1. Утвердить прилагаемую Программу "Молодежь Казахстана" (далее - Программа).
2. Контроль и координацию деятельности по обеспечению выполнения Программы возложить на Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2001 года N 249
Программа "Молодежь Казахстана"
Паспорт Программы
Наименование программы Программа "Молодежь Казахстана" Основание для разработки Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года N 73 N990073_ "О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан". Пункт 4.5.1.4 Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы". Пункт 23 Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики на 2000 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2000 года N 336 P000336_ "О Плане мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан на 2000 год". Краткое содержание Программа включает в себя комплекс мероприятий по основным направлениям государственной молодежной политики Республики Казахстан Сроки реализации программы 2001-2002 годы Введение
Программа "Молодежь Казахстана" разработана в соответствии с пунктом 4.5.1.4 Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы", пунктом 23 Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики на 2000 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2000 года N 336 P000336_ "О плане мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан на 2000 год" и определяет основные направления развития государственной молодежной политики на 2001-2002 годы.
Разработка программы и включение ее подготовки в План мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы инициировано в связи с принятием распоряжения Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года N 73 N990073_ "О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан".
Анализ современного состояния проблемы
Социально-демографическое положение молодежи
Республики Казахстан
Численность зарегистрированного в ходе переписи населения 1999 года по данным Агентства Республики Казахстан по статистике составила 14 953 100 человек. Общее число граждан в возрасте 15-29 лет - 3 787 700 человек, или 25,7% от общей численности населения.
Общая численность молодых казахстанцев в период между 1989 и 1999 годами уменьшилась на 470 600 человек.
Статистические данные показывают наличие существующих и потенциальных проблем, связанных с активными процессами урбанизации и маргинализации молодого поколения, оттока населения из сельской местности. Так, общая численность молодежи, проживающей в городской местности, составила 2112500 человек, сельской молодежи насчитывается 1685100 человек.
За период с 1997 по 1999 год произошло сокращение численности
сельской молодежи более чем на 158 тысяч человек (с 1 843 489 человек до 1 685 100 человек). Анализ демографической статистики показывает имеющиеся различия в структуре молодежи по сравнению с населением страны в целом. Если в общей структуре населения наблюдается преобладание числа лиц женского пола над мужским, то гендерный состав населения в возрасте от 15 до 29 лет свидетельствует о численном превосходстве лиц мужского пола (Таблица 1). Таблица 1. Распределение молодого населения по полу (на начало года, тысяч человек) ------------------------------------------------------------------------- Возрастные группы ! Мужской ! Женский ------------------------------------------------------------------------- 0-14 лет 2184,7 2089,4 15-29 лет 1901,2 1886,4 ------------------------------------------------------------------------
При сохраняющейся динамике рождаемости по половой характеристике можно утверждать, что в скором времени будет фиксироваться паритет между лицами разного пола.
С 1995 по 1999 год общий коэффициент рождаемости в стране снизился на 25,8%.
Значительное снижение рождаемости произошло в возрастной группе от 25 до 29 лет с 1996 года.
Таким образом, прогноз демографического развития внутри молодежной среды показывает высокую вероятность дальнейшего обострения проблем, связанных с сохранением численности населения.
Неблагоприятная демографическая ситуация и обозначенные тенденции в связи с ростом общего коэффициента смертности находят свое развитие и среди молодежи.
Среди основных причин смертности молодых людей обозначены инфекционные и паразитарные заболевания, болезни системы кровообращения.
Значительны показатели роста смертности среди молодежи, происходящие по обстоятельствам социального характера (несчастные случаи, убийства и суицид, отравления, травмы и врожденные аномалии).
Одним из ведущих показателей демографической ситуации в стране являются семейно-брачные отношения.
По состоянию на 1999 год среди молодежи было зарегистрировано и состояло в браке 64001 человек.
Наибольшая брачная активность наблюдается среди средней возрастной группы молодежи. Наблюдается тенденция увеличения возраста людей, вступающих в брачные отношения.
Согласно официальным данным статистики о браках и разводах за последние годы зафиксировано значительное сокращение численности официальной регистрации семейных отношений. Если в 1989 году было зарегистрировано 165 400 браков, то в 1999 году этот показатель составил 64001.
