1. Утвердить Отраслевую программу повышения эффективности управления
государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Джандосова У.А. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания. Премьер-Министр Республики Казахстан 1. Паспорт Программы Наименование Программы Отраслевая программа повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 Постановление Правительства Республики Основание для Казахстан P001095_ "Об одобрении Концепции разработки управления государственным имуществом и Программы приватизации в Республике Казахстан" N 1095 от 21 июля 2000 года. Основные Министерство финансов, разработчики Министерство экономики и торговли, Программы Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки, Министерство культуры, информации и общественного согласия, Агентство по туризму и спорту, Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, Агентство по делам здравоохранения. Сроки реализации 2001-2002 годы. Программы Источники Средства республиканского и финансирования местных бюджетов. Программы 2. Введение
Изменение экономической ситуации в республике, вызванное проводимыми реформами в экономике, настоятельно требует разработки новых подходов в управлении и распоряжении государственным имуществом. Передача части государственного имущества в коммунальную собственность, наделение министерств, ведомств, агентств и иных государственных органов полномочиями по владению и пользованию государственными пакетами акций, полномочиями субъекта права государственной собственности в отношении республиканских государственных предприятий также требуют конкретизации целей, задач и методов управления названными объектами государственного имущества различными субъектами управления.
В целом новые подходы в управлении и распоряжении государственным имуществом отражены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2000 года N 1095 P001095_ "Об одобрении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан" (далее - Концепция).
Настоящая Программа разработана в целях реализации первого этапа Концепции, который охватывает период с 2001 по 2002 годы.
Реализация Программы предполагает подготовку и исполнение комплекса организационных мероприятий по следующим направлениям:
определение цели управления отдельными объектами государственной собственности;
выбор способа достижения цели и ответственности за ее осуществление;
построение системы эффективного управления государственным имуществом;
экономически обоснованный подход к приватизации государственного имущества в зависимости от стратегических интересов государства.
В Программе акцентировано внимание на необходимость определения единого уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом и разграничения полномочий по управлению этим имуществом между органами государственного управления и уполномоченным органом.
Кроме того, предусмотрено совершенствование системы учета финансовых показателей государственных предприятий и юридических лиц с участием государства.
3. Анализ состояния управления государственным
имуществом
3.1. Государственные пакеты акций (государственные доли участия)
По состоянию на 1 января 2001 года в республиканской собственности находились пакеты акций (доли участия) 280 акционерных обществ и хозяйственных товариществ, в коммунальной собственности - пакеты акций (доли участия) 760 акционерных обществ и хозяйственных товариществ.
Государство осуществляет права акционера (участника) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 июля 1998 года Z980281_ "Об акционерных обществах" и Законом Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года Z980220_ "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью".
Деятельность по управлению акциями (долями участия), являющимися государственной собственностью, регламентирована рядом постановлений Правительства Республики Казахстан.
Так, в целях повышения эффективности управления государственной собственностью постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 1999 года N 405 P990405_ "О видах государственной собственности на государственные пакеты акций и государственные доли участия в организациях" государственные пакеты акций (государственные доли участия) акционерных обществ и хозяйственных товариществ, согласно утвержденного перечня, были переданы в коммунальную собственность. С той же целью постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года N 659 P990659_ "О передаче прав по владению и пользованию государственными пакетами акций и государственными долями в организациях, находящихся в республиканской собственности" права владения и пользования на государственные пакеты акций (государственные доли участия) были переданы министерствам, ведомствам, агентствам и иным государственным органам. Так же были приняты иные постановления Правительства Республики Казахстан, регулирующие вопросы управления государственными пакетами акций (государственными долями участия).
Однако, несмотря на принимаемые меры, в механизме управления государственными пакетами акций (государственными долями участия) имеются некоторые слабые стороны:
недостаточно четко отработаны система отбора, подготовки и оценки деятельности представителей государства в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, способы достижения цели государства, а также отчетность представителей государства, контроль за их деятельностью, обоснованные подходы к определению пределов их полномочий;
не в полной мере определен порядок получения и обобщения информации о состоянии дел в акционерных обществах и хозяйственных товариществах с участием государства;
не в полном объеме проведена систематизация акционерных обществ и хозяйственных товариществ, акционером (участником) которых является государство;
в достаточной степени не отработана система мониторинга и анализа
результатов финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ и хозяйственных товариществ. Одним из результатов деятельности по управлению государственными пакетами акций и государственными долями является поступление дивидендов в государственный бюджет. В целом динамика поступления дивидендов на государственные пакеты акций в государственный бюджет за последние пять лет выглядит следующим образом: --------------------------------------------------------------------------- Годы ! Поступление дивидендов на пакеты акций, ! являющихся государственной собственностью, тыс.тенге !--------------------------------------------------------------------- ! Всего ! Республиканский ! Местные ! ! бюджет ! бюджеты --------------------------------------------------------------------------- 1996 679 703 679 205 498 1997 802 131 802 131 - 1998 1 039 563 1 039 563 - 1999 1 612 322 1 536 462 75 860 2000 1 251 892 1 169 485 82 407 ---------------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенных данных в 2000 году произошло снижение поступления дивидендов на государственные пакеты акций в республиканский бюджет по сравнению с предыдущим годом. В то же время, акционерными обществами, получившими чистый доход по результатам 1999 года, были начислены дивиденды на государственные пакеты акций в размере 3 924 576 тыс. тенге. В 2000 году фактически перечислено в республиканский бюджет 1 169 485 тыс.тенге, оставшаяся сумма начисленных дивидендов, по решению общих собраний акционеров, будет перечислена в доход республиканского бюджета в 2001 году.
