экономики на 2001-2003 годы. 2. Правительству Республики Казахстан при выработке соответствующих решений и подготовке законопроектов руководствоваться основными положениями данной Концепции. Президент Республики Казахстан Одобрена распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2001 года N 201 Концепция борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2001-2003 годы Преамбула
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года N 377 U000377_ "О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией".
Необходимость подготовки данной Концепции вызвана тем, что правонарушения в сфере экономики, несмотря на определенную стабилизацию криминогенной обстановки в стране, продолжают оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и тормозят социально-экономические преобразования.
Концепция представляет собой систематизированное изложение основных направлений, целей и приоритетных задач по повышению уровня предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и анализа правонарушений в сфере экономической деятельности. Ее реализация позволит решить главную задачу - эффективно и целенаправленно противостоять экономическим правонарушениям, постоянно и неуклонно сводя их уровень и количество до экономически безопасного для функционирования государства.
Концепция служит основой для разработки комплексных целевых программ, ведомственных нормативных правовых документов по направлениям деятельности органов, призванных заниматься проблемами экономической безопасности.
1. Тенденции развития правонарушений в сфере экономики
1.1. Природа экономических правонарушений
Высокие темпы реформирования экономики и всей общественной жизни неизбежно сказались на всех формах общественных отношений, и в первую очередь экономических. Существенно изменилась структура собственности, расширилась сфера экономических отношений, осуществлена либерализация внешнеэкономических связей, открыт доступ всех хозяйствующих субъектов к осуществлению экспортно-импортных операций, значительно улучшилось банковское законодательство, что способствовало практически беспрепятственному открытию счетов, в том числе в зарубежных банках, упрощен порядок регистрации и ликвидации предприятий, получения разрешительных документов, печатей и штампов.
Существенное усиление динамики экономической жизни, появление новых форм хозяйственных отношений приводят к тому, что меняется сама природа экономических правонарушений. Эта объективная тенденция усугубляется тем, что в условиях высоких темпов рыночных преобразований нормативная база и правоприменительная практика не всегда адекватным образом отражают сложившийся уровень экономических отношений и новые тенденции их изменения.
Исходя из этого, новые формы хозяйственных отношений приходят в противоречие с действующей нормативной базой. Отдельные виды правонарушений, не являясь общественно опасными, по применению норм законодательства могут фактически относиться к сфере экономических правонарушений.
Основополагающие проблемы борьбы с правонарушениями в сфере экономики можно свести к следующим:
1) недостаточная способность правоохранительных и финансово-экономических органов надлежащим способом реагировать на изменения хозяйственных отношений;
2) высокие темпы изменения хозяйственных отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, которые требуют больших затрат времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательств;
3) даже в условиях динамичного изменения законодательство не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на хозяйственных правах граждан и юридических лиц.
1.2. Экономические правонарушения как база организованной преступности
Интенсивное развитие экономических отношений способствовало появлению видов экономической деятельности, в разной степени регулируемых действующим законодательством. Условно такую деятельность можно разделить на три группы:
а) неофициальная экономика - деятельность легальных хозяйствующих субъектов, направленная на получение дохода, не отраженного в официальной отчетности, а также с целью выплаты неофициальной заработной платы для минимизации налоговых платежей;
б) теневая экономика - деятельность субъектов, не зарегистрированных в качестве налогоплательщиков или в качестве юридического лица в сферах хозяйственной деятельности, не запрещенных действующим законодательством, с использованием нелегальной занятости с целью полного сокрытия всех видов доходов от налогообложения;
в) нелегальная экономика - ведение хозяйственной деятельности в сферах, официально запрещенных действующим законодательством, ведение деятельности в которых является уголовно наказуемым деянием (нелегальное производство алкоголя, оборот наркотических и наркотропных средств, незаконное производство и реализация оружия и боеприпасов, проституция и другие виды).
Фактически большая часть теневой и вся нелегальная экономика сегодня подвергается попыткам регулирования и стимулирования со стороны преступности.
Кроме того, организованная преступность, действующая в сфере экономики, зачастую функционирует при содействии отдельных коррумпированных должностных лиц.