Преобладающее число расторжения браков зарегистрировано среди мужчин и женщин, состоящих в первичном браке в возрасте до 30 лет - 7230 разводов (для сравнения число расторжения браков, где оба супруга в возрасте старше 30 лет - 3688).
Актуальной для молодежи остается проблема миграции, как фактической, так и потенциальной. Этот процесс может иметь значительные социальные и экономические последствия для республики.
В процессе внутренней миграции на конец 1999 года приняло участие - 66479 человек в возрасте от 15 до 29 лет, или 34,1 % от общего числа вовлеченных в данный процесс.
Более всего внутренней миграции подвержена сельская молодежь. Ее основные потоки направлены в крупные города. Так, данные статистики свидетельствуют о том, что в 1999 году количество молодежи, переместившейся в городскую местность составило 29978 человек.
Всего на конец 1999 года в процесс внешней миграции были включены 61891 юношей и девушек в возрасте 15-29 лет. Из них наибольшая часть выбыла за пределы Казахстана - 49329 человек. Общий процент числа выбывшей молодежи составил 25,1%.
Последствия миграции, ее сохранение и активизация имеют чрезвычайно негативные и четко очерченные контуры. Республика уже в ближайшей перспективе может столкнуться с проблемой потери высококвалифицированных трудовых ресурсов. Как правило, выезжают специалисты наукоемких специальностей, профессий, которые являются наиболее востребованными в современных условиях.
2. Образование
Наиболее остро перед современной казахстанской молодежью стоят проблемы, связанные с получением качественного образования.
Профессионально-образовательный процесс молодежи Казахстана сегодня осуществляют 722 учебных заведения.
Сравнительная динамика показывает увеличение числа высших учебных заведений (далее - ВУЗы) на 51 за период с 1995 по 2000 годы. Только за последний учебный год их число увеличилось на 19 единиц. Численность обучающихся в ВУЗах в настоящее время составляет 99535 человек.*
__________________________ Примечание: * без численности негосударственных ВУЗов
Увеличение численности ВУЗов происходит в значительной мере за счет негосударственных высших учебных заведений.
В этой связи актуализируется проблема дальнейшего внедрения государственных образовательных стандартов, основное назначение которых состоит в определении четких контуров образовательного пространства.
Данные статистики свидетельствуют о значительном увеличении числа выпускников с высшим образованием. За последний год обучения высшая образовательная инфраструктура Казахстана подготовила 55445 специалистов с высшим образованием. С 1998\1999 по 1999\2000 год их численность увеличилась на 3675 человек.
Число колледжей на 2000 год составляет 274 единиц. Выпуск специалистов за 1999\2000 учебный год составил 51913 человек. Пятилетняя динамика изменений свидетельствует о значительном сокращении числа специалистов со средним специальным профессиональным образованием (на 9510).
Такое снижение может значительно повлиять на степень качественного состава рынка труда. Многие современные отрасли хозяйства по видам деятельности (ресторан и гостиничное дело, сфера обслуживания, ремонт автомобилей и так далее) сегодня не нуждаются в высококвалифицированных специалистах (с высшим образованием), однако требуют определенных профессиональных навыков. Таких работников готовят колледжи. Также снижение числа выпускников с соответствующим техническим образованием самым непосредственным образом отражается в сфере занятости в отраслях промышленного производства.
В то же время значительно снизилось число профессиональных школ. За пять лет произошло сокращение на 146 объектов и сегодня их численность составляет 304 профессиональные школы. Если в высших учебных заведениях и колледжах за последний год наблюдается некоторое увеличение численности выпускников, то численность таковых в профессиональных школах стабильно и динамично уменьшается (с 79017 человек в 1996 до 41527 в 2000 году).
Обозначенные проблемы, особенно в части подготовки специалистов для отраслей промышленного производства, требуют принятия ряда мер, стабилизирующих создавшуюся ситуацию. В первую очередь необходимо ориентировать профессиональное обучение учащихся средних школ на особенности регионального рынка труда. Также надо развивать и углублять связи профессиональных школ и колледжей с центрами поддержки и развития малого и среднего бизнеса, объединениями и ассоциациями Союза промышленников и предпринимателей, национальной федерацией фермеров Казахстана и другими экономическими структурами.
