О внесении изменений и дополнений в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 25 июля 2019 года № 570 "Об утверждении Правил эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Казахстан"

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 11 июня 2024 года № 606

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 25 июля 2019 года № 570 "Об утверждении Правил эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19160) следующие изменения и дополнения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 17) статьи 15 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Правилах эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:

      пункт 2 дополнить подпунктами 36), 37), 38), 39), 40), 41), 42), 43), 44), 45) и 46) следующего содержания:

      "36) старший авиационный начальник аэродрома – должностное лицо из числа командиров авиационных частей государственной авиации, начальников предприятий и организаций гражданской авиации, базирующихся на данном аэродроме, назначенное органом управления государственной авиации (уполномоченным органом в сфере гражданской авиации) и организующее боевую подготовку (производственную деятельность) на аэродроме;

      37) торец взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием - поперечная грань искусственного покрытия, отделяющая конец взлетно-посадочной полосы от концевой полосы безопасности;

      38) переходный участок у взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием – переходный участок концевой полосы безопасности с искусственным покрытием, примыкающий к торцу искусственной взлҰтно-посадочной полосы, имеющий меньшую жесткость и устраиваемый для обеспечения безопасности при приземлении воздушного судна (вертолета) на грунт перед торцом полосы или при его выкатывании за пределы полосы во время пробега;

      39) внутриаэродромная дорога – соединяет между собой объекты и сооружения на аэродроме;

      40) приаэродромная территория – территория земной поверхности с центром в контрольной точке аэродрома и радиусом, определяемым уполномоченными органами в сферах гражданской и государственной авиации;

      41) авиационная техника: предназначенная для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов:

      авиационные комплексы (ВС, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение ВС государственной авиации, авиационные средства спасения);

      комплексные тренажеры (летные симуляторы);

      технические средства управления воздушным движением, навигации, посадки, связи;

      средства наземного обеспечения и общего применения;

      их комплектующие изделия;

      42) средства наземного обеспечения общего применения: средства аэродромно-технического обслуживания воздушных судов, средства содержания аэродромов в эксплуатационной готовности, средства поиска и спасения;

      43) средства аэродромно-технического обслуживания – аэродромно-эксплуатационная техника в соответствии с перечнем Натуральных норм военной техники и оборудования СВО ВС РК, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 9 сентября 2015 года № 518 дсп (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12291), подвижные средства заправки горючим, маслами и специальными жидкостями в соответствии с Инструкцией по эксплуатации автомобильной и электрогазовой техники на аэродромах (вертодромах) государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 748 дсп (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 16204);

      44) инженерно-авиационное обеспечение (далее – ИАО) составляет основу технического обеспечения государственной авиации и представляет собой комплекс мероприятий по обслуживанию авиационной техники (далее – АТ), направленных на содержание АТ, средств ее эксплуатации в постоянной исправности и готовности к выполнению боевых задач, достижение безотказности и высокой эффективности применения. Через ИАО на АТ реализуются другие виды обеспечения;

      45) авиационные наземные специалисты по обслуживанию авиационной техники – авиационный персонал, имеющий специальную подготовку, осуществляющий деятельность по наземному обеспечению полетов воздушных судов, авиационных работ, техническому обслуживанию воздушных судов, эксплуатации наземных технических средств управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, организации и обслуживанию воздушного движения, управлению воздушным движением, специалисты инженерно-аэродромных служб и аэродромно-эксплуатационных подразделений, аэродромно-технический состав;

      46) средства технического обслуживания (средства наземного обслуживания специального применения, средства объективного контроля, инструмент, средства войскового ремонта, контрольно-проверочная аппаратура и средства измерения).";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. При планировании полетов старший авиационный начальник ежемесячно выделяет 3 дня подряд, свободных от полетов, для выполнения трудоемких работ по текущему ремонту покрытий ВПП, РД, МС (перекладка просевших плит с ремонтом основания, ремонт крупных сколов, массовый ремонт швов). По решению старшего авиационного начальника время для выполнения этих работ увеличивается.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. При выполнении работ по эксплуатационному содержанию и текущему ремонту искусственных покрытий ВПП, грунтовых участков летной полосы и предполетной подготовке аэродрома необходимо строго выполнять требования мер безопасности, организовывать непрерывную связь руководителя работ с руководителем полетами (дежурным по приему и выпуску воздушных судов), обеспечить немедленное освобождение ВПП.";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. Покрытие эксплуатируется без ограничений, если информационные показатели (эквивалентная одноколесная нагрузка и код давления) числа ACN не превышают соответствующих информационных показателей числа PCN. Если эти условия не выполняются, вводятся ограничения массы воздушных судов, давления в шинах авиаколес, уменьшается интенсивность взлетов и посадок. Оценка покрытия по несущей способности осуществляется в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.";

      пункт 27 изложить в следующей редакции:

      "27. Для проведения контрольного осмотра и окончательной очистки, выявление дефектов и повреждений покрытий ВПП, РД, ТППВС назначается личный состав аэродромно-эксплуатационного подразделения из расчета один человек на 4-7 м ширины покрытия.

