Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 28

Действующий

      Высший Евразийский экономический совет решил:
      1. Утвердить прилагаемые Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза (далее – Основные направления).
      2. Рекомендовать правительствам, национальным (центральным) банкам государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены) учитывать Основные направления при проведении макроэкономической политики.
      3. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами подготовить предложения по определению сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также мер, направленных на его использование.
      4. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг показателей и уровня развития экономик государств-членов, показателей степени их интеграции с учетом Основных направлений.

      Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики
Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской
Республики

От Российской
Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ        
Решением Высшего Евразийского
экономического совета   
от 16 октября 2015 г. № 28

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
экономического развития Евразийского экономического союза

I. Общие положения

      Настоящий документ носит рекомендательный характер и определяет перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства – члены Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) за счет использования интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения каждым государством-членом дополнительного экономического эффекта.
      Настоящий документ взаимосвязан с отраслевыми (секторальными) программными документами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе).
      Настоящий документ предусматривает реализацию основных направлений экономического развития Союза (далее – основные направления) в период до 2030 года с учетом возможности изменения состава Союза и, соответственно, потенциальных интеграционных эффектов от сотрудничества государств-членов.

II. Определения

      Для целей настоящего документа используемые понятия означают следующее:
      «дополнительный экономический эффект» – улучшение и (или) стабильность значений показателей, характеризующих состояние экономики государства-члена, ее развитие и устойчивость, достигаемые за счет реализации интеграционных мер и действий;
      «интеграционные действия» – действия, направленные на реализацию интеграционных мер;
      «интеграционные меры» – совместная (скоординированная, согласованная) деятельность заинтересованных субъектов;
      «интеграционный потенциал Союза» – совокупность возможностей, которые возникают в результате интеграционных процессов и использование которых способствует получению государствами-членами дополнительных экономических эффектов;
      «конкурентные преимущества государства-члена» – совокупность условий и факторов, настоящих или будущих, которые обеспечивают опережающее развитие экономики государства-члена и использование которых возможно в интересах государств-членов и Союза в целом;
      «конкурентные преимущества Союза» – совокупность конкурентных преимуществ государств-членов, которые могут быть использованы для достижения цели экономического развития Союза;
      «направления экономического развития» – направления, которые характеризуют конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом и интеграционное сотрудничество в которых экономически целесообразно;
      «сферы экономик, обладающие интеграционным потенциалом» – отрасли, виды деятельности, сектора экономики (в том числе определяемые в документах, разработка которых предусмотрена Договором о Союзе), интеграционные меры и действия в которых будут способствовать реализации и (или) увеличению их экономического потенциала и (или) создадут значительные положительные мультипликативные эффекты для других сфер экономик государств-членов.
      Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Договором о Союзе.

III. Вызовы и риски экономического развития государств-членов и Союза в целом

      Союз начал функционировать в период, когда в мире происходят существенные изменения экономических процессов, влияющие на перераспределение факторов экономического развития между странами и континентами, возникновение новых центров экономического развития, в частности в Азии и Южной Америке. В этих условиях меняется технология принятия глобальных решений.
      Одновременно государства-члены сталкиваются и будут сталкиваться в перспективе со следующими глобальными вызовами:
      усиление глобальной конкуренции, сокращение товарных и географических рынков для эффективного позиционирования государств-членов в мировой экономике, неблагоприятная внешняя конъюнктура;
      взаимное усиление нескольких негативных трендов, связанных с развитием социально-демографических процессов, в том числе с изменением возрастной структуры и численности населения, баланса рабочей силы;
      высокая значимость технологического развития как источника рисков и как фактора появления возможностей для развития экономик;
      постепенное исчерпание существующих конкурентных преимуществ государств-членов (прежде всего связанных с сырьевой ориентацией экономик) и необходимость формирования новых преимуществ.
      Кроме того, сохраняются традиционные факторы негативного влияния на экономики государств-членов, и по-прежнему сильны риски распространения кризисных явлений, что может ставить под угрозу устойчивое экономическое развитие государств-членов.
      Несмотря на существующие мировые вызовы и тенденции, а также внутренние ограничения для экономического прогресса, государства-члены проводят активную политику по формированию и усилению своего экономического потенциала и реализуют национальные долгосрочные стратегии дальнейшего развития.
      Членство в Союзе выступает фактором обеспечения дополнительной устойчивости и развития экономик государств-членов и одновременно является ответом на указанные вызовы благодаря интеграционным мерам и действиям.

