1. Утвердить согласованный с Верховным Советом Республики Казахстан организационный план реализации Стратегии и перечень национальных государственных программ согласно приложениям.
Органам государственного управления обеспечить безусловное выполнение указанных мер и поручений.
2. Кабинету Министров Республики Казахстан определить порядок и условия работы по осуществлению намеченных мероприятий.
Президент Республики Казахстан
Приложение N 1
к постановлению Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992 года N 853
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
реализации Стратегии становления и развития
Казахстана как суверенного государства
1. Основной формой реализации Стратегии являются государственные национальные программы долгосрочного характера - "Национальные программы".
Решая узловые экономические, политические, социальные, технологические, международные и другие задачи, каждая из программ должна содержать этапы достижения конечных целей, раскрывать формы и методы их осуществления на каждом этапе.
Отдельные программы должны являться логическим продолжением ныне действующих, а ряд программ будет принципиально новыми. Большинство программ будет иметь региональные аспекты (разрезы). Не всегда совпадая по времени осуществления, программы обязаны иметь взаимосвязь и взаимозависимость, общую конечную направленность.
По каждой "Национальной программе" особое внимание уделить определению источников финансирования намечаемых мероприятий на каждом этапе их осуществления.
Каждая "Национальная программа" возглавляется соответствующим заместителем Премьер-министра или государственным советником, который персонально отвечает за организацию ее разработки и последующее претворение в жизнь. Непосредственное руководство разработкой программ возлагается на членов Правительства. В целях практической организации этой работы создаются рабочие группы из числа работников государственных органов, ученых, специалистов различного профиля из народного хозяйства, коммерческих структур, предпринимательского сектора.
Общая координация работы по разработке программ возлагается на Госкомитет (выработка единой методологии, увязка планов и деятельности рабочих групп по срокам и т.д.), с созданием для этих целей в его структуре специального подразделения.
II. Для выработки организационных и экономических механизмов реализации Стратегии Кабинету Министров сформировать рабочие группы по следующим направлениям:
институциональные формы государственной власти и управления (реорганизация существующих органов и структур применительно к новым задачам и изменившейся ситуации, упразднение излишних и изживших себя на данном этапе и создание новых, пересмотр их полномочий, разделение функций и т.д.);
экономические и рыночные механизмы (постоянное совершенствование финансовой, налоговой, кредитной, ценовой политики и других рычагов государственного регулирования экономики, развитие предпринимательского сектора, рыночной инфраструктуры и других элементов рынка);
технологическое развитие (определение принципов и механизмов гибкого внедрения новых технологических проектов в существующую экономическую среду на каждом этапе развития государства).
III. Наряду с "Национальными программами" Госэкономкомитету с участием заинтересованных министерств, ведомств, организаций и научных учреждений разработать проекты кратко-, средне и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Казахстана в рамках Стратегии. Указанные прогнозы должны служить ориентирами для разработчиков программ. В свою очередь проекты "Национальных программ" явятся базой для последующих корректировок прогнозов.