      Для отметки обнаруженных дефектов, личный состав, участвующий в контрольном осмотре обеспечивается схемами осматриваемых участков.

      Обнаруженные при контрольном осмотре дефекты и повреждения устраняются немедленно или после полетов, посторонние предметы сортируются по принадлежности (осколки бетона, заполнитель швов, контровочная проволока) и учитываются в инженерно-аэродромной службе авиационной части с проведением ежемесячного анализа обнаружения посторонних предметов.";

      пункт 35 изложить в следующей редакции:

      "35. Перед выполнением работ на летном поле, руководитель работ:

      1) согласовывает с руководителем полетов (дежурным по приему и выпуску воздушных судов) места производства работ, время начала и окончания работ, используемый вид и каналы связи, а также интервалы времени контроля связи;

      2) доводит до личного состава подразделения установленные сигналы об экстренном прекращении работ, уборки техники и освобождении летного поля;

      3) проверяет наличие и исправность радиотехнических, светосигнальных средств на аэродромно-эксплуатационной технике;

      4) по окончании работ оповещает руководителя полетов об освобождении летного поля и его готовности к приему и выпуску воздушных судов.";

      пункт 37 изложить в следующей редакции:

      "37. Для обеспечения безопасности полетов и исключения авиационных инцидентов командир аэродромно-эксплуатационного подразделения:

      1) своевременно и качественно готовит аэродром к производству полетов и обеспечивать контроль за состоянием покрытий перед полетами и в ходе полетов;

      2) правильно содержит летное поле аэродрома;

      3) своевременно и качественно проводит текущий ремонт летного поля аэродрома;

      4) ведет учет и проводит объективный анализ авиационных инцидентов и происшествий;

      5) организовывает и контролирует движение по аэродрому личного состава и техники.";

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. Въезд на покрытия ВПП, РД, МС, минуя контрольно-моечный пост, не допускается.";

      пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. Содержание покрытий заключается в их систематическом контроле и эксплуатационном уходе.

      Систематический контроль состояния летного поля включает:

      ежедневные осмотры;

      контрольные осмотры;

      плановые осмотры;

      внеплановые осмотры.

      Ежедневный осмотр покрытий производится ежедневно в утренние часы. При этом производится оперативная проверка состояния искусственных покрытий и грунтовых ВПП, элементов летного поля.

      Контрольные осмотры производятся на предмет наличия посторонних предметов на рабочей площади аэродрома в дни полетов – перед их началом, в ходе и после полетов.

      Плановый осмотр покрытий производится осенью перед началом зимней эксплуатации, весной после схода снега. По результатам плановых осмотров составляется "ведомость дефектов покрытий по результатам осмотра______20___г." по форме, согласно таблице 2 приложения 7 к настоящим Правилам, обнаруженных вновь и не устраненных после предшествующих осмотров. Изменения состояния покрытия отмечаются на дефектовочном плане покрытий.

      Внеплановые осмотры проводятся после выпадения интенсивных осадков, ураганных ветров, стихийных бедствий или воздействия на аэродром неблагоприятных природных факторов, а также после авиационных происшествий произошедших на аэродроме.

      Дефекты устраняются в ходе проведения текущего ремонта покрытий.

      Все планируемые работы указываются в календарном план-графике работ по текущему ремонту и эксплуатационному содержанию объектов аэродрома на год по форме, согласно приложению 8 к настоящим Правилам и заносятся по мере выполнения в журнал учета работ по текущему ремонту аэродрома по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.";

      пункт 43 изложить в следующей редакции:

      "43. Эксплуатационный уход за покрытиями всех типов включает:

      1) очистку поверхности от посторонних предметов, снега и гололедных образований;

      2) уборку воды из пониженных мест;

      3) обновление маркировки покрытий;

      4) уход за швами;

      5) устранение мелких дефектов;

      6) обработка защитными пропиточными составами (цементобетонных и асфальтобетонных покрытий).

      Перед обработкой защитными пропиточными составами производится мойка и поливка покрытий.";

      пункт 48 изложить в следующей редакции:

      "48. Текущий ремонт покрытий состоит из подготовительных и основных работ.

      Подготовительные работы включают осмотр и дефектовку покрытий, выбор способа ремонта, заблаговременный подвоз и складирование ремонтных материалов, обеспечение необходимым комплектом инструментов, машин и механизмов, средств механизации и материалов.

      К основным работам относятся разделка и расчистка дефектных участков покрытия, подготовка поверхности покрытий, приготовление, укладка или нанесение ремонтных составов, уход за уложенным материалом или обработанной поверхностью.";

      пункт 52 изложить в следующей редакции:

      "52. Текущий ремонт металлических покрытий из стальных плит К-1Д (далее-плиты) заключается в замене плит 4-й и 5-й категорий износа и восстановлении основания под плитами. Категория металлических плит по степени износа определяется в соответствии с приложением 14 к настоящим Правилам. Плиты 3-й и 4-й категории износа подлежат ремонту. Отремонтированные плиты рекомендуется использовать для повторной укладки в покрытиях РД, МС и на крайних по ширине участках ВПП. Их использование на среднем участке ВПП шириной, равной 1/3 ширины полосы, не допускается.";

      пункт 53 изложить в следующей редакции:

      "53. На каждом аэродроме с металлическими покрытиями необходимо содержать резервный запас плит в количестве 3% от общей площади покрытий. Запасные плиты, полуплиты, торцовые планки, вкладыши, монтажный инструмент хранятся под навесом.";

      пункт 58 изложить в следующей редакции:

      "58. Продольная ось искусственной ВПП маркируется пунктирной линией с шагом 30 м и шириной 0,5 м.