3.2. Государственные предприятия
Деятельность по управлению государственными предприятиями регламентируется нормами Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 U952335_ "О государственном предприятии". В соответствии с этим Указом органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права
государственной собственности и органами управления являются министерства, ведомства, агентства и иные уполномоченные на это центральные и местные исполнительные органы. Динамика поступления части чистого дохода в государственный бюджет за последние четыре года выглядит следующим образом: --------------------------------------------------------------------------- Годы ! Поступление части чистого дохода государственных ! предприятий в государственный бюджет, тыс. тенге !-------------------------------------------------------------------- ! Всего ! Республиканский ! Местные ! ! бюджет ! бюджеты --------------------------------------------------------------------------- 1997 328 801 179 414 149 387 1998 113 737 95 257 18 480 1999 34 084 34 084 - 2000 67 775 55 098 12 677 ---------------------------------------------------------------------------
Как видно из приведенных данных, за последние два года произошло снижение поступления части чистого дохода государственных предприятий по сравнению с предыдущими годами, что отчасти связано с некоторым сокращением количества государственных предприятий.
По состоянию на 1 января 2001 года общее количество республиканских государственных предприятий составляло 517 предприятий, в том числе на праве хозяйственного ведения - 182 предприятия, на праве оперативного управления - 335 предприятий. На эту же дату общее количество коммунальных государственных предприятий составляло 4 625 предприятий, в том числе на праве хозяйственного ведения - 792 предприятия, на праве оперативного управления - 3 833 предприятия.
По республиканским государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения по итогам 1999 года 97 предприятий получили чистый доход в сумме 4 285 409 тыс. тенге, при этом в доход республиканского бюджета перечислено 55 098 тыс. тенге, что составляет 1,3% от суммы полученного чистого дохода. 79 предприятий допустили убыток в сумме 9 220 438 тыс. тенге.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
существующая система управления государственными предприятиями недостаточно эффективна и требует кардинального реформирования;
часть чистого дохода государственных предприятий, поступающая в государственный бюджет, не адекватна общей сумме полученного чистого дохода.
3.3. Основные проблемы
Действующая нормативная правовая база не в полной мере отвечает требованиям оптимального управления государственным имуществом, а также недостаточно отражает полномочия различных субъектов управления государственным имуществом;
недостаточно отработана система отбора, подготовки и аттестации представителей государства в органах управления и ревизионных комиссиях юридических лиц с участием государства, а также отсутствует регламент принятия управленческих решений, которым мог бы руководствоваться представитель государства;
не в полной мере отработан механизм отражения в Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства информации об итогах финансово-хозяйственной деятельности;
отсутствуют критерии по определению размеров части чистого дохода государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и дивидендов на государственные пакеты акций акционерных обществ, подлежащих перечислению в бюджет;
нормативные правовые акты не предоставляют в полной мере возможность получения необходимой и достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих стратегическое значение в экономике государства.
4. Цели и задачи Программы
Государственная политика в области управления государственным имуществом должна ориентироваться на достижении следующих целей:
увеличение доходов республиканского и местных бюджетов за счет неналоговых поступлений от использования государственного имущества;
оптимизация структуры (состава) государственного имущества, исходя из интересов государственной экономической политики и решения государством стратегических задач по регулированию деятельности определенных отраслей и конкретных предприятий;
использование государственного имущества в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику;
улучшение финансово-экономических показателей деятельности юридических лиц, использующих государственное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также юридических лиц с долей участия государства.
