Об утверждении Программы импортозамещения в отраслях легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2001 года N 1088.

Обновленный

      Для развития производства потребительских товаров легкой и пищевой промышленности и замещения импорта отечественной продукцией высокого качества Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу импортозамещения в отраслях легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

     Республики Казахстан



                                                  Утверждена



                                          постановлением Правительства

                                              Республики Казахстан

                                         от 20 августа 2001 года N 1088




                                 Программа



 
                  импортозамещения в отраслях легкой и пищевой

 

                      промышленности на 2001-2003 годы

                                  Паспорт


Наименование       Программа импортозамещения в отраслях легкой и

                   пищевой промышленности на 2001-2003 годы

Решение о          Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан

разработке         К. Токаева от 29 ноября 1999 года N 168-р 


R990168_



Программы

Основные           Министерство экономики и торговли Республики Казахстан,

разработчики       РГП "Институт экономических исследований"

Цели и задачи      Целями Программы являются:

Программы          восстановление и ускорение комплексного развития легкой

                   и пищевой промышленности, преодоление технического и

                   технологического отставания предприятий;

                   повышение конкурентоспособности продукции за счет

                   улучшения качества и ассортимента, снижения издержек

                   производства;

                   преодоление критической зависимости отечественной 

                   экономики от импорта текстильной, швейной и

                   кожевенно-обувной продукции;

                   комплексное развитие производства сырья и пищевых

                   добавок, готовой пищевой продукции, насыщение

                   внутреннего рынка высококачественными пищевыми

                   продуктами отечественного производства;

                   улучшение торгового баланса Казахстана.

                   Достижение поставленных целей предполагает:

                   повышение технического уровня производства,

                   обеспечивающего конкурентоспособность отечественной

                   продукции по цене и качеству и вытеснение аналогичных

                   импортируемых товаров;

                   регулирование степени открытости внутреннего товарного

                   рынка по отдельным видам товаров легкой и пищевой

                   промышленности, защиту отечественных

                   товаропроизводителей от недобросовестного импорта,

                   продвижение отечественных товаров на мировые товарные

                   рынки;

                   совершенствование налогового и таможенного режима для

                   обеспечения конкурентоспособности отечественной

                   продукции на внутреннем и внешнем рынках;

                   оздоровление финансово-экономического положения

                   предприятий;

                   создание условий для привлечения инвестиций в отрасли и

                   кредитования предприятий банками второго уровня;

                   определение приоритетов и селективная инвестиционная

                   поддержка наиболее эффективных предприятий,

                   обеспечивающих выпуск высокотехнологичной, конкурентной

                   продукции на внутреннем и внешнем рынках;

                   оказание технической, технологической и методической 

                   помощи предпринимателям по организации и развитию 

                   производства, оформлению бизнес-планов

Источники          Кредитные ресурсы, собственные предприятий,

финансирования     иностранный капитал

Срок               Реализация Программы намечена на период с 2001

реализации         по 2003 годы

средства


     Введение



 
       Программа является этапом практической реализации Указа Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 U983834_ "О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года" по развитию производства конкурентных потребительских товаров легкой и пищевой промышленности и замещению импорта отечественной продукцией высокого качества и в широком ассортименте.
      За последние 10 лет производство продукции легкой* и пищевой промышленности сократилось соответственно в 7 и 2 раза. Доля отечественной продовольственной продукции на внутреннем рынке составляет 70 %, а легкой - 10%. Опережающая девальвация валют России и других стран СНГ в 1998 и 1999 году сделала продукцию казахстанской обрабатывающей промышленности еще менее конкурентоспособной не только на рынке стран СНГ, но и на внутреннем рынке Казахстана.
      _____________________
      Легкая* промышленность - в соответствии с классификатором ОКЭД это "текстильная и швейная промышленность, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви".
 
      Вытеснение отечественного товаропроизводителя с внутреннего рынка импортными товарами приняло катастрофический характер. Доля импорта в валовом внутреннем продукте достигла 35 %. Многие предприятия обрабатывающей промышленности вынуждены не только сокращать производство, но и полностью останавливать его.
      Крайне остро стоит вопрос с обеспечением занятости населения. Если в 1990 году число работающих в легкой и пищевой промышленности составляло 350,9 тыс. человек, то в 2000 году сократилось до 61,3 тыс. человек или более чем в 5 раз, что обусловливает рост социальной напряженности.
      В таких условиях чрезвычайно важными становятся проблемы импортозамещения, вытеснения импортируемых товаров за счет возрождения и развития отечественных производств легкой и пищевой промышленности, выпускающих конкурентоспособную продукцию. При этом необходимо задействовать прогрессивные технологии переработки местного и нетрадиционного сырья.
      Учитывая, что легкая и пищевая промышленность технологически наиболее связаны с аграрным сектором, их развитие будет в значительной мере способствовать восстановлению и развитию важнейших направлений сельскохозяйственного производства. Повысится платежеспособный спрос внутри страны и емкость внутреннего рынка.
 
      1. Анализ современного состояния проблемы
 
      1.1. Положение с импортом потребительских товаров
 
      Результаты внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан за последние годы свидетельствуют об устойчивой тенденции роста импорта продукции обрабатывающей промышленности, главным образом готовой продукции, в том числе потребительских товаров.
      После обвала российского рубля в августе 1998 года при искусственной поддержке стабильности тенге казахстанская продукция стала практически неконкурентоспособной, особенно относительно российских товаров обрабатывающей промышленности. Девальвация рубля сильно удешевила российские товары, резко повысила их конкурентоспособность на казахстанском рынке. Повысилась конкурентоспособность товаров, производимых в Кыргызстане и Узбекистане, некоторых других странах СНГ, где также была осуществлена девальвация национальных валют.
      Девальвация тенге, произошедшая после введения режима его свободного плавания, позволила в определенной степени повысить конкурентоспособность отечественной продукции. В ряде отраслей отмечено оживление и повышение ценовой конкурентоспособности производства. В частности, это относится к пищевой промышленности, некоторым производствам легкой промышленности. В то же время многие промышленные предприятия Казахстана производят свою продукцию с использованием импортируемых сырья и материалов, что сопровождается ростом цен на нее, снижением конкурентоспособности. Так, например, в производстве кожи, изделий из нее, кожаной обуви доля импорта в составе затрат на сырье и материалы в 1999 г. составляла 48,8 %, на покупные изделия и полуфабрикаты - 54,1 %.
      Вытеснение продукции отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка сопровождается растущей безработицей, утратой трудового потенциала, снижением уровня благосостояния народа в целом.
      Исходя из численности населения и уровня денежных доходов, приходящихся на душу населения, емкость внутреннего рынка продовольствия и товаров легкой промышленности за последние три года колеблется в пределах 284-300 млрд. тенге, в том числе доля продовольственной части составляет 82-84 %.
      В 2000 году расходы населения на приобретение продовольствия увеличились по сравнению с 1999 годом на 11,7 %, а товаров легкой промышленности на 35,5 % и составили в 2000 году соответственно 273 и 69,1 млрд. тенге.
      Если учесть, что индекс потребительских цен за 2000 год на продовольственные и непродовольственные товары возрос соответственно на 12,8 и 6,1 %, то реальная емкость внутреннего рынка за истекший год по этим товарам сократилась практически на четверть.
 