IV. Цель и задачи экономического развития Союза

      Цель экономического развития Союза в долгосрочном периоде заключается в содействии достижению и поддержанию качественного и устойчивого экономического роста государств-членов и Союза в целом за счет реализации их конкурентных преимуществ.
      Реалистичность достижения указанной цели в Союзе определяется следующими предпосылками.
      Во-первых, общие долгосрочные ориентиры экономической политики государств-членов (поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономик государств-членов) определяют возможность реализации широкого комплекса интеграционных мер и действий (в том числе структурных) по всем направлениям развития. Их реализация позволит приблизиться к достижению национальных целевых ориентиров в тех случаях, когда эти ориентиры не противоречат интересам других государств-членов, выполнять стоящие перед государствами-членами задачи с большей эффективностью и обеспечить новые источники роста и развития экономик. Различия в национальных приоритетах развития создают основу для взаимодополняемости экономик государств-членов.
      Во-вторых, интеграционные процессы способствуют формированию общего (единого) рынка посредством дополняющих друг друга механизмов: обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (в том числе путем сокращения изъятий, ограничений и барьеров), проведения скоординированной (согласованной, единой) политики, не противоречащей положениям Договора о Союзе.
      В-третьих, большим интеграционным потенциалом обладают сферы экономик, обеспечивающие мультипликативный эффект, а также новые направления и сферы, которые будут развиваться с учетом вызовов нового технологического уклада. Также дополнительное развитие получат практически все сферы экономик государств-членов, для которых имеет значение масштаб рынка.
      В-четвертых, участие государств-членов в интеграционных процессах осуществляется в том числе в целях либерализации условий доступа продукции государств-членов на мировой рынок и улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. Существующие конкурентные преимущества Союза (размер территории, масштабы рынка, природные ресурсы, транзитный потенциал, социально-культурный фактор) смогут обеспечить высокую привлекательность экономик государств-членов для иностранных и национальных инвесторов с учетом потенциальных интеграционных проектов.
      Достижение указанной цели в условиях существующих вызовов и возможностей обеспечит совместное решение следующих задач:
      содействие достижению национальных долгосрочных и среднесрочных целей по повышению устойчивости и конкурентоспособности экономик государств-членов;
      формирование дополнительных источников экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ государств-членов и Союза;
      повышение взаимной открытости и значимости экономик государств-членов посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
      содействие усилению позиций государств-членов на рынке третьих стран и в международных организациях.
      Достижение указанной цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации интеграционных мер и действий по основным направлениям, указанным в разделе V настоящего документа, в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, критерии определения которых предусмотрены разделом VI настоящего документа.

V. Основные направления экономического развития

1. Обеспечение макроэкономической устойчивости

      Обеспечение макроэкономической устойчивости является задачей как краткосрочного, так и долгосрочного периода. Меры, инструменты и механизмы решения этой задачи должны быть адаптивными к меняющимся условиям. С другой стороны, они должны стать условием долгосрочного развития, не противоречить другим стратегическим задачам.
      Достижение макроэкономической устойчивости обеспечит стабильность макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов, предсказуемость проводимой экономической политики, даст представление о наличии у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие дисбалансы.
      Реализация указанного направления посредством соблюдения макроэкономических показателей, предусмотренных Договором о Союзе, предупреждения макроэкономических дисбалансов, совершенствования аппарата макроэкономического анализа и прогнозирования, оценки эффектов взаимного влияния может дополняться разработкой согласованных антициклических и стимулирующих мер.
      Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать, в частности, развитию и повышению технологического уровня и диверсификации национального производства и экспорта, поддержанию устойчивого состояния платежных балансов и достаточного уровня сбережений экономике государств-членов, снижению и поддержанию на стабильно низком уровне внешней задолженности государств-членов.