IV. Установить следующие сроки проведения работы по реализации Стратегии и разработке "Национальных программ":
а) формирование состава рабочих групп по разработке "Национальных программ", а также по разработке организационных и экономических механизмов реализации Стратегии до 1 августа 1992 года (заместители Премьер-министра, государственные советники);
разработка планов формирования программ до 1 сенября 1992 года (члены Правительства, ответственные за разработку соответствующих программ);
б) представление первых вариантов проектов первоочередных программ (насыщения рынка потребительскими товарами, поддержки сельского хозяйства и насыщения рынка продовольствием развернутого строительства и продажи жилья, развития малой сельской индустрии) и предложений по индикативности организационных и экономических механизмов реализации Стратегии до 1 ноября 1992 года;
доработка проектов указанных первоочередных программ и механизмов и представление их на рассмотрение Правительства до 15 декабря 1992 года;
в) разработка проектов остальных программ - до 1 июля 1993 года;
г) оформление "Национальных программ" в виде проектов законов Республики Казахстан и представление их на рассмотрение Верховного Совета:
в течение I квартала 1993 года - Программа насыщения рынка потребительскими товарами, Программа поддержки сельского хозяйства и насыщения рынка продовольствием, Программа развернутого строительства и продажи жилья, Программа развития малой сельской индустрии;
в течение II половины 1993 года - остальные программы по мере готовности;
д) проекты кратко- и среднесрочных прогнозов разрабатываются до 1 октября 1992 года, долгосрочных - в течение I квартала 1993 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Президента Республики Казахстан от 15 июля 1992 года N 853
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. Программа насыщения рынка
потребительскими товарами
(О.Н. Сосковец)
Широкое участие предприятий всех отраслей и форм собственности в увеличении производства потребительских непродовольственных товаров. Учет региональной специализации в наполнении республиканского рынка определенными товарами. Развитие мелкого бизнеса для нормализации местных рынков. Постоянное расширение номенклатуры (ассортимента) выпуска потребительских товаров. Создание для этих целей новых
производств и предприятий. Постепенный перенос центра тяжести на производство продукции высокой степени готовности и преимущественное насыщение республиканского рынка товарами собственного производства. Программа составляется в региональном разрезе с учетом интересов и при участии областей. Исполнители: Правительство (Госэкономкомитет, Минсельхоз, Минпром, Минторг, МВЭС, концерны и корпорации) Верховный Совет (Комитет по товарам народного потребления, торговле и услугам) Антимонопольный комитет, Нацгосбанк Областные администрации 2. Программа поддержки сельского хозяйства и насыщения рынка продовольствием (Б.М. Турсумбаев) Наиболее полное использование биоклиматического потенциала и земельных ресурсов, имеющихся в республике, в целях обеспечения населения продовольствием, производственных отраслей - сырьем. Выработка принципов и механизмов поддержки товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса. Программа составляется в территориальном разрезе и при непосредственном участии областей. Исполнители: Правительство (Минсельхоз, Минпром, государственные концерны, копорации) Верховный Совет (Комитет по аграрным вопросам и продовольствию) Областные администрации 3. Программа развития бытовых и платных услуг (Б.М. Турсумбаев)
Широкое и заинтересованное участие предприятий всех форм собственности и видов деятельности в увеличении объемов и расширении ассортимента платных услуг населению. Опережающее развитие сервисного обслуживания, технически сложных видов услуг. Развитие для этих целей необходимой материально-технической базы.
Использование труда пенсионеров, незанятого трудоспособного населения, учащейся молодежи, расширение ремесленичества. Программа составляется каждой областью с привлечением министерств, государственных и рыночных структур и сводится в единую республиканскую программу. Исполнители: Правительство (Госэкономкомитет) Верховный Совет (Комитет по товарам народного потребления, торговле и услугам) Областные администрации 4. Программа развития экспортного потенциала Казахстана (О.Н. Сосковец) Расширение перечня экспортных товаров путем создания завершающих переделов в промышленности, наукоемких прооизводств, развития и реорганизации предприятий оборонного комплекса. Увеличение объемов сельскохозяйственной продукции, пользующейся повышенным спросом на международном рынке, для увеличения притока валютных средств. Программа составляется с участием областей, имеющих наиболее развитую экспортную базу. Исполнители: Правительство (Госэкономкомитет, Минпром, Миннауки, Минсельхоз, государственные концерны и корпорации, МВЭС, Внешэкономбанк) Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов) Нацгосбанк Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Джамбулская, Джезказганская, Мангистауская, Павлодарская, Южно-Казахстанская областные администрации 5. Программа развития импортозаменяющих производств (О.Н. Сосковец) Постоянное отслеживание ассортимента импортируемых товаров для замещения их отечественными аналогами, производимыми как на предприятиях республики, так и в странах СНГ, в целях экономии валютных ресурсов. Одновременно поэтапное решение проблемы самообеспечения потребностей Казахстана в товарах и ресурсах, ранее завозимых извне. В составлении программы участвуют области, имеющие для этого развитую индустрию. Исполнители: Правительство (Минпром, Минсельхоз, Минторг, Минматресурсов, МВЭС, государственные концерны, корпорации) Верховный Совет (Комитет по вопросам развития промышленности, транспорта и связи) Нацгосбанк Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кустанайская, Кокчетавская, Павлодарская, Северо-Казахстанская областные, Алма-Атинская городская администрации 6. Программа развернутого строительства и продажи жилья (Е.Г. Ежиков-Бабаханов)
На базе принципиально новых подходов решения жилищной проблемы и формирования рынка жилья создание мощной строительной индустрии для удовлетворения спроса на благоустроенные жилые квартиры по доступным потребителю ценам. Осуществление технологического прорыва в строительном комплексе (эффективные утеплители, строительный фаянс и фарфор, несгораемые и другие новые конструктивные и отделочные материалы).
