Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития города Алматы как регионального финансового центра.
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Концепции развития города Алматы как регионального финансового центра на 2001-2003 годы (далее - План).
3. Руководителям указанных в Плане государственных органов Республики Казахстан обеспечить реализацию определенных Планом мероприятий и один раз в полугодие, не позднее десятого числа первого месяца полугодия, представлять в Национальный Банк Республики Казахстан информацию о выполнении мероприятий Плана за истекшее полугодие.
4. Национальному Банку Республики Казахстан (по согласованию) один раз в полугодие, не позднее двадцатого числа первого месяца полугодия, представлять Правительству Республики Казахстан сводную информацию о выполнении мероприятий Плана за истекшее полугодие.
5. Установить, что:
государственные органы Республики Казахстан, указанные в Плане в качестве ответственных за исполнение включенных в него мероприятий, могут вносить предложения об изменениях и дополнениях в План в Национальный Банк Республики Казахстан два раза в год, к пятому июня и к пятому декабря;
Национальный Банк Республики Казахстан (по согласованию) может вносить в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан проекты соответствующих решений о внесении изменений и дополнений в План два раза в год, к тридцатому июня и к тридцатому декабря.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 июля 2001 г. N 1014
Концепция
развития города Алматы как регионального финансового центра
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2002 г. N 706.
Идея развития Алматы как регионального финансового центра (первоначально под регионом имелись в виду постсоветские республики Средней Азии и Казахстан) впервые была оглашена в 1995 году во время встречи членов и руководящего состава Ассоциации банков Казахстана с Президентом Республики Казахстан. Однако в тот момент она не получила поддержки по ряду причин, основной из которых было то, что Казахстан сам только начал реформирование банковской системы (и даже еще не приступил к реформам в других секторах финансового рынка) и стремление Казахстана к региональному лидерству в этой сфере выглядело преждевременным. События 1995-1999 годов свидетельствуют о том, что проявленная политическим руководством страны осторожность была оправдана: в октябре 1996 года перестал функционировать "КРАМДС-банк", бывший в то время одним из крупнейших и весомых по своему влиянию в стране, ликвидация не соответствовавших требованиям законодательства к уровню капитализации банков затянулась на несколько лет (с учетом правовых рамок, в которых действовал Национальный Банк), формирование современной инфраструктуры рынка ценных бумаг началось только через два года, а реформирование страховой индустрии началось только в 1999 году.
Тем не менее ряд обстоятельств позволяет вновь выдвинуть вышеназванную идею с расширением ее географического аспекта - от центральноазиатских стран - участниц СНГ до группы стран, расположенных в центральной части Азиатского континента.
Во-первых, в Алматы наблюдается значительная концентрация различных типов финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала, которые по объему осуществляемых операций опережают столицы близлежащих государств - Бишкек, Ташкент, Душанбе, Ашгабат и Баку.
Во-вторых, численность населения города Алматы превышает численность населения других городов Казахстана. При этом фактор многонациональности города определяет его культурное разнообразие.
В-третьих, в Алматы сформировался достаточно высокий инвестиционный потенциал, прежде всего за счет компаний по управлению пенсионными активами и банков второго уровня, который уже начал привлекать интерес эмитентов соседних государств.
В-четвертых, Алматы выгодно отличается от крупных городов соседних государств тем, что в нем проживает достаточное количество людей с высоким уровнем индивидуального дохода - как иностранных, так и казахстанских граждан, которые представляют интерес как платежеспособные потребители финансовых услуг.
В-пятых, несмотря на определенные финансовые затруднения, Алматы остается привлекательным местом для жительства и отдыха благодаря красоте окружающей природы и наличию качественного сервиса, особенно в сфере телекоммуникаций, общественного питания и развлечений.
Немаловажным фактором, способствующим развитию Алматы в качестве регионального финансового центра, можно считать также близость города к странам "Шелкового пути".
Исторически возникновение финансовых центров было связано с концентрацией капиталов в крупных городах (и эта предпосылка в Алматы, как отмечено выше, частично уже имеется). Однако такая концентрация сама по себе не ведет к развитию города как финансового центра. Пример - города Швейцарии. Становление финансового центра начинается с массового привлечения накопленных капиталов предпринимателями как источника финансирования коммерческих проектов. При этом такие проекты должны быть секьюритизированы (оформлены в виде финансовых инструментов, которые могут быть легко реализованы на вторичном рынке без применения сложных процедур легализации смены собственника), а также должны быть доходны и иметь приемлемый для инвесторов уровень риска. Со временем, привлеченные возможностью выгодного и ликвидного вложения, в город начинают стекаться свободные капиталы из других регионов. Прирост доступных для инвестирования капиталов вызывает встречное предложение новых финансовых инструментов. В этих условиях город становится финансовым центром. Такова упрощенная модель возникновения финансовых столиц мира - Лондона и Нью-Йорка.
