О Концепции государственной демографической политики Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2000 года N 1272

Действующий
      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной демографической политики Республики Казахстан.
      2. Агентству Республики Казахстан по миграции и демографии совместно с центральными и местными исполнительными органами до 1 июля 2001 года разработать Программу и План мероприятий по реализации Концепции государственной демографической политики Республики Казахстан.
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Первый заместитель
     Премьер-Министра
     Республики Казахстан   


                                          Одобрена 

постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2000 года N 1272


                               Концепция
               государственной демографической политики
                          Республики Казахстан

      Концепция государственной демографической политики (далее - Концепция) представляет собой основные принципы, приоритеты и задачи демографического развития страны. Под демографическим развитием в данной Концепции понимается комплекс политических, административных, экономических и социально-психологических мер, направленных на стимулирование роста численности населения, отвечающих текущим и перспективным потребностям.
      Демографическое развитие непосредственно влияет на рост экономики, обеспечение обороноспособности страны и государственную безопасность.
      Демографическая политика является составной частью государственной политики Казахстана. В послании Президента страны "Казахстан-2030" сильная демографическая политика выдвинута в ранг ведущих приоритетов национальной безопасности страны.
      Субъектами государственной демографической политики являются государственные органы всех уровней. Партнерами государственных структур по реализации демографической политики призваны стать международные, неправительственные общественные и другие организации.
      Концепция определяет основы государственной демографической политики с учетом общегосударственных интересов на основе соблюдения основополагающих прав человека.
      Концепция рассчитана на современный период стабилизации социально-экономического положения и перехода к устойчивому экономическому развитию страны, и долгосрочную перспективу.
      Современное социально-экономическое положение страны будет являться в определенной степени ограничителем системы регулирования демографического развития в ближайшей перспективе.
      Государственная демографическая политика основана на общепринятых принципах и нормах международного права и международных договорах Республики Казахстан, Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан, иных нормативных правовых актах.
      Концепция учитывает мировой опыт регулирования демографического развития.

                 1. Современная демографическая ситуация
                          в Республике Казахстан

      Демографическая ситуация в Казахстане за последние годы оценивается как неблагоприятная в силу значительного для республики снижения рождаемости, повышения смертности (с 1996 года наметилась тенденция ее снижения) и увеличения миграционного оттока населения.
      Численность населения Республики Казахстан на 1 января 2000 года по предварительным данным Агентства Республики Казахстан по статистике составила 14896,1 тысяч человек. По сравнению с началом 1993 года, когда в республике проживало 16426,5 тысяч человек, численность населения уменьшилась на 1530,4 тысяч человек, или на 9,3 процента.
      В 1999 году отмечен самый низкий за последние десятилетия XX века коэффициент рождаемости - 14,0 на 1000 человек населения, что составляет 54,5 процента уровня 1987 года, когда был зафиксирован в республике самый высокий пик рождаемости.
      Коэффициент естественного прироста населения в 1999 году снизился и достиг низкой отметки - 4,3 на 1000 человек.
      Несмотря на снижение смертности в 1999 году ее уровень остается высоким. Коэффициент смертности составил 9,7 на 1000 человек, что на 22,8 процента выше уровня 1990 года.
      Сокращается средняя продолжительность жизни населения. Уровень ее в 1998 году составил 64,4 года, а у мужчин всего 59 лет.
      В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях уже началась естественная убыль населения. При сохранении такой тенденции в ближайшем будущем ожидается депопуляция населения в целом по стране.
      Численность казахов проживающих в республике по данным переписи населения 1999 года составляет 7985,0 тысяч человек, или 53,4 процента от общей численности населения республики. Русских в республике проживает 4479,6 тысяч человек, или 30,0 процента.
      По сравнению с предыдущей переписью (1989 год) возросла численность казахов, уйгур, дунган, узбеков. Резко, почти в 3 раза уменьшилась численность немцев. Уменьшилась также численность русских, украинцев, татар и лиц других национальностей.
      Изменения в этнической структуре населения, обусловлены иммиграцией репатриантов (оралманов) и эмиграцией лиц других национальностей на свою историческую родину.
      В целом снижение численности населения происходит из-за снижения естественного прироста и отрицательного сальдо миграции населения.

