Об утверждении Правил оценки эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2000 года N 968

Действующий
      В целях повышения эффективности использования государственных и привлеченных государством, в том числе под государственные гарантии, финансовых средств при реализации Программы государственных инвестиций Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила оценки эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций.
      2. Определить органом, уполномоченным на оценку эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций, Министерство экономики Республики Казахстан.
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
     Премьер-Министр
   Республики Казахстан  


                                                      Утверждены           

постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2000 года N 968


                               Правила
               оценки эффективности проектов, входящих в
              состав Программы государственных инвестиций

                         Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила оценки эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций (далее - Правила), определяют объекты и элементы оценки, источники информации, методы и порядок осуществления и использования результатов оценки эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций (далее - ПГИ).
      2. Целью оценки эффективности проектов, входящих в состав ПГИ, является совершенствование ПГИ путем использования результатов оценки реализуемых и завершенных проектов, включая уточненные исходные данные по ним, для улучшения качества реализуемых проектов, для анализа новых проектов, заявляемых в ПГИ, и для корректировки приоритетов ПГИ. Результаты оценки могут быть использованы также для корректировки целей отраслевых и региональных стратегий.
      3. Правила обязательны для применения органом, уполномоченным на оценку эффективности проектов, входящих в состав ПГИ (далее - уполномоченный орган), а также центральными и местными органами государственного управления, осуществляющими реализацию и последующую эксплуатацию проектов, входящих в состав ПГИ, и заемщиками по проектам, реализуемым или реализованным за счет негосударственных займов под государственные гарантии (далее - исполнительные агентства).
      4. Необходимость оценки эффективности проекта обусловлена требованием организации системной работы по контролю за выполнением проектов ПГИ, определенным в качестве одной из задач ПГИ в Правилах разработки и реализации ПГИ, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1998 года N 1389 P981389_ .

                  Глава 2. Объекты и элементы оценки

      5. Объектами оценки эффективности, определенными настоящими Правилами, являются проекты, входящие в состав ПГИ и находящиеся на стадии реализации (реализуемые проекты) и на стадии функционирования после завершения реализации (завершенные проекты).
      Правила не распространяются на оценку эффективности проектов, находящихся на стадии подготовки. Такая оценка осуществляется в соответствии с Правилами проведения экономической экспертизы проектов, заявляемых в состав ПГИ, утвержденными уполномоченным органом.
      6. Элементами оценки реализуемых проектов и их компонентов являются результаты; элементами оценки завершенных проектов и их компонентов являются следствия и влияние.
      7. Результаты - это прямые материальные или нематериальные последствия, достигнутые в ходе реализации проекта или его компонентов и к моменту окончания реализации. Результаты могут быть сопоставлены с запланированными показателями, отраженными в плане-графике.
      8. Следствия - это изменения, вызванные в окружающей обстановке результатами завершенного проекта или его компонентов. Следствия могут быть сопоставлены с целями проекта, сформулированными на стадии планирования и отраженными в технико-экономическом обосновании.
      9. Влияние - это воздействие завершенного проекта на социально- экономическую ситуацию. Влияние проекта или группы проектов в отрасли или регионе на стадии функционирования после завершения реализации может быть сопоставлено с целями отраслевых или региональных стратегий, в рамках которых осуществлялись планирование и реализация проекта.
      10. Эффективность - это итог сопоставления результатов, следствий и влияния с запланированными показателями, целями проекта и целями стратегий соответственно с выделением (анализом) вклада внутренних (относящихся к проекту) и внешних факторов.

           Глава 3. Источники информации для оценки эффективности

      11. Источниками информации для оценки эффективности являются:
      по реализуемым проектам - отчет исполнительного агентства о выполнении работ по проекту, включенному в состав ПГИ;
      по завершенным проектам - отчет исполнительного агентства о ходе функционирования завершенного проекта.
      12. Форма, содержание и сроки предоставления плана-графика и отчета исполнительного агентства о выполнении работ по проекту, включенному в состав ПГИ, определены Правилами осуществления мониторинга реализации ПГИ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июня 2000 года N 848 P000848_ .
      13. Отчет исполнительного агентства о ходе функционирования завершенного проекта предоставляется по запросу уполномоченного органа и содержит сравнение фактических данных с запланированными по маркетинговому, техническому, социальному, экологическому, финансовому, институциональному и экономическому разделам, включая сведения о достигнутых результатах, следствиях и влиянии.

                    Глава 4. Методика оценки эффективности

      14. При оценке результатов:
      1) устанавливается степень соответствия следующих фактических параметров запланированным на стадии подготовки проекта и отраженным в откорректированном плане-графике:
      объемов работ в натуральном выражении;
      сроков реализации;
      финансовых затрат;
      проектной мощности;
      2) устанавливается степень соответствия показателей требованиям стандартов и иным требованиям, сформулированным на стадии планирования;
      3) устанавливается степень подтверждения предпосылок, принятых на стадии планирования (исходных данных), а также ожидаемых текущих затрат и источников их финансирования;
      4) анализируются препятствия, возникшие в ходе реализации, и меры их устранения и оцениваются действия сторон - участников реализации;
      5) устанавливается соотношение вкладов внутренних (относящихся к проекту) и внешних факторов в получение результатов;
      6) делается вывод об эффективности достижения запланированных показателей.
      15. При оценке следствий:
      1) устанавливается степень достижения поставленных целей проекта;
      2) устанавливается соотношение вкладов внутренних (относящихся к проекту) и внешних факторов в достижение целей;
      3) анализируются фактические сведения о текущих затратах и степень подтверждения предпосылок, сделанных на стадии планирования (исходных данных);
      4) делается вывод об эффективности достижения запланированных целей проекта.
      16. При оценке влияния:
      1) устанавливается соотношение вклада проекта в ряду других проектов в достижение запланированных целей отраслевых и региональных стратегий;
      2) вырабатываются рекомендации по корректировке приоритетов государственных инвестиций в отрасли или регионе;
      3) анализируются фактические сведения о текущих затратах и степень подтверждения предпосылок, сделанных на стадии планирования (исходных данных);
      4) делается вывод об эффективности вклада проекта в достижение запланированных целей отраслевых и региональных стратегий.
      17. При выполнении всех видов оценки формулируются рекомендации по улучшению подготовки и реализации новых (будущих) и действующих проектов и в целом работы над ПГИ.

              Глава 5. Порядок осуществления оценки эффективности и
                           использования ее результатов

      18. Оценку эффективности осуществляет уполномоченный орган самостоятельно или с привлечением независимых экспертов и органов государственного управления, не участвующих в реализации проекта.
      19. Отчет о результатах оценки эффективности реализуемых проектов составляется ежегодно и используется для улучшения качества оцениваемых проектов путем внесения необходимых изменений в план-график их реализации и для корректировки предпосылок (исходных данных), используемых при анализе новых проектов. Отчет о результатах оценки эффективности реализуемых проектов используется также при подготовке раздела аналитической части ПГИ, касающегося анализа исполнения ПГИ за предыдущий период.
      20. Отчет о результатах оценки эффективности завершенных проектов составляется по истечении определенного срока функционирования, который устанавливается уполномоченным органом по согласованию с исполнительным агентством применительно к каждому проекту с учетом его особенностей. Отчет о результатах оценки эффективности завершенных проектов используется для корректировки приоритетов ПГИ и может быть использован также для корректировки целей отраслевых или региональных стратегий.
     (Специалисты: Мартина Н.А.,
                   Петрова Г.В.)