1. Утвердить Отраслевую программу сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств и последующей передачи их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства на 2001-2005 годы (далее - Программа).
2. Координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Джандосова У.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2001 года N 969
Отраслевая программа
сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных
производств и последующей передачи их в установленном
порядке субъектам малого предпринимательства
на 2001-2005 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программы - "Отраслевая программа сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств и последующей передачи их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства на 2001-2005 годы".
Основания для разработки Программы - пункт 2в Протокола республиканского совещания по вопросам предпринимательства с участием Президента Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 01-10/07, пункт 4 Плана мероприятий по реализации протокольного решения республиканского совещания по вопросам развития малого предпринимательства с участием Президента Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 01-10/7, утвержденного Премьер-Министром Республики Казахстан 4 декабря 2000 года N 17-11/005-188.
Разработчик - Министерство государственных доходов Республики Казахстан.
Срок реализации Программы - 2001-2005 годы.
Источники финансирования Программы - средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства субъектов малого предпринимательства и кредиты коммерческих банков.
2. Введение
Отраслевая программа сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств и последующей передачи их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства на 2001-2005 годы (далее - Программа) разработана Министерством государственных доходов Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2в Протокола республиканского совещания по вопросам предпринимательства с участием Президента Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 01-10/07 и пунктом 4 Плана мероприятий по реализации протокольного решения республиканского совещания по вопросам развития малого предпринимательства с участием Президента Республики Казахстан от 23 октября 2000 года N 01-10/7, утвержденного Премьер- Министром Республики Казахстан 4 декабря 2000 года N 17-11/005-188.
Программа направлена на дальнейшее развитие и реализацию Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы и сформирована на основе преемственности в реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития.
Вопросы сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств и последующей их передачи субъектам малого предпринимательства рассматриваются исходя из организационно-правовой формы, формы собственности и финансово-экономического положения предприятий.
Программа определяет основные направления по формированию и передаче субъектам малого предпринимательства имущественных комплексов, технологий и оборудования при реорганизации и сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств для создания благоприятных условий развития инфраструктуры малого предпринимательства.
3. Анализ состояния проблемы
По состоянию на 1 мая 2001 года в Казахстане зарегистрировано более 383 тыс. субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц), в сфере малого бизнеса занято более 1,47 млн. человек, что составляет 24 процента от общей численности трудящихся, занятых в республике (6,1 млн. человек).
На этапе достижения макроэкономической стабильности основная часть малого бизнеса ограничила свою деятельность торгово-посредническими операциями из-за нехватки собственных средств и недоступности кредитов.
В связи с этим отраслевая структура продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, продолжает оставаться неоптимальной. Торгово-посредническая деятельность в целом по республике составляет 62,6% от общего объема выпуска товаров и услуг и продолжает оставаться высокой во всех регионах, особенно в Восточно-Казахстанской (84,3% от общего объема за текущий год), Карагандинской (76,1%) и Костанайской (64,3%) областях. И только в Южно-Казахстанской, Алматинской областях, городе Алматы и Атырауской области эта доля ниже средне-республиканского уровня (39%, 29%, 32,1% и 24,2% соответственно).
В странах с рыночной экономикой структура малого бизнеса создавалась и развивалась естественным путем за длительный период времени. В Казахстане этот сектор экономики сформировался практически за последние 10 лет и необходимо государственное регулирование и поддержка этих процессов, что и является целью настоящей Программы.
Сегментация простаивающих предприятий и малоэффективных производств должна обеспечить повышение эффективности использования производственного потенциала и оптимизацию структуры промышленных предприятий и одновременно дать возможность малому бизнесу включиться в процессы промышленного производства.
По данным Национального Банка Республики Казахстан текущий портфель выданных кредитов субъектам малого предпринимательства к настоящему времени составил 73 388,4 млн. тенге. Доля краткосрочных кредитов составила 50,9% , средне- и долгосрочных кредитов - 49,1%.
