Об утверждении Программы инновационного развития Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 617

Действующий
      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы" Правительство Республики Казахстан:
      1.Утвердить прилагаемую Программу инновационного развития Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
     Республики Казахстан


                                            Утверждена постановлением

Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 617


                       Программа инновационного развития

                             Республики Казахстан
     
                             1. Паспорт Программы 

Наименование            Программа инновационного развития Республики       
                        Казахстан     

Основание для           Постановление Правительства Республики Казахстан
разработки              от 7 марта 2000 года N 367  

P000367_

  "О Плане 
программы               мероприятий по реализации Программы действий       
                        Правительства Республики Казахстан на 2000-2002    
                        годы". 
                        Концепция инновационной деятельности Республики    
                        Казахстан (одобрена на заседании Правительства     
                        Республики Казахстан, протокол от 20 июля 1999     
                        года N 19, утверждена приказом Министра            
                        энергетики, индустрии и торговли от 28 марта 2000  
                        года N 117)

Разработчик             Министерство энергетики и минеральных ресурсов 
                        Республики Казахстан

Цель                    Создание необходимых условий и благоприятной среды 
программы               для развития экономики страны на основе            
                        использования достижений науки и техники, 
                        формирование сбалансированной производственной 
                        инфраструктуры и поэтапное замещение части         
                        сырьевой составляющей в валовом национальном       
                        продукте страны на высокотехнологичную экспортную  
                        продукцию

Задачи                  В соответствии с целью программы предусматривается 
программы               решение следующих задач:
                        обеспечение приоритетного научно-технического и 
                        технологического развития экономики; 
                        формирование несырьевых секторов экономики;        
                        формирование системы государственной поддержки     
                        инновационной деятельности и преимущественного     
                        развития производственной предпринимательской      
                        деятельности;
                        проведение технологической модернизации
                        промышленности и создание экспортоориентированных
                        наукоемких производств;
                        формирование инфраструктуры инновационной 
                        деятельности;
                        привлечение в инновационную сферу субъектов малого 
                        бизнеса;
                        кадровое обеспечение инновационной деятельности; 
                        формирование нормативной правовой базы             
                        инновационной деятельности, обеспечивающей 
                        приоритетность инновационного развития экономики;  
                        развитие международного научно-технического        
                        сотрудничества.

Источники               Государственный бюджет, кредитные ресурсы, 
финансирования          собственные средства субъектов инновационной
                        деятельности, иностранный капитал.

Срок                    Реализация Программы намечена на период с 2001  по
реализации              2015 годы.

Ожидаемые               Обеспечение устойчивого социально-экономического
результаты              развития страны, снижение зависимости экономики от
                        конъюнктуры мировых рынков спроса. Создание новых
                        рабочих мест.

                                 2. Введение



      Программа разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ .
      Программа направлена на формирование и проведение единой государственной политики долгосрочного социально-экономического развития страны на основе использования достижений науки и техники.
      Одним из ключевых приоритетов Стратегии K972030_ "Казахстан-2030" является экономический рост на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом национальном продукте на высокотехнологичную, в том числе экспортную продукцию и эффективного использования научно-технологического потенциала страны.
      В Казахстане имеются все предпосылки для этого. Это - богатые природные ресурсы, наличие свободных производственных мощностей, достаточно квалифицированный инженерно-технический персонал и дешевая рабочая сила в сочетании с относительно высоким ее общеобразовательным уровнем, заделы по ряду технологических укладов.
      Наряду с этим, имеется ряд сдерживающих факторов. В частности, последние годы явились периодом быстрого нарастания технологической, отсталости Казахстана. Свертывание современных производств, деиндустриализация производительных сил, резкое сокращение абсолютных показателей производства, снижение доходов, и как следствие потребления и накопления у населения в значительной степени осложняют стартовые условия республики для поступательного экономического развития.
      Кроме того, характерной чертой отечественной экономики является существенный разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала. Более того, даже система подготовки кадров в основном ориентирована на кадровую поддержку сырьевых секторов экономики.
      В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, так как ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом объемов наукоемкой продукции - определяется экономическая мощь страны.
      Программа определяет цель и задачи инновационного развития республики на долгосрочный период, и будет ежегодно уточняться и корректироваться исходя из национальных социально-экономических приоритетов.

                  3. Анализ состояния экономики и обоснование
          необходимости инновационного развития Республики Казахстан