Особенность должностных преступлений в том, что они могут быть совершены лишь лицами, занимающими определенное служебное положение, и именно в связи с выполнением профессиональных обязанностей.
Активизируется процесс вложения преступных денег в легальный бизнес, в различные движимое имущество и недвижимость, иначе говоря, их "отмывание". Нередко устанавливаются контакты с международной преступностью.
Уже сегодня ущерб, наносимый государству правонарушениями в сфере экономики, по оценкам специалистов, оценивается в десятки миллиардов тенге в год.
Поэтому борьба с этими негативными явлениями является важнейшей задачей правоохранительных и финансово-экономических органов страны.
Однако совершенно очевидно, что одними только мерами уголовного преследования и административного взыскания успешно противостоять организованной преступности невозможно. Борьба с организованной преступностью не только правовая проблема.
Необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер: политических, правовых, организационных, предупредительных, направленных на непосредственное пресечение условий, способствующих формированию и деятельности организованных преступных образований.
2. Структура экономических правонарушений
Для более полного выявления приоритетов борьбы с экономическими правонарушениями необходимо четко понимать динамику изменения их структуры.
За период независимости Казахстана под влиянием активных экономических реформ существенно изменилась структура экономических правонарушений.
Так, например:
в 1990-1993 годах наиболее активными формами нанесения ущерба государственным интересам являлись хищения государственной собственности, незаконное осуществление внешнеэкономических операций;
в 1993-1995 годах - правонарушения в сфере малой приватизации, финансово-кредитных отношений, получения займов под гарантии Правительства, контрабанда подакцизных товаров;
в 1995-1997 годах - должностные злоупотребления в сфере приватизации, появление первых механизмов ложного банкротства, нарушения в сфере экспортно-импортных операций, нарушения в использовании кредитных средств, незаконная торговля, нелегальный вывоз капитала, создание фирм-"однодневок";
в 1997-2000 годах - уклонение от уплаты налогов через механизм ложного банкротства, контрабанда, в том числе экономическая, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, правонарушения, связанные с производством и реализацией подакцизной продукции, незаконная предпринимательская деятельность, злоупотребление или превышение должностных полномочий в сфере экономики.
По оценкам специалистов, на период 2001-2003 годы основными и устойчивыми правонарушениями в сфере экономики будут являться следующие правонарушения. 2.1. Правонарушения в сфере налогообложения Указанные правонарушения наносят наибольшим ущерб государству и создают базу для перехода преступности на более высокий системный уровень путем сращивания с государственными органами, создания организованных групп и связи их с зарубежными преступными сообществами. К данной группе правонарушений относятся: - уклонение от уплаты налогов; - незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство; - мошенничество; - подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков; - подделка и использование марок акцизного сбора.
Обозначился ряд основных устойчивых способов уклонения от уплаты налогов: использование компаний, расположенных в оффшорных зонах; создание лжепредприятий и фирм-"однодневок", через которые осуществляются коммерческие операции; сокрытие объектов налогообложения, в том числе путем ведения двойной бухгалтерии, или фактического места нахождения организации или ее должностных лиц; непредставление документов налоговой отчетности в налоговые органы или включение в документы налоговой отчетности заведомо искаженных данных о доходах, расходах, объектах налогообложения, суммах убытков или суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет; уклонение от постановки на учет предприятия в налоговом органе в целом или по отдельным видам налогов; открытие нескольких банковских счетов без уведомления налогового органа; умышленное уменьшение активов организации с целью уклонения от применения по отношению к организации мер принудительного взыскания налоговой задолженности; проведение расчетов по хозяйственным операциям, минуя банковские счета организации, в том числе через банковские счета третьих лиц, либо проведение расчетов наличными деньгами; уклонение от оформления счетов-фактур или оформление фиктивных счетов-фактур.
В этой связи особую актуальность приобретает изменение норм законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства в части уточнения и четкой детализации составов налоговых правонарушений и ужесточения ответственности за их совершение.
Борьба с данными правонарушениями будет являться приоритетной в деятельности налоговых органов и органов финансовой полиции.
