О проекте Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза

Решение Комиссии таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 782

Действующий

      Комиссия Таможенного союза решила:
      1. Принять за основу проект Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза (далее - проект Соглашения) с учетом новой редакции статьи 5 (приложение № 1).
      2. Направить Сторонам проект Соглашения (приложение № 2) для проведения внутригосударственного согласования и по результатам внести его на очередное заседание Комиссии Таможенного союза.

                   Члены Комиссии Таможенного союза:

      От Республики            От Республики            От Российской
      Беларусь                 Казахстан                Федерации

      С. Румас                 У. Шукеев                И. Шувалов

Приложение № 1          
к Решению Комиссии Таможенного союза
от 23 сентября 2011 года № 782  

Статья 5

      Стороны обеспечивают установление единого разрешительного порядка вывоза всех категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки.
      Каждая из Сторон, исходя из своих национальных интересов и международных обязательств:
      может устанавливать разрешительный порядок ввоза товаров и технологий, перечень которых определяется этой Стороной из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в том числе в случае ввоза в интересах других государств-членов Таможенного союза;
      может устанавливать разрешительный порядок внутреннего перемещения товаров и технологий, перечень которых определяется этой Стороной из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в том числе в случае внутреннего перемещения в интересах другого государства-члена Таможенного союза (других государств-членов Таможенного союза);
      определяет перечень товаров и технологий из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в отношении которых осуществляется разрешительный порядок транзита через территорию государства этой Стороны.
      Каждая из Сторон осуществляет реализацию установленного другой Стороной разрешительного порядка вывоза, ввоза, внутреннего перемещения и транзита в случаях, когда такой вывоз, ввоз, внутреннее перемещение и/или транзит осуществляются через территорию государства этой другой Стороны.

Приложение № 2          
к Решению Комиссии Таможенного союза
от 23 сентября 2011 года № 782  

Проект

СОГЛАШЕНИЕ
о едином порядке экспортного контроля
государств - членов Таможенного союза

      Правительства государств - членов Таможенного союза, именуемые в дальнейшем Сторонами,
      основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года и Договоре о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года,
      стремясь создать благоприятные условия для эффективного функционирования единой таможенной территории Таможенного союза и создания Единого экономического пространства,
      желая содействовать развитию сбалансированных, взаимовыгодных торговых и научно-технических связей друг с другом и с третьими странами,
      подтверждая свою приверженность принципам нераспространения оружия массового поражения (уничтожения) и средств его доставки,
      исходя из необходимости обеспечения защиты национальных интересов и безопасности своих государств, в том числе противодействия терроризму, согласились о нижеследующем:

Статья 1

      Для целей настоящего Соглашения применяются следующие основные термины и их определения:
      ввоз - фактическое перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на территорию государства - члена Таможенного союза из третьих стран, в том числе через территорию других государств - членов Таможенного союза;
      внешнеэкономические операции - внешнеторговые, инвестиционные и иные операции, в том числе осуществляемые в рамках производственной кооперации, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);
      внутреннее перемещение - фактическое перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, в том числе через территорию других государств - членов Таможенного союза;
      вывоз - фактическое перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, с территории государства - члена Таможенного союза в третьи страны, в том числе через территорию других государств - членов Таможенного союза;
      Единые списки - перечни сырья, материалов, оборудования, научно-техн ической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых осуществляется экспортный контроль;
      идентификационное заключение - документ, выданный юридическому или физическому лицу по результатам идентификации;
      идентификация - установление принадлежности (непринадлежности) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к товарам и технологиям, включенным в Единые списки;
      разрешение - лицензия либо иной документ, выданный участнику внешнеэкономической деятельности государства-члена Таможенного союза в соответствии с настоящим Соглашением, наличие которого является необходимым условием для осуществления таким участником внешнеэкономической деятельности ввоза, вывоза или внутреннего перемещения товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также документ, выданный лицу, осуществляющему транзит товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через единую таможенную территорию Таможенного союза;
      технология - научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которая требуется для разработки, производства или использования товара, выраженная в форме моделей, прототипов, чертежей, диаграмм, проектов, инструкций, программных продуктов и содержащаяся на любых материальных носителях;
      товары и технологии, подлежащие экспортному контролю - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), работы, услуги, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения (уничтожения), средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, а также продукции, являющейся наиболее опасной в случае ее использования при подготовке и (или) совершении террористических актов;
      транзит - перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через единую таможенную территорию Таможенного союза, перевозка (транспортировка) которых началась и должна закончиться за пределами единой таможенной территории Таможенного союза (за исключением международных транзитных полетов воздушных судов без посадки на единой таможенной территории Таможенного союза);
      участники внешнеэкономической деятельности государства-члена Таможенного союза (далее - участники внешнеэкономической деятельности) - осуществляющие внешнеэкономические операции или перемещающие товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности через государственную границу государства - члена Таможенного союза, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза:
      юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;
      физические лица, являющиеся гражданами государства - члена Таможенного союза, иностранные граждане, получившие вид на жительство в государстве - члене Таможенного союза, и лица без гражданства, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;
      экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих выполнение установленного настоящим Соглашением и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Таможенного союза и правовыми актами государств Сторон порядка ввоза, вывоза, внутреннего перемещения, транзита товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.

