Об Общих подходах к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 года № 4

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Рекомендация вступило в силу 31.03.2016 - сайт Евразийского экономического союза.

      Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьей 18 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
      рекомендует государствам – членам Евразийского экономического при разработке нормативных актов определять порядок выдачи, отказа в выдаче, продления срока действия, приостановления действия и прекращения действия сертификата безопасности, а также порядок проведения аудитов системы управления безопасности, включая требования к системе управления безопасностью, с учетом Общих подходов к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи согласно приложению.

      Председатель Коллегии
      Евразийской экономической комиссии         Т. Саркисян

ПРИЛОЖЕНИЕ            
к Рекомендации Коллегии     
Евразийской экономической комиссии
от 29 марта 2016 г. № 4     

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
к требованиям по сертификату безопасности
на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи

I. Общие положения

      1. Настоящий документ разработан с учетом пунктов 3 и 7 приложения № 1 к приложению № 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) в целях обеспечения государствами – членами Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) безопасности на железнодорожном транспорте и снижения рисков возникновения при организации, осуществлении и обеспечении перевозочного процесса нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью человека, окружающей среде, нанести ущерб имуществу пользователей услуг по перевозке, участников перевозочного процесса и третьих лиц на территории Союза, и определяет порядок выдачи сертификата безопасности, в том числе требования к разработке и внедрению перевозчиком системы управления безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
      2. Для целей настоящего документа используются понятия, которые означают следующее:
      «аудит системы управления безопасностью» – систематический процесс диагностики системы управления безопасностью и оценки ее соответствия установленным требованиям;
      «процедуры» – установленный способ осуществления деятельности или процесса;
      «система управления безопасностью» – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов управления, охватывающих процессы планирования, подготовки и выполнения операций, мониторинга, контроля и анализа и направленных на обеспечение выполнения установленных требований к безопасности перевозочного процесса и снижение рисков причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, нанесения ущерба имуществу пользователей услуг по перевозке, участников перевозочного процесса и третьих лиц;
      «участник перевозочного процесса» – организация железнодорожного транспорта государства-члена, участвующая в перевозочном процессе.
      Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
      3. Основными принципами обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте являются:
      а) системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;
      б) приоритет превентивных мер;
      в) соблюдение баланса интересов пользователей услуг, участников перевозочного процесса, общества и государства.
      4. Порядок выдачи, отказа в выдаче, продления срока действия, приостановления действия и прекращения действия сертификата безопасности, а также порядок проведения аудитов системы управления безопасности, включая требования к системе управления безопасностью, определяются законодательством государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры.

II. Общие требования к системе управления безопасностью

      5. В целях выполнения требований к обеспечению безопасности перевозочного процесса перевозчиком разрабатывается, документально оформляется, внедряется, поддерживается в актуальном состоянии и постоянно улучшается система управления безопасностью в соответствии с установленными принципами и требованиями.
      6. В целях внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения системы управления безопасностью перевозчиком:
      а) реализуется политика в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
      б) планируются, устанавливаются и внедряются процессы, необходимые для реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
      в) внедряются и применяются процедуры, описывающие порядок осуществления деятельности или процесса, в том числе процедуры управления рисками, несоответствиями, корректирующими действиями, проведения внутренних аудитов, управления документацией и записями;
      г) определяются функции, полномочия и ответственность подразделений и должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности;
      д) определяются и обеспечиваются ресурсы, необходимые для реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса и осуществления процессов;
      е) устанавливаются критерии и методы, гарантирующие, что управление этими процессами и контроль осуществляются результативно;
      ж) проводятся мониторинг и анализ осуществления процессов;
      з) осуществляются действия, необходимые для достижения запланированных результатов и непрерывного улучшения процессов;
      и) осуществляются действия, необходимые для предупреждения технических сбоев, устранения их причин и предупреждения рисков;
      к) осуществляются меры, направленные на постоянное улучшение системы управления безопасностью;
      л) осуществляются иные действия для поддержания результативности системы управления безопасностью.
      7. При реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса устанавливается приоритет безопасности услуг железнодорожного транспорта, обеспечивается основа для определения целей в области обеспечения безопасности перевозочного процесса.
      8. Система управления безопасностью должна включать в себя процессы и процедуры, обеспечивающие:
      а) соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами государств-членов и актами оператора инфраструктуры в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
      б) проведение с установленной периодичностью оценки соответствия деятельности перевозчика установленным требованиям;
      в) реализацию мер по идентификации опасностей и управлению рисками в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, включая определение методов, лиц, ответственных за выявление опасностей, оценку рисков, разработку плана мероприятий или корректирующих действий, а также их реализацию;
      г) ведение учета и анализ причин нарушений безопасности на железнодорожном транспорте;
      д) наличие уровня подготовки и квалификации кадров, необходимого для выполнения установленных требований;
      е) соответствие железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры, принадлежащих перевозчику и задействованных в перевозочном процессе, а также условий их эксплуатации установленным требованиям при организации, осуществлении и обеспечении перевозочного процесса.
      9. Перевозчиком осуществляется контроль процессов, переданных для исполнения сторонней организации и влияющих на соответствие системы управления безопасностью установленным требованиям.
      10. Перевозчиком с установленной периодичностью проводится внутренний аудит системы управления безопасностью.

