1. Утвердить прилагаемую Программу борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 годы (далее - Программа).
2. Руководителям министерств, агентств и ведомств, ответственных за исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, не реже двух раз в год представлять отчеты в Правительство Республики Казахстан об их выполнении.
Рекомендовать руководителям государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, представлять в Правительство Республики Казахстан в те же сроки информацию об исполнении мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 года N 1641
Программа
борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 годы 1. Паспорт Программы Наименование Программа борьбы с преступностью Программы в Республике Казахстан на 2000-2002 годы Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 г. N 377 "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией", распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 4 мая 2000 года N 70-р Основной разработчик Министерство внутренних дел Программы Республики Казахстан Разработчики и исполнители Программы
Генеральная Прокуратура, Комитет национальной безопасности, Министерство юстиции, Министерство государственных доходов, Министерство обороны, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, Министерство культуры, информации и общественного согласия, Министерство финансов, Агентство по
делам здравоохранения, Агентство по туризму и спорту, Агентство по чрезвычайным ситуациям, Агентство по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Национальный Банк, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство экономики, Министерство энергетики, индустрии и торговли, Агентство по делам государственной службы, Агентство по миграции и демографии. Сроки и этапы 1 этап - IV квартал 2000 года - реализации Программы 2001 год 2 этап - 2002 год Источники финансирования Средства республиканского и местных бюджетов, ресурсы международных организаций и стран-доноров 2. Введение
Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 годы (далее - Программа) разработана Правительством Республики Казахстан во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года N 377 U000377_ "О мерах по совершенствованию борьбы с преступностью и коррупцией" в рамках Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан до 2005 года и Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы с соблюдением принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим государственным программам борьбы с преступностью.
Принятие настоящей Программы обусловлено выполнением предыдущих программ борьбы с преступностью, а также изменением в последние годы социально-экономических условий, в которых работают правоохранительные органы.
Повышение эффективности раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в условиях современного общества требует от Правительства, государственных органов не просто наращивания усилий в борьбе с преступностью, а обеспечения системного и комплексного подхода к профилактике правонарушений, поиска новых, нетрадиционных форм и методов воздействия на преступность.
Программа борьбы с преступностью на 2000-2002 годы будет реализовываться наряду с Планом мероприятий по реализации Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан до 2005 года, Государственной программой борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2001 годы, другими программами, осуществляемыми в этот период.
3. Анализ состояния правопорядка и законности
В условиях обостренной социально-экономической ситуации в стране проблема борьбы с преступностью требует принятия радикальных мер, направленных на профилактику преступлений и обеспечение принципа неотвратимости наказания.
Реализация Программы первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка в Республике Казахстан на 1993-1995 годы и Государственной программы борьбы с преступностью на 1997-1998 годы и основных направлений правоохранительной деятельности до 2000 года позволили приостановить имевший место на первоначальном этапе становления суверенитета Казахстана бурный рост преступности и достичь определенной стабилизации. Вместе с тем, преступность продолжает оставаться серьезным дестабилизирующим фактором, препятствующим осуществлению рыночных реформ, построению демократического общества и правового государства.
Реформирование экономики и социальной сферы без создания адекватного механизма государственного контроля, издержки, связанные с несовершенством законов в переходный период, создали благоприятные условия не только для роста преступности, но и для распространения совершенно новых видов преступной деятельности и профессионализации преступности.
Современная преступность характеризуется ярко выраженной корыстно-насильственной направленностью. Кражи, разбой и грабежи составляют основную часть совершаемых преступлений. Чаще стали совершаться заказные убийства, захват заложников и похищения людей.
Растет количество убийств и других тяжких преступлений, совершаемых с особой жестокостью. Широкий общественный резонанс вызывают дерзкие разбойные нападения на жилища граждан, сопровождаемые порой насилием и убийствами. Увеличивается незаконный оборот огнестрельного оружия и количество преступлений, совершенных с его применением.
Кризисные явления в экономике страны, повышение уровня безработицы, особенно в сельской местности, стали одной из главных причин оттока сельской молодежи в города, где, не имея ни работы, ни определенного места жительства, они объединяются в группы криминальной направленности.
Преступность все больше приобретает организованный характер. Для определенной категории лиц преступная деятельность стала основным источником существования. Организованная преступность проявляется в сферах оборота спирта и алкогольной продукции, лома цветного металла, зерна, нередко преступные группы используют коррумпированные связи в органах власти и управления.
Осуществляемые в рамках Закона РК Z980267_ "О борьбе с коррупцией" и Государственной программы борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы мероприятия позволили запустить в действие антикоррупционные механизмы, борьба с коррупцией стала одним из основных направлений повседневной деятельности правоохранительных и специальных органов.
За последние пять лет произошел более чем пятикратный рост наркопреступности. Из незаконного оборота ежегодно изымаются десятки тонн наркотиков, что обусловлено не только естественным произрастанием наркотического сырья в Казахстане, но и превращением страны в своеобразный транзитный коридор для контрабанды "тяжелых" наркотиков из стран Центральной Азии в Россию и европейские государства.
В целях создания эффективной системы государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркотизации общества разработаны и осуществляются Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы и Государственная программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2000-2001 годы.
Серьезную угрозу стабильности представляют события в государствах Центральной Азии и России, связанные с терроризмом. Возрастает угроза со стороны международных преступных организаций, взявших на вооружение религиозный экстремизм и терроризм.
В этой связи разработана и реализуется Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 1999-2005 годы.
Резко снизилась социальная активность населения в борьбе с правонарушениями. Практически утрачены ранее существовавшие многосторонние связи органов правопорядка и их сотрудничество с населением.
Деятельность органов государственной власти, общественных организаций в обеспечении социальной профилактики правонарушений носит разобщенный, бессистемный характер.
В результате кризисных явлений в социально-экономической сфере значительная часть детей находится в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, растет детская безнадзорность, не решаются вопросы обеспечения занятости молодежи.
Более 60% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, не учатся либо не обеспечены какими-либо видами занятости. Не снижается число детей и подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния до достижения возраста наступления ответственности, более 70% из них проживает в неблагополучных семьях.
Не реализуются должным образом меры, предусмотренные Комплексной программой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 1998-2000 годы.
Серьезной социальной проблемой становятся пьянство и наркомания. На профилактических учетах органов внутренних дел состоит более 140 тысяч лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма, выявлено более 37 тысяч 800 наркоманов и две с половиной тысячи токсикоманов. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения совершается каждое второе убийство, каждое третье разбойное нападение.
Вместе с тем, крайне низок уровень профилактической работы, малочисленны лечебно-профилактические учреждения для лечения больных алкоголизмом и наркоманией, отсутствует целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни.
Не снижается уровень рецидивной преступности, в последние годы ранее судимыми совершается более 18% преступлений.
Однако вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих определенного места жительства, решаются неудовлетворительно.
Не способствует эффективной профилактической работе и наступательной борьбе с преступностью ряд факторов, связанных с недостаточной материально-технической базой правоохранительных, специальных и судебных органов, ухудшением их социальных условий.