Статья 2

      Стороны обеспечивают установление в своих государствах единого порядка экспортного контроля, включающего в себя совокупность гармонизированных норм и правил, регулирующих осуществление внешнеэкономических операций или перемещение через государственную границу государств - членов Таможенного союза товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.
      Единый порядок экспортного контроля основывается на требованиях международных договоров в области нераспространения оружия массового поражения (уничтожения), участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, многосторонних режимов экспортного контроля и иных обязательств государств Сторон в данной области.
      Действие настоящего Соглашения не распространяется на деятельность государств Сторон, связанную с ввозом, вывозом, внутренним перемещением и транзитом продукции военного назначения.

Статья 3

      Стороны обеспечивают реализацию единого порядка экспортного контроля в соответствии с настоящим Соглашением и национальным законодательством своего государства без ущерба для международных обязательств своих государств в области нераспространения оружия массового поражения (уничтожения), средств его доставки, а также экспортного контроля.
      Стороны определяют органы государств Сторон, уполномоченные на реализацию настоящего Соглашения (далее - уполномоченные органы государств Сторон), и через Секретариат Комиссии Таможенного союза обмениваются информацией об этих уполномоченных органах.

Статья 4

      Единые списки и вносимые в них изменения разрабатываются Комиссией Таможенного союза по предложениям Сторон и утверждаются Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств.
      Единые списки включают номенклатуру товаров и технологий, контролируемых в рамках многосторонних режимов экспортного контроля, а также контролируемых по соображениям национальной безопасности государств - членов Таможенного союза.

Статья 5

      Стороны обеспечивают установление единого разрешительного порядка вывоза всех категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки.
      Каждая из Сторон, исходя из своих национальных интересов и международных обязательств:
      может устанавливать разрешительный порядок ввоза товаров и технологий, перечень которых определяется этой Стороной из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в том числе в случае ввоза в интересах других государств-членов Таможенного союза;
      может устанавливать разрешительный порядок внутреннего перемещения товаров и технологий, перечень которых определяется этой Стороной из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в том числе в случае внутреннего перемещения в интересах другого государства-члена Таможенного союза (других государств-членов Таможенного союза);
      определяет перечень товаров и технологий из числа товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, включенных в Единые списки, в отношении которых осуществляется разрешительный порядок транзита через территорию государства этой Стороны.
      Каждая из Сторон осуществляет реализацию установленного другой Стороной разрешительного порядка вывоза, ввоза, внутреннего перемещения и транзита в случаях, когда такой вывоз, ввоз, внутреннее перемещение и/или транзит осуществляются через территорию государства этой другой Стороны.

Статья 6

      Стороны обеспечивают установление для участников внешнеэкономической деятельности своих государств запрета на заключение и совершение внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участие в них любым иным образом в случае, если участникам внешнеэкономической деятельности достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) будут использованы для создания оружия массового поражения (уничтожения) и (или) средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
      Стороны обеспечивают установление разрешительного порядка вывоза и внутреннего перемещения товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) не включенных в Единые списки, в тех случаях, когда участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, либо были информированы уполномоченными органами своих государств о том, что данные товары и технологии могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения (уничтожения) и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Статья 7

      В целях обеспечения национальной безопасности каждая из Сторон может вводить ограничения на ввоз, вывоз и внутреннее перемещение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), не подпадающих под действие статей 4 и 6 настоящего Соглашения.
      Сторона, принявшая решение о введении таких ограничительных мер, заблаговременно, но не менее чем за 30 календарных дней до их введения, уведомляет об этом другие Стороны и Секретариат Комиссии Таможенного союза.
      До введения разрешительного порядка осуществления внешнеэкономических операций в отношении товаров, указанных в части первой настоящей статьи, Стороны проводят консультации по вопросу внесения соответствующих изменений в Единые списки.

