О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 18.

Действующий

      В соответствии со статьями 83 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил:

      1. Утвердить прилагаемые:

      Программу формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза;

      план мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза (далее - план).

      2. Государствам - членам Евразийского экономического союза определить органы государственной власти, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных планом, и представить информацию о них в Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.

      3. Государствам - членам Евразийского экономического союза обеспечить направление в Евразийскую экономическую комиссию проектов актов, разработанных в соответствии с планом.

      4. Евразийской экономической комиссии осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных планом, и ежегодно информировать о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет.

      Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

  УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического
совета от 6 декабря 2018 года
№ 18

ПРОГРАММА
формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза

Введение

      1. Настоящая Программа разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) с учетом положений статьи 79 Договора, Протокола о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение № 22 к Договору) (далее - Протокол о правилах доступа), а также Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 7 (далее - Концепция).

      2. Формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза (далее - Союз) является одним из важнейших приоритетов интеграционного сотрудничества государств - членов Союза (далее - государства-члены) в сфере энергетики и одной из существенных составляющих обеспечения благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг, технологий и капитала в рамках Союза.

      3. Настоящая Программа разработана с учетом:

      1) экономических интересов государств-членов (включая особенности функционирования и развития внутренних рынков газа государств-членов) и законодательства государств-членов;

      2) принципов формирования общего рынка газа Союза, предусмотренных Договором, пунктом 3 Протокола о правилах доступа, в том числе принципа первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов;

      3) права государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на своем внутреннем рынке газа в случае угрозы экономической или энергетической безопасности этого государства-члена;

      4) достигнутых договоренностей и международных договоров между государствами-членами;

      5) достигнутых договоренностей и международных договоров государств-членов с третьими государствами в газовой сфере;

      6) международного опыта формирования общих рынков газа.

I. Общие положения

1. Определения

      4. Для целей настоящей Программы используются понятия, которые означают следующее:

      "биржевые торги газом" - торги газом, осуществляемые на товарной бирже в соответствии с правилами проведения биржевых торгов газом;

      "газовая отрасль" - отрасль экономики, включающая в себя добычу, переработку, транспортировку, хранение и продажу газа;

      "график ремонта элементов газотранспортных систем" - график выполнения планово-предупредительного ремонта элементов газотранспортных систем (с указанием сроков (периодичности и продолжительности) его осуществления);

      "доступ к газотранспортным системам", "доступ к услугам по транспортировке газа" - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых операторами газотранспортных систем, для транспортировки газа на общем рынке газа Союза;

      "инфраструктурное ограничение при транспортировке газа" - ограничение технического характера, препятствующее осуществлению транспортировки газа по определенному маршруту;

      "надежность работы газотранспортной системы" - способность газотранспортной системы бесперебойно выполнять функции по транспортировке газа нормированного качества в пределах ее производительности;

      "потребитель услуг по транспортировке газа" - организация, являющаяся собственником газа либо получившая его на основаниях, предусмотренных законодательством государств-членов, и получившая доступ к газотранспортным системам на основании договора о возмездном оказании услуг по транспортировке газа, заключенного с оператором газотранспортной системы в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;

      "развитие газотранспортных систем" - комплекс мер, направленных на увеличение мощности (пропускной способности) и надежности объектов газотранспортной инфраструктуры или на сооружение таких объектов;

      "рыночная цена" - цена на газ, сложившаяся на основе спроса и предложения на общем рынке газа Союза и определяемая в прямых договорах на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза или в ходе проведения биржевых торгов газом в условиях отсутствия ценового регулирования на общем рынке газа Союза с учетом положений раздела XVIII Договора;

      "система информационного обмена" - система, обеспечивающая информационный обмен на основе определенного в установленном порядке состава информации и взаимодействие между уполномоченными органами государств-членов, Евразийской экономической комиссией и субъектами общего рынка газа Союза;

      "торговля газом" - предпринимательская деятельность по купле- продаже газа, осуществляемая в соответствии с правилами торговли газом на общем рынке газа Союза, предусмотренными настоящей Программой;

      "уполномоченные органы" - государственные органы власти государств-членов, уполномоченные на выполнение мероприятий настоящей Программы;

      "ценовые индикаторы" - цены на газ, рассчитанные на основе цен сделок, совершенных в ходе биржевых торгов газом и (или) на внебиржевом рынке газа в рамках общего рынка газа Союза за определенный период.

      Иные понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных Договором и Концепцией.