      В Казахстане за последнее десятилетие произошли кардинальные изменения, связанные с переходом республики на экономические отношения, основанные на рыночных механизмах. Однако, из-за отсутствия научно и экономически обоснованной модели перехода от плановой экономики к рыночной и ускоренного проведения реформ, проведенные меры не дали ожидаемых результатов в социально-экономическом развитии страны.
      Сырьевая зависимость экономики в периоды колебания цен на сырье проявилась в известном макроэкономическом эффекте, когда значительные поступления твердой валюты от экспорта сырья приводят к росту стоимости национальной валюты и внутренние производители оказываются не способны конкурировать с нарастающим импортом.
      Стагнация перерабатывающих отраслей (машиностроение, легкая, пищевая, электронная, оборонная и другие отрасли) в условиях Казахстана была усугублена отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки.
      Так, в промышленности за 1990-1999 годы доля несырьевых отраслей сократилась в 3-6 раз, в то же время увеличилась добыча не восполняемых природных ресурсов - нефти, газа и руд цветных и черных металлов.
      Достигнутый в 1999 году рост промышленного производства (102,2% к 1998 году) был обеспечен в основном за счет повышения мировых цен на основные товары казахстанского экспорта и увеличения добычи нефти и газа, производства черных и цветных металлов.
      В течение 2000 года сохранилась тенденция увеличения производства промышленной продукции по сравнению с соответствующими периодами прошлого года. Однако, этот рост также в значительной степени был обусловлен внешними условиями, благоприятно повлиявшими на конъюнктуру мирового рынка в связи с повышением цен на сырье.
      Сырьевая направленность инвестиционной политики страны ещҰ больше усугубила сложившиеся в промышленности диспропорции. Так, доля инвестиций в основной капитал нефтегазовой отрасли возросла с 31% в 1991 году до 63% в 1998 году. В 1999 году поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось почти в полтора раза по сравнению с 1998 годом и составило 1799 млн. долларов США. При этом около 87% от их общего объема пришлось на долю нефтегазового сектора (1524 млн. долларов США).
      Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. За истекшие годы произошло сокращение производства сельскохозяйственной продукции почти в 2,3 раза, посевных площадей в 1,9 раза, поголовья животных в 2,7 раза, ухудшилось обеспечение хозяйств качественными семенными и племенными материалами, техникой и запасными частями к ней. Несмотря на наметившиеся с 1999 года определенные положительные сдвиги в аграрном секторе экономики, кризисные явления в отрасли не преодолены.
      Спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, снижение платежеспособного спроса предприятий и населения негативным образом сказались на функционировании транспортно-коммуникационного комплекса.
      За период 1990-1999 годы объемы перевозок грузов всеми видами транспорта сократились на 60%. При этом падение объемов перевозок грузов на автомобильном транспорте составило 64%, железнодорожном - 55% и речном - 96%. В то же время, в результате увеличения добычи и перекачки нефти и газа, произошел рост грузоперевозок трубопроводным транспортом (127,8%).
      В экспорте страны, как и в предыдущие годы, превалирующим остается сырьевая направленность. В 1999 году при суммарном объеме экспорта около 6,6 млрд. долларов США (29% от ВВП), более 60% составили невосполнимые сырьевые ресурсы, в том числе цветные и чҰрные металлы 23,9%, топливо и нефтепродукты - 35,4%, а также продукция неорганической химии - 6,4%.
      Сырьевая направленность экономики ставит страну в полную зависимость от спроса мировых рынков на минеральное сырьҰ, металлы и нефть. При этом, из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортируемой продукции практически отсутствуют.
      Проблемы в значительной степени усугубляются из-за истощения рентабельных запасов руд цветных и черных металлов, невыгодного географического положения Казахстана (отдаленность мест добычи углеводородного сырья от основных потребителей) и повышенного риска сельскохозяйственного производства.
      Тенденции развития мирового сообщества свидетельствуют о возрастающем влиянии инновационной деятельности на темпы экономического роста. На мировом рынке продукты интеллектуального труда имеют более высокую стоимость по сравнению с другими сферами экономической деятельности. Требования рынка диктуют необходимость создания условий для широкого использования нововведений, усиления инновационной активности.
      Опыт свидетельствует, что в высокотехнологичных отраслях наблюдается повышенная склонность к нововведениям. Поэтому, чем шире представлены в структуре экономики наукоемкие отрасли, тем более развита в ней инновационная деятельность. Имеется и обратная закономерность: отраслевая структура экономики с доминированием добывающих отраслей первичной переработки сдерживает научно-технические инновации, что характерно для нынешнего состояния экономики Казахстана.
      В настоящее время возможности для роста производства продукции и развития услуг за счет увеличения занятости трудоспособного населения и вовлечения в оборот новых природных ресурсов становится все более ограниченным. В связи с этим для экономического развития решающее значение приобретают интенсивные факторы. В свою очередь, рост квалификации кадров и производительности труда, отдача от материалов и оборудования, определяется степенью использования достижений науки и техники в отраслях экономики.
      Инновационная деятельность способствует развитию новых хозяйственно-территориальных образований (технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм), трансформации взаимосвязей между ранее созданными хозяйствующими субъектами, развитию технологий управления. При этом претерпевает изменение и содержание система государственного регулирования экономикой.
      Инновационные процессы оказывают влияние не только на производство, но и практически на все стороны общественной жизни. В результате этого совершенствуется структура потребления материальных и нематериальных благ, создаются новые сферы жизнедеятельности людей. Например, одно рабочее место в области высоких технологий создает от пяти до десяти рабочих мест в сфере промышленности.
      Высокотехнологичные производства являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета. В настоящее время вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%. Потенциальные возможности инновационной деятельности должны учитываться в системе индикативного и бюджетного планирования.

                        4. Цели и задачи Программы

      Основной целью Программы является создание необходимых условий и благоприятной среды для развития экономики страны на основе использования достижений науки и техники, формирования сбалансированной производственной инфраструктуры и поэтапное замещение части сырьевой составляющей в валовом национальном продукте на высокотехнологичную экспортную продукцию.
      В соответствии с поставленной целью, Программа направлена на решение

следующих Задач: 
     формирование высокотехнологичных несырьевых секторов экономики;       
     государственная ресурсная поддержка инновационной деятельности;       
     проведение технологической модернизации промышленности и создание 
экспортоориентированных наукоемких производств; 
     формирование научно-инновационной инфраструктуры; 
     привлечение к инновационной деятельности субъектов малого 
предпринимательства; 
     формирование и реализация отраслевых и региональных инновационных 
программ;
     формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные 
условия для развития инновационной деятельности;
     сохранение и развитие наиболее перспективных научных направлений;
     подготовка специалистов для инновационных предприятий;
     развитие международного научно-технического сотрудничества.