Отличие более молодых финансовых центров - Гонконга, Сингапура, Бахрейна и других - также в упрощенном виде заключается в преднамеренном стимулировании притоков капитала и финансовых инструментов для утилизации привлеченного капитала. Главный механизм стимулирования - либеральные таможенный и налоговый режимы, либеральные режимы государственного регулирования и репатриации капитала, совмещаемые с высоким качеством бытового и бизнес-сервиса, требуемого инвесторами, предпринимателями и профессиональными финансовыми посредниками.
Таким образом, развитие Алматы как регионального финансового центра требует соблюдения следующих социально-экономических условий:
1. Высокая концентрация местного капитала.
2. Либеральный валютный режим ввоза иностранного капитала, репатриации капитала и прибыли от его применения. Предсказуемость денежно-кредитной политики центрального банка, включая политику обменного курса.
3. Высокий квалификационный уровень местных, профессиональных финансовых посредников.
4. Либеральный режим допуска на рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом.
5. Развитая и качественная инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная и другие).
6. Достаточная развитость казахстанского финансового рынка, регулирование которого осуществляется высококвалифицированными кадрами государственных органов, дислоцированных в Алматы.
7. Разнообразный и комфортный бытовой и бизнес-сервис.
8. Развитая индустрия отдыха и развлечений с поддержанием естественной привлекательности природных объектов.
9. Высокий уровень общественной безопасности.
10. Повышение международного статуса Алматы.
Условие 1. Высокая концентрация местного капитала
Соблюдение данного условия должно быть обеспечено за счет:
1) поддержания и стимулирования заинтересованности существующих институциональных инвесторов (компаний по управлению пенсионными активами и банков второго уровня) в расположении их головных офисов в Алматы путем предоставления качественных услуг со стороны городской инфраструктуры финансового рынка;
2) последовательного выполнения мероприятий, направленных на стимулирование сбережений населения через легальную финансовую систему, в том числе путем:
- усиления защиты тайны ценных бумаг и других финансовых инструментов;
- широкомасштабной пропаганды системы гарантирования срочных вкладов физических лиц в банках второго уровня;
- развития небанковских финансовых посредников;
- выпуска новых привлекательных финансовых инструментов, в первую очередь, со стороны государства;
3) популяризации и стимулирования добровольных пенсионных накоплений;
4) активизации деятельности страховых организаций как полноценных институциональных инвесторов, в том числе и через повышение доверия к ним со стороны потенциальных клиентов;
5) поддержки деятельности брокерски-дилерских организаций по управлению портфелями ценных бумаг тех непрофессиональных инвесторов, которые не намерены использовать систему коллективного инвестирования и предпочитают услуги индивидуального характера;
6) содействия в появлении и развитии новых видов институциональных инвесторов (прежде всего, инвестиционных фондов) и новых форм коллективного инвестирования (строительных сбережений и других);
7) содействия динамичному развитию малого и среднего бизнеса, повышению инвестиционного потенциала местных предпринимателей.
Условие 2. Либеральный валютный режим ввоза иностранного капитала, репатриации капитала и прибыли от его применения. Предсказуемость денежно-кредитной политики центрального банка, включая политику обменного курса
Либеральный режим ввоза иностранного капитала будет способствовать привлечению в Алматы денег иностранных индивидуальных и институциональных инвесторов, для чего необходимо:
1) обеспечить возможность удаленного управления счетами в казахстанских банках;
2) оптимизировать валютный контроль, в том числе путем отказа от необходимости декларирования ввозимой наличной иностранной валюты и иного имущества, сохранив при этом декларирование только в отношении особо крупных сумм и сумм, добровольно декларируемых въезжающими лицами в целях их возможного последующего вывоза.
Республика Казахстан 2 июля 1992 года приняла обязательства согласно статье VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. В дальнейшем необходимо, чтобы Национальный Банк продолжал осуществление денежно-кредитной политики с недопущением резких колебаний обменного курса национальной валюты. Стабильность и конвертируемость национальной валюты принципиально важны для инвесторов и финансовых посредников в целях обеспечения предсказуемости ситуации на финансовом рынке и репатриации капитала и прибыли от его применения.
