В целях реализации конституционных прав граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, совершенствования системы документирования и учета населения Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила документирования и регистрации населения Республики Казахстан.
2. Министерству внутренних дел и Министерству юстиции Республики Казахстан в установленном порядке разработать и утвердить в месячный срок Инструкции о применении Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
3. Центральным исполнительным органам в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным постановлением.
4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2000 года.
Правила документирования и регистрации населения Республики Казахстан установлены в целях защиты прав и интересов личности. Они гарантируют соблюдение прав на свободу передвижения, выбора места жительства в пределах территории Республики Казахстан, выезда за рубеж и возвращения на родину.
Настоящие Правила основаны на нормах Конституции
K951000_
, Законов Республики Казахстан
Z914800_
"О гражданстве",
Z970204_
"О миграции населения" и
Z970094_
"О жилищных отношениях", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона,
U952337_
"О правовом положении иностранных граждан", других нормативных правовых актов и определяют порядок и единые на территории Республики Казахстан процедуры осуществления учета миграции населения в интересах экономического развития республики, регулирования социально-экономических и демографических процессов.
1. Документы, удостоверяющие личность, и их виды
1. Граждане Республики Казахстан, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, должны иметь документы, удостоверяющие личность.
2. Документами удостоверяющими личность являются:
1) паспорт гражданина Республики Казахстан;
2) удостоверение личности;
3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
4) удостоверение лица без гражданства.
3. Документы, удостоверяющие личность, являются собственностью государства.
4. Документы, удостоверяющие личность, заполняются уполномоченным органом, по желанию владельца, на государственном или русском, а паспорт гражданина Республики Казахстан, кроме этого, на английском языках.
5. Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам, по их желанию, независимо от возраста.
В паспорте указывается:
фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; национальность (указывается по желанию владельца); гражданство;
наименование органа юстиции, выдавшего паспорт;
дата выдачи и срок действия.
В паспорт вклеивается фотография владельца и вносятся следующие записи и отметки:
1) разрешительная запись о выезде за границу;
2) запись о детях в возрасте до 16 лет, в случаях их совместного выезда с владельцем паспорта за границу, при выезде детей старше трех лет вклеиваются их фотографии;
3) виза иностранного государства;
4) отметка пограничного контрольно-пропускного пункта о пересечении границы;
5) отметка о продлении срока действия паспорта.
Отметки в паспорте, проставляемые государственными органами Республики Казахстан, оформляются штампами, форма которых устанавливается уполномоченными органами, а также Министерством иностранных дел Республики Казахстан и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. Производить в паспортах какие-либо другие отметки запрещается.
Паспорт гражданина Республики Казахстан является документом, удостоверяющим личность владельца при выезде и за пределами Республики Казахстан. Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет. По заявлению гражданина срок действия паспорта может быть продлен уполномоченным органом еще на один год.
<*>
Сноска. В пункт 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
6. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается гражданам с 16-летнего возраста и действительно на территории республики. Все граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, должны иметь удостоверение личности.
В удостоверении указываются:
фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; национальность (указывается по желанию владельца); место жительства;
наименование органа, выдавшего удостоверение;
дата выдачи, срок действия, код удостоверения и штрих-код.
Удостоверение личности выдается со сроком действия:
с 16 до 25 лет;
с 25 до 45 лет;
с 45 лет пожизненно.
Удостоверение личности подлежит замене при регистрации по новому месту постоянного жительства.
<*>
Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 5 июня 2004 г.
N 626
.
7. Лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, достигшим 16-летнего возраста, выдается удостоверение лица без гражданства. Удостоверение лица без гражданства выдается сроком действия на 10 лет для подтверждения личности владельца на территории республики и за ее пределами. При выезде за границу без родителей, опекунов, попечителей удостоверение лица без гражданства может выдаваться лицам младше 16 лет.
Удостоверение лица без гражданства содержит те же сведения, что и паспорт гражданина Республики Казахстан, а также сведения о месте жительства.
8. Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан выдается иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, с 16-летнего возраста, на срок действия паспорта страны его гражданства.
Вид на жительство удостоверяет личность владельца на территории Республики Казахстан. Он содержит те же сведения, что и удостоверение личности, а также сведения о гражданстве владельца.
При выезде за границу личность иностранного гражданина удостоверяет паспорт страны его гражданства.
