Сноска. Постановление Правительства РК от 27 июня 2001 года N 885 утратило силу постановлением Правительства РК от 18 января 2008 года N 29 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней со дня первого официального опубликования).
В целях реализации статьи 24 Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года
Z970160_
"Об охране окружающей среды" и Государственной программы "Здоровье народа", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153
U984153_
, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить Правила организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Правила
организации и ведения Единой государственной системы
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
Настоящие Правила определяют понятие, цели, задачи, функции Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее - ЕГСМ ОС и ПР), ее структуру, содержание и порядок осуществления мониторинга, источники финансирования.
1. ЕГСМ ОС и ПР - многоцелевая информационная система, включающая слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан.
2. Цели, задачи, функции Единой государственной системы
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
2. Целью ЕГСМ ОС и ПР является информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения.
3. Основными задачами ЕГСМ ОС и ПР являются:
1) постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;
2) анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;
3) сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
4. Основными функциями ЕГСМ ОС и ПР являются:
1) проведение наблюдений инструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;
2) сбор и регистрация всей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;
3) определение связи между характеристиками воздействия на природную среду, изменением уровня загрязнения и его последствиями;
4) организация обмена информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов на региональном, республиканском и международном уровнях;
5) обеспечение единой методической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, осуществляемого центральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;
6) обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
7) обеспечение государственных исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения информацией, полученной в рамках ЕГСМ ОС и ПР.
3. Структура Единой государственной системы
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
5. Структура ЕГСМ ОС и ПР определяется объектами мониторинга и ее территориальной сферой.
6. В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:
мониторинг атмосферного воздуха;
мониторинг поверхностных водных ресурсов;
мониторинг земельных ресурсов;
мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование);
мониторинг недр (в части загрязнения).
7. В пределах систем выделяются следующие подсистемы:
1) мониторинг качества окружающей природной среды:
мониторинг качества атмосферного воздуха;
мониторинг качества поверхностных водных ресурсов;
мониторинг качества земель;
мониторинг состояния недр (в части загрязнения);
2) мониторинг воздействия:
мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн);
мониторинг источников загрязнения водных ресурсов (сброс сточных вод в поверхностные водоемы);
мониторинг источников загрязнения почвы (производственными и хозяйственно-бытовыми отходами);
мониторинг радиоактивного загрязнения (радиоактивные выбросы и сбросы);
3) мониторинг последствий:
санитарно-гигиенический мониторинг (влияние факторов среды обитания на здоровье населения);
4) специальные виды мониторинга:
фоновый мониторинг (биосферные заповедники);
мониторинг особо охраняемых природных территорий;
озоновый мониторинг.
8. В зависимости от территориальной сферы выделяют республиканский, региональный и локальный уровни ЕГСМ ОС и ПР.
Республиканский уровень охватывает всю территорию республики с выделением в ее составе крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение. Функционирование ЕГСМ ОС и ПР на республиканском уровне решает задачи информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности.
Региональный уровень организовывается исходя из специфики физико-географических особенностей с учетом административных, экономических, иных границ, экологически опасных зон, а также комплекса природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов, и решает задачи информационного обеспечения управления, отнесенные к компетенции местных представительных и исполнительных органов.
Локальный уровень организовывается с целью детального изучения компонентов окружающей среды на важных в социально-экономическом отношении участках.
9. Ведение единого банка данных ЕГСМ ОС и ПР, включающего данные по всем подсистемам, а также обобщение, оценка и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды и природных ресурсов осуществляется уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями в пределах своей компетенции.
10. Ведение сводного банка данных, включающего данные о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, передаваемые уполномоченными государственными органами, осуществляет центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды.
11. Содержание ЕГСМ ОС и ПР включает:
1) сбор, хранение, обработку исходных данных о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов по комплексу параметров, предусмотренных государственными и производственными программами мониторинга, ведение кадастров и информационных банков данных мониторинга компонентов окружающей среды и природопользования;
2) комплексное обобщение данных по экологическому состоянию окружающей среды и использованию природных и техногенных процессов и явлений;
3) подготовку и передачу регламентированных исходных данных и результатов их обработки, включая прогнозы, справки, доклады и иные формы представления информации органам государственной власти и управления, республиканскому и областным государственным органам мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
4) разработку рекомендаций по осуществлению мероприятий по ликвидации или снижению последствий негативного воздействия на окружающую среду, охране и рациональному использованию природных ресурсов;
5) информационное обеспечение ведения государственной статистики, экологической экспертизы, экологического аудита, контроля в области окружающей среды и использования природных ресурсов;
5. Руководство и управление Единой государственной системой
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
12. Методическое руководство ЕГСМ ОС и ПР осуществляется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями, координирующими работу других государственных органов по осуществлению мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
13. Управление подсистемами окружающей среды и природных ресурсов осуществляют уполномоченные государственные органы.
6. Организация, порядок функционирования
и финансирования Единой государственной системы
мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
14. Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности ЕГСМ ОС и ПР осуществляют:
1) на республиканском уровне - центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченные органы в пределах своей компетенции;
2) на региональном уровне - территориальные органы в пределах своей компетенции.
<*>
Сноска. В пункт 14 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 1 июля 2005 г.
N 675
.
15. Организацию и обеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение ЕГСМ ОС и ПР осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.
16. Информационное обеспечение ЕГСМ ОС и ПР основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
17. Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем ЕГСМ ОС и ПР.
18. Финансирование ведения ЕГСМ ОС и ПР осуществляется за счет средств республиканского бюджета по бюджетным программам уполномоченных органов.
<*>
Сноска. В пункт 18 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 1 июля 2005 г.
N 675
.