        5. Основные направления и механизмы реализации Программы

           5.1. Стратегия и приоритеты инновационного развития 
   


      По сравнению с развитыми странами в Казахстане государственная научно-техническая политика имеет принципиальные особенности. Для развитых стран характерно увеличение объемов финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренное освоение новшеств за счет стимулирования взаимосвязи науки с частным сектором, всемерное содействие созданию и развитию корпоративного сектора науки, прямая ориентация научно-технического потенциала на решение экономических и социальных задач.
      В Казахстане же финансирование науки не является достаточным. Не развита система государственного стимулирования расходов хозяйствующих субъектов на науку и инновационную деятельность, сохраняется недооценка важности внедрения в производство научно-технических разработок.
      При таком положении дел разрыв в научно-технологическом развитии

Казахстана и развитых стран в дальнейшем будет еще больше увеличиваться. 
     В связи с этим необходима корректировка долгосрочной политики 
государства по развитию производительных сил общества, основой которой 
должен стать переход на высокие и наукоемкие технологии и снижение до 
безопасного уровня доли сырьевой составляющей в экспорте страны. 
     В Казахстане на переход экономики к инновационному пути развития 
окажет влияние ряд экономических, демографических, научно-технологических, 
организационных и других факторов (таблица). 
                                                                   Таблица
     
           Сравнительная характеристика факторов, которые окажут
        влияние на развитие инновационной деятельности в Казахстане
___________________________________________________________________________
          Положительные факторы         !      Отрицательные факторы
________________________________________!__________________________________
богатые природные ресурсы;               сырьевая направленность экономики;

наличие свободных                        ограниченное число собственных 
производственных мощностей;              технологий мирового уровня;
 
относительно развитый научно-            дефицит внутренних финансовых 
технический потенциал;                   ресурсов;

наличие технологических заделов по       неразвитость инфраструктуры 
ряду технологических укладов;            инновационной деятельности;

достаточно квалифицированный             деиндустриализация 
инженерно-технический персонал;          производительных сил;

дешевая рабочая сила в сочетании с       слабая техническая оснащенность 
достаточно высоким ее                    материально-технической базы;
общеобразовательным уровнем;

географическое расположение страны       неравномерность распределения 
на стыке двух континентов;               производительных сил;

сложившаяся система подготовки           отсутствие механизма и реальных
инженерно-технических кадров.            экономических стимулов для 
                                         коммерциализации научно-          
                                         технической деятельности;


                                         недостаточное нормативное         

правовое регулирование инновационной деятельности;

                                         отсутствие научно-технических и 

производственных кадров по ряду высокотехнологических отраслей производства;

                                         отсутствие управленческих кадров 

новой формации;

                                         незначительная емкость            

внутреннего рынка.
___________________________________________________________________________

      Для широкомасштабного обновления производства потребуются значительные капитальные средства, которых у республики в настоящее время в достаточном количестве нет. В связи с этим, для реализации поставленных задач, наряду с государственным финансированием предстоит привлечь кредитные ресурсы, собственные средства субъектов инновационной деятельности, иностранный капитал и др. Кроме того, необходимо практиковать приобретение оборудования и технологий по лизингу, так как это может значительно снизить нагрузку на бюджет.
      Необходимо иметь в виду, что бесконтрольный поток иностранных технологий и техники может подавить отечественную прикладную науку, создать реальную опасность возникновения технологической зависимости казахстанской экономики от зарубежных разработок. В результате этого возрастет вероятность утраты накопленного в течение десятилетий отечественного научного потенциала. И как следствие, республика будет вынуждена расширять импорт высокотехнологичной продукции.
      В связи с этим для Казахстана, исходя из опыта высокоразвитых зарубежных стран, наиболее приемлемыми являются следующие виды инноваций.
      Инновация "наращивания" заключающаяся в использовании при создании новых продуктов и технологий отечественного научно-технического потенциала и опыта зарубежных ученых и конструкторов. Данная инновация в полной мере соответствует государственным интересам и экономической безопасности страны, она может быть применена практически во всех отраслях экономики.
      Инновация "заимствования" заключающаяся в освоении продукции, ранее не производившейся в Казахстане и ориентированной на выпуск конечных продуктов потребления. Данная инновация может быть наиболее эффективна в случае создания совместных предприятий и развития франчайзинга.
      Инновация "переноса" заключающаяся в привлечении зарубежного научно-технического потенциала и нововведений в отечественную экономику. Данная инновация связана со значительными финансовыми затратами на приобретение лицензий и внедрение их в производство.
      Для Казахстана в ближайшую перспективу наиболее приемлемыми являются инновации "наращивания" и "заимствования", а также их сочетание, так как это наряду с использованием достижений науки и техники позволит обеспечить наращивание отечественного научно-технического потенциала в смежных и новых отраслях науки и техники.
      По мере развития отечественной экономики станет возможным сочетание активного (генерирующего) типа инновационного развития, основанного на продуцировании и реализации на мировых рынках собственных инновационных разработок в новых для республики нишах экспортной продукции, а также имитационного типа, базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенной интеграции в собственную инновационную систему (например, транспортное машиностроение).
      Учитывая значимость инновационного развития, в современных условиях особую роль приобретают инновационные проекты в таких областях, как первичная переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, топливно-энергетический комплекс, химия и нефтехимия, производство новых материалов, системы коммуникаций, транспорта и связи, биотехнология.
      При выборе приоритетов, определяющее значение следует уделять социальной переориентации экономики, диверсификации неэффективных производств, созданию новых рабочих мест, освоению более высоких технологических укладов и ресурсосбережению, которые в первую очередь необходимо проводить в отраслях и производствах, способных поставлять на потребительский рынок высококачественные промышленные товары, продовольствие, повысить степень самообеспеченности ими.
      Точки роста для этого направления - опережающее развитие производства бытовой техники, товаров повседневного спроса и экологически чистых продуктов.
      Развитые страны, под давлением энергетического и экологического кризисов, перешли к ресурсосберегающему типу воспроизводства за счет отказа от энергозатратных и перехода к безотходным технологиям. Учитывая низкую технологическую укладность сырьевых отраслей промышленности в Казахстане ресурсосберегающие инновационные проекты могут иметь высокую экономическую эффективность.
      Точки роста для этого направления - увеличение глубины переработки минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья, освоение конечных переделов в металлургии, утилизация техногенного и вторичного сырья.
      При определении более высоких технологических укладов необходимо исходить из того, насколько экономика страны сумеет адаптироваться к требованиям мирового технико-технологического развития при формировании пятого технологического уклада.
      Точки роста для этого направления - информатика и микроэлектроника, биотехнология и новые материалы.