      Номинальная емкость внутреннего рынка, тыс. тенге
                        (см. рисунок)
      Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
 
      В ресурсах продовольственных товаров преобладает отечественная продукция, ее доля на внутреннем рынке в 2000 году составила 75-80 %.
      В ресурсах потребительских товаров легкой промышленности доля отечественной продукции не превышает 10 %. За последние три года статистически учитываемый импорт одежды, тканей, обуви составлял 11-15% во внутреннем потреблении. Остальная продукция поступает посредством челночного импорта и контрабандным путем.
      При емкости внутреннего рынка одежды, тканей, обуви около 45 млрд. тенге в год отечественное их производство (кроме вещевого имущества, спецодежды и экспорта) составляет 4-5 млрд. тенге или 10 % емкости внутреннего рынка, что никак нельзя признать нормальным. Имея натуральное отечественное сырье и потенциал для развития собственного производства продукции легкой промышленности, отрасль из года в год сокращает производство продукции.
      В ряде случаев импортные изделия, менее качественные, нежели аналогичная отечественная продукция, вытесняют ее за счет более низких цен, поскольку уровень доходов значительной части населения не позволяет приобретать более качественные, но и более дорогие товары.
 
      1.2. Производство
 
      В результате приватизации практически все предприятия легкой и пищевой промышленности Казахстана находятся в частной собственности. В этих отраслях преобладают малые и средние предприятия.
      В легкой промышленности по состоянию на 1 января 2001 года зарегистрировано 1295 предприятий, в том числе 33 крупных и 115 средних. В 2000 году доля продукции отрасли в общем объеме промышленного производства составила 1,5 %, или сократилась по сравнению с 1990 годом (15,6 %) в 10 раз. Прибыль, полученная в отрасли в 1991 году, составляла 21 % от всей

 

прибыли в промышленности.

     В последние два года более 60 % предприятий и отрасль в целом стали

убыточными, доля легкой промышленности в платежах в бюджет сократилась до

0,52 %. Снижение эффективности, прежде всего, обусловлено сокращением

объемов производства.

          Объем производства продукции легкой промышленности

__________________________________________________________________________

Наименование  !Ед. ! 1993 ! 1994 ! 1995 ! 1996 ! 1997 ! 1998 ! 1999 ! 2000

показателя    !изм.!      !      !      !      !      !      !      !

--------------------------------------------------------------------------

Продукция

легкой

пром-ти,       млрд.   1,3   12,9   16,5   17,5   17,2   13,1  17,98  25,6

в действующих  тг

ценах         

в т.ч. без                                                        11  15,7

мытой шерсти и

хлопкового

волокна


в долл. США     млн. 503,9  360,7  270,8  260,1  228,1    167  150,3 182,9

                дол.


в ценах 1993 г. млрд.  1,3    0,7    0,3    0,4    0,3    0,3    0,3   0,6

                тг


Ткани - всего   млн. 188,1  107,1   31,1   28,4   19,6   12,7   12,5   6,3

                м2      


Ковры и         млн.   1,4    0,7    0,2    0,2    0,2   0,17   0,15  0,15

ковровые        м2

изделия    


Чулочно-        млн.  71,5   41,0   11,5    6,0    4,0    2,4    1,3   1,8

носочные        пар

изделия


Кожа из шкур    тыс. 276,6   72,4   18,9   16,4    3,8    3,6    1,7   1,3

КРС и мелк.     дц2


Обувь - всего   млн.  16,2    7,8    2,1    1,5    1,1    1,1    0,8   1,2

               пар

---------------------------------------------------------------------------

     Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике


 
       Продукция отрасли почти полностью вытеснена с внутреннего рынка импортируемыми товарами. Незащищенность внутреннего рынка от недобросовестного импорта, недостаток оборотных средств, нарастающие долги предприятий перед бюджетом и поставщиками; низкий уровень технического состояния оборудования, его моральный и физический износ, отсутствие интереса предпринимателей к инвестициям в отрасль тормозят ее восстановление. Высокие ставки кредитования не позволяют предприятиям пользоваться кредитами банков, в свою очередь банки также не идут на кредитование предприятий отрасли, ссылаясь на риски.
      В 1999-2000 гг. Правительством Республики Казахстана предпринят ряд мер по государственной поддержке предприятий обрабатывающей, в т.ч. легкой промышленности. В их числе внесение изменений в налоговое законодательство по амнистированию пени, отсрочке уплаты в бюджет налогов и штрафов до 1 января 2003 года, а также введение нулевой ставки НДС на отечественную продукцию легкой промышленности.
      В результате принятых мер увеличился объем производства текстильной и швейной продукции, индекс физического объема к 1999 году составил 119,2 %, а в кожевенно-обувной промышленности - 128,7 %.
      Несмотря на это, существенного изменения ситуации в восстановлении и развитии легкой промышленности пока не произошло.
      Основные причины этого:
      короткий срок, прошедший со времени создания благоприятных для отрасли условий (август 1999 года);
      практически полное отсутствие инвестиций в отрасль за последние 7 лет, что привело к техническому и технологическому отставанию многих производств;
      отсутствие у предприятий оборотных средств для запуска производств;
      продолжающийся передел собственности, особенно базовых текстильных производств;
      сокращение в 1999 году реальной емкости внутреннего непродовольственного рынка на 29 %, что также негативно сказалось на легкой промышленности.
      Исходя из емкости внутреннего потребительского рынка товаров легкой промышленности (порядка 44,5 млрд. тенге) и, принимая во внимание целесообразность (с точки зрения конкурентности) сохранения доли импорта в нем на уровне 30%, одежда, ткани и обувь на нем отечественного производства должны составить более 30 млрд. тенге.
      Сохранение и упрочение позиций отечественных товаропроизводителей на рынке вещевого имущества и спецодежды потребует производства этих товаров на 5-7 млрд. тенге. Таким образом, при совокупной емкости внутреннего рынка порядка 50 млрд. тенге отечественное их производство достигнет 40 млрд. тенге.
      Принимая во внимание крайне низкий уровень расходов населения на приобретение одежды, тканей и обуви, сложившийся за 2000 год (до 3,4 тыс. тенге на душу населения), этот уровень можно считать минимальным. По мере восстановления потребительского спроса адекватно будет расти производство товаров легкой промышленности.
      Пищевая промышленность занимает одну треть объема обрабатывающей промышленности. За последние 10 лет число предприятий в отрасли возросло с 3,2 тысячи до 6,7 тысяч, или более чем вдвое. Спад по отрасли в целом был не столь сильным, как в легкой промышленности. Однако по сравнению с 1990 годом объем производства важнейших видов продукции на душу населения сократился в 4-54 раза. Лишь по минеральной воде обеспечен рост в 1,6 раза. Ввиду снижения покупательских возможностей населения важнейшие виды продовольствия потребляются в виде, не прошедшем промышленную переработку.
      В 2000 году доля переработки сельскохозяйственных продуктов в общем объеме промышленной продукции составила 13,3 %. Индекс физического объема в 2000 году к соответствующему периоду прошлого года по переработке сельскохозяйственных продуктов составил 108,5 %, производству пищевых продуктов - 108,9 %, табачных изделий - 105 %.
      Имеющийся потенциал пищевой промышленности страны практически полностью может удовлетворить потребность населения в основных продуктах питания: мясе, молокопродуктах, хлебе и хлебобулочных изделиях, муке, крупах, которые конкурентоспособны по качеству и по цене.
      Однако в последние годы в связи с глубоким кризисом и сокращением сельскохозяйственного производства все более остро стоит вопрос обеспечения пищевой промышленности сырьем нужного ассортимента и качества. Сказывается отсутствие технологически связанных производств по принципу "поле-завод-торговля", а также инфраструктуры по закупке сельхозсырья, ориентированной на мелкотоварное производство.
      Кроме того, сдерживают развитие пищевой промышленности:
      недостаток собственных оборотных средств для закупки сырья, особенно сезонного и ограничиваемого минимальными партиями при транспортных перевозках;
      недостаточное количество производств по переработке сельхозсырья в местах его производства;
      отсутствие производств по глубокой безотходной переработке сельскохозяйственного сырья.
      В 1999-2000 годы принят ряд постановлений Правительства Республики Казахстан, стимулирующих работу отечественных предприятий и ограничивающих импорт продукции, аналогичной выпускаемой производителями республики. Ежегодный рост инвестиций в отрасль за последние два года составил соответственно 193% и 232%, что позволило восстановить работоспособность многих предприятий, повысить конкурентоспособность отечественной пищевой продукции, успешно противостоять импорту и увеличить долю отечественной продукции в объеме потребления продуктов питания с 60 до 70%.
      Сложившееся на внутреннем продовольственном рынке соотношение между отечественным производством и импортом является конкурентным. Однако низкий уровень потребления продовольствия и требования продовольственной безопасности диктуют необходимость доведения отечественного производства во внутреннем потреблении до 85%. Принимая во внимание, что по многим видам этот уровень уже достигнут, импортозамещение в отрасли целесообразно по конкретным видам пищевой продукции.
      На рынке хлеба и хлебопродуктов преобладает отечественная продукция, доля которой составляет более 98 %. Однако на внутреннем рынке практически отсутствует ассортимент отечественных зернопродуктов высокой степени готовности к употреблению, а также продукты переработки зерна, используемые в кондитерской промышленности, хлебопечении. Импорт солода, крахмала, инулина, клейковины возрос за последние 5 лет в четыре раза.
      На рынке мяса и мясопродуктов обеспеченность отечественным мясом птицы составляет 45 %, по мясным и мясорастительным консервам - 35,9 %. Это обусловливает целесообразность развития мясного птицеводства с доведением объемов до 17 тысяч тонн в год и производства консервированного мяса в широком ассортименте с доведением объема производства до 2,7 тысяч тонн. По колбасным изделиям отечественная продукция занимает 72 % рынка.
      Рыба и рыбопродукты отечественного производства составляют на внутреннем рынке около 70%. При этом крайне низка доля отечественных рыбных консервов.
      На рынке молочной продукции доля импорта не существенна, по основным видам молочной продукции (кроме сгущенного молока) она составляет от 7 до 28%. Потребность в сгущенном молоке в объеме до 17 тысяч тонн полностью обеспечивается за счет импорта. Целесообразно создание отечественных производств мощностью до 12 тысяч тонн.
      Во внутреннем потреблении маргариновой продукции доля импорта составляет 55 %. Однако имеющиеся мощности двух маргариновых заводов (68,8 тысяч тонн) при условии принятия мер защиты от недобросовестного импорта могут полностью обеспечить внутренний рынок.
      Рынок растительного масла в 2000 году на 50 % обеспечивался за счет импорта. В 1999 году в рамках программы импортозамещения прокредитовано развитие производства подсолнечного масла в г. Усть-Каменогорске мощностью 56 тыс. тонн в год, производство хлопкового масла в г. Туркестане Южно-Казахстанской области мощностью 150 тонн в сутки, с вводом которых полностью закрывается сложившаяся потребность внутреннего рынка в этой продукции.
      Рынок рафинированного сахара на 50 % обеспечивается за счет собственного производства. В том числе из свеклы его производится 12%, а остальной объем - из импортируемого преимущественно из Бразилии, Кубы и России сахара-сырца.
      Доля импорта кондитерских изделий во внутреннем потреблении в 2000 году возросла по сравнению с 1999 годом с 43 % до 56 %. Доведение доли отечественного производства во внутреннем потреблении до 70 % обеспечит прирост производства на 10 тысяч тонн или на 22 %.
      По пиву доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 5 %, по спирту и водке менее 0,01 %. В целом по алкогольным напиткам удельный вес импорта на внутреннем рынке не превышает 3,5 %.
      По безалкогольным напиткам доля импорта на внутреннем рынке составляет 14%. Потребность в плодоовощных консервах и натуральных соках обеспечивается преимущественно за счет импорта.
      Внутреннее потребление традиционных готовых продовольственных товаров обеспечивается преимущественно за счет отечественного производства. Однако многие виды сырья и полуфабрикатов, которые могли бы производиться в Казахстане, импортируются.
 