2. Цели и задачи Программы

      5. Цели и задачи настоящей Программы определены на основе предусмотренных статьей 79 Договора принципов формирования общих рынков энергетических ресурсов Союза, а также в соответствии с положениями Концепции, статьи 83 Договора и Протокола о правилах доступа.

      6. Целями настоящей Программы являются:

      1) обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов общего рынка газа Союза в общем рынке газа Союза, включая создание правовых и экономических условий для функционирования общего рынка газа Союза;

      2) обеспечение создания в государствах-членах условий, необходимых для реализации международного договора о формировании общего рынка газа Союза, вступающего в силу не позднее 1 января 2025 г.

      7. Настоящая Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий, обеспечивающих формирование общего рынка газа Союза в результате выполнения, в частности, следующих задач:

      1) создание правовых и экономических условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза с учетом законодательства государств-членов, а также Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору);

      2) переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке газа Союза;

      3) организация торговли газом на общем рынке газа Союза, обеспечивающая недискриминационный доступ участников общего рынка газа Союза к этому рынку;

      4) обеспечение возможности проведения биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза;

      5) создание условий для увеличения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза;

      6) организация на основе единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов (далее соответственно - единые правила, газотранспортные системы), недискриминационного и прозрачного доступа к газотранспортным системам участников общего рынка газа Союза;

      7) введение механизмов, направленных на долгосрочное развитие газотранспортных систем, необходимых для обеспечения функционирования общего рынка газа Союза, в том числе на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа;

      8) унификация норм, стандартов на газ и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, а также выработка рекомендаций по обеспечению точности измерений количества и контроля качества газа с учетом мировых практик, по реализации метрологического обеспечения измерений в рамках национальных систем стандартизации государств-членов и по гармонизации метрологических требований к измерениям количества и параметров качества газа;

      9) организация системы информационного обмена, предусматривающей обмен информацией, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, свободных мощностях газотранспортных систем, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе сведения об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;

      10) организация регулярной подготовки и согласования индикативных (прогнозных) балансов газа государств-членов и Союза;

      11) обеспечение гармонизации законодательства государств- членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами- членами для формирования общего рынка газа Союза;

      12) применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      13) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      14) осуществление взаимодействия государств-членов в целях формирования и функционирования общего рынка газа Союза;

      15) осуществление взаимодействия уполномоченных органов друг с другом и с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия).

3. Ожидаемые результаты реализации Программы

      8. Реализация настоящей Программы приведет к созданию методической, организационной, инфраструктурной, технологической и правовой основы формирования общего рынка газа Союза, позволяющей обеспечить достижение следующих результатов:

      1) осуществление на общем рынке газа Союза торговли газом между участниками общего рынка газа Союза всех государств-членов посредством обеспечения доступа к услугам инфраструктурных организаций, включая доступ к газотранспортным системам и к биржевым торгам газом (при необходимости государство-член уполномочивает поставщиков газа и потребителей газа, отвечающих единым критериям, согласованным государствами-членами, на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза);

      2) применение на общем рынке газа Союза различных механизмов заключения договоров на поставку газа (долгосрочных и краткосрочных договоров, биржевых сделок);

      3) заключение договоров на поставку газа на общем рынке газа Союза по рыночным ценам, за исключением договоров, которые могут заключаться хозяйствующими субъектами в рамках реализации двусторонних международных договоров государств-членов;

      4) предоставление доступа к газотранспортным системам участникам общего рынка газа Союза в целях поставки газа в рамках функционирования общего рынка газа Союза (в том числе с учетом индикативного (прогнозного) баланса газа Союза) в соответствии с едиными правилами, устанавливающими в том числе правила определения и распределения свободных мощностей и предусматривающими недискриминационный доступ к газотранспортным системам для участников общего рынка газа Союза;

      5) установление (формирование) тарифов (цен) на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза на прозрачной и недискриминационной основе для участников общего рынка газа Союза в соответствии с законодательством государств-членов;

      6) обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

II. Система мероприятий Программы

1. Сроки и этапы реализации Программы

      9. Государства-члены совместно с Комиссией обеспечивают поэтапное формирование общего рынка газа Союза в соответствии с Концепцией, Протоколом о правилах доступа и с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 104 Договора.

      10. В соответствии с разделом IV Концепции формирование общего рынка газа Союза осуществляется в 3 этапа.

      11. Первый этап завершается не позднее 1 января 2021 г. Основным результатом данного этапа должно стать создание методической и организационной основы формирования общего рынка газа Союза.