                   5.2. Порядок формирования Программы

      Базовым принципом инновационного развития республики является реализация трех последовательно-взаимосвязанных этапов Программы.
      Краткосрочный этап Программы (2001-2003 годы) состоит из двух подэтапов:
      Подготовительный (2001-2002 годы) включает комплекс мероприятий по организации инновационных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов, запуску пробных производств, отработке системы контроля и регулирования, формированию управленческих структур.
      Основной (2003 год) включает комплекс мероприятий по созданию и развитию малых и средних инновационных предприятий в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, апробации выхода товаров на внешние рынки, формированию кадровой структуры, отработка механизмов приобретения лицензий, патентов и технологий.
      Задачи краткосрочного этапа Программы:
      развитие инфраструктуры инновационной деятельности (создание системы производственно-технологического и информационного обеспечения, государственной экспертизы, сертификации, подготовки и переподготовки кадров);
      создание систем информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;
      разработка законодательных и нормативных правовых актов;
      реализация региональных и отраслевых инновационных подпрограмм и проектов со сроками окупаемости до 2-х лет.
      Среднесрочный этап Программы (2003-2008 годы) включает комплекс мероприятий по реализации перспективных научно-технологических разработок, созданию высоких технологий и наукоемких производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на внешних рынках продукции. Основные работы будут осуществляться в базовых научно-технологических центрах подготовки технологий к промышленному освоению - технопарках и бизнес-инкубаторах.
      Среднесрочный этап Программы будет формироваться на основе достижений отечественной науки, заимствования зарубежных техники и технологий, приобретения патентов и лицензий.
      Задачи среднесрочного этапа Программы:
      внедрение технологий, обеспечивающих выпуск экспорто-ориентированной продукции;
      организация производства технологического оборудования, комплектующих изделий и машин, отвечающих требованиям мирового рынка, для нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи;
      запуск наукоемких производств, ориентированных на выпуск продукции, пользующейся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках;
      подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы.
      Долгосрочный этап Программы (2008-2015 годы), будет базироваться на результатах среднесрочной программы. Она рассчитана на длительную перспективу и будет ориентирована на создание средних и крупных предприятий, способных формировать новые сферы потребления и рынки сбыта, на разработку базисных инноваций, технологическую реструктуризацию производств и выпуск новых для мировых рынков товаров. В этот же период будет применена стратегия "переноса" передовых зарубежных технологий.
      В рамках долгосрочного этапа Программы будет проведена переориентация отечественных научных учреждений на приоритетные научно-технологические направления и создание новых для республики технологических укладов.
      Задачи долгосрочного этапа Программы:
      реализация наиболее востребованных проектов среднесрочной программы;
      формирование крупных производств со стабильными рынками сбыта продукции;
      обеспечение технологического развития отраслей экономики.
      Планы мероприятий по реализации среднесрочного и долгосрочного этапов Программы будут разрабатываться исходя из полученных результатов реализации предыдущих этапов Программы, и утверждаться отдельными постановлениями Правительства Республики Казахстан.
      Программа, в части конкретных экономических показателей будет ежегодно уточняться и корректироваться исходя из национальных социально-экономических приоритетов.
      Попытки поддержать сразу все отрасли без учета их социально-экономической значимости и специфики развития не позволят в полной мере реализовать инновационное развитие республики.
      В связи с этим, приоритетные направления развития науки и техники на ближайшую и дальнюю перспективу, а также перечень критических технологий республиканского уровня, которые необходимо поддержать в первую очередь, будут определяться Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан. При отборе "критических технологий" будет учитываться их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической обстановки.
      Исходя из этого перечня, на конкурсной основе в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках" и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок формирования и реализации инновационных программ и проектов, будут формироваться отраслевые и региональные целевые инновационные программы на указанный период.

                  5.3. Методы прямой и косвенной поддержки

      С целью регулирования инновационных процессов государство будет оказывать как прямую поддержку инновационной деятельности, инициируя нововведения, и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредовано, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.
      Прямое регулирование инновационной деятельности будет осуществляться на основе:
      выбора приоритетных направлений развития науки и техники и определения перечня "критических технологий";
      целенаправленного финансирования из государственного бюджета;
      выделения прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональное значение, но не привлекательных для частных инвесторов;
      софинансирования государством инновационных проектов и подпрограмм, реализуемых негосударственными структурами;
      инициирования и осуществления демонстрационных проектов;
      государственной экспертизы инновационных проектов на соответствие приоритетам инновационного развития страны;
      формирования инфраструктуры инновационной деятельности (технологические парки, бизнес-инкубаторы и др.);
      развития международного научно-технического сотрудничества.
      Косвенное регулирование инновационной деятельности будет осуществляться на основе:
      льготного налогового законодательства;
      льготного инвестиционного, лицензионного и таможенного законодательства для отечественных и зарубежных инвесторов.

