В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367
P000367_
"О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2000 года N 1347
Министерство индустрии и торговли
Республики Казахстан РГП "Институт экономических исследований"
Министерство экономики Республики Казахстан
Программа развития машиностроительного
комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы
Сноска. В Программу внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 марта 2001 г. N 353 P010353_ ; от 20 мая 2003 г. N 462 .
Астана-Алматы 2000
Паспорт
Наименование Программа развития машиностроительного комплекса
|
Решение о Постановление Правительства Республики Казахстан
разработке от 6 марта 2000 года N 367
P000367_
"Об утверждении
Программы Плана мероприятий по исполнению поручений Президента
Республики Казахстан, высказанных на расширенном
заседании Правительства Республики Казахстан
9 февраля 2000 года"
Основные Министерство индустрии и торговли Республики
разработчики Казахстан, РГП "Институт экономических
исследований" Министерства экономики и
бюджетного планирования Республики
Казахстан, РГКП "Межотраслевой научно-
технологический центр "Машиностроение", РГКП
"Научно-исследовательский центр по прогнозированию
машиностроения" Министерства энергетики, индустрии и
торговли Республики Казахстан и РГКП "Национальный
академический центр аграрных исследований Республики
Казахстан" Министерства образования и науки
Республики Казахстан
Цель Программы Расширение внутреннего производства и выпуск
конкурентоспособной продукции производственно-
технического назначения, обеспечение экономики
страны необходимыми машинами, оборудованием и
запасными частями, гарантийным и послегарантийным
сервисным обслуживанием, импортозамещение и
повышение возможностей экспорта
Задачи В соответствии с целью Программы предусматривается
Программы решение следующих задач:
- прогнозирование развития машиностроения республики
на основе анализа потребности базовых отраслей
промышленности, технической и экономической
целесообразности освоения производства необходимой
им номенклатуры продукции;
- образование комплекса технологических цепочек по
выпуску машиностроительной продукции для
приоритетных отраслей;
- диверсификация и перепрофилирование
машиностроительных организаций (далее -
машиностроительные предприятия);
- научное, научно-техническое и кадровое обеспечение
реализации Программы;
- формирование информационной среды по
машиностроению;
- маркетинг потребности и сбыта машиностроительной
продукции;
- совершенствование нормативной правовой базы,
обеспечивающей защиту отечественных
товаропроизводителей;
- привлечение зарубежных и отечественных инвесторов
Основные - финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
мероприятия развития машиностроения;
Программы - инновационная поддержка развития машиностроения;
- разработка целевых республиканских, региональных,
межотраслевых, отраслевых, научно-технических
программ и проектов;
- нормативно-информационное обеспечение
машиностроения;
- развитие инфраструктуры машиностроительного
комплекса;
- интеграция национального машиностроения в
экономику стран СНГ и в систему мирохозяйственных
связей
Объемы и источники финансирования.
Финансовые затраты на реализацию Программы предусматриваются за счет республиканского бюджета, ежегодные объемы уточняются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и составляют на 2001-2003 годы 8 344 тысяч тенге, в том числе по годам: 2001 год - 3 000 тысяч тенге, 2002 год - 5 344 тысяч тенге.
Срок реализации Реализация Программы намечена на период с 2000 по
2003 годы
Введение
Программа развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2000 года N 367
P000367_
"Об утверждении Плана мероприятий по исполнению поручений Президента Республики Казахстан, высказанных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 9 февраля 2000 года". Мотивацией для разработки Программы стала практическая реализация Новой промышленной политики в части создания благоприятных условий для работы машиностроительных предприятий республики.
При разработке Программы учтены долгосрочные приоритеты экономического развития страны, определенные Стратегией развития Республики Казахстан на период до 2030 года, а также основные задачи промышленной политики, определенные "Основными направлениями государственной промышленной политики на 1999-2003 гг." и "Основными направлениями государственной политики в области развития сельскохозяйственного производства и смежных с ним отраслей".
Программа разработана в качестве первого этапа долгосрочной стратегии (15-20 лет) преобразования машиностроительного комплекса в ведущий многоотраслевой сектор промышленности, обеспечивающий не менее 60-70 % потребности республики в высокотехнологичной технике, не уступающей по своим техническим и эксплуатационным показателям лучшим зарубежным аналогам, и интеграцию машиностроения Казахстана в мирохозяйственную систему торгово-экономических связей посредством преимущественного производства продукции, конкурентоспособной в жестких рыночных условиях.
Программу следует рассматривать, во-первых, как Программу стабилизации работы и ускоренного развития действующих машиностроительных предприятий за счет преодоления спада, наращивания объемов производства и реализации продукции, повышения ее качественного уровня и конкурентоспособности. Во-вторых, как Программу начального этапа освоения (на стадиях проектно-конструкторской разработки и опытного производства) некоторых принципиально новых видов машин и оборудования, другой продукции, разработанных в республике, промышленное освоение которых предполагается за пределами сроков окончания данной Программы.
1. Общая характеристика и современное состояние
машиностроительного комплекса Казахстана
В составе народно-хозяйственного комплекса СССР Казахстану отводилась, главным образом, роль крупного производителя промышленного и сельскохозяйственного сырья. Развитию машиностроения должного внимания не уделялось - потребности республики в машиностроительной продукции обеспечивались в основном за счет ввоза из России, Украины, Белоруссии и других регионов Союза. Вместе с тем продукция казахстанских заводов, главным образом, изделия металлообработки, комплектующие и т.п., поставлялась на заводы, производящие конечную продукцию и находящиеся за пределами республики.
После распада Союза в условиях нарушения хозяйственных связей и нарастания кризисных явлений развитие машиностроительного комплекса Казахстана полностью прекратилось. Началось и продолжается до сих пор сокращение мощностей машиностроительного производства, ухудшение технико-экономических показателей его работы (табл. 1).
Таблица 1
Индексы физического объема производства в
машиностроительной отрасли
(1985 год = 100 %)
--------------------------------------------------------------------------
Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Машино- 110,7 113,4 94,9 81,0 50,9 36,8 34,4 25,7 19,8 18,9
строение
-------------------------------------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Существенно изменилась доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности (табл. 2)
Таблица 2
Структура промышленности по базовым отраслям:
--------------------------------------------------------------------------
Годы |Топливно- |Горно- |Машино- | Химическая |Легкая про- |Пищевая
|энергети- |металлур- |строение,| промыш- |мышленность, |промыш-
|ческий |гический | % | ленность, | % |ленность,
|комплекс, |комплекс, | | % | | %
| % | % | | | |
--------------------------------------------------------------------------
1990 20,5 16,5 15,9 6,5 18,3 22,3
1995 28,4 26,9 7,3 23,8 2,4 11,2
1996 46,5 22,5 7,1 3,6 3,3 17,0
1997 47,7 25,7 5,0 2,1 2,1 17,4
1998 48,3 26,3 3,7 1,4 1,5 18,8
1999 50,8 28,1 2,7 1,3 1,7 15,4
--------------------------------------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Существенно сократилось число занятых в отрасли, их доля в общей численности промышленного производственного персонала промышленности республики (табл. 3).
Таблица 3
Численность промышленного производственного
персонала на машиностроительных предприятиях
--------------------------------------------------------------------------
Наименование 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
показателей
--------------------------------------------------------------------------
Численность 387.2 326.2 234 176.1 90.2
промышленного 342.8 272 202.3 139.7 67.0
производ-
ственного
персонала,
тыс.чел.
в % к - 95.2 86.0 87.0 64.6
предыдущему 88.5 83.4 86.5 73.9 74.2
году
в % к 100 88.5 84.2 70.2 60.4 52.2 45.5 36.1 23.3 17.3
1990 году
в % к общей 28.5 24.8 24.1 22.8 20.9 19.7 19.2 17.4 11.9 10.9
численности
ППП промышлен-
ности РК
--------------------------------------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
К середине 1999 года в республике насчитывалось 1862 предприятия машиностроительного профиля против 3902 в 1990 г. В настоящее время из всех машиностроительных предприятий только 5,4 % - производители конечной продукции, специализация остальных - комплектующие изделия, запчасти, ремонтные услуги и т.п. Для отрасли характерна высокая степень монополизации производства, особенно по конечной продукции.
В 1992-1995 годах машиностроение было исключено из числа приоритетных отраслей, что обострило проблему инвестирования основного капитала предприятий, практически лишило большинство из них возможности осуществления расширенного воспроизводства, реконструкции и обновления производственных фондов (табл. 4).