         2. Цель, задачи и принципы демографической политики

      Цель демографической политики - преодоление негативных тенденций в демографических процессах, предотвращение депопуляции, обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии с долгосрочной стратегией развития страны.
      При реализации демографической политики перед органами государственной власти стоят следующие задачи:
      улучшение состояния здоровья населения, включая репродуктивное; уменьшение смертности и, как следствие, увеличение продолжительности жизни;
      стабилизация рождаемости и ее увеличение в будущем до уровня, обеспечивающего полное замещение поколений и расширенный режим воспроизводства населения;
      улучшение условий жизнедеятельности семьи, укрепление семейно-брачных отношений;
      регулирование миграционных процессов;
      повышение ответственности за здоровье населения на уровне общества и индивида;
      преодоление негативных последствий экологических бедствий.
      Государственная демографическая политика основывается на принципах:
      Равенства всех граждан страны независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности;
      и свободном выборе репродуктивного поведения и планирования семьи;
      признания материнства как важнейшей социальной функции, равных обязанностей обоих родителей в воспитании своих детей при соблюдении интересов детей как преобладающих в соответствии с Международными Конвенциями ООН "О правах ребенка" и "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин";
      комплексного подхода, охватывающего различные меры воздействия на рождаемость, смертность, продолжительность жизни и миграцию с учетом новых тенденций в демографических и миграционных процессах;
      учета региональных особенностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие центральных и региональных органов на основе единых основополагающих норм в реализации демографической политики;
      экологической безопасности населения, сохранения биологического разнообразия и организации рационального природопользования.

              3. Приоритеты и основные направления реализации
                   государственной демографической политики