             5.4. Формирование инновационной инфраструктуры

      Одним из способов государственной поддержки инновационной деятельности станет формирование на территории республики единой скоординированной, с учетом региональных особенностей, инновационной инфраструктуры, включающей инновационные центры, инкубаторы, технопарки, консалтинговые и обучающие фирмы, организаций по конструкторско- технологической поддержке инновационных предприятий.
      При формировании инфраструктуры государство будет исходить из того, что создаваемые им в регионах объекты научно-технической и инновационной деятельности будут общими для всех хозяйствующих в них субъектов, связанных со сферой науки и техники. Это позволит при решении задач инновационного развития объединить потенциал научных организаций, инновационных предприятий, вузов и субъектов малого предпринимательства.
      Особое внимание будет уделяться конструкторско-технологической доводке новшеств и подготовке производств, производственно-технологической поддержке инновационных предприятий при разработке конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий. Активной будет роль этих структур в продвижении научно-технических разработок и наукоемкой продукции на местные и зарубежные рынки, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности.
      С учетом экономической специализации регионов, наличия промышленного, научного и учебного потенциалов в Атырау, Актау, Актобе, Павлодаре, Шымкенте, Усть-Каменогорске и других городах будет создаваться сеть бизнес-инкубаторов и технопарков.
      Для обеспечения информационного обмена между потребителями инноваций и авторами нововведений будет сформирована база данных, которая в дальнейшем будет представлена на специальном сайте в системе "Интернет".

           5.5. Правовые основы развития инновационной деятельности

      Развитие инновационной деятельности невозможно без создания и постоянного совершенствования нормативной правовой базы.
      Основой правового регулирования научно-технической деятельности в Казахстане являются Законы Z921100_ "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", Z960006_ "Об авторском праве и смежных правах" и Z990427_ "Патентный закон Республики Казахстан".
      С целью обеспечения правовых отношений при переходе экономики на путь инновационного развития будет принят базовый Закон Республики Казахстан "Об инновационной деятельности" и пакет нормативных правовых актов, регламентирующих порядок формирования и реализации инновационных программ и проектов.
      Особое внимание будет уделяться качеству продукции, защите прав промышленной и интеллектуальной собственности.
      Национальные стандарты, исходя из требований, предъявляемых к качеству продукции, товарам и услугам, будут разрабатываться на основе современных достижений науки, техники и технологий, международных стандартов, прогрессивных государственных стандартов других стран.
      Широкое внедрение в экономику страны стандартов типа Систем качества ИСО 9000 и Систем управления охраной окружающей среды ИСО 14000 обеспечит комплексный подход при реализации системы стандартизации в Казахстане, повысит качество и конкурентоспособность казахстанской продукции, создаст благоприятные условия для экономии материальных ресурсов и защиты окружающей среды.
      Большое значение на развитие инновационной деятельности окажут правовые аспекты охраны интеллектуальной собственности, включающей в себя промышленную собственность (изобретения, модели, промышленные образцы), средства индивидуализации предприятий и их продукции (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования), информационные продукты (программное обеспечение, базы данных), прочие нематериальные ресурсы (коммерческие тайны, лицензии и другое).
      В связи с этим первостепенную значимость приобретает задача эффективного управления интеллектуальной собственностью, на основе совокупности экономических, производственных, инвестиционных и финансовых норм и нормативов.
      Предстоит провести инвентаризацию государственной интеллектуальной собственности, определить ее истинную стоимость и возможность коммерческой реализации, расширить государственную поддержку наиболее важных интеллектуальных разработок и другие.

                      5.6. Международное сотрудничество

      В развитых странах внутренние рынки, как правило, уже не способствуют реализации широкомасштабных инновационных проектов, и поэтому разработчики стали все больше уделять внимания распространению своих новшеств за рубежом.
      Однако, наряду с углублением кооперации, между мировыми экономическими лидерами резко обостряется конкуренция на рынках наукоемкой и инновационной продукции, усиливается борьба за научно-технические и инновационные ресурсы. В последние годы к этому соперничеству все чаще стали подключаться новые индустриальные страны и развивающиеся государства.
      В этих условиях государству предстоит сыграть активную роль в регулировании международных инновационных связей, укреплении положения Казахстана на мировом научно-техническом пространстве и обеспечении отечественным товарам выхода на внешние рынки.
      В связи с этим государство, с целью стимулирования международного научно-технического сотрудничества, возьмет на себя финансирование казахстанской части двусторонних и многосторонних инновационных программ и проектов, совместных технологических центров, специализированных фондов и инновационной инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации кадров за рубежом, закупку зарубежной научно-технической литературы.
      Казахстан свое сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств будет осуществлять на основе P990196_ Соглашения о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технической сфере, совершенное 11 сентября 1998 года в Москве.
      Росту инновационной активности в республике будет способствовать разработка и реализация рамочных и интегрированных программ сотрудничества в областях технологического развития и крупномасштабных целевых проектов под эгидой таких международных организаций, как ТАСIS, ЮНИДО, МАГАТЭ, ЮНКТАД и другие.
      Будет практиковаться привлечение зарубежных специалистов и экспертов к разработкам и оценке программ и проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение для республики.
      С целью предотвращения утечки из страны инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения в страны, где их использование может нанести ущерб мировому сообществу, на постоянной основе будет обновляться перечень технологий и товаров, экспорт которых подлежит обязательному правительственному контролю.