Одним из основных источников финансово-кредитных ресурсов, направляемых в сферу малого бизнеса, являются средства кредитных линий Азиатского Банка Развития (АБР) и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). По займу АБР в настоящее время профинансировано 52 проекта на сумму 31,0 млн. долларов США. С начала освоения займа ЕБРР профинансировано 11 503 проекта, на общую сумму 86,1 млн. долларов США.
С момента выхода Указа Президента Республики Казахстан от 6 марта
1997 года N 3398 U973398_ "О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства" из 4854 выявленных неиспользуемых объектов и сооружений продано субъектам малого предпринимательства 2130, передано в аренду 1972 и в доверительное управление 819 объектов, на безвозмездной основе передано 837 объектов. Программа должна обеспечить ускорение процессов устойчивого развития малого предпринимательства, увеличение доли малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики. 4. Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются: обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства; увеличение доли малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики; рост числа новых рабочих мест. Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи: повысить эффективность использования производственного потенциала промышленности;
обеспечить создание и развитие инфраструктуры малого предпринимательства в производственной, финансовой, научно-технологической и других сферах деятельности;
обеспечить включение субъектов и предприятий малого бизнеса в производственно-технологические процессы и кооперацию промышленных предприятий;
сохранить инженерно-технический потенциал предприятий и обеспечить информационно-техническую поддержку малого бизнеса в промышленности;
сформировать рынок сбыта продукции малого бизнеса в сферах повседневных нужд структур, финансируемых из госбюджета, производственной кооперации и сотрудничества с предприятиями промышленности.
5. Основные направления реализации Программы
5.1. Сегментация и передача субъектам малого предпринимательства имущественных комплексов, технологий и оборудования простаивающих предприятий и малоэффективных производств республиканской собственности.
В настоящее время в республике основная часть крупных предприятий преобразована в негосударственные формы юридических лиц в виде акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и др., часть которых приватизирована или находится в стадии банкротства в соответствии с принятыми судебными решениями.
В соответствии с Законом Республики Казахстан Z980281_ "Об акционерных обществах" акционерное общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих акционеров и не отвечает по их обязательствам. Государство, как акционер, не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом акционерных обществ, в том числе сегментировать и передавать его субъектам малого предпринимательства.
Проведение сегментации путем применения процедур реорганизации и/или ликвидации в отношении простаивающих предприятий и малоэффективных производств определено P001095_ "Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан", одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан N 1095 от 21 июля 2000 года и является одним из направлений государственной политики в управлении государственным имуществом. Проведение сегментации включает оптимизацию структуры и состава государственного имущества исходя из интересов государственной экономической политики, решения государством стратегических задач по регулированию определенных отраслей и конкретных предприятий.
В отношении республиканских государственных предприятий требуется четкое определение предмета и цели их создания и состав необходимого для их исполнения имущества.
При этом излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество государственными предприятиями может быть использовано с согласия уполномоченных органов для учреждения совместно с субъектами малого предпринимательства предприятий и совместных производств.
В отношении акционерных обществ и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сегментация предприятий проводится исходя из интересов государства путем:
оптимизации управленческих затрат (сокращение в установленном законодательством порядке количества акционерных обществ и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);
осуществления институциональных преобразований в структуре и экономике предприятий (реорганизация и реструктуризация предприятий, отраслей, создание оптимально интегрированных структур).
Проведение указанных мероприятий связано с тем, что большинство крупных промышленных акционерных обществ имеют громоздкую структуру, используемую для производства различных видов продукции. В отношении таких обществ должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, создание на базе этого имущественного комплекса акционерных обществ со стопроцентной долей государства либо должна проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования акционерного общества. В отношении остального имущества проводится сегментация и приватизация с целью развития на его базе новых производств, в том числе с участием малого и среднего бизнеса.