      1.3. Конкурентоспособность продукции легкой и пищевой промышленности
 
      Конкурентоспособность потребительской продукции на внешних рынках зависит, прежде всего, от их качества и соответствия продукции высоким мировым стандартам, экологическим и санитарным требованиям. Важную роль также здесь играют потребительские предпочтения. Ценовая конкурентоспособность таких товаров на внешних рынках играет вторичную роль.
      Казахстанские потребительские товары европейского уровня качества, но с низкой ценой не могут конкурировать на рынках развитых стран из-за действия антидемпинговых ограничений.
      В настоящее время необходимо, прежде всего, повысить их конкурентоспособность на внутреннем рынке. На основе аналитического обзора "Состояние конкурентности отечественных товаров", проведенного РГП "Институт экономических исследований", подготовленного на основе обследования внутреннего рынка и учета мнений производителей, торговцев и покупателей, сделаны основные выводы о состоянии и мерах по повышению конкурентности отечественных товаров легкой и пищевой промышленности. Те товары, по которым наблюдается улучшение качества, как правило, дороже импортных, в первую очередь, российских. Основная проблема для достижения конкурентоспособности по таким товарам - снижение цен, что крайне важно в связи с обнищанием большей части населения республики и снижением платежеспособного спроса населения.
      Основные меры, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности казахстанских товаров, следующие:
      организация и использование системных исследований в области конкурентоспособности на основе текущей статистической отчетности, а также специальных обследований и конъюнктурных опросов;
      улучшение менеджмента и маркетинга на микроуровне. В первую очередь менеджмент должен быть направлен на снижение издержек производства;
      мониторинг реального эффективного обменного курса, рассчитываемого по торговле со странами - основными партнерами. Не допускать его резкого повышения в краткосрочном периоде;
      снижение процентной ставки до уровня, при котором станет возможным кредитование производств, ориентированных на внутренний рынок;
      информационная поддержка продвижения товаров на внешние рынки на государственном уровне. Необходимо знание рынков, уровня конкуренции и конкурентов на них, поиск инвесторов и стратегических партнеров по поставке сырья и материалов, сбыту продукции;
      жесткое регулирование цен в сфере естественных монополий;
      демонополизация в сфере производства и оборота отдельных товаров (например, производство сахара) и недопущение нарушения Закона Республики Казахстан Z980232_ "О недобросовестной конкуренции";
      привлечение иностранных инвесторов в производство отдельных потребительских товаров с целью повышения технологического и технического уровня производства. Содействие государства в приобретении прав использования известных в мире фирменных и торговых знаков. Производство отдельных потребительских товаров для иностранных инвесторов может быть привлекательным, принимая во внимание возможность экспорта их в страны СНГ;
      выработка эффективного торгового режима по каждому товарному рынку в свете гармонизации казахстанских правил торговли с международными, а также с учетом адекватного реагирования на дискриминационные режимы по отношению к казахстанским товарам. Импортная политика должна формироваться таким образом, чтобы наиболее высокие таможенные пошлины устанавливались на готовую продукцию, низкие - на сырье.
 