      Порог искусственной ВПП маркируется параллельными прямоугольными полосами, расположенными симметрично оси полосы на удалении 15 м от торца и не более 3 м от кромок. Ширина полос и расстояние между ними 1,8-2 м, длина – 30 м, а расстояние между двумя полосами, ближайшими к оси – 3,6-4 м.

      Цифровые знаки номера порога состоят из двухзначных чисел, обозначающих магнитный курс посадки.

      Номер порога определяется в зависимости от направления искусственной ВПП в соответствии с таблицей 2 приложения 15 к настоящим Правилам.";

      пункт 66 изложить в следующей редакции:

      "66. На стоянках, на которые осуществляется заруливание воздушных судов летчиками, зоны особой чистоты следует наносить под каждым воздухозаборником в виде эллипсов, малая (перпендикулярная направлению движения воздушных судов) ось которых не менее вышеуказанных размеров, а большая – на 1-2 м больше.";

      пункт 85 изложить в следующей редакции:

      "85. Светоограждение высотных препятствий осуществляется заградительными огнями, а в отдельных случаях заградительными светомаяками.

      Излучение красного цвета, постоянное или проблесковое, для светомаяков только проблесковое.";

      пункт 86 изложить в следующей редакции:

      "86. Световое ограждение устанавливается на самой верхней части (точке) препятствия и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами одинаковое. На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3 м.

      Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней.

      Сооружения, превышающие условные плоскости ограничения высоты препятствий, дополнительно светоограждаются спаренными огнями на уровне пересечения их с плоскостями.

      В верхних точках препятствия устанавливаются по два огня (основной и резервный), работающих одновременно или по одному, при наличии устройства автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня.

      Для препятствий в виде горизонтальных сетей (антенны, линии электропередачи и другое) заградительные огни устанавливаются на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.

      Световое ограждение включается в темное время суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь).

      В районе аэродрома включение светоограждения производится автоматически. В случае отказа автоматических устройств, включение производят вручную лица, отвечающие за эксплуатацию объекта.";

      пункт 96 изложить в следующей редакции:

      "96. Дефектные места, имеющие значительные размеры по площади и глубину более 15 см (промоины, просадки, выбоины), засыпаются частично привозным минеральным грунтом, а сверху – местным растительным грунтом.";

      пункт 97 изложить в следующей редакции:

      "97. Пониженные места глубиной не более 15 см засыпаются местным растительным грунтом после предварительного разрыхления основания на глубину 5-10 см дисковыми боронами. При устранении небольших по площади углублений грунт подсыпается и планируется вручную, затем уплотняется легкими катками.

      При устранении неровностей в виде замкнутых "блюдец", заполненных водой, сначала необходимо отвезти из них воду. Переувлажненный грунт удаляется и заменяется сухим (с влажностью, близкой к оптимальной) или осушается путем внесения в него влагопоглощающих добавок (цемент, известь).";

      пункт 101 изложить в следующей редакции:

      "101. Ускоренный сток дождевых и талых вод обеспечивается своевременным устранением неровностей местного рельефа на замкнутых понижениях, колеях, тщательной планировкой поверхности летного поля и заблаговременным устройством новой или восстановлением имеющейся системы отвода воды с соседних водосборов.

      При расположении грунтовой части летного поля в замкнутых естественных понижениях с малыми уклонами, не обеспечивающими сток поверхностных вод, принимаются дополнительные меры по механическому удалению воды с переувлажненных участков.

      Весной нагорные канавы расчищаются от снега за 10-15 суток до начала его таяния.";

      пункт 112 изложить в следующей редакции:

      "112. Дерновый покров на летном поле удовлетворяется следующими требованиями:

      1) иметь равномерный и густой травостой и плотное сплетение корней на глубину не менее 12 см;

      2) быть однородным по составу трав-задернителей;

      3) обладать упругостью и устойчивостью к истиранию;

      4) иметь по возможности однородную структуру и плотность почвы на всей рабочей площади летного поля.";

      пункт 116 изложить в следующей редакции:

      "116. На грунтовой части летного поля проводится регулярное скашивание трав в целях выравнивания травостоя и предотвращения его выпревания зимой.

      Сроки скашивания трав устанавливаются в каждом конкретном случае в зависимости от быстроты их роста и местных почвенно-климатических условий при достижении высоты травы 25-30 см. Высота травы, оставшейся на корню, находится в пределах 8-10 см.