2. Создание условий для роста деловой активности и
инвестиционной привлекательности

      Современные тенденции мировой экономики, характеризующиеся сохранением рисков и неопределенностей глобального развития, высокой волатильностью важнейших товарных рынков, дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничений доступа на рынки, актуализируют для государств-членов задачу стимулирования внутренней деловой активности и спроса на продукцию государств-членов.
      Формирование единого экономического пространства, привлекательного для инвестиций и развития бизнеса, может быть обеспечено в том числе путем реализации интеграционных мер и действий в целях формирования благоприятной среды для взаимодействия между хозяйствующими субъектами государств-членов, содействия участию хозяйствующих субъектов в инвестиционных форумах и ярмарках, выявления и сокращения избыточного регулирования предпринимательской деятельности, создающего дополнительные издержки хозяйствующих субъектов на организацию и ведение предпринимательской деятельности на территориях государств-членов, повышения эффективности и снижения издержек при реализации уполномоченными органами государств-членов государственных функций и предоставлении государственных услуг, повышения уровня информационного обеспечения хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов (в том числе из третьих стран).
      Интеграционными инструментами являются обеспечение информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов «единого окна» во внешнеэкономической деятельности государств-членов и проведение скоординированной политики развития этих механизмов, что будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
      Реализация указанного направления будет сопровождаться сокращением изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, развитием конкуренции на трансграничных рынках Союза, созданием иных необходимых правовых, институциональных и финансовых условий.

3. Инновационное развитие и модернизация экономики

      В современных условиях экономический рост развитых стран обеспечивается уровнем научно-технического потенциала и достижениями наукоемких отраслей.
      Изменение основных показателей инновационного развития государств-членов демонстрирует положительную динамику, однако темпы роста являются недостаточными для усиления в перспективе позиций Союза в мировой экономике. Государства-члены имеют низкий показатель доли высокотехнологичного экспорта в валовом внутреннем продукте и при этом обладают значительным конкурентным научным и производственным потенциалом в ряде отраслей.
      Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать ускорению реализации национальных планов (программ, стратегий, концепций) в части формирования условий для инновационных структурных сдвигов (включая вопросы модернизации экономик государств-членов, коммерциализации научных разработок), росту объемов производства и экспорта инновационной продукции и технологий, опережающему увеличению производительности труда, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в инновационной продукции, в том числе произведенной в государствах-членах, увеличению инвестиций в высокотехнологические сектора экономики и масштабов отдачи от таких инвестиций.
      При реализации указанного направления посредством создания необходимых правовых, институциональных, финансовых условий для инновационного развития и модернизации экономик следует учитывать мировую практику, свидетельствующую о том, что интеграционные меры и действия могут способствовать активному участию государств-членов в становлении нового технологического уклада, экономически выгодной разработке и внедрению инноваций на совместной основе, трансферу технологий из развитых стран для совместного использования внутри интеграционного объединения с экономией бюджетных средств и использованием научно-технологического потенциала государств-членов на взаимовыгодной основе.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и
формирование эффективного финансового рынка Союза

      В долгосрочной перспективе в мировой финансовой системе будет происходить ужесточение регулирования деятельности финансовых организаций в целях минимизации системных рисков и обеспечения финансовой стабильности на основе международных стандартов и наилучших мировых практик. В этих условиях возникают риски сокращения числа участников финансового рынка и усложнения доступа к финансовым ресурсам для инвесторов.
      Сотрудничество государств-членов в валютно-финансовой сфере, осуществляемое путем скоординированного регулирования в сфере финансовых рынков, проведения согласованной валютной политики, формирования интегрированного биржевого пространства, в том числе путем расширения взаимного допуска участников финансового рынка (включая обеспечение прямого доступа инвесторов и профессиональных участников к финансовым рынкам государств-членов), совершенствования регулирования инфраструктуры рынка ценных бумаг (в том числе в части учета прав на ценные бумаги), проведения расчетов на финансовом рынке государств-членов, имеет ключевое значение.
      Одним из инструментов сотрудничества государств-членов может стать создание интегрированного рынка биржевых товаров, призванного обеспечить равный и конкурентный доступ участников к товарным рынкам.
      Указанное сотрудничество будет стимулировать свободу движения товаров, услуг и капитала, создание общего финансового рынка Союза на базе гармонизированного законодательства государств-членов с общими передовыми стандартами предоставления финансовых услуг, а также рост инвестиционной привлекательности экономик государств-членов за счет снижения системных рисков и расширения инвестиционных возможностей и прозрачности законодательства государств-членов в сфере финансов.
      В целях проведения согласованной валютной политики государства-члены принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют для обеспечения расширения использования национальных валют государств-членов во взаимных расчетах резидентов государств-членов, в том числе по проведению взаимных консультаций с целью выработки и координации мероприятий курсовой политики.
      Доступность финансовых ресурсов, прежде всего кредитных, является необходимым условием развития реального сектора и сферы услуг и предполагает принятие совместных мер по развитию экспорта (в частности страхование и кредитование экспорта, международный лизинг) с учетом положений Договора о Союзе и международных договоров в рамках Союза.