Учет региональных особенностей и демографических факторов, повышенных требований к экологической чистоте, снижению энергозатрат на отопление, архитектурному оформлению, инженерному, коммуникационному и социальному обустройству. При единой идеологии и методологии программа составляется в территориальном разрезе на основе предложений и намерений областей и при их непосредственном участии. Исполнители: Правительство (Госархстрой, Госэкономкомитет, Минфин, государственные строительные концерны) Верховный Совет (Комитет по вопросам строительства и архитектуры ) Областные администрации 7. Программа развития производственной инфраструктуры
Транспорт (О.Н. Сосковец): модернизация и развитие транспортной сети, отвечающей международным стандартам, в целях интенсивного проникновения торговли в отстающие регионы и равномерного распространения рыночных отношений по всей территории Казахстана. Создание собственной автомобилестроительной индустрии. Составляется с учетом интересов развития каждой области и региона.
Особое внимание строительству и развитию Трансазиатской железнодорожной магистрали, автомобильных дорог, международных аэропортов в гг. Алма-Ате, Актау и Караганде, реконструкции морского порта в Актау и Караганде, реконструкции морского порта в Актау и развитию судоходства в Каспийском море. К разработке привлекаются соответствующие области.
Исполнители:
Правительство (Минтранс, Минтрансстрой, Минэнерго,
Минпром, Госэкономкомитет)
Верховный Совет (Комитет по вопросам развития
промышленности, транспорта и связи)
Нацгосбанк
Областные администрации
Энергетика (К.К. Байкенов): ускоренное развитие топливно-энергетического комплекса с целью достижения энергетической независимости Казахстана, обеспечения развития экономики и создания экспортного потенциала на базе собственных первичных топливных ресурсов. Приоритетное развитие энергодобывающих и энергоперерабатывающих отраслей и производств с учетом взаимозаменяемости и взаимодополняемости энергоносителей, стимулирование энергосбережения.
Последовательное решение задачи по энергообеспечению и газификации народного хозяйства и социальной сферы путем строительства линий электропередачи и широкой сети газопроводов, увеличения объемов производства сжиженного газа. Программа составляется с учетом перспектив развития регионов и дальнейшего размещения производительных сил. Исполнители: Правительство (Минэнерго, Госэкономкомитет) Верховный Совет (Комитет по вопросам развития промышленности, транспорта и связи) Областные администрации Телекоммуникации и связь. (О.Н. Сосковец): переход на новейшие технологии связи по всем основным направлениям развития государства Казахстана с последовательным включением в мировую коммуникационную систему. Исполнители: Правительство (Минсвязи, Минэнерго, Мининфорпечати) Верховный Совет (Комитет по вопросам развития промышленности, транспорта и связи) Нацгосбанк
Рыночные институты (Д.Х. Сембаев): формирование схемы оптимального
развития специализированных бирж (товарных, фондовых, валютных), коммерческих структур (страховых, лизинговых, инжиниринговых, консалтинговых и других компаний, торговых центров и домов, аукционов), банков и иных рыночных формирований с целью последовательной передачи им значительной части регулирующей функции государста. Программа составляется с учетом перспектив развития областей и дальнейшего регионального размещения производительных сил. Исполнители: Правительство (Минфин, Госэкономкомитет, Минматресурсов) Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов) Нацгосбанк, Госкоимущество, Антимонопольный комитет, Главналогинспекция Областные администрации 8. Программа развития малой сельской индустрии (Б.М. Турсумбаев)
Создание в сельской местности широко развитой и многопрофильной
сети промышленных предприятий, обеспечивающей текущие нужды сельских товаропризводителей и сельских жителей создающей новые рабочие места с требованиями высокой квалификации и снижающие отток трудоспособного населения в города, закрепляющей его на селе и способствующей сокращению потерь сельскохозяйственного сырья при его хранении и переработке. Программа составляется в территориальном разрезе, на основе предложений и при непосредственном участии областей. Исполнители: Правительство (Минсельхоз, Минпром) Верховный Совет (Комитет по аграрным вопросам и продовольствию) Областные администрации 9. Программа технологического прорыва Казахстана (О.Н. Сосковец)