      Последнее скашивание трав проводится за 3-4 недели до наступления устойчивой холодной погоды (не позднее срока сева озимых), чтобы молодые побеги (отава) успели достаточно развиться и окрепнуть до наступления морозов. Если при наступлении мороза высота травы превышает 15 см, то проводится ее дополнительный покос.";

      пункт 117 изложить в следующей редакции:

      "117. Трава скашивается тракторными косилками и сразу удаляется за пределы летного поля без высушивания на месте скашивания. Скошенная трава сгребается тракторными граблями за 2-3 прохода по одному следу.";

      пункт 125 изложить в следующей редакции:

      "125. Мероприятия по борьбе с грызунами проводятся систематически и согласовываются с органами местной власти санитарного надзора. При этом применяются механические, химические и бактериологические способы.

      При применении ядохимикатов строго соблюдаются правила техники безопасности.";

      пункт 127 изложить в следующей редакции:

      "127. При вегетативном способе задернения проводится посадка отдельных видов корневищевых трав (полевица белая, овсяница красная) и подсев семян недостающих трав-задернителей.";

      пункт 133 изложить в следующей редакции:

      "133. Плановые осмотры ВДС производятся: осенью – при подготовке к зиме (до начала заморозков), весной – вслед за окончанием снеготаяния.

      Внеплановые осмотры проводятся после выпадения ливней.

      Осмотру подлежат все незаглубленные (открытые) элементы и сооружения на системах, а также поверхность грунта и покрытий над заглубленными элементами и сооружениями.

      Весной, для осмотра и очистки вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с заглубленными крышками.";

      пункт 136 изложить в следующей редакции:

      "136. При подготовке летного поля к зимней эксплуатации проводятся следующие виды работ:

      1) своевременно выполняется ремонт искусственных аэродромных покрытий, грунтовой части летного поля;

      2) восстанавливается маркировка аэродромных покрытий, обновляется дневные ориентиры;

      3) проводится скашивание трав, планировочные работы, укатывается поверхность основных и запасных ВПП;

      4) проводится ремонт, очистка и утепление ВДС, закрываются водоприемные и тальвежные колодцы специальными крышками;

      5) обозначаются места расположения тальвежных, дождеприемных, смотровых колодцев и головных сооружений коллекторов;

      6) устанавливаются снегозащитные ограждения;

      7) заготавливаются необходимые строительные материалы для содержания и текущего ремонта аэродромных сооружений в период зимы.";

      пункт 137 изложить в следующей редакции:

      "137. При подготовке водителей и аэродромно-эксплуатационной техники к зиме проводятся следующие мероприятия:

      1) укомплектование водительским составом аэродромно-эксплуатационного подразделения и подготовка личного состава из расчета обеспечения двухсменной работы;

      2) обучение личного состава правилам работы на технике и эффективным способам ее применения, правилам обслуживания и ремонта, техники безопасности и пожарной безопасности;

      3) осуществление подготовки и перевода техники на зимний период эксплуатации, укомплектование техники инструментом, противопожарным инвентарем;

      4) подготовка к зимней эксплуатации парковых помещений (хранилище, пункт заправки, водомаслогрейку);

      5) оборудование комнаты отдыха водительского состава, задействованного на уборку искусственных и грунтовых ВПП;

      6) подготовка и наличие запаса щеток для машин имеющих щеточное оборудование;

      7) оборудование системы централизованного запуска двигателей машин;

      8) выполнение работ по консервации техники и механизмов, используемых в летнее время.";

      пункт 138 изложить в следующей редакции:

      "138. Зимой применяются два способа содержания летного поля аэродрома:

      очистка поверхности элементов летного поля от снега;

      уплотнение снега на элементах летного поля, связанных с эксплуатацией воздушных судов.";

      пункт 153 изложить в следующей редакции:

      "153. При выборе мест выкладки снега следует учитывать рельеф местности, размещение ВПП, РД, МС. При большом поперечном уклоне прилегающей к ВПП местности, создающем опасность затопления в период снеготаяния, выкладка снега производится только на низовой стороне.";

      пункт 154 изложить в следующей редакции:

      "154. При очистке от снега ВПП, оборудованных светосигнальными средствами, необходимо:

      1) места установки посадочных огней обозначить хорошо заметными ориентирами;

      2) снег вокруг посадочных огней убирать в диаметре 3-4 м;

      3) при оборудовании ВПП переносными огнями особое внимание обращать на сохранность кабеля.

      Ориентирами при обозначении местонахождения посадочных огней допускается установка конусов с диаметром основания 50 см и высотой не менее 40 см, окрашенных в красный или черный цвет, флажков с высотой древка 0,5 м или хвойных веток.

      Для облегчения работ по снегоочистке в ночных условиях следует включать систему посадочных огней.

      Организация работ по очистке от снега светосигнальных устройств и посадочных огней поручается личному составу подразделения связи и радиотехнического обеспечения.";

      пункт 160 изложить в следующей редакции:

      "160. Несущая способность снеговых покрытий характеризуется твердостью снега dсн, которая зависит главным образом от его плотности и температуры. Зависимость твердости снега от его плотности и температуры указана в приложение 32 к настоящим Правилам.