5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала

      Для формирования общего (единого) рынка Союза инфраструктура имеет ключевое значение. Свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы находится в зависимости от уровня развития инфраструктуры.
      Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления будет способствовать созданию и развитию инфраструктурных объектов в интересах государств-членов, усилит их стратегический транзитный потенциал посредством развития инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, выработки согласованной позиции на международных площадках в целях продвижения общих интересов по реализации транзитного потенциала Союза, гармонизации законодательства государств-членов в сфере транспорта с учетом принципов международного права, закрепленных в многосторонних соглашениях и конвенциях по транспорту и таможенным правоотношениям, в целях интеграции транспортных систем государств-членов в мировую транспортную систему и расширения участия государств-членов в крупных международных транспортных проектах.
      Вопросы реализации транзитного потенциала не ограничиваются развитием транспортной инфраструктуры. Ключевую роль играют стимулирование создания единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг, повышение качества транспортных услуг, совершенствование таможенных, пограничных процедур и процедур транспортного контроля с учетом функциональных возможностей видов транспорта.
      Формирование транспортных коридоров на потенциально востребованных маршрутах с возможным созданием и развитием в будущем транспортно-логистических центров повысит конкурентоспособность продукции государств-членов, в том числе за счет снижения транспортных издержек (финансовых и временных), применения согласованных перевозчиками государств-членов сквозных тарифных ставок на участках маршрутов, проходящих транзитом по территориям двух и более государств-членов и позволяющих привлекать новые, ранее не осуществлявшиеся перевозки. Результирующим эффектом станет также увеличение поступлений в доходную часть бюджетов государств-членов.
      В целях упрощения осуществления таможенных операций, выстраивания оптимальных логистических цепочек, исполнения контрактов на ввоз на территорию государства-члена и вывоз с такой территории товаров важно обеспечить сокращение финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности.

6. Развитие кадрового потенциала

      Человеческий капитал является одним из основных факторов экономического роста в инновационной экономике, переход к которой закреплен как приоритет в стратегических документах всех государств-членов.
      Актуальность реализации указанного направления в государствах-членах и в мире в целом связана с прогнозируемым дефицитом высококвалифицированных трудовых ресурсов, необходимостью формирования резерва человеческого капитала, развитием высокотехнологичных секторов, требующих использования междисциплинарного подхода и постоянного обновления знаний, а также с необходимостью создания условий для развития и комфортного проживания населения государств-членов и творческого потенциала людей. Указанные факторы являются важными составляющими для последовательного повышения производительности труда.
      Реализация указанного направления будет обеспечена путем формирования необходимых правовых, институциональных, финансовых условий, в том числе координации политики по защите прав потребителей, взаимодействия в сфере учета трудящихся государств-членов и мониторинга движения рабочей силы, сотрудничества по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда в целях своевременного реагирования на изменяющиеся тенденции на мировом и внутреннем рынках труда, в структуре экономик государств-членов.

7. Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности

      Перспективным направлением повышения конкурентоспособности экономики становится не только повышение энергоэффективности, которая с учетом природно-климатических условий и структуры экономик имеет ограничение для энергоемких экономик государств-членов, но и ресурсосбережение, под которым понимается рациональное и экономное использование природных и материальных ресурсов.
      Актуальность указанного направления определяется также тем, что в условиях жесткой конкуренции на внутреннем рынке и рынке третьих стран ужесточаются требования к продукции. Повышение информированности потребителя и развитие электронных торговых площадок приводят к увеличению конкуренции на трансграничных рынках. Это означает, что небольшие отличия в производимой продукции, востребованные потребителями, могут давать значительные конкурентные преимущества. Одним из факторов, обеспечивающих в этих условиях преимущественное положение на внутреннем рынке и рынке третьих стран, является сокращение издержек посредством ресурсосбережения и повышения энергоэффективности (снижения энергоемкости) в течение всего жизненного цикла продукции.
      Кроме того, перед государствами-членами стоит задача удовлетворения потребностей их экономик и населения в энергоносителях за счет эффективного использования при снижении нагрузки на окружающую среду. Решение указанной задачи возможно в том числе путем развития возобновляемых источников энергии.
      Реализация указанного направления предполагает в том числе разработку единых требований и стандартов по энергоэффективности и ресурсосбережению к ввозимой и выпускаемой в обращение на территориях государств-членов продукции, формирование совместной научной платформы для разработки и коммерциализации энергоэффективных технологий по увеличению глубины переработки энергоресурсов, для строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды, производство (импорт из третьих стран) энергосберегающих производственных технологий, стимулирование применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе наилучших и доступных технологий, совершенствование системы переработки отходов и усиление использования вторичного сырья, а также развитие малоэнергоемких секторов экономики, возобновляемых и альтернативных источников энергии, включая расширение участия государств-членов в реализации проектов в сфере атомной энергетики с учетом международных стандартов
       Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать снижению энерго- и ресурсоемкости экономик государств-членов, росту конкурентоспособности производств, в том числе их экологической составляющей, сокращению вредных выбросов в атмосферу, развитию рынка работ и услуг в сфере энерго- и ресурсосбережения, переработки отходов.

8. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество)

      Реализация основных направлений, в том числе в реальном секторе и сфере услуг, потребует поэтапного привлечения административно-территориальных образований (единиц) государств-членов, включая административно-территориальные образования (единицы), имеющие общую границу с административно-территориальными образованиями (единицами) других государств-членов, которые играют значительную роль в национальных экономиках и во многом определяют уровень интеграционного взаимодействия. На такие административно-территориальные образования (единицы) приходится значительная часть взаимной торговли, обмена услугами и существенная доля формируемого совокупного валового внутреннего продукта.
      В настоящее время региональное сотрудничество между государствами-членами реализуется на двусторонней основе, что обеспечивает развитие взаимной торговли. В то же время взаимодействие в сфере промышленного сотрудничества и производственной кооперации может получить дополнительный стимул развития при поддержке региональных инициатив сотрудничества на многосторонней основе в рамках Союза, в том числе посредством создания условий для взаимодействия и обмена опытом, что будет способствовать росту взаимной значимости рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов, формированию новых производственных связей, повышению эффективности рынка труда и созданию новых рабочих мест (в частности в малом и среднем бизнесе).