      2. Цели и задачи программы импортозамещения
 
      Основными целями Программы являются:
      восстановление и ускорение комплексного развития легкой и пищевой промышленности, преодоление технологического и технического отставания предприятий;
      обеспечение повышения конкурентоспособности продукции за счет повышения ее качества, улучшения ассортимента, снижения издержек производства и цен;
      преодоление критической зависимости отечественной экономики от импорта текстильной, швейной и кожевенно-обувной продукции, развитие производства сырья и пищевых добавок для пищевой промышленности и насыщение внутреннего рынка высококачественными пищевыми продуктами отечественного производства;
      поддержание положительного сальдо торгового баланса Казахстана.
      Достижение поставленных целей предполагает:
      повышение технического уровня производства, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной продукции по цене и качеству и вытеснение аналогичных импортируемых товаров;
      регулирование степени открытости внутреннего товарного рынка по отдельным видам товаров легкой и пищевой промышленности, защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестного импорта, продвижение отечественных товаров на мировые товарные рынки;
      совершенствование налогового и таможенного режима для обеспечения

 

конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем

рынках;

     оздоровление финансово-экономического положения предприятий;

     создание условий для привлечения инвестиций в отрасли и кредитования

предприятий банками второго уровня;

     определение приоритетов и селективная инвестиционная поддержка

наиболее эффективных предприятий, обеспечивающих выпуск

высокотехнологичной, конкурентной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

     оказание технической, технологической и методической помощи

предпринимателям по организации и развитию производства, оформлению

бизнес-планов.

     Основными принципами Программы импортозамещения являются:

     обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем

рынках;

     экономическая эффективность производства продукции;

     поэтапность реализации Программы, исходя из имеющихся финансовых

ресурсов.

     3. Основные направления и механизм реализации Программы

     3.1. Приоритеты Программы импортозамещения



 
       Рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов предопределяет необходимость выделения приоритетов в реализации проектов по импортозамещению в отраслях легкой и пищевой промышленности.
      В легкой промышленности на первом этапе реализации Программы преимущество отдается развитию отраслей текстильной и кожевенной промышленности, которые должны обеспечить последующие переделы легкой промышленности отечественным сырьем - пряжей, тканями, кожевенными товарами.
      Создание новых текстильных производств потребует значительных инвестиций. Восстановление текстильной промышленности на первом этапе будет обеспечиваться, в рамках настоящей Программы, на базе имеющихся производственных мощностей в г. Алматы и г. Шымкенте (хлопчатобумажное производство), в г. Усть-Каменогорске (производство искусственных и синтетических тканей), г. Костанае и пос. Фабричный Алматинской области (камвольно-суконное производство).
      Кроме того, будут развиваться небольшие производства по выпуску хлопчатобумажной и шерстяной пряжи, топса на основе отечественного сырья.
      Для обеспечения камвольных производств шерстью приоритетным направлением является восстановление предприятий по первичной переработке шерсти.
      Восстановление и развитие кожевенных производств целесообразно на основе имеющихся производственных мощностей в гг. Таразе, Петропавловске, Уральске, Павлодаре.
      Выпуск полуфабрикатов в виде хлопчатобумажной и шерстяной пряжи, трикотажного полотна, готовых хлопчатобумажных, шерстяных и синтетических тканей является приоритетным, так как позволит обеспечить предприятия по выпуску трикотажных, чулочно-носочных, швейных изделий сырьем по (учитывая нулевую ставку НДС) умеренным ценам, что позволит производить конкурентную по цене продукцию.
      В производстве готовых товаров легкой промышленности (одежды, обуви, текстильной и кожевенной галантереи), по которым доля отечественного производства во внутреннем потреблении колеблется от 1 до 7 %, приоритетными будут проекты восстановления и развития технически наиболее оснащенных предприятий, обеспечивающих производство конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции по цене и качеству.
      В пищевой промышленности, инвестиции в которую за последние годы растут опережающими темпами, в настоящее время уже имеются по ряду производств значительные неиспользуемые мощности. Приоритетными будут новые для республики производства, ориентированные как на внутренний, так и на внешний рынок, а также виды продовольственной продукции, по которым доля импорта высока. Это следующие производства:
      1) готовые пищевые продукты, а также сырье и полуфабрикаты для пищевой промышленности на основе глубокой переработки зерна:
      сухие завтраки на зерновой основе - из зерен (муки) пшеницы, ячменя, риса, овса, кукурузы или их смесей (хлопья, колечки, звездочки, шарики и т.д.), диетическая мука, молочно-зерновые смеси, быстро развариваемые крупы;
      производство клейковины, патоки, крахмала, крахмалопродуктов и сахаров, глюкозных и глюкозно-фруктозных сиропов (более полезных заменителей сахара), лимонной кислоты, пищевых добавок для кондитерской, молочной, плодоконсервной промышленности, детского питания;
      развитие производства сои и продуктов ее переработки для пищевой промышленности и восполнения недостатка белка в рационе питания населения страны;
      2) продукты переработки картофеля, овощей и фруктов:
      производство продуктов из картофеля высокой степени готовности -

 

сухое картофельное пюре по технологии низкотемпературного вымораживания,

картофельные замороженные биточки, чипсы и т.д.;

     производство плодоовощных консервов, овощных и фруктовых натуральных

соков, пюре длительного хранения для детей, соусов и кетчупов и т.д. из

местного сырья;

     производство быстрозамороженных плодов и овощей, овощных смесей;

     выпуск фруктовых и овощных порошков, фруктово-ягодных подварок для

кондитерской промышленности, сухих соков и их концентратов из местного

сырья;

     3) в мясной и молочной промышленности:

     консервы мясные и из субпродуктов, в т.ч. из мяса птицы (тушенка,

паштеты, в собственном соку и т.д.);

     производство медицинских препаратов на основе эндокринного и

кровяного сырья;

     консервированные молочные продукты - молоко концентрированное,

сгущенное, в том числе с добавками;

     производство и консервирование кумыса и шубата;

     4) в рыбной промышленности:

     производство рыбных консервов и полуфабрикатов;

     5) в масложировой промышленности:

     производство видов растительного масла повышенной степени очистки;

     6) в производстве алкогольной продукции:

     первичное виноделие на основе отечественного сырья;

     7) в производстве прочих пищевых продуктов:

     освоение производства новых видов пряностей из пряно-ароматических

растений Казахстана;

     производство пищевых красителей и ароматизаторов на основе местного

растительного сырья;


 
       производство лечебно-профилактических продуктов питания и биологически активных добавок на основе местного растительного сырья;
      производство бактериальных заквасок, пищевого белка, биологически активных добавок, биологических консервантов.
      В каждом отдельном случае должны учитываться балансы производственных мощностей и обеспеченность отечественным сельскохозяйственным сырьем.
      Одним из условий реализации Программы является расширение сырьевой базы импортозамещающих производств легкой и пищевой промышленности на основе восстановления и наращивания сельскохозяйственного производства, внедрения новых видов культур казахстанской селекции, адаптированных к природно-климатическим зонам республики, осуществление экономических мер, сдерживающих экспорт отдельных видов сельскохозяйственного сырья.
 