По акционерным обществам, в рамках действующего законодательства, возможно:
создание более мелких акционерных обществ с государственным участием;
передача госпакетов акций реорганизованных акционерных обществ в доверительное управление с правом последующего выкупа;
создание на базе обособленных производств дочерних товариществ с ограниченной ответственностью как субъектов малого предпринимательства;
создание совместно с субъектами малого предпринимательства новых юридических лиц с передачей в уставные капиталы производственных объектов и помещений.
В рамках политики диверсификации и повышения эффективности производства проводится реорганизация и сегментация убыточных подразделений предприятий, участвующих в технологическом процессе с последующей их передачей субъектам малого предпринимательства для продолжения указанной деятельности в рамках производственной кооперации, что обеспечит повышение эффективности их внутреннего управления и коммерческого использования государственного имущества.
Министерствам и ведомствам Республики Казахстан, в ведении которых находятся государственные предприятия, государственные пакеты акций акционерных обществ и доли хозяйственных товариществ, необходимо обеспечить представление в Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан перечней простаивающих предприятий, малоэффективных производств, неиспользованных производственных фондов и площадей и предложений по сегментации имущества, с учетом отраслевых особенностей, для последующей продажи и/или передачи в установленном порядке субъектам малого предпринимательства.
В процессе реализации Программы при применении процедур реорганизации и иных мер, предусмотренных законодательством республики, необходимо использование также процедур банкротства как одного из способов перераспределения собственности от неэффективного собственника к более эффективному.
В целях возмещения кредитов, выданных из республиканского бюджета, а также средств, отвлеченных из республиканского бюджета по линии негосударственных внешних займов, обеспеченных государственными гарантиями Республики Казахстан, необходимо выработать правовые механизмы, которые бы определили получателя имущества, порядок принятия и передачи имущества, процедуру установления оценочной стоимости и ее последующего изменения, источник оплаты и связанных с этим денежных затрат плательщика и размер НДС, возникающего при передаче имущества, порядок списания задолженности или ее части перед бюджетом и другие вопросы.
Решение о сегментации и передаче субъектам малого предпринимательства имущественных комплексов, технологий и оборудования предприятий - конечных заемщиков по вышеуказанным кредитам и средствам, отвлеченным из республиканского бюджета, принимается в установленном законодательством порядке государственным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан представлять интересы государства как кредитора в данных гражданско-правовых сделках. Решения принимаются на основе предложений и рекомендаций Межведомственной комиссией, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.06.99 г. N 813 P990813_ .
5.2. Сегментация и передача субъектам малого предпринимательства имущественных комплексов, технологий и оборудования простаивающих предприятий и малоэффективных производств коммунальной собственности.
Основой Программы являются реорганизация и сегментация имущества предприятий коммунальной собственности, осуществляемые местными исполнительными органами в процессе реализации региональных программ социально-экономического развития, развития социальной сферы, борьбы с бедностью и безработицей, развития малого и среднего предпринимательства. Определение статуса и отнесение предприятий к категории простаивающих и подлежащих реорганизации и сегментации, наличие малоэффективных производственных мощностей, отбор и формирование перечня предприятий, рекомендуемых для проведения сегментации, осуществляется на основе рекомендаций областных комиссий по финансово-экономическому оздоровлению, реорганизации и ликвидации предприятий или аналогичных структур, созданных при акимах областей и городов Астаны и Алматы.
В процессе разработки региональных программ необходимо провести проверку (инвентаризацию) и паспортизацию коммунальной собственности, разработать бизнес-планы финансово-экономического оздоровления, провести оценку жизнеспособности и перспектив развития, ввести постоянный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий, рекомендуемых для проведения реорганизации и сегментации. Решение о реорганизации и сегментации имущества предприятий, не обеспечивших эффективное использование государственной собственности, принимается на основе мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, анализа регионального рынка продукции, работ и услуг малого бизнеса и бизнес-планов реорганизации и сегментации с формированием и выделением соответствующих бизнес-единиц, технологических комплексов и оборудования для малого предпринимательства.
