен-
    ными организациями
    по вопросам
    реабилитации
    инвалидов, оказания
    поддержки проектам
    и мерам, связанным
    с реабилитацией
    инвалидов

23  В целях приобщения  Информа-  МТСЗН,    2002-  2002 г.-  Мест-
    инвалидов, в том    ция в     МОН,      2005   400,0     ный
    числе детей-        МТСЗН     акимы     гг.    2003 г.-  бюджет
    инвалидов к         ежегодно  областей,        2344,3
    активному образу    к 20 июля городов          2004 г.-
    жизни, проводить    и 20      Астаны,          1405,2
    областные,          января    Алматы           2005 г.-
    республиканские                                986,1
    конкурсы
    художественной
    самодеятельности,
    рисунков, поделок
    и других видов
    творчества

24  Проводить выставки- Информа-  Акимы     2002-  Затрат не   -
    распродажи          ция в     областей, 2005   требует
    творческих работ    МТСЗН     городов   гг.
    инвалидов,          ежегодно  Астаны,
    продукции,          к 20 июля Алматы
    выпускаемой         и 20
    инвалидными         января
    организациями

25  Обеспечить          Информа-  Акимы     2003,  2003 г.-  Рес-
    проведение          ция в     областей, 2005   3568,4 -  публи-
    республиканского и  МТСЗН     городов   гг.    респуб-   кан-
    региональных        ежегодно  Астаны,          ликанский ский
    телемарафонов,      к 20      Алматы,          бюджет    и мест-
    средства от         января    Мининформ                  ный
    проведения которых                                       бюджеты
    направлять на
    оказание адресной
    помощи инвалидам

26  Привлекать          Информа-  Акимы     2003-  2003 г.-  Мест-
    самодеятельные      ция в     областей, 2005   50,0      ный
    художественные      МТСЗН     городов   гг.    2004 г.-  бюджет
    коллективы для      ежегодно  Астаны,          1342,0
    организации досуга  к 20      Алматы           2005 г.-
    инвалидов и         января                     50,0
    престарелых в       и 20 июля
    домах-интернатах

27  Проводить           Информа-  Акимы     2002-  Затрат не   -
    спортивные          ция в     областей, 2005   требует
    соревнования среди  МТСЗН     городов   гг.
    детей-инвалидов,    ежегодно  Астаны,
    проживающих в       к 20      Алматы
    домах-интернатах    июля и 20
                        января

28  Для проведения      Информа-  Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    соревнований среди  ция в     областей, 2005   500,0     ный
    инвалидов           МТСЗН     городов   гг.    2003 г.-  бюджет
    приобрести          ежегодно  Астаны,          1750,0
    спортивные коляски, к 20      Алматы           2004 г.-
    форму и специальное января                     7850,0
    оборудование для                               2005 г.-
    зимних видов спорта                            1000,0

29  Проводить районные, Информа-  Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    городские,          ция в     областей, 2005   4250,0    ный
    областные           МТСЗН     городов   гг.    2003 г.-  бюджет
    соревнования по     ежегодно  Астаны,          2920,0
    спорту среди        к 20      Алматы           2004 г.-
    инвалидов всех      января                     11852,4
    категорий                                      2005 г.-
                                                   634,0

30  Провести            Информа-  АТурС,    III    2002 г.-  Рес-
    Республиканскую     ция в     МТСЗН,    квар-  5000,0    публи-
    спартакиаду среди   МТСЗН     акимы     тал              кан-
    инвалидов           ежегодно  областей, 2002             ский
                        к 20      городов   г.               бюджет
                        января    Астаны,
                                  Алматы

31  Провести            Информа-  АТурС,    III    2005 г.-  Рес-
    Параолимпийские     ция в     МТСЗН,    квар-  5000,0    публи-
    игры Республики     МТСЗН к   акимы     и тал            кан-
    Казахстан           20 декаб- областей  2005             ский
                        ря 2005             г.               бюджет
                        г.   
         