Для достижения поставленных целей первостепенное значение имеет решение следующих задач:
разграничение и конкретизация полномочий, а также усиление ответственности субъектов управления объектами государственной собственности;
систематизация учета государственного имущества по его видам, назначению и другим критериям;
разработка системы анализа финансовых показателей;
создание базы данных финансовых показателей деятельности государственных предприятий и юридических лиц с участием государства.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Совершенствование нормативной правовой базы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации
5.1.1. Основные направления совершенствования нормативной правовой базы
Для решения проблем, отмеченных в подпункте 3.3., республиканским и местным органам исполнительной власти необходимо в установленном законодательством порядке организовать работу по совершенствованию нормативной правовой базы по следующим направлениям:
внесение изменений и дополнений в законодательные акты в части разграничения понятий "орган, осуществляющий функции субъекта права государственной собственности" (далее - "уполномоченный орган") и "орган государственного управления", а также полномочий этих органов;
проведение ревизии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения государственным имуществом, на соответствие требованиям законодательства с учетом вносимых изменений и дополнений;
совершенствование правовой регламентации процедур управления государственным имуществом;
организация регистрации прав государства как собственника и акционера (участника) юридических лиц;
обеспечение действенного контроля за сохранностью и эффективностью управления имуществом, закрепленным за государственными предприятиями;
обеспечение мониторинга эффективности управления приватизированными предприятиями и находящимися в государственной собственности.
5.1.2. Разграничение и конкретизация полномочий субъектов управления объектами государственной собственности
Для создания эффективного механизма управления государственным имуществом Правительством Республики Казахстан будут инициированы изменения и дополнения в законодательные акты в части разграничения и конкретизации полномочий уполномоченного органа и органов государственного управления в области управления и распоряжения государственным имуществом.
Разграничение и конкретизация полномочий должно преследовать следующие цели:
повышение эффективности деятельности государственных предприятий, акционерных обществ (хозяйственных товариществ) с участием государства;
увеличение поступлений в государственный бюджет за счет дивидендов на государственные пакеты акций и части чистого дохода государственных предприятий и хозяйственных товариществ с учетом реализации обоснованных программ развития производства и социальной сферы этих хозяйствующих субъектов;
координация взаимодействия уполномоченного органа и органов государственного управления (министерства, ведомства, агентства и иные уполномоченные на это центральные и местные исполнительные органы) в процессе управления государственным имуществом;
предотвращение "скрытой приватизации", а также несанкционированной реорганизации предприятий, противоречащих интересам государства;
обеспечение взаимодействия уполномоченного органа и органов государственного управления при принятии решения о проведении банкротства государственных предприятий и юридических лиц с участием государства.
Разграничение и конкретизация полномочий подразумевает возложение на уполномоченный орган следующих функций по управлению и распоряжению государственным имуществом:
принятие в соответствии с законодательством решений по распоряжению государственным имуществом в рамках полномочий, определенных Правительством Республики Казахстан, по согласованию с министерствами, ведомствами, агентствами и иными государственными органами;
организация и осуществление продажи и передачи в пользование (доверительное управление, имущественный наем и др.) государственного имущества юридическим и физическим лицам по согласованию с министерствами, ведомствами, агентствами и иными государственными органами;
ведение систематизированного учета государственного имущества;
участие в деятельности органов управления юридических лиц с участием государства;
мониторинг и анализ состояния государственного имущества и эффективности его использования;
контроль выполнения покупателями условий договоров купли-продажи и договоров по передаче в пользование (доверительное управление, имущественный наем и др.) государственного имущества юридическим и физическим лицам;
мониторинг и анализ эффективности управления путем комплексных периодических обследований хозяйствующих субъектов консалтинговыми организациями;
реализация иных функций, определенных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, в области владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.
В целях осуществления текущего управления государственным имуществом с учетом отраслевых особенностей уполномоченный орган может по решению Правительства Республики Казахстан либо акима области, города республиканского значения, столицы, районов (городов) областного значения (далее - акима административно-территориальной единицы) передавать органам государственного управления полномочия по управлению государственным имуществом.
На органы государственного управления будут возложены следующие функции по управлению государственным имуществом:
определение приоритетных направлений деятельности государственных предприятий;
рассмотрение и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности государственных предприятий, в том числе плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности, периодичности и порядка их представления;
контроль выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности, использования по назначению и сохранности имущества государственных предприятий;
утверждение внутренних документов, регулирующих отдельные вопросы деятельности государственного предприятия;
проведение конкурсного отбора и аттестации руководителей государственных предприятий в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
участие в органах управления юридических лиц, акции и доли участия в которых являются государственной собственностью, в пределах полномочий, определенных Правительством Республики Казахстан (акимом административно-территориальной единицы);
внесение предложений по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом;
реализация иных полномочий, определенных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
5.1.3. Порядок назначения (отбора) и оценки деятельности представителей государства в органах управления юридических лиц с участием государства, доверительных управляющих и руководителей государственных предприятий
Представители государства в органах управления юридических лиц с участием государства (советы директоров, ревизионные комиссии).