      На первом этапе необходимо в том числе:

      обеспечить гармонизацию законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами;

      обеспечить доступность и полноту раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем;

      унифицировать нормы и стандарты на газ государств-членов и нормативно-технические документы, регламентирующие функционирование газотранспортных систем, путем принятия соответствующих технических регламентов Союза;

      организовать систему информационного обмена на основе информации, включающей в себя в том числе сведения о внутреннем потреблении газа, свободных мощностях газотранспортных систем, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов (в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам); разработать и согласовать единые правила;

      установить согласованный уполномоченными органами порядок осуществления биржевых торгов газом;

      организовать формирование индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

      выявить инфраструктурные ограничения при транспортировке газа между государствами-членами в целях его поставки в рамках общего рынка газа Союза и разработать предложения по их устранению.

      12. Второй этап завершается не позднее 1 января 2022 г. Основным результатом данного этапа должно стать создание инфраструктурной, технологической и правовой основы формирования общего рынка газа Союза.

      На втором этапе необходимо в том числе:

      обеспечить на территории Союза функционирование одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом;

      обеспечить недискриминационный доступ участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов;

      обеспечить доступ участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

      обеспечить использование различных механизмов, в том числе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа, для развития газотранспортных систем;

      способствовать проведению консультаций государств-членов по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки газа, в которых государства-члены конкурируют или могут конкурировать между собой;

      разработать механизмы, предотвращающие перепродажу в третьи государства газа, приобретенного на общем рынке газа Союза в целях поставки газа на территории государств-членов;

      разработать механизмы, предотвращающие применение актов, регулирующих общий рынок газа Союза, в отношении газа, происходящего с территорий третьих государств;

      подготовить проект международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

      13. Третий этап завершается не позднее 1 января 2025 г. Основным результатом данного этапа должно стать обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов рынков газа государств-членов в общем рынке газа Союза, в том числе создание экономических условий для функционирования общего рынка газа Союза.

      На третьем этапе необходимо в том числе:

      обеспечить вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза;

      обеспечить осуществление свободных поставок газа, приобретенного на биржевых торгах газом или по прямым договорам, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и по необходимым направлениям;

      обеспечить в рамках общего рынка газа Союза торговлю газом по рыночным ценам;

      обеспечить принятие Высшим Евразийским экономическим советом решения о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.

      14. Настоящая Программа реализуется в соответствии с планом мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом.

      15. Комиссия проводит мониторинг выполнения настоящей Программы, по результатам которого ежегодно готовит доклад о ходе формирования общего рынка газа Союза и предложения о переходе к очередному этапу формирования общего рынка газа Союза, в том числе предложения о реализации не предусмотренных настоящей Программой мероприятий (включая разработку и принятие актов органов Союза). Указанные предложения направляются в государства-члены для согласования. С учетом согласованных предложений Высший Евразийский экономический совет принимает решение о переходе к очередному этапу формирования общего рынка газа Союза и определяет содержание этого этапа.

      2. Разработка актов, регулирующих общий рынок газа Союза

      16. В отношении субъектов общего рынка газа Союза применяются акты, регулирующие общий рынок газа Союза, а также требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

      Разработка и принятие порядка осуществления биржевых торгов газом

      17. Для обеспечения функционирования одной или нескольких товарных бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом, уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают порядок осуществления биржевых торгов газом.

      18. В соответствии с разделом V Концепции государство-член определяет целесообразность осуществления биржевых торгов газом на товарных биржах государств-членов, а также число товарных бирж государства-члена, на которых могут осуществляться биржевые торги газом.

      19. Порядок осуществления биржевых торгов газом включает в себя методические рекомендации по содержанию правил проведения биржевых торгов газом в целях поставки газа между государствами-членами и применяется к торгам физическими объемами газа с различными сроками поставки и торгам производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа.

      20. Операторы биржевых торгов разрабатывают и утверждают правила проведения биржевых торгов газом с учетом методических рекомендаций по содержанию правил проведения биржевых торгов газом.