32  Обеспечить участие  Информа-  АТурС,    2002-  2002 г.-  Мест-
    спортсменов-        ция в     акимы     2005   6420,0    ный
    инвалидов в         МТСЗН     областей, гг.    2003 г.-  бюджет
    Параолимпийских     ежегодно  городов          7094,0
    играх, спортивных   к 20      Астаны,          2004 г.-
    фестивалях,         января    Алматы           20434,6,
    праздниках и других                            2005 г.-
    международных и                                3561,0
    республиканских              
    спортивных
    соревнованиях,
    Специальных
    Олимпийских играх

33  Разработать         Информа-  АТурС,    2003   Затрат не  -
    методические        ция в     акимы     г.     требует
    рекомендации для    МТСЗН к   областей,
    реабилитации        20 января городов
    инвалидов           2004 г.   Астаны,
    средствами                    Алматы
    физической                   
    культуры и спорта            
                                 

                  Профессиональная реабилитация

34  Обеспечить          Информа-  Акимы     IV     2002 г.-  Мест-
    профессиональную    ция в     областей, квар-  24222,0   ный
    ориентацию          МТСЗН     городов   тал    2003 г.-  бюджет
    инвалидов в         ежегодно  Астаны,   2002-  7269,1
    соответствии с      к 20      Алматы,   2005   2004 г.-
    индивидуальной      января    МОН,      гг.    13760,4
    программой                    МТСЗН            2005 г.-
    реабилитации                                   4727,6

35  Принять меры по     Информа-  Акимы      2002-            Мест-
    развитию сети       ция в     областей,  2005             ный
    специальных         МТСЗН     городов    гг.              бюджет
    организаций         ежегодно  Астаны,
    образования для     к 20 июля Алматы,
    детей с             и 20      МОН
    ограниченными       января    МТСЗН
    возможностями:                                 2002 г.-
    психолого-медико-                              52454,0
    педагогические                                 2003 г.-
    консультации на 60                             88674,0
    тысяч детского                                 2004 г.-
    населения;                                     98084,0
                                                   2005 г.-
                                                   88674,0

    реабилитационные                               2002 г.-
    центры в городах                               27450,0
    республиканского и                             2003 г.-
    областного                                     70556,0
    значения;                                      2004 г.-
                                                   72545,0
                                                   2005 г.-
                                                   70556,0

    кабинеты                                       2003 г.-
    психолого-                                     99042,0
    педагогической                                 2004 г.-
    коррекции в                                    105958,0
    районных центрах                               2005 г.-
                                                   99042,0
 
    отделения социальной                           2003 г.-
    помощи на дому                                 242129,0
                                                   2004 г.-
                                                   201086,0

36  Содействовать       Информа-  Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    занятости инвалидов ция в     областей, 2005   1257,0    ный
    путем создания      МТСЗН     городов   гг.    2003 г.-  бюд-
    дополнительных      ежегодно  Астаны,          1317,0    жет,
    рабочих мест через  к 20      Алматы           2004 г.-  сред-
    развитие            января,                    7754,2    ства
    индивидуального     начиная с                  2005 г.-  рабо-
    предпринимательст-  2003 г.                    1440,0    тода-
    ва, малого и                                             телей
    среднего бизнеса,
    профессиональной
    подготовки и
    переподготовки
    кадров, ежегодного
    определения
    социальных мер по
    защите инвалидов

                    Медицинская реабилитация

37  Организовать раннее Информа-  МЗ, МОН   IV     Затрат не  -
    выявление детей     ция в               квар-  требует
    группы "риска" в    МТСЗН               тал
    родовспомогательных ежегодно            2002
    и амбулаторно-      к 20                г.,
    поликлинических     января              2003
    организациях и      и 20                г.,
    направление         июля,               2004
    выявленных детей    начиная             г.,
    группы "риска" и с  с 2003 г.           2005
    ограниченными                           г.
    возможностями в
    психолого-медико-
    педагогические
    консультации

38  Осуществить         Информа-  МЗ        2004-  2004 г.-  Рес-
    ремонтно-           ция в               2005   17500,0   публи-
    восстановительные   МТСЗ к 20           гг.    2005 г.-  кан-
    работы с            июля                       17000,0   ский
    реконструкцией      2005 г.                              бюджет
    водогрязелечебницы
    на базе
    Республиканского
    клинического
    госпиталя для
    инвалидов Великой
    Отечественной
    войны

39  Развивать сеть
    медицинских
    структур и
    организаций
    реабилитации детей-
    инвалидов:
    восстановить в      Информа-  Акимы     2003   2003 г.-  Мест-
    детских больницах   ция в     областей  г.,    6000,0,   ный
    Мангистауской,      МТСЗН к 20          2004   2004 г.-  бюджет
    Кызылординской,     января              г.     31000,0
    Алматинской,        2005 г.
    Атырауской областях
    неврологические
    отделения на 30-40
    коек;
    организовать 10     Информа-  Акимы     2004   2004 г.-  Мест-
    реабилитационных    ция в     областей  г.     144586,0  ный
    центров для детей с МТСЗН к 20                           бюджет
    органическим        января
    поражением ЦНС в    2005 г.
    Актюбинской,
    Алматинской,
    Атырауской,
    Восточно-
    Казахстанской,
    Западно-
    Казахстанской,
    Карагандинской,
    Костанайской,
    Кызылординской,
    Мангистауской,
    Северо-
    Казахстанской
    областях;
    строительство       Информа-  МЗ        2005  2005 г.-  Рес-
    спального           ция в               г.    105000,0  публи-
    корпуса             МТСЗН к                             канский
    Республиканского    20 июля                             бюджет
    детского            2005 г.
    реабилитационного
    центра "Балбулак"
    на 125 коек
 