Таблица 4
Объем и показатели воспроизводства инвестиций
в основной капитал
-------------------------------------------------------------------------
Годы 1993 1994 1995 1996 1997 1998
-------------------------------------------------------------------------
Машиностроение и металло-
обработка, всего
Млн. тенге 64 445 928 597 389 849
Млн. долл. США 13.76 12.44 15.23 8.87 5.16 10.84
в % к общему объему 3.0 1.0 1.1 0.9 0.5 0.6
инвестиций в промышленности
Воспроизводственная структура
инвестиций:
Техническое перевооружение и 75.9 83.4 82.2 94.1 97.3
реконструкция действующих
предприятий, %
Расширение действующих 18.1 14.1 10.1 0.7 0.7
предприятий, %
Новое строительство, % 3.0 0.4 0.4 - 0.7
Инвестиции в основной капитал
совместных предприятий и
иностранных фирм
Млн. тенге 1.0 99.0 15.0 12.0 340.0
Млн. долл. США 0.027 1.62 0.22 0.15 4.34
в % к общему объему инвестиций 0.00 0.12 0.03 0.09 0.25
в промышленности
Ввод в действие основных фондов
Млн. тенге 830 363 499 830
Млн. долл. США 13.6 5.4 6.6 10.6
в % ко всей промышленности 1.37 0.55 0.7 0.86
--------------------------------------------------------------------------
Источники: Агентство Республики Казахстан по статистике (Статистические ежегодники Казахстана. 1998-1999 гг., сб. "Строительство РК". 1998-1999 гг.)
Острый недостаток инвестиций в основной капитал машиностроительного комплекса определил особенности структуры его воспроизводства. За последние 5 лет в отрасли практически не ведется новое строительство. В эти годы почти весь объем капиталовложений направлялся на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Однако из-за относительно незначительных размеров использованных инвестиций это не оказало значительного влияния на техническое состояние и технологический уровень производственных мощностей машиностроения в целом.
Отрасль занимает одно из последних мест в промышленности по показателям ввода в действие и обновления промышленно-производственных основных фондов (см. табл. 4, 5).
Таблица 5
Состояние промышленно-производственных основных фондов
(ППОФ) машиностроительных отраслей Казахстана
(на конец 1997 г.)
--------------------------------------------------------------------------
Профиль | Структура ППОФ,% |Износ|Коэф- |Коэф-
производства |-------------------------------------|ППОФ,|фициент |фициент
|здания|переда-|машины |транс-|прочие| % |обновле-|выбытия,
|и соо-|точные |и обору-|порт- |основ-| |ния, % | %
|руже- |устрой-|дование |ные |ные | | |
|ния |ства | |сред- |фонды | | |
| | | |ства | | | |
--------------------------------------------------------------------------
Производство 43.7 5.6 44.9 4.0 1.8 46.1 2.0 9.6
машин и
оборудования
Производство 32.6 4.1 55.6 5.3 2.4 54.3 3.1 2.3
электрических
машин и
оборудования
Производство 45.7 2,2 50.0 2.0 0.1 29.3 10.1 0.1
оборудования и
аппаратуры для
радио, телеви-
дения и связи
Производство 44.4 7.0 42.4 2.7 3.5 44.7 1.2 2.5
медицинских
приборов,
прецизионных и
оптических
инструментов,
часов
Автомобильная 45.0 10.1 38.7 4.8 1.4 54.4 1.0 0.4
промышленность
Производство 37.1 5.2 48.0 6.2 3.5 51.6 2.1 2.1
прочего
транспортного
оборудования
--------------------------------------------------------------------------
Источник: Статистический ежегодник Казахстана 1994-1997 -
Нацагентство Республики Казахстан. Алматы, 1998
Положение усугубляется тем, что нормативные сроки эксплуатации активной части ППОФ (машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства) намного короче, чем пассивной (здания, сооружения). Поскольку в структуре ППОФ машиностроительных отраслей на долю пассивной части (вместе с прочими основными фондами) приходится 40-45 % всех фондов, износ ППОФ на 44-55 % фактически означает, что в состоянии предельно-допустимого износа находится почти вся активная часть производственного аппарата отрасли.
С 1997 года машиностроительная отрасль в целом является убыточной. В 1998 году сумма убытка составила 5.275 млн. тенге (67,3 млн. долл. США), уровень убыточности - 27,7%. Кризис в отрасли сопровождается сокращением экспорта машиностроительной продукции (табл. 6).
Таблица 6
Экспорт машиностроительной продукции
--------------------------------------------------------------------------
| 1995 г. | 1996 г. | 1997 г.
|------------------|------------------|------------------
|млн. |в % к общему|млн. |в % к общему|млн. |в % к общему
|долл.|объему по РК|долл.|объему по РК|долл.|объему по РК
--------------------------------------------------------------------------
Экспорт РК, 2550.2 100 5911.0 100 6497.0 100
всего
Экспорт 236.0 4.5 331.1 5.6 249.6 3.8
продукции
машинострое-
ния
в страны СНГ 196.0 3.7 292.5 4.9 223.0 3.4
за пределы СНГ 40.0 0.8 38.6 0.7 26.6 0.4
в том числе:
Машины, обору- 143.1 2.7 207.2 3.5 160.1 2.5
дование и меха-
низмы, электро-,
радио- и теле-
аппаратура, их
части и
принадлежности
в страны СНГ 132.2 2.5 197.3 3.3 149.1 2.3
за пределы СНГ 10.9 0.2 9.9 0.2 11.0 0.2
Средства назем- 59.4 1.1 92.1 1.5 70.0 1.1
ного, воздушного
и водного
транспорта, их
части и
принадлежности
в страны СНГ 54.6 1.0 84.3 1.4 66.1 1.0
за пределы СНГ 4.8 0.1 7.8 0.1 3.9 0.1
Приборы и аппа- 10.0 0.2 17.7 0.3 9.3 0.14
раты оптические,
фото- и кинема-
тографические,
измерительные,
медицинские и
др., часы
и муз. инстру-
менты, их части
в страны СНГ 5.3 0.1 7.0 0.1 5.2 0.08
за пределы СНГ 4.7 0.1 10.7 0.2 4.1 0.06
Оружие, боепри- 235 0.5 14.1 0.23 10.3 0.16
пасы и их части
в страны СНГ 3.9 0.1 3.9 0.06 2.6 0.05
за пределы СНГ 19.6 0.4 10.2 0.17 7.7 0.11
--------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы 6
-------------------------------------------
1998 г. | 1999-1 полуг.
---------------------|---------------------
млн. |в % к общему |млн. |в % к общему
долл. |объему по РК |долл. |объему по РК
-------------------------------------------
5403.8 100 2026,5 100
135.8 2,5 54,6 2,7
103.9 1,9 28,6 1,4
31.9 0,6 26,0 1,3
81.7 1,5 29,0 1,4
65.1 1.2 21.8 1.1
16.6 0.3 7.2 0.3
39.2 0.7 6.8 0.33
31.9 0.6 5.6 0.28
7.3 0.1 1.2 0.05
6.7 0.12 3.0 0.14
5.7 0.10 1.2 0.06
1.0 0.02 1.8 0.08
8.2 0.15 15.8 0.8
1.2 0.02 - -
7.0 0.13 15.8 0.8
------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Казахстан располагает промышленной базой, позволяющей удовлетворять до 50 % внутренней потребности в машиностроительной продукции за счет собственного производства. Однако, ввиду полного выхолащивания в 1993-1994 годах собственных оборотных средств и отсутствия инвестиций в основной капитал для осуществления процесса обновления основных фондов продукция, традиционно производимая со времен СССР, обладает малой конкурентоспособностью. В связи с этим потребители в республике импортируют продукцию машиностроения из-за рубежа (табл. 7). Причем импортируется даже та продукция, которая производится в Казахстане и не уступает по качеству, но имеет более высокую цену.
Таблица 7
Импорт машиностроительной продукции
--------------------------------------------------------------------------
| 1995 г. | 1996 г. | 1997 г.
|------------------|------------------|------------------
|млн. |в % к общему|млн. |в % к общему|млн. |в % к общему
|долл.|объему по РК|долл.|объему по РК|долл.|объему по РК
--------------------------------------------------------------------------
Импорт РК, 3806.7 100 4241.1 100 4300.8 100
всего
Импорт 1093.5 28.7 1243.9 29.3 1462.4 34.0
продукции
машиностроения
из стран СНГ 585.3 15.3 707.8 16.7 568.1 13.2
из-за пределов 508.2 13.4 536.1 12.6 894.3 20.8
СНГ
в том числе:
Машины, обору- 754.2 19.8 813.9 19.2 10003.3 23.3
дование и меха-
низмы, электро-,
радио- и теле-
аппаратура, их
части и
принадлежности
из стран СНГ 370.1 438.1 337.9
из-за пределов 384.1 375.8 665.4
СНГ
Средства назем- 265.0 7.0 360.0 8.5 367.7 8.5
ного, воздушного
и водного
транспорта, их
части и
принадлежности
из стран СНГ 195.2 245.6 207.2
из-за пределов 69.8 114.4 160.5
СНГ
Приборы и аппа- 72.7 1.9 67.5 1.6 89.3 2.1
раты оптические,
фото- и кинема-
тографические,
измерительные,
медицинские и
др., часы
и муз. инстру-
менты, их части
из стран СНГ 18.9 21.7 21.3
из-за пределов 53.8 45.8 68.0
СНГ
Оружие, боепри- 1.6 0.04 2.5 0.06 2.1 0.05
пасы и их части
из стран СНГ 1.6 2.4 1.7
из-за пределов 0.5 0.1 0.4
СНГ
--------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы 6
-------------------------------------------
1998 г. | 1999-1 полуг.