      21. Порядком осуществления биржевых торгов газом должны предусматриваться в том числе:

      1) порядок допуска участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом (далее - участники биржевых торгов газом);

      2) требования к участникам биржевых торгов газом;

      3) порядок допуска и прекращения допуска биржевого товара к торгам;

      4) порядок проведения торгов физическими объемами газа с различными сроками поставки газа и производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа;

      5) случаи и порядок приостановления, прекращения и возобновления биржевых торгов газом;

      6) порядок определения рыночных цен на газ, реализуемый на товарной бирже;

      7) меры, направленные на предотвращение резкого изменения уровня цеп па газ, реализуемого на товарных биржах, и порядок их применения;

      8) порядок заключения, регистрации, оформления и учета биржевых договоров;

      9) порядок осуществления взаимных расчетов участников биржевых торгов газом при заключении биржевых договоров;

      10) порядок взаимодействия участников биржевых торгов газом и (или) операторов биржевых торгов с операторами газотранспортных систем, включая порядок согласования технических возможностей и условий транспортировки газа;

      11) порядок раскрытия информации о биржевых торгах газом и обеспечения ее защиты;

      12) порядок разрешения споров;

      13) ответственность участников биржевых торгов газом за исполнение обязательств по договорам, заключенным по итогам биржевых торгов газом;

      14) меры обеспечения порядка и дисциплины на биржевых торгах газом;

      15) порядок осуществления биржей контроля за исполнением биржевых сделок;

      16) порядок взаимодействия операторов биржевых торгов;

      17) порядок утверждения перечня основных инструментов биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза;

      18) порядок стандартизации форм биржевых договоров;

      19) порядок утверждения перечня биржевых товаров, допускаемых к торговле газом (с указанием их спецификаций);

      20) иные положения, регламентирующие проведение биржевых торгов газом.

      22. Согласованный уполномоченными органами порядок осуществления биржевых торгов газом определяется соответствующим

      актом Совета Комиссии, который будет действовать до вступления в силу правил торговли газом на общем рынке газа Союза.

      Разработка документов в сфере информационного обмена

      23. Комиссия совместно с уполномоченными органами разрабатывает и согласовывает документы, регламентирующие информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена (далее - документы в сфере информационного обмена).

      24. При разработке документов в сфере информационного обмена следует учитывать требования законодательства государств-членов по защите информации, отнесенной законодательством государств-членов к сведениям ограниченного распространения (доступа).

      25. В документах в сфере информационного обмена определяется в том числе состав информации, которой обмениваются уполномоченные органы и субъекты общего рынка газа Союза, включая сведения:

      1) о свободных мощностях газотранспортных систем (в том числе для выявления инфраструктурных ограничений при транспортировке газа);

      2) о регулируемом ценообразовании в газовой отрасли государств- членов, в том числе об оптовых ценах на газ и тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;

      3) об основных производственных показателях газовой отрасли государств-членов, в том числе об объемах торговли газом между государствами-членами (в соответствии с перечнем показателей индикативного (прогнозного) баланса газа Союза);

      4) о внутреннем потреблении газа в государствах-членах;

      5) о совместно разработанных государствами-членами прогнозах внутреннего потребления и поставок газа, сформированных с учетом индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

      6) о планах по модернизации и строительству объектов газотранспортных систем (в том числе в целях устранения инфраструктурных ограничений при транспортировке газа), которые влияют на функционирование общего рынка газа Союза;

      7) об уполномочивании государствами-членами поставщиков газа и потребителей газа на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза.

      26. Технологические документы в сфере информационного обмена разрабатываются в соответствии с пунктом 30 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору) и утверждаются Комиссией.

      Разработка и принятие актов в сфере обеспечения доступа к газотранспортным системам

      27. В целях транспортировки газа, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей государств-членов, уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают и согласовывают единые правила.

      Единые правила будут включены в международный договор о формировании общего рынка газа Союза.

      28. До вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза доступ к газотранспортным системам для хозяйствующих субъектов государств-членов предоставляется в соответствии с Договором и Концепцией.

      29. После выполнения всеми государствами-членами комплекса мер, предусмотренного пунктом 5 Протокола о правилах доступа, доступ к газотранспортным системам обеспечивается в соответствии с пунктом 7 Протокола о правилах доступа.

      30. Для оформления завершения выполнения государствами- членами комплекса мер, предусмотренного пунктом 5 Протокола о правилах доступа, государства-члены совместно с Комиссией разрабатывают и принимают соответствующий протокол, содержащий правила доступа к газотранспортным системам, которые действуют до вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Данные правила доступа регламентируют взаимоотношения операторов газотранспортных систем и потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, определенные в пункте 31 настоящей Программы для единых правил, с учетом пункта 7 Протокола о правилах доступа.