Использование индустриального потенциала республики для "завоевания" Казахстаном на мировом рынке "ниш" по 10-15 товарным позициям и 3-5 технологиям и открывающим дорогу для технологического рывка в возможно короткие сроки. Выработка принципов и механизмов
государственной поддержки этих видов продукции и производств. Разработка механизмов и стимулов ускоренного развития локальных зон опережающего технологического и экономического развития (Актау, Алма-Ата, Павлодар, Курчатов, Ленинск, Караганда, Усть-Каменогорск, Акмола) в качестве плацдарма будущего прорыва. Исполнители: Правительство (Миннауки, Минпром, МВЭС) Верховный Совет (Комитет по вопросам развития науки и народного образования) Академия наук, Казсельхозакадемия 10. Программа привлечения и использования иностранных инвестиций Создание единой республиканской политики по привлечению и разумному использованию иностранных инвестиций, способствующей структурной перестройке внутренней экономики, значительно расширяющей ее экспортную базу, обеспечивающей экологическую безопасность, налаживающую долгосрочные хозяйственные связи с инвесторами, стимулирующей рост цивилизованного предпринимательского слоя в республике. Исполнители: Правительство (Агентство по иностранным инвестициям, Госэкономкомитет, МВЭС) Нацгосбанк Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов 11. Программа рационального природопользования (У. Караманов)
Стабилизация уровня добычи природных ресурсов с параллельным комплексным использованием сырья. Стимулирование мер по его повторному использованию, снижению материало- и энергоемкости производимой продукции. Сокращение антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую среду, сокращение выбросов вредных веществ, восстановление
природного ландшафта. Создание системы мер и механизмов рационального использования земельных, водных и лесных ресурсов Казахстана. Программа имеет региональный разрез, в ее составлении участвуют области с наиболее сложной экологической обстановкой. Исполнители: Правительство (Минэкобиоресурсов, Минэнерго, Минпром, Мингео, государственные концерны) Верховный Совет (Комитет по вопросам экологии и рациональному использованию природных ресурсов) Атырауская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Джамбулская, Джезказганская, Карагандинская, Кзыл-Ординская, Мангистауская, Павлодарская, Семипалатинская, Южно-Казахстанская областные администрации 12. Программа создания информационной системы (Д.Х. Сембаев)
Обеспечение объективного и комплексного отслеживания и
квалифицированного анализа происходящих процессов в экономике республики и обществе в целом, а также получение достоверной информации из-за пределов Казахстана для повышения эффективности принимаемых Правительством решений в области внутренней и внешней политики. Использование последних достижений науки и адаптация создаваемой информационнной системы к международным требованиям, повышение индикативности и прозрачности показателей. Исполнители: Правительство (Госкомстат, Минсвязи, Госэкономкомитет, МИД, МВЭС) Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов) Академия наук 13. Программа государственной поддержки социально уязвимых слоев населения (М. Джолдасбеков)
Определение групп и категорий граждан, пользующихся государственной поддержкой, и их стабилизация на определенных этапах развития путем создания дополнительных специализированных видов деятельности (рабочих мест), способствующих использованию частичной нетрудоспособности населения в общественном производстве, упреждению причин, влияющих на расширение вышеназванных групп.
Разработка адресной системы социальной защиты. Социальная защита населения Приаралья и зоны Семипалатинского ядерного полигона. Разработка и поэтапное внедрение рациональных норм и нормативов потребления в разрезе регионов республики.