2.2. Нелегальный вывоз капитала и правонарушения в сфере
трансфертного ценообразования
На сегодняшний день серьезными угрозами для экономической безопасности Республики Казахстан являются нелегальный вывоз капитала за пределы страны и манипулирование ценами в целях занижения налогооблагаемого дохода.
Одним из самых распространенных способов вывода капитала за рубеж является трансфертное ценообразование внутри транснациональных корпораций. Помимо вывода капитала за рубеж, трансфертное ценообразование влечет за собой такие негативные последствия, как уклонение от уплаты налогов, уменьшение размера дивидендов по государственным пакетам акций, которые подпадают под признаки экономических правонарушений.
Принцип действия вышеуказанных операций сложен, во внутрикорпоративной цепочке транснациональных корпораций обычно участвует посредническая (оффшорная) торгово-закупочная компания, на счета которой и записываются доходы всей консолидированной группы. Сама же группа, минимизируя свои доходы, уклоняется от уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет.
Практика применения трансфертной цены между подразделениями одного корпоративного образования сама по себе не является запрещенным действием, если сделки между аффилиированными лицами производятся в соответствии с правилами, установленными на международном рынке, или есть достаточные доказательства того, что прибыль недополученная одной из участвующих сторон, будет возмещена после достижения поставленных стратегических целей корпоративного образования. Вмешательство государства требуется только в случае выявления фактов злоупотребления механизмом трансфертного ценообразования с целью нелегального вывода части капитала за пределы государства.
В этой связи особую актуальность приобретает принятие законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы государственного контроля при применении трансфертных цен, с целью предотвращения потерь государственного дохода Республики Казахстан и защиты ее экономических интересов.
Борьба с данными правонарушениями будет являться приоритетной для налоговых органов в тесном взаимодействии с органами финансовой полиции, национальной безопасности, таможенными органами, правоохранительными органами других государств и международными правоохранительными организациями.
2.3. Правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности
Приоритетными на предстоящий этап будут являться правонарушения в сфере внешнеэкономических отношений (контрабанда, занижение стоимости импортируемых товарно-материальных ценностей, завышение стоимости импортируемых товарно-материальных ценностей, относящихся на затраты предприятий, коррупция в таможенных органах).
В настоящее время коррупция в таможенных органах трудноискоренима, поскольку идет взаимовыгодный процесс, при котором участнику внешнеэкономической деятельности проще передать незаконное вознаграждение, нежели соблюсти все таможенные формальности и уплатить таможенные налоги и сборы. Указанные нарушения вызваны, в частности, высокими ставками таможенных пошлин на отдельные виды товаров и барьерами, стоящими на пути хозяйствующих субъектов при импорте товаров на территорию страны.
Значительный ущерб экономическим интересам государства наносят правонарушения, совершаемые в таможенной сфере, особенно контрабанда, в том числе экономическая.
Во-первых, в бюджет страны не поступают таможенные пошлины, налоги и сборы.
Во-вторых, контрабанда тесно переплетена с хищениями, в том числе в особо крупных размерах, товаров, сырья, уклонением от уплаты налогов, должностными преступлениями и другими противоправными деяниями.
Контрабандная деятельность приобретает все более организованный и масштабный характер, совершенствуется ее механизм функционирования (собственная безопасность, транспортировка, связь, реализация).
Отмечаются участившиеся случаи изменения наименований декларируемых грузов в таможенных документах, превышение количества фактически вывозимых или ввозимых грузов по сравнению с указанными в таможенных декларациях и другие.
Увеличились масштабы контрабанды продукции промышленных предприятий в сопредельные государства и даже страны дальнего зарубежья, не уменьшается нелегальный вывоз металлолома, в том числе цветных металлов.
Зафиксированы случаи контрабандного вывоза ценных пород птиц, лекарственных растений, зерна и муки, предметов, имеющих культурную и историческую ценность, шкур сельскохозяйственных животных.
Значительны масштабы незаконного ввоза на территорию государства табачных изделий, спирта, нефтепродуктов, некачественных продуктов питания, низкопробных товаров широкого потребления кустарного производства.