---------------------|---------------------
млн. |в % к общему |млн. |в % к общему
долл. |объему по РК |долл. |объему по РК
-------------------------------------------
4256.6 100 1624.8 100
1498.5 35.2 672.7 41.4
504.9 11.9 274.0 16.9
993.6 23.3 398.7 24.5
1020.1 24.0 390.3 24.0
231.1 84.6
789.0 305.7
385.0 9.0 236.0 14.5
257.7 184.2
127.3 51.8
91.6 2.2 45.9 2.8
14.8 4.9
76.8 41.0
1.8 0.04 0.5 0.03
1.3 0.3
0.5 2
-------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Анализ баланса производства и потребления (табл. 8) показывает, что в настоящее время до 80 % казахстанский рынок машиностроительной продукции насыщается товарами зарубежных поставщиков.
Низкая доля потребления продукции казахстанского машиностроения объясняется не только недостаточными объемами и номенклатурой ее производства. Выше отмечалось наличие большого резерва неиспользованных мощностей, которые при необходимости могли быть введены в действие, если бы не наличие ряда препятствующих этому факторов.
Прежде всего это относительно низкое качество и высокая стоимость казахстанских изделий по сравнению с аналогичной зарубежной продукцией и, как следствие, их низкая конкурентоспособность.
Таблица 8
Баланс производства и потребления продукции
машиностроения в 1998 г.
--------------------------------------------------------------------------
Показатели в млн. долл. в % к общему
США объему
--------------------------------------------------------------------------
Объем производства и поставок в РК, всего 1703 100
в т.ч. продукция собственного производства 372 21.8
импортная продукция, всего 1331 78.2
в т.ч. из стран СНГ 489 28.7
Объем потребления, всего 1703 100
в т.ч. продукция собственного производства 252 14.8
на внутреннем рынке 1583 93
Экспорт, всего 120 7
в т.ч. в страны СНГ 97 5.7
--------------------------------------------------------------------------
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике
Так, из изделий республиканских предприятий, перечисленных в табл. 9, подавляющее большинство дороже своих аналогов, импортируемых из России и других стран, не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
В ряде случаев разница в цене достигает 40 %. Основная причина этого - слабая развитость в республике собственно машиностроительного производства: оно почти целиком основано на использовании комплектующих, материалов и других ресурсов, поставляемых из России и других стран СНГ, что с учетом высоких транспортных расходов и определяет их более высокую стоимость.
Если же сравнивать казахстанскую продукцию с изделиями конкурентов из стран вне СНГ, то больший спрос на их продукцию объясняется более высокими качественными характеристиками и надежностью, хотя они значительно дороже казахстанских. Кроме того, иностранные инвесторы предпочитают сохранять отлаженные связи с многолетними традиционными партнерами.
Таблица 9
Сравнительные цены и структура потребления
машиностроительной продукции на внутреннем рынке РК
--------------------------------------------------------------------------
Казахстанская продукция | Изготовители
-------------------------------------------------------| аналогичной
Изготовитель |Наименование и тип |Цена единицы | продукции
| изделия |изделия, долл.|
--------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
АО "Востокмашза- Запчасти для экскава- 1150-1300 Российские заводы
вод", г. Усть- торов, дробилок,
Каменогорск мельниц
-------------------------------------------------------
Буровые коронки 40-50 Кыштымский
Д-105, 110, 130 машзавод, РФ
-------------------------------------------------------
Долота d244, 50, КПВ, 450 РФ, Украина
D244, 5 КП 450
-------------------------------------------------------
Погрузчики одноковшо- 120000 "Тамрок", Финлян-
вые, фронтальные для дия, "Вагнер", США,
подземных работ "Атлас-Копко",
Швеция
-------------------------------------------------------
Самоходные бурильные 78000 --//--
машины
-------------------------------------------------------
Автосамосвалы 63700 --//--
подземные
--------------------------------------------------------------------------
АО "Тыныс", Огнетушители: Российские заводы
г. Кокшетау ОУ2 17.4
ОУ5 27.5
-------------------------------------------------------
Газонапорная арматура 1.69 Заводы России и
Беларуси
--------------------------------------------------------------------------
АО "Тыныс" Счетчики холодной и 12.0 РФ
г. Кокшетау горячей воды
--------------------------------------------------------------------------
АО "Нефтегазмаш" 3адвижки клиновые:
г. Усть- Ду-100 (Ру-25) 125.0 ОАО "Благовещен-
Каменогорск ский арматурн.
з-д"
--------------------------------------------------------
Ду-150 (Ру-25) 131.0 ОАО "Югокаменский
машзавод"
-------------------------------------------------------
Фонтанная арматура:
АФК 1-65х21 3150.0 ОАО "Станкомаш",
АФК 3-65х21 4100.0 г. Челябинск
--------------------------------------------------------
Оборудование колонн:
ОКК1-21-146х245 1700 --//--
ОКК1-21-268х245 1700
---------------------------------------------------------------------------
ОАО"ПЗТМ", Велосипеды:
Г. Петропавловск детские 30.77 Российские
подростковые 46.16 заводы
--------------------------------------------------------
Оборудование для
нефтедобычи:
установка подъемная 125000 Российские
установка паровая 55000 заводы
--------------------------------------------------------
Железнодорожное
оборудование:
рельсосверлильный
станок 220.0 ОАО "Калугатранс-
рельсорезный станок 467.0 маш"
подъемник рельсовый 319.23 АО "Ремпутьмаш",
рихтовщик решетки 138.47 г.Калуга
домкрат железнодорожный 169.23
---------------------------------------------------------------------------
ОАО "Машиност- Электромеханические
роительный счетчики:
завод", одно тарифный 22.7 Российские
Алматы трехфазовый, одно- и заводы
двухтарифный 40.9
---------------------------------------------------------------------------
ОАО "Электроаппа- Масляные выключатели 1488-1710 АО "Уралэлектро-
рат", г. Шымкент тяжмаш", РФ СП
"АВВРЗВА",
Украина
---------------------------------------------------------------------------
ОАО "Астана- Жатки 4610.0 Российские заводы
технопарк", Сеялки 1540.0
Астана Косилки фронтальные 138.0
Опрыскиватели 2740.0
--------------------------------------------------------
Малогабаритный трактор 3850.0 Российские заводы
с комплектом навесных
орудий
---------------------------------------------------------------------------
ОАО "Казахстан- Гусеничные тракторы 10500.0 Волгоградский и
трактор" класса 3 тс Алтайский
г. Павлодар тракторные заводы
-------------------------------------------------------
Шары перемалывающие 285.0 Российские заводы
--------------------------------------------------------------------------
АООТ "Мунаймаш", Штанговые погружные 616-1200 РФ, Азербайджан
г. Петропавловск нефтяные насосы
-------------------------------------------------------
Приборы учета тепловой 1750 РФ, Германия
энергии типа СВТ
-------------------------------------------------------
Счетчики-расходомеры 808 РФ, Германия
типа СВА
--------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы 9
--------------------------------------------------------------------------
Стоимость аналогичной зарубежной | Владение внутренним рынком
продукции |Республики Казахстан, % (1998г.)