Назначение государственных служащих представителями в органы управления юридических лиц с участием государства будет рекомендовано осуществлять при наличии объективной необходимости такого назначения (предприятия стратегических отраслей экономики, 100% акций либо контрольный пакет акций принадлежит государству и пр.).
Для этого необходимо определить критерии отбора юридических лиц с участием государства, в органах управления и контрольных органах которых обязательно участие представителей государства.
Правительством Республики Казахстан будет утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность государственных служащих в органах управления акционерных обществ (советах директоров, ревизионных комиссиях), предусматривающий порядок оценки и ответственность по результатам деятельности государственных служащих в органах управления акционерных обществ.
Доверительные управляющие.
По акционерным обществам с государственным участием, не вошедших в перечень акционерных обществ, в органах управления которых обязательно участие представителей государства, рекомендуется применять принцип приоритетности привлечения в качестве доверительных управляющих физических и юридических лиц, имеющих опыт соответствующей деятельности в сфере управления.
Отбор доверительных управляющих должен производиться на конкурсной основе. При этом в договорах передачи в управление необходимо предусматривать пределы полномочий доверительных управляющих и порядок взаимодействия с уполномоченным органом при принятии решений, подлежащих согласованию.
Руководители государственных предприятий
Правительством Республики Казахстан после внесения соответствующих изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 "О государственном предприятии" будут утверждены правила проведения конкурсов по отбору и назначению руководителей государственных предприятий, проведения периодической аттестации, а также определены меры их ответственности за финансовое состояние и результаты деятельности государственных предприятий в заключаемых контрактах.
5.2. Учет государственного имущества
5.2.1. Основные проблемы
Во исполнение протокольного решения от 19 июня 1997 года, принятого на совещании у Президента Республики Казахстан с участием руководящих работников министерств, ведомств и иных организаций Республики Казахстан, а также постановления Правительства Республики Казахстан от 21 марта 1998 года N 246 P980246_ "О мерах по обеспечению информационного обмена и ведения информационной базы данных по государственной собственности" в настоящее время осуществляется ведение Реестра государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства (далее - Реестр).
Реестр является базой данных, содержащей информацию о государственных предприятиях и юридических лицах, в уставных капиталах которых участвует государство.
Существующие проблемы учета государственного имущества в Реестре:
не определена ответственность республиканских и коммунальных органов государственного управления и иных организаций за достоверность и точность учета государственного имущества в Реестре;
отсутствует единая методика учета государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.
5.2.2. Цели и задачи учета государственного имущества
Цель учета государственного имущества заключается в создании условий для мониторинга и контроля за состоянием государственного имущества и принятия обоснованных решений по его использованию с учетом государственных интересов.
Результаты учета государственного имущества республиканской и коммунальной собственности должны найти отражение в Реестре.
Реестр должен включать в себя сведения, характеризующие в стоимостном выражении состав, размещение и использование государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, учреждениями и юридическими лицами с участием государства, а также сведения о государственной регистрации прав собственности на государственное имущество.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
оптимизировать структуру Реестра, которая позволит систематизировать информацию о государственном имуществе, контролировать движение и эффективность его использования;
разработать правовую регламентацию обязательного предоставления информации государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом;
разработать формы, согласно которым государственные предприятия и юридические лица с участием государства будут представлять информацию для ее отражения в Реестре;
разработать правила по проведению анализа состояния государственного имущества и эффективности его использования.
5.2.3. Объекты учета
Государственное имущество, являющееся объектом учета на первом этапе реализации Концепции, представляет собой:
государственные предприятия как имущественные комплексы;
государственные пакеты акций и государственные доли участия.
В Реестре будут отражены стоимость активов, обязательств и собственного капитала, суммы доходов и расходов, а также другие финансовые показатели.
5.2.4. Инвентаризация государственного имущества
Наполнению Реестра информацией о государственном имуществе должно предшествовать проведение инвентаризации государственного имущества.
Инвентаризация должна преследовать цель выявления фактического наличия имущества, закрепленного за государственными предприятиями, государственных пакетов акций и государственных долей участия, а также выявление неучтенного и незакрепленного государственного имущества и его дальнейшее закрепление за юридическими лицами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Организация и контроль за проведением инвентаризации имущества, закрепленного за республиканскими государственными предприятиями, а также государственных пакетов акций и государственных долей участия, должны быть возложены на министерства, ведомства, агентства и иные государственные органы, осуществляющие функции органов государственного управления.