      31. Единые правила регулируют взаимоотношения операторов газотранспортных систем и потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, в том числе:

      1) порядок подключения к газотранспортным системам;

      2) порядок предоставления доступа к газотранспортным системам;

      3) права и обязанности потребителей услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      4) права и обязанности операторов газотранспортных систем, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      5) порядок опубликования информации (стандарты раскрытия информации) о свободных мощностях, о тарифах (ценах), методик

      тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      6) порядок учета индикативных (прогнозных) балансов газа Союза;

      7) порядок заключения договоров на оказание услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      8) порядок резервирования (бронирования) свободных мощностей и гарантии их использования;

      9) порядок и сроки подачи заявок на предоставление доступа к газотранспортным системам;

      10) требования к форме и содержанию заявки на предоставление доступа к газотранспортной системе, а также к прилагаемым к такой заявке документам, которые должны содержать сведения о соответствии газа техническим стандартам, характеристиках транспортируемого газа, целях его использования, покупателе, поставщике газа и другие сведения о транспортировке газа;

      11) порядок подачи уточнений по объему газа, подаваемого и отбираемого из газотранспортных систем (номинаций);

      12) порядок определения и распределения свободных мощностей, в том числе в случае отсутствия необходимого объема мощностей для удовлетворения всех поступивших заявок;

      13) условия, при которых операторы газотранспортных систем вправе отказать потребителям услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза в доступе к газотранспортным системам;

      14) порядок учета объема и качества газа на входе и выходе из газотранспортной системы;

      15) порядок оплаты услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, поставляемого по прямым договорам поставки газа и в рамках биржевых торгов газом;

      16) особенности предоставления доступа к свободным мощностям в рамках механизма развития газотранспортных систем на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа;

      17) особенности оказания услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

      18) порядок согласования операторами газотранспортных систем графиков ремонта элементов газотранспортных систем, влияющих на пропускную способность и надежность работы газотранспортных систем, используемых на общем рынке газа Союза;

      19) порядок взаимного информирования      операторов газотранспортных систем о планах развития газотранспортных систем, влияющих на торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза;

      20) разрешение споров по вопросам предоставления доступа к газотранспортным системам и оказания услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

      Разработка и заключение международного договора о формировании общего рынка газа Союза

      32. Уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают международный договор о формировании общего рынка газа Союза.

      33. Международный договор о формировании общего рынка газа Союза разрабатывается на основании положений, содержащихся в Договоре и Концепции, и должен включать в себя в том числе:

      1) принципы функционирования и регулирования общего рынка газа Союза;

      2) порядок взаимодействия государств-членов при транспортировке и поставке газа из третьих государств и (или) в третьи государства, обеспечивающий в том числе предотвращение перепродажи в третьи государства газа, приобретенного на общем рынке газа Союза;

      3) принципы обеспечения доступа к газотранспортным системам;

      4) принципы ценообразования и формирования тарифной политики на общем рынке газа Союза;

      5) порядок раскрытия информации государствами-членами и субъектами общего рынка газа Союза и формирования перечня информации, подлежащей раскрытию;

      6) порядок обмена информацией, содержащей сведения, относящиеся в соответствии с законодательством государств-членов к сведениям ограниченного распространения (доступа);

      7) перечень информации, предоставляемой в процессе

      взаимодействия уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме;

      8)      порядок принятия актов, регулирующих общий рынок газа Союза и предусматривающих неприменение этих актов в отношении газа, происходящего с территорий третьих государств и используемого на территориях государств-членов или поставляемого этим государством-членом на территории третьих государств, а также газа, произведенного на территории государства-члена и поставляемого этим государством-членом в третьи государства.

      34.      Единые правила включаются в международный договор о формировании общего рынка газа Союза в качестве приложения.

      Разработка, согласование и принятие правил торговли газом на общем рынке газа Союза

      35.      Уполномоченные органы совместно с Комиссией разрабатывают с учетом положений международного договора о формировании общего рынка газа Союза и согласовывают правила торговли газом на общем рынке газа Союза, которые применяются при заключении прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза и при проведении биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза.