------------------------------------|-------------------------------------
Цена единицы изделия |казахстанская |импортная продукция -
------------------------------------| продукция | страны-импортеры
долл. | в % к цене казахс- | |
| танских изделий | |
--------------------------------------------------------------------------
5 6 7 8
--------------------------------------------------------------------------
900-1000 78.2-76.9 % ~ 57 % ~ 43 % - РФ
--------------------------------------------------------------------------
30-35 60-87.5 % 0 % ~ 100 % - РФ
--------------------------------------------------------------------------
350-500 77.7-111 % 10 % 90 % - РФ,
Украина, США
--------------------------------------------------------------------------
240000-280000 200-233 % 40.8 % 59.2 % -
Финляндия, США, Швеция
--------------------------------------------------------------------------
125000 160.2 % 0 % 100 %
--//--
--------------------------------------------------------------------------
240500 377.5 % 0 % 100 %
--//--
--------------------------------------------------------------------------
13,3 % 86.7 % - РФ
11.9 68.4 %
18.43 67.05%
--------------------------------------------------------------------------
1,42 95.3 % 23.2 % 76.8 % - РФ,
Беларусь
--------------------------------------------------------------------------
9.86 82.1 % 10 % 90 % РФ, Франция,
Германия
--------------------------------------------------------------------------
89.0 59.3 %
~ 20 % ~ 80 % - РФ
92.0 70.2 %
--------------------------------------------------------------------------
1808.0 57.4 % 0 % ~ 100 % - РФ
2200.0 53.6 % 0 %
--------------------------------------------------------------------------
2017 118.6 % 0 % ~ 100 % - РФ
2017 118.6 % 0 %
--------------------------------------------------------------------------
20.0 65 % 0 % ~ 100 % - РФ
27.18 58.9 % 0 %
-------------------------------------------------------------------------
46922 37.5 % 0 % ~ 100 % - РФ
21600 39.2 % 0 %
--------------------------------------------------------------------------
152.0 69.0 % 0 %
304.0 65.9 % 0 %
417.0 130.6 % 15 % ~ 100 % - РФ
217.0 156.7 % 0 %
250.0 147.7 % 0 %
--------------------------------------------------------------------------
22.72 100.0 %
15 % ~ 85 % - РФ
35.45 86.7 %
--------------------------------------------------------------------------
3000-4000 175-268 % ~ 100 % 0 %
2200.0 47.7 % нет данных нет данных
780.0 50.6 %
62.0 45.0 %
1232.0 45.0 %
--------------------------------------------------------------------------
3490.0 90.6 % нет данных нет данных
--------------------------------------------------------------------------
9000.0 85.7 % 61.0 % 39.0 % - РФ
--------------------------------------------------------------------------
280.0 98.2 % 60.0 % 40.0 % - РФ
678-1400 110-116 % 14.2 % 85.8 % - РФ,
Азербайджан
--------------------------------------------------------------------------
7.0 % 93.0 % - РФ,
Германия
--------------------------------------------------------------------------
3.0 % 97.0 % - РФ,
Германия
-------------------------------------------------------------------------
В значительной мере неконкурентоспособность казахстанской продукции машиностроения объясняется низкими темпами или полным отсутствием ее модернизации. Большинство выпускаемых образцов продукции запущено в производство еще в советское время, заметно уступает зарубежным аналогам по техническим и эксплуатационным показателям, дизайну, надежности и долговечности, удобству обслуживания и т.д. Именно поэтому, например, горнодобывающие машины финского, американского или шведского производства, несмотря на значительно большую стоимость (в 2-4 раза), полностью вытеснили с казахстанского рынка технику подобного назначения, выпускаемую АО "Востокмашзавод".
С начала 90-х годов почти полностью ликвидирована инфраструктура машиностроительного производства - закрыто несколько десятков проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских институтов, в том числе относившихся к категории организаций высшей квалификации. Ликвидировано большинство существовавших центров, бюро и других объектов сертификации, информации, стандартизации и нормоконтроля, подготовки и повышения квалификации кадров, опытно-экспериментальных баз и т.д.
Одновременно в вузах, научно-исследовательских, оставшихся проектных и др. организациях стали проводиться многочисленные компании по сокращению штатов, омоложению и обновлению кадров и т.д. Положение усугубилось принявшей массовый характер временной или полной остановкой предприятий (в 1993-1994 гг. одновременно простаивало до 40-45 % заводов машиностроительного комплекса), также сопровождавшейся увольнением работников.
Закрыты многие учебные заведения, осуществлявшие подготовку рабочих и специалистов среднего звена, сокращена номенклатура машиностроительных специальностей высшего образования и план приема по сохранившимся специальностям.
Вследствие всего этого республика лишилась значительной части научно-технического потенциала машиностроения, страну покинула значительная часть высококвалифицированных специалистов и рабочих этого профиля.
На технический и технологический уровень машиностроительного производства, его модернизацию и повышение технико-экономических показателей большое влияние оказывает состояние изобретательской и рационализаторской деятельности на отдельных предприятиях и в целом по стране.
Вопросы патентования изобретений и защиты авторских прав в республике переданы в ведение АО "Казпатент", созданному на основе прежних учреждений аналогичного назначения, но оказывающих свои услуги платно. Заявитель (юридическое или физическое лицо - автор изобретения) платит АО "Казпатент" за прием и предварительные заявки, оформление и выдачу предпатента, ежегодно в течение 5 лет за поддержание предпатента в силе, после этого - за оформление и выдачу патента и ежегодно, в течение 20 лет - за его поддержание в силе.
В условиях, когда подавляющее большинство населения, в том числе техническая интеллигенция, относятся к категории с низкими доходами, а предприятия и организации в основном неплатежеспособны, введение платных услуг патентования явно преждевременно и чревато не только полным прекращением изобретательской деятельности, но и потерей государством авторских прав своих юридических и физических лиц.
В интересах развития отечественного машиностроительного производства и повышения его научно-технического уровня государство должно не только взять на себя все расходы по оформлению и правовой защите патентной документации, но и ввести эффективные меры стимулирования изобретательской деятельности, расширения сети патентно-технических организаций с оснащением их современной материально-технической базой.
Проблема самостоятельного освоения производства конкурентоспособной машиностроительной продукции для подавляющего большинства ныне действующих казахстанских предприятий на сегодняшний день практически неразрешима. И дело не только в отсутствии у них оборотных средств, необходимых для содержания имеющихся производственных мощностей в работоспособном состоянии и обеспечения бесперебойного выпуска ранее освоенной продукции.
Проблема значительно сложнее и для ее решения недостаточно осуществить коренную реконструкцию предприятий и инфраструктуры только машиностроительного комплекса, его переход посредством создания совместных с ведущими фирмами мира предприятий и производств с трансфертом самых совершенных и современных технологий. Для этого нужно одновременно производить перестройку в смежных отраслях промышленности, с целью обеспечения нужд модернизируемых машиностроительных производств необходимыми для выпуска конкурентоспособной продукции высококачественными и разнообразными видами металлов и металлоизделий, современными полимерными, текстильными, резинотехническими, оптическими и др. материалами и изделиями, энергоносителями и т.д.
Это, в свою очередь, потребует срочного обеспечения машиностроительной и смежных отраслей промышленности кадрами высококвалифицированных специалистов и рабочих, принципиально нового повышенного уровня требований к качеству научно-технических и проектно-конструкторских разработок, а также их правовой защищенности, приобретения лицензий на использование сторонних разработок при выпуске новых образцов продукции и т.д.
Для подъема как машиностроительного, так и всего промышленного производства необходимо в срочном порядке решать задачу не только восстановить, но и существенно приумножить утраченный республикой научно-технический и кадровый потенциал.
В целом, результаты оценки современного состояния машиностроительного комплекса Казахстана сводятся к следующему:
1. В настоящее время на долю машиностроительного комплекса приходится менее 5 % промышленно-производственных основных фондов, всего 0,6 % от объема инвестиций в основной капитал производственного назначения и около 0,86 % от стоимости вводимых ежегодно ППОФ, около 11 % от общей численности промышленно-производственного персонала, менее 4 % от общего объема производимой промышленной продукции.
2. Почти по всем видам машиностроительного производства степень износа основных фондов достигла 45-55 %, в том числе их активной части - 80-90 %. На большинстве предприятий коэффициент обновления основных фондов составляет 1-3 %, а коэффициент их выбытия - до 9,6 %. Вследствие этого стоимость ППОФ в последние несколько лет ежегодно сокращается на 7-8 %. Вместе с тем, имеющиеся производственные мощности большинства предприятий по причине низкого платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию используются по многим видам производства не более чем на 10-15 %.
3. За последние 8-9 лет число машиностроительных предприятий в республике сократилось более чем в 2 раза. В общем количестве машиностроительных предприятий заводы-производители конечных видов машиностроительной продукции составляют только 5,4 %. При этом почти каждый из них - монополист в своей сфере производства.
4. На долю машиностроительной продукции в республике приходится около 3 % от общего объема экспорта и более 41 % - импорта.
5. Машиностроение с 1997 г. является убыточным. Уровень убыточности достиг с 0,8 % в 1997 году до 12 % за 1 квартал 1999 года.
6. Доля изделий казахстанского производства на внутриреспубликанском рынке машиностроительной продукции составляет около 15 %, остальные 85 % потребностей страны покрывается за счет зарубежных (в основном российских) поставок.
7. Основные причины неконкурентоспособности машиностроительной продукции казахстанского производства по сравнению с аналогичными зарубежными изделиями - ее более высокая стоимость и низкое качество, вызванные, в свою очередь, несовершенством применяемых на большинстве предприятий республики устаревших технологий производства, чрезмерно высокой долей использования импортируемых комплектующих, материалов, энергоносителей и т.д. Кроме того, большая часть изделий отечественных заводов устарела морально и намного уступает зарубежным аналогам по техническим и эксплуатационным показателям.