Организация и контроль за проведением инвентаризации имущества, закрепленного за коммунальными государственными предприятиями, а также государственных пакетов акций и государственных долей участия, переданных в коммунальную собственность, должны быть возложены на местные органы управления, осуществляющие функции органов государственного управления.
5.2.5. Оформление права собственности на государственное имущество
В целях определения единого уполномоченного органа, осуществляющего функции субъекта права государственной собственности по отношению к государственному имуществу, должны быть приняты меры по регистрации прав собственности на объекты государственной собственности за уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
5.2.6. Систематизация объектов учета государственного имущества
В целях определения методов управления объектами учета необходимо их систематизировать по критериям, определяющим специфику управления.
Государственные предприятия.
Государственные предприятия, учтенные в Реестре должны быть проверены на соответствие их уставной деятельности требованиям Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 года N 2335 U952335_ "О государственном предприятии". В отношении предприятий, деятельность которых не соответствуют требованиям названного Указа, необходимо провести их реорганизацию в юридические лица других организационно-правовых форм в зависимости от возложенных на них задач либо провести их ликвидацию.
Далее необходимо классифицировать государственные предприятия по следующим признакам:
отраслевая принадлежность;
основной вид уставной деятельности;
численность работающих;
финансовое состояние (величина активов и обязательств предприятий, собственный капитал, суммы доходов и расходов).
По каждой группе предприятий, определенной в результате проведенной классификации, органам государственного управления необходимо определить цели управления деятельностью, состав необходимого имущества, а также порядок финансовых взаимоотношений и контроля за их хозяйственной деятельности.
Государственные пакеты акций и государственные доли участия.
Классификация государственных пакетов акций и государственных долей участия должна быть проведена по следующим признакам:
отраслевая принадлежность акционерного общества (хозяйственного товарищества);
основной вид уставной деятельности;
размер государственного пакета акций (государственной доли участия);
численность работающих;
финансовое состояние (величина активов и обязательств предприятий, собственный капитал, суммы доходов и расходов).
По каждой группе государственных пакетов акций и государственных долей участия должны быть определены цели управления государственными пакетами акций (государственными долями участия) для уполномоченного органа и органов государственного управления.
5.2.7. Организация учета государственного имущества
Организация работ по учету государственного имущества республиканской собственности возложена на уполномоченный орган.
Организация работ по учету государственного имущества коммунальной собственности возложена на уполномоченные органы, определенные акимами административно-территориальных единиц.
Учет имущества республиканской и коммунальной собственности осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. При этом должны быть разработаны единая система показателей учета, контроля и анализа государственного имущества, правила и процедуры обновления данных, доступ, мера ответственности за предоставление недостоверной информации и др.
5.3. Обеспечение транспарентной приватизации и повышение ее эффективности
Основными задачами, которые необходимо решить в области приватизации в 2001-2002 годах, являются:
привлечение инвестиций в экономику (реальный сектор) путем продажи государственного имущества инвесторам, готовым взять на себя и исполнять обязательства по реализации инвестиционных и/или социальных программ;
обеспечение контроля за выполнением контрактных обязательств покупателями государственного имущества;
обеспечение подготовки, согласования и подписания дополнительных соглашений по конкретизации, корректировке отдельных положений заключенных контрактов купли-продажи при взаимном согласии покупателя и Межведомственной комиссии по контролю выполнения обязательств контрактов купли-продажи.
Государственная политика в области приватизации будет строиться на основании следующих принципов.
Во-первых, дифференцированный подход к приватизации государственного имущества в зависимости от стратегических интересов государства.
Высоколиквидные предприятия рекомендуется приватизировать с учетом соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятия, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятия, с учетом их реальной оценки, максимально приближенной к мировому уровню.
Высоколиквидные государственные пакеты акций рекомендуется приватизировать с привлечением финансовых консультантов, имеющих мировой опыт, при благоприятной конъюнктуре рынка для получения значительных поступлений денег в доход республиканского бюджета.
Приватизацию низколиквидных предприятий, государственных пакетов акций рекомендуется осуществлять путем продажи по оптимальной цене с условием принятия собственником обязательств по инвестициям, улучшению экологической ситуации, созданию дополнительных рабочих мест, решению социальных проблем и т.п.
Будет продолжена приватизация имущества и имущественных комплексов государственных предприятий (учреждений), наличие которых в государственной собственности признано нецелесообразным в результате их оптимизации. При этом существует необходимость в дополнительной регламентации порядка продажи государственными предприятиями имущества, находящегося на их балансах.