9. Реализация внешнеторгового потенциала

      Экономическое развитие государств-членов в условиях глобализации предполагает осуществление ими модернизации экономик на постоянной основе, в том числе за счет интенсификации производства конкурентоспособных на внутреннем рынке и рынке третьих стран продукции и географической диверсификации товарных потоков, а также поддержку партнерских отношений с третьими странами и интеграционными объединениями, обеспечение благоприятных условий для привлечения в экономики инвестиций и сокращение транзакционных издержек, в том числе во внешней торговле.
      Дисбалансы в экономике наряду с ограничениями внутреннего и внешнего спроса обусловили тенденцию замедления темпов роста внешней и взаимной торговли государств-членов.
      В условиях сохранения потребности в модернизации экономик государств-членов ценовая конкурентоспособность продукции государств-членов не может рассматриваться как единственная составляющая гарантии ее сбыта. Усиливающаяся конкурентная борьба за мировые рынки сбыта делает обеспечение экспорта произведенной продукции отдельной задачей экономической политики государств-членов со специфическими подходами и инструментами ее решения.
      Реализация внешнеторгового потенциала Союза предполагает в том числе поддержку развития отраслей экономики, развитие взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами и их интеграционными объединениями, а также международными организациями. При этом важным направлением внешнеторговой политики Союза следует признать институциональное, организационное и информационно-аналитическое обеспечение продвижения товаров Союза.
      Наиболее актуальными задачами по реализации внешнеторгового потенциала Союза являются освоение производителями государств-членов новых товарных и географических рынков, а также планомерное повышение доли продукции обрабатывающей промышленности (в том числе высокотехнологичных товаров) в экспорте.
      В связи с этим большое значение также приобретает развитие международного сотрудничества Союза с третьими странами. Международное сотрудничество государств-членов и Союза с третьими странами и их интеграционными объединениями предполагается осуществлять в форме диалогового взаимодействия, а также заключения непреференциальных и преференциальных соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Сотрудничество государств-членов и Союза с международными организациями, формирующими правила международной торговли, должно иметь целью обеспечение интересов государств-членов, их предпринимательского сообщества и потребителей.
      Следует также обеспечивать эффективную реализацию элементов торговой политики, предполагающих регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках компетенции Союза. Деятельность, направленная на реализацию внешнеторгового потенциала Союза, будет способствовать расширению рынка сбыта продукции государств-членов и увеличению его доли на мировом рынке, налаживанию кооперационных связей и увеличению объемов взаимной торговли с новыми перспективными партнерами, росту доверия к Союзу со стороны зарубежных торговых партнеров и потенциальных инвесторов, развитию научно-технического сотрудничества, разработке и использованию передовых технологий и ноу-хау, информационному обмену по ключевым вопросам межгосударственного взаимодействия, а также повышению конкурентоспособности продукции государств-членов за счет неценовых факторов.