      36.      Правила торговли газом на общем рынке газа Союза предусматривают в том числе:

      1)      порядок доступа к торговле газом на общем рынке газа Союза, включая критерии определения хозяйствующих субъектов, допущенных к торговле газом на общем рынке газа Союза;

      2)      порядок взаимодействия между участниками общего рынка газа Союза при торговле газом на общем рынке газа Союза;

      3)      порядок взаимодействия участников общего рынка газа Союза с операторами газотранспортных систем при торговле газом на общем рынке газа Союза, включая порядок согласования технических возможностей и условий транспортировки газа;

      4)      порядок учета газа на общем рынке газа Союза;

      5)      порядок заключения и расторжения договоров поставки газа на общем рынке газа Союза;

      6)      порядок расчетов за газ на общем рынке газа Союза;

      7)      порядок регистрации и учета договоров поставки газа на общем рынке газа Союза;

      8)      порядок разрешения споров на общем рынке газа Союза;

      9)      ответственность субъектов общего рынка газа Союза за нарушение правил торговли газом на общем рынке газа Союза;

      10)      принципы мониторинга соблюдения правил торговли газом на общем рынке газа Союза, включая определение ответственных за его проведение органов;

      11)      иные положения, регламентирующие торговлю газом на общем рынке газа Союза;

      12)      типовой договор поставки газа на общем рынке газа Союза, являющийся приложением к правилам торговли газом на общем рынке газа Союза.

      37.      Порядок принятия правил торговли газом на общем рынке газа Союза определяется международным договором о формировании общего рынка газа Союза.

      Унификация норм и стандартов на газ и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем

      38.      Унификация норм и стандартов на газ и нормативнотехнических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем (включая разработку и принятие соответствующих технических регламентов Союза), осуществляется в соответствии с разделом X Договора.

      3.      Создание организационной, информационной и технологической основы формирования общего рынка газа Союза

      Организация системы информационного обмена

      39.      Система информационного обмена реализуется в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационнокоммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 3 к Договору).

      40.      Система информационного обмена обеспечивает взаимодействие уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза по предоставлению информации в объеме, предусмотренном в документах, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена, а также в соответствии с положениями международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Включение информации, полученной от субъекта общего рынка газа Союза, в национальный сегмент интегрированной информационной системы Союза обеспечивается уполномоченным органом государства-члена этого субъекта.

      41.      Доступ к информации, включенной в систему информационного обмена, предоставляется уполномоченным органам, Комиссии и субъектам общего рынка газа Союза, прошедшим предварительную авторизацию.

      42.      До вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов,

      Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяется в соответствии с Договором и международными договорами в рамках Союза.

      43. После вступления в силу международного договора о формировании общего рынка газа Союза перечень информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяется международным договором о формировании общего рынка газа Союза.

      Обмен технологической информацией между операторами газотранспортных систем и операторами биржевых торгов

      44. Обмен технологической информацией между операторами газотранспортных систем и операторами биржевых торгов, а также операторами газотранспортных систем государств-членов между собой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза осуществляется по взаимной договоренности операторов газотранспортных систем и операторов биржевых торгов в соответствии с актами, регулирующими общий рынок газа Союза.

      Реализация пилотных проектов по осуществлению биржевых торгов газом

      45. В рамках подготовки к проведению биржевых торгов газом на общем рынке газа Союза уполномоченные органы совместно с Комиссией оценивают необходимость реализации пилотных проектов по проведению биржевых торгов газом между хозяйствующими субъектами государств-членов.

      4. Проведение консультаций по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства

      46. Государства-члены при необходимости проводят консультации по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или могут конкурировать между собой.

      5. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами

      47. Комиссия по согласованию с уполномоченными органами определяет форму представления информации для проведения сравнительного анализа законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общего рынка газа Союза) и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами.

      48. Комиссия на основе представленной государствами-членами информации проводит сравнительный анализ законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами (включая нормы и правила функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры государств-членов, обеспечивающие формирование общего рынка газа Союза) и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами.

      49. По итогам сравнительного анализа законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами Комиссия формирует сводный отчет, на основании которого уполномоченные органы совместно с Комиссией осуществляют подготовку перечня нормативных правовых актов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, подлежащих гармонизации, и принципов гармонизации, определяемых Высшим Евразийским экономическим советом.

      50. Государства-члены осуществляют гармонизацию своего законодательства в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами и своих международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом определяемых в соответствии с пунктом 49 настоящей Программы принципов.

      6. Реализация ценовой и тарифной политики на общем рынке газа Союза, в том числе формирование ценовых индикаторов

      51. Установление органами государства-члена, осуществляющими регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, тарифов на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, отнесенные к сфере естественных монополий, осуществляется на недискриминационной основе для участников общего рынка газа Союза в соответствии с законодательством государства-члена.

      52.Тарифообразование (ценообразование) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза должно осуществляться исходя из соблюдения баланса интересов потребителей газа, поставщиков газа и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие таких хозяйствующих субъектов.

