О внесении изменений в Порядок взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2023 года № 63.

Действующий

      В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 54 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:

      1. Внести в Порядок взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2017 г. № 79, изменения согласно приложению.

      2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

      Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики
Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской
Республики

От Российской
Федерации

М. Григорян

И. Петришенко

С. Жумангарин

А. Касымалиев

А. Оверчук

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 22 мая 2023 г. № 63

ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в Порядок взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных и проведения регионализации и компартментализации

      1. По тексту слова "Международного эпизоотического бюро" заменить словами "Всемирной организации здоровья животных", слово "МЭБ" заменить словом "ВОЗЖ".

      2. В пункте 6 слова "далее – кодексы МЭБ" заменить словами "далее соответственно – кодексы ВОЗЖ, ВОЗЖ".

      3. Дополнить разделом VI1 следующего содержания:

      "VI1. Порядок признания уполномоченными органами результатов регионализации третьей страны, проведенной компетентным органом этой третьей страны

      391. Уполномоченные органы при получении информации об обнаружении болезни животных на территории третьей страны принимают самостоятельное решение об объеме вводимых ветеринарно-санитарных мер в отношении этой страны (ее отдельных административно-территориальных единиц) и о возможности ввоза на территорию своего государства животных, продукции животного происхождения и (или) иных товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – подконтрольные товары) в соответствии с законодательством своего государства.

      Уполномоченный орган, принявший решение о возможности ввоза подконтрольных товаров на территорию своего государства, информирует об этом уполномоченные органы других государств-членов и Комиссию не позднее 1 рабочего дня с даты принятия такого решения. Информация о принятом решении включает в себя также перечень запрещенных к ввозу подконтрольных товаров и перечень зон, откуда ввоз запрещается, определенные этим уполномоченным органом.

      Указанное решение действует до выработки согласованной позиции уполномоченных органов по вопросу о признании результатов регионализации, проведенной компетентным органом третьей страны (далее – регионализация третьей страны).

      392. В случае применения уполномоченными органами одинаковых ветеринарно-санитарных мер в отношении третьей страны – ввезенный на таможенную территорию Союза подконтрольный товар или подконтрольный товар, выработанный из сырья третьей страны, подлежит свободному перемещению между соответствующими государствами-членами. Возможность и условия такого перемещения должны быть согласованы с уполномоченным органом государства-члена, по территории которого будет осуществляться перемещение подконтрольного товара, если таким уполномоченным органом в отношении третьей страны приняты иные ветеринарно-санитарные меры;

      в случае применения уполномоченными органами разных ветеринарно-санитарных мер в отношении третьей страны – возможность и условия перемещения между государствами-членами ввезенного из третьей страны подконтрольного товара или подконтрольного товара, выработанного из сырья третьей страны, определяются по согласованию с уполномоченным органом государства отправителя, уполномоченным органом государства получателя и уполномоченным органом государства-члена, по территории которого будет осуществляться перемещение подконтрольного товара.

      Возможность и условия перемещения подконтрольного товара между государствами-членами должны быть рассмотрены между уполномоченными органами в течение 15 рабочих дней с даты получения информации уполномоченного органа государства-члена, заинтересованного в перемещении подконтрольного товара.

      393. Регионализация третьей страны представляет собой декларирование ее компетентным органом статуса по болезни животных территории этой страны (ее административно-территориальных единиц).

      Признание регионализации третьей страны проводится уполномоченными органами.