VI. Реализация основных направлений

      Реализация основных направлений обеспечивается следующими дополняющими друг друга механизмами:
      обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сокращения ограничений и барьеров;
      проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе, в том числе в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом.
      Наличие единого экономического пространства будет способствовать созданию условий для стабильного развития экономик, росту и развитию производств, свободному перемещению и адаптации торговых потоков, выбору места расположения организаций (центров прибыли и инвестиций, трудовых ресурсов), а также развитию конкуренции на трансграничных рынках и использованию эффективных инструментов защиты конкуренции. Сокращение изъятий, ограничений и барьеров усилит конкуренцию юрисдикций государств-членов, что окажет в целом положительное влияние на инвестиционный и деловой климат каждого государства-члена и Союза в целом.
      Проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе позволяет реализовывать комплексные меры, сокращать уровень зависимости от внешних негативных явлений, включая кризисные явления, и снижать риски устойчивого экономического роста государств-членов, что упрощает достижение долгосрочных национальных ориентиров, стимулирует экономическое сотрудничество, создание соответствующих производственных цепочек и др.
      Реализация основных направлений не потребует финансирования, не направленного на решение стратегических национальных задач.
      Практическое применение указанных механизмов будет осуществляться через комплекс мероприятий, реализуемых в краткосрочном и среднесрочном периодах. Договор о Союзе предусматривает разработку ряда документов, определяющих возможности и условия получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом с учетом особенностей сфер экономики, в которых достигаются договоренности о сотрудничестве.
      Интеграционные меры и действия, направленные на реализацию основных направлений, отражаются в основных ориентирах макроэкономической политики. В целях получения информации о ходе реализации основных направлений Евразийской экономической комиссией и государствами-членами осуществляется мониторинг.
      В рамках мониторинга реализации основных направлений возможна подготовка долгосрочного прогноза экономического развития Союза до 2030 года на вариантной (сценарной) основе, в котором оцениваются макроэкономические результаты интеграционного сотрудничества.
      Положительное изменение и (или) стабильность значений макроэкономических показателей, отражающие наличие у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие экономические вызовы, будут обеспечены в рамках проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики. При этом интеграционные действия рекомендуется направить на выявление и предупреждение негативных экономических явлений, смягчение их последствий для экономик государств-членов.
      Положительное изменение и (или) стабильность значений показателей экономического развития государств-членов будут обеспечены посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров и проведения скоординированной (согласованной, единой) политики по направлениям, определяющим конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом, а также в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, в развитии которых заинтересованы государства-члены.
      В целях выявления сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, предусмотренных Договором о Союзе, могут применяться критерии, которые отвечают целям и задачам экономического развития государств-членов и Союза. К таким критериям относятся:
      наличие и (или) потенциал формирования мультипликативного эффекта в ряде сфер экономики (например, энергетика, финансовые, информационные, транспортные услуги и др.), который обеспечит не только их собственное развитие, но и создаст благоприятные условия для ускоренного развития других сфер экономики;
      высокая актуальность и (или) потенциал импортозамещения за счет кооперации государств-членов, в том числе в сферах экономики с высокой долей импорта продукции из третьих стран во внутреннем потреблении;
      высокий потенциал увеличения и диверсификации экспорта в третьи страны, что предопределяет возможность интеграционного взаимодействия в части координации действий государств-членов по созданию благоприятных условий для развития соответствующих сфер экономики, включая кооперацию в части сбытовой и маркетинговой политики и поддержку внедрения современных технологий;
      перспективы увеличения поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет специализации экономик государств-членов и реализации их конкурентных преимуществ, что не означает стремления к запрету производства сходной продукции в других государствах-членах, однако способствует перераспределению факторов производства в более эффективные компании и приводит к повышению общей эффективности экономик государств-членов;
      перспективы участия и расширения присутствия государств-членов в международных производственных цепочках создания добавленной стоимости и производственных цепочках в рамках Союза, что обеспечит повышение роли государств-членов в создании мировой добавленной стоимости;
      возможность отказа от концепции догоняющего развития и концентрации интеграционных усилий на развитии сфер экономики государств-членов за счет создания и привлечения новых технологий темпами, опережающими общемировые показатели (формирование «отраслей будущего»);
      высокая степень государственного регулирования и (или) государственного участия, что позволит напрямую реализовать интеграционные меры и действия и получить значимый экономический эффект.
      Отдельные сферы экономики могут соответствовать сразу нескольким критериям, что характеризует высокий потенциал их интеграционного развития.