8. В настоящее время машиностроение Казахстана практически не располагает собственными внутренними источниками развития, повышения технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции - не имеет полноценной производственной инфраструктуры и современной научно-технической базы. Продолжается потеря кадрового потенциала.
2. Общая концепция развития
машиностроения Казахстана
Уровень развитости машиностроительной отрасли, ее роль в экономике страны и международного сообщества являются основным показателем индустриальной мощи и научно-технических достижений государства, его места в мирохозяйственном комплексе.
Дальнейшее продолжение промышленной политики, ориентированной на добывающую промышленность, в ущерб нуждам обрабатывающих и перерабатывающих отраслей, бесперспективно с экономической точки зрения и чревато самыми тяжелыми последствиями для будущего страны.
Необходимо уже сейчас начать решительный поворот экономического курса страны с политики приоритетного развития добывающих отраслей на путь интенсивного наращивания производственного и научно-технического потенциала обрабатывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, в первую очередь машиностроения с тем, чтобы обеспечить возможность в течение ближайших 5-7 лет:
- существенно увеличить номенклатуру и объемы выпуска конечных видов машиностроительной и иной наукоемкой продукции, по качественному уровню и стоимостным параметрам не уступающей лучшим зарубежным образцам;
- вернуть казахстанским предприятиям утраченный внутренний рынок машиностроительной продукции не только за счет тарифного и нетарифного регулирования импорта, но и в результате здоровой рыночной конкуренции товаров и услуг, защиты отечественного производства от недобросовестной конкуренции в рамках действующего законодательства;
- увеличить число восстанавливаемых или вновь создаваемых рабочих мест, сохраняя и воспроизводя квалифицированные рабочие кадры;
- создать в республике развитую инфраструктуру машиностроительного производства, включающую, в частности, такие объекты, как сеть центров научно-технической экспертизы, аккредитации, сертификации, стандартизации, информации и т.д.;
- сформировать современную научно-техническую, конструкторско-технологическую и информационную базу, необходимую для планомерного наращивания интеллектуального потенциала отечественного машиностроения, его перехода на новейшие технологии и выпуск наукоемкой продукции, отвечающей по качеству требованиям мировых стандартов.
Успешное решение всего комплекса вышеперечисленных задач позволит заложить основу дальнейшего роста социально-экономического уровня страны, постепенного вхождения ее, как равноправного партнера, в число индустриально развитых государств.
Вместе с тем, учитывая общую социально-экономическую ситуацию, инвестиционный климат, возможности привлечения средств за счет различных источников финансирования, приходится реально оценивать перспективы поддержки и подъема машиностроительного комплекса республики.
На первом этапе реализации долгосрочной стратегии развития машиностроительного комплекса должны быть выделены достаточно узкие и реальные приоритеты. Необходимо определить точки и направления прорыва, подотрасли и производства, способные в достаточно короткие сроки обеспечить, с одной стороны, сохранение и выживание отрасли, как таковой, а с другой стороны, создать базу для ее возрождения и ускоренного развития, как ключевой составляющей всего промышленного производства, основы технического перевооружения и модернизации всей экономики республики.
3. Цели, задачи и приоритеты Программы
Основной целью Программы развития машиностроительного комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы является расширение внутреннего производства и выпуск конкурентоспособной продукции производственно-технического назначения, обеспечение экономики страны необходимыми машинами, оборудованием и запасными частями, гарантийным и послегарантийным сервисным обслуживанием, импортозамещение и повышение возможностей для экспорта.
В соответствии с поставленной целью, Программа направлена на решение следующих задач:
- определение потенциальных возможностей развития производства машиностроительной продукции, потенциального спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках;
- выявление наиболее перспективных производств и возможностей их размещения с учетом накопленного производственного потенциала, наличия научно-технических и квалифицированных рабочих кадров и рынков сбыта продукции, селективная инвестиционная поддержка наиболее эффективных предприятий, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной, конкурентной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- создание условий для развития производства машиностроительной продукции, ориентированной на конкретных потребителей, расширения международной кооперации; содействие в создании совместных предприятий и производств с ведущими фирмами мира, в привлечении инвестиций и финансирования технического обновления и развития производств;
- стимулирование развития передовых технологий, новых наукоемких производств, обеспечение обновления и расширения номенклатуры производимой продукции, роста ее конкурентоспособности за счет повышения качества, снижения издержек производства и цен, освоения современных методов предпродажной подготовки, реализации и послепродажного обслуживания;
- совершенствование нормативной правовой базы, налогового и таможенного режима для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- преодоление критической зависимости отечественной экономики от импорта продукции машиностроения и металлообработки, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами отечественного производства;
- регулирование степени открытости внутреннего товарного рынка по отдельным видам товаров, защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестного импорта, продвижение отечественных товаров на мировые товарные рынки, улучшение торгового баланса страны;
- оздоровление финансово-экономического положения предприятий, создание условий для привлечения инвестиций в отрасли и кредитования предприятий банками второго уровня;
- оказание технической, технологической и методической помощи предпринимателям по организации и развитию производства, оформлению нормативно-технической документации.
Основными принципами реализации Программы и выбора приоритетов и конкретных проектов являются:
- обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- экономическая эффективность производства продукции;
- базирование принятия решений по преобразованию машиностроительного комплекса на научно-обоснованных методах, ориентированных на использование компьютерных технологий;
- поэтапность реализации Программы, исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
Рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов предопределяет необходимость выделения приоритетов в реализации проектов.
Принимая во внимание, что на первом этапе создание новых производств потребует значительных инвестиций, в рамках настоящей Программы восстановление машиностроения будет обеспечиваться на базе имеющихся производственных предприятий комплекса.
Исходя из проведенного анализа и ранее разработанных программных документов по направлениям развития промышленного и агропромышленного комплексов республики, в качестве приоритетов или приоритетных подпрограмм настоящей Программы рассматриваются:
- тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, в том числе производство оборудования и запасных частей для отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции;
- транспортное машиностроение, в том числе производство цистерн, вагонов, техники для проведения путевых работ, контейнеров, деталей верхнего строения пути, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта;
- машиностроение для нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности;
- производство оборудования для горно-металлургического комплекса.
В других отраслях машиностроения (автомобилестроение, приборостроение, медицинское и др. машиностроение) к приоритетам могут быть отнесены отдельные проекты по восстановлению или организации производства высокотехнологичной, технически современной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, имеющей высокие гарантии сбыта.
Приоритетными направлениями в формировании и развитии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения на имеющейся производственной базе (ОАО "Казахстантрактор", г. Павлодар, ОАО "Астана-Технопарк", ОАО "Кызылордарисмаш", ОАО "Уральск-агромаш", ОАО "Алматинский завод "Поршень" и др.), а также в процессе конверсии предприятий оборонной промышленности на ближайшую перспективу являются:
- разработка и освоение выпуска машин и оборудования для производства и переработки зерна;
- реформирование и развитие тракторного производства, организация производства нового гусеничного трактора Т-95.4;
- организация совместного производства колесных тракторов;
- организация совместного производства зерноуборочных комбайнов;
- реформирование и развитие производства кормоуборочных комбайнов;
- разработка и организация выпуска шлейфа техники для обработки почв и уборки сельскохозяйственных культур;
- производство оборудования и запасных частей для отраслей занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции.
Транспортное машиностроение, в том числе производство локомотивов, железнодорожных цистерн, вагонов, техники для проведения путевых работ, контейнеров, деталей верхнего строения пути, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта основывается на использовании потенциала производственных мощностей и кадров специализированных и конверсионных заводов.
Имеющиеся расчеты свидетельствуют о целесообразности организации вагоностроения на базе АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" в тесном взаимодействии с конверсионными предприятиями Северного Казахстана, Уральска, Алматы, а также специализированных заводов в Алматы, Астане, Жамбыле. В качестве иностранных партнеров с целью использования технологического потенциала необходимо привлечь Тверской завод (по пассажирским вагонам), Нижнетагильский вагонный завод (по грузовым вагонам), АО "Уралвагонзавод" (железнодорожные цистерны), а также западные компании.
На имеющихся производственных мощностях РГП "Казакстан темiр жолы" и машиностроительных предприятиях Казахстана целесообразно организовать сборку локомотивов, выпуск техники для производства путевых работ, контейнеров с участием европейских, американских, российских фирм и широким использованием материалов и продукции отечественного производства.
В ближайшей перспективе целесообразно развитие сотрудничества казахстанских предприятий с РГП "Казакстан темiр жолы" по выпуску оборудования и запасных частей для ремонта и эксплуатации подвижного состава и обустройства пути, в том числе в счет дебиторской задолженности, в рамках утвержденной 12 января 2000 года Министрами энергетики, индустрии и торговли и транспорта и коммуникаций "Программы размещения заказов РГП "Казахстан темiр жолы" на приобретение оборудования, механизмов, запасных частей, инструментов, материалов у отечественных производителей на 2000-2003 годы".