3. Обеспечение занятости молодежи
Основополагающим фактором, определяющим уровень социально- экономического положения молодежи, является сфера труда. В общей численности работающих по найму работников по отраслям народного хозяйства молодежь занимает далеко не последние позиции. Таблица 2. Распределение численности работающих по найму (оплачиваемых) работников в возрасте 16-29 лет --------------------------------------------------------------------------- Всего ! 1995 1996 1997 1998 !------------------------------------------------------------------- !Численность !Численность !Численность !Численность По от-!работающих ! работающих !работающих !работающих раслям!по найму !по найму !по найму !по найму эконо-!------------------------------------------------------------------- мики !Абсолют-!в % к !Абсолют-!в % к !абсолют-!в % к !абсолют-!в % к !ная чис-!общей !ная чис-!общей !ная чис-!общей !ная чис-!общей !ленность!числен-!ленность!числен-!ленность!числен-!ленность!числен- !ности ! !ности ! !ности ! !ности --------------------------------------------------------------------------- 1148953 23,7 952295 23,2 793641 23,4 698793 24,2 __________________________________________________________________________
Сравнительная динамика статистических показателей численности работающих по найму свидетельствует о ежегодном снижении общего числа молодежи в отраслях народного хозяйства. Так, в 1995 году их число составляло 1148953 человека, а в 1998 году 698793 человека. За три года произошло снижение на 450160 молодых работников.
Распределение молодежи по отраслям экономики свидетельствует о том, что наиболее представлены молодежным возрастом отрасли: гостиницы и рестораны, финансовая деятельность, рыболовство, рыбоводство, государственное управление, здравоохранение и социальные услуги.
Необходимо отметить, что стабильный рост числа молодежи происходит в отраслях сравнительно новых: информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
В то же время значительное опасение вызывает устойчивое снижение доли молодежи, занятой в отраслях промышленной сферы.
Данная тенденция может вызвать необратимые процессы старения трудовых ресурсов промышленной сферы.
Вместе с тем, анализ данных статистики показывает, что молодежь более адаптирована к изменившимся социально-экономическим условиям и требованиям рыночной экономики.
Способность молодежи к смене характера деятельности, которая на сегодня выступает одним из определяющих факторов успешного трудоустройства в условиях структурной перестройки экономики, дает молодым больше преимуществ по сравнению со старшими поколениями.
В условиях жесткой конкуренции на рынке труда молодежь постоянно обеспокоена проблемой угрозы безработицы.
Об этом наглядно свидетельствуют официальные данные статистики. Численность зарегистрированных безработных граждан в Республике Казахстан на конец 1999 года составила 251381 человек, или 3,9% экономически активного населения. Из них молодежь составляет 28,9% или 72679 человек.
По показателям безработицы среди молодежи лидируют Кзылординская (4187 человек или 42,3% от общей численности зарегистрированных безработных по области), Атырауская (4357 человек или 33,1%), Мангистауская (6681 человек или 36,8%), Жамбылская (3154 человек или 32,5%), Восточно-Казахстанская (11130 человек или 31,1%), Южно-Казахстанская (5606 или 29,9%), Карагандинская (5726 человек или 29,6%) области.
За 1-ое полугодие 2000 года по вопросам трудоустройства в органы занятости обратились 67,6 тысяч молодых граждан в возрасте от 16 до 29 лет (за аналогичный период 1999 года - 52,0 тысяч человек).
Удельный вес молодежи в общей численности безработных имеет тенденцию к увеличению и составил 31,5% против 27,7% в 1999 году. В сельской местности зарегистрировано 21,1 тысяч безработных молодых людей, что составляет 31,2% от всей безработной молодежи.
Вопросы поиска работы насущны, в первую очередь, для людей в возрасте от 17 до 22 года, так как отсутствует механизм, регулирующий трудоустройство выпускников учебных заведений.
В основном ряды безработных пополняет молодежь, имеющая небольшой практический и профессиональный опыт работы. Так, доля безработной молодежи со стажем работы от 1 до 5 лет составила 22,3%, от 5 до 10 лет - 22,6%, свыше 10 лет - 10,4%.
Из числа обратившейся молодежи при содействии служб занятости трудоустроено 17,7 тысяч человек (за аналогичный период 1999 года - 10,5 тысяч человек). Уровень трудоустройства молодежи составил 26,2%, что ниже, чем в целом по республике на 0,5%.