      394. Компетентный орган третьей страны обращается в уполномоченный орган одного из государств-членов с предложением о признании результатов регионализации этой страны с предоставлением соответствующих материалов, которые должны быть оформлены на русском языке, на языке страны-экспортера и (или) английском языке с приложением перевода на государственный язык государства-члена, в который обращается компетентный орган третьей страны (если это предусмотрено законодательством государства-члена), и должны содержать следующие сведения:

      а) информация о территории третьей страны (ее административно-территориальных единиц), на которой субпопуляция животных обладает соответствующим зоосанитарным статусом, определенным на основании результатов специального контроля (надзора), проведенного в соответствии с рекомендациями кодексов ВОЗЖ;

      б) план мероприятий, разработанный в соответствии с рекомендациями кодексов ВОЗЖ (при наличии соответствующих рекомендаций ВОЗЖ), которые применяются или планируются к применению в соответствии с регионализацией, проведенной в третьей стране для подтверждения зоосанитарного статуса субпопуляции животных;

      в) сведения о выполнении плана, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, с указанием мероприятий, которые реализованы или находятся на стадии реализации (при наличии);

      г) структура ветеринарной службы третьей страны и законодательство третьей страны в области ветеринарии;

      д) основания, по которым территорию третьей страны (ее административно-территориальных единиц) предлагается признать в качестве страны (или региона), эпизоотически изолированной для целей осуществления ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров.

      395. Уполномоченный орган, получивший предложение компетентного органа третьей страны (далее – уполномоченный орган – инициатор), в течение 15 рабочих дней с даты его получения оценивает полноту представленных материалов по регионализации третьей страны.

      396. В случае недостаточности представленных материалов уполномоченный орган – инициатор не позднее 10 рабочих дней после завершения их оценки направляет компетентному органу третьей страны запрос о необходимости предоставления недостающих материалов.

      397. Если в течение 30 рабочих дней с даты подтверждения получения запроса, указанного в пункте 396 настоящего Порядка, компетентный орган третьей страны не предоставит недостающие материалы, уполномоченный орган – инициатор сообщает компетентному органу третьей страны о непризнании результатов регионализации.

      398. Уполномоченный орган – инициатор в течение 30 рабочих дней с даты получения материалов, указанных в пункте 394, либо с даты получения недостающих материалов, запрос о предоставлении которых был направлен в соответствии с пунктом 396 настоящего Порядка, проводит их анализ, на основании которого формирует свою позицию.

      399. Анализ результатов регионализации третьей страны должен базироваться на оценке материалов, представленных компетентным органом этой третьей страны. При формировании позиции уполномоченного органа – инициатора должны учитываться:

      а) особенности структуры и функционирования ветеринарной службы третьей страны, законодательства третьей страны в области ветеринарии;

      б) эпизоотическое состояние в третьей стране по болезни, в отношении которой проведена регионализация, а также эпизоотическое состояние по этой болезни в государствах-членах;

      в) собственные данные о болезни животных, в отношении которой проведена регионализация третьей страны;

      г) соответствие рекомендациям кодексов ВОЗЖ методических подходов, применяемых компетентным органом третьей страны при определении статуса по болезням животных этой страны (ее административно-территориальных единиц), а также обеспечение проведения противоэпизоотических, мониторинговых мероприятий и ветеринарного контроля (надзора) для целей осуществления ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров.

      3910. Не позднее срока, указанного в пункте 398 настоящего Порядка, уполномоченный орган – инициатор направляет в уполномоченные органы и Комиссию свою позицию по предложению компетентного органа третьей страны (с предоставленными им материалами). Позиция уполномоченного органа – инициатора должна быть одной из следующих:

      а) о признании результатов регионализации третьей страны;

      б) о непризнании результатов регионализации третьей страны, с обоснованием причины непризнания;

      в) провести совместную с уполномоченными органами и компетентным органом третьей страны проверку (инспекцию) результатов регионализации третьей страны на территории этой третьей страны;

      г) направить компетентному органу третьей страны предложения уполномоченного органа – инициатора по регионализации этой третьей страны в целях ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров из третьей страны.