В последние годы произошло заметное снижение социального статуса сотрудников правоохранительных органов, их денежное содержание перестало соответствовать нагрузке по службе. Отсутствие необходимой социальной защищенности особенно негативно сказалось на подборе кадров оперативных работников и других сотрудников, несущих службу с риском для жизни и здоровья.
Отсутствие должной информационной поддержки правоохранительных органов, а также активной деятельности по формированию высокой правовой культуры населения приводит к появлению у граждан неверия в силу закона и справедливости власти.
Для продолжения эффективной борьбы с преступностью следует осуществить комплекс мероприятий, основанный на координации усилий всех государственных и местных органов власти и управления, и нацеленный на создание надежной системы обеспечения законности и правопорядка.
4. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- проведение единой государственной политики в области борьбы с преступностью;
- дальнейшее укрепление законности и правопорядка, обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств;
- формирование системы социальной профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность всех государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности местных исполнительных органов в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
- повышение эффективности борьбы с преступностью, усиление борьбы с ее организованными формами и коррупцией, наркопреступностью, проявлениями терроризма и религиозного экстремизма;
- противодействие криминализации экономики, создающей условия для экономических правонарушений и коррупции.
Задачи Программы:
- совершенствование законодательства, укрепление правовой базы борьбы с преступностью;
- осуществление целенаправленной социальной профилактики правонарушений, в т.ч. среди несовершеннолетних и молодежи, социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и лиц, не имеющих места жительства, обеспечение защиты женщин и детей от бытового насилия;
- повышение роли местных исполнительных органов в обеспечении общественной безопасности, правопорядка и борьбе с преступностью;
- повышение раскрываемости преступлений, осуществление комплекса мер по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности;
- дальнейшее усиление борьбы с организованной преступностью, наркобизнесом, коррупцией и экономическими преступлениями;
- создание надежной системы противодействия терроризму, распространению религиозного и политического экстремизма;
- кадровое обеспечение правоохранительных и специальных органов, повышение квалификации и профессионализма их сотрудников, улучшение социально-бытовых условий и денежного содержания;
- осуществление технического перевооружения и информационного обеспечения деятельности правоохранительных и специальных органов;
- информационная поддержка и формирование доверия у населения к проводимой политике в сфере правоохранительной деятельности, повышение заинтересованности граждан в борьбе с преступностью;
- выработка механизмов эффективного взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и специальных органов;
- расширение сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, а также представителями международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и терроризмом.
5. Основные направления
реализации Программы
5.1. Совершенствование законодательства, укрепление
правовой базы борьбы с преступностью
Дальнейшее углубление социально-экономических реформ и демократизация общества требуют реформирования правовой сферы, законодательного урегулирования возникающих общественных отношений, обусловленных изменением сложившейся правоприменительной практики, созданием новых правовых институтов, совершенствованием деятельности правоохранительных органов.
В этих целях необходимо дальнейшее законодательное урегулирование следующих направлений правоохранительной деятельности:
совершенствование уголовного законодательства, связанного с преступлениями против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина, личности, здоровья населения и нравственности;
совершенствование международных договоров, регулирующих вопросы уголовного преследования и экстрадиции, для более тесного взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ в вопросах розыска, задержания и выдачи лиц, скрывшихся от следствия и суда на их территории;
приведение национального законодательства, с учетом интересов Казахстана, в соответствие с нормами и стандартами международных договоров, участником которых является Республика Казахстан;
усиление ответственности за преступления, связанные с посягательством на честь и достоинство человека и гражданина, насилием в отношении женщин и детей.
В уголовном судопроизводстве необходимо создание дополнительных условий для правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности и легализации сведений, добытых оперативным путем.
В сфере борьбы с экономической преступностью и коррупцией назрела необходимость дальнейшего правового урегулирования вопросов, связанных с обеспечением тесного взаимодействия правоохранительных и специальных органов, а также четкого разграничения их компетенции и подследственности. Экономическая преступность и коррупция могут быть относительно минимизированы путем углубления не столько уголовно-правового, сколько социально-правового контроля различных форм.
В целях своевременного проведения судебно-криминалистических экспертиз требуется расширение сети экспертных учреждений Минюста, приближение их к местам дислокации органов уголовного преследования.
5.2. Профилактика правонарушений, охрана
общественного порядка и общественной безопасности
Социальная профилактика правонарушений
На фоне ослабления традиционных форм социального контроля особую актуальность приобретает осуществление мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, адаптации лиц, отбывших уголовное наказание. Обеспечение эффективной деятельности Центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, создаваемых в соответствии с постановлением Правительства РК от 16.03.2000 г. N 408.
Необходимо принятие мер по повышению социальной активности населения в борьбе с правонарушениями, внедрение системы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, новых форм участия общественности в поддержании правопорядка.
Назрела острая необходимость дальнейшего совершенствования профилактической деятельности, осуществляемой правоохранительными и другими государственными органами.
Главными принципами работы должны стать тесная связь с населением, открытость в общении с гражданами, незамедлительное оказание им необходимой помощи в случае обращения в правоохранительные органы, тактичное и внимательное отношение к людям.
Приоритетными направлениями профилактической деятельности органов внутренних дел, прежде всего службы участковых инспекторов полиции, должны стать предупреждение преступности методами общей и индивидуальной профилактики в сочетании с административно-правовыми мерами воздействия, выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и преступлений, коррекция их антисоциального поведения.
Борьба с пьянством, алкоголизмом и наркоманией
В целях активизации антиалкогольной политики, борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией необходимо:
введение в законодательном порядке ограничения рекламы табачных изделий и алкогольной продукции;
разработка и реализация региональных программ по борьбе с пьянством и наркоманией;
принятие мер к увеличению койко-мест наркологических организаций для принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
обеспечение регулярного обследования школьников на предмет выявления детей, потребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
Органы образования должны обеспечить неразрывность учебного и воспитательного процессов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, нормальное психофизическое развитие личности. В этих целях разработать научно обоснованную программу, с введением в дошкольных организациях, школах, лицеях и колледжах специальных учебных дисциплин.
Повысить ответственность местных органов за состояние работы по предупреждению пьянства, алкоголизма и наркомании.
Предупреждение преступности среди несовершеннолетних
Профилактика преступности несовершеннолетних должна тесно увязываться с осуществлением комплекса мер общесоциального характера, направленных на обеспечение надлежащего уровня жизни подрастающего поколения, воспитание и образование молодежи, оказание необходимой помощи семье и детям, предупреждение безнадзорности подростков.
Необходимо принятие мер по ограждению подростков от пагубно влияющей на их психофизическое состояние аудио-, видео- и печатной продукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, а также привлекательность курения и употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ. Активно проводить пропаганду здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, обеспечить занятость детей и подростков по месту жительства, развивать сеть подростковых физкультурно-спортивных клубов и детско-юношеских спортивных школ, возобновить проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Открыть в каждой области и городах Астане, Алматы специальные школы закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся) поведением, а также спецшколы для детей и подростков, совершивших уголовно-наказуемые деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Предусмотреть в вузах, имеющих педагогические и юридические факультеты, подготовку педагогов для работы с несовершеннолетними с девиантным (отклоняющимся) поведением.
Осуществить комплекс мер, направленных на работу с неблагополучными семьями.