Реализация Программы проводится в том числе с использованием процедур банкротства несостоятельных предприятий в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970067_ "О банкротстве".
5.3. Формирование и продажа имущественных комплексов, технологий и оборудования субъектам малого предпринимательства из конкурсной массы предприятий-должников через процедуры банкротства и реабилитации.
Процедуры банкротства и реабилитации позволяют создать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. Участие государства как кредитора в процедурах банкротства направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий.
Реорганизация, сегментация и реализация имущества несостоятельных предприятий осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О банкротстве" и другими законодательными актами республики. Процедуры реорганизации и банкротства несостоятельных предприятий проводятся в интересах кредиторов и под руководством комитета кредиторов, а осуществляются специалистами по банкротству - конкурсными или реабилитационными управляющими, назначаемыми судом. Процедура банкротства практически полностью исключает меры административного воздействия на процессы сегментации и реализации имущества должника. Продажа имущества проводится по согласованной цене на аукционных торгах на возмездной основе, в соответствии с планом продажи конкурсной массы, утвержденным комитетом кредиторов.
В процессе финансово-экономического оздоровления несостоятельных предприятий в целях восстановления его платежеспособности применяется весь комплекс реабилитационных процедур, в том числе любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, технические, финансово-экономические, правовые и иные процедуры, не противоречащие законодательству и направленные на достижение цели реабилитации должника. Реализация сегментированных бизнес-единиц, производственно-технологических комплексов и оборудования по результатам внутренней реорганизации и ликвидации убыточных подразделений осуществляется в соответствии с планом реабилитации, согласованным с комитетом кредиторов и утвержденным судом. Внутренняя реорганизация и сегментация убыточных подразделений должна обеспечить снижение уровня издержек и повышение эффективности производства реабилитируемых предприятий.
Перечень несостоятельных предприятий, реализация имущества которых для субъектов малого предпринимательства может осуществляться через процедуры банкротства, является частью Реестра несостоятельных предприятий, формируемого уполномоченным органом* во взаимодействии с территориальными налоговыми органами Министерства государственных доходов и Министерством финансов Республики Казахстан. Реестр содержит информацию о задолженности по налогам и другим платежам в бюджет, в том числе по кредитам, полученным за счет республиканского бюджета, и средствам, отвлеченным из республиканского бюджета в связи с исполнением обязательств по государственным гарантиям Республики Казахстан и по финансовому положению предприятий.
Перед проведением аукционных торгов имущества предприятий-банкротов уполномоченный орган представляет в департаменты поддержки малого предпринимательства или другие аналогичные структуры при акиматах информацию о наличии и составе имущества конкурсной массы предприятий- должников, планах продажи и возможности его реализации субъектам малого предпринимательства.
5.4. Вопросы сегментации обособленных подразделений частных крупных предприятий и расширение сферы деятельности малого предпринимательства.
В целях развития и совершенствования структуры малого предпринимательства Министерству экономики и торговли Республики Казахстан, отраслевым министерствам и ведомствам, акимам областей и городов Астаны и Алматы необходимо рассмотреть и представить предложения по вопросам сегментации и передачи субъектам малого предпринимательства территориально обособленных убыточных подразделений крупных промышленных и градообразующих предприятий, многофункциональных и обособленных подразделений предприятий коммунального хозяйства, энерго- и водоснабжения, автомобильных дорог, сбора и первичной переработки сельскохозяйственного сырья и вторичных ресурсов, инфраструктуры села и сельского хозяйства и других производств, где низкая эффективность и конкурентоспособность использования государственной собственности связана с высоким уровнем административных и накладных расходов.
Организацию и руководство решения этих проблем и вопросов возложить на Министерство экономики и торговли Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и акимов областей, городов Астаны и Алматы.
6. Вопросы организации, финансирования и контроля за
реализацией Программы
Разработка и реализация Программы является одним из элементов государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в части создания благоприятных условий и инфраструктуры бизнеса и осуществляется в рамках Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан.