      3911. Если уполномоченный орган – инициатор считает, что регионализация третьей страны может быть признана, то вместе с направлением в уполномоченные органы своей позиции он представляет предложения по условиям ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров с территории этой третьей страны и (или) из зон этой страны, откуда ввоз подконтрольных товаров разрешается. При этом должны быть определены профилактические, диагностические и карантинные мероприятия в третьей стране как перед отправкой подконтрольных товаров, так и после их ввоза на таможенную территорию Союза, а также перечень запрещенных к ввозу подконтрольных товаров, перечень зон, откуда ввоз подконтрольных товаров запрещается, и перечень зон государств-членов с учетом их статуса по болезни животных, в которые ввоз разрешается. Информация, содержащаяся в позиции уполномоченного органа – инициатора о признании регионализации третьей страны, включает в себя следующие сведения:

      а) основание для признания регионализации третьей страны;

      б) дата введения ветеринарно-санитарной меры;

      в) условия ввоза подконтрольных товаров;

      г) перечень подконтрольных товаров;

      д) перечень зон, откуда разрешается ввоз подконтрольных товаров;

      е) перечень зон государств-членов с учетом их статуса по болезни животных, куда разрешается ввоз подконтрольных товаров.

      3912. Уполномоченные органы не позднее 30 рабочих дней с даты получения от уполномоченного органа – инициатора его позиции и материалов, предоставленных компетентным органом третьей страны, указанных в пункте 394 настоящего Порядка, направляют ему и в Комиссию свои позиции по поводу предложения компетентного органа третьей страны, представленных им материалов, позиции уполномоченного органа – инициатора и его предложений по условиям ввоза на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров.

      При рассмотрении материалов с результатами регионализации третьей страны взаимодействие между уполномоченным органом – инициатором и уполномоченными органами осуществляется в двустороннем порядке по схеме "запрос – ответ".

      По результатам оценки направленных уполномоченным органом – инициатором материалов уполномоченные органы формируют собственную позицию в соответствии с подпунктами "а" – "в" пункта 3910 настоящего Порядка.

      Регионализация третьей страны считается непризнанной в следующих случаях:

      при предоставлении компетентным органом третьей страны неполного пакета документов, указанных в пункте 394 настоящего Порядка;

      при наличии недостоверных сведений и (или) данных в предоставленных компетентным органом третьей страны материалах;

      при предоставлении компетентным органом третьей страны материалов с результатами регионализации, проведение которой не соответствует рекомендациям кодексов ВОЗЖ;

      если предоставленные компетентным органом третьей страны материалы с результатами регионализации и (или) дополнительно полученная информация, в том числе от соответствующих международных организаций, а также от третьих стран, позволяют сделать вывод о том, что проведенная регионализация не обеспечивает необходимого уровня защиты таможенной территории Союза от ввоза и распространения возбудителя заразной болезни, в отношении которой проведена регионализация;

      основание, изложенное в пункте 397 настоящего Порядка.

      В случае если уполномоченный орган не направил уполномоченному органу – инициатору и в Комиссию свою позицию в срок, определенный в абзаце первом настоящего пункта, то считается, что этот уполномоченный орган поддерживает позицию уполномоченного органа – инициатора.

      3913. Комиссия не позднее 5 рабочих дней с даты получения позиций уполномоченных органов проводит совещание руководителей (заместителей руководителей) уполномоченных органов для формирования согласованной позиции уполномоченных органов по вопросу о признании результатов регионализации третьей страны.

      Согласованная позиция уполномоченных органов оформляется протоколом совещания, подписываемым руководителями (заместителями руководителей) уполномоченных органов (далее – протокол совещания). Комиссия обеспечивает направление копии подписанного протокола совещания в уполномоченные органы в течение 1 рабочего дня с даты проведения совещания.

      3914. Регионализация третьей страны считается признанной при наличии согласованной позиции всех уполномоченных органов. В случае отсутствия согласованной позиции всех уполномоченных органов по вопросу о признании регионализации третьей страны Комиссия проводит консультации.

      3915. Если регионализация третьей страны признана ВОЗЖ, ее результаты признаются автоматически и оформляются протоколом совещания в срок не более 15 рабочих дней с даты получения предложения компетентного органа третьей страны уполномоченным органом любого государства-члена.