40  Проводить:          Информа-  МЗ        2003-  2003 г.-  Рес-
    выездные учебно-    ция в               2004   192,0     публи-
    методические циклы  МТСЗН               гг.    2004 г.-  кан-
    по оценке нервно-   ежегодно                   108,7     ский
    психического        к 20 июля                            бюджет
    развития детей,     и 20
    психосоматического  января
    состояния с грубой
    патологией нервной
    системы;
    обучение
    медицинских сестер
    организаций
    первичной медико-
    санитарной помощи,
    скринингу
    психофизического
    развития детей
    раннего возраста

41  Обеспечить льготы   Решения   Акимы     2002-  2002 г.-  Мест-
    по санаторно-       маслиха-  областей, 2005   70014,0   ный
    курортному лечению  тов и     городов   гг.    2003 г.-  бюджет
    инвалидов           постанов- Астаны,          161062,5
                        ления     Алматы,          2004 г.-
                        акимов    МТСЗН,           126677,1
                                  МЗ               2005 г.-
                                                   73321,0

                       Кадровое обеспечение

42  Осуществлять        Информа-  МТСЗН,    2003-  За счет   Рес-
    повышение           ция в     МЗ        2005   средств,  публи-
    квалификации        МТСЗН               гг.    выделяе-  кан-
    работников,         ежегодно                   мых по    ский
    занимающихся        к 20                       программе бюджет
    вопросами           января                     007 "По-
    реабилитации                                   вышение
    инвалидов в                                    квалифи-
    системе                                        кации
    социальной защиты                              государ-
    населения,                                     ственных
    здравоохранения                                служащих",
                                                   программы
                                                   1 "Обес-
                                                   печение
                                                   деятель-
                                                   ности
                                                   уполно-
                                                   моченного
                                                   органа в
                                                   области
                                                   труда,
                                                   занятости,
                                                   социаль-
                                                   ной защи-
                                                   ты населе-
                                                   ния"     

43  Организовать        Информа-  МТСЗН     2003   За счет  
    переподготовку      ция в     (Центра-  г.,    средств  
    работников          МТСЗН     льная     2004   пред-    
    протезно-           ежегодно  экспе-    г.,    приятий  
    ортопедических      к 20      римен-    2005  
    предприятий         января    тальная   г.    
                                  лабора-
                                  тория
                                  протези-        
                                  рования)

44  Организовать        Информа-  МТСЗН,    2002   2002 г.-  Мест-
    переподготовку      ция в     акимы     г.,    900,0     ный
    социальных          МТСЗН     областей, 2003   2003 г.-  бюджет
    работников          ежегодно  городов   г.,    900,0
    отделений           к 20      Астаны,   2004   2004 г.-
    социальной помощи   января,   Алматы    г.,    10110,0
    на дому             начиная             2005   2005 г.-
                        с 2003 г.           г.     1242,0

45  Организовать        Информа-  МТСЗН, МЗ IV     Затрат не    -
    проведение          ция в               квар-  требует
    практической        МТСЗН к             тал
    конференции по      20 января           2003
    актуальным          2004 г.             г.
    проблемам медико-
    социальной
    экспертизы и
    реабилитации
    инвалидов
-------------------------------------------------------------------

      Итого затрат:
      из местного бюджета - 2,46 млрд. тенге, в том числе: 2002 г.- 250,5 млн. тенге; 2003 г. - 898,0 млн. тенге; 2004 г.- 937,4 млн. тенге; 2005 г. - 379,0 млн. тенге;
      из Республиканского бюджета - 2,8 млрд. тенге, в том числе: 2002 г.- 355,0 млн. тенге; 2003 г. - 512,2 млн. тенге; 2004 г. - 984,4 млн. тенге; 2005 г.- 944,7 млн. тенге.
      Всего затрат: 5,26 млрд. тенге, в том числе: 2002 г. - 605,5 млн. тенге; 2003 г. - 1410,2 млн. тенге; 2004 г. - 1921,8 млн. тенге; 2005 г. - 1323,7 млн. тенге.
      * Расходы, предусмотренные на реализацию Плана мероприятий по реализации Программы реабилитации инвалидов на 2005 год, будут корректироваться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.