О Концепции по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2001 года N 1500

Действующий
      В целях формирования прочных основ нравственности, репродуктивного и

сексуального здоровья у детей, подростков и молодежи Правительство 
Республики Казахстан постановляет:
     1. Одобрить прилагаемую Концепцию по нравственно-половому воспитанию 
в Республике Казахстан.
     2. Министерству образования и науки Республики Казахстан совместно с 
заинтересованными государственными органами Республики Казахстан до 1 
декабря 2001 года разработать Программу по нравственно-половому воспитанию 
в Республике Казахстан на 2002-2005 годы.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

     Премьер-Министр
     Республики Казахстан
                                                      Одобрена 
                                             постановлением Правительства
                                                  Республики Казахстан
                                              от 21 ноября 2001 г. N 1500 
     
                              Концепция
                  по нравственно-половому воспитанию
                        в Республике Казахстан

                              1. Введение     



      Одной из приоритетных задач общества является создание здоровых и безопасных условий для жизни и учебы детей, подростков и молодежи, обеспечение развития интеллектуальных, духовных и физических сил, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни.
      В настоящее время в республике сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей, подростков и молодежи, основными причинами которой являются:
      безнравственность в сфере межполовых отношений;
      отсутствие необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья;
      неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком, молодежью;
      увеличение числа болезней, передаваемых половым путем;
      рост беременности несовершеннолетних, исходом которой являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству;
      рост проституции несовершеннолетних.
      За последние десять лет заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем (далее - БППП), резко увеличилась и приняла характер эпидемии. Этому способствовали в период перехода от одной политической, экономической системы к другой, ослабление идеологических механизмов управления обществом, увеличение уровня безработицы, разрушение ранее существовавших идеалов и моральных принципов, изменение норм полового поведения.
      Возникает необходимость принятия экстренных мер государственного и общественного характера по нравственно-половому воспитанию, прежде всего подрастающего поколения, формирования в нем позитивно-активной личности, у подростков активной личностной позиции, стремление к физическому и психическому здоровью, нацеленным на прочные семейные отношения в будущем. Параллельно должны решаться вопросы профилактики БППП, включая СПИД, нежелательной беременности, половых преступлений.
      Деятельность в этом направлении является одним из главных приоритетов государства в области охраны здоровья своих граждан.
      Концепция нравственно-полового воспитания должна способствовать урегулированию вопросов, связанных с образованием молодежи.

                 2. Анализ современного состояния проблемы

      Одной из индикаторных групп по оценке репродуктивного и сексуального здоровья всего населения являются дети, подростки и молодежь.
      Анализ проведенного анонимного анкетирования среди подростков 15-17 лет, учащихся 9-11 классов 20 школ и лицеев г. Алматы показал, что 33,6% респондентов-подростков имеют опыт половых связей, 61,2% из них ведут регулярную половую жизнь. К 12 годам опыт половых контактов имели 0,8% опрошенных, к 15 годам его приобрели уже 12,6% подростков.
      Заметную распространенность получила подростковая проституция, 40% респонденток, живущих половой жизнью, получали или получают вознаграждение за сексуальные действия.
      Среди респондентов 0,5% сообщили о сформировавшейся гомосексуальной ориентации, 1,3% оценили свою ориентацию как бисексуальную, 7,3% не смогли определить направление своего полового влечения. 23,3% опрошенных подростков употребляют алкоголь 2-3 раза в месяц и чаще, 4,3% употребляют наркотики.
      Свое заболевание сифилисом 24,8% подростков связали с изнасилованием, при этом 10% респонденток сообщили, что первый половой акт у них произошел насильственным путем.
      Среди подростков, вступивших в половые контакты, 14% уже переболели венерологическими заболеваниями. При этом только один из них лечился в специальном учреждении, а 9 (64%) предпочли воспользоваться услугами немедицинских структур или применить самолечение.
      В настоящее время заболеваемость БППП в республике приобретает сложный, прогрессирующий характер.
      По рекомендациям ВОЗ заболеваемость сифилисом признана лидером по всей группе БППП, и она наиболее адекватно характеризует эпидемию БППП.
      В республике наблюдается подъем уровня заболеваемости сифилисом с сохранением и усилением проблем и ухудшением характеристик заболеваемости: малая доля лиц, обращающихся за медицинской помощью самостоятельно; уменьшение выявляемости привлечения контактных лиц; рост врожденного сифилиса; постепенный рост уровня сифилиса у детей до 14 лет как в городе, так и на селе.
      Высокая заболеваемость подростков сифилисом наблюдается в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях и городах Астане и Алматы.
      Учитывая, что в группе от 0 до 14 лет фиксируются все случаи врожденного сифилиса, а в клинику поступают дети, зараженные сифилисом в основном в возрасте от 10 до 14 лет, из которых только 12% сексуально активны, то интенсивные показатели, характеризующие уровень заболеваемости 10-14-летних, еще более увеличиваются. Так, численность детей от 10 до 14 лет составляет 1620,6 тысяч, из них 12% сексуально активны или 194,5 тысяч, а интенсивный показатель заболеваемости - 239,6 на 100 тысяч населения. Исходя из этого расчета, каждые второй из тысячи сексуально активных детей перенесли сифилис.
      Настораживает рост заболеваемости у девочек, чем у мальчиков, особенно это заметно в группе подростков 15-17-летних. Практически заболеваемость девочек-подростков в 2 с лишним раза превышает аналогичные показатели у мальчиков-подростков. Преобладание количества регистрируемой заболеваемости сифилисом у девочек в подростковой группе свыше 14 лет связано с коммерциализацией сексуальных отношений.
      Отмечен резкий подъем уровня заболеваемости гонореей в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. Вызывает беспокойство распространение заболеваемости урогенитальным трихомониазом и хламидийной инфекцией. Высокие показатели распространенности трихомониаза среди подростков указывают на то, что данная патология является краевой для данного региона. Необходимо заметить, что подобная картина наблюдается в Атырауской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях.
      На рост заболеваемости по БППП в рассматриваемых группах влияет усиление сексуальной активности ребят. У подростков по сравнению с детьми до 14 лет более выражена заболеваемость как в абсолютных значениях, так и в коэффициентах ее прироста.
      Таким образом экономические и социальные сдвиги, преобразующие общество на переходном этапе в плане сексуального здоровья, в первую очередь отразились на детях, подростках и молодежи.