              6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

                           6.1. Финансовое обеспечение

      В условиях рыночной экономики система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государств.
      Эта система направлена в первую очередь на создание необходимых условий для быстрого и эффективного внедрения технических новшеств в экономику страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки, сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала, предотвращение утечки высококлассных специалистов за рубеж.
      Элементами этой системы выступают:
      совокупность источников поступления финансовых средств;
      механизм аккумуляции денежных средств и их вложения в инновационные программы и проекты;
      механизм контроля за финансовыми средствами, включая систему возвратности и оценки эффективности их использования.
      Средства на развитие инновационной деятельности должны быть изысканы из внутриреспубликанских источников и в основном направляться на:
      развитие инновационной инфраструктуры - создание бизнес-инкубаторов, специальных конструкторских бюро, инновационных фондов, систем подготовки и переподготовки кадров.
      Будет сформирована система финансового контроля, обеспечивающая:
      сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения;
      своевременность и полноту выполнения взятых предприятием финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
      рациональное использование материальных и финансовых ресурсов;
      решение иных задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.
      В связи с этим, государство будет формировать систему финансирования инновационной деятельности исходя из следующих исходных принципов:
      ориентация системы на быстрое и эффективное внедрение научно-технических достижений;
      множественность источников финансирования;
      возможность быстрой перестройки для обеспечения максимальной эффективности как всей системы финансирования инновационных проектов, так и ее составляющих;
      охват максимально широкого круга технических и технологических новшеств и направлений для практического применения;
      обоснованность и юридическая защищенность применяемых механизмов.
      С целью обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно-технических программ, а также мероприятий по освоению новых видов промышленной продукции на местах будет создана система негосударственных фондов поддержки инноваций. Такие фонды будут создаваться как на региональном уровне, так и в рамках национальных компаний, концернов и холдингов.
      Источниками негосударственного финансирования инновационной деятельности выступят:
      собственные средства инновационных предприятий;
      средства, мобилизуемые за счет эмиссии ценных бумаг;
      кредиты коммерческих банков;
      специализированные и благотворительные фонды;
      средства инвестиционных компаний, других инновационных предприятий, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.
      При решении задач быстрого промышленного освоения крупных технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники получит развитие финансовый лизинг.

                     6.2. Научно-техническое обеспечение

      Научно-техническое обеспечение является определяющим условием инновационного развития и направлено на создание и продвижение продукции на новые рынки.
      Технологии и оборудование должны удовлетворять требованиям экологической, технической безопасности и санитарным нормам, обеспечивать быстрое проведение технического перевооружения и выпуск продукции мирового уровня или превосходящую по качеству аналогичную продукцию.
      Государство, исходя из функций научно-технического обеспечения и требований, предъявляемых к оборудованию и технологиям, будет осуществлять:
      формирование инновационных программ и проектов;
      проведение комплексной научно-технической экспертизы;
      проведение фундаментальных научных исследований;
      научно-техническое сопровождение инновационных программ и проектов;
      прогноз мирового научно-технического развития;
      проведение закупа и лизинга зарубежных технологий и оборудования на тендерной основе с обязательным проведением комплексной научно-технической, технологической и экологической экспертизы.

                         6.3. Кадровое обеспечение

      Казахстан, при переходе на инновационный путь развития, будет нуждаться в специалистах, обладающих необходимыми знаниями в области современного менеджмента. Предприятиям и организациям всех форм собственности потребуются специалисты, способные за относительно короткий срок создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность и конкурентоспособность инноваций.
      Кадры инновационной сферы - это, прежде всего, активные участники процесса создания и освоения новых технологий. Сложность структуры кадров обуславливается особенностями задач инноваций, а также спецификой научного и научно-технического труда. Составляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных работников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспомогательный и обслуживающий персонал.
      Инновационные предприятия в первое время не в состоянии будут оплачивать подготовку кадров за счет собственных средств. Поэтому, с целью государственной поддержки таких предприятий, будет разработана программа подготовки специалистов в области управления инновационными процессами в рамках государственного заказа. Будет предусмотрена возможность стажировки специалистов на базовых предприятиях заказчиков.
      Одной из форм подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности, включая обучение целевых "менеджерских команд" для управления и реализацией конкретными предпринимательскими проектами станут инновационные центры и технопарки.
      Современное состояние кадрового потенциала Казахстана не позволяет в полной мере осуществлять разработку технологий мирового уровня и производить высококачественную экспортную и импортозамещающую продукцию. В связи с этим, будут практиковаться стажировки казахстанских специалистов в ведущих зарубежных компаниях и научно-исследовательских организациях.
      Одним из приоритетных и наиболее эффективных направлений кадрового обеспечения станет привлечение в Казахстан высококвалифицированных зарубежных специалистов для переподготовки отечественных специалистов.

              7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Главным результатом реализации Программы станет создание в республике несырьевого, экспортоориентированного сектора экономики, способного производить конкурентоспособную на внешних рынках высокотехнологичную продукцию, сопоставимую, на завершающем этапе, по объему продаж, с сырьевой составляющей экспорта.
      За счет создания рынка интеллектуальной собственности будут вовлечены в хозяйственную деятельность научно-технические достижения отечественных ученых и специалистов, что обеспечит вхождение Казахстана как равноправного партнера в мировое разделение научного труда.
      Реализация Программы позволит:
      обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны в первую очередь на основе достижений науки и техники;
      осуществить перевод базовых отраслей промышленности на новые технологические уклады и переделы;
      снизить экономическое давление на сырьевые сектора экономики;
      обеспечить устойчивое развитие экономики путем снижения доли крупных предприятий в структуре ВВП за счет преимущественного развития малых и средних предприятий;
      создать условия для развития малого инновационного бизнеса;
      сформировать экономически активный слой собственников;
      снизить социальную напряженность среди населения.
      За счет освоения производства принципиально новых видов наукоемкой продукции и внедрения высоких технологий, развития несырьевого сектора экономики будет обеспечен ежегодный стабильный прирост валового внутреннего продукта страны до 5-6%, в том числе в промышленном производстве до 5-7%, сельском хозяйстве - 2-3%, транспорте и связи - 10-12%.
      Будут созданы необходимые условия для ускоренного освоения результатов научных разработок в приоритетных отраслях экономики - энергетике, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, транспорте и связи, агропромышленном комплексе и других отраслях.
      Программа позволит максимально задействовать отечественный научно-технический потенциал, обеспечить востребованность науки и инженерно-технических работников.
      Инновационное развитие страны обеспечит проведение единой структурной перестройки экономики, привлечение в несырьевой сектор инвестиций и технологий мирового уровня, техническое перевооружение и модернизацию производств, создание новых рабочих мест и насыщение рынка конкурентоспособной продукцией.