Целесообразно создать республиканскую Комиссию по делам несовершеннолетних, повысить статус комиссий по делам несовершеннолетних на местах. Деятельность комиссий должна быть направлена на усиление правозащитных функций, осуществление межведомственной координации в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контроль за учреждениями и организациями, отвечающими за воспитание, содержание, устройство и обучение несовершеннолетних.
Назрела необходимость углубления и расширения специализации правоохранительных и других государственных органов на проблемах правонарушений несовершеннолетних в целях последующего введения системы ювенальной юстиции.
Реализация мероприятий, связанных с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, во многом зависит от эффективности осуществления комплексных целевых программ, принимаемых как на государственном, так и на межрегиональном и региональном уровнях, а также повышения уровня правосознания подрастающего поколения, формирование которого должно стать основой учебно-воспитательного процесса.
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
Совершенствование деятельности местных представительных и исполнительных органов в обеспечении общественной безопасности на улицах городов и населенных пунктов, а также по предупреждению антиобщественных действий со стороны экстремистски настроенных граждан и групп.
Участие населения в обеспечении общественного порядка и безопасности. Формирование на добровольных началах сил общественности для осуществления патрулирования улиц и жилых массивов, обеспечение морального и материального стимулирования этой деятельности. Поиск и внедрение новых форм и комплексного подхода при организации охраны общественного порядка и управления патрульными нарядами органов внутренних дел и специализированными моторизованными частями внутренних войск.
Обеспечение охраны общественного порядка на объектах негосударственных форм собственности силами их владельцев, законодательное урегулирование этих вопросов.
Создание оснащенных передовой техникой центров оперативного управления комплексными силами полиции, несущими службу по охране общественного порядка в областных центрах и крупных городах республики. Повышение оперативности реагирования при совершении преступлений и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Укрепление дисциплины участников дорожного движения, осуществление комплекса мероприятий по снижению уровня аварийности.
5.3. Меры по совершенствованию правоохранительной
деятельности
Борьба с организованной преступностью и наркобизнесом
Выработка единой правоприменительной практики на основе успешной совместной деятельности правоохранительных органов и судов. Осуществление комплексных мер по ликвидации экономической базы организованной преступности. Обеспечение скоординированности действий правоохранительных органов в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах.
Дальнейшее совершенствование форм и методов оперативно-розыскной деятельности. Создание эффективной системы розыска преступников и лиц, без вести пропавших.
Создание интегрированного банка данных для оперативного обеспечения информацией всех правоохранительных структур снизу доверху, внедрение в практику деятельности правоохранительных органов современных информационных технологий, коммуникационных средств приема-передачи информации.
Установление контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ограничение доступности наркотиков и их недопущение в нелегальный оборот. Ориентирование правоприменительной деятельности на выявление и привлечение к ответственности сбытчиков, поставщиков наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также организаторов и активных участников наркобизнеса. Обеспечение защиты территории страны от контрабанды и транзита наркотиков и психотропных веществ. Развитие двухсторонних и многосторонних эффективных связей в области контроля над незаконным оборотом наркотиков, особенно со странами Центральной Азии. Принятие мер по выявлению фактов легализации и "отмывания" денег от нелегального сбыта и реализации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Проведение единой государственной политики, обеспечивающей своевременное выявление и нейтрализацию факторов, способствующих зарождению и распространению терроризма. Межведомственная координация борьбы с религиозно-политическим экстремизмом. Ужесточение контроля за въездом в страну.
Повышение профессионального уровня сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и религиозным экстремизмом.
Борьба с экономической преступностью и коррупцией
Совершенствование правового регулирования экономических отношений, усиление надзора за исполнением законодательных актов в сфере экономики, а также налогового законодательства с целью сужения почвы экономической преступности и коррупции. Актуализация проблемы борьбы с экономической преступностью и коррупцией в регионах, развернутой в стране после принятия Закона Z980267_ "О борьбе с коррупцией" и Государственной программы борьбы с коррупцией на 1999-2000 гг.
Повышение результативности работы правоохранительных органов в
пресечении и расследовании коррупционных и иных преступлений в сфере экономической деятельности. Привлечение к борьбе с экономической преступностью и коррупцией институтов гражданского общества, предпринимательских кругов, независимых средств массовой информации. Разработка Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2001-2005 годы, а также ведомственных антикоррупционных программ в государственных органах. 5.4. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства Обеспечение законности
Дальнейшее укрепление законности в деятельности правоохранительных органов, осуществление целенаправленных мер по очищению их кадров от нарушителей законности, дисциплины и предателей. Повышение эффективности профилактической работы, усиление надзорной деятельности органов прокуратуры и ведомственного контроля в правоохранительных органах.
Принятие мер в рамках Государственной программы правовой реформы в Республике Казахстан по реорганизации пенитенциарной системы и выведению ее из ведения Министерства внутренних дел.
Пропаганда правовой политики
Правовое просвещение и повышение правовой культуры населения. Обеспечение широкого и свободного доступа населения к правовой информации. Использование передовых информационных технологий и возможностей компьютерной сети "Интернет" для распространения правовых знаний и сведений о действующих нормативных правовых актах. Проведение конкурсов правовых знаний.
Изучение общественного мнения о правовой политике государства и деятельности правоохранительных органов. Формирование положительного имиджа государства и его правоохранительных структур, повышение престижа правосудия. Осуществление информационной поддержки судов и правоохранительных органов. Объединение усилий государственных органов и средств массовой информации в воспитании у граждан уважения и доверия к закону и государственной власти.
Мониторинг средств массовой информации, совершенствование механизмов предупреждения фактов распространения информации, не соответствующей действительности.
5.5. Укрепление кадрового и научного потенциала
правоохранительных органов
Осуществление комплекса мер по качественному комплектованию правоохранительных органов, укреплению профессионального ядра, совершенствованию системы подготовки и воспитания кадров.
Решение на законодательном уровне вопросов обеспечения социальных и правовых гарантий для сотрудников правоохранительных органов и судей, повышения заработной платы, внедрения новых форм материального стимулирования труда.
Повышение престижности службы в правоохранительных органах, формирование положительного общественного мнения о них.
Воспитание у сотрудников правоохранительных органов чувства патриотизма и интернационализма, добросовестного отношения к служебным обязанностям.
Приближение учебного процесса в высших и средних учебных заведениях юридического профиля к практической деятельности правоохранительных органов.
Создание на основе Академии МВД и других учебных заведений собственной научно-исследовательской базы, способной обеспечивать нормативное, информационное, научно-техническое сопровождение деятельности органов внутренних дел, использование ее для проведения научных исследований по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности, разработки стратегических планов, составления краткосрочных и долгосрочных прогнозов, моделирования вариантов развития оперативной обстановки, внедрения положительного опыта правоохранительных органов зарубежных государств.
5.6. Международное сотрудничество
в борьбе с преступностью
Дальнейшее развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью, заключение договоров на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях в правоохранительной сфере.
Разработка и заключение эффективных международных договоров по вопросам уголовного преследования и выдачи преступников.
Поиск и внедрение новых форм и методов взаимодействия с правоохранительными органами других государств, прежде всего в борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, религиозным и иными проявлениями экстремизма, преступлениями в сфере экономической деятельности.