      При содержании аэродромов методом уплотнения снега основной задачей является достижение максимально возможной плотности снега в покрытии, не менее 0,6 грамм на кубический сантиметр (далее – г/см3).";

      пункт 162 изложить в следующей редакции:

      "162. Снег уплотняется катками на пневматических шинах. Движение катков организуется по эллипсовидным схемам (от оси к обочине). Перекрытие следа смежных проходов катков не менее 20 см.

      При толщине слоя свежевыпавшего снега не более 10 см применяются легкие катки. При большей толщине слоя свежевыпавший снег сначала осаживают гладилками с удельным давлением от 0,5 до 1 килограмм-сил на квадратный сантиметр (далее – кгс/см2), а затем уплотняют катками средней массы.

      Снег целинный при толщине слоя более 20 см, а также снег, на поверхности которого образовалась ледяная корка, перед уплотнением разрыхляется дисковыми или зубовыми боронами и осаживается гладилками. Все эти работы выполняются при температуре воздуха не ниже минус 5°С.";

      пункт 163 изложить в следующей редакции:

      "163. Интервалы времени между отдельными операциями по обработке снега (рыхление, осаживание, уплотнение), а также между очередными проходами катков минимальны и не превышают 30 минут. Эти интервалы должны быть тем меньше, чем ниже температура воздуха в период производства работ.";

      пункт 164 изложить в следующей редакции:

      "164. Число проходов катков по одному следу составляет 4-7. При применении катков, имеющих систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах, величину давления следует постепенно изменять, от минимальной на первых проходах катка до максимальной на заключительных проходах.";

      пункт 165 изложить в следующей редакции:

      "165. Для обеспечения ровности поверхности снегового покрытия уплотнение снега производится обязательно в сочетании с планировочными работам. Проходы катков и планировочных средств (автогрейдеров) следует чередовать.";

      пункт 167 изложить в следующей редакции:

      "167. В предвесенний период толщина созданного на зиму снегового покрытия постепенно уменьшается срезкой снега небольшими слоями автогрейдерами и последующим удалением его роторными снегоочистителями за пределы полос-сопряжений. К началу интенсивного снеготаяния толщина снегового покрытия не более 10 см. Для отвода талой воды от покрытий и предотвращения их подтопления устраиваются в снегу водоотводные нагорные канавы.";

      пункт 173 изложить в следующей редакции:

      "173. На аэродромных покрытиях проводятся следующие профилактические мероприятия:

      1) очищаются искусственные покрытия от снега до их поверхности;

      2) убирается снег, выпавший при положительных температурах;

      3) удаляется вода во время выпадения осадков с искусственных покрытий;

      4) не допускается попадание талых вод на искусственные покрытия в период оттепелей, отводят их через постоянные или временные водоотводы.";

      пункт 179 изложить в следующей редакции:

      "179. Независимо от принятой схемы очистки следят за тем, чтобы во время движения тепловой машины для предотвращения разворотов все колеса находились на очищенном от льда покрытии.";

      пункт 189 изложить в следующей редакции:

      "189. Работы по содержанию и текущему ремонту внутриаэродромных дорог обеспечивают непрерывное безопасное движение транспорта и сохранности дорог и дорожных сооружений. Для ремонта и содержания подъездные дороги со всеми входящими в их состав элементами (мостами, трубами, зелеными насаждениями, снегозащитными и путевыми ограждениями и дорожными знаками) закрепляются за дорожно-эксплуатационными участками, подчиненными Министерству обороны Республики Казахстан.";

      пункт 190 изложить в следующей редакции:

      "190. В содержание автомобильных дорог на аэродромах входят работы по поддержанию чистоты, уборке снега, ликвидации скользкости, по уходу за покрытием, земляным полотном, полосой отвода, дорожными сооружениями, маркировкой проезжей части и дорожными знаками. Эти работы выполняются без прекращения движения транспорта по ним.";

      пункт 204 изложить в следующей редакции:

      "204. Описание конструкций аэродромно-эксплуатационной техники, особенности порядка и периодичность ее технического обслуживания, а также правила эксплуатации необходимо проводить в соответствии с инструкциями и руководствами, прилагаемыми к каждой машине или механизму.

      Необходимое количество средств малой механизации и аэродромно-эксплуатационной техники для содержания и ремонта аэродромов определяется Натуральными нормами военной техники и оборудования СВО ВС РК, утвержденными приказом Министра обороны Республики Казахстан от 9 сентября 2015 года № 518дсп (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12291).

      Контрольный осмотр аэродромно-эксплуатационной техники должностными лицами органа контроля и надзора за деятельностью государственной авиации, органов управления государственной авиации, органа оперативно-тактического управления государственной авиации и войсковой части проводится, согласно приложению 42 к настоящим Правилам.