         3. Принципы политики нравственно-полового воспитания

      В настоящее время в системе организаций образования, включая дошкольное, внедрены элементы нравственно-полового воспитания. Значительный объем знаний преподносится подросткам в старших классах на уроках валеологии, учащимся и студентам колледжей и вузов на спецкурсах. Вместе с тем нет единой, целенаправленной политики в области нравственно-полового воспитания, четкого определения, что собой представляет этот предмет, и как он должен преподаваться в социальном и медицинском плане.
      Международный опыт показывает, что вопросами нравственно-полового воспитания занимаются воспитатели и педагоги. Врач должен принимать участие в воспитательном процессе тогда, когда цель нравственно-полового воспитания может быть достигнута с его помощью. Задача медиков состоит в том, чтобы познакомить педагогов всех ступеней с особенностями психо-физиологического развития детей, подростков, молодежи и с такими понятиями, как "акселерация". В основе нравственно-полового воспитания заложен здоровый образ жизни, поэтому нравственно-половое воспитание исходит из нормальных человеческих отношений. Просвещение по вопросам размножения должно играть второстепенную роль в вопросах сексуального здоровья. Но знания детьми, подростками и молодежью биологических аспектов продолжения рода необходимы, поскольку не все родители и педагоги в состоянии правильно и открыто отвечать на вопросы детей.
      Исходя из изложенного целью нравственно-полового воспитания является формирование личности путем целенаправленного привития подрастающему поколению нравственных ценностей во взаимоотношениях полов, ответственности за свое физическое и психическое здоровье и половое поведение.
      Задачами нравственно-полового воспитания являются:
      формирование политики нравственно-полового воспитания, основанной на том, что оно является частью общего воспитания гражданина Республики Казахстан и обеспечении его конституционных прав на охрану здоровья, защиту государством брака и семьи;
      определение участников нравственно-полового воспитания и их функций, включая родителей, государственные и негосударственные структуры;
      разработка этапов нравственно-полового воспитания в организациях образования;
      создание условий для наиболее приемлемого, а значит и эффективного восприятия специальных знаний данной возрастной группой и всем обществом;
      организация контроля за качеством нравственно-полового воспитания.
      Принципы нравственно-полового воспитания включают:
      проведение обучения в рамках государственной программы, направленной на уважение себя и других, на уверенность перехода из детства через юность к взрослому этапу своей жизни, создание здоровой семьи в будущем;
      возможность быстрого освоения программы с использованием всех подходящих ситуаций или их моделей для привития подросткам и молодежи позитивных установок;
      адресность в сочетании с этапностью подготовки подрастающего поколения и механизм прямой и обратной связи;
      правильность подаваемой информации, избавленной от предрассудков и "ненужной сексуальности";
      непоощрение ранних сексуальных экспериментов, уважение себя и других, понимание человеческой сексуальности, причин, по которым надо откладывать сексуальную активность;
      единый подход к воспитанию, включающий вопросы духовного, морального и эмоционального развития с конкретным знанием полового поведения, нежелательных рисков и конкретных мер первичной профилактики;
      подготовку кадров преподавателей, разработку модели управления образованием, побуждающей воспитателя к ненавязчивому направлению поведения ребенка, осторожной и деликатной помощи ему в возникающих вопросах и проблемах;
      информативность, доступность и ясность преподносимого предмета, соотнесенные с этапом формирования личности ребенка и его мировосприятием;
      невозбуждение сексуального влечения при реалистичности освещаемых проблем репродукции, а выработка умения видеть стоящие за этим процессом моральные аспекты, важность создания семьи и рождения детей;
      профилактику нежелательных рисков (беременность, БППП и др.).
      Важнейшим эффектом реализации названных принципов должно стать воспитание у подростков таких моральных качеств, когда нравственное взаимоотношениях полов становится привычкой.

