Об основных этапах формирования единой таможенной территории таможенного союза

Решение Комиссии таможенного союза от 18 марта 2009 года № 23

Действующий

      Комиссия таможенного союза решила:
      1. Принять к сведению информацию российской Стороны о концептуальных предложениях по содержанию и срокам основных этапов формирования единой таможенной территории (прилагается).
      2. Просить Стороны в срок до 1 апреля 2009 года провести внутригосударственное рассмотрение концептуальных предложений, указанных в пункте 1 настоящего Решения, и направить предложения и замечания российской Стороне.
      3. Российской Стороне доработать концептуальные предложения по содержанию и срокам основных этапов формирования единой таможенной территории с учетом предложений Сторон и внести на очередное заседание Комиссии.

                    Члены Комиссии таможенного союза:

      От Республики       От Республики        От Российской
        Беларусь            Казахстан            Федерации
       А. Кобяков         В. Школьник            И. Шувалов

Концептуальные предложения по этапам и срокам формирования
единой таможенной территории таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

      Основной задачей создания таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.
      При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
      Предлагаются следующие основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап (срок завершения - 1 января 2010 года)

      В ходе этого этапа необходимо решить две основные задачи, направленных на формирование единой таможенной территории:
      • завершение подготовки нормативно-правовой базы;
      • организация процесса переноса видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории.

      Для организации переноса всех видов государственного контроля на внешний контур единой территории:

      до 1 июля 2009 года
      Разработать и согласовать органами государственного контроля План по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, включающих мероприятия:
      подготовительного периода, позволяющие начать процесс переноса таможенного контроля (срок завершения - 1 июля 2010 года):
      • по оценке уровня развития материально-технической базы на внешней границе таможенного союза, разработка и осуществление, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;
      • по оценке и доведению до необходимого уровня унификации методов, процедур и технологий контроля;
      • по оценке уровня подготовки персонала, координация работ по повышению его квалификации, обеспечение контроля деятельности персонала;
      • по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения (внутреннего и международного транзита) на единой таможенной территории товаров и транспортных средств;
      • дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как
      - механизмы осуществления совместного контроля на внешних границах;
      - усиление взаимодействия правоохранительных органов;
      обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса всех видов контроля на внешнюю границу (срок завершения - 1 июля 2011 года):
      • внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;
      • принятие единой методологии применения форм и методов контроля;
      • введение единой системы подготовки кадров и оценки квалификации;
      • введение единой информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;
      • введение единой информационной системы взаимодействия пограничных и таможенных служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств таможенного союза.

      С 1 июля 2009 года начать реализацию Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза.

      В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза:

      До 1 октября 2009 года:
      Разработать и принять Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств, определяющих:
      • единые правила декларирования товаров;
      • единые таможенные режимы;
      • единую методологию определения таможенной стоимости;
      • единые правила начисления и взимания таможенных платежей;
      • единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов, единые сроки проведения таможенных процедур.
      Разработать и принять международные договоры по взиманию акцизов, НДС при импорте товаров из третьих стран.

      До 1 января 2010 года:
      • утвердить Единый таможенный тариф таможенного союза;
      • сформировать единую систему мер нетарифного регулирования таможенного союза;
      • определить сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
      • разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и акцизов;
      • осуществить анализ действующих торговых режимов России, Белоруссии и Казахстана по отношению к третьим странам, выявить имеющиеся различия и достичь договоренности по их унификации;
      • разработать единую методологию ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;
      • провести анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, выявить причины их введения ограничений и достичь договоренности об условиях отмены, включая единые правила конкуренции, субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.

II. Первый этап (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)

      С 1 января 2010 года обеспечить:
      • ведение единого таможенно-тарифного (включая льготы, преференции) и нетарифного регулирования:
      - Единый таможенный тариф;
      - систему мер нетарифного регулирования;
      - передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
      • начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
      • отмену на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана.

      С 1 апреля 2010 года начать:
      • опытную эксплуатацию и отладку информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также опытное введение статистики взаимной торговли;
      • использование в тестовом режиме механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов

      С 1 июля 2010 года:
      • ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятую в его развитие единую методологическую базу:
      • осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов, включая помещение под экономические режимы, в таможенном органе государства-члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;
      • ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и акцизов;
      • ввести статистику внешней торговли и статистики взаимной торговли;
      • перенести контрольные функции в отношении товаров третьих стран с российско-белорусской границы на внешнюю границу Республики Беларусь. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларусь будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе;
      • отменить таможенное оформление товаров третьих стран, перемещаемых с территории РФ на территорию РК при сохранении отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров третьих стран, перемещаемых с территории РК на территорию РФ.

      В части администрирования экспорта:
      • государства-члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;
      • суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;
      • государства-члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);
      • возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.

III. Второй этап (с 1 июля 2010 года):

      К 1 июля 2011 года:
      • завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса;
      • завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.

      С 1 июля 2011 года:
      перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Республики Казахстан при реализации на ней механизмов совместного контроля.