Предусмотреть в случае необходимости создание совместных оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, особенно в приграничных регионах, формирование и использование совместных банков данных в сфере борьбы с преступностью.
Установление действенного контроля за пребыванием в стране иностранных граждан, усиление их ответственности за нарушения законодательства Республики Казахстан, осуществление автоматизации системы учета и контроля за пребыванием иностранцев в стране, упрощение порядка их регистрации.
6. Механизм реализации Программы
Программа направлена на повышение эффективности существующих форм и методов борьбы с преступностью, дальнейшее развитие и укрепление государственной системы обеспечения законности и правопорядка.
Для выполнения Программы разработан План мероприятий по ее реализации, которым предусмотрено поэтапное исполнение намеченных мероприятий. Комплексность мероприятий позволяет максимально координировать деятельность и концентрировать возможности государственных и местных органов власти и управления. Эффективность механизма реализации Программы обеспечивается целенаправленными и согласованными действиями по всем направлениям борьбы с преступностью.
Исполнители мероприятий, указанные первыми, могут создавать межведомственные группы, организовывать и контролировать их работу с представлением отчетов в установленные сроки. Они совместно с соисполнителями несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с Министерством внутренних дел вносят в Правительство Республики Казахстан предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с исполнения.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрена за счет: - средств республиканского и местных бюджетов в пределах выделенных каждому государственному органу сумм на соответствующий год; - внешнего заимствования (п.п. 14, 15, 18 и 19 подраздела 3 Плана мероприятий по реализации Программы). Кроме того, для реализации Программы будут привлекаться ресурсы международных организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи. 8. Ожидаемые результаты от реализации Программы В результате осуществления Программы:
- улучшится законодательная база, необходимая для эффективной борьбы с преступностью, в т.ч. с ее организованными формами;
- будет заложена основа для создания системы социальной профилактики правонарушений, усилится контроль за гражданами, склонными к противоправной деятельности;
- произойдет улучшение криминальной ситуации в целом, усилится борьба
с преступностью, наметится тенденция снижения тяжких преступлений, повысится раскрываемость преступлений; - снизится уровень криминализации экономики и теневого бизнеса, укрепится защита предпринимательской деятельности и финансовой системы страны; - улучшится состояние общественного порядка в городах и населенных пунктах; - повысится уровень правосознания населения, его доверия к государству и органам уголовной юстиции, улучшится взаимодействие граждан с правоохранительными органами. 9. План мероприятий по реализации Программы борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 годы <*> Сноска. В План мероприятий внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 13 июня 2001 г. N 817 P010817_ ; от 27 августа 2001 г. N 1107 P011107_ ; от 12 сентября 2001 г. N 1180 Р011180_ ; от 2 ноября 2001 г. N 1392 P011392_ ; от 24 декабря 2001 г. N 1680 Р011680_ . --------------------------------------------------------------------------- N ! Мероприятие !Форма !Ответственные! Срок п\п! !завершения !за исполнение!исполнения --------------------------------------------------------------------------- 1.! 2. ! 3. ! 4. ! 5. --------------------------------------------------------------------------- 1. Совершенствование законодательства, укрепление правовой базы борьбы с преступностью 1. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проекты Законов: 1.1. "О внесении изменений и Проект МЮ, МВД, МГД, 4 квартал дополнений в законо- Закона КНБ (по 2000 г. дательные акты РК по согласованию), вопросам усиления Генпрокуратура борьбы с организованной (по согласованию) преступностью и коррупцией". 1.2. "О внесении изменений и Проект МГД, МЮ, КНБ 4 квартал дополнений в законо- Закона (по 2001 г. дательные акты РК в согласованию), части усиления борьбы МВД, Генпроку- с экономическими ратура (по преступлениями". согласованию) 1.3. "О государственной Проект Генпрокуратура 1 квартал правовой статистике и Закона (по 2001 г. учетной деятельности в согласованию), Республике Казахстан". МВД, АБНН 1.4. "О внесении изменений и Проект МВД, МО, КНБ 1 квартал дополнений в Закон РК Закона (по 2001 г. "О внутренних войсках согласованию), Министерства внутренних МЮ дел Республики Казахстан". 1.5. "Об органах налоговой Проект МГД, МЮ 4 квартал полиции Республики Закона 2000 г. Казахстан". 1.6. "О государственной Проект МВД, МЮ 2 квартал дактилоскопической Закона 2001 г. регистрации в Республике Казахстан". 2. Внести в Закон Z970188_ "О судебной Проект МЮ, МВД, 1 квартал экспертизе" и другие Закона Генпрокуратура 2001 г. законодательные акты РК (по изменения и дополнения, согласованию) предусматривающие унификацию норм, предоставляющих право проведения судебной экспертизы. 3. (исключена - N 817 от 13.06.2001 г.) 4. Внести в некоторые Проект МЮ, МВД, МИД, 4 квартал законодательные акты РК Закона Генпрокуратура 2000 г. по вопросам миграции (по согласованию) изменения и дополнения, предусматривающие определение порядка и места содержания иностранных граждан при решении вопроса об их выдворении за пределы Республики Казахстан. 5. Разработать и внести на Проект МВД, МЮ 2001 г. рассмотрение Правительства Указа Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О мерах по поэтапному выведению пенитенциарной системы из ведения МВД Республики Казахстан". 6. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проекты постановлений Правительства: 6.1. "Об утверждении Правил Приказ МОН, МВД, 3 квартал организации деятельности МЮ 2001 г. специальных организаций образования и специальных организациях особого содержания для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, а также несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность". 6.2. (строка исключена - N 1180 от 12.09.2001 г.) 6.3. "Об утверждении Правил Совместный МВД, 3 квартал организации деятельности приказ МОН, МЮ 2001 г. общеобразовательных школ в исправительных учреждениях". 6.4. "О дополнительных мерах Проект МВД, 1 квартал по укреплению постановления Генпрокуратура 2001 г. общественного порядка и (по повышению роли согласованию), участковых инспекторов МВД полиции". 6.5. Разработать механизм Проект МЮ, МВД, КНБ 2 квартал криминологической постановления (по 2001 г. экспертизы законо- согласованию), проектов и иных МГД, МОН, МЭ, нормативных правовых Генпрокуратура актов. Предусмотреть (по обязательную экономико- согласованию) правовую экспертизу при подготовке крупных экономических проектов. 7. Рассмотреть на Пленуме Постановление Верховный 2 квартал Верховного Суда РК Пленума Суд (по 2001 г. практику рассмотрения Верховного согласованию) судами уголовных дел о Суда коррупционных преступлениях. 