Порядок выдачи вида на жительство и удостоверения лица без гражданства определяется Правительством Республики Казахстан.
9. Личность военнослужащих, офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил стран-участниц Содружества Независимых Государств, состоящих на военной службе в частях дислоцированных на территории Республики Казахстан, являющихся гражданами других государств, удостоверяется военным билетом, выдаваемым командованием воинских частей и военных учреждений, и паспортом страны их гражданства.
10. Документы, удостоверяющие личность, выдаются уполномоченными органами по заявлению соответствующего лица на основании документов, предусмотренных настоящими Правилами.
Органами, уполномоченными выдавать удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан, являются органы юстиции.
Паспорт гражданина Республики Казахстан оформляется через загранучреждения Республики Казахстан гражданам Республики Казахстан:
постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан;
получающим образование по очной форме обучения в учебных заведениях, расположенных на территории иностранных государств;
работающим в иностранных государствах по трудовому договору, заключенному на срок не менее одного года;
членам семьи указанных лиц, проживающим вместе с ними;
родственникам персонала дипломатической службы, проживающим вместе с персоналом дипломатической службы за рубежом, и не имеющим права на получение дипломатического или служебного паспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Уполномоченными органами по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверения лица без гражданства являются органы внутренних дел.
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
; от 8 декабря 2006 года N
1184
(вводится в действие со дня официального опубликования).
11. Документы, удостоверяющие личность, выдаются на основании одного из следующих документов:
свидетельства о рождении;
паспорта гражданина Республики Казахстан;
удостоверения личности;
временного удостоверения личности;
свидетельства на возвращение;
удостоверения лица без гражданства;
паспорта иностранного государства;
справки о приеме в гражданство Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан по Указу Президента Республики Казахстан, а также об изменении гражданства в соответствии с международными соглашениями.
Лица, указанные в абзаце третьем пункта 10 настоящих Правил, помимо вышеуказанных документов представляют также копии документов, подтверждающих факт проживания; обучения; работы; семейного положения.
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
; от 8 декабря 2006 года N
1184
(вводится в действие со дня официального опубликования).
12. За выдачу документов, удостоверяющих личность, взимается плата в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан. В нее входят расходы, связанные с фактическими затратами по оформлению документа.
13. Документы, удостоверяющие личность, выдаются уполномоченными органами по месту постоянного жительства (регистрации) документируемого лица и вручаются лично владельцу или его законному представителю.
<*>
Сноска. В пункт 13 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
; от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
14. При заполнении документов, удостоверяющих личность, фамилия, имя, отчество и другие данные записываются в соответствии с документом, послужившим основанием для их выдачи.
15. Запись о национальности в паспорте и удостоверении личности производится в соответствии с национальностью родителей. При различных национальностях родителей гражданин имеет право добровольного выбора национальности по отцу или матери. В случае, когда национальность родителей неизвестна, ее определяет в соответствии со статьей 19 Конституции Республики Казахстан владелец документа. Национальность гражданами Республики Казахстан может быть изменена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
16. Документы, удостоверяющие личность, являются недействительными, если:
невозможно идентифицировать личность;
в них незаконно внесены изменения или в них необходимо внести изменения, связанные с идентификацией личности;
в них отсутствуют отдельные, предусмотренные настоящими Правилами записи, или эти записи не соответствуют действительности;
истек срок их действия;
они не соответствуют правовому статусу владельца.
17. Недействительные документы, удостоверяющие личность, подлежат в установленном порядке изъятию уполномоченными органами.
18. При наличии у лица нескольких однотипных документов, удостоверяющих личность, изымаются все документы, за исключением действительного.
19. Документы, удостоверяющие личность, могут быть изъяты следственными органами, органами дознания или судом, в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
Запрещаются прием и передача документов, удостоверяющих личность, в залог, а также их изъятие, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящими Правилами.
20. Граждане обязаны бережно хранить документы, удостоверяющие личность, а в случае их утраты обратиться в органы юстиции по месту жительства для получения новых. При утрате паспорта граждане Республики Казахстан, находящиеся за границей, обращаются в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 20 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
21. Документы, удостоверяющие личность, предъявляются по требованию должностных лиц компетентных органов.
22. Граждане Республики Казахстан, выезжающие на постоянное жительство за границу, сдают удостоверения личности в органы юстиции.