VII. Потенциальный интеграционный эффект
экономического развития Союза

      Процессы регионализации в глобальной экономике формируют благоприятные условия для последовательного создания на едином экономическом пространстве собственного центра силы (сценарий «Собственный центр силы») – центра притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, что предполагает создание условий для улучшения качества экономического роста государств-членов в долгосрочной перспективе. Использование интеграционных инструментов и механизмов обеспечит общесистемную реализацию направлений экономического развития, а также активизацию сотрудничества в несырьевых сферах экономики. Особую роль будет играть создание условий для формирования отраслей будущего, консолидация ресурсов на развитие человеческого капитала, модернизация производств, формирование благоприятной среды проживания населения государств-членов, обеспечение доступности финансовых ресурсов, необходимых для проведения технологических исследований, их коммерциализации.
      Реализация указанного сценария позволит государствам-членам повысить свою долю в мировой экономике за счет производства и сбыта на внутреннем рынке и рынке третьих стран конкурентоспособной продукции, диверсифицировать экспорт и нарастить объемы ненефтегазового экспорта, снизить зависимость от импортируемых из третьих стран товаров и услуг, обеспечить эффект создания торговли, экономию от эффекта масштаба, технологического эффекта, повысить качество и уровень жизни населения.
      Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции («Продленный статус-кво» и «Собственный центр силы»), оценивается в пределах 210 млрд. долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд. долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года.
      Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.
      Интеграционное сотрудничество государств-членов может иметь существенное влияние на уровень импортозамещения, в том числе в результате переориентации потребителей Союза на конкурентоспособную продукцию внутренних производителей. Как следствие, потенциальный интеграционный эффект роста взаимной торговли более существенен в первую очередь для товаров промежуточного потребления (прирост может составить до 80 процентов для Союза в целом).
      Следует отметить, что интеграционный эффект в виде роста взаимной торговли за счет перераспределения торговых потоков (эффект замещения торговли) в рамках функционирования зоны свободной торговли и Таможенного союза во многом достиг значительных размеров. Соответственно, значительный рост взаимной торговли возможен при условии реализации синергетических эффектов (экономия на масштабе, технологический эффект, создание торговли), а также в случае успешного хода работы по устранению изъятий, ограничений и барьеров.
      Создание общего (единого) рынка и реализация интеграционных проектов будут создавать новые возможности для привлечения прямых иностранных инвестиций из третьих стран, которые в период до 2030 года могут играть значительную роль в совокупном интеграционном эффекте. Дополнительный приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран может достигнуть 90 млрд. долларов США к 2030 году. При этом доля взаимных инвестиций в валовом внутреннем продукте государств-членов будет постепенно увеличиваться, а доля инвестиций из третьих стран – снижаться.
      Внутренние и внешние факторы могут влиять на скорость и глубину интеграционного сотрудничества по основным направлениям экономического развития в рамках функционирования Союза, а также интенсивность и характер интеграционных процессов в реальном секторе и сфере услуг. Указанные факторы могут приводить к реализации иных сценариев (например, сценарий «Транзитно-сырьевой мост» или сценарий «Продленный статус-кво»).
      Сценарий «Транзитно-сырьевой мост» предполагает максимально возможное использование географического положения Союза и имеющейся сырьевой базы (возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов). Стимулом к углублению интеграции служит взаимодействие региональных центров силы (например, Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона), в рамках которых евразийское пространство становится более привлекательным для транспортировки природных ресурсов и транзита продукции, а также развития перерабатывающих производств вблизи транспортных артерий.
      Реализация указанного сценария предполагает существенную активизацию интеграционного сотрудничества по направлению развития транзитного потенциала, в том числе путем формирования транспортных коридоров, реализации совместных инфраструктурных проектов в целях транспортировки сырья и транзита продукции, а также стимулирования сферы соответствующих услуг.
      Реализация иных направлений экономического развития Союза происходит преимущественно в сферах, имеющих значительный мультипликативный эффект: энергетика и добывающая промышленность, в том числе путем частичной либерализации доступа к освоению природных ресурсов, формирования единых сбытовых каналов, совместного развития и использования современных технологий по добыче и переработке ресурсов и энергетического машиностроения.
      Указанный сценарий предполагает максимально оперативное устранение существующих изъятий, ограничений и барьеров, препятствующих созданию эффективных транзитных коридоров, а также создание системы управления соответствующими процессами.
      Интеграционный эффект в этом случае может быть несколько ниже потенциального эффекта реализации сценария «Собственный центр силы». Основные интеграционные эффекты будут выражены в увеличении грузоперевозок через территории государств-членов за счет ускорения доставки грузов, максимального упрощения соответствующих процедур. Будет активно расти доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте государств-членов. Указанный сценарий обеспечивает также географическую диверсификацию экспорта сырьевых ресурсов, рост инвестиций в добывающие отрасли, а также сопряженные с ними перерабатывающие отрасли промышленности.
      В рамках сценария «Продленный статус-кво» экономики государств-членов под влиянием внутренних и внешних факторов действуют преимущественно независимо. В этих условиях экономическое развитие государств-членов основывается на собственных традиционных источниках роста, обеспечивающих невысокие равновесные темпы экономического развития, сохраняются инфраструктурные ограничения.
      Указанный сценарий предполагает реализацию достигнутых интеграционных договоренностей с учетом возникающих новых изъятий, ограничений и барьеров. При этом новые синергетические эффекты (экономии на масштабе, технологический эффект, создание торговли) не приобретают масштабного характера.
      Как следствие, значимый совокупный интеграционный эффект для экономик государств-членов в рамках сценария «Продленный статус-кво» приходится преимущественно на период после 2025 года (после завершения выполнения всех переходных положений, предусмотренных Договором о Союзе).
      Основные направления разработаны с учетом дальнейшего углубления экономической интеграции и необходимости повышения конкурентоспособности экономик государств-членов, в связи с чем перспективным является развитие государств-членов по сценарию «Собственный центр силы».