Статья 8

      Разрешение выдается участникам внешнеэкономической деятельности уполномоченным органом государства Стороны, территория которого является для этих участников местом нахождения (постоянным местом жительства), в порядке, установленном настоящим Соглашением и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Таможенного союза и нормативными правовыми актами государства соответствующей Стороны.
      К обращению о выдаче разрешения на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, прилагаются документы, удостоверяющие страну происхождения таких товаров и технологий.
      Уполномоченный орган государства каждой Стороны не вправе выдавать разрешение на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, страной происхождения которых является государство другой Стороны, без письменного согласия уполномоченного органа этого другого государства Стороны, за исключением товаров и технологий, права на которые получены государством Стороны или участником внешнеэкономической деятельности государства Стороны в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, принятого в рамках Содружества Независимых Государств.
      Страна происхождения товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, определяется в соответствии с законодательством, действующим в Таможенном союзе.
      Стороны вправе устанавливать иные требования к порядку выдачи разрешения, которые не должны противоречить настоящему Соглашению и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Таможенного союза, и не менее чем за 30 календарных дней до их введения должны уведомить об этом другие Стороны.
      Оригиналы разрешений подлежат постановке на контроль в таможенном органе в порядке, определяемом Комиссией Таможенного союза.

Статья 9

      Единые правила контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, в государствах - членах Таможенного союза (далее - Единые правила) и вносимые в них изменения, а также унифицированные формы разрешений разрабатываются на основании предложений Сторон Комиссией Таможенного союза и утверждаются Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств.
      Стороны обеспечивают применение Единых правил и введение унифицированных форм разрешений в своих государствах по истечении шести месяцев с даты их утверждения.

Статья 10

      Разрешение на ввоз, вывоз и внутреннее перемещение, выданное уполномоченным органом государства любой из Сторон, действует на территории всех государств - членов Таможенного союза.
      Перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через территорию государства - члена Таможенного союза при осуществлении ввоза, вывоза и внутреннего перемещения согласовывается с уполномоченным органом этого государства в случаях, предусмотренных законодательством этого государства.
      Срок выдачи документа о согласовании перемещения или об отказе в таком перемещении не должен превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления обращения.
      Стороны через Секретариат Комиссии Таможенного союза обмениваются списками должностных лиц, уполномоченных подписывать разрешения и документы о согласовании перемещения, а также образцами подписей и оттисков печатей, которыми разрешения и документы о согласовании заверяются.

Статья 11

      Стороны обеспечивают принятие решений о выдаче разрешений в соответствии с Едиными правилами с учетом:
      международных обязательств государства Стороны в области нераспространения оружия массового поражения (уничтожения), средств его доставки и экспортного контроля;
      заявленных целей использования товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю;
      рисков, связанных с распространением оружия массового поражения (уничтожения), средств его доставки, а также с террористической деятельностью;
      интересов национальной безопасности;
      иных факторов, предусмотренных законодательством государства Стороны.

Статья 12

      Уполномоченный орган государства каждой из Сторон вправе отказать на основании, предусмотренном законодательством государства Стороны, в выдаче разрешения, а также аннулировать, приостановить и возобновить действие выданного им разрешения или изменить условия его действия.
      Уполномоченный орган государства Стороны, принявший решение об аннулировании, приостановлении, возобновлении или изменении условий действия выданного им разрешения, предусматривающего перемещение товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через территорию государства другой Стороны, информирует о принятом решении, а также, если это необходимо для надлежащего исполнения настоящего Соглашения, об отказе в выдаче разрешения, уполномоченный орган государства этой другой Стороны в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты принятия такого решения.

