О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Решение Комиссии таможенного союза от 14 октября 2010 года № 409

Действующий

      1. Принять к сведению информацию Генерального Секретаря ЕврАзЭС, министров и руководителей ведомств, ответственных за разработку и согласование проектов международных договоров, о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
      2. Российской Стороне ускорить представление в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС разрабатываемые проекты из второго пакета международных договоров, формирующих ЕЭП, для их последующего направления Сторонам для согласования.
      3. Сторонам в десятидневный срок провести видеоконференции на уровне руководителей соответствующих министерств и ведомств по обсуждению следующих проектов Соглашений:
      - об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики;
      - о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам;
      - о проведении согласованной политики в сфере транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов;
      - о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
      Согласованные предложения Сторон представить на совещании Премьер-министров 15 октября т.г.
      4. Сторонам при согласовании проектов соглашений руководствоваться договоренностями, достигнутыми на заседании Комиссии таможенного союза 21 сентября 2010 года в соответствии с Протоколом (прилагается).
      5. Утвердить График проведения совещаний экспертов правительств Сторон по согласованию проектов второго пакета международных договоров, формирующих ЕЭП, на октябрь-ноябрь 2010 года (прилагается).

      Члены Комиссии таможенного союза:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

А. Кобяков

У. Шукеев

И. Шувалов

Приложение к Решению    
Комиссии таможенного союза 
от 21 сентября 2010 года № 409

ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии таможенного союза по рассмотрению
хода выполнения Плана действий по формированию
Единого экономического пространства
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

21 сентября 2010 г.                                 г. Москва

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:

Шувалов И.И. - Председатель Комиссии таможенного союза

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Комиссии таможенного союза: Кобяков А.В., Шукеев У.Е.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Мансуров Т. А.
Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза Глазьев С.Ю.

Список участников заседания прилагается.

В ходе заседания была заслушана информация Генерального секретаря ЕврАзЭС, министров и руководителей ведомств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ответственных за разработку и согласование проектов международных договоров, о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).

О проекте Соглашения о согласованной макроэкономической политике
__________________(разработчик -
РФ) __________________________

(Набиуллина Э.С., Лихачев А.Е., Айтжанова Ж.С., Тур А.Н.,
Мансуров Т.А, Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      В ходе дополнительных консультаций на уровне заместителей министров экономики Сторон, проведенных в соответствии в поручением Комиссии таможенного союза от 18 августа т.г., был снят ряд разногласий в позициях Сторон, за исключением двух вопросов: включения в текст Соглашения понятия «количественные ограничения» и об исключении курсов национальных валют из числа согласуемых параметров.
      В ходе обсуждения этих вопросов на заседании Комиссии Российская Сторона предложила заменить словосочетание «количественные ограничения» на «параметры», а для прогноза валютных курсов применять интервальные значения.
      Казахстанская и Белорусская Стороны согласились с этим предложением.
      Стороны также согласовали основные параметры, определяющие устойчивость экономического развития: годовой дефицит госбюджета - не выше 3 % ВВП, государственный долг не выше 50 % ВВП и уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении) не превышающий более, чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны-участницы ЕЭП с наименьшим уровнем инфляции.
      Таким образом, все разногласия в позициях Сторон по данному проекту Соглашения сняты.
      Решили: экспертам Сторон в течение недели завершить отработку текста Соглашения с учетом достигнутых договоренностей и представить его в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС для последующего направления Сторонам на внутригосударственные согласования.

О проекте Соглашения о единых принципах и
правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
(разработчик - РК)