Основная роль в обеспечении данного условия принадлежит Национальному Банку, который должен продолжить обеспечение либеральной валютной политики. Кроме того, существенным является сохранение существующего законодательного режима, не препятствующего репатриации капитала и прибыли от его применения.
Условие 3. Высокий квалификационный уровень местных профессиональных финансовых посредников
Выполнение данного условия необходимо для предоставления качественных финансовых услуг местным и иностранным потребителям таких услуг. Для решения этой задачи следует:
1) модернизировать программы учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг и других сегментах финансового рынка;
2) ввести персональную сертификацию для тех категорий работников финансовой системы, которые в настоящее время допускаются к выполнению работ без наличия квалификационных свидетельств;
3) обеспечить подготовку специалистов различного профиля, ориентированных на ведение дел в регионе (со знанием специфики законодательства соседних государств, владением государственными языками стран Центральноазиатского региона и другими необходимыми знаниями и навыками);
4) использовать саморегулируемые организации и ассоциации профессиональных участников финансового рынка в целях обучения и переподготовки кадров, а также контроля за профессиональной пригодностью работников казахстанской финансовой системы.
Условие 4. Либеральный режим допуска на рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом
Допуск на казахстанский финансовый рынок иностранных профессиональных финансовых посредников, обладающих признанным международным авторитетом, позволит:
- поддерживать необходимый уровень рыночной конкуренции;
- предоставлять клиентам финансовой системы услуги, еще не оказываемые отечественными финансовыми институтами;
- повышать квалификацию местных работников финансовой системы.
В этих целях необходимо:
1) рассмотреть вопрос о выравнивании условий создания, регистрации, лицензирования и регулирования деятельности отечественных и иностранных финансовых институтов;
2) внести предложения по отмене условия, в соответствии с которым иностранные банки вправе открывать в Казахстане свои дочерние банки только после одного года работы их представительств в Казахстане;
3) привлекать к работе в Казахстане иностранные финансовые институты по тем видам деятельности, которые еще не оказываются казахстанскими профессиональными финансовыми посредниками;
4) (исключен)
Условие 5. Развитая и качественная инфраструктура
Выполнение данного условия должно создать комфортные условия жизни и работы в Алматы для финансовых институтов и их клиентов, для чего необходимо:
1) обеспечить создание и функционирование эффективной транспортной сети, связывающей страны Центральноазиатского региона, включая строительство международного терминала в аэропорту Алматы;
2) реконструировать автомобильные дороги Алматы - Бишкек, Алматы - Астана, Алматы - Хоргос, превратив их в высокоскоростные (возможно, платные) и надлежащим образом обустроенные магистрали;
3) открыть высокоскоростной железнодорожный маршрут Алматы - Астана;
4) осуществить реконструкцию транспортных узлов Алматы - железнодорожных и автовокзалов - с ориентацией на существующий зарубежный опыт в организации деятельности и уровня сервиса аналогичных структур;
5) привести в надлежащее состояние автодороги Алматы и модернизировать городскую систему общественного транспорта;
6) содействовать развитию телекоммуникационных и почтовых услуг связи, отвечающих последним техническим достижениям.
Условие 6. Достаточная развитость Казахстанского финансового рынка
Выполнение данного условия необходимо для того, чтобы предложить инвесторскому спросу развитый финансовый рынок и адекватный по объему и разнообразию набор финансовых инструментов, для чего следует:
1) развивать Казахстанскую фондовую биржу как поставщика качественных и технологически передовых услуг по организации торгов финансовыми инструментами и обеспечению информацией о состоянии финансового рынка, включая услуги по удаленному доступу к торгам через Интернет, сеть Рейтерс и другие каналы;
2) участвовать в торговле разнообразными биржевыми финансовыми инструментами, предназначенными для хеджирования валютных и процентных рисков и для других целей;
3) обеспечивать бесперебойное функционирование Центрального депозитария ценных бумаг и Казахстанского центра межбанковских расчетов, в том числе путем поддержания адекватного состояния их программно-технического обеспечения и технологий, а также обеспечения надежности и информационной безопасности их программно-технических комплексов;
4) совершенствовать безналичные платежные инструменты и расширять сферу их применения;
5) способствовать появлению и совершенствованию таких продуктов, как рейтинги, фондовые индексы и мониторинга финансового рынка;
6) внедрять в оборот новые виды ценных бумаг и других финансовых инструментов (ипотечных облигаций, жилищных сертификатов (облигаций), эмиссионных товарораспорядительных документов и других);
7) привлекать к обороту на казахстанском финансовом рынке ценные бумаги и другие финансовые инструменты из соседних государств, устанавливая для них упрощенный характер допуска при условии приемлемого инвестиционного качества;
8) совершенствовать систему государственного регулирования финансового рынка со стороны Национального Банка и других уполномоченных государственных органов, предоставляя им необходимые регуляторные полномочия в целях обеспечения "прозрачности" финансового рынка и повышения инвестиционной привлекательности финансовых инструментов, а также обеспечивая прямое взаимодействие с субъектами финансового рынка и высокую квалификацию работников указанных организаций.