8. Разработать и издать Комментарии МЮ, МВД, 4 квартал комментарии к УК, УПК Генпрокуратура 2001 г. и другим кодифицированным (по законодательным актам. согласованию) 2. Профилактика правонарушений, охрана общественного порядка и общественной безопасности 1. Разработать методику Методические Генпрокуратура 4 квартал комплексной оценки и рекомендации (по 2001 г. прогнозирования согласованию), преступности, социально- МВД, КНБ (по демографических процессов согласованию), и их криминогенных МОН, МЮ, последствий. АБНН, АМД, АЧС 2. Провести республиканскую Материалы МВД, Ген- 3 квартал научно-практическую конференции прокуратура 2001 г. конференцию по проблемам (по профилактики правонарушений. согласованию), МЮ, МОН, АБНН 3. Осуществить комплекс мер Отчет Акимы областей, 2000- по восстановлению и Правительству гг.Астаны и 2002 гг. развитию сети общественных Алматы, МВД, формирований право- МОН, МКИОС, охранительной направлен- АБНН ности, в том числе по работе с несовершенно- летними и молодежью, охране общественного порядка и т.д. 4. Провести комплексное Отчет МВД, Ген- 4 квартал изучение причин и Правительству прокуратура 2001 г. условий, способствующих (по формированию преступных согласованию), групп несовершеннолетних, МОН, МКИОС, а также практики работы акимы органов внутренних дел по областей, их разобщению. гг.Астаны и Алматы 5. Продолжить практику Отчет МВД, акимы 2000- проведения на территории Правительству областей, 2002 гг. республики комплексных гг.Астаны и оперативно-профилактических Алматы мероприятий "Правопорядок", "Мигрант" и других. 6. Восстановить в пределах Отчет Акимы областей, 2 квартал административных участков, Правительству гг.Астаны и 2001 г. обслуживаемых участковыми Алматы, МВД инспекторами полиции, существовавшие ранее пункты охраны право- порядка. Принять меры к укреплению существующих участковых пунктов полиции. 7. Принять меры по повышению Отчет Акимы областей, 2 квартал действенности Правительству гг.Астаны и 2001 г. профилактической работы Алматы, МВД участковых инспекторов полиции, освободить их от несвойственных обязанностей. Ввести штатные должности помощников участковых инспекторов полиции. 8. В связи с упразднением Доклад Акимы 1 квартал медицинских вытрезвителей Правительству Алматинской, 2001 г. в Алматинской и Жамбылской Жамбылской областях, в рамках областей, региональных программ АЗО, МВД борьбы с пьянством и алкоголизмом разработать специальные мероприятия по оказанию медицинской и реабилитационной помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянения на улицах и общественных местах населенных пунктов. 9. Во исполнение Указа Отчет Акимы областей, 3 квартал Президента Республики Правительству гг.Астаны, 2001 г. Казахстан от 7 апреля 1995 Алматы, АЗО, года U952184_ МВД "О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" принять меры к расширению койко- мест наркологических организаций для принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (специализированных лечебно-профилактических учреждений и охраняемых отделений при наркологических диспансерах). 10. Разработать приказ Совместный АЗО, МВД 1 квартал "О порядке взаимодействия приказ 2001 г. органов внутренних дел и учреждений здраво- охранения в вопросах направления на принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, их совместного учета и наблюдения". 11. Во исполнение Отчет Акимы областей, 4 квартал постановления Правительству гг.Астаны, 2000 г. Правительства РК от Алматы, МТСЗ, 16.03.2000 г. N 408 АЗО, МВД P000408_ "О создании Центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства" создать и обеспечить деятельность Центров по оказанию социальной, медицинской и иной помощи лицам, не имеющим постоянного места жительства, занятий и средств к существованию. 12. Разработать и внедрить Методические МВД, МОН, АЗО, 3 квартал методические рекомендации рекомендации МЮ 2001 г. для преподавателей школ по профилактике правонарушений, наркомании и пьянства среди несовершеннолетних. 13. В областных центрах, Семинар- МОН, АБНН, 4 квартал городах Астана, Алматы тренинг Управление ООН 2000 г. провести семинар-тренинг по контролю за с координаторами наркотиками и казахстанской школьной предупреждению программы по профилактике преступности употребления вредных (по веществ. согласованию), АЗО, акимы областей, гг. Астаны, Алматы 14. Обеспечить исполнение Отчет АЗО, АБНН, МОН, 2000- постановления Правительству МФ, акимы 2002 гг. Правительства РК от областей, гг. 27.01.2000 г. N 135 Астаны, Алматы P000135_ "Об утверждении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи" в части бесплатного лечения несовершеннолетних от алкогольной и наркотической зависимости. 15. Предусмотреть регулярное Информация АЗО, МОН, АБНН, 2000- обследование школьников на Правительству акимы областей, 2002 гг. предмет выявления детей, гг. Астаны, потребляющих спиртные Алматы напитки и наркотические вещества. 16. Внести предложения о Предложения МОН, акимы 3 квартал восстановлении должностей Правительству областей, 2001 г. заместителей директоров по гг. Астаны, воспитательной работе, Алматы военно-патриотическому воспитанию общеобразовательных школ, школ-интернатов и других организаций среднего общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования. 17. Разработать и внедрить Отчет МОН, МКИОС, 3 квартал в высших и средних Правительству МВД, 2001 г. специальных Генпрокуратура педагогических учебных (по согласо- заведениях в пределах ванию) утвержденного базового учебного плана спецкурс по методике работы с детьми и подростками, входящими в криминальные "группы риска". 18. Совместно с под- Отчет Акимы областей, 2000- разделениями по делам Правительству гг. Астаны, 2002 гг. несовершеннолетних Алматы, МВД, органов внутренних дел МОН, АЗО регулярно проводить мероприятия по выявлению детей и подростков, не посещающих учебные заведения, принимать меры к устранению причин и условий, способствующих уклонению их от учебы. 19. Принять меры по сохранению Отчет Акимы областей, 2000- и расширению сети Правительству гг.Астаны, 2002 гг. внешкольных организаций. Алматы, МОН, 20. Разработать сценарии Предложения МОН, МКИОС, 2 квартал проведения республиканских Правительству МО, МВД, АТурС 2001 г. и региональных массовых детских мероприятий военно- патриотической и спортивной направленности, предусматривающие широкий охват детей и подростков, в том числе из неблагополучных семей. Внести предложения по их проведению. 21. Изучить практику и Предложения МОН, МКИОС, 3 квартал условия работы детских Правительству акимы областей, 2001 г. дворовых клубов. гг.Астаны и Подготовить предложения Алматы по увеличению охвата "трудных" подростков бесплатным организованным досугом. 22. Разработать проект Проект МОН, 2 квартал нормативного акта, постановления МКИОС, акимы 2001 г. запрещающего передачу в областей, гг. аренду коммерческим Астаны, структурам помещений, Алматы предназначенных для использования или используемых для работы с детьми и подростками. 23. Разработать предложения Предложения МОН, 1 квартал о мерах обеспечения Правительству МЮ, Ген- 2001 г. несовершеннолетних прокуратура рабочими местами путем (по установления обязательных согласованию) квот и контроля за их соблюдением в предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности. 24. Разработать механизм Отчет МОН, МВД, 4 квартал социальной адаптации Правительству МТСЗ, МЮ 2001 г. выпускников детских домов (сиротских учреждений), а также воспитательных колоний для несовершеннолетних, утративших родственные и социальные связи. 