О Концепции международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 103

Действующий

      Совет Евразийской экономической комиссии решил:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию международного договора
о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
      2. Евразийской экономической комиссии и государствам – членам Таможенного союза и Единого экономического пространства руководствоваться Концепцией, одобренной настоящим Решением, при разработке проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.
      3. Коллегии Евразийской экономической комиссии доложить о ходе работы над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в I квартале 2015 г.
      4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

С. Румас

Б. Сагинтаев

И. Шувалов

ОДОБРЕНА             
Решением Совета         
Евразийской экономической комиссии
от 12 ноября 2014 г. № 103  

КОНЦЕПЦИЯ
проекта международного договора о сотрудничестве
в области пенсионного обеспечения

      В Концепции определяются цели, задачи, основные принципы, срок подготовки и особенности реализации Международного договора между государствами-членами Евразийского экономического союза о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее – проект Договора, Договор).
      Предпосылки разработки
      Необходимость разработки отдельного международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов семьи, предусмотрена частью 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС). В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС «трудящийся государства-члена» – лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
      В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при работе в других государствах-членах Союза является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда, в связи с этим вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является актуальным.
      По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии 27 марта 2014 года Комиссии совместно со Сторонами было поручено определить основные подходы и принципы социального обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), а также разработать концепцию Договора в области пенсионного обеспечения.
      В настоящее время основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств. В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан пенсионные взносы удерживаются из доходов работника, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры и источники пенсионных отчислений и другие параметры.
      Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств-членов ЕАЭС из одной страны в другую.
      Цели и задачи разработки
      Основная цель разработки проекта Договора – обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств-членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами-членами Союза.
      Разработка проекта Договора между государствами членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения предполагает решение следующих основных задач:
      - пенсионное обеспечение граждан государств-членов должно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав;
      - учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав, на территориях государств-членов ЕАЭС, при определении права на пенсионное обеспечение, назначении пенсий в соответствии с положениями Договора и законодательства государства-члена;
      - развитие сотрудничества между государствами-членами Союза в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.
      Основные принципы
      В отношении видов пенсий, согласованных Сторонами в рамках Договора, государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства-члена при аналогичных условиях.
      Договор должен распространяться на все виды пенсий, предусмотренные в государствах-членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.
      Государство-член ЕАЭС должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства-члена ЕАЭС, приобретенных на его территории.
      Договор не должен распространяться на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов семьи, других лиц, приравненных к указанным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также на государственных служащих (в РФ - государственных гражданских служащих).
      Действие Договора должно распространяться на отношения, регулируемые законодательством государств-членов ЕАЭС о пенсионном обеспечении, которое изменяет или дополняет положения, относящиеся к видам пенсий определенным в Договоре, в части расширения круга лиц, а также установления новых видов пенсионного обеспечения (страхования), если государства-члены ЕАЭС не договорятся об ином.
      Предмет правового регулирования проекта Договора
      Договором будут регулироваться правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, а также лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств-членов ЕАЭС по следующим видам пенсий:
      в Республике Беларусь: трудовая пенсия по возрасту;
      в Республике Казахстан: накопительная пенсия;
      в Российской Федерации: трудовая (страховая) пенсия по старости.
      При подготовке Договора Сторонами, необходимо предусмотреть правовое регулирование иных видов пенсий и пособий, в частности трудовой (страховой) пенсии по инвалидности, трудовой (страховой) пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии
(в Республике Беларусь и Российской Федерации), накопительной пенсии (в Российской Федерации), выплат на счет средств пенсионных накоплений (в Российской Федерации), за выслугу лет (в Республике Беларусь), государственного социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца (в Республике Казахстан), пенсионных выплат при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Республике Казахстан), пенсионных выплат наследникам гражданина (в Республике Казахстан), пособия на погребение (в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации).
      Социальная пенсия, государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза.
      В Договоре должны быть урегулированы вопросы учета и перевода приобретенных гражданами пенсионных прав к моменту назначения пенсии, а также базовые вопросы, связанные с административным применением Договора, сотрудничеством Сторон и информационным обменом.
      Сроки подготовки проекта Договора
      Разработка проекта Договора осуществляется в соответствии с Планом разработки актов в соответствии Договором о ЕАЭС в течение 2015 года.
      Вопросы административного характера применения норм Договора, относящихся к обмену документами, формулярами связи, контролю за выплатой пенсий, взаимодействию между компетентными учреждениями и другим элементам сотрудничества должны быть урегулированы в проекте Соглашения о применении Договора.
      Основные результаты и последствия реализации
      Реализация Договора будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества, устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в пределах Союза, росту деловой активности путем предоставления гражданам государств-членов гарантий пенсионного обеспечения.