     Государство, создавая необходимые условия для инновационного 
развития, стимулируя инновационную активность населения, будет 
содействовать становлению и развитию производственного предпринимательства 
в сфере инновационной деятельности. 
     Создание благоприятного инновационного климата в республике станет 
базовым фактором превращения Казахстана в высокоиндустриальное общество с 
социально ориентированной и развитой рыночной экономикой. 

          8. План мероприятий по реализации Программы инновационного
                развития Республики Казахстан на 2001-2003 годы 
___________________________________________________________________________
 N !        Мероприятие        !Форма за-! Ответственные за !Срок исполне-
п/п!                           !вершения !    исполнение    !     ния     
___!___________________________!_________!__________________!______________
1  !             2             !     3   !         4        !         5    
___!___________________________!_________!__________________!______________
                     Нормативно-правовое обеспечение 
___________________________________________________________________________
1   Разработать Закон Республи- Проект     Министерство эконо-    2001 год 
    ки Казахстан "Об инноваци-  Закона     мики и торговли,
    онной деятельности"         Республики Министерство энер-
                                Казахстан  гетики и минераль-
                                           ных ресурсов, Ми-
                                           нистерство образо-
                                           вания и науки

2   Подготовить и утвердить     Приказы    Министерство образо-   Сентябрь 
    унифицированные правила и   министров  вания и науки, Мини-   2001 года
    формы документов для отбо-             стерство энергетики
    ра и финансирования инно-              и минеральных ресур-
    вационных проектов                     сов, Министерство
                                           финансов, Министерс-
                                           тво экономики и тор-
                                           говли   
___________________________________________________________________________
               Формирование инновационной инфраструктуры  
___________________________________________________________________________
3   Разработать типовые доку-   Совместный Министерство экономи-  Сентябрь
    менты о порядке формирова-  приказ     ки и торговли, Минис-  2001 года
    ния и ресурсного                       терство энергетики и
    обеспечения технопарков                минеральных ресурсов,
    и бизнес-инкубаторов                   Министерство образо-
                                           вания и науки, Агент-
                                           ство по регулированию
                                           естественных монополий
                                           и поддержке малого
                                           бизнеса
     
4   Создать сеть бизнес-        Решение    Акимы областей, горо-  2001-2003
    инкубаторов, технопарков    акимов     дов Астаны и Алматы,     годы
    и региональных инновацио-   областей   Министерство энерге-
    нных фондов в крупных       и городов  тики и минеральных 
    промышленных центрах        Астаны и   ресурсов, Министерс-
                                Алматы     тво образования и
                                           науки, Министерство
                                           экономики и торговли

5   Создать банки данных        Банки      Министерство образо-   2001-2003
    отечественных научных       данных по  вания и науки, Мини-      годы
    разработок в области        отраслям   стерство энергетики
    технологий, менеджмента,    экономики  и минеральных ресур-
    новых товаров и услуг                  сов, Министерство
                                           транспорта и коммуни-
                                           каций, Министерство 
                                           сельского хозяйства, 
                                           Агентство по регули-
                                           рованию естественных 
                                           монополий и поддержке
                                           малого бизнеса, акимы 
                                           областей, городов 
                                           Астаны и Алматы
     
6   Разработать Положение о     Совместный Министерство экономи-  Декабрь
    тендере проектов по         приказ     ки и торговли, Минис-  2002 год
    созданию инновационных                 терство энергетики и
    производств на средне-                 минеральных ресуров,
    срочную перспективу                    Министерство образо-
                                           вания и науки

7   Разработать отраслевые и    Решения    Аппараты акимов        Декабрь
    региональные инновационные  акимов,    областей и городов     2001 года
    программы                   приказы    Алматы, Астаны, Ми-
                                министров  нистерство экономики
                                           и торговли, Министерс-          
                                           тво энергетики и мине-          
                                           ральных ресурсов, 
                                           Министерство образова-
                                           ния и науки, Министерс-
                                           тво транспорта и комму-
                                           никаций, Министерство 
                                           сельского хозяйства

8   Создать Межведомственный    Совместный Министерство экономи-  Сентябрь 
    Совет по координации        приказ     ки и торговли, Минис-  2001 года
    инновационной деятельности             терство энергетики и            
                                           минеральных ресурсов,           
                                           Министерство образова-
                                           ния и науки, Министерс-
                                           тво транспорта и комму-
                                           никаций, Министерство 
                                           сельского хозяйства,
                                           Агентство по регули-
                                           рованию естественных 
                                           монополий и поддержке
                                           малого бизнеса, аппа-
                                           раты акимов областей и 
                                           городов Астаны и Алматы
     
9   Осуществлять ежегодный      Предложе-  Министерство экономи-  Ежегодно
    анализ и выявление проблем  ния для    ки и торговли, Минис-  декабрь 
    развития высокотехнологич-  Высшей     терство энергетики и
    ных отраслей в реальном     научно-    минеральных ресурсов,   
    секторе экономики, решение  техничес-  Министерство образова-
    которых требует научно-     кой коми-  ния и науки, Министерс-
    технологического            ссии при   тво транспорта и комму-
    обеспечения                 Правитель- никаций, Министерство
                                стве Рес-  сельского хозяйства,
                                публики    акимы областей, горо- 
                                Казахстан, дов Астаны и Алматы
                                информация 
                                в Прави-
                                тельство
___________________________________________________________________________
                Финансовое обеспечение          
___________________________________________________________________________
10  Предусмотреть в Законах     Проект     Министерство финансов, 2001 год,
    Республики Казахстан "О     Закона     Министерство экономики 2002 год
    республиканском бюджете на  Республи-  и торговли, Министерс-
    2002 год" и "О республи-    ки Казах-  тво образования и науки
    канском бюджете на 2003     стан
    год" статью расходов "На 
    инновационное развитие"