Во-вторых, принятие решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров купли-продажи, полностью отражающих обязательства инвесторов и детально регламентирующих порядок контроля их исполнения.
В-третьих, учет интересов потенциальных инвесторов при их безусловном соответствии государственным интересам.
В-четвертых, обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий.
В-пятых, привлечение аудиторов, оценщиков, консультантов по менеджменту, юридическим и финансовым вопросам.
Приватизация будет рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами отечественных производителей, повышения эффективности функционирования всего народно-хозяйственного комплекса.
5.4. Обеспечение постприватизационного контроля
В области постприватизационного контроля основными задачами будут являться:
создание благоприятной среды для деятельности приватизированных хозяйствующих субъектов с соблюдением интересов государства;
контроль выполнения собственниками взятых на себя обязательств, завершение договоров купли-продажи;
получение объективной информации о деятельности приватизированных предприятий путем комплексных обследований консалтинговыми организациями, выявление проблем и негативных явлений;
обоснованное ведение диалога с инвесторами, нахождение взаимоприемлемых решений возникающих проблем;
совершенствование правового поля с целью создания привлекательного инвестиционного климата;
создание информационной базы данных, отражающей деятельность приватизированных предприятий базовых отраслей экономики.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Расходы по реализации мероприятий, предусмотренных Программой и отнесенных к непосредственным функциям министерств, ведомств, агентств и иных центральных и местных исполнительных органов должны покрываться за счет текущего финансирования этих органов из республиканского и местных бюджетов.
Финансирование работ по организации и ведению учета государственного имущества республиканской собственности составит: в 2001 году - 75 млн. тенге, в 2002 году - 104 млн. тенге (прогнозные данные). Источник финансирования - республиканский бюджет.
Финансирование работ по предпродажной подготовке объектов республиканской государственной собственности, оценке эффективности управления государственным имуществом осуществляется за счет средств республиканского бюджета в пределах лимитов, устанавливаемых ежегодно Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В рамках программы 36 "Приватизация, управление государственным имуществом и деятельность государства по досудебному урегулированию споров, связанных с приватизацией, управлением государственным имуществом и государственным кредитованием" утвержден объем финансирования указанных видов работ на 2001 год размере 336 965 тыс. тенге. По прогнозным данным на 2002 год объем финансирования названных работ из республиканского бюджета должен составить 525 000 тыс. тенге, в том числе на оплату услуг советников 150 000 тыс. тенге, услуг по оценке объектов приватизации - 93 000 тыс. тенге, услуг по оценке земельных участков - 10 000 тыс. тенге, рекламы и информационных сообщений - 21 000 тыс. тенге, услуг консалтинговых организаций по периодическим комплексным обследованиям хозяйствующих объектов - 251 000 тыс. тенге.
На 2001 год местными бюджетами по 30 программе "Организация приватизации коммунальной собственности" предусмотрено финансирование в размере 42 323 тыс. тенге, по 31 программе "Приобретение имущества в коммунальную собственность" - 286 900 тыс. тенге, по 32 программе "Приобретение акций юридических лиц" -7 000 тыс. тенге.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
От реализации Программы ожидаются следующие результаты:
создание эффективной системы управления государственным имуществом;
полный и достоверный учет государственного имущества;
увеличение поступлений в государственный бюджет от использования государственного имущества (дивиденды на государственные пакеты акций, часть чистого дохода государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства, арендная плата и пр.);
создание условий для мониторинга и оперативного контроля состояния и
использования государственного имущества; создание информационной и организационной базы для принятия экономически обоснованных и взвешенных решений по управлению и распоряжению государственным имуществом. 8. План мероприятий на 2001 год по реализации Программы <*> Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 декабря 2001 г. N 1631 P011631_ . --------------------------------------------------------------------------- N ! Мероприятия !Форма !Ответственные ! Срок п/п ! !завершения !за исполнение ! исполнения --------------------------------------------------------------------------- 1. Совершенствование нормативной правовой базы 1.1. Разработать нормативный Нормативный КГИиП МФ 3 квартал правовой акт, регулирующий правовой 2001 г. организацию проведения акт мониторинга эффективности управления приватизирован- ными объектами и находящимися в государствен- ной собственности. 