      3.2. Региональные аспекты Программы
 
      При рассмотрении инвестиционных проектов, направленных на развитие пищевой промышленности, должны приниматься во внимание региональные особенности, а также наличие и перспективы развития в регионе производства сельскохозяйственного сырья.
      Региональные приоритеты по основным направлениям пищевой промышленности определены исходя из потребностей внутреннего рынка, наличия сельскохозяйственного сырья и имеющихся производственных мощностей.
      Согласно статистическим сведениям за последние два года объемов производимого в Казахстане молока и молокопродуктов едва хватает для обеспечения населения по минимальному потребительскому бюджету, который ниже рационального вдвое. Поэтому приоритетное кредитование производства сгущенного и концентрированного молока и сухих молочных смесей допускается только в регионах с избытком ресурсов молока по сравнению с количеством, необходимым для обеспечения населения по минимальному потребительскому бюджету. Учитывая недостаток молока, обязательным условием должно быть развитие молочного животноводства в объемах достаточных для загрузки этих производств. В настоящее время этим условиям удовлетворяет лишь Северо-Казахстанская область, где ресурсы молока превышают указанный минимальный уровень на 158 % или на 244 тыс. тонн.
      Из общего потребления населением молочной продукции на рынки городов приходится около 60 %. При этом даже в регионах с развитым молочным животноводством потребности городов обеспечиваются лишь на 69 %.
      Расширение сырьевой базы по молоку будет решаться посредством концентрации молочного производства вокруг городов, увеличения его продуктивности и создания системы закупа и переработки молока в соответствии со спецификой его мелкотоварного производства.
      Принимая во внимание имеющиеся благоприятные природные условия для развития молочного животноводства на юге Казахстана, особенно в Алматинской области, приоритетным является комплексное развитие производства молокопродуктов в пригородных зонах этого региона.
      Производство мясных консервов должно быть приоритетно в регионах, располагающих для этого ресурсами. В 1998 году ресурсы мяса, превышающие объем, определяемый исходя из минимального потребительского бюджета, составили в Алматинской области 19 тыс. тонн, Западно-Казахстанской 41 тыс. тонн, Костанайской 35. тыс. тонн, Северо-Казахстанской 18 тыс. тонн и Павлодарской 4 тыс. тонн.
      По производству рыбных консервов приоритетными являются Атырауская, Мангистауская области, где ресурсы сырья превосходят объем, необходимый для обеспечения населения по минимальному потребительскому бюджету и по научно-обоснованным нормам. В этих областях возможно развивать производство мяса птицы, а также цельномолочной продукции на основе сухого молока.
      Восстановление и развитие переработки овощей и фруктов, первичного виноделия приоритетно в регионах с развитым производством плодоовощных культур, ягод, винограда, то есть в Алматинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областях. Переработка картофеля приоритетна в Алматинской и Северо-Казахстанской областях.
 
      3.3. Сырьевая база легкой и пищевой промышленности
 
      Период с 1990 по 1999 годы в развитии сельского хозяйства характеризуется уменьшением производства продукции отрасли, ее доля в структуре валового внутреннего продукта сократилась с 34 % в 1990 году до 9,9 % в 1999 году. Благоприятные природно-климатические условия 1999 г. и принимаемые государством меры по поддержке аграрного сектора привели к увеличению производства продукции по сравнению с 1998 г., однако говорить о переломе в развитии сельского хозяйства пока еще рано. Валовая продукция сельского хозяйства в 1999 г. (в ценах 1994 года) к уровню 1990 года составила 58,7 %, в том числе растениеводства - 117%, животноводства - 21,4 %.
      Изменилось соотношение между отраслями в сторону увеличения удельного веса растениеводства, что характеризует отсталость сельского хозяйства, доля животноводства с 61% в 1990 году сократилась до 45,6 % в 2000 году.
 
           Динамика развития сельского хозяйства за 1991-1999 годы
                (в ценах 1994 года, в процентах к 1990 году)
      (см. бумажный вариант)
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
 
      Нарушены межотраслевые связи сельского хозяйства с другими секторами экономики страны. Доля сельского хозяйства в материальных затратах промышленности по сравнению с 1990 годом снизилась почти в 6 раз, а в материальных затратах сферы торговли и обращения возросла в 26 раз, то есть продукция этой отрасли идет в торговлю, в том числе на экспорт, в непереработанном виде. Так, например, удельный вес промышленно переработанного молока от его общего производства, по данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, сократился с 52 % в 1991 году до 6,6 % в 2000 году. В непереработанном виде вывозится из республики кожевенное сырье, шерсть необработанная, а также хлопок-волокно, в то время как предприятия по их переработке простаивают из-за отсутствия сырья.
      Значительно сократились посевы наиболее ценных зерновых культур - риса и кукурузы. Идет постоянное снижение посевных площадей под картофель, что объясняется высокой трудоемкостью его возделывания.
      Поголовье скота и птицы (в пересчете на условное) в 2000 году сократилось к уровню 1990 года до 52 %. Сокращение поголовья, при снизившейся продуктивности, привело к снижению производства мяса на 55, молока - на 34, яиц - на 60, шерсти - на 79 %.
      Вместе с тем, производственный потенциал отрасли может быть восстановлен, сохраняются возможности для роста производства сельскохозяйственной продукции.
      С 1998 года начали расширяться посевы хлопчатника, они превысили уровень 1990 года. Увеличились, превысив уровень 1990 года, площади овощных и бахчевых культур. В Южном Казахстане увеличиваются посевы сафлора, в Северо-Казахстанской области наращивается производство рапса.
      В животноводстве замедлились темпы спада поголовья крупного рогатого скота, лошадей. За 2000 год увеличилось поголовье свиней, овец и коз.
      В последние годы стало увеличиваться промышленное производство яиц и мяса птицы. Продукция птицеводства постепенно начинает вытеснять с внутреннего рынка импорт.
      Оценивая состояние и перспективы производства сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности, можно отметить, что на сегодня наиболее благоприятная ситуация складывается по производству зерна, в первую очередь - пшеницы. Северный регион (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области), отдельные районы Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областей обеспечивают потребности республики и экспортные поставки продовольственной пшеницы высоких хлебопекарных качеств.
      Благоприятные возможности имеются по обеспечению потребности пищевой промышленности, в т.ч. вновь создаваемых производств, в рисе-шале, семенах масличных культур, хлопке-сырце.
      По оценкам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан по ячменю, ржи, овсу, кукурузе, картофелю и овощам необходимо принятие мер по повышению рентабельности производства и конкурентоспособности продукции. При выполнении этих условий имеющиеся и потенциальные возможности их производства позволяют полностью удовлетворять потребности республики.
      Потребность республики в сахаре не может быть полностью удовлетворена даже при увеличении производства сахарной свеклы до уровня 1990 года. Принимая во внимание необходимость повышения продовольственной безопасности страны и преодоления высокой зависимости от импорта сахара-сырца, необходимо разработать комплекс мер по стимулированию производства сахара из сахарной свеклы и снижению затрат.
      По продукции животноводства также необходим комплекс мер по повышению рентабельности производства и конкурентоспособности продукции. Только при этом условии возможно увеличение его производства с созданием устойчивой сырьевой базы легкой и пищевой промышленности. Другим условием решения проблемы обеспечения перерабатывающих предприятий животноводческим сырьем является воссоздание системы его заготовок.
      Приоритетное развитие первичного виноделия будет обеспечено в комплексе с развитием виноградарства в Казахстане. В 2001 году предусмотрена разработка соответствующей отраслевой программы.
      Одной из важнейших задач в создании и развитии сырьевой базы легкой и пищевой промышленности является повышение качества сырья и продукции сельского хозяйства, производство его с заданными технологическими свойствами.
      Это касается, в первую очередь, пищевого сырья, которое должно соответствовать строгим экологическим и санитарным стандартам и требованиям, особенно для производства детского и диетического питания. Без соблюдения этих требований трудно рассчитывать на освоение внешних рынков. Кроме того, качество сырья должно соответствовать технологическим требованиям при производстве отдельных видов пищевых продуктов и товаров легкой промышленности.
      В целом для развития сырьевой базы легкой и пищевой продукции необходимо:
      восстановление племенной базы скотоводства и мясного птицеводства;
      дальнейшее совершенствование существующих пород и выведение новых линий, типов и пород, укрепление племенной базы отрасли и селекционно-племенной работы животноводства, направленных на повышение продуктивности и снижение себестоимости путем поэтапной замены беспородных и малопродуктивных пород скота на наиболее продуктивные;
      государственная поддержка мероприятий по увеличению производства тонкой мериносной шерсти;
      создание специализированной республиканской организации (компании) по закупу, переработке животноводческого сырья и расширение рынка сбыта за счет импортозамещения на внутреннем рынке и поставки его на экспорт;
      приведение республиканских ветеринарно-санитарных и технологических нормативов по производству и переработке продукции животноводства в соответствие с европейскими стандартами;
      организация производства молочных консервов.
      Для импортозамещения в легкой промышленности потребность в шерсти тонкой и полутонкой для камвольно-суконных производств на первом этапе составляет до 8 тыс. тонн. Для ковровых производств потребность в грубой и полугрубой шерсти светлых тонов составляет до 2 тыс. тонн.
      Для восстановления производства кожевенных товаров на уровне 200 млн. кв. дц потребуется качественного кожевенного сырья: шкур крупных до 600 тыс. штук, свиных до 350 тыс. штук, мелких до 1000 тыс. штук. Для этого в Казахстане имеются необходимые ресурсы кожевенного сырья, превышающие вышеуказанную потребность отечественных кожевенных производств в несколько раз.
      Потребность в отечественном хлопковом волокне 4 и 5 типов составит до 10 тыс. тонн или 15% имеющихся ресурсов Казахстана. Хлопковое волокно 2 и 3 типов, не производимое в Казахстане, будет завозиться из Туркменистана.
 