Условие 7. Разнообразный и комфортный бытовой и бизнес-сервис
Несмотря на достигнутый в Алматы уровень сервиса, существует значительный потенциал для его дальнейшего развития. В частности, следует:
1) организовать фронт-офисы (информационно-консультационные бюро) государственных органов, дислоцированных в Алматы, которые будут оказывать содействие заинтересованным лицам в получении имеющейся у таких органов информации и необходимых консультаций по ведению бизнеса в Алматы и Казахстане в целом;
2) поддерживать становление и развитие организаций, оказывающих разнообразные бизнес-услуги предпринимателям, желающим работать в Алматы (консультационные, юридические, по подбору кадров, помещений и иные виды услуг);
3) развивать предоставление услуг "бизнес-класса" (повышенного качества) в сферах воздушного и железнодорожного транспорта, телекоммуникаций и в других отраслях;
4) осуществлять контроль за поддержанием сложившегося архитектурного стиля и ландшафта Алматы.
Условие 8. Развитая индустрия отдыха и развлечений с поддержанием естественной привлекательности природных объектов
Алматы должен восприниматься не только как удобное место для ведения бизнеса, но и как приятный для постоянного или временного пребывания город, предоставляющий своим обитателям максимально широкий спектр возможностей для отдыха и развлечений. Для решения этой задачи необходимо:
1) принять все необходимые меры по улучшению экологической обстановки в Алматы;
2) рассмотреть с учетом социальных факторов вопрос о постепенной ликвидации находящихся в черте города вещевых и оптовых рынков, заменив их супермаркетами, торговыми галереями ("Shopping Mall") и магазинами оптовой и мелкооптовой торговли ("Саsh&Саrrу");
3) реконструировать городские рынки, придав им цивилизованный вид и обеспечив удобства подъезда и парковки автотранспорта;
4) построить за счет привлечения инвестиций качественную автомобильную дорогу Алматы - Иссык-Куль;
5) производить регулярную очистку от мусора природных объектов, находящихся в пределах или вблизи Алматы, прежде всего, Медео, Чимбулака, Большого алматинского ущелья, рек, протекающих через Алматы;
6) организовать раздельный сбор отходов (стекла, пластика, металла, бумаги/картона и иных видов отходов) и их переработку, в том числе путем открытия пунктов приема вторичного сырья;
7) усилить систему наказаний за загрязнение Алматы мелким (окурками, пустыми бутылками, пакетами и прочими отходами) и бытовым мусором;
8) реконструировать за счет привлечения инвестиций автомобильную дорогу Алматы - Капчагайское водохранилище, превратив ее в высокоскоростную и надлежащим образом обустроенную магистраль, возможно, с введением платных участков;
9) поддерживать частное предпринимательство в создании и развитии новых форм отдыха и развлечений.
Условие 9. Высокий уровень общественной безопасности
Высокий уровень общественной безопасности подразумевает выполнение следующих мероприятий:
1) продолжение борьбы с коррупцией;
2) кардинальный пересмотр приоритетов работы полиции и дорожной полиции с их ориентацией в первую очередь на предотвращение преступлений и нарушений общественного порядка, неукоснительное обеспечение безопасности и всемерное соблюдение гражданских прав жителей и гостей Алматы, что послужит безусловному росту авторитета работников правоохранительных органов (следование лозунгу "служить и защищать");
3) обеспечение достаточной освещенности городских дорог и территорий в ночное время;
4) устранение нищенства и попрошайничества, в том числе путем открытия пунктов сбора бывших в употреблении вещей и благотворительных столовых;
5) внедрение упрощенных процедур въезда и регистрации иностранных граждан;
6) повышение культуры работы служб аэропорта Алматы, а также таможенной и пограничной служб, действующих в аэропорту Алматы;
7) устранение вымогательства и поборов со стороны работников государственных органов на трассе Алматы - Бишкек - Ташкент.