(Алдабергенов Н.Ш., Айтжанова Ж.С., Набиуллина Э.С., Слепнев А.А.,
Лихачев А.Е., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      По проекту данного Соглашения у Сторон остаются два принципиальных разногласия - вопросы газовой сферы и недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.
      Российская Сторона подтвердила свою позицию о целесообразности регулировании сферы транспортировки газа отдельным межгосударственным Соглашением. При этом предложено рассмотреть вопрос о недискриминационном доступе к услугам в сфере транспортировки газа раздельно для внутренних пользователей ЕЭП и при поставках газа на экспорт. Российская Сторона трактует недискриминационный доступ как возможность третьим странам требовать аналогичный доступ и для себя.
      Казахстанская и Белорусская Стороны считают, что это Соглашение должно определять базовые исходные принципы регулирования деятельности для всех видов естественных монополий, включая сферу газоснабжения. Для Казахстана главным является обеспечения принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий, без чего не может быть никакого ЕЭП.
      При этом Белорусская Сторона отметила, что если есть сомнения в том, что этот принцип недискриминационного доступа может быть распространен на третьи страны, в нашем международном Соглашении можно зафиксировать, что это касается только Беларуси, Казахстана и России.
      Российская Сторона отметила также, что в разрабатываемых соглашениях не должны ставиться никакие чисто юридические препятствия и предложила отработать параллельно возможность заключения соглашений между компаниями со всеми санкциями и обеспечивающими элементами для того, чтобы в случае принятия содержательного решения о недискриминационном доступе, его можно было бы оформить юридическим механизмом, долгосрочным соглашением между компаниями, со всеми гарантирующими инструментами, санкциями, регулятивными инструментами на уровне решения национальных правительств.
      Решили: вынести на рассмотрение Премьер-министров Сторон вопросы сфер действия данного Соглашения, в первую очередь относящихся к транспортировке газа и условиям доступа к инфраструктуре естественных монополий.

О проекте Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции
___________________ (разработчик -
______________________________РФ)
 

(Лихачев А.Е., НабиуллинаЭ.С, Есенбаев М.Т., Голомопзин А.Н.,
Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      В соответствии с поручением Комиссии таможенного союза от 18 августа т. г. проект Соглашения доработан на экспертном уровне.
      В Соглашение включены три основные нормы прямого действия относительно злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции.
      Определены и этапы реализации данного Соглашения.
      Остаются разногласия в позициях Сторон относительно вопросов регулирования тарифов наднациональным органом, а также Приложения к Соглашению по перечню социально-значимых товаров, на которые страны имеют право регулировать цены.
      Казахстанская Сторона высказывается против утверждения перечня социально-значимых товаров и предлагает в этом вопросе руководствоваться общими правилами.
      Российская Сторона предлагает предусмотреть либо ограниченный перечень социально-значимых товаров, либо возможность их отмены через наднациональный орган. Вопросы регулирования тарифов наднациональным органом прописать в другом (отдельном) соглашении.
      Белорусская Сторона настаивает на праве каждой Стороны при особых обстоятельствах определять те товары, по которым может быть введено на время определенное регулирование.
      Решили: продолжить работу над проектом Соглашения Экспертам Сторон представить предложения, в каком соглашении должны быть прописаны вопросы тарифного регулирования.
      О результатах работы доложить на очередном заседании Комиссии таможенного союза.

О проекте Соглашения о торговле услугами и инвестициях
в государствах-членах ЕЭП
__________________ (разработчик -
_____________________________ РФ)
(Слепнев А.А., Набиуллина Э.С., Айтжанова Ж.С., Тур А.Н.,
Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      По текстовой части Соглашения о торговле услугами и инвестициях остаются некоторые разногласия в позициях Сторон относительно автоматического предоставления преференциального режима.
      Казахстанская Сторона настаивает на том, что любые преференции, которые предоставлены какой-либо из Сторон в отношении третьего государства, не являющегося членом таможенного союза, должны автоматически распространяться на все страны таможенного союза на паритетной основе.
      Российская Сторона полагает, что такие преференции могут быть предоставлены в рамках торговых переговоров с третьими государствами и они должны быть также предоставлены партнерам по ЕЭП, при их согласии на условиях взаимности. В любом случае, лучше условий, чем между нашими тремя странами, не может быть предоставлено никому.
      Еще одной недоработкой по Соглашению об услугах является вопрос с приватизацией от Белорусской Стороны нет информации относительно участия государства в секторе услуг, от Казахстанской Стороны такая информация представлена частично.
      Остается нерешенным вопрос с Приложениями (таблицами) к Соглашению по специфическим обязательствам, в которых прописываются изъятия из национального режима и оговорки в отношении отдельных секторов услуг.
      Казахстанская и Белорусская Стороны обещали предоставить соответствующую информацию по этому вопросу в течение недели.
      Решили: продолжить работу над проектом Соглашения с учетом достигнутых договоренностей и о результатах доложить на очередном заседании Комиссии таможенного союза.