Машиностроение для нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Нефть и газ являются ведущими отраслями экономики Казахстана, и этот приоритет сохранится на долгие годы. Осуществление крупных нефтяных проектов уже сейчас делает Казахстан новым перспективным рынком нефтегазового оборудования.
Развитие нефтегазовой отрасли базируется на четырех ключевых проектах: Тенгиз, Карачаганак, Каспийский трубопровод и шельф Казахстанского сектора Каспийского бассейна. При этом, как правило, затраты на оборудование составляют примерно половину от стоимости проекта.
Только по Карачаганаку и Тенгизу в 2000-2003 гг. на закупку оборудования и создание соответствующей инфраструктуры инвесторами будет направлено более 2,6 млрд. долларов, в том числе 400 млн. долларов США в прокладку нефтепровода от Карачаганака до Атырау.
Открытие в Восточном Кашагане крупнейшего в мире месторождения нефти придает новый импульс для ускоренного развития нефтегазового машиностроения. Стоимость только первой очереди проекта развития отраслевой инфраструктуры в Атырауском регионе, включающей строительство нескольких перерабатывающих заводов, составляет 240 млн. долларов США.
В ОАО "Казахойл-Эмба" планируют к 2002 году довести дополнительный объем добычи нефти на месторождении Центрально-Восточная Прорва до 140 тыс. тонн в год. Для выполнения намеченного из 16 млн. долларов США, запланированных для реализации проекта, 75 % будет направлено на приобретение оборудования и буровых станков.
Наиболее эффективным путем в этом случае становится ориентация на максимально возможную закупку оборудования и комплектующих изделий в Казахстане, соответствующих местным климатическим и геологическим условиям и квалификации персонала.
В настоящее время потребность нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий в технике и оборудовании составляет 500-700 млн. долларов США. При этом товарные ресурсы внутреннего рынка нефтегазового оборудования формировались преимущественно за счет импорта, доля которого составляет более 90 %.
Анализ номенклатуры техники и оборудования, импортируемых работающими на рынке Казахстана нефтегазовыми компаниями, показал на имеющийся неиспользованный потенциал предприятий отечественного машиностроения.
В этой связи на базе имеющихся машиностроительных и конверсионных предприятий - АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения", АО "ЗИКСТО", АО "Мунаймаш" (г. Петропавловск), АО "Уральский арматурный завод", АО "Зенит", г. Уральск, ОАО "Востокмашзавод", АО "Нефтегазмаш" (г. Усть-Каменогорск), АО "Алматинский завод тяжелого машиностроения", АО СП "Белкамит", АО "Машиностроительный завод", ОАО "Имстальком" (г. Алматы), ТОО "АтырауНефтеМаш", ОАО "Семипалатинский арматурный завод", ТОО "Казахстанкабель" (г. Семипалатинск), ОАО "Казэнергокабель" (г. Павлодар) и ряде других в приоритетном порядке будет осваиваться и развиваться производство:
- оборудования для устья скважин, в том числе фонтанной и запорной арматуры, колонных головок, обратных клапанов, противовыбросового и другого оборудования;
- буровых долот, гидрофицированных буровых установок, инклинометрических модулей;
- модернизированных станков-качалок;
- скважинных штанговых, погружных и других типов насосов и насосных агрегатов, насосных штанг;
- ректификационных колонн, трубных пучков и теплообменников, криогенных танков;
- механизированных трубовозов и штанговозов, цементировочных агрегатов, лабораторий для диагностирования скважин;
- установок для ремонта нефтяных скважин в комплекте с необходимым оборудованием и инструментом;
- оборудования для подготовки нефти и газа к транспортировке, изоляционных материалов, а также малогабаритных модульных комплексов для переработки углеводородного сырья;
- кабельно-проводниковой продукции необходимого ассортимента;
- систем очистки питьевой воды;
- систем и оборудования обнаружения пожаров и пожаротушения;
- приборов учета и контроля.
Развитие сотрудничества казахстанских заводов с предприятиями нефтегазового комплекса будет вестись в рамках "Программы по развитию нефтегазового машиностроения на заводах Казахстана до 2005 года", утвержденной 28 января 2000 года АОЗТ НКК "Казахойл", а также в рамках программы импортозамещения с ТОО "Тенгизшевройл", АОЗТ "Карачаганакская интегрированная компания", компанией "Тексако Норс Бузачи, Инк.", АО "Харрикейн Кумколь Мунай", ОАО "Каражанбасмунай", СП "Арман", ЗАО "Анако" и др.
Производство оборудования для горно-металлургического комплекса.
После передачи горнорудных предприятий республики в управление иностранным фирмам у руководства последних преобладает тенденция исключительно на импорт техники, аналогичной выпускавшейся в республике, в частности, в АО "Востокмашзавод" (г. Усть-Каменогорск) и на некоторых других предприятиях. Анализ работы, проведенной в рамках программы импортозамещения, показал имеющиеся потенциальные возможности выпуска предприятиями конкурентоспособной по качеству и цене продукции и достаточно высокую эффективность восстановления производства техники и оборудования для горно-металлургического комплекса. Работа в данном направлении будет вестись преимущественно в рамках программы импортозамещения. В целом, при прочих равных условиях при рассмотрении проектов предпочтение будет отдаваться предложениям, предполагающим привлечение высоких технологий на условиях франчайзинга, приобретения патентов и лицензий, а также имеющим ориентацию на экспорт продукции.
4. Меры и механизмы реализации Программы
Основными мерами и механизмами реализации Программы будут:
- создание благоприятных экономических условий для предприятий машиностроительного комплекса;
- зашита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции (демпинг, субсидированные цены) на основе действующего законодательства;
- меры технической помощи предпринимателям;
- меры по повышению конкурентоспособности продукции, предусмотренные экономической политикой правительства;
- умеренный протекционизм и стартовая инвестиционная поддержка посредством льготного кредитования наиболее эффективных проектов в рамках приоритетов, определенных настоящей Программой.
Создание благоприятной экономической среды предполагает:
- разрешение кризиса неплатежей через механизм государственного регулирования рынка долговых обязательств, ценных бумаг;
- проведение в отношении финансово несостоятельных предприятий машиностроения процедур банкротства или реабилитации;
- проведение реструктуризации долгов предприятий;
- распространение данных экономических условий на все предприятия машиностроения, в том числе на машиностроительные предприятия РГП "Казакстан темiр жолы";
- рекомендации естественным монополистам заключать соглашения с предприятиями машиностроительного комплекса по замораживанию причитающихся им долгов до 2003 года.
Государственной промышленной политикой предусматривается стимулирование развития сети машинно-технологических станций (МТС), которые станут главными потребителями продукции казахстанского сельскохозяйственного машиностроения, будут способствовать устойчивости платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику и запасные части к ней.
В эту же группу мер входит приоритетный закуп отечественной продукции для оборонных и мобилизационных потребностей государства, а также для нужд национальных компаний, который будет обеспечиваться:
- усилением контроля над проведением тендеров по государственным закупкам, привлечением к ответственности заказчиков за нарушение законодательства о государственных закупках, в части приоритетного закупа отечественных товаров;
- расширением практики заключения соглашений о рамках долгосрочного сотрудничества между потребителями и производителями машиностроительной продукции;
- введением обязательной отчетности для государственных заказчиков, финансируемых из республиканского бюджета, и национальных компаний об объемах закупок с выделением доли закупок у отечественных товаропроизводителей и предоставлением обоснований по каждому случаю импорта.
Регулирование степени открытости внутреннего товарного рынка предусматривает:
- заключение межправительственных соглашений о производственной кооперации по поставкам комплектующих изделий, оборудования, сырья и основных материалов, используемых в машиностроении и не производимых в республике;
- проведение разбирательств и введение защитных мер от демпингового и субсидированного импорта, а также импорта в объемах, наносящих вред или содержащих угрозу вреда для отечественных товаропроизводителей;
- введение единой системы сертификации продукции машиностроения отечественного и зарубежного производства;
- включение условий по размещению заказов на изготовление отдельных видов оборудования, инструментов и оснастки на машиностроительных заводах Казахстана при корректировке действующих и заключении новых контрактов на внешнее управление и недропользование.