Вопросы формирования перечня для проведения реорганизации и сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств решаются непосредственно собственником имущества, представителем которого в отношении объектов республиканской собственности, находящихся в управлении отраслевых министерств и ведомств, является Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан. Отраслевые министерства и ведомства Республики Казахстан, в ведении которых находятся государственные предприятия, государственные пакеты акций и доли хозяйственных товариществ, представляют собственнику и местным исполнительным органам в соответствии с территориально-административной принадлежностью предприятий предложения по перечням простаивающих предприятий и малоэффективных производств и их сегментации с учетом отраслевых особенностей.
Департаменты государственной коммунальной собственности местных исполнительных органов (акиматов) формируют региональные перечни простаивающих предприятий и малоэффективных производств, находящихся в коммунальной собственности и проводят сегментацию на региональном уровне.
Министерство государственных доходов Республики Казахстан участвует в формировании перечня простаивающих предприятий и малоэффективных производств, представляя информацию Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан и местным исполнительным органам о наличии задолженности по налогам и другим платежам в бюджет, формирует Реестр несостоятельных предприятий, имеющих задолженности по налогам и другим платежам в бюджет. Уполномоченный орган ведет мониторинг неплатежеспособных и несостоятельных предприятий, инициирует и организует проведение процедур финансово-экономического оздоровления с применением процедур банкротства.
Контрольные цифры перечней и объемов сегментируемого имущества определяются на основе региональных и отраслевых программ социально-экономического развития областей, соответствующих предложений министерств и ведомств, планов мероприятий по их реализации.
Имущество, сегментированное в процессе реорганизации простаивающих предприятий и малоэффективных производств (на основании решения собственника), передается субъектам малого предпринимательства в установленном законодательством порядке путем продажи с торгов, передачи в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующего выкупа или безвозмездной передачи в собственность. Процедуры банкротства, сегментация и продажа имущества предприятий-должников субъектам малого предпринимательства проводятся в соответствии с действующим законодательством о банкротстве.
В процессе передачи субъектам малого предпринимательства сегментированного имущества простаивающих предприятий и малоэффективных производств как метода поддержки малого предпринимательства необходимо обеспечить применение и развитие лизинговых и франчайзинговых отношений, создание бизнес-центров, технопарковых структур и инкубаторов малого бизнеса, позволяющих малым предприятиям привлекать оборудование, финансовые средства, технологии и производственный опыт отечественных и зарубежных предприятий.
Финансирование процедур реорганизации и сегментации простаивающих предприятий и малоэффективных производств и передачи их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства необходимо обеспечить за счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств субъектов малого предпринимательства и кредитов коммерческих банков. Необходимо обеспечить максимальную возвратность выделенных средств и кредитов, для чего передачу имущества, сегментированного в процессе реорганизации простаивающих и малоэффективных производств, субъектам малого предпринимательства производить на тендерной основе по результатам рассмотрения бизнес-планов и договоров (контрактов), в которых должны быть предусмотрены проверка выполнения инвестиционных и прочих обязательств и меры соответствующего реагирования в отношении субъектов малого предпринимательства, выкупивших и получивших сегментированные объекты на льготной основе или безвозмездно.
Предварительный этап работы по определению и формированию перечней простаивающих предприятий и малоэффективных производств, рекомендуемых для проведения реорганизации и сегментации, с последующей передачей их субъектам малого предпринимательства не требует больших затрат и осуществляется в процессе реализации служебных функций и полномочий центральных исполнительных органов Республики Казахстан, местных представительных и исполнительных органов.
После определения контрольных цифр перечней и объемов сегментируемых предприятий региональными и отраслевыми структурами управления определяется объем финансирования, необходимый для реализации Программы за счет средств республиканского и местных бюджетов на 2002 и последующие годы.
Собственные средства субъектов малого предпринимательства, кредиты коммерческих банков при реализации Программы используются для приобретения имущества, сегментированного в процессе реорганизации простаивающих предприятий и малоэффективных производств.