      3.4. Меры и механизмы реализации Программы
 
      Основными направлениями реализации Программы импортозамещения будут:
      создание благоприятных экономических условий для легкой и пищевой промышленности;
      защита внутреннего рынка от недобросовестного импорта на основе действующего законодательства;
      принятие мер по повышению конкурентоспособности продукции;
      приоритетное развитие производства сельскохозяйственной продукции нужного ассортимента и качества для обеспечения потребностей пищевой и легкой промышленности, принятие мер по стимулированию приоритетного направления поставок сырья на отечественные перерабатывающие предприятия;
      протекционизм и стартовая инвестиционная поддержка путем льготного кредитования наиболее эффективных проектов в рамках приоритетов, определенных настоящей Программой.
      3.4.1. Для создания благоприятной экономической среды и обеспечения конкурентных условий для импортозамещения в легкой и пищевой промышленности необходимо:
      1) вести мониторинг качества и уровня цен импортных товаров легкой и пищевой промышленности.
      На все виды продовольственных товаров, по которым определены приоритеты для импортозамещения, установить ставки таможенных пошлин на уровне предельно допустимых, исходя из межправительственных соглашений.
      На все виды сырья для пищевой промышленности, которые не производятся в стране, установить минимальные ставки ввозных таможенных пошлин, обеспечить их ежегодный пересмотр в зависимости от освоения отечественного производства новых видов сырья и добавок для пищевой промышленности;
      2) провести разбирательства и введение защитных мер от демпингового и субсидированного импорта, а также импорта в объемах, наносящих вред или содержащих угрозу вреда для легкой и пищевой промышленности.
      3.4.2. Для развития сертификации производств и контроля качества с целью повышения конкурентоспособности продукции легкой и пищевой промышленности и предотвращения импорта некачественных товаров:
      1) органам Госстандарта Министерства экономики и торговли, Таможенного комитета Министерства государственных доходов обеспечить выработку механизма по предотвращению поступления в Казахстан несертифицированной продукции;
      2) проанализировать наличие независимых испытательных центров, аттестованных на международном уровне, проведение ими экспертизы отечественной и импортной продукции, метрологическое обеспечение приборной базы отраслей. Подготовить предложения по совершенствованию проведения экспертизы существующих стандартов импортной и экспортной продукции, а также метрологическому обеспечению органов стандартизации;
      3) обеспечить приведение технических и технологических стандартов производства и контроля качества пищевой и алкогольной продукции в соответствие с международными требованиями.
      3.4.3. Для технической помощи предпринимателям в отраслях легкой и пищевой промышленности по восстановлению действующих и организации новых производств:
      1) способствовать созданию маркетинговых центров по изучению конъюнктуры внешних, республиканского и региональных рынков и оказанию услуг предприятиям в продвижении их товаров на эти рынки;
      2) изучить рынок франчайзинговых услуг, его аспекты, емкость, механизмы применения. Разработать рекомендации предприятиям по развитию франчайзинга в производстве одежды, обуви, продуктов питания. Провести региональные семинары по франчайзингу с привлечением ведущих франчайзинговых продовольственных и текстильных фирм, проявляющих интерес к казахстанскому рынку. Заключить соглашение с крупным учебным центром и общественными объединениями товаропроизводителей о создании франчайзингового учебно-консультационного центра. Разработать Закон о франчайзинге;
      3) выработать механизм сезонного закупа сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности, в том числе хлопка, шерсти, кожевенного сырья и взаимодействия закупочной организации с сельхозпредприятиями, крестьянскими хозяйствами, а также с предприятиями пищевой и легкой промышленности;
      4) создать систему переподготовки и повышения квалификации менеджеров для промышленных предприятий;
      5) восстановить проведение ярмарок оптовой торговли сырьем для легкой и пищевой промышленности.
      3.4.4. Для технического и технологического оснащения вновь создаваемых и развивающихся производств:
      1) создать банк данных об оборудовании, изъятом в счет погашения задолженности по кредитам, выданным за счет средств республиканского бюджета, и средствам, отвлеченным из республиканского бюджета в рамках негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию Республики Казахстан;
      2) содействовать созданию посреднических региональных лизинговых центров по поиску заинтересованных товаропроизводителей для передачи им неиспользуемого оборудования по лизингу на основе договоров с собственниками оборудования;
      3) рекомендовать руководителям предприятий, включенным в приоритетные направления Программы импортозамещения, использовать лизинг для восстановления и развития производств.
      3.4.5. Для развития сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности и взаимовыгодного сотрудничества между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями отраслей легкой и пищевой промышленности по производству сельхозсырья в строгом соответствии с запросами промышленности по видам, качеству и ассортименту:
      1) подготовить перечень сельскохозяйственного сырья в ассортименте и с указанием свойств, необходимых для повышения качества конечной продукции в легкой и пищевой промышленности, потребности с учетом перспектив развития, диапазона цен на него в зависимости от качества, реквизитов основных потребителей;
      2) предусмотреть систему постоянного обновления этой информации и удобное для сельчан ее распространение с использованием единой информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса (далее - АПК);
      3) обеспечить поддержку сельских товаропроизводителей при переходе на производство приоритетной для легкой и пищевой промышленности продукции через налоги и закупочные цены.
      3.4.6. Для создания новых источников инвестиций в импортозамещение и привлечения дополнительных финансовых средств для кредитования Программы импортозамещения:
      1) в Программе государственных инвестиций на 2001-2003 годы определить приоритетным направлением оказание инвестиционной поддержки проектов по развитию приоритетных направлений легкой промышленности.
      3.4.7. Кредитование проектов реального сектора экономики осуществляется ЗАО "Эксимбанк Казахстан" за счет средств банка, предназначенных на реализацию программы поддержки отечественных товаропроизводителей (постановление Правительства Республики Казахстан N 1789 от 25 ноября 1999 года), а также ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства" по отработанному механизму, обеспечивающему возврат кредитов и исключающему кредитование неэффективных проектов.
      Обеспечить постоянное сопровождение Программы, изучение рынка по данной Программе и подготовку информации и соответствующих предложений для внесения в Правительство Республики Казахстан. Министерству экономики и торговли Республики Казахстан и Министерству финансов Республики Казахстан предусмотреть формирование госзаказа на проведение этой работы.
 