<*>
Сноска. В пункт 22 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
23. Найденные документы, удостоверяющие личность, и документы умерших лиц сдаются в уполномоченные органы, которые, в зависимости от сложившейся ситуации: возвращают их владельцу; уничтожают в установленном порядке; передают в дипломатическое представительство иностранного государства, гражданином которого является (являлся) владелец.
<*>
Сноска. В пункт 23 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
24. У лиц, осужденных к лишению свободы, документы, удостоверяющие личность, изымаются и хранятся в учреждениях, исполняющих приговоры. При отбытии срока наказания они возвращаются владельцам.
25. Гражданам Республики Казахстан при утрате удостоверения личности или непригодности его для дальнейшего использования, а также лицам, вышедшим из гражданства Республики Казахстан, до получения ими новых документов, удостоверяющих личность, выдается временное удостоверение личности сроком действия до трех месяцев. Срок действия может быть продлен уполномоченным органом по заявлению владельца еще до трех месяцев. Временное удостоверение действительно на территории Республики Казахстан.
Временное удостоверение личности содержит те же сведения, что и удостоверение личности, а также сведения о гражданстве владельца.
Гражданам Республики Казахстан, временно находящимся за рубежом, при утрате паспорта дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Казахстан за рубежом выдается свидетельство на возвращение, действительное для въезда в Республику Казахстан и проезда по ее территории к месту постоянного жительства.
Временное удостоверение личности и свидетельство на возвращение являются документами кратковременного пользования. По ним нельзя совершать гражданско-правовые сделки.
<*>
Сноска. В пункт 25 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
26. Гражданам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке могут быть выданы дипломатический, служебный паспорт и паспорт моряка Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Пункт 26 - в редакции постановления Правительства РК от 22 августа 2002 г. N 941
P020941_
.
27. Владельцы документов, удостоверяющих личность, регистрируются по постоянному месту жительства, а также снимаются с регистрации при перемене места жительства. Регистрацию по месту жительства производят уполномоченные органы.
Органами, уполномоченными осуществлять регистрацию по местожительству и снятие с регистрации граждан Республики Казахстан, являются органы юстиции. Уполномоченными органами по осуществлению регистрации и снятия с регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, являются органы внутренних дел.
<*>
Сноска. В пункт 27 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
28. Регистрация места жительства физических лиц осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение ими в установленном порядке жилища в собственность либо свидетельствующих о получении его в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также предоставляющих им право на вселение в жилище по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, а также по письменному согласию собственника (нанимателя) жилища.
Регистрация граждан осуществляется по месту постоянного проживания, в том числе в жилых домах, квартирах, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, жилых строениях дачных садоводческих товариществ и кооперативов, домах-интернатах, служебных зданиях, приспособленных для жилья.
<*>
Сноска. В пункт 28 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 5 июня 2004 г.
N 626
.
29. Регистрации по месту жительства подлежат:
граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории или прибывшие на постоянное жительство из-за границы;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.
30. Лица, подлежащие регистрации, должны в десятидневный срок представить в уполномоченные органы следующие документы:
заявление, установленной уполномоченным органом дел формы;
документ, подтверждающий снятие с регистрации с прежнего местожительства;
документ, удостоверяющий личность;
а военнообязанные, кроме этого, военный билет (приписное свидетельство для призывников) с отметкой военных комиссариатов о принятии на воинский учет или снятии с него.
<*>
Сноска. В пункт 30 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
31. При регистрации по месту жительства взимается государственная пошлина в размере, установленном законодательством Республики Казахстан.
32. Снятию с регистрации в уполномоченных органах подлежат следующие лица:
выбывшие на другое место жительства;
осужденные к лишению свободы на основании приговора суда;
признанные судом утратившими право пользования жилым помещением;
умершие.
Снятие с регистрации может быть оформлено по собственной инициативе владельца жилого помещения на правах частной собственности без предъявления личного заявления лица, снимаемого с регистрации, и его документа, удостоверяющего личность.
<*>
Сноска. В пункт 32 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
33. Учет зарегистрированных и снятых с регистрации граждан Республики Казахстан осуществляется органами юстиции в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан.
Регистрация и снятие с регистрации осуществляется путем проставления штампа и записи в книге регистрации граждан, которая выдается органами, осуществляющими регистрацию, собственникам (нанимателям) жилища и иным лицам, в ведении которых находятся жилые помещения.