25. Принять меры по открытию Отчет МОН, МВД, 4 квартал специальных Правительству акимы областей, 2000 г. общеобразовательных и гг. Астаны, профессиональных школ для Алматы несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся) поведением. 26. Открыть специальные школы Отчет Акимы Восточно- 3 квартал для несовершеннолетних, Правительству Казахстанской, 2001 г. совершивших уголовно- Карагандинской наказуемые деяния до областей, МОН, достижения ими возраста, МВД с которого наступает уголовная ответственность, в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. 27. Принять меры по Отчет Акимы областей, 2000- расширению сети детских Правительству гг.Астаны, 2002 гг. домов. Алматы, МОН, АЗО 28. Подготовить предложения о Предложения МЮ, МВД, 4 квартал создании системы юстиции Правительству Генпрокуратура 2001 г. для несовершеннолетних (по (специализации судей, согласованию), сотрудников органов Верховный Суд уголовного преследования, (по мест содержания согласованию) подозреваемых и т.п.). 29. Провести комплекс мер Отчет МТК, МВД, АЧС 2000- по усилению технической Правительству 2002 гг. защиты грузов (применение запорно-пломбировочных устройств, обеспечение спецвагонами для перевозки дорогостоящих грузов, охранная и пожарная сигнализация складских и иных помещений). 30. Осуществить дополнительные Отчет МВД, МТК, 2000- меры по обеспечению Правительству АТурС, МГД, 2002 гг. безопасности пассажиров КНБ (по и обслуживающего персонала согласованию) в пути следования, а также в аэропортах, железно- дорожных и автовокзалах, станциях и других объектах транспорта. 31. Организовать проведение Отчет МВД, КНБ (по 4 квартал комплексных межведомствен- Правительству согласованию), 2001 г. ных мероприятий по контролю МО, МГД, МЭИТ, за сохранностью и Генпрокуратура законностью реализации (по оружия, комплектующих согласованию) частей и механизмов, боеприпасов и взрывчатых веществ на предприятиях- изготовителях. 32. Разработать и издать Совместный МВД, МПРООС 4 квартал методические рекомендации приказ 2001 г. по организации взаимодействия природо- охранных органов с органами внутренних дел в борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства. 33. Принять меры по Отчет Акимы областей, 2000- восстановлению Правительству гг.Астаны, 2002 гг. технических средств Алматы, МВД регулирования дорожного движения на улично- дорожной сети в соответствии с существующими нормативами. 3. Меры по совершенствованию правоохранительной деятельности 1. Разработать механизм Совместный МВД, МГД, 1 квартал взаимодействия право- приказ Генпрокуратура 2001 г. охранительных органов (по по пресечению согласованию) деятельности межрегиональных преступных формирований. Предусмотреть создание совместных оперативно- следственных бригад, утвердить положение о порядке их деятельности. 2. Осуществлять согласованные Информация Генпрокуратура 2000- оперативно-розыскные Администрации (по 2002 гг. мероприятия и специальные Президента и согласованию), 1 раз в операции по выявлению Правительству МГД, КНБ (по полугодие фактов экономической согласованию), контрабанды, хищений МВД зерна, нефтепродуктов и других сырьевых ресурсов, пресечению деятельности организованных преступных групп, связанных с коррумпированными должностными лицами. 3. Проводить целенаправленные Информация МВД, МГД, 2000- оперативные мероприятия по Администрации Генпрокуратура 2002 гг. выявлению и ликвидации Президента и (по организованных преступных Правительству согласованию) групп, источников их финансирования, а также каналов легализации денежных средств, добытых преступным путем. 4. Разработать и реализовать Отчет МВД, МГД, 2000- комплекс мер по усилению Правительству Генпрокуратура 2002 гг. защиты субъектов малого (по и среднего согласованию) предпринимательства от посягательств со стороны криминальных структур. 5. Обобщить судебную практику Информация Верховный Суд 4 квартал по делам о преступлениях, Администрации (по 2001 г. совершенных в составе Президента и согласованию), организованной преступной Правительству Генпрокуратура группы, преступного (по сообщества и банды. согласованию), МВД, МЮ 6. Принять меры по Совместный МЮ, МВД, МГД 1 квартал организации приказ 2001 г. дополнительного экспертного обеспечения подразделений органов уголовного преследования по месту их дислокации. 7. Разработать и реализовать Отчет Акимы областей, 2000- региональные программы Правительству гг.Астаны, 2002 гг. борьбы с преступностью, Алматы, МВД, предупреждения право- АБНН, АЗО, нарушений среди МКИОС несовершеннолетних и молодежи, борьбы с пьянством и наркоманией. 8. Разработать Программа МГД, МВД, КНБ 2 квартал республиканскую программу (по 2001 г. борьбы с организованной согласованию), преступностью в сфере МЮ экономической деятельности. 9. Разработать и внедрить для использования в практической деятельности правоохранительных органов типовые методические рекомендации по выявлению, раскрытию и расследованию: - убийств, совершенных с Методические МВД, МЮ, 3 квартал сокрытием трупа; рекомендации Генпрокуратура 2001 г. (по согласованию) - убийств пожилых и Методические МВД, МТСЗ, МЮ, 3 квартал одиноких людей, рекомендации Генпрокуратура 2001 г. связанных с завладением (по их жилищем; согласованию) - разбойных нападений, Методические МВД, МЮ, 4 квартал сопряженных с убийством; рекомендации Генпрокуратура 2001 г. (по согласованию) - преступлений, связанных Методические МГД, Нацбанк (по 3 квартал с использованием рекомендации согласованию), 2001 г. компьютерных технологий. КНБ (по согласованию), МВД, МЮ, Ген- прокуратура (по согласованию), МТК 10. Разработать систему мер по Проект КНБ (по 4 квартал обеспечению безопасности постановления согласованию), 2000 г. лиц, участвующих в Правительства МВД, МГД, МЮ, уголовном процессе, Верховный Суд сотрудников право- (по согласованию), охранительных органов, МФ судей и членов их семей при возникновении угрозы их жизни, здоровью, чести, неприкосновенности личности и имущества со стороны членов организованных преступных групп и сообществ. 11. (исключена - N 1392 от 2.11.2001 г.) 12. Изучить деятельность Предложения МВД, КНБ (по 3 квартал подразделений по Правительству согласованию), 2001 г. подготовке и содержанию МГД, АБНН служебно-розыскных собак, используемых в право- охранительных органах. Внести предложения по развитию служебного собаководства в Республике Казахстан. 13. В целях повышения Предложения МВД, МЮ, Ген- 4 квартал результативности розыска Правительству прокуратура 2001 г. похищенного имущества (по проработать вопрос о согласованию), включении на добровольной акимы областей, основе в компьютерный банк гг.Астаны, данных информации о Алматы принадлежащих гражданам номерных вещах (ценностях). 14. В рамках 2-го этапа Ввод в МВД, акимы 2000- Государственного проекта эксплуатацию г.Алматы, 2002 гг. по техническому перево- указанных оружению и информационному областей обеспечению органов внутренних дел создать Центры оперативного управления в городах Алматы, Караганда, Павлодар, Тараз, Усть- Каменогорск, Шымкент и объединить их в единую корпоративную информационную сеть МВД РК. 15. Продолжить работу по Проект 2-го МВД, МЭ 2000- дальнейшему развитию этапа 2002 гг. интегрированных банков технического данных, компьютеризации, перевооружения оснащению органов и информационного внутренних дел специальной обеспечения ОВД и криминалистической техникой. 