      Контрольный осмотр средств измерения должностными лицами органов управления государственной авиации, органа оперативно-тактического управления государственной авиации и войсковой части проводится не реже одного раза в месяц (не менее 30% средств измерения).";

      пункт 211 изложить в следующей редакции:

      "211. Для уборки снега на аэродромах используются шнекороторные, фрезерно-роторные, плужнощеточные снегоочистители, смонтированные на автомобильных или специальных колесных шасси:

      1) шнекороторные и фрезерно-роторные снегоочистители применяют для уборки снега на всех элементах летного поля аэродромов, подъездных и внутриаэродромных дорог, а также для переброски снега, предварительно обвалованного плужнощеточными снегоочистителями, и погрузки его в транспортные средства (автосамосвалы, специально оборудованные грузовые автомобили);

      2) плужнощеточные снегоочистители применяют для патрульной очистки от снега на всех элементах летного поля аэродромов, подъездных и внутриаэродромных дорог, а также для обвалования снега при совместной работе их с роторными снегоочистителями. Плужнощеточные снегоочистители монтируются на автомобилях и тракторах. Тракторные плужнощеточные снегоочистители на гусеничном ходу допускаются на искусственные аэродромные покрытия только при оборудовании их гусеничной ходовой части специальными резиновыми накладками.";

      пункт 220 изложить в следующей редакции:

      "220. Сварочные агрегаты, и газорезы применяются для сварки и резки арматуры при ремонте железобетонных покрытий и сооружений и выполнения аналогичных операций при производстве разных видов текущих ремонтных работ.";

      пункт 233 изложить в следующей редакции:

      "233. При производстве работ на конструкциях летного поля и внутриаэродромных дорогах, которые скрываются последующими работами, составляются акты освидетельствования скрытых работ.

      Приемка работ производится по мере их выполнения комиссией, назначаемой старшим авиационным начальником. При этом составляют акт выполненных работ, который является основанием для списания израсходованных материалов и составления отчета о выполнении плана текущего ремонта.";

      приложение 2 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      приложение 5 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      дополнить приложением 42 согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      2. Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) направление настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня его подписания на казахском и русском языках в соответствии с требованиями пункта 10 Правил ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонного контрольного банка нормативных правовых актов Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 472 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33059);

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;

      3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней после дня первого официального опубликования настоящего приказа.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Министра обороны Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр обороны
Республики Казахстан генерал-полковник
Р. Жаксылыков

      "Согласовано"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

      "Согласовано"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "Согласовано"
Служба государственной охраны
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
Министра обороны
Республики Казахстан
от 11 июня 2024 года № 606
  Приложение 2
к Правилам эксплуатации
аэродромов (вертодромов)
государственной авиации
Республики Казахстан

      Условный шифр_____________________

      __________________________________________________________
(наименование воинской части, в ведении которой находится аэродром)

      ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ АЭРОДРОМА
(ФОРМУЛЯР)

      на аэродром _____________________________________________________________________
                              (наименование аэродрома)
расположенный __________________________________________________________________
                              (ориентировка относительно ближайшего
________________________________________________________________________________
                                    населенного пункта)

      Класс аэродрома_________________________

      Составлен ___ ______________20___года

      ________________________________________________________________________________
            (номер и дата решения о землеотводе, площадь в гектарах, кем утверждено)

      Проверен_____________20_____г.

      Проверен_____________20_____г.

      Проверен_____________20_____г.

      Составители:

      __________________________________________________________________
            (должность, воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
            (должность, воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
            (должность, воинское звание, подпись, фамилия, инициалы)

      Технический паспорт аэродрома составлен в ______ экземплярах.

      1. Общая характеристика аэродрома

Годен для эксплуатации (классификационные числа воздушных судов)


Номер дорожно-климатической зоны


      2. Элементы аэродрома

      1) летное поле

Общий размер летного поля (включая летную полосу, рулежные дорожки, места стоянок и технических позиций подготовки воздушных судов, площадь) (га)


Размеры летной полосы и ее элементов (взлетно-посадочной полосы, концевой и боковой полосы безопасности), площадь (га)


Возможность расширения до размеров


Величина уклонов (%), протяженность (м), направление


Глубина залегания грунтовых вод


Дата сдачи летного поля в эксплуатацию и организация подрядчика работ при строительстве аэродрома


Состав приемочной комиссии


Заключение комиссии, принимавшей летное поле в эксплуатацию (указать типы воздушных судов и необходимые ограничения)


      2) грунтовые взлетно-посадочные полосы (ГВПП)

Общие размеры ГВПП (длина, ширина), м


Разновидности грунтов на ГВПП, их оптимальная влажность и максимальная стандартная плотность, группы по прочности


Показатели прочности грунтов ГВПП, требуемые для обеспечения базирования заданных типов воздушных судов


Рекомендуемые составы травосмесей для задернения, нормы высева


Количество побегов растений на 400 см2 площади ГВПП


Показатель кислотности почвы. Рекомендуемые удобрения и нормы их внесения


      3) взлетно-посадочные полосы с искусственными покрытиями (ИВПП)

Количество ИВПП (шт.), их направление, размеры, м


Средний продольный уклон ВПП


Тип покрытия и толщина (конструктивные схемы), см


Материал и толщина искусственного основания, см


Несущая способность покрытая (PCN) по сезонам года


      4) рулежные дорожки с искусственным покрытием

Общая протяженность и ширина, м


Тип покрытия и толщина, см (конструктивные схемы)


Протяженность и ширина по типам покрытий (конструктивные схемы)


Материал и толщина основания, см


      5) места стоянки с искусственным покрытием

Количество мест стоянок (шт) и размеры (м)


Тип покрытий и количество мест стоянок по типам и толщина (конструктивные схемы), см


Материал и толщина основания, см


Оборудование:


газовочные площадки для воздушных судов;


электрозапуск;


централизованная заправка топливом.