О проекте Соглашения о государственных закупках
____________________ (разработчик -
_______________________________ РК)
(Шолпанкулов Б.Ш., Айтжанова Ж.С., Лихачев А.Е., Глазьев С. Ю.,
Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      В ходе работы по согласованию проекта Соглашения отмечены четыре принципиальных вопроса.
      Первый - касательно предоставления национального режима.

      Казахстанская Сторона настаивает на предоставлении с 2017 года национального режима без возможности установления изъятий, даже через согласование с Комиссией таможенного союза, поскольку создание единого экономического пространства предусматривает равную конкуренцию между поставщиками Сторон.
      Российская и Белорусская Стороны считают необходимым приблизить эти сроки и предоставлять национальный режим с 1 января 2013 года. При этом целесообразно предусмотреть в проекте Соглашения возможность одностороннего установления изъятий из национального режима через процедуру согласования с КТС. Эта процедура согласования предполагает, что каждая из Сторон в исключительных случаях может на срок не более двух лет в одностороннем порядке установить изъятия из национального режима. При этом Сторона, устанавливающая изъятия из национального режима, уведомляет об этом КТС и другие Стороны.

      Второй вопрос - этапы реализации Соглашения. В проекте Соглашения предусматривается, что оно реализуется поэтапно:
      1-й этап - с 2011 по 2012 годы внесение поправок в национальное законодательство Сторон, направленных на приведение в соответствие национального законодательства с настоящим Соглашением;
      2-й этап - до 2013 года (позиция Республики Казахстан - до 2017 года) внедрение информационной системы, обеспечивающей процесс проведения государственных закупок и муниципальных закупок в электронном формате;
      3-й этап - введение национального режима - с 2013 года (позиция Казахстанской Стороны - с 1 января 2017 года).
      Третий вопрос - установление в проекте Соглашения условий в отношении третьих стран.
      Казахстанская Сторона считает, что каждая Сторона вправе самостоятельно принимать меры, ухудшающие положение третьих стран при участии в госзакупках без вынесения вопроса о применении всеми странами ЕЗП данных мер на КТС.
      Российская Сторона согласна с тем, что каждая Сторона вправе самостоятельно принимать такие меры, но высказывается за то, чтобы принявшая такие меры Сторона вправе вынести на КТС решение о принятии данной меры всеми государствами-участниками ЕЭП.
      В результате обсуждения этого вопроса Стороны пришли к согласованному решению о необходимости нотификации Комиссии таможенного союза о таких решениях.
      Четвертый вопрос — установление в проекте Соглашения требования об осуществлении государственных закупок способом конкурса и аукциона.
      Российская и Казахстанская Стороны настаивали на том, чтобы данные способы госзакупок проводились только в электронном формате, а Белорусская Сторона предлагала также сохранить и их бумажную форму.
      В результате обсуждения этого вопроса Белорусская Сторона согласилась с осуществлением госзакупок только в электронном формате.
      Кроме того, Казахстанской Стороной было отмечено, что поручение, данное Комиссией таможенного союза 18 августа т. г. о создании специальной технической группы по разработке проекта соглашения по условиям доступа и взаимодействия в применении электронных ключей в информационных системах государственных закупок Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации остается невыполненным.
      Решили: поручить доработать проект Соглашения с учетом высказанных мнений.
      Экспертам Сторон выработать четкие критерии, по которым будут осуществляться изъятия из национального режима.
      Секретариату Комиссии таможенного союза (Глазьев СЮ,) создать специальную техническую группу по разработке проекта соглашения по условиям доступа и взаимодействия в применении электронных ключей в информационных системах государственных закупок Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