Важным направлением снижения социальной напряженности на рынке труда является дальнейшая организация квотируемых рабочих мест для слабозащищенных слоев населения, оплачиваемых общественных работ. В 5572 организациях республики создано 20,9 тысяч рабочих мест. Трудоустроены на квотируемые рабочие места 3,5 тысяч человек безработной молодежи (33,5% от общего числа трудоустроенных по квоте).
Одной из активных форм социальной поддержки безработной молодежи является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи. За 1 полугодие 2000 года при содействии служб занятости прошли обучение и переподготовку 2,3 тысяч безработных из числа молодежи.
4. Правовое сознание и правонарушения
По итогам республиканского социологического исследования только 13,8% юношей и девушек знакомы с законодательством, обеспечивающим защиту их прав и интересов. Свою информированность более чем в 2 раза больше отмечает молодежь старшей возрастной молодежной группы. Чем выше уровень образования, тем выше степень знакомства с законами (от 2,9% с неполным средним образованием до 22,7% с высшим образованием).
Рост преступности среди молодежи представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.
Имеет место такая неблагоприятная тенденция, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 1999 году из общего числа осужденных по основным мерам наказания, назначенных судом (66311 человек) число несовершеннолетних составило 4542 человек или 6,8% от общего числа осужденных. За 9 месяцев текущего года подростками совершено 5604 преступления, что на 5,7% больше прошлогоднего показателя.
Обострение криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних во многом определяется сокращением работы с подростками по месту жительства, количества бесплатных спортивных секций, кружков, ухудшением материального положения родителей, увеличением числа неблагополучных семей, распространением беспризорности. Отмечается также общее сокращение числа подростковых кабинетов наркологов, психологов, психиатров, возможности получить бесплатную и анонимную консультацию и лечение.
В республике сохраняется тенденция роста преступлений, связанных с наркотиками (5786 единиц в 2000 году), пьянством.
5. Деятельность молодежных общественных объединений
Общественная и гражданская активность молодежи находит свое выражение в стремлении принять участие в общественно-политической деятельности молодежных общественных объединений, правозащитных организаций и объединений по профессиям и интересам.
Однако, несмотря на тенденцию роста численности молодежных организаций, они по-прежнему не являются массовыми. Наиболее известно пока только молодежное движение "За будущее Казахстана", которое является Ассоциацией юридических лиц и объединяет более 30 молодежных организаций.
Всего на начало 2000 года в Республике Казахстан было зарегистрировано около 150 детских и молодежных объединений, 6 из них имеют республиканский статус.
По типу деятельности молодежные объединения подразделяются на научно-технические, общественно-политические и культурно-просветительские. Главными целями основной части молодежных общественных формирований является представление и защита социальных, культурных и экономических интересов молодежи, организация досуга молодежи, пропаганда здорового образа жизни, нравственно-физическое совершенствование человека, содействие студенческому движению, выявление и поддержка талантливой, одаренной молодежи, поддержка инициатив молодых людей, поддержка молодого поколения через образовательные и научные программы, экологическое воспитание молодежи.
Среди зарегистрированных общественных молодежных формирований значительную долю составляют объединения, основными целями и задачами которых обозначены формирование правовой культуры молодежи, оказание информационной помощи относительно действующего законодательства по защите прав, свобод и интересов молодежи.
Основными формами и методами реализации обозначенных целей молодежные общественные формирования используют проведение акций, благотворительных мероприятий, концертов, дебатов, научно-практических конференций и семинаров, марафонов.
Положение и статус молодежи и молодежных объединений характеризуется в определенной мере их представительством в органах власти.
В целом в ходе реформ в системе власти молодежь не только не усилила свои позиции в сравнении с 80-ми годами, когда существовали квоты по избранию молодых депутатов, но практически потеряла то, что традиционно было у молодежи. Как отмечалось, представительство молодежи в представительных органах власти незначительно. Аналогичная картина наблюдается и в центральных исполнительных органах власти.
В то же время практически отсутствует правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением. В законодательстве не определен статус детских и молодежных общественных объединений и механизм их взаимодействия.