Занижаются контрактные цены на продукцию, а разница в ценах оседает на счетах в зарубежных банках и делится между участниками.
Для прикрытия многих сделок заключаются фиктивные контракты с зарубежными фирмами, зачастую несуществующими, производится ложное декларирование грузов с оформлением подложных документов. Нередки случаи подделки таможенных и иных документов, получения банковских кредитов под фиктивные контракты с последующей конвертацией и переводом валюты на счета в зарубежные банки. При осуществлении внешнеторговых сделок нередко скрываются получаемые валютные средства в полном объеме. Одним из каналов утечки валюты являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или услуги направляются на счета иностранных фирм в казахстанских банках и затем через корреспондентские счета перемещаются за рубеж.
В качестве одной из приоритетных задач в данном направлении необходимо выделить работу по систематизации таможенного и валютного законодательства.
Борьба с данными правонарушениями будет являться приоритетной для органов финансовой полиции, внутренних дел, таможенных органов во взаимодействии, в случаях необходимости, с органами национальной безопасности, Национальным Банком, Министерством экономики и торговли.
2.4. Ложное и преднамеренное банкротство
Ложное и преднамеренное банкротство являются одной из форм ухода от налогов, поскольку действующее налоговое законодательство, его либеральные нормы в части банкротства предприятий приводят к тому, что имущества, необходимого для удовлетворения требований бюджета, в большинстве случаев не остается или недостаточно, поскольку растаскивание наиболее ценных товарно-материальных активов через аффилиированные структуры происходит на стадии подготовки к банкротству путем оформления залога и продажи активов предприятия по заниженным ценам.
Поэтому уже на сегодняшний день лжебанкротство является одной из форм невыполнения налоговых обязательств и формой перераспределения собственности из государственной в негосударственную.
В первую очередь, такие противоправные деяния наблюдаются в отношении тех предприятий экономики, которые потенциально являются прибыльными или могут обладать монополией в производстве продукции (товаров, услуг и работ) как на государственном, так и на территориальном и отраслевом уровне.
Участились случаи лжебанкротства предприятий, раньше являвшихся естественными монополистами и попавших в программу демонополизации. При этом умышленно искажается балансовая стоимость основных и оборотных средств с целью последующего приобретения их по заниженной стоимости как более крупными фирмами со смешанным капиталом, так и частными лицами.
Продажа таких предприятий проходит с нарушением условий конкурсов и аукционов.
Одной из форм ухода от налогообложения можно назвать создание новых юридических лиц предприятиями, имеющими задолженность перед бюджетом, с последующим преднамеренным или ложным банкротством.
Причинами, создающими условия существования обозначенной проблемы, являются пробелы в действующем законодательстве и неоднозначное толкование норм, касающихся ликвидации бездействующих юридических лиц.
Борьба с данными правонарушениями будет входить в круг приоритетных задач для налоговых органов, органов финансовой полиции во взаимодействии с Министерством юстиции, Министерством финансов, органами внутренних дел и Агентством по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.
2.5. Правонарушения, связанные с незаконным производством и
реализацией подакцизных товаров
Криминальная обстановка в этой области потребительского рынка остается достаточно сложной и имеет тенденцию к ухудшению.
Товары реализуются без марок акцизного сбора или же с недействительными марками. Имеет место торговля самими акцизными марками как государственного изготовления, так и поддельными.
Наибольшее распространение получила незаконная реализация таких подакцизных товаров, как алкогольная продукция, спирт, табачные изделия, нефть, бензин и дизельное топливо.
Увеличивается количество подпольных производителей низкокачественной алкогольной продукции на основе неучтенного спирта. Проведенный анализ свидетельствует о сращивании дельцов подпольного алкогольного бизнеса с профессиональной и общеуголовной преступностью. Усиление борьбы с подпольным алкогольным бизнесом вынуждает его внедряться в легальное лицензированное производство аналогичной продукции с целью "легализации" своих капиталов.
Борьба с незаконным оборотом подакцизной продукции будет являться приоритетной для налоговых органов и Комитета по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции: по алкогольной продукции - совместно с органами внутренних дел, по остальным видам подакцизной продукции - совместно с органами финансовой полиции и таможенными органами.