      53. Государствами-членами обеспечиваются:

      опубликование информации о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, методик тарифообразования (ценообразования) в отношении указанных услуг;

      применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза;

      контроль за соблюдением требований законодательства государств-членов в области защиты конкуренции, включая контроль применения тарифов (цен) хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза.

      Операторы газотранспортных систем, оказывающие услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, должны соблюдать требования законодательства по вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий и по вопросам в области защиты конкуренции государства-члена, на территории которого осуществляется деятельность по транспортировке газа в рамках общего рынка газа Союза, а также Договора и международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

      54. Комиссией разрабатываются совместно с уполномоченными органами и принимаются методические рекомендации по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза, а также порядок осуществления мониторинга этих индикаторов. Ценовые индикаторы могут использоваться при осуществлении антимонопольного регулирования на общем рынке газа Союза в качестве информации.

      55. Формирование ценовых индикаторов, определение сроков и места их публикации осуществляются на основании методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 54 настоящей Программы.

      7. Выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разработка предложений по их устранению

      56. В целях соблюдения баланса развития газотранспортных систем для функционирования общего рынка газа Союза Комиссия совместно с уполномоченными органами проводит работу по выявлению инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разрабатывает предложения по их устранению.

      57. Выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами осуществляется на основе анализа информации, подлежащей раскрытию, а также информации, включенной в систему информационного обмена.

      58. По результатам анализа Комиссия совместно с уполномоченными органами 1 раз в 3 года подготавливает отчет об инфраструктурных ограничениях при транспортировке газа между государствами-членами и предложения по их устранению.

      8. Реализация совместных проектов в газовой отрасли

      59. Государства-члены создают на своих территориях благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности в газовой отрасли, включая реализацию совместных проектов.

      60. Государства-члены совместно определяют и реализуют проекты в газовой отрасли, представляющие взаимный интерес, в том числе обеспечивающие развитие мощностей межгосударственных магистральных газопроводов и технологически взаимосвязанных с ними объектов на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа. Государства-члены, на территориях которых реализуются такие проекты, обеспечивают необходимую регуляторную поддержку.

      61. Операторы газотранспортных систем осуществляют взаимное информирование о планах развития газотранспортных систем, влияющих на взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза.

      62. Проекты в газовой отрасли, представляющие взаимный интерес для государств-членов, реализуются в соответствии с положениями Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору).

      9. Рассмотрение целесообразности осуществления торговли газом на межгосударственной бирже Союза

      63. В случае создания межгосударственной биржи Союза Комиссия обеспечивает подготовку научно обоснованных предложений о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза, включающих в себя разработку механизмов взаимодействия межгосударственной биржи Союза с товарными биржами государств-членов (при сохранении для последних права торговли газом на общем рынке газа Союза).

      64. На основании подготовленных научно обоснованных предложений Комиссия по согласованию с государствами-членами принимает рекомендацию о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза.

      10. Мониторинг реализации Программы

      65. Комиссия осуществляет мониторинг реализации настоящей Программы и плана мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза и ежегодно информирует о результатах мониторинга Евразийский межправительственный совет и государства-члены.

III. Ресурсное обеспечение Программы

      1. Порядок и механизмы финансирования реализации Программы

      66. Финансовое обеспечение реализации настоящей Программы осуществляется Комиссией в соответствии с ее полномочиями за счет

      средств бюджета Союза, уполномоченными органами за счет средств бюджетов государств-членов в соответствии с законодательством этих государств, а также за счет средств внебюджетных источников.

      67. При реализации настоящей Программы:

      1) за счет средств бюджета Союза (средств бюджетной сметы Комиссии) финансируются выполняемые Комиссией мероприятия по разработке международных договоров и актов, составляющих право Союза, и развитию интеграционного сегмента интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена;

      2) за счет средств бюджетов государств-членов (в пределах средств на обеспечение деятельности уполномоченных органов) финансируются осуществляемые с участием уполномоченных органов мероприятия по разработке международных договоров и актов, составляющих право Союза, гармонизации нормативных правовых актов государств-членов и развитию национальных сегментов интегрированной информационной системы Союза в целях реализации и обеспечения функционирования системы информационного обмена;

      3) с привлечением средств внебюджетных источников финансируются создание и развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования общего рынка газа Союза.