           4. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
 
      Недостаток собственных средств у предприятий, а также отсутствие возможности у банков второго уровня для долгосрочного кредитования проектов и высокая ставка кредитования определяют потребность в кредитных ресурсах за счет государственных инвестиций и иностранного капитала. Эта потребность составляет до 150 млн. долларов США в год.
      В Программе государственных инвестиций на 2001-2003 годы определить приоритетным направлением оказание инвестиционной поддержки проектам, направленным на развитие легкой и пищевой промышленности.
      Использовать для инвестиционной поддержки импортозамещения льготное кредитование, предусмотрев систему отбора наиболее эффективных проектов по приоритетным направлениям, определенным в настоящей Программе.
      Основными условиями для кредитования проектов в рамках мер по реализации Программы импортозамещения являются:
      кредитование проектов исключительно через банки второго уровня, которые принимают риски по проектам на себя и гарантируют возврат государственных средств;
      наличие положительного заключения Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, подтверждающее экономическую целесообразность и приоритетность проекта;
      подтверждение отраслевыми институтами и экспертными группами технического и технологического совершенства проекта, выпуска высококачественной продукции, конкурентной на внутреннем и внешнем рынках.
      В рамках мер поддержки отечественных товаропроизводителей кредитуются инвестиционные проекты, по которым не менее 70 процентов средств предприятий являются собственностью казахстанских юридических и физических лиц.
      Банки второго уровня могут предлагать к кредитованию в рамках настоящей Программы инвестиционные проекты, которые соответствуют определенным в ней приоритетам.
      В положительном заключении Министерства экономики и торговли Республики Казахстан должны подтверждаться:
      соответствие проекта приоритетам Программы, а также структуре разделения труда и производительных сил в регионе, его импортозамещающая или экспортоориентированная направленность;
      емкость рынка и наличие убедительных обоснований полной востребованности предлагаемой к производству продукции на внутреннем и внешнем рынках;
      обеспеченность создаваемого производства сырьем;
      увеличение объема производства, а также число вновь создаваемых или восстанавливаемых рабочих мест;
      социальная значимость проекта для Казахстана или его региона;
      эффективность проекта.
      Техническая и технологическая экспертиза, подтверждающая соответствие проекта современным требованиям и выпуск конкурентной на внутреннем и внешнем рынках продукции по проектам пищевой и легкой промышленности осуществляется независимой экспертной группой, формируемой Министерством экономики и торговли Республики Казахстан из числа компетентных специалистов отрасли.
      Закрытое акционерное общество "Эксимбанк Казахстан" заключает с банками второго уровня кредитные соглашения и осуществляет контроль над ходом реализации указанных инвестиционных проектов. Соответствующая информация ежеквартально представляется ЗАО "Эксимбанк Казахстан" в Правительство Республики Казахстан.
 
      5. Ожидаемый результат от реализации Программы
 
      Программа импортозамещения в легкой и пищевой промышленности рассчитана на 2001-2003 годы.
      В 2001 году по легкой промышленности доля отечественной продукции возрастет до 35 %, а в пищевой промышленности до 80 %, в 2002 году в легкой промышленности до 45 %, в пищевой до 85 %.
      В 2003 году доля отечественной продукции пищевой промышленности во внутреннем потреблении сохранится на уровне 85 % и дальнейшее развитие отрасли будет осуществляться с сохранением этого уровня за счет роста емкости внутреннего потребительского рынка и выхода на внешние рынки. Доля продукции отечественной легкой промышленности на внутреннем рынке достигнет 55 %.
 
      5.1. Эффективность Программы импортозамещения.

 

     Результатом реализации Программы должно стать укрепление положения

отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и доведение доли

потребления отечественных товаров на нем к 2003 году до 55 процентов по

продукции легкой и до 85 % - пищевой промышленности. Это обеспечит

значительное увеличение объемов производства, рабочих мест, а также

поступлений в бюджет.

            Эффективность реализации мер по импортозамещению

           в легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы

------------------------------------------------------------------------

                                            2001    2002   2003   Всего

------------------------------------------------------------------------

Легкая промышленность - доля на               35      45     55

внутреннем рынке, в %


Прирост объема производства по сравнению       7      12     16      35

с 1999 г., млрд. тенге

Восстановление и ввод новых рабочих мест,      5     2,5    2,8    10,3

тыс. чел.


Налоги и платежи в бюджет, млрд. тенге      1,05     1,8    2,4    5,25


Пищевая промышленность - доля на              80      85     85

внутреннем рынке, в %


Прирост объема производства по сравнению      22      35     35      92

с 1999 г., млрд. тенге

Восстановление и ввод новых рабочих мест       4       4      2      10

Налоги и платежи в бюджет, млрд. тенге         6       9      9      24

--------------------------------------------------------------------------



 
       Реализация Программы импортозамещения в легкой промышленности и достижение к 2003 году доли отечественной продукции во внутреннем потреблении до 55% обеспечит рост объема производства одежды и тканей по сравнению с 1999 годом в 5-7 раз, кожевенных товаров и обуви в 8-10 раз. Будет восстановлено и введено новых 10,3 тысячи рабочих мест. Даже в условиях сохранения налоговых льгот поступление налогов и платежей в бюджет составят 5,25 млрд. тенге.
      В пищевой промышленности достижение к 2003 году доли отечественной продукции во внутреннем потреблении до 85 % обеспечит рост объема производства в отрасли в 1,3 раза, в том числе производство масла растительного в 4 раза, мяса птицы в 3 раза, мясных, рыбных и плодоовощных консервов в 5-7 раз. Будут освоены новые виды продукции из зерна и молока. Будет введено 10 тыс. новых рабочих мест, дополнительные поступления в бюджет в виде налогов за 2001-2003 гг. составят до 24 млрд. тенге.
      Реализация Программы импортозамещения будет стимулировать

 

восстановление и развитие сельскохозяйственного производства, особенно

животноводства. В результате действия мультипликативного эффекта удастся

обеспечить рост других отраслей экономики и промышленности, повысить

занятость в целом по экономике, доходы населения и, в конечном счете,

совокупный платежеспособный спрос.


         6. План мероприятий по реализации программы импортозамещения

              в легкой пищевой промышленности на 2001-2003 годы



     Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 28

июня 2002 г. N 705 


P020705_


  .