Вместе с тем, мировая практика показывает, что сотрудничество и привлечение детских и молодежных общественных объединений к решению актуальных проблем детей и молодежи - наименее затратный и наиболее эффективный путь. В условиях партнерских отношений в рамках таких объединений создаются оптимальные условия для социализации и самореализации личности молодого человека.
Цели и задачи программы
Целью Программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. В этой связи предусматривается решение следующих задач:
1. Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное
развитие молодежи. 2. Обеспечение социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья. 3. Создание условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи. 4. Создание условий для интеллектуального и физического развития молодежи. 5. Поддержка и развитие позитивной общественной молодежной инициативы. 6. Вовлечение казахстанской молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы. Основные направления и механизм реализации программы Реализация Программы предполагает поэтапные и скоординированные действия по следующим основным направлениям: 1. Формирование и развитие у молодежи чувства казахстанского патриотизма. 2. Обеспечение молодежи информацией о наиболее важных сферах жизнедеятельности. 3. Развитие системы образования и науки. 4. Создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере труда и занятости. 5. Социальная работа с молодежью. 6. Развитие и поддержка молодых талантов. 7. Формирование здорового образа жизни и развитие массового спорта среди молодежи. 8. Создание условий для деятельности детских и молодежных общественных объединений. 9. Развитие международного молодежного сотрудничества. 10. Развитие нормативной правовой базы государственной молодежной политики. 11. Региональное развитие государственной молодежной политики. Программа направлена на повышение эффективности реализации государственной молодежной политики, дальнейшее развитие форм и методов работы с молодежью. Механизм реализации Программы предусматривает скоординированные действия государственных органов и общественных молодежных объединений. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Основными источниками финансирования программы определены республиканский и местные бюджеты в пределах средств, предусматриваемых соответствующим администраторам программ, гранты международных организаций, собственные средства организаций всех форм собственности.
Ожидаемый результат от реализации программы
Реализация Программы "Молодежь Казахстана" будет способствовать улучшению положения молодежи, активному вовлечению молодых граждан в социально-экономическую жизнь страны, улучшению состояния здоровья детей, подростков и молодежи. Реализация данной программы будет выражена в развитии детских и молодежных общественных объединений, решении насущных проблем молодежи, связанных с удовлетворением потребностей в информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского
становления, трудоустройством, творческой самореализации, а также профилактике правонарушений и распространения наркомании среди молодежи. Данная программа предполагает формирование и дальнейшее развитие системной структуры по реализации государственной молодежной политики. План мероприятий по реализации программы "Молодежь Казахстана" --------------------------------------------------------------------------- N !Мероприятие ! Форма !Ответственные ! Срок п/п! ! завершения !за исполнение !исполнения --------------------------------------------------------------------------- 1. Развитие гражданственности и патриотизма Казахстанской молодежи 1.1. Рассмотреть вопрос о Информация в МО Май 2001 года создании Центра Правительство молодежной инициативы Республики в Вооруженных Силах Казахстан Республики Казахстан 1.2. Провести Республиканскую Приказ МО, Май 2001 года акцию "Патриот" МКИОС 1.3. Провести 5-й Все- Приказ МО Декабрь армейский фестиваль 2001 года солдатской песни "Жас Улан" 1.4. Принять меры по усилению Информация в МО, Декабрь патриотического Правительство МКИОС 2001-2002 гг. воспитания допризывной Республики и армейской молодежи Казахстан 1.5. Провести "Уроки Приказ МОН, МО 2001-2002 гг. Мужества" в учебных заведениях 1.6. Создать постоянные Отчет в МО, Декабрь рубрики