2. Научное обеспечение

      68. В рамках реализации настоящей Программы требуется ее научное обеспечение в виде проведения аналитических исследований и подготовки научно обоснованных предложений при разработке правил и механизмов формирования общего рынка газа Союза, включая институциональные, технологические, юридические и экономические механизмы формирования общего рынка газа Союза, в том числе по следующим направлениям:

      1) разработка порядка осуществления биржевых торгов газом, включая методические рекомендации по содержанию правил проведения биржевых торгов газом;

      2) разработка единых правил;

      3) разработка правил торговли газом на общем рынке газа Союза;

      4) подготовка научно обоснованных предложений о целесообразности осуществления торговли газом в рамках общего рынка газа Союза на межгосударственной бирже Союза;

      5) разработка методических рекомендаций по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза, а также порядка осуществления их мониторинга.

  УТВЕРЖДЕН
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 6 декабря 2018г. № 18

ПЛАН мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза

      УТВЕРЖДЕН

Наименование мероприятия

Срок
реализации

Ожидаемый результат

Ответственный
исполнитель

Соисполнители

I. Разработка актов, регулирующих общий рынок газа Евразийского экономического союза (далее - Союз)

1. Принятие документов, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках системы информационного обмена:
по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств- членов, Комиссии и хозяйствующих субъектов государств-членов в электронной форме, определяемому в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза

2019 год

акты Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия)

Комиссия

государства - члены Союза (далее -
государства-члены)

по перечню информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств- членов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяемому в международном договоре о формировании общего рынка газа Союза

2022 год




2. Разработка и принятие порядка осуществления биржевых торгов газом

2020 год

рекомендация Совета Комиссии

Российская
Федерация

государства-члены,
Комиссия

3. Разработка проекта единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов

2020 год

проект единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов

Российская
Федерация

Комиссия,
государства-члены

4. Принятие решения о переходе ко второму этапу формирования общего рынка газа Союза

2020 год

акт Высшего Евразийского экономического совета

Комиссия

государства-члены

5. Разработка и принятие протокола о завершении выполнения государствами- членами комплекса мер, являющихся условием обеспечения доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов

2021 год

протокол

Российская
Федерация

государства-члены,
Комиссия

формировании общего рынка газа Союза и направление его на внутригосударственное согласование

2021 год

акт Комиссии

Российская

государства-члены,

7. Принятие решения о переходе к третьему этапу формирования общего рынка газа Союза

2021 год

акт Высшего Евразийского экономического совета

Комиссия

государства-члены

8. Подписание международного договора о формировании общего рынка газа Союза

2022 год

международный договор о формировании общего рынка газа Союза

государства-члены

Комиссия

9. Разработка и принятие правил торговли газом на общем рынке газа Союза

2023 год

правила торговли газом на общем рынке газа Союза

Российская
Федерация

государства-члены,
Комиссия

II. Создание организационной, информационной и технологической основы формирования общего рынка газа Союза

1. Организация системы информационного обмена путем реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общих процессов для обеспечения информационного взаимодействия в рамках общего рынка газа Союза в соответствии с перечнем информации, предоставляемой в процессе взаимодействия уполномоченных органов государств-членов, Комиссии и субъектов общего рынка газа Союза в электронной форме, определяемым в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза

2020 год

система информационного обмена

Комиссия

государства-члены

2. Организация обмена технологической информацией между операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторами биржевых торгов, а также операторами газотранспортных систем государств-членов между собой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза

2021 год

обмен технологической информацией

Российская
Федерация

государства-члены

III. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами

1. Проведение сравнительного анализа законодательства государств-членов и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами

2019 год

сводный отчет

Комиссия

государства-члены

2. Подготовка перечня нормативных правовых актов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами, подлежащих гармонизации, и определение принципов гармонизации

2019 год

акт Высшего Евразийского экономического совета

Комиссия

государства-члены

3. Гармонизация законодательства государств- членов и международных договоров между государствами-членами в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами

в соответствии с актом Высшего Евразийского экономического совета

нормативные правовые акты государств-членов


государства-члены

IV. Реализация ценовой и тарифной политики на общем рынке газа Союза, в том числе формирование ценовых индикаторов

1. Разработка и принятие методических рекомендаций по формированию ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза

2023 год (не ранее подписания международного договора о формировании общего рынка газа Союза)

акт Комиссии

Комиссия

государства-члены

2. Разработка и принятие порядка осуществления мониторинга ценовых индикаторов на общем рынке газа Союза

2023 год (не ранее подписания международного договора о формировании общего рынка газа Союза)

акт Комиссии

Комиссия

государства-члены

3. Принятие решения о целесообразности перехода к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов

2023 год

акт Высшего Евразийского экономического совета

государства-члены

Комиссия