11  Реализовать инновационные   Информация Министерство экономики Ежегодно,
    проекты и программы,        в Прави-   и торговли, Министерс- декабрь  
    прошедшие конкурс           тельство   тво образования и  
                                Республики науки, Министерство
                                Казахстан  энергетики и минераль-
                                           ных ресурсов
___________________________________________________________________________
          Информационное обеспечение и пропаганда
___________________________________________________________________________
12  Создать информационный      WEB -      Министерство экономики Декабрь
    сайт в системе Интернет     страница   и торговли, Министерс- 2001 года
    об отечественных иннова-               тво образования и 
    циях                                   науки, Министерство
                                           энергетики и минераль-
                                           ных ресурсов, Минис-
                                           терство сельского 
                                           хозяйства, Министерс-
                                           тво транспорта и ко-
                                           ммуникаций  

13  Разработать методики по     Методи-    Министерство экономики Декабрь 
    практическому внедрению     ческие     и торговли, Министерс- 2001 года
    механизмов финансовой       рекомен-   тво энергетики и ми-
    поддержки инновационного    дации      неральных ресурсов,
    развития (софинансирование             Министерство государс-
    льготного кредитования,                твенных доходов, Ми-
    лизинга и т.д.)                        нистерство финансов,
                                           Министерство образо- 
                                           вания и науки


14  Подготовить аналитические   Информация Министерство экономики Ежегодно,
    материалы к ежегодному      в Прави-   и торговли, Министерс- декабрь 
    докладу в Правительстве     тельство   тво энергетики и ми-  
    Республики Казахстан о      Республики неральных ресурсов,
    состоянии и развитии        Казахстан  Министерство образо-
    инновационной деятельности             вания и науки, Минис-
    и мерах по ее государстве-             терство финансов
    нной поддержке

15  Привлечь СМИ к пропаганде   Информация Министерство информа-  Постоянно
    инновационного развития,    в СМИ      ции и общественного 
    организовать и проводить    Пресс-ре-  согласия, Министерство   
    круглые столы и пресс-      лизы       энергетики и минераль-
    конференции                            ных ресурсов, Минис-
                                           терство образования и 
                                           науки, Министерство 
                                           экономики и торговли,           
                                           Министерство транспорта
                                           и коммуникаций, Минис-
                                           терство сельского 
                                           хозяйства
     
16  Провести республиканский    Решение    Министерство экономики 2001 год
    семинар-совещание по        семинара   и торговли, Министерс-
    проблемам и перспективам               тво образования и 
    инновационного развития                науки, Министерство
                                           энергетики и минераль-
                                           ных ресурсов

17  Сформировать информационно- Информация Министерство экономики Ежегодно,
    статистический массив,      в Прави-   и торговли, Агентство  январь
    проводить мониторинг        тельство   по статистике, Минис-
    инновационного развития в   Республики терство транспорта и 
    отраслевом и региональном   Казахстан  коммуникаций, Минис- 
    разрезе                                терство сельского хо- 
                                           зяйства, Министерство
                                           энергетики и минераль-
                                           ных ресурсов, аппараты
                                           акимов областей и го-
                                           родов Астаны и Алматы
___________________________________________________________________________
                       Кадровое обеспечение
___________________________________________________________________________
18  Создать региональные        Информация Акимы областей, горо-  Декабрь  
    центры подготовки и         в Прави-   дов Астаны и Алматы,   2001 года
    переподготовки кадров       тельство   Министерство экономи-
                                Республики ки и торговли, Минис-
                                Казахстан  терство образования и
                                           науки, Министерство
                                           энергетики и минераль-
                                           ных ресурсов

19  Организовать подготовку     Курсы,     Министерство экономики 2001-2003
    инженерно-технических       семинары   и торговли, Министерс-   годы
    специалистов для инноваци-             тво образования и 
    онных предприятий и пере-              науки, Академия госу-
    подготовку служащих,                   дарственной службы,
    работающих в инновационной             Министерство энерге-
    сфере                                  тики и минеральных
                                           ресурсов, Министерство  
                                           сельского хозяйства,
                                           Министерство транспор-
                                           та и коммуникаций
___________________________________________________________________________
                      Международное сотрудничество     
___________________________________________________________________________
20  Обеспечить сотрудничество   Информация Министерство иностран- Ежегодно,
    со странами СНГ и дальнего  в Прави-   ных дел, Министерство  январь
    зарубежья при реализации    тельство   экономики и торговли,
    совместной инновационной    Республики Министерство энерге-
    деятельности                Казахстан  тики и минеральных        
                                           ресурсов, Министерство          
                                           образования и науки,            
                                           Министерство транспор-
                                           та и коммуникаций, 
                                           Министерство сельского          
                                           хозяйства, аппараты 
                                           акимов областей и 
                                           городов Астаны и Алматы

21  Подготовить проект          Проект     Министерство экономики 2001-2003
    рамочного Соглашения об     соглашения и торговли, Министерс-   годы 
    инновационном сотрудни-                тво иностранных дел,
    честве со странами СНГ и               Министерство энергетики 
    дальнего зарубежья                     и минеральных ресурсов,
                                           Министерство образова-
                                           ния и науки, Министерс-
                                           тво юстиции
___________________________________________________________________________
     
(Специалисты: Склярова И.В.,
              Умбетова А.М.)