1.2. Разработать нормативный Нормативный КГИиП МФ, 3 квартал правовой акт, регулирующий правовой Отраслевые 2001 г. порядок отбора, назначения, акт министерства полномочия и ответственность (ведомства), представителей государства МЮ, (государственных служащих) Акимы в органах управления административно- акционерных обществ территориальных (хозяйственных товариществ) единиц с участием государства. 1.3. Разработать нормативный Нормативный КГИиП МФ, МЮ, 4 квартал правовой акт, регулирующий правовой Отраслевые 2001 г. порядок конкурсного отбора, акт министерства назначения, полномочия и (ведомства), ответственность руководителей Акимы админи- государственных предприятий. стративно- территориальных единиц 1.4. Внести изменения и Постановление КГИиП МФ, МЮ, 4 квартал дополнения в Положение о Правительства Отраслевые 2001 г. Реестре государственных министерства предприятий и учреждений, (ведомства), хозяйственных товариществ с РГП долевым участием государства, "Информационно- утвержденное постановлением учетный центр", Правительства Республики Акимы админи- Казахстан от 21 марта 1998 стративно- года N 246 P980246_ . территориальных единиц 1.5. Разработать План мероприятий Постановление КГИиП МФ, декабрь на 2002 год по реализации Правительства Отраслевые 2001 г. Программы повышения министерства эффективности управления (ведомства) государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы. 1.6. Разработать нормативный Постановление МФ, МЮ, 2 квартал правовой акт, определяющий Правительства Министерство 2001 г. порядок установления экономики и нормативов распределения торговли, чистого дохода респуб- Отраслевые ликанских государственных министерства предприятий на праве (ведомства) хозяйственного ведения. 2. Повышение эффективности управления государственным имуществом 2.1. Провести подготовительные Отчет в КГИиП МФ, декабрь мероприятия по проведению Правительство Отраслевые 2001 г. инвентаризации государствен- министерства ного имущества, находящегося (ведомства), на балансе юридических лиц Акимы админи- государственной и частной стративно- формы собственности на территориаль- территории Республики ных единиц Казахстан и за рубежом. 2.2. Провести регистрацию за Информация в КГИиП МФ, декабрь уполномоченным органом Правительство Отраслевые 2001 г. функций субъекта права министерства государственной собствен- (ведомства), ности на: Акимы админи- - Государственные пакеты стративно- акций и государственные территориаль- доли участия; ных единиц - Иные государственные объекты, переданные на баланс негосударственных юридических лиц и не включенные в их уставный капитал. 2.3. Предоставлять сводную Информация в КГИиП МФ, По итогам квартальную и годовую Правительство Отраслевые 1,2,3 информацию о финансово- министерства кварталов хозяйственной деятельности (ведомства), не позднее национальных компаний. Председатели 10 числа советов второго директоров месяца, национальных следующего компаний за отчет- ным периодом. По итогам 4 квартала и годовую не позднее 15 числа четвертого месяца, следующего за отчетным периодом 2.4. Систематизировать объекты Отчет в КГИиП МФ, декабрь учета государственного Правительство Отраслевые 2001 г. имущества и классифицировать министерства их по признакам: (ведомства), - Основной вид уставной Акимы админи- деятельности; стративно- - Отраслевая принадлежность; территориаль- - Численность работающих; ных единиц - Финансовое состояние. 2.5. Рассмотреть и утвердить Отчет в Отраслевые 4 квартал ежегодные бизнес-планы и Правительство, министерства 2001 г. бюджеты (сметы расходов) Информация в (ведомства) республиканских государствен- КГИиП МФ ных предприятий (включая сметы административных расходов) на 2002 год. 2.6. Осуществлять контроль за Отчет в МГД, Отрасле- 1 раз в своевременностью и полнотой Правительство, вые министер- полугодие начисления и перечисления Информация в ства (ведом- части чистого дохода КГИиП МФ ства), Ко- государственных предприятий митет финан- на праве хозяйственного сового контро- ведения, а также доходов, ля МФ (КФК МФ), полученных сверх сметы в Акимы админи- доход соответствующего стративно- бюджета по итогам 2000 года. территориаль- ных единиц 2.7. Разработать и утвердить Приказ КФК МФ, КГИиП 1 июля График проведения проверок Министерства МФ, Отраслевые 2001 финансово-хозяйственной финансов, министерства года деятельности государственных Решения (ведомства), предприятий на 2001 год. Акимов Акимы адми- нистративно- территориаль- ных единиц 2.8. Осуществлять контроль Отчет в Отраслевые По исполнения бизнес-планов и Правительство, министерства итогам бюджетов (смет расходов) Информация в (ведомства) года. республиканских госу- КГИиП МФ дарственных предприятий (включая сметы адми- нистративных расходов) на 2001 год. 2.9. Проводить анализ финансово- Отчет в Отраслевые В течение хозяйственной деятельности Правительство, министерства 45 дней государственных предприятий Информация в (ведомства), после по итогам полугодия, года в КГИиП МФ Акимы адми- окончания соответствии с утвержденными нистративно- полугодия, правилами проведения анализа территориаль- года. деятельности государственных ных единиц предприятий. 