О проекте Соглашения о единых правилах предоставления
промышленных субсидий
___________________ (разработчик -
_____________________________ РК)
(Сулейменов Т.М..Айтжанова Ж.С., Слепнев А.А., Тур А.Н.,
Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      Казахстанская Сторона, исходя из договоренностей, достигнутых на заседании КТС 18 августа тт., предложила разбить данное соглашение структурно на две части. Первая часть будет действовать до 1 января 2017 года и основываться на правилах ВТО, что предполагает уведомительный порядок предоставления субсидий национальными администрациями без их согласования с Комиссией таможенного союза. Вторая его часть будет действовать с 2017 года, и здесь подразумевается, что те виды субсидий, которые не являются автоматически разрешенными (например, связанные со стихийными бедствиями и т.п.) будут подпадать под регулирование Комиссии таможенного союза, без разрешения которой данные субсидии нельзя будет выдавать ни одной из Сторон.
      При этом Казахстанская Сторона настаивает на том, чтобы Стороны уведомляли друг друга и КТС обо всех субсидиях, как федерального, республиканского, так и местного (муниципального) уровней.
      Российская Сторона считает, что уведомлять КТС следует официально только о федеральных и республиканских субсидиях, а информация о субсидиях, предоставленных на местных уровнях, будут публиковаться в прессе. Все процедурные нормы должны быть выведены за рамки данного соглашения.
      Кроме того, имеются разногласия Сторон по механизму разрешения споров и возмещению ущерба.
      Казахстанская Сторона предлагает разрешать споры путем взаимных консультаций, а в случае ненахождения общего решения - путем обращения в Суд ЕврАзЭС.
      Российская Сторона предлагает по каждому конкретному случаю применять практику ВТО - арбитраж ad hoc, который будет принимать решение как по конкретному содержанию нормы, так и относительно объема и формы компенсации причиненного ущерба.
      Что касается возмещения ущерба, Казахстанская Сторона настаивает на том, чтобы сумма предоставленной субсидии взималась с получателя субсидии и возвращалась в бюджет предоставившей Стороне, а соответственно предоставившая субсидию страна компенсировала причиненный ущерб пострадавшим хозяйствующим субъектам других стран.
      Российская Сторона по данному вопросу согласна с позицией Казахстанской Стороны.
      Белорусская Сторона считает, что сумма «субсидии плюс проценты» должны возвращаться хозяйствующими субъектами в бюджет страны, предоставившей субсидию.
      Кроме того, было отмечено, что не выполнено решение КТС от 18 августа т.г. о том, чтобы прописать в Соглашении четкий перечень запрещенных субсидий.
      Решили; Экспертам министерствам экономики и министерствам промышленности Сторон доработать проект Соглашения в части выработки перечня критериев запрещенных субсидий, в который, помимо экспортных и импортозамещающих, включить и другие наиболее сильно искажающие взаимную торговлю субсидии, Проработать механизм компенсационных мер с учетом практики, действующей в ЕС, и механизм предварительного согласования предоставления субсидий.

О проекте Соглашения о единых правилах поддержки сельского хозяйства
____________________ (разработчик - РБ)
(Котковец Н.Н., Королев С. В., Айтжанова Ж.С., КобяковА.В.,
Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)

      Основным разногласием по данному проекту Соглашения являлся вопрос допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства. В настоящее время этот уровень составляет: в Республике Беларусь - 18 %, в Казахстане - 4-5 %, в России - порядка 6 %.
      Согласованная позиция Российской и Казахстанской Сторон заключается в том, чтобы установить разрешенный уровень государственной поддержки, искажающей торговлю, в размере 10 % от валовой стоимости произведенной сельхозпродукции.
      Белорусская Сторона попросила предоставить ей шестилетний переходный период, в течение которого она обязуется снизить уровень государственной поддержки сельского хозяйства с нынешних 18 % до 10 % в год за счет уточнения статей отнесения господдержки в «зеленую» и «желтую» корзины по классификации ВТО. Основной статьей этих расходов является программа мелиорации земель.
      Российская Сторона для определения своей позиции по данному вопросу попросила Белорусскую Сторону предоставить ее программу мелиорации земель для ознакомления и определения, насколько ее реализация будет влиять на процентный уровень господдержки, а также предложила ввести тарифную сетку на шестилетний период с тем, чтобы расписать по годам движение к допустимому уровню в 10 %.
      Решили: Белорусской Стороне представить казахстанским и российским экспертам для изучения программу мелиорации и разработать график снижения господдержки на шестилетний период.

О проекте Соглашения о согласованных принципах
валютной политики в государствах-участниках ЕЭП
_________________ (разработчик - РФ)
(Шаталов С.Д, Шувалов И.И.)