в газете Правительство МКИОС 2001-2002 гг. "Казакстан сарбазы" Республики и в других средствах Казахстан массовой информации по проблемам армейской молодежи 1.7. Провести всеармейское Приказ МО, Декабрь собрание руководителей МКИОС 2001 года Центров молодежных инициатив по проблемам патриотического воспитания молодежи и службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан 2. Информационное обеспечение молодежи 2.1. Создать постоянные Отчет в МКИОС Декабрь рубрики, телерадио- Правительство 2001-2002 гг. передачи по молодежной Республики тематике в средствах Казахстан массовой информации в рамках государствен- ного заказа 2.2. Провести пресс- Приказы МКИОС, 2001-2002 конференции, акимы годы тематические круглые областей, столы, семинары, городов конференции по Алматы проблемным вопросам и Астаны молодежи 2.3. Рассмотреть вопрос о Информация в МКИОС, Март 2001 г. создании интернет- Правительство МТиК сайта "Молодежь Республики Казахстана" Казахстан 3. Образование и наука 3.1. Реализовать комплексную Отчет в МОН Декабрь программу воспитательной Правительство 2001-2002 гг. работы в организациях Республики образования всех уровней Казахстан 3.2. Принять меры по Постановление МОН 2001-2002 организации летнего Правительства годы отдыха, оздоровления и Республики занятости детей и Казахстан подростков 3.3. Провести Приказы МОН 2001-2002 республиканские годы конкурсы, смотры, олимпиады 3.4. Провести Приказы МКИОС, 2001-2002 республиканские, МОН, годы региональные акимы научно-практические областей, конференции и гг. Астаны, семинары по Алматы проблемам молодежи 3.5. Подготовить Приказ МКИОС Декабрь и издать 2002 года государственный доклад о положении молодежи 3.6. Издать сборники Приказы МКИОС, 2001-2002 научных работ МОН годы по различным аспектам молодежной политики 4. Создание условий в сфере труда и занятости 4.1. На основе опыта Решение Акимы Март работы Алматинского областей, 2001 года бизнес-инкубатора, гг.Астаны организовать в и Алматы бизнес-инкубаторах обучение молодежи из числа безработных основам пред- принимательской деятельности 4.2. Провести анализ Отчет в МТиСЗ Декабрь трудоустройства Правительство Акимы 2001-2002 гг. молодежи из числа Республики областей, безработных, в том Казахстан гг.Астаны числе за счет квоты и Алматы для социально не- защищенных слоев населения 4.3. Провести ярмарки Отчет в Акимы Декабрь вакансий для Правительство областей, 2001-2002 гг. безработной Республики гг.Астаны молодежи Казахстан и Алматы 4.4. Привлекать Информация в Акимы Декабрь молодежь из Правительство областей, 2001-2002 числа безработных Республики гг.Астаны годы к участию в Казахстан и Алматы общественных работах 4.5. Развивать сеть Информация в МОН 2001-2002 маркетинговой Правительство годы службы по Республики трудоустройству Казахстан выпускников вузов в рамках госу- дарственного заказа 4.6. Рассмотреть вопрос Информация в МО 2001 год о создании Центра Правительство трудоустройства и Республики образования молодежи, Казахстан увольняющейся в запас из Вооруженных Сил Республики Казахстан 5. Социальная работа с молодежью 5.1. Профилактика правонарушений среди подростков и молодежи 5.1.1 Разработать проект Постановление МВД, МОН, март 2001 типового положения Правительства МКИОС года о комиссии по делам Республики несовершеннолетних Казахстан при местных исполнительных органах 5.1.2 Разработать проект Постановление МОН, МВД, июнь 2001 положения о специ- Правительства АЗО года альных воспитательных Республики и лечебно-воспитательных Казахстан учреждениях для несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответствен- ности в связи с применением прин- удительных мер воспитательного воздействия 5.1.3 Развивать сеть Информация в Акимы Декабрь внешкольных Правительство областей, 2001, организаций, Республики гг.Астаны 2002 гг. центров досуга Казахстан и Алматы, и отдыха по МОН месту жительства населения, способствующих социальной профилактике правонарушений среди не- совершеннолетних 5.2. Профилактика распространения наркомании среди подростков и молодежи 5.2.1 Разработать и Приказы МОН, АБНН, 2001-2002 внедрить: АЗО, МКИОС, годы школьную программу общественные против потребления молодежные вредных веществ; объединения мероприятия по (по согласо- профилактике вредных ванию) привычек среди подростков и молодежи 5.2.2 Разработать и издать Приказы МОН, АЗО, Сентябрь методическую и учебно- МКИОС 2001 года познавательную литературу для не- совершеннолетних и молодежи, родителей, педагогов и социальных работников 5.2.3 Провести семинары по Приказы МКИОС, МОН, 2001-2002 вопросам профилактики АБНН годы и лечения наркомании среди подростков и молодежи 6. Развитие и поддержка молодых талантов 6.1. Провести Респуб- Приказ Аким г.