Меры технической помощи предпринимателям по восстановлению действующих и организации новых производств включают:
- стимулирование создания конкурентоспособных производств по типу "индустриальных парков", представляющих собой наукоемкие производства и технологии, сосредоточенные у одного юридического лица в целях выпуска высокотехнологичной продукции, позволяющей занять определенные ниши мирового рынка за счет концентрации имеющихся в стране современных видов оборудования, технологий и наиболее квалифицированного персонала;
- создание центров (технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов) с филиалами в регионах по оказанию услуг юридическим и физическим лицам в создании производств по выпуску продукции машиностроения, в т.ч. путем передачи технологического оборудования в аренду или лизинг;
- формирование парка технологического оборудования для сдачи в аренду или лизинг;
- оказание помощи подразделениям РГП "Казакстан темiр жолы" в изготовлении технологической оснастки, освоении проведения капитального ремонта подвижного состава и изготовлении запасных частей;
- осуществление маркетинга потребности отраслей промышленности и сельского хозяйства в изделиях машиностроения и оказание информационных услуг машиностроительным предприятиям в определении потенциальных потребителей их продукции и номенклатуры изделий, пользующейся спросом на внутреннем рынке;
- повышение заинтересованности банков второго уровня в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, совершенствование банковского законодательства;
- содействие в рекламе отечественной продукции машиностроения.
Инвестиционная поддержка предприятий и проектов предусматривает:
- предоставление льгот и преференции, предусмотренных действующим законодательством о государственной поддержке прямых инвестиций;
- инициирование и содействие заключению межотраслевых соглашений производителей машиностроительной продукции и ее потребителей, в первую очередь национальных компаний, по гарантированным закупкам и расчетам;
- инвестиционная поддержка посредством льготного кредитования наиболее эффективных проектов.
Первые два направления в настоящее время уже получили достаточное распространение в различных отраслях, в т.ч. в машиностроении.
Инвестиционная поддержки импортозамещения посредством льготного кредитования наиболее эффективных проектов включает выработку системы отбора наиболее эффективных и жизненных проектов и их кредитования в рамках мер по импортозамещению и поддержке отечественных товаропроизводителей по приоритетным направлениям, определенным в настоящей Программе.
Основными условиями для кредитования проектов в рамках мер по реализации программы импортозамещения являются:
- кредитование проектов исключительно через банки второго уровня, которые принимают риски по проектам на себя и гарантируют возврат государственных средств;
- наличие положительного отраслевого заключения Министерства индустрии и торговли, согласованное, при необходимости, с государственными компаниями-потребителями;
- наличие вневедомственной технической и технологической экспертизы, подтверждающей соответствие проекта современным требованиям и выпуск в соответствии с ним конкурентной на внутреннем и внешнем рынках продукции.
В рамках мер поддержки отечественных товаропроизводителей кредитуются инвестиционные проекты, которые относятся к собственности Республики Казахстан и по которым не менее 51 процента средств предприятий являются собственностью казахстанских юридических и физических лиц.
Банки второго уровня могут самостоятельно предлагать к кредитованию в рамках настоящей Программы инвестиционные проекты, которые соответствуют ее приоритетам. При этом в Министерство индустрии и торговли они должны представить сведения обслуживающего банка о финансовом состоянии Заемщика и об отсутствии ссудной задолженности, положительное решение Кредитного комитета уполномоченного банка второго уровня о кредитовании проекта, экспертное заключение Управления кредитования уполномоченного банка второго уровня.
Министерство индустрии и торговли в своем заключении подтверждает:
- соответствие проекта приоритетам Программы, его импортозамещающую или экспортоориентированную направленность;
- емкость рынка и наличие убедительных обоснований востребованности предлагаемой к производству продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- прирост объема производства, а также число вновь создаваемых или восстанавливаемых рабочих мест;
- социальную значимость проекта для Казахстана или его региона;
- бюджетную эффективность проекта.
Вневедомственная техническая и технологическая экспертиза, подтверждающая соответствие проекта современным требованиям и выпуск конкурентной на внутреннем и внешнем рынках продукции осуществляется РГКП МНТЦ "Машиностроение" с привлечением ведущих специалистов отрасли в качестве независимых экспертов.
По инвестиционным проектам, отвечающим всем вышеуказанным требованиям, Министерство индустрии и торговли, по согласованию с Министерством экономики, в установленном порядке подготавливает и вносит в Правительство Республики Казахстан для утверждения перечень проектов для кредитования за счет средств, выделенных на поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие импортозамещающих производств.
По утвержденным Правительством Республики Казахстан инвестиционным проектам, кредитуемым в рамках мер поддержки отечественных товаропроизводителей, закрытое акционерное общество "Эксимбанк Казахстан" заключает с банками второго уровня кредитные соглашения, осуществляет контроль за реализацией проектов и ежеквартально представляет соответствующую информацию в Правительство Республики Казахстан.
Программа рассчитана на 2000-2003 годы. Учитывая существующую в республике экономическую ситуацию и исходное состояние предприятий машиностроения, нельзя рассчитывать на формирование в эти годы собственно машиностроительного комплекса с развитыми внутри- и межотраслевыми связями.
Опыт разработки настоящей Программы показывает, что ряд предприятий отрасли не готовы обеспечить конкурентоспособность своей продукции по цене и качеству, по-прежнему рассчитывают только на запреты и ограничения импорта для сохранения своих рынков сбыта.
Таким образом, можно рассчитывать, что в этот период наиболее реальна направленная точечная поддержка отдельных предприятий и производств, которые действительно смогут обеспечить конкурентоспособность своей продукции и ее надежный и устойчивый сбыт на внутреннем и внешнем рынках.
В 2000 году за счет осуществления мер поддержки для организации производства нового гусеничного трактора Т-95.4 в ОАО "Казахстантрактор" и колесного - в совместном предприятии АО "Минский тракторный завод" и ОАО "Казахстантрактор" будут созданы два новых для республики производства.
В 2000-2001 годах будут проводиться работы по привлечению к выпуску комплектующих для этих тракторов других машиностроительных предприятий республики. Продолжатся работы по освоению других видов сельскохозяйственной техники.
На основе заключенных в 1999-2000 годах соглашений будет возобновлен выпуск и созданы новые производства машин, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта, энергетического и горно-металлургического комплексов, нефтегазовой промышленности.
В 2000-2001 годах должны быть разработаны предложения по созданию других импортозамещающих производств. Они должны пройти отраслевую, техническую и банковскую экспертизу в соответствие с порядком, изложенным в предыдущем разделе Программы.
В 2002-2003 годах начнется реализация основной части проектов, разработанных и принятых в настоящей Программе.
Для координации действий намеченных данной Программой для машиностроительных предприятий создана Ассоциация машиностроительных предприятий, для предприятий сельскохозяйственного машиностроения - Ассоциация "Центрагромаш", для предприятий электронной и электротехнической отрасли - ОАО "Индустриальный парк".
Основными ожидаемыми результатами от реализации Программы развития машиностроительного комплекса на 2000-2003 годы являются:
- преодоление спада, стабилизация, накопление потенциала и подъем промышленного производства, оптимизация внешней и внутренней кооперации и налаживание экономических связей со странами СНГ, другими государствами, интеграция в мировую экономику;
- совершенствование структуры управления машиностроительным комплексом, приватизация, демонополизация, развитие малого предпринимательства в сфере производства;
- реструктуризация предприятий машиностроительного комплекса с определением положения предприятий по отношению к рынку и потребностям покупателя;
- технологическая перестройка машиностроительного комплекса на основе передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- качественное изменение структуры экспорта, сокращение объемов импорта товаров за счет внедрения высоких технологий, защиты внутреннего рынка и увеличения инвестиций в машиностроение;
- улучшение социальной обстановки путем создания новых рабочих мест на развивающихся машиностроительных предприятиях;
- укрепление экономической независимости Республики Казахстан от конъюнктуры мирового рынка, импорта машиностроительной продукции по демпинговым ценам и ценам, намного превышающим существующие;
- инвестирование научного обеспечения дальнейшего роста производства.
К 2003 году прогнозируются следующие основные показатели:
- объем производства восстановится до уровня 1995 года и составит более 40 млрд. тенге;
- численность работающих увеличится в 2 раза и составит 202 тыс. человек против 101 тыс. человек в 1998 году;
- ежемесячная средняя заработная плата поднимется в 1,5 раза от уровня 1998 года (11201 тенге) и составит 16800 тенге;
- рентабельность производства составит 20 %, что позволит с 2003 года, не допуская просрочки, уплачивать предусмотренные Законом Республики Казахстан
Z952235_
"О налогах и других обязательных платежах в бюджет" налоги, приступить к поэтапному погашению прежней задолженности машиностроительных предприятий бюджету.
Машиностроительный комплекс является наиболее трудоемкой и наукоемкой отраслью промышленности, с развитыми кооперационными связями как внутриотраслевыми, так и в смежных отраслях экономики республики и других стран. На одного человека, занятого на машиностроительном предприятии, приходится 5-6 работающих на предприятиях в смежных отраслях промышленности. Поэтому мультипликативный эффект от реализации Программы в 2-3 раза превысит ожидаемые результаты в машиностроительной отрасли.