      Этот проект Соглашения из второго пакета документов по ЕЭП до настоящего времени не представлен.
      Российская Сторона информировала о том, что это связано с необходимостью его внутреннего согласования между заинтересованными российскими организациями. Концептуально в проект Соглашения предлагается включить два блока вопросов.
      Первый блок касается валютной политики каждого государства - это устойчивость, конвертируемость валюты, механизмы взаимной привязки и взаимных процедур, сглаживающие возможные резкие колебания валюты одного государства по отношению к валютам других государств, совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между государствами-участниками, а также резидентами этих государств, формирование интегрированного валютного рынка государств-участников Соглашения, создание условий и обеспечение прямых взаимных котировок национальных валют и поддержка расчетов между участниками в национальных валютах.
      Второй блок касается вопросов, связанных с валютным регулированием и валютным контролем - открытием счетов за границей, ввоза и вывоза валюты и ценных бумаг, операций между резидентами государств-участников ЕЭП и государств, которые в него не входят и т.д.
      Решили: принять меры по ускорению представления Сторонам проекта Соглашения. В срок до 10 октября т.г. провести видеоконференцию с участием руководителей министерств финансов, Центральных банков и министерств экономики Сторон по рассмотрению проекта данного Соглашения и выявлению самых сложных или спорных вопросов, которые могли бы быть вынесены на обсуждение глав правительств трех стран 15 октября т.г.

О проектах Соглашений энергетического блока и регулирования
доступа к услугам в сфере транспорта
___________________ (разработчики -
РФ и РК)_________________________

      Комиссия таможенного союза поручила Сторонам в десятидневный срок провести видеоконференции на уровне руководителей соответствующих министерств и ведомств по обсуждению следующих проектов Соглашений:
      - об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики;
      - о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам;
      - о проведении согласованной политики в сфере транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов;
      - о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

      Согласованные предложения Сторон представить на совещании Премьер-министров 15 октября т.г.

      Руководитель Департамента торговой
      политики Секретариата И К ЕврАзЭС                В.Чушкин

УТВЕРЖДЕН               
Решением Комиссии таможенного союза  
от 21 сентября 2010 года № 409    

ГРАФИК
проведения совещаний экспертов правительств государств-членов
ЕврАзЭС по согласованию проектов международных договоров,
формирующих Единое экономическое пространство Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
(октябрь - ноябрь 2010 года)

Наименование проекта соглашения/
рабочей группы (подгруппы)

Дата проведения

Рабочая группа № 1 «Экономическая политика»

Подгруппа «Защита интеллектуальной собственности»

1(15).

Соглашение о единых принципах
регулирования в сфере защиты
интеллектуальной собственности
(разработчик - РФ)

4-5 октября 2010 г.
18-19 октября 2010 г.
8-9 ноября 2010 г.


Рабочая группа № 2 «Свобода движения капитала,
валютная политика»

2(16).

Соглашение о согласованных принципах
валютной политики (разработчик - РФ)

4-5 октября 2010 г.
18-19 октября 2010 г.
8-9 ноября 2010 г.

Рабочая группа № 3 «Энергетика»

3(17).

Соглашение об обеспечении доступа к
услугам естественных монополий в сфере
электроэнергетики, включая основы
ценообразования и тарифной политики
(разработчик - РК)

6-7 октября 2010 г.
20-21 октября 2010 г.
10-11 ноября 2010 г.

4(18).

Соглашение о правилах доступа к услугам
естественных монополий в сфере
транспортировки газа по
газотранспортным системам, включая
основы ценообразования и тарифной
политики (разработчик - РФ)

7-8 октября 2010 г.
21-22 октября 2010 г.
11-12 ноября 2010 г.

5(19).

Соглашение о проведении согласованной
политики в сфере транспортировки нефти
по системе магистральных нефтепроводов
(разработчик - РФ)

7-8 октября 2010 г.
21-22 октября 2010 г.
11-12 ноября 2010 г.

Рабочая группа № 4 «Транспорт»

6(20).

Соглашение о регулировании доступа к
услугам естественных монополий в сфере
железнодорожного транспорта, включая
основы тарифной политики
(разработчик - РК)

4-5 октября 2010 г.
18-19 октября 2010 г.
8-9 ноября 2010 г.