В состав имущественного комплекса реорганизованного предприятия входят основные средства - здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и прочие активы организации. Поэтому процесс передачи сегментируемых объектов и имущества представляет собой комплекс реорганизационных и ликвидационных процедур, в процессе которых местным исполнительным органам необходимо оказать содействие и обеспечить идентификацию, паспортизацию и надлежащее оформление всех документов, подтверждающих права собственности, обеспечивающих возможность заключения договоров на передачу собственности указанных бизнес-единиц, оборудования, сырья и материалов, для обеспечения имущественно-правовой основы хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Необходимо обеспечить надлежащее техническое состояние, комплектацию,
предпродажную подготовку, инженерно-технологический и производственный консалтинг сегментированных объектов и имущества. 7. Ожидаемые результаты от реализации Программы Совершенствование отраслевой структуры предприятий и выпускаемой продукции малого предпринимательства. Диверсификация производства и расширение номенклатуры продукции предприятий малого бизнеса. Повышение качества конкурентной среды в сфере деятельности малого бизнеса. Переход части ремесленного производства на промышленную основу. Повышение уровня занятости населения. 8. План мероприятий по реализации Программы ___________________________________________________________________________ Мероприятия ! Форма !Ответственные! Срок ! завершения !за выполнение! выполнения ___________________________________________________________________________ 8.1. Формирование перечня простаивающих предприятий и малоэффективных производств -------------------------------------------------------------------------- 8.1.1. Предприятия государственной республиканской собственности -------------------------------------------------------------------------- 8.1.1.1. Осуществить Информация ЦИО РК Ежеквартально проверку имущества в КГИиП МФ простаивающих и убыточных государственных предпри- ятий и акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в республиканской собственности, провести оценку эффективности управления государственной собственностью и жизнеспособности предприятий, рекомендуемых для реорганизации и сегментации ------------------------------------------------------------------------- 8.1.1.2. Сформировать и Перечни и ЦИО РК Ежеквартально пополнять перечни простаи- предложения вающих государственных в КГИиП МФ, предприятий и акционерных информация в обществ, контрольные пакеты АМБ РК акций которых находятся в собственности государства, и представлять предложения по выделению из их состава малоэффективных структурных подразделений для передачи их субъектам малого предпринимательства -------------------------------------------------------------------------- 8.1.2. Предприятия государственной коммунальной собственности -------------------------------------------------------------------------- 8.1.2.1. Осуществить Отчет в АМБ Акимы Ежеквартально проверку простаивающих РК и убыточных предприятий коммунальной собственности, оценку эффективности управления коммунальной собственностью и жизнеспособ- ности предприятий, рекомен- дуемых для проведения реорга- низации, сегментации и передачи субъектам малого предпринимательств --------------------------------------------------------------------------- 8.1.2.2. Сформировать перечень Перечень Акимы, Ежемесячно простаивающих предприятий и в АМБ РК областные малоэффективных производств, комиссии предлагаемых для проведения реорганизации и сегментации в соответствии с рекомендациями областных комиссий по финансово-экономическому оздоровлению, реорганизации и ликвидации предприятий --------------------------------------------------------------------------- 8.1.2.3. Разработать проект Постановление АМБ РК, 3 квартал нормативно-правового акта Правительства МГД РК, 2001 года по внесению изменений и РК МФ РК дополнений в нормативные правовые акты, предусматри- вающие передачу простаивающих предприятий и малоэффективных производств государственной собственности субъектам малого предпринимательства --------------------------------------------------------------------------- 8.1.3. Неплатежеспособные и несостоятельные предприятия --------------------------------------------------------------------------- 8.1.3.1. Сформировать регио- Перечни Акимы, Ежемесячно нальные перечни неплатеже- предприятий, территориа- способных и несостоятельных рекомендуемых льные предприятий, предлагаемых к банкротству налоговые для проведения сегментации