В 2000-2003 голы предполагается в определенной степени восстановить научно-техническую и информационную инфраструктуру отрасли, что позволит продуктивно использовать научно-технические и исследовательские структуры - МНТЦ "Машиностроение" и НИЦ ПМ Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, ОАО "Астана-Технопарк", научно-исследовательские, проектные организации и опытно-конструкторских бюро, инженерные институты Национального академического центра аграрных исследований, научные подразделения ВУЗов, а также иностранные и отечественные учебные и консалтинговые фирмы в целях:
- определения потребностей рынка в продукции (техника, оборудование, запасные части, товары народного потребления и т.д.) машиностроительных, металлообрабатывающих, ремонтных и сервисных предприятий;
- создания центра по сбору, обработке и реализации информации, которую необходимо иметь в компьютерных базах данных;
- создания республиканской компьютерной сети для реализации на рынке имеющейся информации с последующим выходом на межгосударственные сети;
- подготовки и переподготовки ведущих научно-технических инженерных и управленческих кадров для машиностроительного комплекса Республики Казахстан.
6-1. Необходимые объемы и источники финансирования.
Финансирование Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на прикладные научные исследования технологического характера. Необходимый объем финансирования Программы из республиканского бюджета на 2001-2003 годы составляет 8 344 тысяч тенге, в том числе по годам: 2001 год - 3 000 тысяч тенге, 2002 год - 5 344 тысяч тенге, 2003 год - 0. Ежегодные объемы уточняются в соответствии с объемами, предусматриваемыми в республиканском бюджете по соответствующей бюджетной программе.
7. План мероприятий по реализации Программы развития
машиностроительного комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы
<*>
Сноска. План мероприятий - в редакции постановления Правительства от 20 мая 2003 г. N 462
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответствен-!Срок !Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!ные за ис- !испол-!лагае- !ник
! ! !полнение !нения !мые !финан-
! ! ! ! !расходы!сиро-
! ! ! ! ! !вания
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Создание благоприятной экономической среды
-------------------------------------------------------------------
1. Разработать меры Предложе- МЭИТ, МФ Сен- - -
и механизм ние в тябрь
разрешения кризиса Прави- 2000
неплатежей между тельство года
предприятиями, в Республики
том числе за счет Казахстан
формирования рынка
долговых
обязательств,
ценных бумаг
2. Провести Протоколь- МФ, МЮ, В те- - -
реструктуризацию ные реше- МЭИТ чение
долгов машино- ния Межве- 2000
строительных домствен- года
предприятий по ной комис-
кредитам, выде- сии по
ленным за счет возврату и
средств реструкту-
республиканского ризации
бюджета, кредитов
предварительно
рассмотрев их на
Межведомственной
комиссии по
возврату и
реструктуризации
кредитов, выданных
из республикан-
ского бюджета, а
также средств,
отвлеченных из
республиканского
бюджета в рамках
негосударственных
внешних займов,
имеющих государст-
венные гарантии
Республики
Казахстан
3. Заключить межпра- Межправи- МИТ, МФ, 2000- - -
вительственные тельствен- МЮ 2003
соглашения о ные согла- годы
производственной шения о
кооперации по пос- производ-
тавкам комплек- ственной
тующих, узлов и кооперации
вспомогательных
материалов, ис-
пользуемых в
машиностроении
-------------------------------------------------------------------
2. Обеспечение оборонных и мобилизационных потребностей
государства, а также нужд национальных компаний и
предотвращение фактов дискриминации отечественной
продукции
-------------------------------------------------------------------
1. Усовершенствовать Предложе- АГЗ Сен- - -
систему контроля ние в тябрь
над проведением Прави- 2000
тендеров по тельство года
государственным Республики
закупкам, Казахстан
финансируемым из
республиканского
бюджета, посред-
ством введения
постоянных
представителей
отраслевых
министерств в
комиссии по
проведению
тендеров
-------------------------------------------------------------------
3. Развитие сертификации производства и контроля качества
для повышения конкурентоспособности продукции машиностроения
-------------------------------------------------------------------
1. Разработать прог- Проект МЭИТ Де- - -
рамму "Качество" поста- кабрь
по вопросам новления 2000
стандартизации и Прави- года
сертификации в тельства
Республике Республики
Казахстан Казахстан
2. Обеспечить приве- Отчет в МИТ Еже- - -
дение стандартов Прави- квар-
производства и тельство тально
контроля качества Республики
продукции Казахстан
машиностроения в
соответствие с
международными
требованиями
-------------------------------------------------------------------
4. Техническая помощь предпринимателям в восстановлении
действующих и организации новых машиностроительных производств
-------------------------------------------------------------------
1. Разработать Предложе- МЭИТ Ноябрь - -
механизм создания ние в 2000
маркетинговых Прави- года
центров изучения тельство
конъюнктуры Республики
внутреннего и Казахстан
внешних рынков и
оказания услуг
предприятиям в
продвижении их
товаров на эти
рынки
2. Изучить рынок Предложе- МЭИТ, МЭ, В те- - -
франчайзинговых ние в РГП "Инсти- чение
услуг, его аспекты Прави- тут эконо- 2000
и емкость, а также тельство мических года
механизмы их Республики исследова-
применения Казахстан ний"
3. Подготовить Проведение МЭИТ, союзы В те- - -
рекомендации семинаров и ассоциа- чение
предприятиям по ции пред- 2000
развитию принимате- года
франчайзинга в лей (по
производстве согласова-
высокотехнологич- нию)
ной продукции,
предложения по
созданию франчай-
зингового учебно-
консультационного
центра, провести
региональные
семинары по фран-
чайзингу с прив-
лечением ведущих
франчайзинговых
компаний, прояв-
ляющих интерес к
работе на казах-
станском рынке
4. Создать на базе Рамочный МЭИТ, аким Ок- - -
выставочного договор г. Астаны, тябрь
центра "Астана- ОАО "Аста- 2000
технопарк" на-Техно- года
(г. Астана) парк" (по
постоянно дейст- согласова-
вующую выставку нию)
сельскохозяйствен-
ной техники
-------------------------------------------------------------------
5. Техническое и технологическое оснащение вновь
создаваемых и развивающихся производств
-------------------------------------------------------------------
1. Определить пере- Перечень МЭИТ, РГКП Январь - -
чень машинострои- оборудова- "Научно- 2001
тельного оборудо- ния исследова- года
вания, в том числе тельский
не используемого и центр по
имеющегося на прогнози-
предприятиях рованию
республики, кото- машино-
рое может быть строения"
приобретено
лизингодателем для
предоставления в
лизинг
-------------------------------------------------------------------
6. Научно-техническое обеспечение программы
-------------------------------------------------------------------
1. Разработать Проект МЭИТ, МСХ, Де- - -
республиканскую постанов- МТК кабрь
целевую научно- ления 2000
техническую прог- Прави- года
рамму "Научно- тельства
технические проб- Республики
лемы машинострое- Казахстан
ния и создания
высокоэффективных
машин и оборудова-
ния на 2001-2005
годы"
-------------------------------------------------------------------
7. Создание условий для привлечения инвестиций
и дополнительных финансовых средств
-------------------------------------------------------------------
1. Разработать Предложе- МЭ, МЭИТ, Де- - -
организационные ние в Агентство кабрь
схемы по страхова- Прави- по инвес- 2000
нию инвестиций и тельство тициям года
кредитованию Республики
проектов реального Казахстан
сектора экономики,
в первую очередь,
в форме поставок
оборудования и
технологий на
принципах франчай-
зинга с использо-
ванием финансового
лизинга
-------------------------------------------------------------------
8. Совершенствование работы с банками второго уровня
и повышение их заинтересованности в направлении приоритетного
кредитования импортозамещающих и экспортоориентированных
проектов по производству продукции высокой степени готовности
-------------------------------------------------------------------
1. Рекомендовать Предложе- МЭИТ Сен- - -
снизить норматив ние банкам тябрь
формирования второго 2000
провизии банкам уровня года
второго уровня при
кредитовании
проектов машино-
строения в рамках
мер поддержки
отечественных
товаропроизводи-
телей
2. Определить степень Предложе- МЭИТ, МЭ, Ок-
экономически ние в МФ тябрь
целесообразной и Прави- 2000
полезной интегра- тельство года
ции промышленности Республики
и банков второго Казахстан
уровня, предостав-
ления возможности
для их долевого
участия в проектах
и управлении
кредитуемым
предприятием
-------------------------------------------------------------------
9. Разработка отраслевых и подотраслевых программ развития
машиностроительного комплекса Республики Казахстан
-------------------------------------------------------------------
1. Разработка Проекты Министер- 2000- Всего- Рес-
Программ развития норматив- ство ин- 2003 8344 публи-
машиностроитель- ных пра- дустрии и годы тысяч кан-
ного комплекса вовых торговли тенге, ский
Республики Казах- актов в том бюджет
стан по приоритет- числе
ным направлениям по го-
дам:
2000-
0;
2001
год -
3000
тысяч
тенге;
2002-
5344
тысяч
тенге;
2003-
не пре-
дусмот-
рено
-------------------------------------------------------------------