2.10 Определить перечень Приказ КГИиП МФ, 3 квартал акционерных обществ, в КГИиП МФ, Отраслевые 2001 г. Советах директоров которых Решения министерства обязательно участие Акимов (ведомства), представителей уполномочен- Акимы адми- ного органа и государствен- нистративно- ных органов управления. территориаль- ных единиц 2.11 Определить перечень Приказ КГИиП МФ, 3 квартал акционерных обществ, КГИиП МФ РК, Отраслевые 2001 г. управление государственными Решения министерства пакетами которых может быть Акимов (ведомства), передано в доверительное Акимы адми- управление негосударственным нистративно- юридическим и физическим территориаль- лицам ных единиц 2.12 Организовать избрание Информация в КГИиП МФ, В течение представителей государствен- Правительство КФК МФ, года ных органов управления в Отраслевые состав Советов директоров министерства и ревизионных комиссий (ведомства), акционерных обществ, Акимы адми- контрольный пакет акций нистративно- которых принадлежит территориаль- государству. ных единиц 2.13 Сформировать График Информация в Отраслевые 1 полу- проведения общих годовых КГИиП МФ, министерства годие собраний акционеров Отчеты в (ведомства), 2001 г. акционерных обществ, Правительство управляющие контрольные пакеты акций компании, которых принадлежат КГИиП МФ государству, по итогам 2000 года согласно требований действующего законодательства. 2.14 Осуществлять контроль за Информация в МГД, КФК МФ, 1 раз в своевременностью и полнотой КГИиП МФ, КГИиП МФ, полу- начисления и перечисления Отчет в Отраслевые годие. дивидендов на государствен- Правительство министерства ные пакеты акций и части (ведомства), чистого дохода хозяйственных управляющие товариществ с участием компании, государства в доход Акимы адми- соответствующего бюджета по нистративно- итогам 2000 года. территориаль- ных единиц 2.15 Рассмотреть и утвердить Информация в Отраслевые 4 квартал годовые бизнес-планы и КГИиП МФ министерства 2001 г. бюджеты национальных Отчет в (ведомства), компаний(включая сметы Правительство Советы административных расходов) директоров на 2002 год. национальных компаний, МФ, Акимы адми- нистративно- территориаль- ных единиц 2.16 Обеспечить проведение Информация в КГИиП МФ, Еже- мониторинга передачи в КГИиП МФ Отраслевые квартально имущественный наем (аренду) Отчет в министерства объектов государственной Правительство (ведомства), собственности, в том числе Акимы адми- имущества государственных нистративно- предприятий. территориаль- ных единиц 3. Приватизация государственного имущества 3.1. Завершить акционирование Информация КГИиП МФ, До конца республиканских госу- в КГИиП МФ АРЕМ ЗК и 2001 дарственных предприятий, Информация в ПМБ года согласно постановлению Правительство Отраслевые Правительства от 17 июня министерства 2000 года N 912 P000912_ (ведомства) "О перечне республиканских государственных предприятий и учреждений, подлежащих приватизации в 2000-2001 годах" 3.2. Определить перечень Постановление КГИиП МФ, 4 квартал республиканских госу- Правительства Отраслевые 2001 года дарственных предприятий, министерства подлежащих приватизации в (ведомства) 2002 году. 3.3. Обеспечить предпродажную Представление Отраслевые В течение подготовку юридических лиц материалов министерства года с участием государства, в КГИиП МФ (ведомства) подлежащих приватизации, в соответствии с действующим законодательством. 3.4. Осуществить продажу Информация в КГИиП МФ, Еже- объектов государственной Правительство Акимы квартально собственности, подлежащих админи- приватизации в 2001 году. стративно- территориаль- ных единиц 4. Осуществление постприватизационного контроля 4.1. Осуществлять проверки Отчет в КГИиП МФ, В течение исполнения контрактных Правительство Акимы адми- года обязательств покупателями нистративно- и доверительными территориаль- управляющими (концес- ных единиц сионерами, арендаторами) объектов государственной собственности (по действующим контрактам). 4.2. Организовать обследование Отчет в КГИиП МФ Не консалтинговыми Правительство позднее организациями эффективности 10 числа управления хозяйствующих второго субъектов и принять меры месяца по результатам обследований. следующего за от- четным полу- годием 4.3. Разработать дополнительные Информация в КГИиП В течение соглашения по контрактам Правительство МФ года купли-продажи с целью конкретизации и кор- ректировки отдельных положений по согласованию с покупателями и меж- ведомственной комиссией по контролю выполнения обязательств контрактов купли-продажи. _________________________________________________________________________ (Специалисты: Мартина Н.А., Пучкова О.Я.)