По вопросу о порядке исполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года

Консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 сентября 1997 года N С-1/2-97

Действующий

      Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами-участниками Содружества Независимых Государств обратилось в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года.

      Проблемы, возникающие при толковании, связаны с осуществлением таможенного контроля и таможенного оформления товаров, выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию.

      Экономический Суд проанализировал акты национального законодательства Российской Федерации, принятые в целях реализации договоренностей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о формировании Таможенного союза, на предмет их соответствия Соглашению о Таможенном союзе от 6 января 1995 года и дает следующее заключение.

      Таможенный союз между Российской Федерацией и Республикой Беларусь создан в соответствии с  Соглашением  о Таможенном Союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанным в Минске 6 января 1995 года.

      Данным Соглашением был установлен порядок, в соответствии с которым создавалась единая таможенная территория и отменялся таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Режим единой таможенной территории распространяется как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. При этом движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, уже не подлежит никакому ограничению впоследствии.

      Указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 года N 01-12/1310 "О таможенном оформлении товаров", зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 1997 года peг. N 1326, было установлено, что таможенное оформление и таможенный контроль, определенный таможенным законодательством Российской Федерации, не производится в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, только лишь при условии внесения сумм таможенных платежей на расчетный счет представительства российской таможни в Республике Беларусь. В случае невнесения данных платежей товары, происходящие с территории третьих государств и выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю на территории Российской Федерации. Таким образом, Указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 года N 01-12/1310 "О таможенном оформлении товаров" фактически был установлен таможенный контроль и обязательность таможенного оформления в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств и выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь.

      Соглашение о Таможенном союзе предусматривает ряд изъятий из общего принципа свободного передвижения товаров в рамках единой таможенной территории.

      Так, статья 5 Соглашения о Таможенном союзе устанавливает условия введения временных ограничений во взаимной торговле.

      В данной статье указывается, что временные ограничения во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных или иных равнозначных мер могут применяться только в случаях:

      острого дефицита данного товара на внутреннем рынке - до стабилизации положения на рынке;

      острого дефицита платежного баланса - до стабилизации положения платежного баланса;

      если какой-либо товар ввозится на территорию одной из договаривающихся сторон в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

      В соответствии с пунктом 2 данной статьи до принятия каких-либо ограничительных мер в случаях после того, как проявилась необходимость их применения, договаривающиеся стороны должны предоставить друг Другу соответствующую информацию для консультаций. Проведение консультаций с целью поиска приемлемого для договаривающихся сторон решения осуществляется в возможно короткий срок.

      Если в результате таких консультаций договаривающиеся стороны в течение 45 дней со дня получения соответствующей информации не достигнут согласия относительно принятия мер по избежанию сложившейся ситуации, договаривающаяся сторона, потребовавшая проведения консультаций, будет свободна ввести ограничительные меры в таком объеме и на такой срок, которые необходимы для предотвращения или устранения ущерба (пункт 3).

      В критических условиях, когда промедление может причинить ущерб, который будет трудно устранить, договаривающиеся стороны могут принять меры, упомянутые в данной статье, до проведения таких консультаций при условии, что консультации будут проведены незамедлительно после принятия таких мер (пункт 4).

      Вводимые временные ограничения на ввоз или вывоз с момента их принятия одной из договаривающихся сторон должны быть сообщены другой договаривающейся стороне в кратчайшие сроки.

      Поскольку основания введения временных ограничений, указанные в статье 5 Соглашения о Таможенном союзе, являются исчерпывающими и в данном случае отсутствуют, а также не соблюдена установленная в данной статье процедура, нельзя признать, что введенные Российской Федерацией меры являются временными ограничениями, применяемыми в соответствии со статьей 5 Соглашения о Таможенном союзе.

      Ряд исключений содержится также и в статье 7 Соглашения о Таможенном союзе. Так, Соглашение не затрагивает права любой договаривающейся стороны на принятие в соответствии с международным правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений.

      Перечень допустимых исключений, указанных в статье 7, также носит исчерпывающий характер, и установление таможенного контроля и таможенного оформления в отношении всей номенклатуры товаров, происходящих с территории третьих государств, не может быть признано, как использование статьи Соглашения о Таможенном союзе об исключениях.

      В соответствии со статьей 8 любая из договаривающихся сторон может прекратить свое участие в Соглашении путем направления официального письменного уведомления другой договаривающейся стороне о своем намерении выйти из Соглашения за 12 месяцев до выхода.

      Российская Федерация не заявляла в указанном выше порядке о своем намерении выйти из Соглашения о Таможенном союзе.

      В соответствии со  статьей 27  Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

      Исходя из принципа "pacta sunt servanda", установленного статьей 26 Венской конвенции, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен добросовестно исполняться.

      В соответствии с пунктом 4. статьи 15 Конституции Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством страны, то применяются правила международного договора.

      Таким образом, принципы и правила, установленные Соглашением о Таможенном союзе, имеют прямое действие на территории Российской Федерации.

      Введение Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в одностороннем порядке таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран и выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, является неисполнением со стороны Российской Федерации своих обязательств, вытекающих из Соглашения о Таможенном союзе, и нарушает нормы национального законодательства Российской Федерации (Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь").

      Учитывая изложенное, основываясь на  пункте 4  Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Экономический Суд Содружества Независимых Государств считает целесообразным дать следующие рекомендации по исполнению решения Экономического Суда от 15 сентября 1997 года по делу N 01-1/2-97 о толковании применения отдельных положений Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года.

      Государственному таможенному комитету Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации принять меры по приведению Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 года N 01-12/1310 "О таможенном оформлении товаров", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 1997 года peг. N 1326, в соответствие с положениями Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года в части установления таможенного контроля, таможенного оформления и обязательности перечисления сумм таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентный характер, в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь и впоследствии ввозимых на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

       Председатель                               Д.Н. Сафиуллин