Астаны Сентябрь ликанский конкурс МКИОС 2001-2002 творческой молодежи гг. "Шабыт" 6.2. Провести Респуб- Приказ МОН, 2001-2002 ликанский чемпионат МКИОС годы "Клуба веселых и находчивых" среди высших и средних профессиональных учебных заведений 6.3. Обеспечить проведение Постановление МКИОС Декабрь и присуждение Госу- Правительства 2002 года дарственной молодежной Республики премии "Дарын" Казахстан 6.4. Провести 1-ый Приказ МОН, МКИОС Сентябрь Республиканский 2001 года фестиваль студенческой молодежи 7. Формирование здорового образа жизни и развитие массового спорта среди молодежи 7.1. Разработать и внедрить Отчет в АЗО, МОН Декабрь в высших учебных Правительство 2001 года заведениях пилотный Республики проект Всемирной Казахстан организации здраво- охранения "Здоровые университеты" 7.2. Разработать и внедрить Отчет в Акимы Декабрь в учреждениях среднего Правительство областей, 2001 года образования пилотную Республики городов Программу укрепления Казахстан Астаны и здоровья и формирования Алматы, АЗО, здорового образа жизни МОН 7.3. Пропагандировать Информация в Акимы Декабрь принципы здорового Правительство областей, 2001-2002 образа жизни Республики гг.Астаны гг. средствами физической Казахстан и Алматы, культуры и спорта АТурС, МКИОС, среди детей, подростков МОН и молодежи 7.4. Провести городские, Приказ МОН, АТурС, 2001-2002 областные, респуб- акимы годы ликанские спартакиады, областей, универсиады среди гг.Астаны студенческой и и Алматы учащейся молодежи 7.5. Развивать сеть детско- Решения, Акимы 2001-2002 юношеских спортивных приказы областей, годы школ, подростковых гг.Астаны клубов и Алматы, АТурС, МОН 7.6. Провести массовые Решения Акимы 2001-2002 акции с участием областей, годы ведущих спортсменов гг.Астаны и молодежи - "Спорт и Алматы, и наркотики не- Национальный совместимы", "Спорт- центр смены против наркомании пропаганды и преступности" здорового образа жизни (по согласо- ванию) 8. Создание условий для деятельности детских и молодежных общественных объединений 8.1. Провести конкурсы Приказ, МКИОС, 2001-2002 социально-значимых решения Акимы годы молодежных проектов областей, и программ среди гг.Астаны общественных и Алматы молодежных объединений 9. Развитие международного молодежного сотрудничества 9.1. Рассмотреть вопрос о Информация в МКИОС, Март 2001 создании Респуб- Правительство МИД года ликанского бюро Республики международных Казахстан молодежных обменов 9.2. Осуществлять меро- Информация в МКИОС Декабрь приятия по развитию Правительство 2001 года международного Республики молодежного со- Казахстан трудничества в рамках межгосу- дарственных Соглашений в области молодежной политики 9.3. Изучить международный Информация в МКИОС, Декабрь опыт в области Правительство МИД 2001 года законодательного Республики обеспечения молодежной Казахстан политики 10. Развитие законодательной и нормативно-правовой базы государственной молодежной политики 10.1. Внести предложения Информация в МКИОС, МОН, Декабрь по разработке проекта Правительство МтиСЗ, АЗО, 2001 года Закона "О молодежи" Республики АТурС Казахстан 10.2. Внести предложения Информация в МТиСЗ 2001-2001 о включении в Генераль- Правительство годы ное соглашение между Республики Правительством Респуб- Казахстан лики Казахстан, респуб- ликанскими объединениями профсоюзов и респуб- ликанскими объединениями работодателей раздела о защите прав и интересов молодежи 11. Региональное развитие государственной молодежной политики 11.1. Разработать Решения Акимы Январь региональные областей, 2001 год молодежные гг.Астаны программы и Алматы 11.2. Обеспечить Отчет в Акимы 2001 и реализацию Правительство областей, 2002 региональных Республики гг.Астаны годы молодежных Казахстан и Алматы программ __________________________________________________________________________ (Специалисты: Мартина Н.А., Цай Л.Г.)