Статья 13

      Уполномоченные органы государств Сторон обмениваются информацией об отказах в выдаче разрешений на вывоз товаров и технологий, не включенных в Единые списки, внешнеэкономические операции с которыми подпадают под действие статьи 6 настоящего Соглашения.
      Уполномоченный орган государства любой из Сторон перед принятием решения о выдаче разрешения на вывоз или внутреннее перемещение товаров и технологий, подпадающих под действие статьи 6 настоящего Соглашения, при наличии информации об отказе в выдаче уполномоченным органом государства другой Стороны разрешения, предусматривающего передачу тому же получателю товаров и технологий, обладающих такими же (тождественными) техническими характеристиками (свойствами), проводит консультации с уполномоченным органом государства этой другой Стороны.
      В случае, если при проведении консультаций установлено, что страной происхождения товара, для которого запрашивается разрешение на вывоз или внутреннее перемещение, является государство другой Стороны, ранее отказавшей в выдаче разрешения, уполномоченный орган государства Стороны, у которого запрашивается такое разрешение, не вправе выдавать его без письменного согласия уполномоченного органа государства этой другой Стороны.

Статья 14

      Каждая из Сторон обеспечивает проведение уполномоченными органами и организациями государства Стороны идентификации и оформления идентификационных заключений в порядке, установленном законодательством государства Стороны.
      Стороны обеспечивают взаимное признание идентификационных заключений, выданных уполномоченными органами и организациями других государств Сторон.
      В этих целях Стороны через Секретариат Комиссии Таможенного союза обмениваются перечнями уполномоченных органов и организаций государств Сторон, образцами форм идентификационных заключений, списками должностных лиц, уполномоченных подписывать (утверждать) такие заключения, а также образцами подписей и оттисков печатей, которыми идентификационные заключения заверяются.
      Уполномоченный орган или организация государства Стороны вправе аннулировать, приостановить или внести изменения в выданное им (ею) идентификационное заключение на основании, предусмотренном законодательством своего государства. Уполномоченный орган государства Стороны в случаях, когда это необходимо для надлежащего исполнения настоящего Соглашения, информирует об аннулировании, приостановлении действий или внесении изменений в идентификационные заключения уполномоченные органы государств других Сторон в срок, не превышающий семи рабочих дней с даты принятия решения.

Статья 15

      Запреты и ограничения, вводимые любой из Сторон во взаимной торговле товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, с государством другой Стороны, не должны приводить к установлению с государством этой другой Стороны менее благоприятного торгового режима, чем тот, который применяется в отношении любого государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Статья 16

      Транзит товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, осуществляется при наличии разрешительных документов государств Сторон, через территории которых планируется осуществление такого транзита, в случае если выдача таких документов предусмотрена законодательствами государств этих Сторон.
      Сторона вправе запретить транзит через территорию своего государства товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в случаях, когда уполномоченный орган государства Стороны располагает информацией, которая дает основания полагать, что такие товары и технологии предназначены полностью или частично для целей создания оружия массового поражения (уничтожения) и (или) средств его доставки, либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Статья 17

      Стороны сотрудничают и оказывают друг другу содействие в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений порядка экспортного контроля, установленного настоящим Соглашением и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств Сторон. В этих целях каждая из Сторон наделяет соответствующими полномочиями свои уполномоченные органы.
      Стороны обеспечивают осуществление взаимодействия между уполномоченными органами, в том числе с использованием электронных информационных систем.

Статья 18

      Стороны проводят регулярные консультации на уровне экспертов с целью обмена информацией в области экспортного контроля, в том числе о нормативных правовых актах, принятых во исполнение настоящего Соглашения.

Статья 19

      Каждая из Сторон обеспечивает конфиденциальность информации, полученной в рамках реализации настоящего Соглашения.
      Такая информация может использоваться какой-либо из Сторон исключительно в целях осуществления экспортного контроля и передаваться третьей стороне без согласования со Стороной, предоставившей такую информацию, только в случаях и объеме, предусмотренных международными обязательствами Сторон.
      В иных случаях передача какой-либо Стороной информации, предоставленной ей в рамках настоящего Соглашения, третьей стороне может быть осуществлена исключительно с письменного согласия Стороны, предоставившей такую информацию.
      Указанные в настоящей статье обязательства остаются в силе для Стороны в случае ее выхода из настоящего Соглашения.

Статья 20

      По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 21

      Споры и разногласия между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются по инициативе любой из Сторон на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 22

      Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

      Совершено в городе ________ "___" ________ 2011 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
      Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии Таможенного союза, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне его заверенную копию.

      За Правительство     За Правительство      За Правительство
      Республики Беларусь  Республики Казахстан  Российской Федерации