      Анализ современного неблагоприятного состояния демографической ситуации и перспектив ее развития позволяет, во-первых, определить приоритеты в демографическом развитии, во-вторых, основные направления, механизмы их решения на переходный период и разработать стратегию действий на долгосрочную перспективу - период социально-экономической стабилизации и устойчивого развития страны.
      На первом этапе необходимо принять меры по снижению темпов уменьшения численности населения и достичь ее стабилизации. Это будет решаться за счет:
      снижения падения рождаемости и ее стабилизации;
      уменьшения смертности и увеличения средней продолжительности жизни;
      сокращения эмиграции и создания благоприятных условий для возвращения репатриантов (оралманов).
      На втором этапе должен обеспечиться общий рост населения, как в количественном, так и в качественном отношении за счет:
      материального и морального стимулирования рождаемости;
      достижения положительного сальдо миграции.
      Основными направлениями государственной демографической политики в регулировании развития населения является разработка и реализация программно-целевых мероприятий по наиболее актуальным проблемным направлениям, базирующимся на строгом учете современной ситуации и предпосылок социально-экономического развития.
      Основными направлениями реализации государственной демографической политики являются:
      повышение жизненного уровня населения, рост занятости населения за счет обеспечения сбалансированного развития всех секторов экономики и социальной сферы, развития малого и среднего предпринимательства;
      обеспечение значительного улучшения условий жизнедеятельности людей на основе опережающего экономического роста страны по сравнению с динамикой увеличения численности;
      повышение уровня здоровья населения страны на основе пропаганды здорового образа жизни, профилактики всех элементов жизнедеятельности человека, труда и отдыха, принятие мер по доступности использования спортивных сооружений и спорткомплексов;
      улучшение медицинского обслуживания населения и принятие мер по повышению ее санитарно-гигиенической грамотности, реализация государственных экологических программ, в первую очередь, в экологически неблагополучных регионах;
      снижение смертности населения, в первую очередь лиц трудоспособного возраста, от несчастных случаев, отравлений и травм на производстве, связанных с ухудшением условий труда, распространением наркомании и алкоголизма;
      снижение заболеваний туберкулезом, диабетом и другими социально значимыми заболеваниями, и заболеваниями представляющих опасность для окружающих;
      увеличение средней продолжительности жизни, сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами за счет повышения уровня развития здравоохранения, расширение сети социальной помощи и лечебно-оздоровительных учреждений для пенсионеров. Развитие дневных стационаров для престарелых граждан;
      снижение падения рождаемости и ее стабилизация, создание системы материального стимулирования рождаемости путем расширения перечня и объема материальных пособий при рождении ребенка, для многодетных семей, матерей одиночек;
      реализация программ по охране репродуктивного здоровья, создание информационной системы по вопросам репродуктивного поведения, безопасного материнства, нравственно-полового и культурно-этического воспитания, и подготовки к семейной жизни, обеспечение потребности населения в современных средствах и методах контрацепции, внедрение учебного предмета валеологии в программу учебных заведений;
      признание охраны здоровья матери и ребенка приоритетным направлением в области здравоохранения. Основные целевые установки данного направления: снижение коэффициента и изменение структуры младенческой смертности в сторону сближения с развитыми странами;
      сокращение материнской смертности во время родов, осложнений беременности и послеродового периода;
      осуществление мер по профилактике заражения вирусом иммунодефицита человека или СПИДом и болезней передаваемых половым путем;
      предупреждение и лечение бесплодия женщин, предупреждение абортов и устранение последствий абортов;
      совершенствование законодательства и пропаганда по укреплению семейно-брачных отношений, повышение статуса семьи;
      повышение роли и ответственности мужчин в укреплении семейно-брачных отношениях, развитие сети различных клубов знакомств одиноких;
      уменьшение миграционных потерь населения путем упорядочения эмиграции и осуществление превентивных мер. Регулирование иммиграции, определение ежегодных экономически обоснованных квот по репатриации этнических казахов с учетом реальных возможностей республики;
      создание благоприятных условий для приема и обустройства соотечественников, возвращающихся на свою родину, обеспечение условий для их быстрейшей интеграции в социальную среду. Прием способных и талантливых детей, подростков и молодежи из казахских диаспор за рубежом для обучения в учебных заведениях наравне с детьми граждан Республики Казахстан. Поддержка и развитие конструктивных взаимоотношений с казахской диаспорой за рубежом;
      подписание межгосударственных соглашений со странами выезда этнических казахов об упрощенном порядке выхода из гражданства;
      обеспечение контролируемости иммиграционных процессов путем введения и осуществления иммиграционного контроля;
      повышение ответственности каждого гражданина за свое здоровье, вовлечение самого населения в процесс формирования здорового образа жизни;
      восстановление и принятие мер по стабильному функционированию государственных детских дошкольных организаций, обеспечение оздоровления школьников в пришкольных и загородных лагерях и домах отдыха;
      создание психологических служб в государственных организациях образования, введение в школах, интернатах и дошкольных организациях должности психолога и социального педагога;
      осуществление мер по совершенствованию системы социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      укрепление материально-технической базы специальных коррекционных учреждений, детских домов, домов ребенка и школ-интернатов, создание научно-методической базы социальной защиты детства, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных и других интересов детей, нуждающихся в опеке;
      разработка комплексной программы по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Создание системы обучения осужденных, с учетом интересов имеющихся в исправительных учреждениях производств, возможности трудоустройства их после освобождения.

            4. Формы и методы реализации государственной
                     демографической политики

      Государственная демографическая политика Республики Казахстан осуществляется за счет сбалансированной идеологической и обоснованной финансово-экономической политики. В качестве основных методов демографической политики используются экономические, административно-правовые и социально-психологические меры воздействия.
      Главной формой реализации демографической политики является программно-целевой метод - разработка и реализация Государственной демографической программы, иных республиканских целевых программ, региональных программ территориальных органов, направленных на решение демографических проблем.
      Реализация стратегии демографического развития предполагает:
      ревизию существующих и создание новых нормативно-правовых актов, социально-экономических и организационно-административных подходов и мероприятий, в части соответствия их новым задачам по демографическому росту;
      выделение необходимых государственных ресурсов, а также привлечение и использование помощи со стороны международных организаций, доноров и специалистов для разработки политики, стратегии и программ по демографическому развитию;
      обязательное включение концептуальных, а в последующем -

стратегических установок по демографии в общенациональное и отраслевое 
планирование и их мониторинг;
     осуществление тесной координации и укрепление национального 
потенциала для сбора и анализа данных, проведение стратегических 
исследований и разработка базы данных для комплексного изучения, прогноза 
и планирования демографического развития;
     поддержка государственных органов и средств массовой информации в 
пропаганде и реализации установок регулирования процессов демографического 
развития.
     
     
     (Специалисты: Мартина Н.А.,
                   Петрова Г.В.)