16. Разработать программное Отчет МВД, КНБ (по 2 квартал обеспечение Правительству согласованию), 2001 г. автоматизированных МГД, рабочих мест сотрудников Генпрокуратура правоохранительных (по органов в целях согласованию) предоставления оперативного доступа в интегрированный банк данных криминальной информации. Внести предложения по его поэтапному внедрению в практическую деятельность. 17. Разработать механизм Межведомствен- МВД, КНБ (по 2 квартал информирования органов ный приказ согласованию), 2001 г. внутренних дел о МГД, МО, МТК, преступлениях и АЧС, АЗО происшествиях предприятиями, учреждениями и организациями, использующими в своей деятельности радиофицированные транспортные средства. 18. Создать единую Совместный МВД, КНБ (по 4 квартал защищенную информационно- приказ согласованию), 2001 г. телекоммуникационную сеть, МГД, объединяющую оперативные Генпрокуратура подразделения право- (по охранительных органов и согласованию), специальных служб, и Агентство по обеспечивающую допуск к защите гос- информационным массивам секретов интегрированного банка данных заинтересованных государственных органов. Проработать систему санкционированного доступа к ним. 19. Оснастить подразделения Ввод в МВД, МФ, МЭ 2001- органов внутренних дел, эксплуатацию 2002 гг. прежде всего приграничных областей и постов "Рубеж", современными средствами радиосвязи. 20. Обеспечить создание Отчет МВД, МГД, КНБ 1 квартал республиканского банка Правительству (по 2001 г. данных по учету фактов согласованию), подделки денежных знаков, Нацбанк (по ценных бумаг и платежных согласованию) карточек. 21. Рассмотреть возможность Предложения МВД, КНБ (по 1 квартал создания единой Правительству согласованию), 2001 г. автоматизированной базы МГД, МО, АЧС, данных учета номерного Генпрокуратура служебного оружия, (по находящегося на вооружении согласованию) в организациях, которым предоставлено право на его использование. 22. Обеспечить поэтапное Ввод в МВД, акимы Поэтапно внедрение в эксплуатацию эксплуатацию указанных автоматизированных систем областей и передачи информации по городов оптоволоконным линиям и радиорелейным каналам связи в городах: Астана, Алматы, Павлодар; 4 квартал 2000 г. Караганда, Костанай, 4 квартал Усть-Каменогорск, 2001 г. Шымкент; Семипалатинск, Жезказган. 4 квартал 2002 г. 23. Рассмотреть возможность Предложения МВД, КНБ (по 2 квартал создания на объектах Правительству согласованию), 2001 г. воздушного и железно- МГД, МТК, дорожного транспорта Генпрокуратура межведомственных (по автоматизированных согласованию) информационно-поисковых систем оперативного выявления в пассажиропотоке лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов. 24. Создать в г. Астана, Отчет Акимы областей, 4 квартал областных центрах и Правительству гг.Астаны, 2001 г. городах с численностью Алматы, МВД, населения свыше 100 тыс. АЗО, АЧС чел. специализированные справочно-информационные службы ("Бюро регистрации несчастных случаев"), обеспечивающие незамедлительное информирование населения о погибших, пострадавших, доставленных в медицинские учреждения, задержанных и т.п. 25. Расширить сеть таксофонов Отчет МТК, акимы 2000- с бесплатной связью с Правительству областей, 2002 гг. полицией, аварийно- гг. Астаны, спасательными службами, Алматы скорой медицинской помощью на окраинах городов и крупных населенных пунктов. 26. Ежегодно в условиях Совместный МВД, КНБ (по 2001- горно-пустынной приказ согласованию), 2002 гг. местности, максимально МО приближенных к реальной боевой обстановке, проводить войсковые учения правоохранительных и силовых структур. 27. Продолжить проведение Отчет МВД, КНБ (по 2000- комплексных специальных Правительству согласованию), 2002 гг. операций "Мак", "Допинг", МГД, АБНН, АЗО других мероприятий по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, предусмотренных Государственной программой борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2002 годы. 28. Регулярно проводить Справки с МВД, КНБ (по Не реже 1 совместные проверки по предложениями согласованию), раза в год выявлению и пресечению МЮ, МКИОС, деятельности общественных Генпрокуратура и религиозных объединений, (по создающих угрозу согласованию) конституционному строю, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан. 29. Постоянно проводить Информация МВД, КНБ (по 2000- проверки лагерей, Администрации согласованию) 2002 гг. оздоровительных Президента РК комплексов, санаториев, домов отдыха, которые могут быть использованы для лечения боевиков из зон вооруженных конфликтов стран СНГ, а также проведения военных сборов и подготовки членов террористических и экстремистских организаций. 30. Разработать и реализовать Отчет КНБ (по 2000- комплекс мер по Правительству согласованию), 2002 гг. предотвращению МВД, МЭИТ, террористических актов, МТК диверсий и других преступных посягательств на наиболее важные объекты энергетики, транспорта, связи, нефтяной и химической промышленности. 31. Разработать механизм Совместная МТК, МГД, МВД 1 квартал осуществления совместного Инструкция КНБ (по 2001 г. контроля на границе за согласованию) въездом, выездом и транзитом транспортных средств. 32. Усовершенствовать систему Отчет МВД, КНБ (по 4 квартал контроля за пребыванием Правительству согласованию), 2001 г. иностранных граждан и лиц МИД, МТК, АТурС без гражданства на территории Республики Казахстан. Разработать и осуществить комплекс мер по активизации борьбы с незаконной миграцией. 4. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства 1. Обеспечить действенность Акты Генпрокуратура 2000- проверок соблюдения прокурорского (по 2002 гг. конституционных прав и реагирования и согласованию), свобод граждан в ведомственных МВД, КНБ (по уголовном процессе на проверок согласованию), стадии дознания и МГД предварительного следствия. 2. Принять дополнительные Отчет Генпрокуратура 2000- меры по усилению Правительству (по 2002 гг. контроля за соблюдением согласованию), законности при приеме, МВД, КНБ, МГД регистрации, разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях. Регулярно проводить проверки состояния этой работы на местах. 3. Организовать освещение Публикации в МКИОС, МВД, 2001- средствами массовой СМИ, издание КНБ (по 2002 гг. информации проблем борьбы брошюр согласованию), с наркобизнесом, АБНН терроризмом и религиозным экстремизмом. 4. Организовать проведение Конференции, МВД, КНБ (по 2001- республиканских семинары согласованию), 2002 гг. конференций и семинаров Генпрокуратура по проблемам (по преступности, наркобизнеса, согласованию), терроризма и религиозного МЮ, АБНН экстремизма. 5. Организовать пропаганду и Отчет МКИОС, МЮ, МВД, 2000- разъяснение в средствах Правительству МГД, КНБ (по 2002 гг. массовой информации согласованию), правовой политики Генпрокуратура государства, обеспечение (по информационно- согласованию) пропагандистской поддержки борьбы с преступностью и коррупцией. 6. В телевизионных передачах, Информация МКИОС, МВД, 1 раз в периодической печати Правительству акимы областей, полугодие информировать население о гг.