---------------------------------------------------------------------------

N п/п!            Мероприятия          !   Форма  !Ответственные!    Срок

     !                                 !завершения!за исполнение!исполнения

---------------------------------------------------------------------------

6.1. Создание благоприятной экономической среды и обеспечение конкурентных

условий для импортозамещения в легкой и пищевой промышленности


6.1.1. Провести реструктуризацию     Постановление  МФ, МЭиТ, МЮ  4 квартал

       долгов предприятий легкой и   Правительства                2001 года

       пищевой промышленности по     Республики

       кредитам, выданным за счет    Казахстан

       средств республиканского

       бюджета и средствам, отвле-

       ченным из республиканского

       бюджета в рамках негосудар-

       ственных внешних займов,

       имеющих государственную

       гарантию Республики Казах-

       стан, предварительно рас-

       смотрев их на Межведомст-

       венной комиссии

6.1.2. Определить перечень сырья и  Предложения в   МЭиТ, МСХ     Сентябрь

       материалов для легкой и      Правительство                 2001 года

       пищевой промышленности,      Республики

       которые не производятся в    Казахстан

       стране, для установления

       минимальной ставки ввозных

       таможенных пошлин


6.1.3. Провести мониторинг ка-       Постановление    МЭиТ        2001 год

       чества и уровня цен импорт-   Правительства

       ных товаров легкой и пище-    Республики

       вой промышленности. Осущест-  Казахстан

       вить в установленном порядке

       процедуру по возбуждению

       антидемпинговых и компенса-

       ционных разбирательств по

       отношению к производителям,

       осуществляющим недобросовестную

       конкуренцию на казахстанском рынке

---------------------------------------------------------------------------

6.2. Развитие сертификации производств и контроля качества в целях

повышения конкурентоспособности продукции легкой и пищевой промышленности

и недопущения импорта некачественного товара

6.2.1. Внести предложения по совер-   Приказ          МЭиТ        Февраль

       шенствованию проведения        Министра                    2001 года

       экспертизы соответствия

       существующим стандартам

       импортной и экспортной

       продукции, а также метроло-

       гического обеспечения органов

       стандартизации


6.2.2. Выработать механизм по         Предложения в   МЭиТ, МГД   2001 год

       предотвращению поступления в   Правительство

       Казахстан несертифицированной  Республики

       продукции                      Казахстан

---------------------------------------------------------------------------

6.3. Техническая помощь предпринимателям в отраслях легкой и пищевой

промышленности по восстановлению действующих и организации новых

производств


6.3.1. Способствовать созданию       Приказ              МЭиТ      2001 год

       маркетинговых центров         Министра

       изучения конъюнктуры внеш-

       них, республиканского и

       региональных рынков и

       оказания услуг предприятиям

       в продвижении их товаров на

       эти рынки


6.3.2. Изучить рынок франчайзин-     Отчет в        МЭиТ, РГП      2001 год

       говых услуг, его аспекты,     Правительство  "Институт

       емкость, механизмы применения Республики     экономических

                                     Казахстан      исследований"

                                                    (по согласо-

                                                    ванию), АРЕМЗК

6.3.3. Подготовить рекомендации     Проведение      МЭиТ, АРЕМЗК,  В тече-

       предприятиям по развитию     семинаров       союзы и        ние

       франчайзинга в производстве                  ассоциации     2001

       одежды, обуви, продуктов                     предпринима-   года

       питания, предложения по                      телей (по

       созданию франчайзингового                    согласованию)

       учебно-консультационного

       центра. Провести региональ-

       ные семинары по франчайзингу

       с привлечением франчайзинго-

       вых фирм по приоритетным для

       экономики страны направлениям


6.3.4. Разработать Закон "О         Проект закона   МЭиТ, МЮ      2 квартал

       франчайзинге".                                             2001 года


6.3.5. Изучить состояние перепод-   Предложения     МОиН, МЭиТ,   4 квартал

       готовки и повышения          в Правительство союзы и       2002

       квалификации менеджеров      Республики      ассоциации    года

       для организаций легкой       Казахстан       предпринима-          

       и пищевой промышленности                     телей (по

                                                    согласованию)


6.3.6. Восстановить проведение      Предложения в   МЭиТ,         Апрель

       ярмарок оптовой торговли     Правительство   Министерство  2002 года

       сырьем для легкой и пищевой  Республики      сельского

       промышленности               Казахстан       хозяйства, 

                                                    акиматы

                                                    областей

--------------------------------------------------------------------------

6.4. Техническое и технологическое оснащение вновь создаваемых и

развивающихся производств

6.4.1. Создать банк данных об       Предложения в   МЭиТ, МФ, МЮ  2001 год

       оборудовании, изъятом в      Правительство

       счет погашения задолжен-     Республики

       ности по государственным     Казахстан

       кредитам


6.4.2. Содействовать созданию        Отчет           МЭиТ, МФ, МЮ  2001 год

       посреднических региональных   Правительству  

       лизинговых центров по поиску  Республики

       заинтересованных товаропроиз- Казахстан

       водителей для передачи им

       неиспользуемого оборудования

       по лизингу, на основе дого-

       воров с собственниками

       оборудования

---------------------------------------------------------------------------

6.5. Развитие сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности и

взаимовыгодного сотрудничества между сельскохозяйственными

товаропроизводителями и предприятиями отраслей легкой и пищевой

промышленности

6.5.1. Восстановление племенной      Отчет          МСХ, МФ       2001-2002

       базы скотоводства и мясного   Правительству                   годы

       птицеводства                  Республики

                                     Казахстан


6.5.2. Дальнейшее совершенствование     --//--      МСХ, МОиН,    2001-2003

       существующих пород и выведе-                 акимы           годы

       ние новых линий, типов и                     областей

       пород, укрепление племенной

       базы отрасли и селекционно-

       племенной работы животновод-

       ства, направленных на повы-

       шение продуктивности и сниже-

       ние себестоимости путем

       поэтапной замены беспородных

       и малопродуктивных пород скота

       на наиболее продуктивные


6.5.3. Государственная поддержка     Отчет          МСХ, МОиН,   2001-2003

       мероприятий по увеличению     Правительству  акимы          годы

       производства тонкой мери-     Республики     областей

       носной шерсти                 Казахстан

6.5.4. Создание специализированной      --/--       МСХ, МФ,     2001-2002

       республиканской организации                  МЭиТ           годы

       (компании) по закупу, пере-

       работке животноводческого

       сырья


6.5.5. Приведение республиканских       --//--      МСХ, МОиН,   2001-2002

       ветеринарно-санитарных и                     МЭиТ           годы

       технологических нормативов

       по производству и переработке

       продукции животноводства в

       соответствие с европейскими

       стандартами


6.5.6. Строительство завода по          --//--      Аким          2001-2003

       производству молочных кон-                   области,        годы

       сервов в г. Петропавловске                   МЭиТ, Банк 

       Северо-Казахстанской области                 развития

       мощностью 50 тонн переработки                Казахстана

       молока в смену


6.5.7. Подготовить перечень сырья    Банк данных    МСХ, МЭиТ     Октябрь

       в ассортименте и с качест-    Минсельхоза                  2001 года

       венными характеристиками,

       необходимыми для повышения

       качества конечной продукции

       в легкой и пищевой промыш-

       ленности. Предусмотреть сис-

       тему постоянного обновления

       этой информации и удобное

       для сельских товаропроизво-

       дителей ее распространение

6.5.8. Обеспечить поддержку сель-   Предложения в   МЭиТ, МСХ     2001 год

       ских товаропроизводителей    Правительство  

       при переходе на производ-    Республики 

       ство приоритетной для лег-   Казахстан

       кой и пищевой промышлен-

       ности продукции путем

       внесения соответствующих

       изменений и дополнений в

       налоговое законодательство

6.5.9. Выработать механизм сезон-   Предложения в   МЭиТ, МСХ     2001 год

       ного закупа сельскохозяйст-  Правительство

       венного сырья для легкой и   Республики

       пищевой промышленности, в    Казахстан

       том числе хлопка, шерсти,

       кожевенного сырья и взаимо-

       действия закупочной органи-

       зации с сельхозпредприятиями,

       крестьянскими хозяйствами, а

       также с предприятиями пищевой

       и легкой промышленности

------------------------------------------------------------------------- 

6.6. Создание условий для инвестиций в импортозамещающие производства и

привлечение дополнительных финансовых средств для кредитования Программы

импортозамещения


6.6.1. В Программе государственных   Включение в    МЭиТ, МСХ     2001-2003

       инвестиций на 2001-2003 годы  Программу                     годы

       определить приоритетным       госинвестиций

       направлением оказание

       инвестиционной поддержки

       проектам, направленным на

       развитие легкой и пищевой

       промышленности


6.6.2. Вести мониторинг реализа-    Информация в    МЭиТ, РГП    2001-2003

       ции Программы импортозаме-   Правительство   "Институт      годы

       щения в отраслях легкой и    Республики      экономических

       пищевой промышленности на    Казахстан       исследований"

       2001-2003 годы. Предусмот-                   (по согла-

       реть формирование госзаказа                  сованию)

       на мониторинг реализации

       Программы

___________________________________________________________________________


     (Специалисты: Мартина Н.А.,

                   Пучкова О.Я.)