2.6. Правонарушения в бюджетной сфере
Участились случаи хищения государственных средств и имущества, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, связанные с неисполнением требований законодательства по расходованию средств при осуществлении процедур государственных закупок, нарушением правил бюджетного финансирования, приобретением запасных частей для предприятий промышленности, сельского хозяйства, медицинского оборудования и лекарств, средств связи и коммуникаций, направляемых на осуществление проектов в добывающих и перерабатывающих отраслях.
Приоритетными задачами в указанной сфере являются развитие внутреннего и внешнего аудита республиканского и местных бюджетов, повышение статуса Счетного комитета и ревизионных комиссий маслихатов, определение государственных стандартов аудита.
Также необходимо усилить работу по возврату кредитов, выданных из республиканского бюджета, а также средств, отвлеченных из республиканского бюджета в рамках негосударственных внешних займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.
Борьба с данными правонарушениями будет являться приоритетной для Министерства финансов, Генеральной прокуратуры, органов финансовой полиции, внутренних дел, национальной безопасности.
2.7. Правонарушения на рынке финансовых инструментов и в сфере
электронных операций
Количество и размер ущерба, наносимого правонарушениями указанной группы, несмотря на их относительно нераспространенный характер, имеют тенденцию к увеличению.
К указанным правонарушениям можно отнести незаконные операции с ценными бумагами, подделки векселей и банковских гарантий, использование фальшивых кредитных карточек и чеков, в том числе международных платежных систем Visа, МаstеrСагd, Амеriсаn Ехрrеss, несанкционированный доступ к компьютерным, в том числе банковским, системам.
Борьба с данными правонарушениями будет являться приоритетной для органов финансовой полиции, Национального Банка, Национальной комиссии по ценным бумагам и при необходимости - органов национальной безопасности.
Выделенные направления противоправных деяний в сфере экономики не исчерпывают весь перечень правонарушений и преступных посягательств, а лишь акцентируют внимание государственных структур на наиболее значимых видах экономических правонарушений.
3. Приоритетные задачи борьбы с правонарушениями в сфере экономики
Исходя из основополагающих проблем борьбы с экономическими правонарушениями, можно определить следующие приоритетные задачи:
- совершенствование законотворческой и правоприменительный работы, включая обеспечение высокой степени адаптации действующих норм законодательства (в том числе уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях) к изменяющимся хозяйственным условиям;
- создание методической и методологической базы, на основе которой государственные органы могли бы оперативно и в тесном взаимодействии реагировать на изменения хозяйственных условий, появление новых видов экономических правонарушений;
- развитие нормативной базы и соответствующих инструментов борьбы с правонарушениями в сфере экономики;
- обеспечение подготовки кадров в соответствии с новыми экономическими требованиями;
- более четкое распределение функций между правоохранительными органами на основе разделения подследственности и определение для каждого правоохранительного органа приоритетных направлений борьбы с экономическими правонарушениями;
- налаживание тесного взаимодействия финансово-экономических и правоохранительных органов;
- проведение государственной политики в области профилактики правонарушений в сфере экономической деятельности, мониторинга изменения динамики и структуры экономических правонарушений, пропаганды налоговой культуры, придания большей гласности деятельности государственных органов в борьбе с экономическими правонарушениями.
4. Направления реализации Концепции
4.1. Координация действий государственных органов по борьбе с
экономическими правонарушениями
Один из важных рычагов совершенствования борьбы в сфере экономических правонарушений - разделение и уточнение функций органов по борьбе с экономическими правонарушениями.
Необходимо повысить уровень взаимодействия и координации усилий всех государственных органов в борьбе с экономическими правонарушениями.
Опыт, который налоговая полиция наработала по лжепредпринимательству, незаконной предпринимательской деятельности, по борьбе с незаконным производством и реализацией подакцизных товаров, необходимо совершенствовать. Органы внутренних дел, поскольку они шире представлены на территориальном уровне и находятся в непосредственном контакте с каждым участком территории, также должны активизировать свою работу по выявлению незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, для чего необходимо внести соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство об административных правонарушениях. Z970206_
В координации с органами финансовой полиции и внутренних дел Комитет национальной безопасности должен активизировать работу по пресечению незаконного вывоза капитала, расследованиям в сфере электронной преступности, легализации денег, добытых преступным путем, и принимать непосредственное участие в выявлении и раскрытии указанных правонарушений, поскольку обладает большими возможностями оперативного характера.