Астаны, фактах мужества и героизма, Алматы проявляемых сотрудниками полиции при исполнении служебных обязанностей, защите законных интересов граждан от преступных посягательств. 7. Создать и реализовать Информация МКИОС, МВД, 1 раз в цикл теле-, радиопередач Правительству КНБ (по полугодие и публикаций в средствах согласованию), массовой информации, МГД, акимы направленный на областей, гг. формирование Астаны, Алматы положительного имиджа работников право- охранительных органов. 8. Принять меры по Совместный МОН, МЮ, 2 квартал совершенствованию приказ Генпрокуратура 2001 г. правового воспитания (по молодежи в учебных согласованию), заведениях. МВД 9. Контролировать соблюдение Информация Генпрокуратура 1 раз в средствами массовой Правительству (по полугодие информации требований согласованию), действующего законо- МКИОС, акимы дательства, пресекать областей, гг. факты распространения Астаны и сведений, содержащих Алматы пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности государства, культа жестокости и насилия, а также оскорбления личности. 10. В целях повышения Создание МВД, КНБ (по информированности граждан электронной согласованию), о деятельности право- страницы Генпрокуратура охранительных и (по специальных органов по согласованию) обеспечению правопорядка и общественной безопасности открыть в компьютерной сети Интернет электронные страницы (сайты): - Министерства внутренних 4 квартал дел; 2000 г. - Комитета национальной 1 квартал безопасности; 2001 г. - Генеральной Прокуратуры. 2 квартал 2001 г. 5. Укрепление кадрового и научного потенциала правоохранительных органов 1. (исключена - N 1680 от 24.12.2001 г.) 2. Обеспечить учет интересов Международные МВД, КНБ (по 2001- правоохранительных органов договоры согласованию), 2002 гг. Республики Казахстан в МГД, Генпроку- проектах международных ратура (по договоров с зарубежными согласованию), странами и организациями, МИД, МЭ, МФ сотрудничающими с Казахстаном в сфере подготовки кадров на безвозмездной основе. 3. Рекомендовать при Решения Акимы областей, 2001- формировании местных акимов городов Астаны, 2002 гг. бюджетов выделение Алматы, МВД денежных средств на укрепление учебно- материальной базы органов внутренних дел для создания надлежащих условий в системе служебной, боевой и физической подготовки (учебные классы-кабинеты, стрелковые тиры, стрельбища, спортивные сооружения, технические средства обучения, наглядные пособия и т.д.). 4. Разработать механизм Совместный МВД, МО 3 квартал взаимодействия кадровых и приказ 2001 г. воспитательных аппаратов МВД с командованием войсковых частей Министерства обороны по подготовке и отбору кандидатов на службу в ОВД из числа военно- служащих срочной службы, имеющих высокие показатели в боевой и служебной подготовке. 5. Организовать в Решения Акимы областей, 2001- общеобразовательных акимов гг.Астаны, 2002 гг. школах гг.Астаны, Алматы, МОН, Алматы и областных МВД центров факультативные группы по подготовке учащихся 9-11 классов к поступлению в учебные заведения МВД. 6. Организовать на базе Совместный МВД, Агентство 3 квартал Академии госслужбы приказ по госслужбе 2001 г. систематическое повышение (по квалификации руководящего согласованию) состава органов внутренних дел, учебных заведений МВД на основе ежегодных разнарядок. 7. На базе Академии МВД РК Проект МВД, МЭ 4 квартал создать Научно- постановления 2002 г. исследовательский центр Правительства (НИЦ) для информационного и технического обеспечения борьбы с преступностью. Поэтапно осуществить мероприятия по преобразованию его в Научно-исследовательский институт. 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 1. Принять участие в Проекты Генпрокуратура 2000- доработке и согласовании новой (по 2001 гг. проекта новой редакции редакции согласованию), Конвенции о правовой Конвенции МИД, КНБ (по помощи и правовых и Соглашения согласованию), отношениях по МВД, МЮ, МГД гражданским, семейным и уголовным делам и проекта Соглашения о защите участников уголовного процесса, свидетелей и других участвующих в деле лиц, внесенных Координационным советом генеральн ых прокуроров государств- участников СНГ. 2. Обеспечить проработку Уведомление МИД, МВД, 2000- вопроса о присоединении заинтересован- КНБ (по 2002 гг. Казахстана к международным ных государст- согласованию), Конвенциям в сфере борьбы венных органов МЮ с преступностью, участником о необходимости которых он не является. проведения внут- ригосударствен- ных процедур. 3. Инициировать перед Исполнительным Комитетом СНГ: 3.1. Разработку механизма Проект МГД, МИД, МФ, 1 квартал контроля и противо- Решения МВД, Генпроку- 2002 г. действия перемещению ратура (по финансовых средств, согласованию), полученных от АБНН преступной деятельности, из одной страны в другую. 3.2. Оказание странами СНГ Проект МЮ, МИД, 1 квартал взаимной практической Решения Генпрокуратура 2002 г. помощи в проведении (по сложных видов судебных согласованию), экспертиз. МВД, КНБ (по согласованию), МГД 4. Расширить сотрудничество Международные МИД, МВД, КНБ 2000- с правоохранительными договоры (по 2002 гг. органами и спецслужбами согласованию), зарубежных стран по АБНН, МГД, МЮ, вопросам борьбы с Генпрокуратура наркобизнесом, (по противодействия согласованию) легализации доходов, добытых преступным путем и т.д. 5. Продолжить работу над Международные МИД, МВД, КНБ 2000- проектами двусторонних договоры и (по 2002 гг. договоров по привлечению совместные согласованию), технической и иной помощи проекты АБНН зарубежных стран и международных организаций для поддержки государственных органов в борьбе с преступностью. 6. Совершенствовать взаимо- Проекты Генпрокуратура 2000- действие с право- международных (по 2002 гг. охранительными органами договоров согласованию), зарубежных государств в МВД, МИД, МЮ целях своевременного решения вопросов, связанных с экстрадицией лиц, совершивших преступления. Продолжить работу по заключению договоров о выдаче преступников. 7. Обеспечить расширение Международные МИД, МВД, КНБ 2000- сотрудничества Республики договоры (по согласо- 2001 гг. Казахстан со странами- ванию), участницами "Шанхайской Генпрокуратура пятерки" в вопросах (по согласо- борьбы с терроризмом и ванию), АБНН организованной преступностью. 8. Совместно с право- Специальные МВД, КНБ (по 2000- охранительными органами планы согласованию), 2002 гг. и спецслужбами МГД приграничных регионов разработать и реализовать мероприятия по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер. 9. Обеспечить проведение во Совместные МВД, КНБ (по Ежегодно взаимодействии с право- планы, согласованию), (по охранительными органами и протоколы Генпрокуратура согласова- спецслужбами сопредельных взаимодействия (по согласо- нию) государств операций, ванию), МГД, направленных на выявление МИД и пресечение деятельности межрегиональных и межгосударственных организованных преступных групп, пресечение каналов поставки и сбыта оружия, наркотиков и иных предметов контрабанды. 10. В целях обмена опытом и Совместные МИД, МВД, КНБ 2001- повышения квалификации планы и (по 2002 гг. обеспечить участие соглашения согласованию), сотрудников право- Генпрокуратура охранительных и специальных (по органов Республики согласованию), Казахстан в международных АБНН, МЮ семинарах и курсах (Специалисты: Склярова И.В., Мартина Н.А.)