                        4. Основные направления

      Каждый этап образования в начальной, основной и средней общеобразовательных школах или при получении начального, среднего и высшего профессионального образования должен вносить свой вклад в освоение и совершенствование знаний по нравственно-половому воспитанию.
      В организациях образования обучающиеся должны:
      приобретать уверенность в обсуждениях прослушанного, связанного с чувствами и взаимоотношениями;
      быть подготовленными к периоду полового созревания;
      быть готовыми просить о помощи и поддержке взрослых при угрозе насилия;
      формировать позитивные ценности и моральные рамки, которые будут определять решения, суждения и поведение подростков.
      Организации образования должны:
      научить подростков осознавать половое поведение, понимать пользу воздержания от случайных половых контактов и доводы в пользу безопасного секса;
      научить осознавать свою роль в создаваемой семье;
      дать информацию и привить навыки по профилактике рисков (нежелательная беременность, БППП, включая ВИЧ/СПИД);
      научить противостоять нежелательному или небезопасному сексу;
      дать знания о службах и организациях, оказывающих поддержку и помощь в вопросах сексуального здоровья;
      дать знания по правовым вопросам безопасного полового поведения;
      дать знания по основам репродукции человека;
      дать знания о том, какой вред наносят микробы и вирусы, передаваемые половым путем, организму человека;
      дать знания о гормональном участии в процессе репродукции;
      дать знания о защитных силах организма.
      Нравственно-половое воспитание учащихся и студентов колледжей и вузов должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотнесение биологических, физиологических, психосексуальных качеств человека с определенными явлениями общественной жизни.
      Стратегия преподавания в организациях образования факультативного курса, специального предмета по нравственно-половому воспитанию строится на следующих принципах:
      установление четких правил во взаимоотношениях с обучающимися (воспитанниками);
      умение правильно реагировать на неожиданные вопросы и комментарии обучающихся (воспитанников);
      использование дискуссий, ролевых игр и др;
      поощрение самостоятельности обучающихся (воспитанников) при разработке темы.
      Организации образования должны помочь детям, подросткам и молодежи развивать уверенность в обсуждений, выслушивании и обдумывании вопросов, связанных с сексуальным здоровьем и взаимоотношением полов.
      При этом нельзя переходить на личное, заставлять обучающихся (воспитанников) участвовать в дискуссии.
      Основной задачей организаций образования и здравоохранения в области нравственно-полового воспитания является реализация утвержденных программ обучения, направленных на формирование у подрастающего поколения нравственности, здорового образа жизни, здорового полового поведения, нацеленного на создание семьи.
      Необходимо проводить фундаментальные и прикладные исследования по проблеме нравственно-полового воспитания, совершенствовать программу повышения квалификации педагогических и медицинских кадров.
      Условия образования на каждом этапе воспитания должны исходить из возрастных особенностей восприятия материала. При этом должны использоваться все формы и методы обучения: занятия с применением иллюстраций, "мозговая атака", групповые дискуссии, аудиовизуальные средства (плакаты, видеофильмы и т.п.), ролевые игры, ситуационные задачи и др.
      Основными организационными формами нравственно-полового воспитания являются:
      фрагменты уроков (занятий) в рамках естественнонаучных дисциплин и отдельные уроки (занятия);
      факультативные занятия;
      семинары, тренинги для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников, родителей;
      консультации для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников и родителей в специальных центрах и др.
      Педагог, медицинский работник, родитель должен быть подготовлен к тому, чтобы давать точные и ясные ответы на вопросы обучающихся (воспитанников), а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные проявления взаимоотношений обучающихся (воспитанников) разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического, профессорско-преподавательского коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в организациях образования - важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
      При осуществлении полового воспитания необходимо учитывать национально-религиозную и региональную специфику.
      Межполовые отношения рассматриваются в тесной связи с проблемами здоровья. Необходимо использовать современные достижения личной жизни и ухода за телом для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного.
      Республиканские и местные органы управления образованием, здравоохранением, внутренних дел, обороны должны обеспечить контроль за качеством подготовки обучающихся (воспитанников).
      В целом процесс нравственно-полового воспитания должен осуществляться в несколько этапов, включающих:
      разработку унифицированных программ обучения для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников, родителей;
      подготовку специалистов и субспециалистов из числа врачей, психологов и учителей в области профилактики БППП, включая ВИЧ/СПИД;
      обучение подростков, молодежи и родителей по программам, рассматривающим следующие проблемы: переходный возраст, поведение в обществе, половые различия, биологический аспект, репродукция, сексуальное здоровье, профилактика БППП, ВИЧ/СПИД;
      обучение родителей навыкам развития собственного гармоничного полового поведения и умению привить эти навыки своим детям.