Определение тенденций развития экономических правонарушений и путей борьбы с ними невозможно без тщательного анализа и изучения результатов систематизации и обобщения практики рассмотрения судами дел, связанных с нарушениями в сфере экономики.
Представляется целесообразным за отдельные виды экономических правонарушений, при которых возмещение ущерба, а также материальная ответственность являлись бы достаточной формой наказания, предусмотреть "экономизацию" ответственности. В этой связи Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой необходимо разработать предложения по изменению соответствующих норм уголовного законодательства.
Необходимо проводить межведомственные оперативно-профилактические
специальные мероприятия, сконцентрировав усилия государственных органов на следующих направлениях: - выявлении нецелевого использования иностранных инвестиций и бюджетных средств; - выявлении фактов "отмывания" денег криминального характера; - установлении нарушений законодательства в сфере приватизации; - выявлении фактов коррупции среди государственных служащих, сотрудников правоохранительных и иных органов; - законности экспорта за рубеж нефти, зерна, редкоземельных металлов и другого стратегически важного сырья; - выявлении фактов лжебанкротства; - выявлении фактов контрабанды, изготовления фальшивой подакцизной продукции и фальшивомонетничества. 4.2. Формы и методы работы
Правоохранительные органы должны создавать системную базу всех форм доказательств, предъявления обвинений и тем самым формировать методическую базу алгоритмов выявления и раскрытия правонарушений.
По приоритетным правонарушениям однозначно необходимо усилить роль и финансирование оперативно-розыскной деятельности, поскольку доказательства многих экономических правонарушений невозможны без специальных мероприятий, например, при лжепредпринимательстве, изготовлении фальшивой подакцизной продукции, ложном банкротстве.
Поскольку все формы экономических правонарушений подрывают общие конкурентные условия в стране, то необходимо создавать такие механизмы взаимодействия с законопослушными гражданами, предприятиями, общественными объединениями, в которых они были бы заинтересованы. Это касается, в частности, механизма защиты свидетелей, обработки и легализации оперативной информации. При этом важно инициировать сознательную активность таких граждан и юридических лиц.
Специфика и сложность экономических правонарушений ведут к необходимости более глубокого и системного расследования всех аспектов, в том числе путем осуществления встречных проверок, сбора подтверждающей документации. Исходя из этого, на данном этапе оценка и критерии деятельности правоохранительных органов по росту возбужденных уголовных дел не является позитивным показателем, поскольку многие экономические правонарушения, в особенности в сфере банкротства или в сфере занижения экспортных цен, требуют работы группы следователей в течение продолжительного времени.
Основными параметрами улучшения работы должны являться снижение количества налоговых правонарушений путем обеспечения неотвратимости наказания, снижение уровня коррупции в сфере внешнеэкономической деятельности, увеличение реального возмещения ущерба (убытков) государству и количества приговоров по уголовным делам и решений по делам об административных правонарушениях.
Экспертная деятельность
Основной целью этого направления является проверка деловой репутации и финансового состояния участников тендеров по разработке и использованию природного сырья, проектов недропользования, участников аукционов по приватизации государственной собственности, земельных, водных и лесных участков. Особому вниманию подлежат мероприятия по инвестированию как зарубежными, так и отечественными инвесторами. Не менее важным является получение экспертных оценок и информации о деятельности хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду, и тем самым перекладывающих решение социальных проблем на государство. Возможно экспертирование и других видов мероприятий и действий.
Аналитическая деятельность
Постоянная аналитическая работа должна обеспечивать стратегическое "видение" развития экономических правонарушений, оценивать степень их угрозы на государственном, региональном и отраслевых уровнях с целью вариантной выработки адекватных и упреждающих действий правоохранительных органов, занимающихся обеспечением экономической безопасности государства.