III. Общие требования к порядку выдачи
сертификата безопасности

      11. Порядок проведения сертификации системы управления безопасностью включает в себя:
      а) подачу перевозчиком в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры (далее – уполномоченный орган), заявки в установленном порядке;
      б) рассмотрение заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным законодательством государства-члена;
      в) проведение при необходимости уполномоченным органом аудита системы управления безопасностью в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры;
      г) принятие уполномоченным органом решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата безопасности.
      12. Все документы, подаваемые в целях получения сертификата безопасности, представляются на русском языке либо на государственном языке государства-члена, на территории которого зарегистрирован оператор инфраструктуры, и не должны содержать исправлений или дополнений, а в случае их представления на ином языке – сопровождаются заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
      13. К проведению аудита системы управления безопасностью могут быть привлечены по решению уполномоченного органа специалисты оператора инфраструктуры, а также соответствующих организаций.
      14. Общий срок сертификации не должен превышать 3 месяцев с даты подачи заявки до принятия уполномоченным органом решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата безопасности.
      15. Сертификат безопасности оформляется уполномоченным органом по форме согласно приложению.
      16. Сертификат безопасности выдается уполномоченным органом с указанием срока действия. Срок действия сертификата безопасности составляет не менее 1 года и не более 5 лет.
      17. Сертификат безопасности не подлежит передаче другому лицу.
      18. В выдаче сертификата безопасности может быть отказано в следующих случаях:
      а) представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством государств-членов;
      б) по результатам аудита система управления безопасностью перевозчика не соответствует требованиям, установленным законодательством государств-членов;
      в) перевозчик отказывается от проведения аудита системы управления безопасностью или препятствует этому.
      19. В случае отказа в выдаче сертификата безопасности уполномоченный орган выдает перевозчику заключение с указанием причин отказа.

ПРИЛОЖЕНИЕ          
к Общим подходам к требования
по сертификату безопасности 
на железнодорожном транспорте и
порядку его выдачи      

                                 ФОРМА
                         сертификата безопасности
                ________________________________________________
                     (наименование уполномоченного органа)

                            Сертификат безопасности

      № ____

Выдан _______________________________________________________________
Срок действия:_______________________________________________________
Адрес юридического лица:_____________________________________________
Настоящий сертификат подтверждает, что система управления
безопасностью соответствует требованиям, установленным
законодательством____________________________________________________
(наименование государства – члена Евразийского экономического союза)
в области железнодорожного транспорта

Руководитель уполномоченного органа,
либо лицо, им уполномоченное ________________________ _______________
                                    (подпись)             (Ф.И.О.)

                                                                 М.П.

Дата выдачи «____» ____________ 20___ г.

Примечания:

1. Настоящий сертификат подлежит приостановлению или отзыву в случаях, предусмотренных законодательством ________________________________________________________
(наименование государства – члена Евразийского экономического союза) в области железнодорожного транспорта.


2. При утрате (повреждении) сертификата перевозчик обязан подать заявление в уполномоченный орган с указанием обстоятельств утраты (повреждения) сертификата.