Условие 10. Повышение международного статуса Алматы
Алматы в силу существующих экономических, политических, географических и инфраструктурных условий имеет все необходимые предпосылки для становления в качестве международного центра сотрудничества. Для повышения международного статуса Алматы необходимо:
1) регулярно проводить в Алматы различные международные экономические и политические форумы (саммиты);
2) организовывать в Алматы ярмарки и выставки с обязательным привлечением к участию в них представителей государств Центральноазиатского региона;
3) проводить в городе различные культурные мероприятия и спортивные соревнования;
4) проводить в Алматы встречи на высшем уровне;
5) осуществлять активную информационно-разъяснительную работу среди международного сообщества по пропаганде Алматы как регионального финансового центра.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 июля 2001 г. N 1014
План мероприятий по реализации Концепции развития города Алматы как регионального финансового центра на 2001-2003 годы
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 29 июня 2002 г. N 706 ; от 26 ноября 2002 г. N 1258 .
N ! Мероприятие !Ответственные за!Форма завершения!Срок
1.1. Способствовать размещению Нацбанк (по Информация Пос-
1.2. Осуществить меры по усилению Нацбанк (по Проект Закона II по- защиты ценных бумаг и других согласованию) "О рынке лугодие
1.3. Осуществлять широко- Нацбанк (по Информация Пос-
1.4. Обеспечить дальнейшее Нацбанк (по Проекты Пос-
1.5. Осуществлять широкомасштабную Нацбанк (по Информация Пос-
1.6. Способствовать дальнейшему Нацбанк (по Проекты Пос-
1.7. Апробировать систему Нацбанк (по Информация II по-
1.8. Апробировать систему Нацбанк (по Информация II по-
1.9. Содействовать развитию Нацбанк (по Информация Пос-
1.10. Разрабатывать схемы АМБ, Фонд раз- Проекты Пос-
1.11. Разрабатывать мероприятия по Аким г.Алматы, Проекты Пос-
---------------------------------------------------------------------------
2.2. (исключена)
2.3. Отменить систему МГД, Нацбанк Проекты II по-
3.2. Реализовать государственную МОН, Нацбанк Информация Пос-
|
4. Либеральный режим допуска на рынок иностранных
--------------------------------------------------------------------------
4.2. Отменить условия, в Нацбанк (по Проект II по-
4.3. Содействовать привлечению в Нацбанк (по Проекты Пос-
4.4. (исключена) -------------------------------------------------------------------------- 5. Развитая и качественная инфраструктура --------------------------------------------------------------------------5.1. Реконструировать за счет МТК,МЭТ, аким Информация 2002-
5.2. Осуществить за счет МТК,МЭТ, аким Информация 2002-
5.3. Активизировать развитие МТК, ЗАО Информация Пос-
6.2. Участвовать в торговле Нацбанк (по Информация II по-
6.3. Обеспечивать бесперебойное ЗАО "Цент- Квартальные Пос-
6.4. Проводить работу по созданию Нацбанк (по Информация пос-
6.5. Содействовать формированию и Нацбанк (по Информация Пос-
6.6. Стимулировать процесс Нацбанк (по Проекты II по-
6.7. Стимулировать процесс Нацбанк (по Проекты II по-
6.8. Совершенствовать систему Нацбанк (по Проекты Пос-
7.2. Поддерживать формирование и Нацбанк (по Проекты I по-
7.3. Обеспечивать предоставление МТК Информация Пос-
7.4. Осуществлять контроль за Аким г.Алматы Проекты Пос-
|
8. Развитая индустрия отдыха и развлечений с поддержанием
8.2. Приступить к переобору- Аким г.Алматы Информация I по-
8.3. Обеспечивать регулярную Аким г.Алматы Информация Пос-
8.4. Организовывать утилизацию Аким г.Алматы Информация Пос-
8.5. Усилить систему наказаний за Аким г.Алматы, Проекты Пос-
8.6. Осуществить за счет МТК, акимы Информация 2001-
8.7. Стимулировать создание и Аким г.Алматы Информация Пос-
8.8. Стимулировать переход Аким г.Алматы, Информация II по-
9.2. Обеспечивать достаточную Аким г.Алматы Информация Пос-
9.3. Устранять нищенство и Аким г.Алматы Информация Пос-
9.4. Внедрить упрощенную процедуру МИД, МВД, аким Проекты II по-
9.5. Повышать уровень культуры МГД, МВД, МТК, Проекты Пос-
9.6. Повышать уровень обеспечения МВД, аким Информация Пос-
10.2. Организовывать ярмарки, Правительство, Информация Пос-
10.3. Осуществлять активную МКИОС, МИД, Информация Пос-
|