В круг непосредственных задач этого направления должны входить также разработки тактики действия и поведения правоохранительных органов в зависимости от складывающихся социально-экономических условий в стране, регионе и мировом сообществе. Основной задачей деятельности целесообразно выделить следующую - поиск оптимального баланса устойчивости между степенью угрозы противоправных посягательств в сфере экономики и уровнем экономической безопасности страны в пространстве и времени.
Профилактическая деятельность
Учитывая недостаточный общий уровень правовой и экономической грамотности многих субъектов рыночных отношений, необходима постоянная и целенаправленная деятельность по выработке различных мероприятий пропагандистского характера. Целью таких действий должно стать широкое разъяснение правовых актов и норм, доступное изложение финансовых и бухгалтерских нормативов и действий, поднятие престижа законопослушных налогоплательщиков. Постоянная пропаганда должна быть направлена на создание состояния психологической комфортности в связи с отсутствием конфликта с законом по поводу экономических правонарушений на основе высокой осведомленности о нормах законодательства, включая налогового.
Оперативное планирование деятельности
Данное направление соподчинено и зависимо от стратегической и тактической деятельности правоохранительных органов по осуществлению мероприятий экономической безопасности. В круг задач входят: совершенствование структуры и управления, организация следственной и оперативно-розыскной работы, материально-техническое обеспечение, кадровая работа, коммуникационное и научно-методическое обеспечение.
Целью работы в данном направлении должна стать динамичность структур правоохранительных органов в адекватном и оперативном реагировании на любые проявления противоправных действий в экономической сфере.
Указанные направления не исчерпывают и другие возможные виды деятельности.
4.3. Международное сотрудничество
Ключевым моментом направления является создание системы эффективного практического взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран, в первую очередь с правоохранительными органами стран СНГ и Интерполом.
Задачами такого сотрудничества должны являться: выдача преступников, обмен научным и практическим опытом и информацией, обсуждение проблем и проведение совместных исследований, договорно-правовая координация в борьбе с экономическими правонарушениями и другое.
Среди актуальных задач в борьбе с экономическими правонарушениями присоединение Республики Казахстан к системе международных договоров экстрадиции, взаимной правовой помощи, Конвенции по борьбе с коррупцией, Конвенции по противодействию "отмыванию" преступных капиталов, Международной M290032_ конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков и активная деятельность в рамках указанных международных соглашений.
4.4. Подготовка кадров
Задача совершенствования борьбы с правонарушениями в сфере экономики предполагает необходимость в специалистах новой формации. Подготовка, обучение и переподготовка кадров также является важной задачей.
Сотрудник, профессионально занимающийся проблемами экономической безопасности, должен быть компетентным специалистом в области права и экономики, одинаково владеть теоретическими познаниями, практическими навыками и умениями в этих отраслях знаний, владеть иностранным языком.
В этой связи программа юридической подготовки должна тесно сочетаться с аналогичной программой по экономическим дисциплинам во всех учебных заведениях органов, осуществляющих борьбу с экономическими правонарушениями.
Необходимо продолжить работу по переподготовке и регулярному повышению квалификации сотрудников следственно-оперативного корпуса правоохранительных органов в области экономики, в том числе путем привлечения зарубежных экспертов.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Предполагается, что в результате реализации Концепции:
- снизится уровень криминализации экономики, возрастет сбор налоговых, таможенных и иных платежей в бюджет;
- усилится борьба с коррупцией в сфере внешнеэкономической деятельности;
- повысится взаимопонимание населения с органами, ведущими борьбу с экономическими правонарушениями;
- снизится доля неофициальной экономики, усилится борьба с теневой экономикой, и будут созданы равные конкурентные условия для всех субъектов хозяйственной деятельности;
- значительно ослабнут позиции организованной преступности в экономике;
- наметится тенденция к улучшению криминальной ситуации, снизится доля правонарушений в сфере экономической деятельности;
- повысится раскрываемость экономических правонарушений;
- будет сформирована нормативная правовая база, необходимая для эффективной борьбы с экономическими правонарушениями.
Основным ожидаемым результатом реализации Концепции является уменьшение угроз экономической безопасности страны.
(Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)