      3916. В случае признания регионализации третьей страны в протоколе совещания определяются условия ввоза на таможенную территорию Союза (с учетом статуса государств-членов (зон государств-членов) в рамках их регионализации) подконтрольных товаров с территории этой страны и из зон этой страны, откуда ввоз подконтрольных товаров разрешается. При этом должны быть определены профилактические, диагностические и карантинные мероприятия в третьей стране как перед отправкой подконтрольных товаров, так и после их ввоза на таможенную территорию Союза, а также перечень запрещенных к ввозу подконтрольных товаров, перечень зон, откуда ввоз подконтрольных товаров запрещается, и перечень зон государств-членов, в которые ввоз разрешается.

      3917. Согласованная позиция уполномоченных органов по итогам рассмотрения результатов регионализации третьей страны оформляется протоколом совещания. Уполномоченные органы руководствуются этой согласованной позицией.

      3918. Уполномоченный орган – инициатор не позднее 15 рабочих дней с даты подписания протокола совещания сообщает компетентному органу третьей страны одно из решений в соответствии с пунктом 3910 настоящего Порядка.

      3919. В случае отказа компетентного органа третьей страны от предложений, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 3910 настоящего Порядка, уполномоченный орган – инициатор сообщает компетентному органу третьей страны о непризнании результатов регионализации.

      В случае признания результатов регионализации третьей страны уполномоченными органами уполномоченный орган – инициатор направляет в компетентный орган третьей страны соответствующее решение и информирует об этом уполномоченные органы не позднее 5 рабочих дней с даты направления решения.

      Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза осуществляется в соответствии с согласованной позицией уполномоченных органов о признании результатов регионализации третьей страны.

      3920. Информация о признании уполномоченными органами регионализации третьей страны размещается на официальных сайтах уполномоченных органов и Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней с даты подписания протокола совещания.

      3921. При обращении уполномоченного органа – инициатора в Комиссию о необходимости разрешения всех разногласий на площадке Комиссии, в том числе с участием компетентного органа третьей страны, Комиссия не позднее 15 рабочих дней с даты получения такого обращения организует совещание руководителей (заместителей руководителей) уполномоченных органов.

      В случае если по итогам проведения совещания руководителей (заместителей руководителей) уполномоченных органов разногласия по вопросу признания результатов регионализации третьей страны остаются неурегулированными, уполномоченный орган – инициатор и (или) компетентный орган третьей страны могут обратиться в ВОЗЖ для консультаций в соответствии с внутренними процедурами ВОЗЖ, установленными кодексами ВОЗЖ.

      3922. Внесение изменений в ранее проведенную и признанную уполномоченными органами регионализацию третьей страны может быть осуществлено в одном из следующих случаев:

      а) улучшение эпизоотического состояния на территории третьей страны по болезни, в отношении которой была проведена регионализация. В данном случае компетентный орган третьей страны или любой уполномоченный орган инициирует внесение изменений.

      Основанием для инициирования внесения изменений в ранее признанную государствами-членами регионализацию третьей страны является официальная информация ВОЗЖ и (или) компетентного органа третьей страны об улучшении эпизоотического состояния на территории этой третьей страны.

      Рассмотрение инициативы компетентного органа третьей страны или уполномоченных органов о внесении изменений в ранее признанную государствами-членами регионализацию третьей страны осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, а его результаты оформляются протоколом совещания в соответствии с абзацем третьим пункта 3913 настоящего Порядка;

      б) ухудшение эпизоотического состояния на территории третьей страны по болезни, в отношении которой была проведена регионализация, ранее признанная уполномоченными органами. В данном случае регионализация третьей страны подлежит отмене и процедура признания регионализации третьей страны осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.".

      4. В приложении № 5 к указанному Порядку в наименовании графы 8 слова "Международного эпизоотического бюро" заменить словами "Всемирной организации здоровья животных".