Развитие нетрадиционных методов поддержки социально уязвимых слоев населения (коммерческое использование различных финансовых источников, страхование детства и старости, возможной утраты трудоспособности и другие, размещение новых производств, учитывающих особенности отсталых и экологически бедствующих регионов и т.д.). Программа составляется на основе предложений и при непосредственном участии областей. Исполнители: Правительство (Минсоцзащиты, Минфин, Минтруда, Госэкономкомитет, Минздрав) Верховный Совет (комитеты по охране здоровья народа и его социальной защиты, по делам ветеранов, инвалидов и военнослужащих) Областные администрации 14. Программа государственной поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта (М. Джолдасбеков) Выбор вариантов моделей развития науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, учитывающих рыночные отношения и способствующих разумной коммерциализации данных сфер, профессионализации спорта. Определение границ, размеров и механизмов государственной защиты, путей быстрой адаптации к рынку, приближению уровня науки, образования и здравоохранения к мировым стандартам с одновременным обеспечением их доступности. Исполнители: Правительство (Миннауки, Минкультуры, Минобразования, Минздрав, Минфин, Госэкономкомитет, Минтурспорт) Верховный Совет (комитеты по вопросам науки и народного образования, по охране здоровья народа и его социальной защите) Академия наук, Казсельхозакадемия, Национальный олимпийский комитет 15. Программа обеспечения занятости и сокращения безработицы (Д.Х. Сембаев)
Развитие постоянно действующей разветвленной государственной службы занятости с последующей ее автономизацией, координацией с другими структурами и фондами, способствующими созданию новых рабочих мест.
Учет многоплановости безработицы по следующим направлениям: скрытая и явная безработица в региональном разрезе; демографические и миграционные факторы ее увеличения; этносоциальные аспекты занятости; влияние структурных сдвигов на рынок труда; постепенная трансформация источников финансирования по снижению уровня безработицы; соответствие компенсационных мер международным стандартам; обучение и переориентация незанятой рабочей силы, особенно в сельской местности; использование предпринимательства и малого бизнеса для создания новых рабочих мест.
Создание механизмов обеспечения занятости населения в свободных экономических зонах, регионах экологического бедствия и нового хозяйственного освоения. Программа носит двухуровневый характер. На республиканском определяются общие стратегия и механизмы ее решения, а на территориальном - конкретные пути и формы применительно к условиям областей, городов и районов. Исполнители: Правительство (Минтруда, Минфин, Госкоммолодежи, Минобразования, Госэкономкомитет) Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов) Областные администрации 16. Комплексная программа обучения и подготовки кадров (Д.Х. Сембаев)
Постоянное сопровождение проводимых в республике реформ кадровым корпусом, владеющим современными знаниями в области международного права и маркентинга, статистики, налогового и финансового дела, других специальностей рыночной экономики. Обеспечение его ротации и преемственности на определенных этапах развития путем поточной подготовки через систему адресного обучения. Закрепление квалифицированных кадров на местах работы мерами экономической и социальной заинтересованности.
Формирование технологической линии подготовки талантливых кадров,
создание организационных и экономических основ укрепления и развития интеллектуального потенциала Казахстана, функционирования единой республиканской системы поиска, отбора и поддержки молодых талантов. Особо выделить проекты подготовки государственных служащих из числа подрастающего поколения, усиливающих эффективность руководящей, контролирующей и стимулирующей функций Правительства по регулированию происходящих и возникающих процессов в обществе. Исполнители: Правительство (Госэкономкомитет, Миннауки, Минобразования, МВЭС) Верховный Совет (Комитет по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов) Антимонопольный комитет Республиканский фонд поддержки молодых талантов им. Абу-Насыр Аль-Фараби (ФАРАБИ ФОНД) 17. Программа развития индустрии туризма (М. Джолдасбеков)
Создание развитой, на уровне мировых требований, базовой инфраструктуры туризма с учетом перспективных в этом отношении регионов, с преимущественным использованием собственных ресурсов, а также рациональным привлечением иностранных инвестиций. Модернизация существующей и развитие новой сети организаций и учреждений по оказанию туристских услуг. Широкое и заинтересованное участие предприятий всех отраслей и форм собственности в развитии индустрии
туризма. Формирование единой государственной экономической политики, способствующей становлению и развитию индустрии туризма. Обеспечение доступности туризма для различных слоев населения. Программа составляется с учетом перспектив развития регионов и на основе предложений областей. Исполнители: Правительство (Минтурспорт, Минтранс, МВЭС Госархстрой, Госэкономкомитет, концерны "Казжилкомхоз", "Казбытсоюз") Верховный Совет (Комитет по охране здоровья народа и его социальной защите) Казсовпроф Областные администрации