и и сегментации органы реализации субъектам малого в уполномочен- предпринимательства через ный орган процедуры банкротства --------------------------------------------------------------------------- 8.1.3.2. Согласовать с Перечни Акимы, Ежемесячно областными комиссиями по предприятий областные финансово-экономическому в уполномо- комиссии оздоровлению, реорганизации ченный орган и ликвидации и утвердить представленные перечни предприятий, предлагаемых для проведения сегментации и реализации субъектам малого предпринимательства через процедуру банкротства -------------------------------------------------------------------------- 8.1.3.3. На постоянной Отчет в МГД Уполномо- Ежемесячно основе осуществлять РК ченный орган претензионно-исковую работу и инициирование процедур банкротства несостоя- тельных предприятий --------------------------------------------------------------------------- 8.1.4. По имуществу неплатежеспособных заемщиков по централизованным кредитам, выданным из республиканского бюджета, а также полученным по негосударственным внешним займам под гарантию Правительства Республики Казахстан -------------------------------------------------------------------------- 8.1.4.1. Проанализировать Отчет в МФ РК, Один раз в возможность сегментации Правительство ЗАО полугодие неиспользуемого имущества, РК, перечень "Эксимбанк" полученного по централизован- имущества в ным кредитам, выданным из уполномочен- республиканского бюджета, ный орган МФ а также по негосударственным внешним займам, полученным под гарантию Правительства, для передачи субъектам малого предпринимательства на согласованных условиях возмещения ими средств, отвлеченных из бюджета --------------------------------------------------------------------------- 8.1.5. Формирование сводного Перечня --------------------------------------------------------------------------- 8.1.5.1. Сформировать сводный Перечень АМБ РК Ежеквартально перечень активов реорганизуе- активов мых и сегментируемых пред- предприятий приятий, содержащий сводную информацию, кадастров и иных информационных массивов -------------------------------------------------------------------------- 8.2. Реорганизация и сегментация простаивающих предприятий и малоэффективных производств республиканской и коммунальной собственности -------------------------------------------------------------------------- 8.2.1. Разработать бизнес- Отчет акима Заинтересо- Ежеквартально планы реорганизации и в АМБ РК ванные сегментации простаивающих хозяйствующие предприятий и малоэффективных субъекты, производств республиканской акимы и коммунальной собственности на основе методических материалов АМБ РК ------------------------------------------------------------------------- 8.2.1.1. Подготовка Заключение ЦИО РК Постоянно заключений по бизнес-планам по бизнес- реорганизации и сегментации планам простаивающих предприятий и малоэффективных производств республиканской и коммунальной собственности ------------------------------------------------------------------------- 8.2.2. Организовать Отчет по ЦИО РК, Ежеквартально проведение процедур реорга- результатам КГИиП МФ, низации и сегментации или сегментации акимы, банкротства простаивающих в АМБ РК уполномо- предприятий и малоэффективных ченный орган производств республиканской и коммунальной собственности в соответствии с законодатель- ством Республики Казахстан --------------------------------------------------------------------------- 8.2.3. Организовать Отчет по Уполномо- Ежеквартально реализацию сегментированного реализации ченный имущества из конкурсной массы сегментиро- орган (технологические комплексы и ванного оборудование) субъектам малого имущества предпринимательства на в АМБ РК аукционных торгах --------------------------------------------------------------------------- 8.2.4. Для создания новых Постановление МГД РК 3 квартал производств внести в установ- Правительства 2001 года ленном порядке предложения об РК изменении очередности наложения ограничений на распоряжение имуществом налогоплательщиков при описании оборудования, недвижимости и др. -------------------------------------------------------------------------- 8.3. Вопросы организации и контроля исполнения Программы -------------------------------------------------------------------------- 8.3.1. Упростить нормативную Постановление ЦИО РК 3 квартал правовую базу по выдаче Правительства 2001 г. лицензий субъектам малого РК предпринимательства на занятие определенным видом деятель- ности, повышающим эффективность использования действующих и новых рабочих мест восстанов- ленных и