      6) водоотводные и дренажные сети

Протяженность закрытой сети (м) и диаметр труб (мм):


коллекторов;


собирателей;


перепусков из колодцев;


осушителей;


закромочных дрен.


Протяженность открытых канав и глубина, м


Количество колодцев и их диаметр, см:


смотровых;


дождеприемных;


тальвежных.


      7) подъездные и внутри аэродромные дороги

Протяженность и ширина автодорог, м


Тип покрытия автодороги по участкам


Количество и пролет (диаметр) мостов (труб)


Наличие и протяженность железнодорожной ветки


      8) характерные особенности и дефекты отдельных элементов аэродрома

      Сведения о проведенном ремонте или реконструкции элементов летного поля аэродрома

№ п/п

Дата проведения ремонта

Характер проведенного капитального ремонта или реконструкции

Единица измерения

Количество

Организация подрядчика работа

Сметная стоимость тыс.тенге

Дата и номер акта о приемке в эксплуатацию, состав комиссии









      3. Отметки о сдаче и приеме тех. паспорта

Должность и звание сдавшего тех. паспорт

Должность и звание принявшего тех. паспорт



      4. Приложения к формуляру:

      1) план аэродромных покрытий;

      2) план водосточных и дренажных систем на аэродроме;

      Указанные документы хранятся в не секретном делопроизводстве, установленным порядком.

      Примечание:

      Указания по заполнению и ведению технического паспорта аэродрома:

      1. технический паспорт аэродрома заполняет в двух экземплярах комиссия, назначенная приказом должностного лица уполномоченного в соответствии с должностными обязанностями, при приемке в эксплуатацию вновь построенных аэродромов. После реконструкции аэродрома вносят соответствующие изменения. Один экземпляр хранят бессрочно в авиационной части, второй – в СВО ВС РК, Хранение технического паспорта аэродрома в АС КНБ РК осуществляется: один экземпляр хранят бессрочно в авиационном подразделении, второй экземпляр в Управлении военного и материально-технического обеспечения АС КНБ РК.

      2. Уничтожать первоначальный технический паспорт аэродрома или учетную карточку аэродрома с заменой его вновь составленным не допускается (при их обветшании изготавливается взамен копия). Для внесения дополнений в пункты технического паспорта аэродрома добавляются вкладки на отдельных листах.

      3. При убытии авиационной части с аэродрома технический паспорт аэродрома передается командиру прибывшей части, о чем производится соответствующие записи в разделе "Отметки о сдаче и приеме технического паспорта аэродрома" подписываемые командирами этих частей и скрепляемыми гербовыми печатями.

      При отсутствии вновь прибывающей части технический паспорт аэродрома высылается в вышестоящий штаб.

      4. В разделе "Общая характеристика аэродрома" номер дорожно-климатической зоны аэродрома принимается согласно действующим строительным нормам и правилам (СП и СН).

      5. Состояние отдельных элементов аэродрома оценивается: хорошее; удовлетворительное и неудовлетворительное. Хорошими считаются аэродромы и сооружения, не требующие ремонта, неудовлетворительными – требующие капитального ремонта.

      6. В графу "Заключение комиссии, принимавшей сооружения аэродрома в эксплуатацию" обязательно заносятся дефекты и недоделки, указанные в акте приемки. При устранении дефектов и недоделок производится соответствующая запись в таблице "Сведения о произведенном ремонте или реконструкции".

      7. При отсутствии сведений о первоначальной стоимости сооружений указывается стоимость по ценам года заполнения технического паспорта аэродрома.

      8. В таблицы "Сведения о произведенном ремонте или реконструкции" заносятся только капитальные ремонты, реконструкции, расширения, произведенные на данном аэродроме. Текущий ремонт в этих таблицах не указывается.

      Основные виды работ удостоверяются подписями и скрепляются гербовыми печатями принимающего и сдающего указанные работы.

      9. В раздел "Характерные особенности и дефекты отдельных элементов аэродрома" вносятся сведения об особенностях аэродрома, которые влияют на пригодность к эксплуатации в отдельные периоды года. Например: взлетно-посадочную полосу затапливает водой в период весенней распутицы и участок летного поля подвержен заболачиванию, вблизи аэродрома проходит высоковольтная линия, в направлении взлета расположены высотные препятствия, имеются линзы мерзлоты.

      10. В раздел "Взлетно-посадочные полосы с искусственными покрытиями" вносятся также искусственные покрытия из металлических плит.

      11. Средний уклон взлетно-посадочной полосы вычисляется как отношение разности наибольшей и наименьшей отметок покрытия по оси взлетно-посадочной полосы к ее длине (но не к расстоянию между этими точками).

      12. План землеотвода с указанием землепользователей прилагается отдельно.