                5. Участники образовательного процесса

      В процессе нравственно-полового воспитания должны быть задействованы родители, государственные и негосударственные организации образования и здравоохранения, молодежные объединения и т.д.
      Родители, семья являются главными в вопросах нравственно-полового воспитания от рождения на весь период становления ребенка как личности. Родители служат примером для подражания, поэтому главные требования в нравственно-половом воспитании должны предъявляться к семье. Чувства глубокой привязанности, преданности, основанные на взаимном уважении, вытекающие из отношений близкого родства, дружбы, горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола - все это закладывается в детях в семье.
      Родители должны тесно сотрудничать с организациями образования в вопросах планирования и осуществления нравственно-полового воспитания своих детей. Роль родителей важна при обучении детей вопросам взаимоотношений полов, при разрешении трудностей, связанных с эмоциональными и физическими аспектами роста; воспитания чувства ответственности и подготовки детей к проблемам, которые связаны с сексуальным взрослением ребенка.
      В свою очередь родителям нужна поддержка и знания в вопросах анатомии, физиологии, психологии, профилактики БППП, в т.ч. ВИЧ/СПИД.
      Деятельность всех организаций по этой проблеме должна быть подчинена реализации единой общегосударственной политики нравственно-полового воспитания, отвечающей современным требованиям к подрастающему поколению как к гражданам с высокими нравственными качествами.
      Политика в области нравственно-полового воспитания должна учитывать мнение родителей и более широких слоев общественности.
      Нравственно-половым воспитанием должны быть охвачены все учащиеся и студенты.
      Образовательные программы нравственно-полового воспитания должны быть унифицированы и доступны.
      Организация образования должна иметь представление, кто и как должен осуществлять работу по нравственно-половому воспитанию и освещать специфические вопросы.
      Организация образования несет ответственность за безопасность и благополучие обучающихся (воспитанников) в вопросах полового воспитания. Главная задача организации образования - заложить основы, расставить общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме обучающихся (воспитанников).
      Свою деятельность в области нравственно-полового воспитания организации образования осуществляют во взаимодействии с органами здравоохранения, комиссией по защите прав несовершеннолетних при местном исполнительном органе власти, родителями и общественными организациями.
      Одной из основных задач организаций образования является реализация механизмов первичной профилактики БППП, ВИЧ/СПИДа среди обучающихся (воспитанников).
      Система высшего профессионального образования должна обеспечить подготовку педагогических кадров для работы с детьми по нравственно-половому воспитанию.
      Участие профессионалов-медиков в нравственно-половом воспитании должно выражаться в оказании помощи школам, дополнении роли преподавателей. Они дополняют знания учеников медицинской стороной полового воспитания, вопросами репродукции, контрацепции, знаниями о ВИЧ/СПИД и осложнениях БППП, службах, оказывающих консультативную и специализированную помощь.
      Центры здорового образа жизни проводят гигиеническое обучение и воспитание детей и молодежи, ведут активную пропаганду здорового образа жизни и предупреждают о вреде, наносимом организму табакокурением, употреблением алкоголя, наркотиков и участвуют в формировании программ и планов работы с детьми и молодежью в организациях образования по этим направлениям.
      Финансирование мероприятий предполагается осуществлять за счет средств республиканского и местных бюджетов в пределах предусмотренных ассигнований, а также средств помощи международных организаций, спонсорской помощи организаций и населения, собственных средств организаций образования и других источников, не противоречащих законам Республики Казахстан.
      Реализация данной Концепции позволит обеспечить формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
              Мартина Н.А.)