сегментированных производств -------------------------------------------------------------------------- 8.3.2. Обеспечить регулярные Информация МКИОС РК, Ежеквартально публикации в СМИ для в СМИ АМБ РК субъектов предпринимательской деятельности перечней государ- ственных органов, наделенных контрольно-разрешительными функциями в части оформления и выдачи соответствующих лицензий и разрешений -------------------------------------------------------------------------- 8.3.3. Инициировать и Отчет в ЦИО РК, Ежеквартально поощрять заключение договоров КГИиП МФ акимы по сегментации и передаче неиспользуемого оборудования и обособленных производствен- ных подразделений и помещений крупных базовых предприятий субъектам малого предпринима- тельства и организации взаимодействия, сотрудничества и производственной кооперации в рамках основной деятельности -------------------------------------------------------------------------- 8.3.4. Обеспечить финансово- Отчет в МФ РК, Ежеквартально кредитную и инвестиционную АМБ РК акимы поддержку процессов сегмен- тации простаивающих и убыточных предприятий и передачу их в установленном порядке субъектам малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников финансирования - (целевые займы, гранты и т.п.) -------------------------------------------------------------------------- 8.4. Обеспечение эффективного использования сегментированного имущества субъектами малого предпринимательства --------------------------------------------------------------------------- 8.4.1. (строка исключена - постановлением Правительства РК от 5 августа 2002 года N 876 P020876_ ). --------------------------------------------------------------------------- 8.4.2. Осуществить в сфере Курсы АМБ РК, Постоянно, малого и среднего бизнеса акимы начиная с внедрение программ подготовки 3 квартала и переподготовки предпринима- 2001 года телей, организующих свой бизнес на базе сегментирован- ного имущества промышленных предприятий --------------------------------------------------------------------------- 8.5. Проведение массово-разъяснительной работы по вопросам организации и реализации Программы --------------------------------------------------------------------------- 8.5.1. Обеспечить регулярное Публикации Акимы Постоянно информирование субъектов в СМИ малого предпринимательства о реализации Программы и наличии объектов, технологи- ческих комплексов, оборудова- ния и др. для создания инфраструктуры бизнеса --------------------------------------------------------------------------- 8.5.2. Обеспечить информиро- Публикации Акимы, Постоянно вание субъектов малого в СМИ Комитет по предпринимательства об инвестициям инвестиционных возможностях МИД РК, приоритетных отраслей, АМБ РК конъюнктуре рынка работ, товаров и услуг малого бизнеса --------------------------------------------------------------------------- 8.6. Отчет по реализации Отчет в АМБ РК, Один раз в Программы Правительство КГИиП МФ, полугодие РК акимы, МГД РК ___________________________________________________________________________ Перечень сокращений: КГИиП МФ - Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан;
АМБ РК - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса;
МГД РК - Министерство государственных доходов Республики Казахстан;
МЮ РК - Министерство юстиции Республики Казахстан;
МФ РК - Министерство финансов Республики Казахстан;
МКИОС РК - Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан;
ЦИО РК - центральные исполнительные органы Республики Казахстан, в ведении которых находятся государственные пакеты акций акционерных обществ и доли хозяйственных товариществ, относящихся к республиканской и/или коммунальной собственности;
областные комиссии - областные комиссии по финансово-экономическому оздоровлению, реорганизации и ликвидации предприятий, созданные решениями акимов областей.
Примечание: *уполномоченный орган - определенный Правительством орган, уполномоченный представлять интересы кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в процедурах банкротства и во внесудебной процедуре ликвидации, а также инициировать внесудебную процедуру ликвидации.
В тексте Программы термин "предприятие" используется и понимается как: Предприятие как объект права - имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. Предприятие в целом, как имущественный комплекс, признается недвижимостью. Предприятие как субъект права - юридическое лицо, коммерческая организация, основной целью предпринимательской деятельности которого является производство товаров (продукции, работ и услуг). (Специалисты: Мартина Н.А., Абрамова Т.М.)