      13. План аэродромных покрытий составляется в масштабе 1:2000. На план наносятся места пересечения покрытий водосточными коллекторами для электрокабелей и кабелей связи, отдельными кабелями и трубопроводами. Отмечаются участки с разной конструкцией аэродромной одежды и разной толщиной покрытия. В экспликации покрытий приводятся конструкции всех слоев аэродромной одежды с привязкой к типовым поперечным профилям. Указывается общая площадь и по участкам.

      14. Конструктивные поперечные профили составляются в масштабе 1:50 на все характерные типы аэродромных одежд взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок и специальных площадок. Указывается толщина, материал всех конструктивных слоев покрытия и основания.

      15. План водоотводных и дренажных систем аэродрома, план инженерных сетей составляется в масштабе 1:2000, к нему прикладываются экспликации сетей и объемных сооружений.

  Приложение 2
к приказу Министра обороны
Республики Казахстан
от 11 июня 2024 года № 606
  Приложение 5
к Правилам эксплуатации
аэродромов (вертодромов)
государственной Авиации
Республики Казахстан

      Определение фрикционных свойств поверхности покрытий

      Определение коэффициента сцепления пневматиков воздушного судна с покрытием производят с помощью деселерометра или по длине тормозного пути автомобиля. Измерения производятся на каждой трети длины взлетно-посадочной полосы на расстоянии 5 - 10 м от ее оси. Количество измерений на каждом участке – не менее трех.

      Деселерометр модели 1155-М (рисунок 1) основан на действии инерционных сил, возникающих при торможении автомобиля. Деселерометр с помощью присосов крепят на лобовое или боковое стекло автомобиля.

     



      Рисунок 1. Деселерометр:

      1 – ось маятника; 2 – присосы; 3 – винт фиксации стоек; 4 – винт фиксации корпуса; 5 – ручка возврата; 6 – фиксирующая стрелка; 7 – контрольная риска

      Перед определением коэффициента сцепления проверить регулировку тормозов автомобиля в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

      Измерение с помощью деселерометра выполняют следующим образом: разогнав автомобиль до скорости 40 км/ч, водитель плавно и быстро нажимает педаль ножного тормоза до упора на 1-2 с. При этом маятник прибора вместе с фиксирующей стрелкой отклоняется в направлении движения, после чего отсчитывают максимальное отклонение фиксирующейся стрелки по шкале. Полученное таким образом отрицательное отклонение, но уменьшенное в 10 раз и соответствует значению коэффициента сцепления.

      При отсутствии специальных приборов и динамометрических тележек коэффициент сцепления определяют по длине тормозного пути комбинированной поливомоечной машины массой 6000 кг, имеющей исправные и хорошо отрегулированные тормоза.

      На обследуемом участке автомобиль должен двигаться прямолинейно и равномерно с определенной фиксированной скоростью (VHT) 20-50 км/ч. Торможение осуществляют до полной блокировки колес (юза).

      Зависимость коэффициента сцепления для скоростей движения 20, 30, 40 и 50 км/ч от длины тормозного пути приведена на рисунке 2.

     



      Рисунок 2. Зависимость коэффициента сцепления от длины тормозного пути комбинированной поливомоечной машины при различных скоростях движения

      Если коэффициент сцепления менее 0,3, то принимают меры по снижению скольжения по поверхности покрытия (удаление снега, льда, воды подметальными, тепловыми машинами и другими способами), после чего производят повторные контрольные измерения. Средние значения коэффициента сцепления пневматиков воздушного судна с покрытием приведены в таблице 1.

      Таблица 1

Значения коэффициента сцепления пневматиков колес шасси воздушного судна с поверхностью взлетно-посадочной полосы в зависимости от состояния и типа покрытия полосы

Состояние и тип покрытия

Величина коэффициента сцепления

Сухое цементобетонное
Мокрое цементобетонное
Сухое асфальтобетонное
Мокрое асфальтобетонное
Заснеженное цементо-, асфальтобетонное
Обледенелое цементо-, асфальтобетонное

0,6-0,8
0,4-0,6
0.6-0,9
0,35-0,55
0,3-0,35
0,08-0,1

  Приложение 3 к приказу
Министра обороны
Республики Казахстан
от 11 июня 2024 года № 606
  Приложение 42
к Правилам эксплуатации
аэродромов (вертодромов)
государственной Авиации
Республики Казахстан

Нормы осмотра и контроль готовности аэродромно-эксплуатационной техники к полетам

Проверяющий

Норма осмотра (виды осмотров)

орган контроля и надзора за деятельностью государственной авиации,
орган управления государственной авиации
орган оперативно-тактического управления государственной авиации

не реже одного раза в месяц (не менее 3% средства наземного обеспечения и общего применения одной авиационной части)

командиром батальона

не реже одного раза в три месяца (не менее 20% средства наземного обеспечения и общего применения каждой роты)

начальником инженерно-аэродромной службы

не реже одного раза в месяц (не менее 30% средства наземного обеспечения и общего применения роты)

командиром роты

не реже одного раза в месяц (не менее 50% средства наземного обеспечения и общего применения каждого взвода)

заместителем командира роты

не реже одного раза в месяц (все средства наземного обеспечения и общего применения роты)

командиром взвода

не реже одного раза в две недели (все средства наземного обеспечения и общего применения взвода)