Книга регистрации граждан является документом, подтверждающим место постоянной регистрации физического лица и факт совместного проживания с ним членов семьи, и, в случаях, установленных законодательством, предъявляется в заинтересованные органы.
Требование каких-либо иных документов или справок, подтверждающих регистрацию по местожительству или снятие с регистрации физического лица, а также факт совместного проживания с ним членов семьи, не допускается.
<*>
Сноска. В пункт 33 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
; от 21 июля 2005 г.
N 761
.
34. В случае, если при регистрации или снятии с регистрации были допущены нарушения законодательства Республики Казахстан, решение о регистрации или снятии с регистрации может быть аннулировано уполномоченным органом, оформившим его, а также вышестоящим уполномоченным органом или судом.
Требование об аннулировании или восстановлении регистрации по месту жительства может быть заявлено заинтересованным юридическим или физическим лицом в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 34 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
35. Формы книги регистрации граждан, штампов и бланков, необходимых для регистрации по месту жительства и снятия с регистрации, устанавливаются Министерством юстиции Республики Казахстан и выдаются органами, осуществляющими регистрацию.
<*>
Сноска. В пункт 35 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
; от 21 июля 2005 г.
N 761
.
36. Граждане Республики Казахстан, прибывшие на временное жительство сроком свыше трех месяцев, берутся органами юстиции на учет по месту временного проживания.
Постановка на учет осуществляется по заявлению граждан или иному документу, подтверждающему основания временного пребывания.
По заявлению состоящих на временном учете лиц, в установленном порядке, они могут быть зарегистрированы как постоянно проживающие.
<*>
Сноска. В пункт 36 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
37. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно прибывающие в Республику Казахстан, регистрируются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
38. Регистрация лиц по месту жительства и учет временно пребывающих лиц осуществляется по документам, удостоверяющим личность, а лиц военнослужащих Вооруженных Сил стран-участниц Содружества Независимых Государств - по паспортам и военным билетам.
39. В интересах государственной безопасности и охраны общественного порядка, обеспечения здоровья населения Республики Казахстан могут быть в соответствии с законодательством установлены ограничения в выборе места жительства и свободе передвижения в отдельных местностях Республики Казахстан. Установление иных ограничений не допускается.
Для регистрации лиц, прибывших к месту постоянного жительства или временного пребывания в населенных пунктах, находящихся в условиях особого режима (закрытых административно-территориальных образованиях), представляется разрешение компетентных органов, выдаваемое в установленном порядке. При этом, лицам, постоянно проживающим на территории пограничной зоны, уполномоченными органами к паспортам, удостоверениям личности выдается документ, подтверждающий их проживание в пограничной зоне.
<*>
Сноска. В пункт 39 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 февраля 2005 г.
N 140
.
40. В местностях, в которых установлены ограничения в выборе места жительства, не может быть отказано в регистрации лицам, прибывшим на постоянное жительство к близким родственникам (родителям, детям, братьям, сестрам, внукам, дедушке, бабушке), временно отсутствовавшим, освобожденным из мест лишения свободы (если они до осуждения проживали в данной местности).
4. Ответственность за нарушение правил документирования и
регистрации населения
41. Ответственность за соблюдение правил документирования и регистрации населения возлагается, в части их касающейся, на:
владельцев документов, удостоверяющих личность;
собственников жилища и других лиц, в ведении которых находятся жилые здания и помещения;
лиц, осуществляющих прием граждан на работу по найму или контракту.
42. Лица, нарушающие настоящие Правила, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
43. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют органы внутренних дел и юстиции.
<*>
Сноска. В пункт 43 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 марта 2004 г.
N 260
.
5. Применение международных договоров
44. Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Правилах, то применяются правила международного договора.
1. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 апреля 1993 года N 256
P930256_
"Об утверждении Положения о паспортной системе в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1993 г., N 10, ст. 124).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 марта 1996 года N 277
P960277_
"О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 апреля 1993 года N 256" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 11, ст. 79).
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 марта 1997 года N 314
P970314_
"О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 апреля 1993 года N 256" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 12, ст. 82).
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1998 года N 1235
P981235_
"О продлении срока обмена и выдачи паспортов и удостоверений личности гражданина Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1998 года, N 45, ст. 406).
5. Второе предложение пункта 13 "Положения об охране государственной границы Республики Казахстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 июня 1993 года N 552
P930552_
"О мерах по обеспечению выполнения Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1993 г., N 25, ст. 306).